|
||||
|
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ШТУРМ ЛУНЫ ПЕРВАЯ РАЗВЕДКА ЛУНЫ Конечно, все бесчисленные искусственные луны не смогут заменить нам нашего ночного светила, к которому давным-давно привыкло человечество. Да существования большинства искусственных лун, небольших и недолговечных, стремительно проносящихся на гигантской высоте, население Земли попросту не заметит. Но кто мог бы не заметить существования Луны! Вероятно, Луна и будет первым космическим телом, на поверхность которого ступят первые исследователи с Земли. Однако еще раньше этого знания людей о Луне значительно расширятся с помощью автоматических управляемых с Земли ракет. Еще трудно сегодня описать конструкцию такой ракеты. Если она будет взлетать с Земли, это будет, по всей вероятности, гигантская многоступенчатая ракета. Если ее удастся отправить с искусственного спутника, она будет совершенно иной. Но уже можно себе представить, как она будет работать, какие задачи удастся решить с ее помощью. Побудем с вами у пульта управления полетом этого первого отправившегося на разведку Луны космического корабля.
…В большом затемненном зале, вдоль стен которого поблескивают стеклом и никелем какие-то щиты управления, сложные приборы, светятся тусклыми разноцветными огоньками сигнальные лампочки и флоуресцирующие стрелки приборов, у большого экрана телевизора стоят ученые. Почти черен трепещущий, словно вздрагивающий экран телевизора. Только кое-где дрожат на нем светлые точки. А в самой середине висит какой-то освещенный с одной стороны похожий на сигару предмет. На экране этого телевизора мы видим все то, что видно сейчас в телескоп, следящий за полетом первого космического корабля, отправившегося на разведку Луны. Крохотная сигара, видимая нами на середине экрана, — это и есть 70-метровой длины корпус космического корабля, стремительно движущегося в пространстве. Под экраном телевизора находится небольшой экран осциллографа. На нем постоянно вибрирует зеленоватая полоска, делающая острый зигзаг. Это — сообщение радиолокатора. Радиолуч непрерывно сопровождает корабль в полете; он касается его корпуса и, словно убедившись в его целости, возвращается назад, на Землю. И здесь, превращенный в этот зигзаг на флоуресцирующей поверхности экрана, он докладывает ученым: с кораблем все в порядке. Результаты локации корабля тут же анализируются электронно-вычислительными машинами, и ученые постоянно знают и его курс и скорость движения. Знают в этом зале и показания всех приборов, находящихся на корабле. На его борту имеется радиошифрующая установка и передатчик, подобный тому, который предлагает установить на своей искусственной луне проф. Зингер. Ракета уже пролетела большую часть своего пути. Она уже приблизилась к поверхности Луны: на экране телевизора появился узкий серп нашего ночного спутника, находящегося вблизи новолуния. Ученые сверяют свои вычисления с показаниями приборов, отдают им соответствующие команды. И вдруг у сигары на экране телевизора вырастают как бы усы — это струи выбрасываемых реактивными двигателями газов. Сигара медленно поворачивается и, видимо, ложится на другой курс. Она видна с Земли уже под совершенно другим углом, чем прежде. Дымовые усы исчезают — выключились двигатели корабля. Приборы докладывают ученым: ракета превратилась в спутника Луны. Она движется вокруг нее по круговой орбите. Уже в эту минуту с ракеты можно бы было увидеть часть другой стороны Луны, той, которой не видел еще ни один человек на Земле и о строении которой мы можем только догадываться. Как жаль, что единственными пассажирами ракеты в этом беспримерном космическом перелете являются автоматические и телеуправляемые машины и механизмы! И вдруг экран преображается. Зыбкая тьма сменяется на нем рельефным цветным изображением лунной поверхности, видимой почти в упор. С изумительной отчетливостью вырисовывается большое овальное пятно — Море Кризисов. С Земли, даже в лучшие телескопы, почти невозможно различить его цвета. А сейчас на экране телевизора отчетливо проступила зеленая окраска его дна. Ученые узнают знакомые кратеры и цирки и называют их: Клеомед, Гемин, Лангрен… А рядом с этой исследованной с помощью телескопов областью расширяется полоска еще невиданных с Земли частей планеты. Новые кратеры, новые горные цепи, бурые скалы, пятна морей. Ученые, забыв, что все это фиксируется на кинопленке, хватают карандаши, чтобы сделать хотя бы беглые наброски… Волнение достигает предела… Вы угадали. Это цветная телепередача с космического корабля. Но вдруг словно какая-то тень пробегает несколько раз по экрану, стирая изображение. Еще мгновение оно дрожит, уже не такое яркое и отчетливое, но еще видимое. И наконец исчезает совсем. Авария? Неисправность телепередающей или телеприемной аппаратуры? Нет, не волнуйтесь, — это довольно обычное в солнечной системе явление: затмение спутника. Наш космический корабль скрылся за Луной; ее мощное тело, как гигантский экран, стало на пути радиоволн передатчика, и они уже не доходят до Земли. Но это первое в истории солнечной системы затмение искусственного спутника. Первый случай за миллиарды лет ее существования! Пройдет строго определенное время, и корабль покажется из-за противоположного, погруженного в ночную тьму края нашего светила. Затем астрономы в земных обсерваториях будут наблюдать его прохождение перед диском Луны. Может быть, по команде с Земли на Луну будет сброшен вымпел, граната, взрыв которой также будут наблюдать с Земли. Не один, не два, а значительно больше кругов вокруг Луны на расстоянии всего в 30—100 километров от ее поверхности сделает космический корабль, постепенно изменяя направление своего полета так, чтобы обследовать возможно большую площадь поверхности. И опять-таки в строго определенный момент будет дана ему команда лечь на возвратный курс. Искусственный спутник Луны снова превратится в космический корабль. Наконец, космический скиталец вернется на Землю. Ученые проявят кинопленки, расшифруют показания приборов. Во всех газетах мира появятся карты той невидимой стороны Луны, составленные по данным киносъемки. Будет сделан еще один шаг в завоевании Вселенной. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТАНКЕТКА Советский ученый кандидат технических наук Ю. С. Хлебцевич считает, что и на поверхности Луны первую высадку осуществят не люди, а автоматы. В штурме космических пространств на каждом этапе человек, видимо, будет первую разведку поручать своим автоматам. Мы уже знаем, какой большой, неудобной, громоздкой получается ракета, рассчитанная на то, чтобы опуститься на Луне с пассажирами, обеспечить возможность их хотя бы непродолжительной жизни и работы там и возвращения на Землю. Вес такой ракеты в момент посадки на Луну будет составлять несколько десятков тонн. Какую же огромную величину должна будет она иметь при взлете с Земли?! А автоматическая лаборатория, которая сможет осуществить массу разнообразных исследований, будет весить, по расчетам Хлебцевича, всего несколько сотен килограммов — столько, сколько весит автомобиль «Москвич». Ведь ее незачем возвращать на Землю; она может остаться на Луне навсегда. Кроме того, находящаяся в ней аппаратура не боится больших ускорений и для них не нужна герметическая кабина. Специальные радиопередатчики помещают даже в снарядах зенитных орудий, и они отлично работают после выстрела. Снятие запрещения развивать ускорение выше переносимого человеческим организмом еще облегчит задачу создания ракеты для отправки на Луну космического корабля с подвижной автоматической лабораторией. Вот как представляет себе Ю. С. Хлебцевич работу такой лаборатории на Луне. Космическая ракета, управляемая по радио с Земли, приближается к Луне. Вот уже близка покрытая толстым слоем пористой пыли, камней, обломков горных пород поверхность нашего спутника. Автоматы, управляемые по радио, поворачивают ракету соплами к Луне и включают реактивные двигатели. Сжигая последние капли горючего, ракета тормозит свое падение и опускается на поверхность Луны.
В разные стороны разлетаются осколки камня, поднимается облако пыли, летящей так же далеко, как и камни, но и так же быстро осаждающейся на почву: ведь атмосферы там нет. Корпус ракеты, почти на четверть зарывшийся в рыхлый, пористый грунт, безнадежно искалечен. Топливные баки смяты в гармошку. Только верхняя часть сохранила свою первоначальную форму. Все это так и было заранее задумано учеными. Корпус ракеты, баки c горючим были сконструированы так, чтобы служить амортизатором при посадке, чтобы они, сминаясь, смягчили удар головной части ракеты. И вот раскрывается головная часть, и из нее выезжает — да, выезжает! — на гусеницах небольшая танкетка. Она переваливается через борт корабля и медленно падает на поверхность Луны. Медленно по нашим земным понятиям: ведь сила притяжения на Луне меньше, чем на Земле, в 6 раз и ускорение падения так же в 6 раз меньше. Но, коснувшись почвы, танкетка качнулась и снова встала на свои гусеницы. Форма ее такова, что, как бы она ни упала, она все равно, как ванька-встанька: перевернется опять и встанет в нормальное положение. Правда, нормальных положений у нее два: она будет действовать и «вверх ногами», так как ее ноги, то есть гусеницы, находятся и вверху и внизу. Из корпуса танкетки выдвигаются ее рабочие органы. На раздвижной стойке выбрасывается антенна направленного приема и передачи. На сложном многошарнирном устройстве поднимаются «органы чувств» танкетки: ее телеглаз — телеприемная камера. Она может поворачиваться во все стороны, «оглядывать» горизонт, «смотреть» прямо себе «под ноги». Все, что попадает в поле зрения этого телеприемника, сразу же передается по радио на Землю. Ученые видят на экране своего телевизора все так же отчетливо, как если бы они сами находились внутри танкетки. По командам с Земли телеприемник поворачивается в разные стороны, высматривает удобную дорогу, и, наконец, танкетка трогается в путь. Она выбирает место для первой серии наблюдений. В ее корпусе размещены различные приборы и аппараты для исследования существующих на Луне условий — температуры, состава пород, слагающих поверхность нашего спутника. Мало того, она имеет даже оборудование для взятия проб грунта с глубины в несколько метров. Ведь необходимо выяснить, какую толщину имеет слой пыли, слой раздробленного камня, где начинаются коренные породы, слагающие Луну. Эти данные нужны в первую очередь для посадки корабля с экипажем. Представьте себе, что вы ведете космический корабль, который должен сделать посадку на Земле, а о физических условиях ее поверхности вам ничего не известно или известно очень мало. Вы, конечно, предполагаете осуществить посадку на сушу. Вот перед вами бескрайние леса нашей Сибири. Вы выискиваете большую круглую поляну — идеальный космодром. И — бах! — проваливаетесь в болото! На земной поверхности в пустынях есть так называемые зыбучие пески, которые также засасывают всякий упавший на них тяжелый предмет. Посадка в таком месте может оказаться гибельной. В задачи танкетки и будет, в частности, входить выбор места для посадки космического корабля с экипажем. Это должно быть ровное место с достаточно прочной поверхностью, без глубоких трещин. …Оставляя на толстом слое мягкой пыли широкие следы гусениц, танкетка двинется на поиски первого лунного космодрома. Долго ли сможет проработать на Луне танкетка? Это зависит от того, какого рода двигатели будут приводить в движение ее устройства, питать электрическим током ее аппараты. Если это будут двигатели, работающие на топливе, взятом в запас с Земли, то, даже принимая во внимание легкость передвижения по Луне из-за пониженной силы тяжести, запаса топлива хватит всего на несколько дней, в крайнем случае — недель. Но можно снабдить танкетку дополнительно и двигателями с аккумуляторами, которые можно будет там же, на Луне, подзаряжать, даже не один, а много раз. Делать это будет та же самая неистощимая энергия Солнца, которая будет работать и на гелиоэлектростанциях искусственных спутников. Ведь условия солнечной радиации на Луне ничем не отличаются от радиации в космическом пространстве. Возможно, что запаса энергии в аккумуляторах и не хватит для работы всех механизмов и аппаратов танкетки в течение длинной лунной ночи, длящейся 14 земных суток, когда возобновление энергии невозможно. Но с рассветом, едва подзарядятся аккумуляторы от автоматически включающихся электрогенераторов танкетки, ее механизмы снова оживут, она снова начнет передавать на Землю результаты своих наблюдений, снова ползать, насколько хватит энергии, по просторам лунных «морей». И так повторится много, много раз, пока не поломаются от случайных причин или не износятся ее механизмы. Возможно, что эта танкетка будет использована и для дачи пеленгов при посадке космического корабля на лунном космодроме.
С ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА
Космический корабль, который предстоит соорудить для полета на Луну с космического спутника, будет резко отличаться от рассматриваемых до сих пор ракет, предназначенных для полетов в космическое пространство со станции отправления на Земле. Лауреат Международной поощрительной премии по астронавтике советский ученый А. А. Штернфельд опубликовал первый эскизный проект такого корабля, собираемого на искусственном спутнике и с него отправляющегося в полет вокруг Луны с последующим возвращением на Землю. Космическому кораблю, взлетающему с искусственного спутника, не придется преодолевать сопротивление толстой и густой воздушной оболочки, как кораблю, взлетающему с Земли. Значит, ему не обязательно иметь обтекаемую аэродинамическую форму, — требований аэродинамики в космосе вообще не существует. Внешняя форма корабля будет определяться другими соображениями. Скорость, которую необходимо набрать космическому кораблю, летящему с искусственного спутника, может быть значительно ниже скорости отлета с Земли. Ведь искусственный спутник уже обладает громадной скоростью. К его скорости надо прибавить еще около 3150 метров в секунду, и корабль долетит до орбиты Луны в любой ее точке. Причем эту скорость он может набирать не с большим ускорением, как при отлете с Земли, а с маленьким. То есть для отлета с космического спутника вовсе не обязательно иметь мощный мотор. Конструктивные элементы, из которых должен состоять космический корабль, зависят от его назначения. Корабль, предназначенный для полета вокруг Луны и возвращения на Землю, будет отличаться от корабля для полета на Луну с посадкой на ней. Ракета для полета на Марс будет совершенно непохожа на «лунные» ракеты, — к ней уже будут предъявлены требования аэродинамики: на Марсе есть атмосфера. Попробуем разобраться, как должен быть устроен корабль для облета Луны и возвращения на Землю. Сначала определим его отдельные части, а потом посмотрим, как их всего рациональнее собрать. Итак, нам надо покинуть искусственный спутник и развить дополнительную скорость свыше 3 километров в секунду. Для этой цели нам нужно довольно значительное количество топлива. Записываем под номером первым: две большие цистерны топлива — одна для горючего, другая для окислителя. Кроме горючего, необходимо иметь реактивный двигатель. Записываем под номером два: небольшой жидкостной реактивный двигатель. Долетев до Луны, ракета должна будет несколько затормозить скорость своего движения. Торможение это может быть не очень велико — всего на несколько сотен метров в секунду. Но для этого также потребуется затратить топливо. Записываем номер три: два небольших бака с топливом для превращения корабля в искусственный спутник Луны. Сделав несколько облетов вокруг Луны, корабль должен будет лечь на обратный рейс, чтобы вернуться на Землю. Для этого надо будет затратить примерно столько же топлива, сколько сожгли для превращения его в искусственный спутник Луны. Под номером четыре: еще два небольших бака. Торможение на Земле будем осуществлять о земную атмосферу. Затрат топлива это не потребует, но совершенно очевидно, что в состав космического корабля должен будет войти планер специальной конструкции с выдвижными крыльями, герметической кабиной обтекаемой формы, какие обычно применяются в таких целях. Таким образом, пятая составная часть ракеты — это планер для посадки на Землю. Кабина такого планера очень невелика. Работать в ней в течение длительного времени очень трудно. Поэтому для постоянного помещения астронавтов она не годится. Может быть, прицепить к ракете еще одну пустую цистерну для размещения лабораторий и экипажа? Можно, конечно, сделать и так, но есть более простой выход. Почему бы не использовать под жилые помещения большие цистерны с горючим, которые опустеют через несколько десятков минут после отлета с искусственного спутника?! А первые минуты — отлет — экипаж проведет в тесной кабине планера.
Раз большие цистерны из-под топлива будут использованы для жилья экипажа на весь период полета, значит, они наряду с планером должны составить центральное ядро космического корабля. Их надо поставить рядом, притом лучше всего таким образом, чтобы из кабины планера можно легко перейти в эти цистерны. Малые баки из-под горючего, которое будет сожжено при превращении космического корабля в искусственный спутник Луны, нам после этого момента уже больше не понадобятся. Вряд ли стоит везти их назад, на Землю; лучше отцепить и оставить вечно обращаться вокруг Луны. Можно установить на них небольшие автоматически действующие приборы с крохотной гелиоэлектростанцией, и они «вечно» будут сообщать нам свои показания. Видимо, таких космических «метеостанций», сообщающих «погоду космоса», будет немало в будущем разбросано по Вселенной. Раз мы решили «бросить» эти баки по пути, надо их прицепить где-нибудь с краю ракеты. Другой паре малых баков все равно суждено возвращаться на Землю: ведь они опустеют только тогда, когда обратный курс будет взят. Отцеплять их не имеет смысла. Теперь попробуем разложить все по порядку. Итак, в центре большие цистерны с горючим и непосредственно примыкающая к ним кабина планера. К хвосту планера прицепим две малые цистерны, которые мы собираемся отцепить по дороге. С другой стороны к большим цистернам прицепим малые цистерны, которые возвратятся на Землю. А за ними — реактивный двигатель.
Такое линейное размещение мы приняли тоже не без оснований. Ось направления действия реактивной силы работающего двигателя должна проходить через центр тяжести корабля, иначе он будет крутиться в космосе на месте, как крутится на воде корабль, если у него работает только один из двух рядом поставленных винтов. А обеспечить такое совпадение направления действия реактивной силы и положение центра тяжести легче всего, разметив все наши очень симметричные элементы корабля на одной оси симметрии. Какую форму должны иметь цистерны? По возможности ту, которая обеспечивает максимальный объем при минимальной поверхности: то есть форма шара. Такими, по всей вероятности, и будут малые цистерны. Большие цистерны лучше всего использовать от космических кораблей, прилетевших на искусственный спутник с Земли. Они, по всей вероятности, будут цилиндрическими: ведь они должны вписываться в аэродинамическую форму «земных» ракет. Соединение частей нашего космического корабля между собой не требует особой прочности. Оно только должно выдержать инерционные нагрузки, которые возникнут главным образом в момент отлета. Там, где соединения предусмотрены нами неразъемными, их можно осуществить простой сваркой с помощью нескольких прутков — накладок. Разъемные соединения можно сделать из трубок, наполненных взрывчаткой. При необходимости освободиться от части ракеты, следует взорвать электрическим током эту взрывчатку. Выходить из корабля для этой цели не надо. Конечно, в действительности конструирование такого корабля будет проходить не так легко и просто, как в нашем рассказе. Каждый вариант конструкторы прежде чем принять решение подвергнут строгому математическому анализу, взвесят со всех сторон. Мы рассказали только о том общем логическом пути создания такого корабля так, как это нам сейчас представляется. Итак, космический корабль для намеченной нами цели готов. Теперь надо оснастить его всем необходимым для жизни и для научной работы экипажа. Надо не забыть аппаратуру для регенерации воздуха, запаса пищи и питья, гелиоэлектростанцию для отопления и освещения, аппаратуру связи, запас ракет и костюмов для выхода в космическое пространство, приборы для научной работы, киносъемочную аппаратуру и т. д., и т. п. Дело это тоже не простое. Но вот сборы окончены. Ровно гудит реактивный двигатель. Пассажиры ракеты сидят в тесной кабине планера. Корабль набирает скорость. Прошло несколько десятков минут, и двигатель умолк. Корабль движется по широкой дуге эллипса, выходящего за орбиту Луны. Капитан корабля включает устройство, которое должно провентилировать опустевшие цистерны, удалить из них последние остатки топлива, сделать их приятными для жизни. Эта операция занимает свыше часа. Наконец, капитан открывает переднюю дверь кабины планера и входит в бывшую цистерну с топливом, превращенную в жилые помещения и лаборатории. Стремительно распаковываются приборы, которые могло попортить топливо, все устанавливается на свои места. Экипаж приступает к намеченному циклу работ… Но вот близка уже Луна. С помощью небольших боковых ракет капитан поворачивает корабль соплом вперед — снова гудение моторов, — и у Луны появился обитаемый искусственный спутник. Уже можно отцепить передние, ненужные, опустевшие баки. Делается это «мирным путем» — выключением державшего их электромагнита. Но баки все равно не желают отставать от ракеты, плывут совсем рядом с ней. Чтобы отделаться от них, кто-то из экипажа во время очередной прогулки выстрелил в них сигнальной ракетой. После этого толчка они начали медленно удаляться от корабля и наконец исчезли в космическом пространстве. Выполнив всю программу исследований Луны, корабль снова включает реактивный двигатель и ложится на обратный курс… Всего несколько дней — и вот уже близка Земля. Экипаж вместе со всеми наиболее ценными приборами, с результатами исследований снова перебирается в кабину планера. Легкий толчок, и отделившаяся часть — вся остальная часть ракеты, кроме планера, — уплывает в темноту. Ей, не управляемой разумной волей человека и не приспособленной для полета сквозь атмосферу, суждено сгореть в воздухе. Только небольшие остатки, оплавленные обломки, может быть, достигнут поверхности Земли. Капитан корабля уверенно ведет планер в атмосферу. Регулируя вылет крыльев и глубину погружения, то словно ныряя в более плотные слои воздуха, то выскакивая в космическое пространство, медленно тормозит он движение планера. Обшивка планера нагревается при погружении в плотные слои атмосферы и охлаждается за счет теплоизлучения, когда планер снова попадает в космическое пространство. Хорошая теплоизоляция кабины предохраняет экипаж от таких резких скачков температур, но все-таки воздух нагревается так, что становится трудно дышать. Это длится в течение нескольких часов. И наконец, планер входит в плотные слои воздуха и идет на посадку на своем космодроме…
СОСЕДНИЙ МИР Многие, наверное, читали роман знаменитого английского писателя Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Герои этой книги, попавшие на Луну, переживали там целый ряд приключений среди селенитов — жителей Луны, удивительно похожих на больших разумных муравьев, которые и самое Луну, по рассказу Уэллса, превратили в огромный муравейник, наделав в ней массу пещер, ходов, переходов, туннелей. Этот роман написан около 50 лет назад. Умный и высокообразованный писатель не располагал в то время многими нашими сегодняшними сведениями о физической природе спутника Земли, и это дало ему в какой-то мере право считать Луну обитаемой. Ну, а как же с сегодняшней точки зрения? Что найдут первые астронавты на Луне? Обитаема ли Луна? В любом учебнике астрономии, в любой популярной астрономической книге вы неизбежно найдете подробную карту лунной поверхности, снимки отдельных участков ее, описание своеобразного ее рельефа. На карте Луны нанесены десятки тысяч деталей; ее видимая поверхность исследована куда лучше, чем некоторые области Земли. Измерена температура на ее поверхности, даже обнаружены остатки атмосферы, плотность которой не превышает 1/2000 плотности атмосферы Земли. Обнаружить газ, имеющий такое разрежение, не легко и в земных условиях. Луна — мертвый мир, гласят все описания. Сутки там длятся 29,53 земных суток. Почти полмесяца тянется один лунный день. Не ослабляемые и не смягчаемые чрезвычайно разреженной атмосферой, лучи Солнца раскаляют ее поверхность до температуры в 100–120°. В тонкой пыли, покрывающей поверхность Луны, можно бы было не только печь яйца, но и варить супы, жарить бифштексы… Ночью, не защищаемая шубой атмосферы, поверхность Луны стремительно охлаждается почти до 160° ниже нуля. Это такой трескучий мороз, какого нигде никто на Земле в естественных условиях не наблюдал.
Столь низкие температуры на Земле можно получить только искусственно, с помощью дорогих и сложных холодильных машин. При этих температурах основные газы, составляющие атмосферу нашей планеты, — азот и кислород — могут находиться в жидком виде. 280 градусов — таков температурный перепад между днем и ночью на Луне. Ничего подобного на Земле нет. Область с резко континентальным климатом — пустыня Сахара — может явиться лишь слабым подобием Луны. В атмосфере над гигантской территорией Сахары почти нет водяного пара, оказывающего экранирующее, смягчающее действие, нет там и водоемов, аккумулирующих тепло, а песчаная почва Сахары быстро нагревается и быстро остывает. Поэтому суточные колебания температуры здесь также очень велики — они достигают 50°. Днем путешественники изнывают от 50-градусной жары, а ночью не могут напиться: вода замерзает в их фляжках. Но это колебание температуры нельзя и сравнить с тем, что на Луне. Впрочем, страшная жара на лунной поверхности днем — весьма условная вещь. В замечательной научно-фантастической повести К. Э. Циолковского «На Луне» случайно оказавшиеся на ее поверхности путешественники спасаются от жары в глубокой трещине. В этом, пожалуй, не было большой необходимости. Любой клочок тени от скалы является там естественным холодильником. Если когда-нибудь космические путешественники положат на поверхности Луны две фляжки с водой на расстоянии полуметра друг от друга, но одну на Солнце, а другую в тени, первую разорвут пары закипевшей воды, тогда как в другой вода замерзнет. Высокая температура, наблюдаемая на поверхности Луны, не захватывает нижних слоев планеты; по всей вероятности, уже на глубине всего в несколько сантиметров колебания температуры не превышают десятка градусов. А на глубине около метра она всегда остается постоянной. Шубой, защищающей наш спутник от действия как сверхвысоких, так и сверхнизких температур, является толстый слой пыли, мелко раздробленной, пористой, частицы которой почти не соприкасаются друг с другом и передача тепла между которыми осуществляется также только излучением. Отсутствие воздуха, воды, крайне неблагоприятные температурные условия — все это и заставляет утверждать, что жизни на Луне нет. Однако Луна совсем не мертвый, неизменный и неподвижный мир, как это кажется. И далеко не все знаем мы об этом самом близком к нам мире. Не мало еще загадочного на его поверхности, не мало вопросов поставил он нашим астрономам и астрофизикам. Когда-то, когда впервые в телескоп обнаружили горы на Луне, пятна полярных снегов на Марсе, густые слои облаков на Венере, наблюдателей поражало сходство между планетами в нашей солнечной системе. Сейчас больше поражает различие между ними. Действительно, очень мало похожего на наши земные образования находим мы на поверхностях исследованных с помощью телескопа планет, в том числе и на нашей Луне. Для ее поверхности характерны гигантские цирки и кратеры, словно по циркулю проведенные кольца гор. Что это? Следы от падений огромных метеоритов или поднявшиеся из глубины планеты и лопнувшие на ее поверхности газовые пузыри? Ничего похожего на эти образования не знаем мы ни на Земле, ни на поверхности других планет. Светлые лучи. В южном полушарии Луны расположен один из самых известных и красивых лунных кратеров — Тихо. От него во все стороны расходятся светлые линии, словно меридианы от полюса. Сотни и тысячи километров — длина этих линий. Окружены ими и некоторые другие кратеры. О происхождении и строении этих линий мы также ничего сказать не можем. Они — монопольная особенность нашего ночного спутника. На скалистом южном берегу Моря Дождей находится сравнительно небольшой кратер Эратосфен. Едва первые лучи Солнца озаряют его дно, там начинаются удивительные изменения. В центре его возникает темное пятно, которое непрерывно расширяется. К середине лунного дня оно достигает максимальной величины, а затем начинает уменьшаться. Впечатление такое, словно огромные тучи каких-то насекомых выползают из глубины планеты и движутся вслед за солнечными лучами. Советские астрономы твердо установили, что эти пятна не могут быть образованы тенями от каких-либо незаметных объектов. Действительный член Академии наук УССР Н. П. Барабашов объясняет это явление осаждением и испарением инея, закрывающего и открывающего более темную поверхность планеты. Возможно и еще одно объяснение: дно кратера Эратосфена состоит из пород, претерпевающих какие-то физические изменения под влиянием температуры. Окончательно тайну изменяющих свою величину и форму «темных пятен», наблюдающихся не только в кратере Эратосфене, а и в других местах Луны, смогут раскрыть только космические путешественники. Не мало и других, «довольно странных и загадочных», по выражению Н. П. Барабашова, изменений открыто на Луне астрономами. И объяснения их, которое дадут космические путешественники, могут оказаться весьма и весьма неожиданными… Такова Луна — такой, казалось бы, на первый взгляд, известный нам и такой таинственный соседний мир, первый, на который ступит нога посланцев Земли, разведчиков космического пространства.
ЛУНА-ГОРОД Космический корабль весьма странной формы — мы уже знаем, как получается такая, на первый взгляд, предельно несообразная форма корабля, «собираемого» из отдельных кусков, — яростно ударяя в каменную почву Луны струей раскаленных газов, тяжело сел на широко раздвинувшуюся треногу. На мгновение он качнулся — одна из опор попала в неглубокую трещину, — но тут же выровнялся: автоматы удлинили эту опору, пока она твердо не оперлась о дно трещины. Стремительно опала поднятая выхлопными газами пыль, и снова все стало неподвижным в этом мертвом мире, покой которого был на несколько мгновений нарушен спуском корабля. Кажется, что и его муравьиноподобное тело с узкими перешейками между круглыми цистернами станет отныне неподвижной частью пейзажа. Но, нет, не таковы нежданные гости из космоса, посадившие здесь свой корабль. Это беспокойные гости — люди с Земли. И с того самого дня, когда нога первого человека оставит свой след в вековечной лунной пыли, никогда уже не обретет ночной спутник своего былого спокойствия. В одной из секций космического корабля беззвучно открылась дверца (звуки здесь, на Луне, передаваться могут только через почву, а она, пористая и раздробленная, плохой проводник звука), и легкая капроновая лестница падает из нее наружу. По ней спускается человек в костюме, похожем на водолазный. Скафандр этого костюма из прозрачной пластмассы. Сквозь него виднеется молодое лицо с внимательными живыми глазами, в которых трепещет восторг. Еще бы, этому человеку, спускающемуся по капроновой лестнице, выпала честь первым ступить на почву другой планеты. От нетерпения он прыгает вниз с высоты 6–7 метров и медленно «приземляется», нет, — «прилуняется». А за ним уже спускаются второй пассажир корабля, третий…
Они становятся в круг, и легкий алюминиевый шест поднимается на почве Луны. А на нем — не колеблемое ветром, неподвижно висящее, но до слез волнующее окружающих — алеет полотно советского флага… Первые шаги первых людей на Луне. Первым пристанищем космических путешественников может служить сам корабль. По его обжитые каюты тесны, неудобны. В них нельзя разместить даже все то научное оборудование, которое лежит в грузовых отсеках. А ведь новая аппаратура будет поступать с автоматическими ракетами. Луна должна быть обжита по-настоящему. Захватив геологический молоток, делая с шестом громадные, 20-метровой длины прыжки, один из членов экипажа отправляется к ближайшей группе скал. Что может предложить Луна ее первым обитателям? Неужели только покрытый пылью камень, раскаленный днем и промороженный ночью? Нет, мир Луны оказался гостеприимнее. В ближайших же отрогах гор, всего в нескольких километрах, обнаружены пещеры самых разнообразных величин и форм. Их разветвляющиеся ходы то расширяются в гигантские залы, то сужаются до размеров щели. Что ж? Это уже первое пристанище. Астронавты забирают с собой огромные тюки вещей — на Земле каждый такой тюк не поднять и пятерым — и направляются к облюбованным пещерам. В одной из них, наиболее приглянувшейся им, устраивается первый лунный дом. Этот дом астронавты принесли на себе. Вот уже разложено на выровненном дне пещеры круглое пластмассовое полотнище. Один из астронавтов присоединяет к нему нечто вроде металлического шкафа, у которого вместо задней стенки почему-то тоже сделана дверь. Это и будет дверью в жилище астронавтов, двойной дверью, которая будет служить шлюзом для входа и выхода в дом. Двери эти можно будет открывать только поочередно: вторую после того, как будет закрыта первая. Если открыть две двери сразу, воздух из дома уйдет, смешается с редкой атмосферой Луны. Другой астронавт между тем подсоединяет к вентилям развернутого полотнища трубопровод от баллонов со сжатым воздухом. «Дом» начинает раздуваться, как детский шар. И вот он уже стоит в пещере, освещаемый резкими лучами электрических ламп астронавтов. Он — полукруглый, похожий на снежный чум, который строят себе жители Гренландии. Диаметр этого полушара — около восьми метров, высота — чуть больше трех. Открыв двери ключом и соблюдая все предосторожности, чтобы не выпустить воздух, астронавты с необходимыми вещами входят внутрь его. Первое лунное новоселье! Впрочем, тут все «первое», и удивляться этому не следует. Войдя внутрь, астронавты не спешат снять с себя костюмы. Надо жилище сначала прогреть. В этой пещере царит адский холод — минус 100°! Ведь сюда никогда не проникают прямые лучи Солнца. И астронавты, включив электропечи, следят, как медленно поднимаются в трубках струйки не замерзающих при сверхнизких температурах жидкостей. 15° ниже нуля, и температура продолжает подниматься. Ну, пора раздеваться. Помогая друг другу, астронавты снимают прозрачные шлемы и надоевшие костюмы, которые в значительной степени затрудняют движения. Наконец-то можно протянуть руку и пожать протянутую тебе навстречу дружескую ладонь, не отделенную двойным слоем резины! Небогата первая обстановка первого лунного дома. Прежде всего здесь аппараты для регенерации воздуха. Давление его здесь довольно значительно, лишь процентов на 30 ниже, чем на Земле, на уровне моря. Но парциальное давление кислорода в этом воздухе даже несколько больше, чем на Земле, и поэтому никаких неудобств обитатели не испытывают. Да и в течение всего перелета на корабле они дышали такой разреженной, но обогащенной кислородом смесью. Пользование такой смесью позволяет несколько уменьшить общее количество забираемого с собой в космический полет воздуха. Во-вторых, — электропечи для обогрева и аккумуляторы для их питания и освещения на первое время… Да, тепло здесь надо беречь. Аккумуляторов хватит не надолго. И хотя двойная пластмассовая стенка дома обладает не очень большой теплопроводностью, ее надо еще уменьшить. Теплоизоляционных материалов на Луне — хоть отбавляй. Она вся покрыта ими. Это та пыль, которой покрыта Луна. И после непродолжительного отдыха, снова надев свои костюмы и выйдя на поврехность Луны, астронавты обсыпают свой дом со всех сторон пылью, которую собирают с поверхности планеты. Работается здесь легко. Очень помогает уменьшение силы тяжести. И теплоизоляционный слой пыли — целый холм, под которым укрылся пластмассовый дом астронавтов, удалось насыпать за какие-то полчаса. Ну, жилье в основном готово. Здесь, под покровом пещеры, астронавты могут не бояться удара какого-нибудь шального метеорита. А потом, исследовав воздухопроницаемость ее сводов, может быть, приняв какие-нибудь искусственные меры вроде специальной обмазки или покраски, плотно замуровав все щели и выходы, кроме одного, удастся превратить в жилище всю пещеру… Это было бы очень кстати. Многие исследования, можно будет проводить в этой обогретой и освещенной пещере, наполненной воздухом, привезенным с Земли… И, наконец, первый сон на Луне. Нет, совсем не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд, оборудован лунный домик. Оказывается, у него внутри есть и пластмассовые же мягкие и удобные стулья, и гамаки, и даже несколько столиков для работы. Все это органически входит в его устройство и само встало на свои места, когда в него пустили воздух. Правда, в нем нет окон. Но они и не нужны… И уставшие астронавты поудобнее устраиваются в гамаках. Счет времени астронавты ведут не по лунным, а по земным дням, ибо здесь все еще продолжается раннее утро. Солнце за 20 с лишним часов с момента прибытия ракеты чуть-чуть поднялось по небу. Следующий день также был весь занят трудом. Прибыла первая автоматическая ракета с грузом. Она опустилась всего в 2 километрах от ракеты, привезшей астронавтов, и по счастливой случайности даже ближе к жилищу астронавтов, чем первая. Разгрузив ракету, обнаружили дополнительные запасы кислорода, небольшой автомобиль-вездеход — на гусеничном ходу, с герметической кабиной и прозрачным пластмассовым кузовом, — горючее для автомобиля. Автоматические ракеты с грузами теперь будут поступать беспрерывно. Земля не оставит своих посланцев без поддержки. На следующей ракете прибывает гелиоэлектростанция. Это и необходимо. Аккумуляторы были в значительной степени разряжены еще в полете, сейчас не малое количество энергии уходит на отопление и освещение, на питание приборов и радиосвязь. Астронавты на открытом месте, освещаемом лучами Солнца, начинают собирать из отдельных частей свою гелиоэлектростанцию. Она ничем по существу не отличается от гелиоэлектростанций, используемых на космическом корабле. Специальное часовое устройство поворачивает ее узкое и длинное изогнутое зеркало вслед за Солнцем. И под сводами пещеры вспыхивают ожерелья электрических лампочек. Сколько веков не знали эти своды ни одного луча света — и вот они озарены потоками лучей. А навстречу этим зажженным человеком огням вспыхивают другие — на стенах, на полу, на сводах пещеры. Это отблески огней, дробящихся в гранях кристаллов, среди которых, наверное, не мало драгоценных… Гелиоэлектростанция работает непрерывно, на полную мощность. Ведь за оставшееся время лунного дня надо зарядить аккумуляторы на всю лунную ночь. Астронавты разбирают свой корабль, на котором они еще должны будут вернуться на Землю, и с помощью специального лунного автомобиля по частям свозят его в свою пещеру. Это делается тоже в виде предосторожности от метеоритов. На незащищенной поверхности Луны остаются только гелиоэлектростанция, антенны радиосвязи и радиотелескопа да временное помещение обсерватории, под которую переоборудован один из пустых баков из-под горючего. Второй пустой бак находится в пещере; он служит складом горючего. В случае нужды его можно будет использовать и для жилья… Примерно так представляем мы себе сегодня первое поселение человека на Луне. Наверное, не все мы здесь предусмотрели, не все угадали, не все правильно предвидели. Действительность очень скоро внесет свои коррективы. Но абсолютно ясно одно: этот полет на Луну с целью обосноваться на ней обязательно состоится. Земля пришлёт своим посланцам все для жизни, научной работы. И с каждым днем все дальше от первого лагеря будут уводить отпечатанные, в пыли следы гусениц, вездехода. Все более широкие районы включатся в круг исследований. Разрастется и лунный город. Новые и новые люди будут прилетать сюда на смену и в добавление к проработавшим здесь положенное время. Новые пещеры приспособят они для жилья, для складов, для работы. И не только с Земли будет поступать сюда все для поддержания жизни первых лунных поселенцев. Свои собственные ресурсы откроет Луна людям. Может быть, будут найдены залежи ископаемого льда, а это даст не только воду для питья, но и кислород для дыхания. Ведь воду можно разложить на кислород и водород с помощью электрического тока. Будут сооружены лунные оранжереи и парники, и почва Луны станет плодоносить. Может быть, будут найдены залежи самородных металлов, серы и других ископаемых, которые легко смогут использовать первые поселенцы. Настанет время, и на том месте, где стояла пластмассовая палатка, вырастет на Луне целый промышленный город — космопорт, научный центр и пересадочная станция космических кораблей, отправляющихся в дальние маршруты. Это, конечно, будет не скоро. Гораздо позже того, как первый пластмассовый домик, развернутый на Луне, привезут обратно на Землю и выставят в музее — рядом с грозоотметчиком Александра Попова и паровозом Стефенсона.
КОГДА ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ? Однако «открытие Луны» — первое посещение ее человеком — произойдет еще не сегодня и не завтра. Это только в научно-фантастических романах гениальный изобретатель строит космический корабль и отправляется на нем сразу на Луну или на Марс, а то и сразу на несколько планет проездом. В действительности проблема космических путешествий столь грандиозна, что решение ее не под силу не только одному, а целой дюжине гениев. Лишь напряженный труд многих и многих ученых разных специальностей позволит решить эту задачу. Кроме согласованных дружных усилий, труда десятков тысяч людей, решение этой проблемы потребует и времени. Ведь оно может быть осуществлено только последовательно, этап за этапом. Доктор физико-математических наук проф. В. В. Добронравов, проанализировав темпы развития современной науки и техники, учитывая актуальность и важность проблемы космических сообщений, наметил такие предположительные сроки решения отдельных этапов великой задачи — космического полета. По мнению проф. В. В. Добронравова, решение проблемы космического полета можно разделить на три этапа. Первый этап — создание автоматических ракет, способных подниматься на высоту в 300–400 километров. Эта задача в настоящее время в основном решена. Первый этап завершается созданием автоматического искусственного спутника Земли, подобного тому, конструкцию которого, предложенную проф. Зингером, мы уже описывали. Проф. Добронравов считает самой крайней датой создания такого спутника 1965 год. Мы уже знаем, что создание автоматического искусственного спутника Земли, который будет двигаться по круговой орбите в верхних слоях атмосферы на высоте в 320–350 километров, является задачей сложной, но разрешимой, с точки зрения нашей современной техники. И сообщение о практическом осуществлении этой задачи может появиться в любой день — завтра, через неделю, через полгода. В ряде стран уже запланированы на 1957 год первые запуски искусственных спутников. Следующий этап — проникновение человека в космос. Сначала — первые полеты в специально оборудованных ракетах, затем первый «обитаемый» искусственный спутник, а затем и создание космического острова — передового бастиона человечества на пути к звездам. Этот этап, видимо, завершится полетом ракеты с экипажем вокруг Луны. 1980 год — такова ориентировочная дата этого полета. Наконец, третий этап — посещение Луны и ближайших планет нашей солнечной системы с высадкой на их поверхности. Ориентировочная дата первого такого полета — на Луну — с возвращением на Землю — около 2000 года. Сроки, предположительно намеченные проф. В. В. Добронравовым, надо считать скорее пессимистическими, чем обнадеживающими. Несмотря на гигантскую сложность всей проблемы в целом, сроки на решение отдельных ее этапов, по нашему мнению, следует сократить минимум вдвое по сравнению с названными В. В. Добронравовым.
|
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|