|
||||
|
28. О ФИГУРАХ РЕЧИ Характерной особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т. е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория. Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Анафора – повторение слова, словосочетания, ритмических и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: «У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех». Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли; широко применяется в рекламных текстах. Градация – расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: «Это живой, деятельный, стремительный человек». В градациях используются чаще всего 3–4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов может создать ощущение ее недостаточности. Антитеза – сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи. Сравнение – известная и популярная фигура речи. Задача оратора – снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями. Аллюзия – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выдающихся людей прошлого – мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых. Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи» (А. Грибоедов). Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо пояснить. Антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: «Очень мне нужно тебя обманывать!» Гипербола – образное преувеличение, например: «Инфляция может достигнуть космических размеров». Лучше использовать собственные, новые гиперболы. Литота – подчеркнутое преуменьшение; эту стилистическую фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: «За границу они поехать, конечно, не откажутся» (т. е. с удовольствием поедут). Паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: «Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины – нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях». Антиципация – формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. Создается впечатление объективности обсуждения проблемы. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|