|
||||
|
Глава 3 Описание метода лечебной кинологии и результатов исследования В предыдущих главах описывались теоретические аспекты метода лечебной кинологии. Постараемся схематически описать практический аспект методологии. Как уже отмечалось, данный метод находится на стыке различных наук: кинологии, медицины, психологии и педагогики. И это является как привлекательным, так и достаточно проблематичным аспектом. Первой сложностью является отсутствие общего понятийного и терминологического аппарата, второй — отсутствие имперических данных в области зоотерапии и лечебной кинологии в частности, третья достаточно серьезная проблема состоит в отсутствии специалистов, объединяющих все эти области научных знаний. Разрабатывая практическую часть метода, мы учли все эти проблемные области и постарались максимально их разрешить. Учитывая специфические психолого-педагогические характеристики детей с заболеваниями ДЦП, аутизмом и синдромом гиперактивности, важно понимать, что не все животные подходят для работы с ними. Таким образом, серьезно встал вопрос о том, какие именно животные, с какими характерологическими особенностями будут наиболее эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими тот или иной диагноз. Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми — это не просто общение с собакой. Как уже отмечалось ранее, пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным уже само по себе является терапевтичным, но в данном случае эффект усиливается и становится управляемым и прогнозируемым в связи с тем, что структура занятия продумывается и разрабатывается опираясь на психологические особенности ребенка, собаки и организацию направленного и целостного взаимодействия. Каждое упражнение, каждая тема имеет свое значение, свою конкретную цель и свой эффект. Рассмотрим, например, занятия, в которых используются спортивные элементы дрессуры, такие, как преодоление препятствий с собакой на время. Для такого рода упражнений собака должна быть не только специально подготовлена для прохождения дистанции с барьерами, но и четко реагировать на присутствие ребенка рядом. Можно себе представить, каких усилий требует от гиперактивного ребенка выполнение задания, связанного с преодолением этой дистанции. Необходимо внимательно и без ошибок выполнить задание — провести собаку по дистанции, отдавая четкие команды. Данное задание направлено на развитие концентрации внимания, произвольности и навыков самоконтроля. На обычных коррекционных занятиях достичь стольких целей одновременно достаточно сложно. Более того, трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной методике это возможно преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака. Без установления контакта и взаимопонимания между собакой и ребенком успеха ждать не приходиться, поэтому в организации пространства взаимодействия и кроется профессионализм и активное участие кинологов, психологов и педагогов. Вот почему проводить такого рода занятия дома, без участия специалистов невозможно. Метод отбора и подготовки собак Кинологи центра совместно с психологами и зоопсихологами достаточно кропотливо и серьезно подошли к разрешению проблемы отбора и подготовки собак к проведению занятий, в результате чего и появилась авторская методика тестирования и отбора собак. Данная методика включает в себя несколько критериев: тип нервной системы собаки, потребности животных, время адаптации и обучаемость собаки. Типы нервной системы собаки были рассмотрены в первой главе. Давайте обратимся к зоопсихологии и рассмотрим потребности живых существ. Для начала обратимся к определению, что такое потребности. Потребность — это необходимость получения чего-либо из внешней среды (выделения чего-либо вовне), удовлетворяемая во взаимодействиях с живой и неживой природой. К основным потребностям живых существ принято относить следующие: — потребность в пище и воде; — потребность в отдыхе и сне; — потребность в поддержании температуры тела; — потребность в удалении продуктов жизнедеятельности; — потребность в безопасности и самосохранении; — потребность в продолжении рода; — потребность в социальной организации; — потребность в игре и движении; — потребность в информации и познании; — потребность в общении. Перечисленные здесь потребности в большинстве своем относятся к физиологическим и обеспечивают выживание индивидуума. Другие (например, потребность в информации) относятся к категории психологических потребностей. Однако у животных прослеживаются и более сложные потребности, с трудом поддающиеся анализу на традиционной основе, — например, потребность в социальной организации или то, что у домашней собаки называют «потребностью в человеке» (она соединяет в себе несколько физиологических и психологических потребностей, удовлетворяемых при помощи человека и не удовлетворяемых или гораздо менее эффективно удовлетворяемых без него). Общевидовая врожденная «потребность в человеке», присущая всем домашним собакам, выражается в том, что животное само стремится установить как можно более тесные отношения с хозяином и его семьей. Контакт с хозяином в жизни домашних собак играет роль видосохраняющей функции, не менее важной, чем оборонительный или пищедобывательный инстинкт. Зависимость собаки от человека проявляется во всех важнейших аспектах жизнедеятельности этого вида, а именно: — пищевая зависимость от человека; — территориальная зависимость от хозяина и его семьи; — защищенность со стороны человека; — сексуальное поведение (искусственный отбор и подбор в ходе селекции); — обучение нормам безопасного и эффективного поведения в антропогенной среде. Главным критерием эффективности поведения домашней собаки становится не индивидуальное и/или групповое выживание, а соответствие поведения требованиям со стороны человека как вида-лидера, определяющего выживание во всех важнейших аспектах, — в этом состоит суть приспособляемости для домашнего животного. Удовлетворение требований, предъявляемых хозяином, представляет собой основу нормального контакта собаки и человека, а поэтому и типы контакта имеет смысл определять по тому набору функциональных и поведенческих требований, который формируется человеком. Привязанность человека к своей собаке также может и должна рассматриваться с точки зрения удовлетворения ведущих потребностей человека, среди которых чаще преобладают психологические. Животное способно удовлетворять психологические потребности хозяина не менее (а порой и более) эффективно, чем люди, с которыми он общается, и корни такого восприятия собаки кроются в психологии человека. В межличностных отношениях с человеком собака играет ведомую роль, поэтому обычно хозяин всегда получает (или искренне думает, что получает) от своей собаки то, что ему необходимо «для души». Таким образом, собака является основным союзником человека в борьбе с одиночеством и социальной изоляцией, что особенно актуально для инвалидов. Можно говорить о том, что изолированный от общества человек в силу состояния здоровья, имеет возможность взаимодействия и полноценного душевного общения. Данная проблема одиночества характерна не только для инвалидов. Здоровые люди зачастую испытывают огромный дефицит душевной открытости и близости. Встает огромная проблема доверия между людьми. В этом случае собака снова приходит на помощь, она становиться, с одной стороны, полноправным субъектом и партнером межличностного взаимодействия, а с другой — связующим звеном во взаимодействии людей между собой. Учитывая основные потребности всех уровней психики человека: — потребность в защите и/или психологической защищенности; — потребность быть защитником; — потребность в движении и активном образе жизни; потребность в стандартных взаимодействиях; потребность в функциональных взаимодействиях; — потребность в доминировании (реже — в подчинении); — потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности; — потребность в общении; — потребность в социальных контактах (включая и отношения с хозяевами других собак); — потребность в познании специфики другого вида; — потребность в осмыслении высших форм взаимодействий (роли разных видов в природе, характера их взаимодействий и т.п.); — потребность в самоутверждении (по различным критериям), нетрудно видеть, что эти потребности соотносятся с каждым из уровней психики, описываемых информационной моделью, или с некоторой комбинацией информации этих уровней. Как видно из вышеперечисленного, межвидовые отношения с собакой способны удовлетворить большую часть психологических потребностей человека, а иногда — и часть физиологических потребностей (охотничья собака снабжает человека пищей, многие породы удовлетворяют потребность в движении, комфорте и т.д.). Приведем пример: Допустим, собака должна охранять своего хозяина от нападения на улице. Это сложное поведение поддерживается следующими основными информационными структурами: (1) информация о внешних условиях, обеспечивающая различие «свой-чужой» и анализ конкретной ситуации; информация о собственном состоянии и возможностях — фактографический уровень модели; (2) информация о стереотипных формах поведения (наследственная и благоприобретенная в процессе дрессировки) — стереотипный уровень; (3) правила применения стереотипов, которым собака обучена на основе жизненного опыта (поведение нападающего, наличие оружия и другие факторы, от которых зависит выбор конкретных форм), — критериальный уровень; (4) отношение к факту нападения (преобладание страха или агрессии, решительность или робость и т.п.) — модальный уровень; (5) отношение к хозяину и учет его поведения — социальный уровень; (6) обобщенный «закон защиты слабого» — стратегический уровень; (7) осознание отношений людей между собой (подлинность агрессии нападающего, истинные намерения хозяина и т.п.) — идеальный уровень. В ходе развития, воспитания и обучения собаки информационные структуры каждого из уровней не могут быть сформированы без информации нижележащих структур. Так, например, без наработки стереотипных форм защиты от нападения невозможно сформировать правила их использования в реальной ситуации, а стереотипы, в свою очередь, не могут развиваться, если отсутствует фактографическая информация типа «свой-чужой», «друг-враг». Собаку, не знающую, что человек может быть врагом, и не умеющую схватить его зубами, бесполезно обучать тому, в каких случаях это следует делать. В точности так же срабатывает и обучение собак взаимодействию с детьми, особенно если речь идет о больных детях. Проанализировав опыт работы мировой кинологии и зоопсихологии, опираясь на практику и исследования наших специалистов-кинологов центра «Ордынцы», мы разработали методику отбора (тестирования) и дрессировки собак для работы с детьми в области кинологической психофизической коррекции. Практика нашей работы показала, что в данном случае порода собаки, как и ее размеры, не имеют никакого значения, все зависит исключительно от характера и воспитания собаки. А размер животного — это еще один психотерапевтический эффект: уходит страх перед собаками. Занятия начинаются с общения сначала с маленькими (декоративными) породами, затем предлагаются более крупные. Важно, чтобы ребенок понимал: взаимопонимание — это не рост и телосложение, а состояние души. Исходя из практических наблюдений за поведением собак, начиная со щенячьего возраста, за их общением с детьми, наши специалисты пришли к единому мнению, что взаимопонимание между собакой и ребенком происходит очень быстро. К мелким породам собак независимо от их возраста, адаптация происходит в течение 5-10 минут. В настоящее время на базе Фонда «Ордынцы» трудятся и активно помогают детям более 20 собак. В том, что работа у них непростая, можно убедиться на примере одного из занятий по курсу «Юного кинолога». Привезли детей, больных ДЦП. Дети в инвалидных колясках, с рассеянными движениями, постоянно меняющимися выражениями лица от спазм мышц, трудности с координацией движения… На этом занятии ротвейлер Ванечка демонстрировал свое послушание: садился, ложился, вставал по команде, подаваемой голосом и движением руки. И вот один ребенок, который с трудом перемещался без поддержки взрослого, потянулся с радостным выражением лица к Ване и встал. Да это было всего одно движение, но какое!!! Взрослые были одновременно и удивлены, и счастливы, а ребенок спокойно стоял рядом с собакой и гладил ее. На его лице не было боли и страдания, он был счастлив и радовался, а Ваня спокойно воспринимал неуклюжие детские ласки и пытался аккуратно лизнуть своего маленького друга. Специфика отбора, организации и методика проведения детских групп Итак, в чем же секрет эффективности метода? Он прост: дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют, играют в хендлеров (специалист-кинолог, который выставляет собаку на выставке по экстерьеру), дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом, как мы уже описывали выше, собака достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания. Почему же дети так охотно общаются с собаками? Ответ достаточно прост и в то же время требует огромной подготовки как от взрослых, так и от собак. Для детей младшего школьного возраста объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у последнего появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Перед специалистами, работающими в ключе кинологической психокоррекции, стоит достаточно сложная задача: им необходимо следить за собакой, и в то же время не препятствовать взаимодействию. Важно отметить, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты и дети, больные ДЦП, общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой. Если рассматривать действенность методики с точки зрения потребностной сферы, то можно отметить следующие наблюдения. Ребенок реализует и удовлетворяет потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребность быть признанным и потребность в общественно-полезном труде, в проявлении заботы об окружающих. Используя предоставляемые возможности для удовлетворения этих потребностей, как пишет А. Маслоу, ребенок обеспечивает свое личностное развитие. Необходимо вспомнить и о развитии когнитивной сфере ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов и терминов из кинологии, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению, тренируют свою произвольность. Особую ценность данная методика представляет для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением (таким, как чрезмерное неконтролируемое проявление агрессии к окружающим, воровство и т.п.), депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ. Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, наша методика позволяет закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие. В чем же заключается специфика данной методики? Основная идея состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, больных ДЦП, аутизмом, имеющих синдром гиперактивности и дефицита внимания, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике. На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни. Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка), арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т.д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес. С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей, но в то же время повышает требования к профессиональной подготовке специалистов. На решение этой проблемы так же пришлось затратить достаточно большие усилия. Сложность заключается в том, что, будучи замечательными и высокопрофессиональными специалистами в области кинологии, сотрудники не обладали достаточными знаниями в области медицины, в частности педиатрии, психологии и педагогики. Мы разработали и провели ряд семинаров и тренингов, включающих в себя курс по изучению вышеперечисленных областей. Таким образом, группа кинологов прошла подготовку, направленную на обучение специфики работы с детьми. Подробно рассматривались медико-психологические особенности детей, больных ДЦП, аутизмом и имеющих синдром гиперактивности, основы возрастной психологии, психолого-педагогические аспекты воспитания, психология общения и психология малых групп, основы консультирования, зоопсихология. Педагогам и психологам, работающим с детьми по данной методике, были проведены курсы по основам кинологии, зоопсихологии и основам дрессировки. Проведение такого рода подготовки в значительной степени усилило эффективность занятий и творческий потенциал специалистов. Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные стенды, плакаты, кинологическое снаряжение (дрескостюмы, поводки и т.п.), костюмированные шоу с собаками, которые носят театральный характер, при этом дети являются активными участниками происходящего. Дети не только привлекаются к участию в различных играх, но и являются активными участниками разработки и подготовки сценария шоу, выходят с собаками и показывают различные номера, придумывают и проводят соревнования, в которых взрослые и собаки соревнуются в сообразительности и ловкости с детьми. В результате занятий удается помочь детям преодолеть страх и неуверенность в себе при публичных выступлениях. Как вы уже успели заметить, на лицо развитие креативных и творческих способностей у детей. Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Целью занятий для детей с ДЦП является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция. Проведенные исследования на базе 20 интерната показали, что данные занятия позволяют поддерживать детей в работоспособной для их состояния форме без медикаментозного лечения и других специфических процедур. Более подробное освещение анализов результатов исследования будет приведено нами в последующих изданиях. Коррекция носит комплексный характер и включает в себя следующие этапы: — проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами о целях коррекционных занятий; — формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий; — формирование позитивного эмоционального фона для проявления психической и моторной активности; — развитие координации движений через развитие крупной и мелкой моторики; — снятие страхов перед собаками; — создание атмосферы глубинного взаимодействия собаки и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение; — развитие когнитивной сферы, двигательной активности, повышения уровня самооценки и рефлексии в случае сохранного интеллекта у ребенка; — выработку рекомендаций для педагогов и родителей по поддерживающей терапии для закрепления эффекта; — при необходимости тестирование и индивидуальную подготовку собаки для семьи с ребенком, больным ДЦП. Целью занятий детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания является уменьшение случаев нарушения поведения и трудностей в учебе. Коррекция носит комплексный характер и включает в себя следующие этапы: — просветительные беседы с ребенком, родителями, учителями; — отработку с родителями понимания специфики поведения с детьми в семье, обсуждение новых стратегий поведения; — расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками; — рекомендации по составлению учебной нагрузки с учетом особенностей ребенка в случае возникновения трудностей с учебной деятельностью; — специальные коррекционные упражнения с собакой; — эмоциональную стабилизацию и выработку ребенком эффективных стратегий поведения и взаимодействия с окружающими с обязательной рефлексией. Перед началом занятий проводится разъяснительная работа с детьми и родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия. Важно отметить, что ребенок обязательно участвует в этих обсуждениях. Ему разъясняется смысл прохождения программы, в результате чего повышается мотивация, а это, в свою очередь, способствует развитию произвольности и более эффективной рефлексии. Ключевым моментом прохождения программы кинологической психокоррекции является изменение окружения ребенка с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций. Домашняя программа включает: — изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку; — изменение психологического микроклимата в семье; — организацию режима дня и места для занятий. Программа коррекции в Центре включает: — создание положительной мотивации успеха; — коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии; — расширение спектра активно проявляемых эмоций, предоставление возможности для активного выражения эмоционального и психологического напряжения; — развитие координации движений, повышение уровня появления продуктивной активности, развитие произвольности и рефлексии; — оптимизация ожиданий со стороны взрослых к изменениям ребенка, т.к. положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим. Коррекционная программа проводится в тесном сотрудничестве врачей, психологов, педагогов и кинологов. Коррекционная программа ориентирована на возраст 5-10 лет, когда очень велики компенсаторные возможности мозга и еще не успел сформироваться патологический стереотип. Программа включает в себя физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры. При этом механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ — эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека. Особое внимание уделяется психотерапии как самого ребенка, так и родителей. Взаимодействие с собакой показано детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в связи с тем, что это способствует более быстрому налаживанию эмоционального контакта и доверительных отношений, что особенно важно при общении с этими детьми, повышает уровень ответственности, самостоятельности и «взрослости». Собака считывает информацию об эмоциональном состоянии ребенка на невербальном уровне, что позволяет ей более чутко реагировать на изменяющиеся состояния ребенка и помогать ему контролировать свои состояния. Изучение работ ученого Рейнольда Берглера (ФРГ) позволило с большей уверенностью рекомендовать занятия по программе «Юного кинолога» детям с синдромом гиперактивности. Он обнаружил, что дети, чьи семьи содержат дома собак, отличаются примерным поведением в школе и добиваются больших успехов в учебе. Профессор и его коллеги опросили 400 матерей о поведении и обучении их детей в возрасте 13-15 лет. Половина опрошенных содержат собак. Выяснилось, что дети с собаками, особенно мальчики, чаще получают в школе хорошие оценки, чем их ровесники, не имеющие четвероногих друзей. Проведенное исследование показало, что в этих семьях успеваемость детей выше на 30%. Р. Берглер считает, что регулярные прогулки, кормление собак и тому подобное воспитывают в детях чувство ответственности. Так что собаки способствуют не только личностному, но и интеллектуальному развитию ребенка. Вообще очень важно отметить, что любое воспитание — это комплексный подход и процесс. Невозможно развивать одну область личности, забывая о других. Нельзя вырастить целостную личность, если заниматься только обучением, и забывать о необходимости формировать у ребенка навыки активности, самоопределения, самообразования, целеполагания и т.п. Ведь если говорить о больных детях, то помощь в развитии и формировании произвольности и целеполагания становится вопросом первостепенной важности. Это залог их способности успешного выживания в социуме и удовлетворении потребности самореализации. Целью занятий с «трудными детьми» является позитивный эмоциональный настрой и проведение социальной адаптации и интеграции. Хотелось бы отдельное внимание уделить психологическим особенностям детей младшего подросткового и подросткового возраста. В работе с этими детьми лечебная кинология также достигла определенных успехов. Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, принятие ответственности за собственные решения, самоидентичность, доверие к окружающим. У детей с вышеперечисленными синдромами наблюдаются достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть дуальную связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий, совместную подготовку собак для выполнения служебных заданий таких, как охрана, поиск вещей и предметов, несение пограничной службы, спасательные работы. Таким образом, у подростка происходит формирование активной жизненной и общественной позиции, воспитание гражданской ответственности, повышение эмпатийного понимания страданий и переживаний других людей. Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования, предоставляя при этом, возможность сохранять аутентичное состояние к себе и внешнему миру отличает общение со своей собакой дома и в коррекционных группах, организуемых нашими специалистами. Главным принципом работы с «трудными» детьми можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. При взаимодействии с собакой такие дети раскрываются гораздо быстрее, так как уровень доверия к взрослым достаточно низкий. Программа занятий с этими детьми готовится по индивидуальному плану и включает в себя больше практических аспектов применения кинологических знаний детьми, общественную значимость собак, формирование патриотического сознания. В этой программе подростки более активно принимают участие в дрессировке собак, изучают основные приемы дрессуры, сопровождают собаку при выполнении служебных поручений. Как пример хочется привести мероприятие по передаче собак в ряды Российской армии, которое проводилось совместно с подростками, воспитывающими этих собак. Методическая подготовка занятий и описание эффективности Для того чтобы дети с интересом проходили кинологическую психокоррекционную программу, мы объединили ее в кинологические курсы разного уровня сложности и насыщенности. Одним из примеров такой программе является «Курс юного кинолога». Попробуем описать ее более подробно, для того чтобы вы могли более наглядно представить происходящее на занятиях и прочувствовать общий эмоциональный настрой. Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка. Педагогически крайне важно, чтобы использовался содержательный аспект деятельности. При этом важно помнить, что главная цель программы и наших занятий — это не обучение кинологии, хотя элементы этих знаний явно присутствуют и активно усваиваются детьми, а коррекция психоэмоциональной и волевой сфер личности ребенка. Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время, либо в виде домашнего задания. Неотъемлемой составляющей каждого занятия являются элементы рефлексии и обязательная обратная связь. Важным и отличительным компонентом этих занятий является то, что обратную связь детям необходимо сформулировать и для собак, а также получить отзывы и переживания от своих «лохматых педагогов». В качестве домашнего задания детям дают какую-либо актуальную тему, которую необходимо развить. Например, написать сочинение о собаках или для собак, нарисовать наиболее понравившуюся собаку, придумать увлекательный рассказ или сказку о собаках, либо о людях и собаках, подготовить реферат на психолого-кинологическую тему для детей более старшего возраста. На занятиях часто устраиваются дискуссии, организуется работа в группах, где ребята учатся высказывать свое мнение, формулировать проблемы и расставлять приоритеты в их решении, задавать вопросы и давать интервью, составлять сценарии шоу и проекты выступлений и соревнований и т.п. «Курс юного кинолога» включает в себя следующие темы, которые направлены на решение целого ряда образовательных и коррекционных задач: Тема занятия: — История кинологии Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть содержит теоретический материал о возникновении собак, их эволюционном развитии, о развитии взаимоотношений между собакой и человеком (интересные исторические факты). Знакомство и раскрытие базовой терминологии и формирование новых понятий (кинолог, кинология, эволюционное развитие, порода, название пород, виды собак: декоративные, охотничьи, служебные), рассказ о сферах использования собак, ветеринария, дрессировка, воспитание собаки и т.п. Основная часть состоит из практического знакомства детей с различными породами собак, их применением и особенностями характера, личный контакт с собаками, знакомство по кличкам и именам (взаимное представление). Заключительная часть включает в себя повторение пройденного, более длительное взаимодействие с наиболее понравившимися собаками, прогулку с ними и ответный рассказ о себе и своих увлечениях. В конце обязательно подводится итог занятия через обобщение и резюмирование, дети получают домашнее задание, как правило, творческое. Коррекционные задачи: Диагностика, расширение кругозора, усвоение новых понятий, развитие навыков самопрезентации, адаптация к собакам различных пород и размеров. Тема занятия: — Основы ветеринарии (знания и навыки, необходимые для ухода за собакой) Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть включает в себя повторение ранее пройденного материала, обсуждение предыдущих домашних заданий (что было наиболее интересно, трудности, достижения), обсуждение необходимых навыков по содержанию собаки в домашних условиях, основные приемы ухода за животным, знакомство со специалистами, которые занимаются с собаками, ветеринарию, документацию, необходимую для содержания собаки, и т.п. Основная часть включает в себя практические занятия по уходу за собакой, освоение навыков элементарного ветеринарного ухода. Заключительная часть — закрепление пройденного материала, обобщение и резюмирование, дети получают домашнее задание. Коррекционные задачи: Освоение новых понятий, развитие тонкой моторики, формирование навыков самообслуживания, развитие произвольности, снижение фобического напряжения перед собакой, развитие такт ильного канала восприятия, развитие эмпатии, формирование навыков принятия ответственности и самостоятельности. Тема занятия: — Правила выгула собак Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть — повторение, обсуждение домашних заданий, творческая работа в группах по обсуждению темы выгула собак, выработка правил и их формулировка, защита результатов задания. Основная часть — взаимодействие с собаками, различные приемы и игры. Содержательное наполнение времени, проводимого с собакой. Заключительная часть — подведение итогов, домашнее задание, общение с какой-либо собакой. Коррекционные задачи: Развитие навыков планирования, произвольности, самоконтроля, самостоятельности. Развитие моторики мелкой и крупной, формирование позитивной мотивации деятельности, развитие коммуникативных способностей. Тема занятия: Основные принципы техники безопасности при нападении бездомных и агрессивных собак Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть — рассказ об ответственности хозяина за свою собаку, основы психологии поведения собаки, основы психологии поведения человека. Основная часть — формирование понятий «безопасность», «охрана», «защита», «нападение». Практические занятия, демонстрация рабочих качеств собак Формирование представления о том, что необходимо предпринимать в случае встречи с незнакомой собакой. Заключительная часть — подведение итогов, закрепление пройденного материала, обсуждение наиболее эмоциональных моментов занятия, актуализация и выражение агрессии, общение с собаками, снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного настроя. Коррекционные задачи: Развитие коммуникативных навыков, способности понимать другого и прогнозировать ситуацию по невербальным проявлениям (развитие социального интеллекта), работа со страхами и агрессией, навыки управления чувствами и переживаниями, навыки вербализации чувств и состояний. Развитие моторики, работа с базовыми ценностями. Тема занятия: — Основные виды дрессировок Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть — теоретический материал о дрессировке, видах, приемах и т.п. Дети знакомятся с основами воспитания и обучения собаки, главными принципами дрессировки. Узнают о том, кто такой дрессировщик, где и как используется дрессировка, преимущества дрессированной собаки. Основная часть — практические занятия по дрессировке. Общение с собаками, ставится задача договориться с собакой и попытаться заставить ее выполнять то, что необходимо ребенку. Заключительная часть — закрепление пройденного материала в форме соревнования. Демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков по вопросам дрессировки. Коррекционные задачи: Развитие моторики, произвольности, координации движения, развитие речи, постановка голоса, развитие уверенности в себе, лидерских способностей, коммуникативных способностей, социального интеллекта. Тема занятия: — Основы подготовки и участия в выставках (курс юного хендлера) Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть — теоретический материал раскрывающий понятия «хендлер», «выставка», «эксперт». Знакомство с правилами проведения и участия в выставках. Виды выставок. Методы оценки участников. Что такое родословная собаки, щенячий паспорт, ветеринарный паспорт, собачий паспорт. Работа эксперта. Основная часть — освоение курса юного хендлера, практические занятия по выставлению собак на выставке. Заключительная часть — проведение конкурса на лучшего хендлера и лучшего эксперта. Подведение итогов. Коррекционные задачи: Формирование новых понятий, двигательная активность, развитие эстетического мировосприятия, развитие способностей коллективной работы. Развитие умения чувствовать другого, в том числе и собаку. Развитие координации движений. Тема занятия: — Виды соревнований и основные принципы участия в них: аджилити теория и практика; физическая подготовка для участия в соревнованиях по аджилити; проведение соревнований Мероприятия, проводимые на занятии: Вводная часть — теоретический материал о соревнованиях, их разновидностях, правилах проведения, способах судейства. Аджилити — как вид спорта. Знакомство с основными правилами и приемами аджилити, знакомство со снарядами, командами, породами собак, которые принимают участие в этих соревнованиях. Основная часть — практические занятия, всевозможные физические упражнения для прохождения трассы, освоение команд, общение с собаками, отработка навыков прохождения дистанции как на скорость, так и на точность. Заключительная часть — проведение соревнований и прохождение трассы. Подведение итогов, награждение лучших участников. Коррекционные задачи: Развитие физической активности, координации движений, постановка голоса, развитие произвольности, навыков саморегуляции и самоконтроля, развитие памяти, коммуникативные способности, навыки командного взаимодействия. Тема занятия: — Проведение экзамена с проверкой усвоенных знаний и вручением аттестата и медали с присвоением звания Юного кинолога Мероприятия, проводимые на занятии: Проведение экзамена по пройденному материалу, практические задания и теоретические вопросы. Показ костюмированного шоу, подготовленного совместно с детьми, вручение аттестатов и медалей «Юного кинолога». В конце каждого занятия детям вручаются подарки и сувениры от собак и с собачей символикой. Это различные развивающие игры, в которые они могут поиграть дома с родителями, книги, альбомы для рисования, блокноты и т.п. Эти сувениры стимулируют продолжать занятия в промежутках между встречами и помогают закреплению пройденного материала. Занятия проводятся в игровой форме, дети много двигаются, общаются с собаками, активно отвечают на вопросы, отрабатывают элементы дрессировки. Такая форма проведения занятий позволяет детям более эффективно усваивать предлагаемый материал, поддерживает мотивацию и способствует концентрации внимания, что особенно важно для дальнейшей успешной учебной деятельности. Педагоги также не остаются в стороне от процесса. По мере возможности они активно включаются в выполнение заданий, что способствует поддержанию соревновательной атмосферы. Хочется отметать, взрослые выигрывают не всегда… Время проведения одного занятия — 20-30 минут. Такая продолжительность объясняется психологическими и физиологическими особенностями детей описанных выше групп. Для здоровых детей занятия проводятся в течение 40-50 минут. Как уже описывалось выше, включение в занятие различных упражнений с собаками позволяет корректировать состояние здоровья детей в атмосфере игры и соревнования, что снимает ощущение повторения и монотонности, присущее обычным физическим и психологическим занятиям. Например, при оказании первой медицинской помощи собаке ребенку необходимо перевязать ей лапку, почистить ушки и т.п. Выполнение данных операций хорошо тренирует моторику, а понимание страданий братьев наших меньших позволяет ребенку повышать уровень эмпатии, учит заботиться о ближнем. Выполнение различных команд собакой, которые ребенок отдает как голосом, так и жестами, создает пространство для работы с голосом, речью, координацией движения. И таких примеров можно привести великое множество, но важно отметить, что для этих занятий собаки должны пройти соответствующую подготовку, которую на высоком профессиональном уровне проводят наши кинологи Фонда «Ордынцы», которые являются также и высокими профессионалами в области зоопсихологии и педагогической психологии. Проанализировав литературу и накопившийся опыт, было сделано предположение о лечебно-воспитательном эффекте данной методики, но первичную апробацию было решено провести с детьми здоровыми, не имеющими явных противопоказаний. Результаты привлекли наше внимание: дети стали более открытыми к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками, снялись страхи перед собаками. В беседах с нашими специалистами родители отмечали, что дети стали более отзывчивыми к эмоциональным переживаниям окружающих, более самостоятельными. Данная методика проводилась в различных учебных учреждениях. Таких, как 109 образовательный центр г. Москвы, школа № 102 г. Москвы, школа № 190 г. Москвы, детский сад № 1488 и детский сад №980 г. Москвы. Программу «Курс юного кинолога» прошли более 1500 детей с сохранным здоровьем. После наблюдений и коррекции программы было принято решение апробировать ее на больных детях. Апробация проходила под внимательным наблюдением медиков. Данная методика была проведена с более чем 600 детьми с определенными диагнозами и проводилась на базе следующих учебно-реабилитационных учреждений: Специальная коррекционная образовательная школа-интернат № 20 для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ДЦП) г. Москвы, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Ягодка», МСУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних „Родина“, группы детей при ВНИИ педиатрии. По наблюдению специалистов РАМН НИИ общей патологии и патофизиологии, по результатам работы с детьми с ДЦП были проведены исследования, позволяющие сделать первичные предположения об эффективности использования метода кинологической психофизической коррекции. Измерения осуществлялись в двух группах — контрольной (дети с тем же диагнозом и той же возрастной группы, с которыми не проводились занятия) и исследуемой (дети, с которыми проводились занятия) до начала проведения занятий и по их завершению. В соответствии с обсужденными трудностями психотипирования, связанными с патологическим статусом детей с ДЦП, были разработаны тесты, устанавливающие уровни: А — тревожности, Б — мотивации к школьным программам, В — самооценки и Г — страхов. А — частота встречаемости различных уровней тревожности среди учащихся интерната. А — популяционные и динамические характеристики тревожности. Общая феноменологическая выраженность тревожности включала в себя три варианта: А-1 — тревожность, связанная с ситуацией в школе; А-2 — тревожность, связанная с общением друг с другом; А-3 — тревожность, связанная с отношением к самому себе. А-1 — тревожность, связанная с ситуацией в школе Среди всего коллектива учащихся при первичном тестировании только у каждого 7-го (15%) отмечается уровень тревожности, связанной со школьной ситуацией, отнесенный к 1-му условно нормологическому уровню; у подавляющего числа учащихся (68%) устанавливается уровень тревожности, требующей психолого-педагогической коррекции, а в 17% наблюдений тревожность не поддается коррекции. В случае, если вся исследованная популяция разбивается на две группы: А — группа с дополнительной кинологической коррекцией и Б — группа без дополнительной кинологической коррекции, проведенное психологическое тестирование устанавливает следующие различия по исходному уровню тестирования: в группе Б определяется определенное преимущество детей как с нормологически взвешенным уровнем тревожности, так и с некорректируемым. Разнонаправленность использования параметра предполагает, что на основе стартового психотипа изучаемые группы достаточно идентичны. В динамике психологического тестирования на уровне всей популяции почти у 3/4 детей не отмечается сдвигов в сторону снижения исходного уровня напряжений, а положительная динамика отмечается в 20% наблюдений. При сравнительном анализе групп А и Б (рис. 2) достаточно четко видно, что уровень позитивных динамик относительно уровней отрицательных заметно выше у тех детей, с которыми проводится дополнительная кинологическая коррекция (в группе А соотношения 20% к 0, а в группе Б — 16 к 9%). Важно отметить, что рост позитивных результатов заметно предопределен за счет негативных. Отсюда следует, что кинологическая коррекция наиболее эффективна относительно сложно корректируемой тревожности к школьному пространству. А-2 — тревожность, связанная с общением друг с другом. В отличие от анализируемой тревожности тревожность общения почти у половины детей, устанавливаемая при первичном психологическом тестировании, находится на относительно нормологическом уровне и только у каждого 16-го ребенка (7%) она априорно не поддается коррекции. Сразу отметим, что по обсуждаемому критерию подгруппы А и Б достаточно идентичны. В динамике комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий позитивная динамика устанавливается в 16% наблюдений, что заметно повышает частоту встречаемости отрицательной динамики (7%). На этом фоне в подгруппе А соотношение позитивных и негативных кинетик составляет 18% и 0, в сравнении с 17 и 12% в подгруппе Б (рис. 3). Как видно, и по данному критерию тревожности при использовании дополнительной кинологической коррекции отмечается заметное преобладание позитивных кинетических вариантов над негативными. А-3 — тревожность, связанная с отношением к самому себе. Тревожность, связанная с отношением к самому себе, в 90% наблюдений аттестуется на уровне нормологической, что не позволяет дифференцировать состояние данной тревожности в двух выделенных референтных группах. Б — уровни мотивации к школьным предметам. Необходимо отметить, что по мотивации в исследуемой популяции почти в 90% наблюдений встречаются варианты, требующие коррекции. При этом в подгруппе А заметно чаще встречаются нормологические варианты мотивации, чем в подгруппе Б (20 и 3% соответственно). Подобные стартовые различия предполагают, что именно по данному критерию происходит отбор учащихся в подгруппу А, что исключает объективное тестирование результатов кинологической коррекции. В — уровни самооценки. Уровни самооценки коллектива школы — предельно гомогенные (варианты, требующие коррекции, составляют почти 100%). Понятно, что дифференциация подгрупп А и Б при столь выраженной гомогенности уровней самооценки предельно затруднена. Для детей с ДЦП говорить об уровне сформированности самооценки достаточно сложно, исходя из специфики заболевания. Г — уровни страхов. По данному критерию в 40% наблюдений отмечается уровень страхов, ранжированный в пределах нормы. При этом в подгруппе А имеет место заметный отбор учащихся с нормологическим уровнем страхов, что исключает дифференциацию динамик уровней страхов между подгруппами А и Б. Д — обобщенная динамика психомоторного статуса детей в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Обсуждая отдельные критерии психомоторного статуса, можно отметить, что кинологическая подгруппа А отбиралась по критериям мотивации и сниженному уровню страхов. С целью исключения фактора селекции из общего эффекта кинологической коррекции мы использовали интегральную оценку психологического статуса ребенка с учетом кинетических вариантов по отдельным психологическим тестам. Для этого мы выделили три обобщенных кинетических варианта: 1 — без динамики, если во временном интервале не отмечались динамичные переходы ни по одному критерию; 2 — позитивный, если по отдельным критериям превалировали положительные кинетические варианты; 3 — негативный, если по отдельным критериям превалировали отрицательные кинетические варианты. Как видно из рис. 4, в целом по всей популяции динамичные варианты суммарного психологического статуса отмечались почти у 1/3 учащихся, причем позитивные несколько превалировали над негативными (16 и 13% соответственно). На этом фоне сравнительный анализ подгрупп А и Б показал, что при дополнительном использовании кинологической коррекции преимущество позитивных кинетических вариантов существенно более заметно (20 и 11% в группе А в сравнении с 13 и 13% в группе Б). 1. Для дополнительной кинологической коррекции отобранная группа отличается выраженным уровнем страха. 2. Кинологическая коррекция дополнительно к другим комплексным медико-психологопедагогическим мероприятиям сопровождается заметно большей частотой позитивных кинетических вариантов в суммарном саногенетическом статусе. 3. Позитивное влияние кинологической коррекции преимущественно связано со снижением ситуаций тревожности к школьному пространству и отношению друг с другом. 4. Кинологическая коррекция для детей с ДЦП на уровне коррекции психологического статуса в первую очередь эффективна в случаях сложно корректируемых тревожных ситуаций. Данные выводы, сделанные доктором биологических наук, профессором Носкиным Л.А. и доктором биологических наук Каргановым М.Ю., подтверждают перспективность использования данного метода и служат началом новых исследований в этой области. В настоящее время проводятся крупные исследования, направленные на выявление областей воздействия и степени эффективности данной методики с гиперактивными детьми. Первые исследования показали, что, по отзывам родителей и педагогов, а так же по наблюдению медиков, выявились субъективные позитивные изменения. Опишем более подробно одно из занятий, которое проводится с детьми на базе Фонда «Ордынцы». План методических занятий 1. Снятие психологической зависимости (страха) перед животным у детей. 2. Занятия с детьми по курсу науки — «кинология». История происхождения и применения собак. 3. Привитие элементарных навыков по обращению и уходу за собакой. 4. Поход к ветеринару. 5. Обучение детей технике безопасности на улице при угрозе нападения бродячих и агрессивных собак. 6. Объяснение и обучение детей основам дрессировки собаки. 7. Тестирование полученных знаний. 8. Расширение кругозора детей в области спорта, знакомство с выдающимися спортсменами. Тема: «Проведение выставок» (занятие 4-ое) План занятия: а) выставки по экстерьеру; в) документы для участия на выставке; г) конкурс зрительских симпатий; д) обучение навыкам юного «хендлера» для участия в региональных и всесоюзных выставках. Наглядности и методические материалы: ветеринарный паспорт, ошейники, поводки, кубки, дипломы, тематические сувениры, фотографии с крупных выставок, видеоматериалы участия в выставках. Щенки среднеазиатской овчарки. Цель занятия: 1. Ознакомить детей с проведением собачьих выставок. 2. Закрепление материала по пройденному курсу занятий и изучение новой темы. 3. Наглядная демонстрация прохождения ветеринарного контроля (с участием ветеринара). После прохождения ветеринарного контроля собака получает свой порядковый номер, под которым она принимает участие на соревнованиях. Организаторы выставки приглашают ведущих специалистов (экспертов) по породе, которые оценивают собаку по экстерьеру (красоте). Все собаки одной породы делятся на возрастные классы: — С 4 до 6 месяцев — класс «бебби»; — С 6 до 9 месяцев — класс «щенки»; — С 9 до 15 месяцев — класс «юниоры»; — С 15 — открытый класс; — С 8 лет — класс «ветераны». Разные классы выбираются в разных рингах. Ринг — это обозначенное место, где выставляется собака. В каждом классе выбирают лучшую собаку, которая получает высшую отметку, дипломы, кубки. Спортсмен, который выставляет собак, называется «хендлер». Демонстрация на конкретном примере, как проверить прикус, поставить в стойку, перемещаться по рингу. Провести конкурс зрительских симпатий. Провести отборочный тур юного «хендлера» для участия в Региональных и Всероссийских выставках. Наглядные материалы: информационные плакаты, ветеринарный паспорт, ошейники, поводки, кубки, дипломы, тематические сувениры. Щенки азиатов — 4 шт. Материал дан в сокращенном виде, без приведения удивительных примеров. Воспитатель: Ребята, помните к нам приходили люди, которые рассказывали нам о собаках? Сегодня они пришли к нам опять, для того чтобы рассказать еще много интересного! Кинолог 1: Ребята, сегодня мы вам расскажем и покажем, как проводятся выставки собак по экстерьеру (красоте). Научим вас, как нужно правильно выставлять собачку, а на следующем занятии проведем отборочный конкурс юного «хендлера», который будет принимать участие в Региональных и Всероссийских выставках. Проведем конкурс зрительских симпатий, и вы выберите лучшего щенка. Кинолог 2: Перед началом выставки собачка проходит ветеринарный контроль, чтобы определить, здорова ли она, для того чтобы не заразить остальных собак. Действие: Кинолог 3 выводит одну собаку с ветеринарным паспортом, и ветеринар, осмотрев собаку, допускает ее к соревнованиям (следуют остальные собаки). Кинолог 2 комментирует. Кинолог 2: Все собаки — здоровы! Теперь нужно дать каждой собаке свой порядковый номер, под которым она будет принимать участие в соревнованиях. Кинолог 1: Человек, который будет ставить оценки собакам, называется эксперт (специалист по породе). Сегодня им буду я. Кинолог 1: Начнем соревнование! Действие: Кинолог 3 выставляет собак, Кинолог 1, в качестве эксперта, проверяет собак в ринге (с комментариями). Выбирает лучшую на его взгляд собаку, вручает диплом, кубок. Кинолог 1: А теперь мы проведем учебное занятие для конкурса юного «хендлера». Действие: Шади выставляет собаку, Кинолог 1 подробно комментирует. Дети: по желанию пробуют себя в качестве «хендлера». Действие: Кинолог 2 и Кинолог 3 помогают участникам выставлять собак в ринге, с комментариями. Кинолог 1: Молодцы, ребята! У вас у всех это хорошо получается. Кинолог 1: А теперь мы вместе с вами проведем конкурс зрительских симпатий, и вы выберите, на ваш взгляд, лучшего щенка. Дети: Выбирают лучшего щенка. Кинолог 1: На этом сегодняшняя наша встреча подошла к концу. А в следующий раз мы вам расскажем о соревнованиях по рабочим качествам и проведем отборочный тур конкурса юного «хендлера». До свидания! Во время занятия психолог помогает проведению рефлексии, активному включению детей в выполнение заданий, обсуждению личностных вопросов, созданию и развитию групповой динамики. Заключительная часть: подведение итогов, дети получают творческое домашнее задание. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|