|
||||
|
РАЗДЕЛ II ОНТОГЕНЗ СОБАКИ ГЛАВА 1 ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ Роды завершают эмбриональный период развития щенка. Послеутробный период развития животных начинается с их рождения и кончается естественной смертью в результате старения. Каждый период развития, состоящий из ряда определенных фаз и разделенный переломными этапами или иначе «критическими периодами», характеризуется определенными взаимоотношениями организма со средой и чувствительностью к тем или иным ее воздействиям. Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Продолжительность отдельных стадий развития может отличаться как у собак разных пород, так и у отдельных особей. Развитие щенков подробно изучалось Джексоновской лабораторией (США). Становление и развитие поведения собак в течение многих лет изучается лабораторией онтогенеза Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Неонатальный период или период новорожденности В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа и с первым вдохом расправляются легкие. Частота дыхательных движений у новорожденного щенка составляет 10–18 в минуту в первые сутки и 40–50 в последующие 10–12 суток. К 16–18 суткам она уменьшается до 34–38, а к 2,5–3 месяцам — до 20–26 дыхательных движений в минуту. У взрослых собак частота дыхательных движений колеблется от 14 до 20 в минуту в зависимости от размеров (Аршавский, 1967). Частота сердечных сокращений у новорожденных щенков в первый день составляет 160 ударов в минуту, затем до 10–12 дня она составляет 180–200 в минуту. При этом относительный вес сердца составляет 0,56–0,64. К 16–18 дню, что совпадает с возникновению способности к стоянию и хождению, наступает снижение числа сокращений до 145–160 в минуту. В то время как к 2,5–3 месяцам естественная частота сокращений сердечной мышцы снижается до 120–100, а у взрослых составляет 70–120 в минуту. Артериальное давление у щенков вскоре после рождения составляет 60–70 мм ртутного столба (во взрослом состоянии — 120–130 мм). Ректальная температура новорожденного щенка 35,5–35,8 C. В течение первой недели жизни периферические кровеносные сосуды неспособны к сужению, и, вследствие этого, в этот период времени щенок не может поддерживать постоянную температуру тела. Необходимую температуру щенки поддерживают благодаря реакции «скучивания» и теплу материнского тела. Охлаждение температуры тела щенков до 34,4 C приводит к тяжелым нарушениям метаболизма. В последующие сроки температура тела щенков постепенно повышается и к 28 дню достигает 37,5 -38 C, а к 35 дню — температуры тела взрослой собаки. Пищеварительная система, зачаточно функционировавшая в эмбрионе при заглатывании околоплодных вод, до рождения не выполняет свой полный цикл — эмбрион не испражняется. Новорожденный щенок в первые часы жизни впервые выделяет кал (меконий) в окружающую среду. Уже в момент родов желудочно-кишечный тракт щенка из родовых путей суки засевается нормальной, необходимой для организма микрофлорой. Это очень ответственный этап, так как при неудачном «микробном пейзаже» здоровье и даже жизнь щенка может оказаться под угрозой. Иммуноглобулины, содержащиеся в молозиве, вносят коррективы в возможность приживаемости тех или иных микробов в пищеварительной системе щенка. Всю необходимую для роста и развития энергию щенок получает с материнским молоком. Резервные запасы обеспечиваются почти целиком гликогеном печени. Выделение мочи в аллантоис сменяется самостоятельным мочеиспусканием. В период новорожденности функция почек у щенков составляет 12–25% от взрослых собак. Функционально незрелые почки щенка выделяют большое количество сильно разведенной мочи, по составу близкой к первичной моче, вследствие своей неспособности к концентрированию. Высокие потери жидкости компенсируются достаточным потреблением материнского молока. Процесс мочеиспускания и процесс испражнения осуществляется только тогда, когда сука массирует языком отверстие мочеиспускательного канала и анус новорожденного. Нервная система. Огромные изменения после рождения происходят в мышечной и нервной системах Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца — почти полной массы мозга взрослой собаки. Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы. У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, то есть сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется лишь к концу 1-го периода, когда у щенка хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из темного логова. К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка — положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность и поиск соска. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и достигнув их начинает сосать. При сосании щенок частыми короткими движениями головы оттягивает сосок и тем самым производит массаж молочной железы, способствующий выделению молока. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, обрастая условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери. В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» — это помогает им сохранять тепло-терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания. Первый период жизни новорожденного щенка неонатальный или период новорожденности (18–20 дней) характеризуется прежде всего быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций. В первые 8 дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу его щенки начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение — начинаются игры, возникают оборонительные реакции. Таким образом, в течение первого месяца постнатального периода в развитии щенка происходят самые значительные изменения из всех, происходящих на протяжении жизни. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию. Очень резкие изменения, в ранний период происходят в поведении собаки. Некоторые формы поведения, имеющиеся при рождении, исчезают по мере созревания организма. Таков, например, сосательный рефлекс, который по мере развития жевательных движений угасает. Попытки научить взрослых собак сосать жидкую пищу через соску при подготовке их к космическим полетам оказались безрезультатными. Движения же лапок, с помощью которых осуществляется при сосании массаж молочной железы, постепенно трансформируется в придерживание крупных кусков при отрывании частей от них. Но большинство поведенческих актов появляется постепенно, по мере созревания организма. Также постепенно развиваются и все физиологические функции. Переходный период Второй период — переходный (21–35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения — до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание. В этот период у щенка начинают прорезываться зубы. В пищеварительной системе появляются ферменты, необходимые для переваривания мясной пищи. В это время некоторые суки начинают отрыгивать щенкам съеденную пищу. Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока щенок еще находится в гнезде. По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее пространство. В это время у щенка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы. С момента первых выходов из гнезда он вступает в новую фазу своего развития. На него обрушивается масса новых впечатлений, он должен научиться ориентироваться в окружающем мире, постепенно понять, чего нужно бояться, а чего — нет. Чем дальше щенок отдаляется от гнезда, тем чаще ему приходится сталкиваться с другими собаками и другими щенками. Короче говоря, он вступает в сообщество и должен освоить существующие в нем законы. В этот период у щенка уже могут вырабатываться условные рефлексы на любые сигналы внешней и внутренней среды, но скорость их образования еще невелика. Период социализации Третий период жизни — социализации (35–80 дней). К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка наиболее подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Изменяются условия обитания щенков — их отнимают от матери. Резко повышается двигательная активность щенков. Количество раздражителей окружающей среды, воздействующих на щенка, также увеличивается. Формируется дневной ритм двигательной активности. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов. Резко усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно-исследовательский рефлекс, названный И.П. Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких-либо раздражителей, подходят к ним, лижут, берут в рот, грызут. Манипулирование с окружающими предметами — важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных. Ограничение движений и различного рода сенсорная депривация ведет к задержке развития и необратимым изменениям в формировании поведения. Именно в это очень ответственное время жизни щенка он попадает в новые условия. Поэтому ясно, что для нормального развития щенка необходимы контакты со всевозможным разнообразием окружающей среды. Щенок интенсивно познает основные «законы общежития», для которых ему необходимы контакты с животными. Общаясь со своими сверстниками, он осваивает законы иерархии. Это происходит и во время совместных игр, и во время борьбы за пищу, лучшее место для отдыха и т. д. Доминирование у щенков в это время носит характер «качелей»: сегодня — один, завтра — другой, в зависимости от их физического состояния и социального статуса родителей. Исключительно важную роль в становлении психической деятельности собаки и формировании ее социального поведения выполняет игровая деятельность. Игры молодых животных представляют собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, охватывающих все сферы поведения животного в ходе его взросления. Игры составляют основное содержание поведения животных в определенном периоде онтогенеза, непосредственно предшествующему взрослому состоянию. Игры щенков бывают как одиночные, так и групповые. К одиночным играм можно отнести манипуляционные игры — игры с предметами, в которых животное знакомится со свойствами предметов и овладевает двигательными и исследовательскими навыками. К одиночным же играм относятся локомоционные игры — бег и прыжки в одиночку. Движения при этом носят часто нарочитый характер. Основное назначение игр такого типа: формирование двигательных навыков и освоение законов движения. Совместные игры служат формированию групповых отношений. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в «прятки», в «догонялки». Таким образом тренируется будущее охотничье поведение. Интересны «трофейные» игры — когда один из щенков захватывает предмет, а другие стремятся завладеть им. Большое значение имеет игра в становлении иерархических отношений, правда, не всегда субординационные отношения молодняка непосредственно перерастают в таковые у взрослых особей. У щенков такие взаимоотношения начинают формироваться в возрасте 30–45 дней, при этом сначала наблюдается выраженное нападение на собратьев с признаками доминирования и запугивания. Более поздние ритуализированные формы общения возникают на их основе. Таким образом, в играх общение между особями развивается одновременно с моторикой. Показано, что совместные игры молодняка играют важную роль для развития нормального полового поведения. Особенно это существенно для самцов. Экспериментально доказано, что если детеныша лишить возможности играть, то его поведение во взрослом состоянии часто оказывается искаженным. В совместных играх животное предпочитает особей, относящихся к тому же виду, но при их отсутствии могут возникать компенсаторные игры с представителями других видов и с человеком. Поэтому ясно, что растущему в одиночку щенку очень важно обеспечить максимально близких по возрасту партнеров для игр. Если нет подходящих щенков, то их может заменить котенок или другое молодое животное. Хозяин тоже должен стараться как можно больше играть со своим подопечным, что способствует установлению с ним большего контакта. Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются мгновенно, но сохраняются в их памяти недолго. Поэтому начинать заниматься серьезной дрессировкой в этом возрасте еще рано. Смена зубовВ 3–4 месяца у щенка начинают меняться зубы. Это очень сложный и ответственный период в жизни щенка. Прекращает свое действие иммунитет, приобретенный с молоком матери, а собственная иммунная система щенка еще не вполне сформировалась. В этот период организм щенка оказывается наиболее уязвим к различным инфекционным заболеваниям. Поэтому исключительно важно вовремя сделать первые профилактические прививки и обеспечить щенка наиболее полноценными кормами, витаминами, минеральными подкормками, а также предоставить ему максимальные возможности для нормальных движений. Ювенальный период Четвертый период развития щенка начинается после 12 недель. В этот период происходит формирование типологических способностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже — они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам. В этом возрасте у щенков часто возникает пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить среду его окружения, общаться с разными людьми и с собаками; ходить с ним по оживленным улицам. В 4–6 месяцев большое место в поведении щенков занимают сексуальные игры, которые часто шокируют владельцев. Изучение влияния содержания щенков раннего возраста на последующее половое поведение показало, что для формирования нормального полового поведения самцов, им прежде всего необходим контакт со сверстниками в период полового созревания. Очень большое значение имеют «сексуальные игры» молодняка, в процессе их происходит тренировка отдельных компонентов этого сложного поведенческого акта. На этот факт необходимо обратить внимание владельцам щенков-кобелей. Нередко щенков, опасаясь инфекционных заболеваний, вообще лишают контактов с себе подобными, а часто и наказывают за малейшее проявление полового поведения. В результате кобель, выросший в таких условиях, оказывается не способным к нормальному спариванию. Работы, проведенные на обезьянах и кошках, показали, что самки, выкормленные искусственно и лишенные контактов с особями своего вида, оказались в дальнейшем плохими матерями. В принципе, можно ожидать того же и у собак. Вообще, любая депривация, будь она сенсорная или социальная, крайне отрицательно сказывается на всех сторонах поведения собаки. Период полового созревания Пятый период (после 7 месяцев) — период полового созревания. К этому моменту рост щенка в основном заканчивается. Завершается смена молочных зубов на постоянные. Совершенствуются и развиваются регуляторные механизмы и функциональные системы. Относительный вес сердца достигает 0,7–0,8 от взрослого. Развитие половой системы собакиПодобно другим млекопитающим у собак первичные половые клетки появляются на ранней стадии развития зародыша, вскоре после имплантации. Это происходит примерно на 23–24 день беременности, на стадии начала дифференцировки основных систем органов зародыша. В этот момент потенциальная ткань половых желез представлена неорганизованными соматическими и герминативными элементами. Затем происходит формирование индифферентных половых валиков в которых под воздействием гормонов гипоталамуса начинается половая дифференцировка приводящая к формированию половых желез и половых систем в зависимости от генетической предопределенности пола зародыша. К 35 дню беременности половая дифференцировка заканчивается. Яичник новорожденной самки имеет шаровидную форму и содержит примерно 700 тысяч ооцитов и примордиальных фолликулов, расположенных в кортикальном слое. В процессе дальнейшего развития щенка овариальные фолликулы быстро увеличиваются в размерах. К 15 дню постнатального периода в яичниках обнаруживаются истинные примордиальные фолликулы. В пятимесячном возрасте кортекс яичника содержит уже полостные фолликулы. Фолликулы готовые к овуляции (граафовы пузырьки) обнаруживаются в возрасте 6,5 месяцев. Но до 8-месячного возраста сам процесс овуляции не происходит и они подвергаются резорбции. К 8-месячному возрасту появляются фолликулы, способные к овуляции, что свидетельствует о наступлении половой зрелости. Рост суки к этому возрасту как правило прекращается. В сроках наступления половой зрелости существуют значительные индивидуальные породные различия. Как правило, у сук крупных пород течка начинается позже, чем у средних и мелких пород. Однако позднее начало течки часто отмечается у собак той-пород, несмотря на раннее окончание роста. Очевидно, это связано с общим снижением гормонального фона этих пород, что и обусловливает их малый рост. Интересен тот факт, что первая течка у крупных пород собак начинается до достижения периода морфофизиологической зрелости, то есть до окончания роста и физического развития собаки. Самцы достигают половой зрелости в возрасте 10–12 месяцев. Поведение собаки в период полового созреванияВнешне наступление половой зрелости проявляется в том, что собаки начинают интенсивно метить территорию. Кобели начинают поднимать ногу на возвышенные предметы, суки делают множество меток перед течкой и во время эструса. Наступает момент, когда подросшая собака пытается всерьез определить свое место в стае. Если подрастающих щенков взрослые собаки просто воспитывают, то с наступлением половой зрелости все меняется. Молодая собака стремится занять все более и более высокое место в иерархии. При этом каждая победа в конфликтной ситуации повышает ее ранг. В стаях диких собак сильны узы родства, в сущности, стая представляет собой родственную группу. К вожаку стаи все члены группы относятся со смиренным подчинением. Щенок, отнятый от матери и попавший в дом к новому хозяину, воспринимает его как родителя, а значит, и как вожака стаи, его семью — как свою стаю, а его дом — как свой дом. У него происходит социализация с человеком. Его отношения с членами семьи начинают складываться так, как если бы он рос в своей собачьей семье. Он начинает пробовать себя на поприще иерархических взаимоотношений, проявляет территориальность и т. д. Инфантильность, присущая большинству собак, помогает тому, что детская привязанность к родителям и полное подчинение вожаку трансформируется в любовь и верность хозяину. По-видимому, как члены своей стаи или как члены дружественных стай, воспринимаются и друзья дома, и знакомые собаки, и животные других видов, живущие в том же доме. Взаимоотношения растущей собаки с хозяином и членами его семьи в сильной степени зависят от потенциального социального статуса, на который в дальнейшем будет претендовать щенок. Этот потенциальный социальный статус очень важно понять и учитывать при воспитании щенка. Щенок — потенциальный доминант будет пытаться устанавливать иерархические отношения с окружающими. Если ему не дать сразу же понять, что роль хозяина в качестве вожака непоколебима, то неминуемы конфликтные ситуации. Именно по этой причине многим владельцам приходится расставаться в годовалом возрасте с овчарками, догами и другими крупными собаками. Крупный щенок очень быстро понимает свое физическое превосходство перед человеком и начинает завоевывать свое право на окружающую территорию, если хозяин и члены его семьи покажут ему, что его боятся, то дальнейшее пребывание такой собаки в доме становится опасным для здоровья, а иногда и жизни окружающих. Территориальные и иерархические притязания мелкой собаки, поскольку они не представляют прямой угрозы для жизни окружающих людей, иногда даже кажутся владельцу забавными. В результате среди мелких собак чаще, чем среди крупных, встречаются злобные, много лающие и кусающие хозяев. Во время становления иерархических взаимоотношений с окружающими очень важно каждый раз разобраться в мотивах той или другой формы поведения собаки. Богатейшая мимика и ее большое сигнальное значение у собак способствует тому, что собаки улавливают малейшие нюансы мимики своего хозяина, говорящие о его настроении или намерениях. Несомненно, что в ряде случаев собаки лучше понимают своих хозяев, чем последние своих питомцев. Но, несмотря на взаимную симпатию человека и собаки, «разговор» между ними все-таки идет на «разных» языках и конфликтные ситуации, вызванные отсутствием взаимопонимания, возникают достаточно часто. В таких ситуациях человек должен в каждом конкретном случае принимать особое решение, как поступить со своим питомцем: пресечь нежелательное поведение в корне, ликвидировать причину данного поведения или сгладить конфликт. Единого ответа на этот вопрос быть не может. Все зависит от конкретной ситуации. Особого внимания к себе требуют щенки с потенциально низким социальным рангом. Такую собаку очень легко подавить и сделать непригодной для работы и дальнейшего сосуществования. Все воспитание такой собаки должно строиться на том, чтобы помочь собаке самоутвердиться. Хотя собака и начинает признавать членами стаи окружающих ее людей, социальные контакты с собаками, особенно для растущего щенка, необходимы. Отсутствие их ведет к тому, что собака становится неспособной к нормальным контактам с себе подобными, нарушается ее половое поведение, она становится агрессивной ко всем собакам, независимо от пола, или наоборот, начинает всех панически бояться. В результате легко возникают и ненормальности в отношениях собаки с хозяином. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|