|
||||
|
12. МИР РЫБ (7-й кл.) ЗАДАНИЯ 1. Вызываются 2 учащихся. Требуется быстрее написать названия отрядов рыб. 2. Задание по рядам. Передавая листок друг другу, нужно написать названия рыб быстрее и больше. ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с аквариумными рыбками; 2) расширить кругозор учащихся по данной теме; 3) развить наблюдательность. СОДЕРЖАНИЕ 1. Аквариумистика 2. Знакомство с аквариумными рыбками 3. Типы аквариумов 4. Грунт 5. Корм для рыбок 6. Друзья и враги аквариумных растений 7. Заключение ОФОРМЛЕНИЕ: 1) красочные рисунки рыб; 2) для сценки с профессором обязательно наличие аквариума. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 1. Ведущий N 1. 2. Ведущий N 2. 3. Египтянин. 4. Римлянин. 5. Японец. 6. Врач. 7. Толя. 8. Дима. 9. Вера Ивановна. 10. Саша. 11. Профессор. 12. Мама. 13. Папа. 14. Продавец магазина. 15. 1-й продавец. 16. 2-й продавец. 17. 3-й продавец. 18. 4-й продавец. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать о конкретной рыбке. Ведущий N 1: Таинствен, многообразен и сказочно красив подводный мир, мир необычных существ, живущих среди необычной флоры. С давних времен привлекает он человека, но очень неохотно посвящает в свои тайны. Ведущий N 2: Плеск рыбы на заре, чехарда водяных жуков, резво скользящих по поверхности болотца, стремительный бег по гальке выброшенного водой краба, угрюмое покачивание бородатых водорослей… Ведущий N 1: Что же там подальше, поглубже? Змеевидные мурены? Нарядные стайки коралловых рыбок? Колонии морских губок? Не было случая, чтобы человек отказывался от своей мечты. Ведущий N 2: И если не каждому дано в скафандре с аквалангом проникнуть в глубины подводного царства, то каждый может создать его у себя в доме, чтобы наблюдать за диковинными созданиями, живущими малопонятными нам заботами. Ведущий N 1: Первыми аквариумистами были, по-видимому, древние египтяне. Египтянин: Мои предки уже 3500 лет назад устраивали специальные бассейны для демонстрации рыб в садах и парках, а нильская тиляпия, дошедшая неизмененной до наших дней, служила объектом поклонения верующих. На уникальных фресках Бен-Гассана (1800-1700 гг. до н. э.) можно встретить исключительно точные изображения кефали, электрического сома, спинорога, окуня-латеса, четырехзубов и т. д. Одни рыбы уже тогда являлись ценными продуктами питания, чучела других считались священными амулетами и сувенирами. Ведущий N 2: Издревле одомашнен человеком карп. Более 2000 лет ведется совершенствование его пород, среди которых особый интерес для аквариумистов представляют радужные карпы-кои. Японец: На традиционных выставках, организуемых в Японии, можно увидеть до 50 цветовых вариаций кои одновременно, а цена за «голову» чемпиона достигает огромных величин: 10 000 долларов и более. Ведущий N 1: Эстетическая и культовая сторона вивариев писцин (по-латыни означает «рыба») играла роль и в жизни римской аристократии. Римлянин: На всеобщее обозрение в Древнем Риме выставляли ярких средиземноморских мурен, восторженные рулады посвящали султанке за ее эмоциональное поведение. Ведущий N 2: Научное изучение рыб началось с Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Тысячелетнюю историю имеет китайское национальное искусство, превратившее стараниями древних рыбоводов невзрачного серебряного карася в золотых рыбок фантастических форм и расцветок. Ведущий N 1: Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в прудах и деревянных чанах, был Тин Цян, правитель китайского княжества Сиканг (975-968 гг. до н. э.). Однако массовая селекция получила развитие значительно позже, во время правления династии Сун (960-1279 гг. н. э.), при императоре Чао Ку. Сейчас прекрасные творения восточных селекционеров украшают многочисленные прудики и фонтаны во всем мире. Ведущий N 2: Первый домашний аквариум в том виде, каким мы его знаем, изготовил английский натуралист Н. Вард в 1841 г., а спустя 15 лет это изобретение благодаря стараниям известного немецкого естествоиспытателя Эмиля Адольфа Россмеслера (1806-1867 гг.) обрело современное название. Ведущий N 1: Активным пропагандистом аквариумного дела в России был замечательный биолог и педагог Н. Ф. Золотницкий (1851-1920 гг.). Его фундаментальные книги «Аквариум любителя» и «Новые аквариумные рыбы и растения» еще до революции выдержали четыре издания, а актуальность свою не утратили до сих пор. Ведущий N 2: В детском саду, школе и институте живые уголки с рыбками – незаменимое пособие, позволяющее непринужденно и с максимальной наглядностью раскрывать многие аспекты биологической науки. Немалое место занимают они и в исследованиях ученых. Ведущий N 1: Аквариум, являясь прекрасной экологической моделью, помогает воссоздать в ограниченном пространстве искусственного водоема условия, наиболее приближенные к естественным. Вот почему в последнее время для изучения вопросов, связанных с ихтиологией, экологией, бионикой, водной токсикологией, все шире используются различные аквариумные системы. Ведущий N 2: Даже на борту космических кораблей и станций в мини-аквариумах проводятся сложные генетические и физиологические опыты, цель которых – определить влияние космоса на жизнедеятельность рыб. Ведущий N 1: Ценность этих экспериментов заключается в том, что рыбы относятся к позвоночным животным, но вместе с тем по сравнению с другими позвоночными у них короткий жизненный цикл и быстрое эмбриональное развитие. Ведущий N 2: Аквариумистика имеет прикладное значение и для товарного рыбоводства, так как в лабораторных условиях в сжатые сроки позволяет отработать рациональные методики по содержанию, разведению и интенсивной культивации ценных промысловых пресноводных и морских организмов, а также объектов для фармакологии. Ведущий N 1: Экстракты из морских ежей дают высокий терапевтический эффект при серьезных заболеваниях. Специальные вытяжки из мозга африканских протонтеров используют в медицине для консервации донорских органов и тканей. Ведущий N 2: Нельзя забывать и то обстоятельство, что торговля экзотическими рыбками, беспозвоночными и водными растениями для целого ряда государств (Танзании, Малави, Таиланда и др.) является важной статьей национального дохода. Ведущий N 1: А что об аквариумах говорит медицина? Врач: В блочных домах воздух чрезвычайно сух, в зимнее время, когда работает центральное отопление, влажность в них редко поднимается выше 20 %. Искусственный водоем помогает поддерживать влажность в помещении на необходимом для здоровья уровне. Недаром в развитых странах в передовых клиниках, санаториях и местах массового отдыха часто устанавливают аквариумы или сооружают декоративные бассейны: монотонное движение рыб благотворно влияет на психику человека, отвлекает его от навязчивых мыслей, вызывает положительные эмоции. Даже кратковременное, до 1 ч, наблюдение за населением аквариума успокаивающе действует на нервную систему, снижая стрессы, нормализует кровяное давление. Ведущий N 2: Есть множество примеров, когда аквариумный досуг помог людям избавиться от дурных привычек: курения, пьянства, наркомании. Ведущий N 1: Аквариумистика сегодня – очень популярное сейчас увлечение. Коллекционеров рыб называют ихтиодоруметами. Наибольшее количество поклонников имеют золотые рыбки, африканские цихлиды, дискусы, гуппи, меченосцы, петушки, барбусы, тропические вьюновые, панцирные и кольчужные сомики, а также цветные карпы. (сценка в коридоре школы). Толя: Ты сегодня идешь играть в футбол? Дима: Да. Толя: Тогда, как обычно, встречаемся в четыре. Дима: Хорошо. Учительница: Ребята! Я хотела бы вас попросить, чтобы вы навестили новенького. Он заболел. Хорошо? Сейчас я вам дам его адрес: ул. Московская, дом 7, кв. 40. Пожалуйста, узнайте, как он себя чувствует. Передавайте привет от всего класса. Дима: Хорошо, Вера Ивановна (учительница уходит). Толя: Слушай, давай прямо сейчас быстро сходим. Дима: Давай. (сценка в квартире новенького). Толя: Здравствуйте, а Саша дома? Мы его одноклассники. Профессор: Здравствуйте. Дома. Проходите. Саша: Ой! Ребята! Как я рад, что вы пришли. Садитесь. А я немного заболел. Горло! Ну, а как дела в школе? Дима: Да ничего. Мы сейчас по всем предметам контрольные пишем. Саша: Ребята, познакомьтесь. Это мой дедушка, Александр Львович. Он профессор, занимается рыбками. Хотите посмотреть аквариумы? Дима: Очень. (сценка в другой комнате). Толя: Ух ты! Как красиво! Дима: А это что за рыба с выпуклыми глазами? Дедушка-профессор: Это телескоп. Он относится к роду карасей. Этот род объединяет два вида: золотистого и серебряного карасей. Серебряный карась является предком многочисленных вариаций золотой рыбки. Первые сведения о выращивании золотых рыбок в искусственных бассейнах Китая относятся к X-XII вв. В России они появились в конце XVII в. Эти рыбы утратили свойственную их дикому предку подвижность, тело стало более коротким и широким, изменились длина и форма плавников, у некоторых пород отсутствуют спинные плавники или изменены размеры и расположение глаз. Имеются рыбы с различного рода наростами на голове. Особенно много пород, отличающихся друг от друга по расцветке. У некоторых из них прозрачная чешуя. Из многочисленных пород золотых рыбок телескоп относится к самым распространенным (комета, вуалехвост, львиноголовка, жемчужинка). Телескопы отличаются выпуклыми глазами различной формы и величины (до 5 см), а также направлением их осей. Рыб с глазами, ось которых направлена вверх, именуют небесным оком, или звездочетами. Для них характерны отсутствие спинного плавника и раздвоенность не очень длинного хвостового плавника. Черные телескопы с рубиново-красными глазами были выведены в 1941 г. московскими аквариумистами. Дима: Скажите, Александр Львович, а золотые рыбки требуют особого ухода? Профессор: Да. Условия содержания золотых рыбок совершенно особые. Содержание их в аквариумах довольно затруднительно, так как золотые рыбки нуждаются в сравнительно больших объемах воды, хорошем кислородном режиме. Аквариум с золотыми рыбками лучше всего располагать в непосредственной близости от окна. Поскольку эти рыбы часто роют песок и повреждают растения, то для них желательно устилать дно крупным песком или даже галькой. Неплохо растения посадить в горшочки. Толя: А какие растения лучше сажать? Профессор: Лучше всего посадить сагиттарию, валлиснерию и кубышку. Дима: Что едят золотые рыбки? Профессор: Рыбок кормят мотылем, дождевыми червями, можно давать измельченное мясо, смешанное с хлебом, гречневую, овсяную или пшенную кашу. Толя: А сколько живут золотые рыбки? Профессор: Короткотелые породы выживают до 15 лет, длиннотелые – от 30 до 35 лет. При содержании в хороших условиях на втором году жизни рыбы становятся половозрелыми и сохраняют способность к размножению в течение многих лет. Кстати, у золотых рыбок обычно довольно трудно определить пол. При большой опытности можно заметить, что передний луч грудных плавников у самца имеет зазубрины. Самки отличаются несколько большей полнотой. Дима: Ребята, смотрите! Рыбы дерутся. Вот это да! Первый раз такое вижу. Толя: И правда! Никогда об этом не знал. Профессор: Это развлекаются петушки, относящиеся к роду бетта. К этому роду относятся 8 видов рыб, распространенных в водах Индии, Индонезии. Тело этих рыб вытянуто в длину. Брюшные плавники имеют один жесткий и пять мягких лучей. Боковая линия отсутствует. Бойцовые рыбки, или петушки, распространены в стоячих и медленно текущих, заболоченных водоемах внутренней Индии, Таиланда. В Россию они впервые завезены в 1896 г. Петушки достигают длины 6 см, обычно 3-4 см. При испуге и резкой смене условий рыбы обесцвечиваются. Существует много пород петушков, отличающихся окраской и размерами плавников. Содержание бойцовых рыбок не представляет затруднений. Для большинства из них подходят небольшие аквариумы, густо засаженные растениями; желательно наличие растений, плавающих на поверхности воды. Грунт в аквариуме должен быть темным. В отношении кормов рыбы неприхотливы: наряду с живым кормом любого вида они едят и сухой. В Таиланде очень распространен вид спорта, в котором устраивают бои бойцовых рыбок. Там применяют интересные методы подготовки этой популярнейшей рыбки к поединкам; чтобы развить выносливость, рыбку заставляют все время плавать вверх и вниз в высокой бутылке с помощью перемещения зеркала, в котором они видят свое изображение; для развития силы рыбку помещают в круглый сосуд и создают водоворот; при обучении технике борьбы рыбку сажают в сосуд с молодыми, менее сильными самцами и самкой. Саша: Мой дедушка может часами рассказывать об этих удивительных, красивых рыбках. Дима: Спасибо вам за увлекательный рассказ. Было очень интересно. Но нам пора идти. Профессор: Я рад, что вам понравилось. Заходите к нам еще. Мы будем рады. Толя: Саша, выздоравливай быстрее и приходи в школу. Дима и Толя: До свидания! (сценка на улице). Дима: Ну, как тебе, понравилось? Толя: Да, ничего!? Дима: А у меня такое впечатление, как будто я побывал в другом мире. Я сейчас приду домой и попрошу родителей купить аквариум. А еще у меня возникло желание перечитать рассказ Александра Беляева «Человек-амфибия». А ты будешь заниматься рыбками? Толя: Ну ты же знаешь: у меня собака, а ей надо уделять много времени. (сценка дома у Димы). Дима: Пап, мам, привет! Мама: Ты что так долго? Дима: У нас в классе заболел новенький – Саша, и Вера Ивановна попросила нас с Толей его навестить. Мы познакомились с его дедушкой – Александром Львовичем. Он – профессор-ихтиолог. Мне так понравилось у них в гостях. Нам дедушка показал комнату, которая полностью заставлена аквариумами, показал много красивых рыбок, которые в них живут, и рассказал много интересного о них. И я решил серьезно разводить рыбок. Вы купите мне аквариум? Папа: Ну что ж, я не против, а ты, Светлана? Мама: Я тоже не возражаю. Только знаешь, Дима, ведь уход за обитателями аквариума требует ежедневного выполнения определенных обязанностей. Дима: Я готов к этому. Папа: Это занятие поможет ему расширить кругозор. Он начнет знакомиться с основами биологии, географии, физики, химии и даже языкознания. Названия рыб даются по-латыни, а поиск нужных сведений ведется по периодическим названиям многих стран. Опять же – воспитание чувства ответственности за все живое и, наконец, любовь к родной природе. Любой человек, ухаживающий за «меньшими братьями», невольно становится причастным к красоте и гармонии окружающего мира. Мама: Завтра суббота! Встанем пораньше и пойдем покупать аквариум и рыбок. Дима: Ура! (сценка в магазине). Папа: Здравствуйте! Мой сын решил разводить рыбок. Скажите, пожалуйста, какой аквариум вы нам посоветуете приобрести? Продавец: Выбор аквариума – в значительной степени дело вкуса, но зависит также от места, где он будет расположен, от окружающей обстановки, а главное – от количества содержащихся в сосуде рыб и их видового состава. Самыми распространенными являются каркасные аквариумы. Их основой является каркас, изготовленный из металлического уголка, в который вставлены витринные стекла. Самые прочные – аквариумы с каркасом из нержавеющей стали. Они практически не подвергаются коррозии и при правильной эксплуатации служат многие годы. Папа: Скажите, а насколько прочно стекло? Продавец: В каркасных аквариумах используется витринное силикатное стекло. Это стекло обладает высокой твердостью, но очень боится ударов. Мама: Уход за таким аквариумом занимает много времени? Продавец: Уход сравнительно прост, поскольку при чистке стекол металлическим скребком – самым удобным для этого приспособлением – можно не опасаться повредить их. В последнее время стали широко применяться аквариумы из органического стекла, обладающие рядом преимуществ. Эти аквариумы очень легки, красивы, стекла не бьются при случайных ударах. Однако при неосторожном обращении на органическом стекле появляются царапины, под действием некоторых органических растворителей оно мутнеет. Дима: Я буду осторожно обращаться с ним. Давайте купим этот аквариум. Папа: Хорошо. Мы покупаем этот аквариум. Спасибо вам за консультацию. Мама: Ну что же, теперь на базар за рыбками и кормом. Дима: Неужели мне купили аквариум. Здорово! (сценка на базаре). Дима: Мама! Вот эта рыбка, про которую рассказывал профессор. Это телескоп. 1-й продавец: Верно. Увлекаешься рыбками? Это хорошее занятие. Папа: Ну что, покупаем? Дима: Конечно! Пап, мам, профессор рассказывал еще про одну рыбку, которая называется петушок, или бойцовая рыбка. 1-й продавец: К сожалению, у меня такой рыбки нет. Походите, посмотрите, может, у кого-нибудь найдете. (семья ищет рыбку). Дима: Нет ни у кого такой рыбы. Мама: Не расстраивайся. В следующий раз купим. Папа: Можно купить другую. Вот, например, эту. Интересная рыба. Дима: А как она называется? 2-й продавец: Эта рыбка называется хромис-красавец. Будете брать? Дима: Да. (покупают). Дима: Теперь нужно купить грунт. Мама: И какие-нибудь растения. Папа: И обязательно корм! Мама (обращается к продавцу): Нам нужен грунт для аквариума. 3-й продавец: Вот, пожалуйста, наилучший грунт для аквариумов – серый речной песок. Размеры песчинок от 2 до 4 мм. Это наиболее подходящие характеристики грунта. И возьмите обязательно гальку размером с лесной орех. Ее рекомендуют класть под слой песка, так как при этом увеличиваются возможность циркуляции воды и связанная с этим вентиляция. Грунт в аквариуме обязательно должен быть темным – черного, серого, коричневого или темно-красного цвета. На таком фоне зелень растений и яркая окраска рыб будут значительно выигрывать. (покупка совершена). Дима: Скажите, пожалуйста, как закладывать грунт в аквариум? 3-й продавец: Песок необходимо тщательно промыть. Моют его обычно в тазу, помешивая палкой или рукой; грязную воду с мелкими песчинками и мусором сливают через край, камешки выбрасывают. Промывание песка продолжается до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Обычно приходится сменять воду 20-40 раз. После этого грунт рекомендуется прокалить на противне. Прокаливание позволяет уничтожить случайно сохранившуюся органику, а значит, и микроорганизмы, могущие вызвать заболевания рыб. Папа: Большое спасибо. Мама: Грунт есть, теперь нужны растения. Дима: Подождите, я сейчас попробую вспомнить. Профессор говорил, что для золотых рыбок лучше сажать кубышку и… нет, не могу вспомнить. 3-й продавец: И сагиттарию. Дима: Да! Правильно! Спасибо. Мама (обращается к другому продавцу): У вас есть сагиттария и кубышка? 4-й продавец: Конечно. Папа: Я смотрю, у вас есть и корм. 4-й продавец: Да. Вот трубочник, мотыль, сухой корм. Дима: Нам нужен мотыль. 4-й продавец: Пожалуйста! Мама: Каким образом нужно хранить этот корм? 4-й продавец: Хранить мотыля можно разными способами. Наиболее простой – содержание во влажной холщовой тряпке или мешковине; при этом мотыль надо располагать слоем не более 1 см. Хорошо сохраняется мотыль при содержании в низких сосудах с ежедневно сменяемой водой. Особенно благоприятные результаты получаются при содержании его в песке с водой. Есть много других способов сохранения мотыля. Во всех случаях его надо держать при низкой (от +3 ?С до +5 ?С), но не отрицательной температуре. Употреблять в корм можно только живого, хорошо отмытого мотыля. Для кормления рыб мотылем подойдет кормушка из пенопласта с сетчатым дном, через которую личинки постепенно выползают в воду. Дима: А как часто нужно кормить рыбок? 4-й продавец: Взрослых рыб большинства видов достаточно кормить 1-2 раза в день. При этом пищу надо давать в таком количестве, чтобы она была съедена в течение 3-5 мин. Остатки корма необходимо удалять как можно быстрее с помощью шланга или резиновой груши со стеклянным наконечником. Лучше недокормить рыб, чем перекормить. В некоторых случаях следует даже установить один раз в неделю «голодный» день. Кормить лучше в определенное время в одном месте, например у середины передней стенки аквариума, с помощью кормушки. Рыбы вскоре привыкают и подплывают к этому месту в обычное время кормления; пища падает постепенно, а не ложится кучей на дно. Если кормление проводится нерегулярно, то рыб легко приучить, чтобы они приплывали на стук пальцев по стеклу или в ответ на какой-либо раздражитель. Наверное, все. (покупают корм и растения. Собираются уходить). Дима: Папа, мама. Спасибо. Папа: Ой! Мы совсем забыли. Обязательно нужно купить фильтр и сачок. Мама: И приспособления для ухода за аквариумом. Дима: Вот и фильтры. 5-й продавец: Фильтры разных видов: наружные и внутренние. Папа: А какие лучше? 5-й продавец: Внутренние фильтры, работающие от воздушного компрессора, обладают сравнительно малой мощностью. Сильно замутненную воду очистить с их помощью не удастся. Более эффективны наружные фильтры, расположенные над аквариумом или за ним. Мама: Тогда давайте наружный фильтр. И приспособления для аквариума. Папа: Вот теперь, кажется, купили все. Домой!? Дима: Да. Домой! (сценка дома). Мама: Начало положено. Посмотрите, как преобразилась комната. Папа: Приятные хлопоты. Дима: Я сам буду ухаживать за рыбками, и поливать цветы теперь буду тоже я. Мама: А сейчас праздничный обед. (после обеда). Дима: После обеда я подошел к аквариуму и… Ужас! Я не обнаружил золотой рыбки. Сразу в глазах встали кадры из документальных фильмов, когда киты выбрасываются на берег. Мы стали искать по комнате золотую рыбку. Но, увы, ее нигде не было. Тогда папа посоветовал сходить к Александру Львовичу. На следующее утро я побежал к нему. Дима: Здравствуйте! Александр Львович, вы извините, пожалуйста. Но не могли бы вы мне помочь? Профессор: Проходи! Что случилось? Дима: Вчера в аквариум я пустил двух рыбок: золотую и хромиса-красавца. И золотая рыбка куда-то исчезла?! Почему? Профессор: Хромис-красавец относится к роду хемихромис, к семейству цихлиды. В род хемихромис входят два вида цихлид, распространенных в водах Северной, Центральной и Западной Африки. В аквариумах обычно содержат только хромисов-красавцев. Хемихромисы – хищники, и настолько агрессивные, что их почти невозможно содержать не только с представителями других, но и своего вида. Хромис-красавец в Россию был завезен еще в дореволюционное время. В природных условиях хромисы достигают 27 см длины, в аквариумах – 12 см. Тело более вытянутое, чем у большинства других цихлид, низкий спинной (заостренный у самцов) и брюшной плавники сильно вытянуты. Рыбы особенно эффектны во время нереста. Необычные повадки цихлид, превосходная окраска и оригинальная форма служат достаточным основанием для их популярности среди аквариумистов. Саша: Дима! Тебе, прежде чем покупать столь различные виды рыбок, надо было посоветоваться с дедушкой, а ты поспешил. Дима: Да, поторопился. Жалко очень рыбку. Но теперь, если можно, я буду советоваться с вами, Александр Львович?! Профессор: Я буду очень рад тебе помочь. Могу уже сейчас дать совет. Дима: С удовольствием выслушаю его. Профессор: Заводя аквариум, редко кто заранее думает о том, какие рыбы, моллюски и растения будут его обитателями. Подбор чаще всего происходит стихийно: в аквариум собирают все, что понравилось на «птичьем» рынке или что удалось достать. В аквариумах новичков можно увидеть совершенно невероятные сочетания рыб: гурами и золотые рыбки, требующие разного температурного режима: неоны и хромисы-красавцы, первые из которых легко становятся добычей вторых. О правильном сочетании рыб и растений не приходится даже говорить. И, естественно, конечный результат такого непродуманного заселения аквариума – гибель тех или иных видов растений и рыб. Состояние растений зависит не только от физико-химических показателей воды, температуры, освещения, питательных веществ, но и от того, какие представители фауны обитают в аквариуме. Многие рыбы прекрасно помогают аквариумисту поддерживать чистоту в аквариуме. Первое место среди чистильщиков аквариума, конечно, занимают «живородки», к которым относятся широко распространенные у аквариумистов гуппи, меченосцы, пецилии и моллинезии. Все эти рыбки благодаря особому строению своего ротового аппарата – развитой нижней челюсти, работающей, как скребок, – успешно снимают налет с растений, грунта и стенок аквариума. Заслуженной популярностью у аквариумистов в последние годы пользуются очень оригинальные рыбки лабео. Ротовой аппарат лабео прекрасно приспособлен для срезания органических обрастаний и водорослей. Эти рыбки очень подходят для аквариумов, где содержится много растений. Дима: Получается, что любая рыба может принести ту или иную пользу для аквариума?! Профессор: Если бы. Аквариумисту надо хорошо знать не только своих «друзей», но и «врагов». Некоторые внешне красивые и безобидные рыбки могут причинить подводному саду много неприятностей. Одни рыбы питаются растениями, другие любят молодые побеги, есть рыбы, устраивающие гнезда под корнями растений, перерывающие грунт. Ну, на сегодня, наверное, хватит? Дима: Большое спасибо. Саша: Дима, приходи к нам почаще. Профессор: Если тебе на самом деле, Дима, все, что я рассказывал, интересно, то будем и дальше узнавать об этом прекрасном мире рыб. Ведущий N 2: Ну, а чтобы случайный интерес к рыбам превратить в сознательное увлечение, приносящее пользу науке и практике, следует выбрать себе определенную цель исследования, пользоваться современными методами и оборудованием, изучать литературу и, главное, вести регулярные записи. Ведущий N 1: В заключение хотелось бы сказать, что жизнь природы удивительна, сложна, интересна и многообразна во всех своих проявлениях. Любовь и интерес к природе заставляют нас воспроизводить «кусочек природы» в небольшом сосуде – аквариуме, доставляющем большое эстетическое наслаждение. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|