|
||||
|
Вместо послесловия Людвиг фон Мизес Место экономической науки в?обществе Экономическая наукаОбщественной жизни свойственна регулярность явлений,которую человек должен учитывать в своей деятельности,если хочет добиться успеха. Еще 200 лет назад все были абсолютно убеждены, что всобытиях общественной жизни отсутствуют такие же регулярность и устойчивость явлений, какие уже были обнаружены в способе человеческих рассуждений и в последовательности природных явлений. Они не искали законов человеческого сотрудничества, считая, что человек способенорганизовать общество, как ему захочется. Когда люди поняли, что явления рынка подчиняются законам, они начали разрабатывать каталлактику, или теориюобмена, составляющую сердце экономической науки. Развитие экономической науки и рационалистическойсоциологии от Кантильона и Юма до Бентама и Рикардосильнее изменило человеческое мышление, чем любая другая научная теория до и после них. До той поры считалось,что помимо законов природы поведение действующего человека не стесняют никакие иные ограничения. Тогда еще небыло известно, что еще что-то может ограничивать политическую власть, что существуют пределы, за которые она неможет выходить. Сейчас известно, что в социальной реальности действует нечто, что власть и сила не способны изменить и к чему, если надеются достичь успеха, они должныприспосабливаться точно так же, как они должны приниматьв расчет законы природы*. Свобода человека выбирать и действовать ограничена трояким образом. Во-первых, существуют физические законы,к?бесчувственной абсолютности которых человек должен приспосабливать свое поведение, если хочет жить. Во-вторых, этоврожденные конституциональные характеристики индивида,а также расположение и действие факторов внешней среды;мы знаем, что они оказывают влияние как на выбор целей, таки на выбор средств, хотя наше знание о том, каким именно образом они действуют, весьма смутно. В-третьих, это регулярность взаимосвязей средств и целей, а именно экономическийзакон в отличие от физического и психологического закона. ЛиберализмЧто неладно с нашей эпохой, так это как раз широко распространенное неведение о той роли принципов экономическойсвободы, которую они сыграли в технологическом развитииза последние 200 лет. Многие ошибочно полагали, что улучшение методов производства совпало с политикой laissez faireтолько благодаря случаю. Потрясающий прогресс технологий производства и проистекающее из этого увеличение богатства и благосостояниястали возможны только благодаря следованию либеральнойэкономической политике, которая представляла собой применение экономических учений на практике. Именно идеиэкономистов классической школы ликвидировали помехи,создаваемые вековыми законами, обычаями и предубеждениями в отношении технологических улучшений и освободили гений реформаторов и новаторов от смирительныхрубашек гильдий, опеки правительства и разнообразного общественного давления. Именно они понизили престиж завоевателей и экспроприаторов и продемонстрировали пользуделовой активности для общества. Ни одно из современныхвеликих изобретений нельзя было?бы использовать, если быментальность докапиталистической эпохи не была бы до основания разрушена экономистами. То, что обычно называется промышленной революцией, является продуктом идеологической революции, вызванной учениями экономистов. ГражданинЭкономическая наука является философией человеческойжизни и деятельности и касается всех и каждого, энергиейцивилизации и человеческого существования. Упомянуть этот факт?— не означает поддаться часто высмеиваемой слабости специалистов, переоценивающих важность своей отрасли знания. Не только экономисты, но и вселюди придают экономической науке особое значение. Все современные политические вопросы касаются проблем, обычно называемых экономическими. Каждый думает обэкономической науке, отдает ли он себе в этом отчет или нет.Присоединяясь к политической партии и заполняя избирательный бюллетень, гражданин занимает определенную позицию по отношению к важнейшим экономическим теориям. Никому не удастся уклониться от личной ответственности. Если кто-то пренебрегает тем, чтобы в меру своих способностей изучить связанные с этим проблемы, то это означает, что он добровольно уступает свое неотъемлемое правосамозваной элите сверхчеловеков. Слепая надежда на «экспертов» и некритическое восприятие популярных лозунгови предрассудков в таких жизненно важных вопросах равносильно отказу от самоопределения и согласию на доминирование других людей. В нынешних обстоятельствах нетничего более важного для каждого мыслящего человека, чемэкономическая наука. На карту поставлены его собственнаясудьба и судьба его детей. Мало кто способен внести значительный вклад в экономическое знание. Но все разумные люди должны ознакомиться с учениями экономической теории. В нашу эпохув?этом заключается главный гражданский долг. СвободаПервостепенная роль экономических идей в определениихода гражданской жизни объясняет, почему правительства, политические партии и группы давления стремятсяограничить свободу экономической мысли. Они стремятсяпропагандировать «хорошую» доктрину и заставить молчатьголоса «плохих» доктрин. На их взгляд, истина не имеет собственной внутренней силы, которая в конце концов моглабы обеспечить ее господство только благодаря ее истинности. Чтобы продлить ее существование, истину нужно подкрепить насильственными действиями со стороны полицииили других вооруженных групп. Не только в странах, которыми правят варварские и неоварварские деспоты, но и в не меньшей степени в так называемых западных демократиях изучение экономическойнауки сегодня практически поставлено вне закона. В публичных обсуждениях экономических проблем почти полностью игнорируется все, что было сказано экономистамиза последние 200?лет. С ценами, ставками заработной платы, процентными ставками и прибылью обращаются так,как будто их определение не подчиняется никаким законам.Правительства пытаются декретировать и ограничить максимальный уровень цен на товары и минимальные ставки заработной платы. Политики призывают коммерсантов снизитьуровень прибыли, понизить цены и повысить ставки заработной платы, как если бы это зависело от похвальных намерений индивидов. В трактовке международных экономических отношений люди блаженно придерживаются самыхнаивных заблуждений меркантилизма. Мало кто осознаетнедостатки этих популярных доктрин или понимает, почему экономическая политика, основанная на них, неизменнонесет с?собой бедствия. Общественное мнениеПрактическое использование учений экономической наукипредполагает их одобрение общественным мнением. В области социальной организации и экономической политики самые хорошие теории являются бесполезными, если неразделяются общественным мнением. Они не могут работать, если не принимаются большинством людей. Какой быни была система правления, не может идти речи о длительном руководстве страной на основе доктрины, расходящейся с общественным мнением. В конце концов философиябольшинства одерживает верх. В долгосрочной перспективе непопулярная система правления невозможна. Различиемежду демократией и деспотизмом не влияет на конечныйрезультат. Оно касается только способа, посредством которого происходит адаптация системы правления к идеологии,разделяемой общественным мнением. Непопулярных деспотов можно низвергнуть только путем революционного восстания, тогда как непопулярные демократические правителимирно устраняются на ближайших выборах. Верховенство общественного мнения определяет не только исключительное место, занимаемое экономической наукой в мышлении и знании. Оно определяет весь ход человеческой истории. Спор о роли личности в истории упускает самое главное,суть проблемы. Все, о чем думают, что делают и чего добиваются,?— это деятельность индивидов. Новые идеи и новшества всегда являются достижениями незаурядных людей. Ноэти великие люди не смогли бы преуспеть, приспосабливаяобщественные обстоятельства к своим планам, если бы неубедили общественное мнение. Расцвет человеческого общества зависит от двух факторов: наличия интеллектуальной мощи выдающихся людей,чтобы создать и постичь разумные социальные и экономические теории, а также способности этих или других людейсделать эти идеологии приятными для большинства. Если большинство привержено ошибочным принципами предпочитает недостойных кандидатов, то не существуетиного лекарства, кроме как попытаться изменить их умонастроения, излагая более разумные принципы и рекомендуяболее достойных людей. Меньшинство никогда не сможетдобиться устойчивого успеха другими средствами. Либерализм рационалистичен. Он утверждает, что подавляющее большинство людей можно убедить в том, чтомирное сотрудничество в рамках общества лучше отвечаетих правильно понимаемым интересам, чем борьба всех против всех и социальная дезинтеграция. Либерализм полностью полагается на человеческий разум. Возможно, такойоптимизм необоснован и либералы ошибаются. Но тогда учеловечества не остается никакой надежды на будущее.Экономическое знание представляет собой существенный элемент в структуре человеческой цивилизации; оноявляется фундаментом, на котором стоит современный индустриализм, а также все нравственные, интеллектуальные,технологические и терапевтические достижения последнихстолетий. Оно оставляет на усмотрение людей, воспользуются ли они должным образом богатством этого знания или оставят его неиспользованным. Но если им не удастся извлечьиз него выгоду и они пренебрегут его учениями и предупреждениями, то они не аннулируют экономическую науку; онипросто истребят наше общество и род людской. Л. фон Мизес Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории Челябинск: Социум, 2005 С. 6, 11—12, 142, 148, 810—811, 824—825, 829. L. von Mises Epistemological Problems of Economics New York: New York University Press, 1976. (Абзац, помеченный звездочкой.) |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|