|
||||
|
3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Расходы на приобретение объектов основных средств относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (ЭКР). На эту статью относятся следующие расходы учреждения: – на оплату договоров на приобретение и договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд, в том числе: • зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря); • машин, оборудования, материалов для подрядчика; • вооружения, военной и специальной техники; • прочих основных средств; – на новое строительство объектов, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться в оперативном управлении у государственных и муниципальных учреждений; а также расходы на оплату: – оплату договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах; – подписки на периодическую литературу, приобретения книжной или иной печатной продукции и справочной официальной литературы для библиотечного фонда; – выполненных пусконаладочных работ по приобретенным объектам и оборудованию (основным средствам), включенных в договор на приобретение; – договоров на приобретение (в том числе на оплату договоров по изготовлению) основных средств из материала подрядчика (мебели, компьютеров и других основных средств); – договоров на приобретение электронно-вычислительной техники с предустановленным программным обеспечением; – договоров на приобретение оснастки для печатей; – договоров на приобретение декораций; – договоров на приобретение жалюзи (включая их установку), штор, а также чехлов для автомобилей (письмо Минфина России от 14.07.2006 № 02-14-11/1861); – приобретения флэш-карты (письмо Федерального казначейства от 15.02.2007 № 42-2.2-04/3); – приобретения и установки товаров (оборудования) на вновь приобретаемый автомобиль (по другому контракту); – приобретения отдельных предметов (ножниц, папок, корзин для мусора, лотков для бумаг, замков навесных и встроенных, луп, наборов настольных канцелярских, дыроколов, степлеров, антистеплеров, жалюзи, зеркал, настенных часов, топоров, лопат, домкрата, набора инструментов для ремонта автомашины, кухонной утвари, флагов, гербов, книг учета, журналов регистрации, амбарных книг, географических карт, наглядных пособий, моек, кранов, сифонов и т.п.) (письмо Федерального казначейства от 16.04.2007 № 42-2.2-04/6а). В двух последних случаях расходы отражаются в зависимости от критериев, установленных положениями Инструкции № 148н: – по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»; – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». При заключении договора на изготовление подрядчиком из материалов заказчика мебели, железных дверей, оконных рам и др. расходы на оплату работ по изготовлению соответствующих предметов следует относить на статью 226 «Прочие услуги» ЭКР (письмо Минфина России от 21.12.2005 № 02-14-10/3402). Расходы на приобретение электронной техники (принтеров и комплексов электронной техники (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)) в общем случае следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР. Однако в случае приобретения (в розницу, оптом) отдельных устройств электронной техники (системного блока, монитора, клавиатуры, мыши) расходы на их приобретение следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ЭКР (письмо Минфина России от 30.12.2005 № 02-14-10/3539). Учет основных средств ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета: 0 101 01 000 «Жилые помещения»; 0 101 02 000 «Нежилые помещения»; 0 101 03 000 «Сооружения»; 0 101 04 000 «Машины и оборудование»; 0 101 05 000 «Транспортные средства»; 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»; 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»; 0 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»; 0 101 09 000 «Прочие основные средства». Рассмотрим основные элементы налогового учета амортизируемого имущества с учетом последних изменений, принятых Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Амортизируемым признается имущество организации, одновременно удовлетворяющее следующим условиям: – его первоначальная стоимость превышает 20 000 руб.; – срок его полезного использования превышает 12 месяцев; – имущество принадлежит организации на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ); – имущество используется для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизируемое имущество можно подразделить на следующие виды: • основные средства; • нематериальные активы; • капитальные вложения в предоставленные в аренду или безвозмездное пользование объекты основных средств, которые произведены в форме неотделимых улучшений (ст. 256, 257 НК РФ). Новый вид амортизируемого имущества, введенный с 1 января 2009 г., – капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования. Порядок их амортизации аналогичен порядку амортизации капитальных вложений в арендованные основные средства (п. 1 ст. 258 НК РФ): – капитальные вложения, стоимость которых возмещается организации-ссудополучателю организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудодателем в порядке, установленном главой 25 НК РФ; – капитальные вложения, произведенные организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, стоимость которых не возмещается организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Изменения, внесенные в п. 1 ст. 257 НК РФ, закрепили право организаций амортизировать основные средства, выявленные в результате инвентаризации. Первоначальная стоимость таких основных средств определяется как сумма налога с дохода, уплаченного при их выявлении (п. 20 ст. 250, п. 2 ст. 254 НК РФ). Имущество, которое не подлежит амортизации, перечислено в п. 2 ст. 256 НК РФ. Из указанного перечня исключен подп. 5, а именно: продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота). Однако данное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 135-ФЗ). Поскольку в бухгалтерском учете амортизация продуктивного скота начислялась, возникали постоянные налоговые обязательства. Теперь все перечисленные животные будут амортизироваться в общеустановленном порядке и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Часть расходов при приобретении или создании основных средств организация вправе признать единовременно в виде амортизационной премии. Предельный размер амортизационной премии зависит от того, к какой амортизационной группе относятся основные средства: первая – вторая и восьмая-десятая группы – не более 10%, третья – седьмая группы – не более 30% (п. 9 ст. 258 НК РФ). Такой же размер амортизационной премии установлен и для случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения или частичной ликвидации данных основных средств. Амортизационную премию необходимо восстановить в случае реализации основного средства до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию (п. 9 ст. 258 НК РФ). Сумма восстановленной амортизационной премии включается в доходы того периода, когда основное средство реализовано. Исходя из экономического смысла, амортизационная премия не должна выпадать из расходов налогоплательщиков. Сумма амортизационной премии в составе остаточной стоимости основных средств уменьшает доходы от реализации в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. Восстанавливать амортизационную премию необходимо по тем основным средствам, которые введены в эксплуатацию после 1 января 2008 г. и реализуются после 1 января 2009 г. (п. 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Сумма амортизации начисляется ежемесячно и учитывается в составе расходов, связанных с производством или реализацией (п. 3 ст. 272, п. 2 ст. 259 НК РФ). По общему правилу амортизационные отчисления исчисляются и включаются в расходы ежемесячно (п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ). Размер амортизационных отчислений зависит от: – первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; – срока полезного использования объекта; – метода начисления амортизации. В 2009 г. также предусмотрены два метода амортизации – линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Порядок применения линейного метода не претерпел существенных изменений (ст. 259.1 НК РФ). Уточнено, что при формировании амортизационных групп срок полезного использования объекта определяется на основе Классификации основных средств без учета его увеличения (уменьшения) в связи с применением повышающих (понижающих) коэффициентов. А вот порядок использования нелинейного метода изменился основательно (ст. 259.2 НК РФ). Рассмотрим порядок его применения подробнее. Расчет амортизационных отчислений нелинейным методом производится по амортизационной группе (подгруппе), а не по каждому объекту в отдельности. Введено новое понятие «суммарный баланс», определяемый как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к отдельной амортизационной группе (подгруппе). При определении суммарного баланса не учитывается стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ, а именно здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, которые относятся к восьмой, девятой или десятой группе. Суммарный баланс определяется на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода. В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется на 1-е число месяца, для которого определяется сумма начисленной амортизации. Суммарный баланс может увеличиваться или уменьшаться в связи с изменением: – количества объектов (ввод в эксплуатацию или выбытие объектов); – первоначальной стоимости объектов (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация объектов). Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации. Амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется в следующих случаях: – если в результате выбытия амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) равен нулю; – если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 20 000 руб. по состоянию на 1-е число двух месяцев подряд. Сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации, по следующей формуле:
где А – сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы); В – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы); k – норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы). Нормы амортизации самостоятельно рассчитывать не нужно – они приведены в п. 5 ст. 259.2 НК РФ: Сравним налоговые последствия применения линейного и нелинейного методов на примере.
Учреждение обязано применять какой-либо один метод по всем объектам амортизируемого имущества. Только по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, относящимся к восьмой-десятой амортизационным группам, амортизация по-прежнему начисляется только линейным методом. С 2009 г. этот перечень дополнится нематериальными активами (НМА) тех же амортизационных групп, причем независимо от даты ввода их в эксплуатацию. И если раньше такие НМА амортизировались нелинейным методом, то с нового года амортизацию по ним следует начислять линейным методом. Переходить от одного метода амортизации к другому учреждения смогут только с начала года, отразив принятое решение в учетной политике для целей налогообложения. Но переход с нелинейного метода на линейный допускается не чаще одного раза в пять лет. Важно, что со следующего года нелинейной амортизации подлежат не отдельные объекты имущества, а их совокупность, объединенная в амортизационную группу (подгруппу). Имущество распределяется не только по амортизационным группам. В состав отдельной группы вводятся подгруппы. Они формируются только в условиях нелинейной амортизации и в связи с применением различных повышающих либо понижающих специальных коэффициентов. С помощью таких коэффициентов уточняется норма амортизации. Уходит в прошлое понижающий коэффициент 0,5, применяемый к норме амортизации для дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов. Нормативных требований о снижении амортизационных отчислений по этим объектам больше не будет. С 2009 г. приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, следует включать в состав той амортизационной группы, в которой они числились у прежнего собственника. А действующая в настоящее время норма, на основании которой можно понизить амортизационную группу, отменяется. С 1 января 2009 г. при выводе из эксплуатации (списании) нематериальных активов можно учесть сумму недоначисленной амортизации во внереализационных расходах (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данный порядок действует в случае начисления амортизации линейным методом. При использовании нелинейного метода амортизируемое имущество выводится из эксплуатации в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 259.2 НК РФ. Как поступить учреждению, если с 1 января 2009 г. оно решило применять нелинейный метод амортизации? Прежде всего это решение нужно отразить в учетной политике. Группа объектов амортизируется как единое целое. Если в течение года учреждение вводит в эксплуатацию новый объект амортизируемого имущества, то он включается в суммарный баланс группы по первоначальной стоимости. А если объект выбывает из состава амортизируемого имущества, то из суммарного баланса вычитается его остаточная стоимость, которая рассчитывается по формуле:
где SN – остаточная стоимость; S – первоначальная (восстановительная) стоимость объекта; N – число полных месяцев, прошедших со дня включения объекта в соответствующую амортизационную группу до дня его исключения из состава этой группы; k – норма амортизации. А как быть, если у одного из объектов в составе амортизационной группы истек срок полезного использования? На суммарный баланс группы это обстоятельство не влияет. Амортизация продолжает начисляться в прежнем порядке. Рассмотрим, как рассчитать амортизацию нелинейным методом со следующего года.
Страхование автомобиля Как правильно отразить расходы на обязательное и добровольное страхование собственного или арендованного автомобиля? Страхование автотранспортных средств осуществляется на основании договоров имущественного страхования, заключаемых в соответствии с требованиями главы 48 «Страхование» ГК РФ, Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и иных подзаконных нормативных-правовых актов. Такой договор может быть заключен в отношении транспортного средства (ст. 930 ГК РФ) или риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 931 и 932 ГК РФ). Страхование осуществляется в форме добровольного или обязательного страхования (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). Обязательное страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц осуществляется на основании полиса ОСАГО. Наиболее распространенными видами добровольного страхования транспортных средств являются: • имущества – АВТОКАСКО; • риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц – ДСАГО. Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила страхования ответственности автовладельцев), устанавливающие типовые условия, на которых заключается договор ОСАГО, определяют: – объект обязательного страхования – имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда; – страховой случай – причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия; – страховую сумму, страховую премию и порядок ее уплаты; – срок действия, порядок заключения, изменения, продления срока действия, досрочного прекращения договора обязательного страхования; – действия лиц при наступлении страхового случая; – порядок определения размера и осуществления выплаты при причинении вреда потерпевшему; – порядок разрешения споров. Согласно ст. 12.37 КоАП РФ нарушение владельцем транспортного средства установленной Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ обязанности по страхованию гражданской ответственности влечет наложение административного штрафа в размере: • за управление транспортным средством без полиса ОСАГО – от 5 до 8 МРОТ (от 500 до 800 руб.); • за управление транспортным средством вне сезонного периода страхования – в размере 3 МРОТ (300 руб.); • за управление транспортным средством водителем, не включенным в список лиц, допущенных к управлению (при страховании с ограничением количества водителей), – 3 МРОТ (300 руб.). При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. Для его получения учреждение должно представить в страховую компанию в течение 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия (ДТП) следующие документы (п. 44 Правил страхования ответственности автовладельцев): – справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом МВД России от 25.09.2006 № 748 «О форме справки о дорожно-транспортном происшествии», которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО; – извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший). Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, представляют потерпевшие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы, приведенные в п. 51, 53 – 56 или п. 61 Правил страхования ответственности автовладельцев. Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется при проведении независимой его технической экспертизы, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (далее – Правила организации экспертизы). Для экспертизы привлекается эксперт-техник (экспертная организация). Оплата этих услуг и возмещение других расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает эти расходы согласно заключенному договору. По результатам экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение, в котором должны быть указаны (п. 19 Правил организации экспертизы): • полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, имя, отчество, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы; • дата составления и порядковый номер экспертного заключения; • основание для проведения экспертизы; • полное фирменное наименование и местонахождение страховщика; • полное наименование и местонахождение потерпевшего – юридического лица; • перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки; • нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы; • сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы; • описание проведенных исследований; • обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения; • выводы по каждому из поставленных вопросов. Выводы экспертизы не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет средств ее инициатора (п. 20 – 22 Правил организации экспертизы). Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. В соответствии с п. 55, 56 Правил № 263 страховая компания обязана компенсировать дополнительно понесенные расходы: – лечение; – дополнительное питание; – приобретение лекарств; – протезирование; – посторонний уход; – санаторно-курортное лечение; – приобретение специальных транспортных средств; – подготовку к другой профессии. Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью пострадавших, при наличии нескольких потерпевших приходится 240 000 руб., одного потерпевшего – не более 160 000 руб.; имуществу нескольких потерпевших – 160 000 руб., одного потерпевшего – не более 120 000 руб. Эти страховые суммы выплачиваются в каждом страховом случае. Например, если в течение нескольких часов автомобиль попал в несколько аварий, то по каждой из них максимальная страховая сумма составит 400 000 руб. Независимо от того, что будет в будущем с попавшей в аварию машиной, учреждение (как балансодержатель) не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом без согласия собственника (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Разрешение на проведение каких-либо операций с транспортным средством следует получить в органе исполнительной власти, за которым закреплена функция управления и распоряжения государственным имуществом. После ДТП автомобиль можно отремонтировать, списать (как не подлежащий ремонту) и купить новый. Для того чтобы оформить списание машины, следует заполнить соответствующий акт (форма № 0306004 утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7). К нему нужно приложить документ, подтверждающий снятие машины с учета в ГАИ (п. 4 письма Росстата от 31.03.2005 № 01-02-09/205). Учреждение производит следующие записи: Вместе с этим составляется проводка: Дебет 1 205 04 560 (страховая компания) «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» – Кредит: а) если за учреждением закреплены функции администрирования поступлений: 1 401 01 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»; б) если учреждение не администрирует поступления: 1 303 05 730 (учреждение или страховая компания) «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» – начислено причитающееся к перечислению в бюджет страховое возмещение (его часть), выплачиваемое страховой компанией и компенсирующее нанесенный ущерб застрахованного имущества – сумма к перечислению в бюджет. Справку о дорожно-транспортном происшествии, форма которой утверждена приказом МВД России от 25.09.2006 № 748, необходимо приложить к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО. В бюджетном учете расходы по страхованию транспортных средств относятся на код операций сектора государственного управления 226 «Прочие услуги». При осуществлении расчетов со страховыми организациями через подотчетное лицо в учете производятся следующие записи: Бухгалтерские записи по расчетам со страховой компанией: Операции по страхованию в части учета сумм лимитов бюджетных обязательств отражаются следующим образом: В соответствии с приложением № 2 к Федеральному закону от 19.12.2006 № 238-ФЗ доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в федеральный бюджет в размере 100%. Они отражаются по коду 1 16 23010 01 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета». Данный вид доходов закреплен за всеми администраторами Российской Федерации, которыми выступают главные распорядители средств федерального бюджета. Такой порядок применяется в отношении всех транспортных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Условия возмещения сумм материального ущерба должны быть закреплены в договоре страхования гражданской ответственности, который заключается между бюджетным учреждением и страховой компанией. Возможен вариант, когда сумма страхового возмещения поступает сразу в федеральный бюджет, минуя лицевой счет бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств), тогда в бухгалтерском учете она отражается только у главного распорядителя (администратора бюджетных средств). В Федеральном законе от 19.12.2006 № 238-ФЗ не определен порядок возврата сумм страхового возмещения после их перечисления в федеральный бюджет. Поэтому суммы на ремонт или приобретение автотранспорта, пострадавшего в ходе аварии, должны доводиться до учреждения, но возможен вариант их возврата как источника дополнительного бюджетного финансирования на содержание учреждения и развитие его материально-технической базы. Поступление сумм страхового возмещения у получателей средств федерального бюджета отражается при условии перечисления страховой компанией страхового возмещения на лицевой счет. Поступившие суммы страхового возмещения у получателя отражаются на лицевом счете учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности: Порядок отражения операций по получению сумм страхового возмещения у администраторов средств федерального бюджета следующий: Договор обязательного страхования автогражданской ответственности может заключаться между главным распорядителем средств федерального бюджета и страховой организацией. Средства страхового возмещения в этом случае направляются в доход бюджета, минуя счета бюджетополучателей. Таким образом, у бюджетополучателей в учете они не отражаются. Органы исполнительной власти регионального и местного уровней бюджетной системы Российской Федерации указывают в своих нормативных актах порядок перечисления в бюджет сумм страхового возмещения. Норматив перечислений в бюджет субъекта Российской Федерации или в местный бюджет может быть таким же, как и предусмотренный Законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ, т.е. в полной сумме, и позже средства на ремонт автомобиля, поврежденного в аварии, или приобретение нового доводятся в порядке бюджетного финансирования как средства бюджета. Порядок отражения таких операций у учреждений, финансируемых за счет средств других бюджетов, аналогичен вышеприведенному. Расходы по восстановлению поврежденного автомобиля осуществляются за счет текущих лимитов бюджетных обязательств либо за счет средств дополнительного финансирования федерального бюджета. Порядок отражения операций по расходованию учреждением средств на восстановление автомобиля следующий: При составлении сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности суммы страхового возмещения отражаются в доходной ее части как прочие безвозмездные поступления текущего характера по приносящей иной доход деятельности. При наступлении страхового случая страховые выплаты могут быть использованы на ремонт или приобретение другого автотранспортного средства (если по заключению независимой экспертизы поврежденное транспортное средство не подлежит ремонту) только в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. В расходной части сметы доходов и расходов нужно предусмотреть расходование средств по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР. Порядок отражения сумм страхового возмещения следующий: Операции по восстановлению автомобиля отражаются с использованием счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)», в дебет которого будут отнесены все понесенные расходы учреждения, связанные с ремонтом автомобиля. Если учреждение не планирует производить ремонт поврежденного автомобиля или приобретать новый, сумма страховой выплаты перечисляется в доход федерального бюджета. Таким же образом следует поступить и с разницей между суммой страховой выплаты и фактическими расходами на ремонт автомобиля. Операции отражаются по коду 000 1 16 23010 01 0000 140 «Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, зачисляемые в федеральный бюджет». Расходование сумм страхового возмещения всегда производится по коду вида деятельности 2, а постановка на баланс нового автомобиля, который будет использоваться в бюджетной деятельности, – по коду 1. Суммы страхового возмещения, полученные организациями и учреждениями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль. Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Затраты на восстановление транспортного средства следует учесть в составе расходов на ремонт в размере произведенных затрат, при этом необходимо принять во внимание требования ст. 321.1 НК РФ. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и в качестве средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если в сметах доходов и расходов не предусмотрено финансирование данных расходов за счет двух источников, то они учитываются при определении налоговой базы по приносящей доход деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности. При этом в общей сумме доходов в целях налогообложения не учитываются внереализационные доходы. В случае если страховое возмещение поступает в организацию в качестве средств бюджетного финансирования, то в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ данные средства не подлежат обложению налогом на прибыль. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|