|
||||
|
Глава 1. Общие положения в свете изменений Федерального закона N 101-ФЗ от 21.07.2005 г С принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в Налоговый Кодекс РФ была введена Глава 26.2. – Упрощенная система налогообложения. В соответствии с данной главой НК РФ организациям и индивидуальным предпринимателям (в основном в сфере малого бизнеса) было предоставлено право в добровольном порядке воспользоваться упрощенным механизмом налогообложения, учета и отчетности. При этом организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно как перейти к упрощенной системе налогообложения, так и вернуться к иным режимам налогообложения в порядке предусмотренном данной главой НК РФ. В последнее время был принят ряд изменений в Главу 26.2. Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения», которые будут учтены в данной книге. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации (вступает в силу – по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в „Российской газете“ от 31 декабря 2006 г. N 297)): – в пункте 5 статьи 346.13 слова «15 дней» заменены словами «15 календарных дней». В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (вступает в силу – с 1 января 2007 года): – в подпункте 10 пункта 3 статьи 346.12 слова «частные нотариусы» заменены словами «нотариусы, занимающиеся частной практикой»; – подпункт 9 пункта 1 статьи 346.16 дополнен словами «, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса»; – в подпункте 4 пункта 2 статьи 346.17 слова «в последний день» заменены словами «в последнее число»; – в абзаце третьем пункта 1 статьи 346.23 слова «25 дней» заменены словами «25 календарных дней»; – в пунктах 8 и 10 статьи 346.25.1 слова «25 дней» заменены словами «25 календарных дней». Ряд изменений внес Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступает в силу – по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3112, в «Российской газете» от 26 июля 2005 г. N 161), за исключением статей 1 и 4 настоящего Федерального закона. Статьи 1 и 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2006 г): Статья 1 1) в статье 346.11: а) в пункте 1: в абзаце первом слова «общей системой налогообложения (далее в настоящей главе – общий режим налогообложения), предусмотренной» заменить словами «иными режимами налогообложения, предусмотренными»; в абзаце втором слова «общему режиму» заменить словами «иным режимам»; б) в пункте 2: первое предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: «2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.»; в абзаце третьем слова «общим режимом налогообложения» заменить словами «законодательством о налогах и сборах»; в) в пункте 3: первое предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: «3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).»; в абзаце третьем слова «общим режимом налогообложения» заменить словами «законодательством о налогах и сборах»; 2) в статье 346.12: а) в пункте 2: слова «доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость)» заменить словами «доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей»; дополнить абзацем следующего содержания: «Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»; б) в пункте 3: подпункт 10 изложить в следующей редакции: «10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;»; в подпункте 11 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить; в подпункте 14 слово «непосредственного» исключить, дополнить словами «, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I „О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом»; подпункт 16 после слова «рублей.» дополнить словами «В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;»; дополнить подпунктами 17 и 18 следующего содержания: «17) бюджетные учреждения; 18) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.»; в) в пункте 4 слова «размеру дохода от реализации,» исключить; 3) в статье 346.13: а) пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.»; б) в пункте 3 слово «общий» заменить словом «иной»; в) в пункте 4: абзац первый изложить в следующей редакции: «4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.»; в абзаце втором слово «общий» в соответствующем падеже заменить словом «иной» в соответствующем падеже; дополнить абзацем следующего содержания: «Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.»; г) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.»; д) в пунктах 6 и 7 слово «общий» заменить словом «иной»; 4) в статье 346.14: а) пункт 2 после слов «самим налогоплательщиком» дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи», слова «всего срока» заменить словами «трех лет с начала»; б) дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.»; 5) в статье 346.15: а) в пункте 1: в абзаце первом слово «Организации» заменить словом «Налогоплательщики»; абзац второй изложить в следующей редакции: «доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;»; в абзаце четвертом слово «организациями» исключить; дополнить абзацем следующего содержания: «Не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 настоящего Кодекса.»; б) пункт 2 признать утратившим силу; 6) в статье 346.16: а) в пункте 1: подпункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: «1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи); 2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);»; подпункт 8 изложить в следующей редакции: «8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса;»; подпункт 15 изложить в следующей редакции: «15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;»; подпункт 23 после слова «пункта).» дополнить словами «При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров;»; дополнить подпунктами 24 – 34 следующего содержания: «24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения; 25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; 26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; 27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы; 28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; 29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков); 30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности; 31) судебные расходы и арбитражные сборы; 32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); 33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса; 34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.»; б) абзац второй пункта 2 после цифр «21» дополнить цифрами «, 34„, цифры „268“ заменить цифрами «265“; в) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке: 1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения – с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию; 2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения – с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет; 3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке: в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения – 50 процентов стоимости, второго года – 30 процентов стоимости и третьего года – 20 процентов стоимости; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете. В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 настоящего Кодекса. Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года. Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса. В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.»; г) дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. В состав основных средств и нематериальных активов в целях настоящей статьи включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.»; 7) статью 346.17 изложить в следующей редакции: «Статья 346.17. Порядок признания доходов и расходов 1. В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. 2. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика – приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей: 1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда – в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство; 2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, – по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты; 3) расходы на уплату налогов и сборов – в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность; 4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности; 5) при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе. 3. Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с настоящей главой, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.»; 8) в статье 346.18: а) пункт 3 после слова «доходами» дополнить словами «и расходами»; б) в пункте 6: абзац второй после слова «исчисляется» дополнить словами «за налоговый период»; абзац третий после слова «если» дополнить словами «за налоговый период»; в) в пункте 7: в абзаце первом слова «уменьшить налоговую базу» заменить словами «уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу»; в абзаце четвертом слова «общего режима» заменить словами «иных режимов»; в абзаце пятом слова «общий режим» заменить словами «иные режимы»; г) дополнить пунктом 8 следующего содержания: «8. Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.»; 9) в статье 346.21: а) в пункте 3: в абзаце первом слово «квартальный» в соответствующем числе и падеже исключить, слово «уплаченных» заменить словом «исчисленных»; в абзаце втором слово «квартальных» исключить, слово «уплачиваемых» заменить словами «уплаченных (в пределах исчисленных сумм)» и слова «по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» исключить; б) в пункте 4 слово «квартальный» в соответствующем числе и падеже исключить, слово «уплаченных» заменить словом «исчисленных»; в) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.»; г) в пункте 6 слово «квартальных» исключить; д) в пункте 7: в абзаце первом слова «пунктом 1» заменить словами «пунктами 1 и 2»; в абзаце втором слова «Квартальные авансовые платежи» заменить словами «Авансовые платежи»; 10) статью 346.24 изложить в следующей редакции: «Статья 346.24. Налоговый учет Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.»; 11) в статье 346.25: а) наименование изложить в следующей редакции: «Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения»; б) в пункте 1: в абзаце первом слова «ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений» заменить словами «которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений»; в подпункте 1 слова «в период применения общего режима налогообложения» заменить словами «до перехода на упрощенную систему налогообложения»; подпункт 2 признать утратившим силу; в подпункте 3 слова «при применении общего режима налогообложения» исключить; в подпункте 4 слово «налогоплательщиком» заменить словом «организацией», слова «в течение периода применения общего режима налогообложения» заменить словами «до перехода на упрощенную систему налогообложения»; в подпункте 5 слово «налогоплательщика» заменить словом «организации»; в) в пункте 2: в абзаце первом слова «общий режим налогообложения» заменить словами «исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций»; подпункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: «1) признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права; 2) признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.»; дополнить абзацем следующего содержания: «Указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.»; г) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания: «2.1. При переходе организации на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса. При переходе на упрощенную систему налогообложения организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая исходя из их остаточной стоимости на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, уменьшенной на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 настоящего Кодекса, за период применения главы 26.1 настоящего Кодекса. При переходе на упрощенную систему налогообложения организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммы амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.»; д) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму произведенных за период применения упрощенной системы налогообложения расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса.»; е) дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 2.1 и 3 настоящей статьи.»; 12) главу 26.2 дополнить статьей 346.25.1 следующего содержания: «Статья 346.25.1 Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента 1. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. В этом случае на них распространяются нормы, установленные статьями 346.11 – 346.25 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. 2. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из следующих видов предпринимательской деятельности: 1) пошив и ремонт одежды и других швейных изделий; 2) изготовление и ремонт трикотажных изделий; 3) изготовление и ремонт вязаных изделий; 4) пошив и ремонт изделий из меха (в том числе головных уборов); 5) пошив и ремонт головных уборов из фетра, ткани и других материалов; 6) изготовление и ремонт обуви (в том числе валяной); 7) изготовление галантерейных изделий и бижутерии; 8) изготовление искусственных цветов и венков; 9) изготовление, сборку, ремонт мебели и других столярных изделий; 10) изготовление и ремонт ковровых изделий; 11) изготовление и ремонт металлоизделий, заточку режущих инструментов, заправку и ремонт зажигалок; 12) изготовление и ремонт рыболовных приспособлений (принадлежностей); 13) ремонт часов и граверные работы; 14) изготовление и ремонт игрушек и сувениров; 15) изготовление и ремонт ювелирных изделий; 16) изготовление изделий народных художественных промыслов; 17) заготовку шкур и шерсти домашних животных; 18) выделку и реализацию шкур; 19) чистку обуви; 20) фото-, кино– и видеоуслуги; 21) ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров; 22) изготовление, установку и ремонт надгробных памятников и ограждений; 23) ремонт и техническое обслуживание автомобилей; 24) парикмахерские и косметические услуги; 25) перевозку пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте, включая паромную перевозку; 26) мойку автотранспортных средств; 27) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов, услуги тамады; 28) ремонт и настройку музыкальных инструментов; 29) выполнение живописных работ (портреты, пейзажи, натюрморты и другие аналогичные работы); 30) услуги переводчика; 31) машинописные работы; 32) копировальные работы; 33) ремонт и обслуживание копировально-множительной техники; 34) звукозапись; 35) прокат и реализацию видео– и аудиокассет, видео– и аудиодисков; 36) услуги нянь, домработниц, услуги по уборке квартир и служебных помещений; 37) услуги по стирке, глажению, химической чистке изделий; 38) ремонт квартир; 39) электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические, сварочно-сантехнические работы; 40) художественно-оформительские и дизайнерские работы; 41) чертежно-графические работы; 42) переплетные работы; 43) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; 44) резку стекла и зеркал; 45) работы по остеклению балконов и лоджий; 46) банные услуги, услуги саун и соляриев; 47) услуги по обучению и репетиторству; 48) физкультурно-оздоровительную деятельность (шейпинг, аэробика, спортивные секции, группы здоровья); 49) тренерские услуги; 50) организацию и ведение кружков и студий; 51) озеленительные работы; 52) выпечку хлебобулочных и кондитерских изделий; 53) сдачу в аренду квартир и гаражей; 54) услуги носильщика; 55) ветеринарное обслуживание; 56) услуги консьержей и сторожей; 57) услуги платных туалетов; 58) ритуальные услуги. 3. Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную статьями 346.11 – 346.25 настоящего Кодекса. 4. Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальному предпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. 5. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе. 6. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 настоящего Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент. 7. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной статьей 346.29 настоящего Кодекса в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30. 8. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. 9. При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе привлечения в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) или осуществления на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается. 10. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент». 1.1. Принципы упрощенной системы налогообложения Принцип введения в действие упрощенной системы налогообложения заключался в поддержке и стимулировании малого бизнеса путем уменьшения затрат на бухгалтерский учет, упрощения процедуры отчетности в налоговые органы и у уменьшения налогового бремени (замена большинства налогов одним – «единым»). К достоинствам упрощенной системы можно отнести: Снижение налогового бремени на компанию. Фирма заменяет уплату нескольких налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество предприятия, единый социальный налог (уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняется)) только одним налогом (единым). Заполнение и сдачу в налоговую инспекцию только одной декларации по единому налогу. Упрощенную процедуру ведения бухгалтерского учета фирмы (порядок ведения кассовых операций, учета основных средств и нематериальных активов сохраняются прежними). К недостаткам УСН можно отнести: Возможность потери права использования упрощенной системы налогообложения при несоблюдении необходимых требований закона. В этом случае фирме придется произвести перерасчет налогов по общей системе налогообложения за период, в котором данное право было потеряно, в результате чего доначислить и доплатить соответствующие налоги и пени по ним в связи с просрочкой по их оплате. При потере права применять упрощенную систему налогообложения фирме необходимо будет восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период использования «упрощенки», досдать соответствующую налоговую и бухгалтерскую отчетность за данный период. Невозможность выставлять счета-фактуры покупателям с налогом на добавленную стоимость, в связи с отсутствием обязательств по уплате данного налога. Это может существенно сократить круг покупателей компании – плательщиков этого налога, т. к. они не смогут возмещать НДС. Закрытый перечень расходов, которыми фирма может уменьшить свои доходы при расчете единого налога при использовании упрощенной системы налогообложения. В связи с этим «упрощенные» фирмы, при использовании объекта налогообложения «доходы минус расходы», не смогут отразить некоторые расходы, раннее применяемые при уменьшении налога на прибыль. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и ряд других. Перед переходом на “упрощенку” нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям; У фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой). Из приведенного выше сравнения достоинств и недостатков упрощенной системы налогообложения видно, что у «упрощенки», помимо очевидных достоинств, хватает и явных недостатков, число которых даже превосходит число этих достоинств. Следовательно, ответ на вопрос выбора упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности перед налогоплательщиками становиться не столь однозначным как виделось на первый взгляд. Основным достоинством упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности конечно можно выделить экономию на уплачиваемых фирмой налогах. Именно по этому многим компаниям выгодно применять УСН, однако, это не всегда так. При этом одним из основных недостатков компаний на «упрощенке» является проблема с налогом на добавленную стоимость, а именно невозможность выставлять счета-фактуры на реализуемые товары или оказываемые услуги с НДС. Любому покупателю товаров или услуг, который является плательщиком налога на добавленную стоимость, выгодней приобрести данные товары или услуги также у плательщика НДС. Сумму налога на добавленную стоимость, которую ему предъявит поставщик товара (услуги), он сможет принять к вычету. При покупке же товаров (услуг) у компании использующей упрощенную систему налогообложения покупатель сделать этого не сможет. Следовательно, чтобы не потерять данную группу покупателей и стать конкурентоспособными на рынке, компаниям на «упрощенке» придется уменьшить продажную стоимость товаров (услуг) как раз на сумму налога на добавленную стоимость. Только в этом случае покупателю будет все равно – приобретать товар у компании находящейся на общей системе налогообложения или использующей упрощенную систему налогообложения. Однако такое снижение цен станет невыгодным уже продавцу на «упрощенке». Пример ООО «Альфа» закупает товар на сумму 35 400 руб. (в т. ч. НДС (18 %) – 5 400 руб.) и реализует его: 1. за 70 800 руб. (в т. ч. НДС (18 %) – 10 800 руб.) на общей системе налогообложения; 2. за 60 000 руб. (без НДС) при использовании упрощенной системы налогообложения. Вариант 1 ООО «Альфа» находится на общей системе налогообложения. В данном случае общая сумма налогов составит: 12 600 руб. – НДС (18 %) – 5 400 руб. (10 800 руб. (к начислению) – 5 400 руб. (к зачету)); – налог на прибыль – 7 200 руб. (30 000 руб. х 24 %). В итоге на расчетном счету ООО «Альфа» после уплаты налогов останется: 22 800 руб. (70 800 руб. – 35 400 руб. – 12 600 руб.) Вариант 2 ООО «Альфа» использует упрощенную систему налогообложения. Если объект ее налогообложения – доходы, т. е. она платит единый налог с выручки по ставке 6 процентов, то сумма налога составит: 3 600 руб. = 60 000 руб. x 6 % После оплаты товаров поставщику и уплаты налога на расчетном счету ООО «Альфа» останется: 21 000 руб. (60 000 руб. – 35 400 руб. – 3 600 руб.) Если объект ее налогообложения – доходы минус расходы, т. е. она платит единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15 процентов, то сумма налога составит: 3 690 руб. = (60 000 руб. – 35 400 руб.) x 15 % После расчетов с поставщиком и бюджетом у ООО «Альфа» останется: 20 910 руб. (60 000 руб. – 35 400 руб. – 3 690 руб.) Из приведенных примеров видно, что действительно прибыль компаний решивших воспользоваться правом применения упрощенной системы налогообложения сократиться. Однако, из следующей таблицы (расчет по тому же принципу) видно, что не все так очевидно. Даже подобный – упрощенный расчет (он не учитывает расходы компании и налоги с фонда оплаты труда), показывает, что, чтобы принять правильное решение, переходить компании на упрощенный режим или нет, необходимо проанализировать множество факторов, касающихся специфики деятельности конкретной компании. 1.2. Какие налоги заменяем Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями (юридическими лицами) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога (кроме части направляемой на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (Глава 21. Налог на добавленную стоимость Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, кроме части направляемой на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. 1.3. Что ведем по прежнему Организации (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.)). Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|