|
||||
|
Глава 3. Переходим на упрощенную систему налогообложения 3.1. Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г. 3.2. Особенности начала применения УСН для новых организаций Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Налогового Кодекса РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Приказом МНС РФ от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» с изменениями по Приказу Федеральной налоговой службы от 2 сентября 2005 г. N САЭ-3-22/421@ «О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 „Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения“ утверждены формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, а именно: 1. Форма N 26.2–1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (приложение N 1). 2. Форма N 26.2–2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» (приложение N 2). 3. Форма N 26.2–3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения» (приложение N 3). 4. Форма N 26.2–4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» (приложение N 4). 5. Форма N 26.2–5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (приложение N 5). Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового Кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения. Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. 3.3. Выбираем режим налогообложения Как упоминалось ранее, ответ на вопрос перехода на упрощенную систему налогообложения сугубо индивидуален для каждого налогоплательщика. Помимо целесообразности перехода на УСН компаниям придется определиться и с выбором объекта налогообложения, что в свою очередь не так однозначно, как могло бы показаться на первый взгляд. Для этого фирме необходимо взвесить все за и против, и расчетным путем (с учетом особенностей деятельности фирмы) определить обоснованность перехода на УСН и выбор объекта налогообложения при положительном решении применения УСН. Уплата единого налога с налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, заменяет уплату следующих налогов: 1) налог на прибыль организаций (юридических лиц); 2) налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); 3) налог на имущество организаций (юридических лиц); 4) налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности); 5) единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц; 6) налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществляемой ими предпринимательской деятельности). При этом за налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, сохраняются обязанности по уплате следующих налогов: 1) уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (для ИП – фиксированные платежи); 2) уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональным заболеваниям; 3) уплата добровольных страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (по больничным листам); 4) уплата государственных пошлин; 5) уплата акциз; 6) уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 7) уплата транспортного налога; 8) уплата земельного налога; 9) уплата водного налога; 10) уплата налога на операции с ценными бумагами; 11) уплата налога на добычу полезных ископаемых; 12) уплата сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плюс к этому, в качестве налогового агента, за налогоплательщиками сохраняются обязанности по уплате следующих налогов: налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций в части выплаты дивидендов российской организации. При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики не освобождаются от обязанностей: 1) налоговых агентов, предусмотренных статьей 24 Налогового Кодекса РФ; 2) по ведению кассовых операций, согласно Порядка ведения кассовых операций; 3) по учету основных средств и нематериальных активов. 3.4. Определяем объект налогообложения При определении объекта налогообложения у налогоплательщиков есть два варианта. И так, объектом налогообложения признаются: – доходы; – доходы, уменьшенные на величину расходов. Право выбора объекта налогообложения законом закреплено за самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 Налогового Кодекса РФ. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. 3.5. Используем патент на упрощенной системе налогообложения Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных ниже, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. В этом случае на них распространяются нормы, установленные статьями 346.11 – 346.25 Налогового Кодекса РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из следующих видов предпринимательской деятельности: 1) пошив и ремонт одежды и других швейных изделий; 2) изготовление и ремонт трикотажных изделий; 3) изготовление и ремонт вязаных изделий; 4) пошив и ремонт изделий из меха (в том числе головных уборов); 5) пошив и ремонт головных уборов из фетра, ткани и других материалов; 6) изготовление и ремонт обуви (в том числе валяной); 7) изготовление галантерейных изделий и бижутерии; 8) изготовление искусственных цветов и венков; 9) изготовление, сборку, ремонт мебели и других столярных изделий; 10) изготовление и ремонт ковровых изделий; 11) изготовление и ремонт металлоизделий, заточку режущих инструментов, заправку и ремонт зажигалок; 12) изготовление и ремонт рыболовных приспособлений (принадлежностей); 13) ремонт часов и граверные работы; 14) изготовление и ремонт игрушек и сувениров; 15) изготовление и ремонт ювелирных изделий; 16) изготовление изделий народных художественных промыслов; 17) заготовку шкур и шерсти домашних животных; 18) выделку и реализацию шкур; 19) чистку обуви; 20) фото-, кино– и видеоуслуги; 21) ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров; 22) изготовление, установку и ремонт надгробных памятников и ограждений; 23) ремонт и техническое обслуживание автомобилей; 24) парикмахерские и косметические услуги; 25) перевозку пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте, включая паромную перевозку; 26) мойку автотранспортных средств; 27) музыкальное обслуживание торжеств и обрядов, услуги тамады; 28) ремонт и настройку музыкальных инструментов; 29) выполнение живописных работ (портреты, пейзажи, натюрморты и другие аналогичные работы); 30) услуги переводчика; 31) машинописные работы; 32) копировальные работы; 33) ремонт и обслуживание копировально-множительной техники; 34) звукозапись; 35) прокат и реализацию видео– и аудиокассет, видео– и аудиодисков; 36) услуги нянь, домработниц, услуги по уборке квартир и служебных помещений; 37) услуги по стирке, глажению, химической чистке изделий; 38) ремонт квартир; 39) электромонтажные, строительно-монтажные, сантехнические, сварочно-сантехнические работы; 40) художественно-оформительские и дизайнерские работы; 41) чертежно-графические работы; 42) переплетные работы; 43) услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; 44) резку стекла и зеркал; 45) работы по остеклению балконов и лоджий; 46) банные услуги, услуги саун и соляриев; 47) услуги по обучению и репетиторству; 48) физкультурно-оздоровительную деятельность (шейпинг, аэробика, спортивные секции, группы здоровья); 49) тренерские услуги; 50) организацию и ведение кружков и студий; 51) озеленительные работы; 52) выпечку хлебобулочных и кондитерских изделий; 53) сдачу в аренду квартир и гаражей; 54) услуги носильщика; 55) ветеринарное обслуживание; 56) услуги консьержей и сторожей; 57) услуги платных туалетов; 58) ритуальные услуги. Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах вышеуказанного перечня), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную статьями 346.11 – 346.25 Налогового Кодекса РФ. Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, является выдаваемый индивидуальному предпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных перечнем настоящей главы. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 Налогового Кодекса РФ, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному перечнем настоящей главы, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный перечнем настоящей главы, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный пунктом 2 статьи 346.26 Налогового Кодекса РФ, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной статьей 346.29 Налогового Кодекса РФ в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе привлечения в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) или осуществления на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. 3.6. Переходим на УСН с 2007 г Организации, которые хотят перейти с 01 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения, должны будут использовать коэффициент-дефлятор. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. N 03-11-02/272 разъясняет, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В названном порядке, согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекса РФ, подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика, не превышающая 20 млн. руб. (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 года N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год. Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 года N 284 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации „Упрощенная система налогообложения“ на 2006 год» коэффициент-дефлятор на 2006 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26,2 Кодекса, установлен равным 1,132. На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2006 года (15 млн. руб.), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года, а также величина предельного размера доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода 2006 года, не превышающая 20 млн. рублей. Таким образом, в 2006 году величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года: 15 000 000,00 руб. х 1,132 = 16 980 000,00 руб. Величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2006 году: 20 000 000,00 руб. х 1,132 = 22 640 000,00 руб. Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 360 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации „Упрощенная система налогообложения“ на 2007 год» (зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2006, регистрационный N 8494) коэффициент-дефлятор на 2007 год определен в размере 1,241. При этом размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 х 1,132). В связи с вышеизложенным, в 2007 году величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года: 15 000 000,00 руб. х 1,241 = 18 615 000,00 руб. Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году: 20 000 000,00. руб. х 1,241 = 24 820 000,00 руб. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|