Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1. Формулирование идеи (от данных к идее)
  • 2. Определение типа сравнения данных (от идеи к сравнению данных)
  • 1. Покомпонентное сравнение
  • 2. Позиционное сравнение
  • 3. Временное сравнение
  • 4. Частотное сравнение
  • 5. Корреляционное сравнение
  • 3. Выбор типа диаграммы (от сравнения к диаграмме)
  • 1. Покомпонентное сравнение
  • 2. Позиционное сравнение
  • 3. Временное сравнение
  • 4. Частотное сравнение
  • 5. Корреляционное сравнение
  • Практикум 1
  • Практикум 2
  • Часть 1

    Выбор диаграмм

    Несмотря на разнообразие графических средств, используемых в различных видах коммуникации (таблицы, схемы, графики, матрицы и карты), при иллюстрации количественных данных применяется пять основных типов диаграмм:

    Круговая диаграмма

    Линейчатая диаграмма

    Гистограмма

    График

    Точечная диаграмма

    Итак, у нас есть цель. Каковы же средства для ее достижения? С помощью следующей схемы мы попробуем описать весь процесс от начала до конца.

    Шаг 1: ФОРМУЛИРОВАНИЕ ИДЕИ

    (от данных к идее)

    Для того чтобы правильно выбрать тип диаграммы, вы в первую очередь должны четко сформулировать конкретную идею, которую вы хотите донести до аудитории при помощи диаграммы.

    Шаг 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА СРАВНЕНИЯ ДАННЫХ

    (от идеи к сравнению)

    Сформулированная вами идея будет обязательно заключать в себе один из пяти основных типов сравнения данных: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.

    Шаг З: ВЫБОР ТИПА ДИАГРАММЫ

    (от сравнения к диаграмме)

    Каждому типу сравнения соответствует один из пяти видов диаграмм.

    Давайте подробно рассмотрим каждый шаг.

    1. Формулирование идеи

    (от данных к идее)

    Выбирать тип диаграммы, не сформулировав окончательно идею, которую вы хотите донести с ее помощью, – это все равно что подбирать предметы гардероба по цвету с закрытыми глазами.

    Выбор правильного типа диаграммы целиком и полностью зависит от того, насколько четко вы представляете себе, что вы хотите ею сказать. Тип диаграммы определяют вовсе не данные (доллары или иены, проценты или литры) и не те или иные параметры (прибыль, рентабельность инвестиций или зарплата), а ваша идея – то, что вы хотите показать, тот смысл, который вы хотите в диаграмму вложить.

    Чтобы понять важность первого шага, набросайте как можно больше диаграмм в пустых рамках на следующей странице, используя данные (процентное соотношение объема продаж по регионам для каждой компании) из таблицы в правом верхнем углу. Не думайте об аккуратности, просто нарисуйте как можно больше диаграмм, после чего переходите на следующую страницу.

    Практикум

    Набросайте, используя эти данные, столько диаграмм, сколько придет вам в голову. Чем больше, тем лучше!

    Какую диаграмму вы выберете?

    № 1

    № 2

    № 3

    № 4

    № 5

    № 6

    Среди ваших набросков вполне могут оказаться диаграммы, представленные на соседней странице. Еще лучше, если ваши диаграммы отличаются от этих. Вопрос, тем не менее, остается открытым.

    Какую диаграмму вы выберете?

    Все зависит от того смысла, который вы хотите вложить в диаграмму, – от вашей идеи. Каждая представленная здесь диаграмма, в зависимости от ее типа, наиболее полно выражает определенную идею.

    Например, использовав для представления данных две круговые диаграммы или гистограммы, нормированные на 100 %, вы сделаете акцент на том, что:

    № 1, 2 Структура продаж компаний А и Б различна.

    Если же вы решили представить данные в виде двух линейчатых диаграмм, расположив цифры в порядке следования в исходной таблице, то в таком виде диаграмма подчеркнет, что:

    № 3 Региональная структура продаж компаний А и Б неоднородна.

    Вы также могли расположить доли продаж каждой компании в различных регионах в порядке убывания (возрастания). В этом случае вы обратите внимание слушателей на то, что:

    № 4 Наибольших успехов компания А добилась на юге страны, а компания Б – на севере. Наименьших успехов компания А добилась на севере, а компания Б – на юге.

    Зеркально располагая линейки по регионам, мы показываем, что:

    № 5 Наибольшая доля продаж компании А – на юге страны, где у компании Б этот показатель является наименьшим.

    Группируя линейки по одну сторону от общей основы, мы сравниваем уровень отрыва компаний друг от друга по продажам в различных регионах. Из этой диаграммы следует, что:

    № 6 На юге компания А значительно опережает компанию Б; на востоке и западе компании активно конкурируют друг с другом; на севере компания А отстает от компании Б.

    Вполне возможно, что на этапе формулирования идеи вам придется нарисовать несколько диаграмм, которые будут демонстрировать исходные данные с различных точек зрения. Более эффективным будет выделение того аспекта исходных данных, который кажется вам наиболее важным, и выбор той формулировки идеи, которая бы отражала именно этот аспект.

    Например, в этой упрощенной таблице мы можем выделить три возможных аспекта данных, которые следовало бы подчеркнуть, сформулировав таким образом свою идею.

    Вы можете обратить внимание на динамику общего объема продаж с января по май включительно. В этом случае ваша идея может быть следующей: «С января объем продаж устойчиво рос».

    Рассматривая данные по горизонтали (например, за май), вы можете заметить различия в объемах продаж продукции А, Б и В. В данном случае ваша идея может быть сформулирована так: «В мае продажи продукции А значительно превысили продажи продукции Б и В».

    Можно сконцентрировать внимание на том, какая доля общего объема продаж за май приходилась на каждую продукцию. Тогда идея выглядит таким образом: «В мае доля продукции А была наибольшей в общем объеме продаж компании».

    Заметьте, что в двух последних примерах мы использовали практически один и тот же аспект данных при формулировании различных идей. Решение, на чем сделать акцент (на ранжировании или на доле продукции), остается за вами. От него зависит конечная формулировка вашей идеи.

    Допустим, что у вас есть другие данные по той же компании.

    В таблице показано распределение количества контрактов в зависимости от объема сделки за определенный период времени – за май. В этом случае ваша идея может быть такой: «В мае больше всего сделок было заключено на сумму от 1 до 2 тыс. долл.».

    А здесь данные показывают соотношение опыта работы продавца и объема продаж. Можно заметить, что продавец А всего лишь с двухгодичным опытом работы реализовал продукции на 23 тыс. долл., в то время как продавец Б с опытом работы, превышающим опыт А более чем вдвое, продал продукции на сумму, почти в четыре раза меньшую. Здесь подразумевается следующая идея: «Объем продаж не зависит от опыта работы».

    Теперь понятно, что, прежде чем выбирать подходящий тип диаграммы, необходимо сделать первый шаг – сформулировать основную мысль, которую вы хотите донести до аудитории. Чтобы использовать результат затраченных усилий наилучшим образом, используйте основную идею в качестве заголовка диаграммы. Рассмотрим этот момент подробнее.

    Зачастую заголовки диаграмм выглядят весьма загадочно. Например:

    ДИНАМИКА ОБЪЕМА ПРОДАЖ КОМПАНИИПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕГИОНАМРАСПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВОВ ПО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШТАТА КОМПАНИИСООТНОШЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    Эти заголовки указывают, какие данные содержатся в диаграмме, но не объясняют, в чем их важность. Что именно происходит с объемом продаж, возрастной структурой штата, соотношением заработной платы и рентабельности? Не храните это в секрете, используйте вашу основную идею в качестве заголовка диаграммы. Следуя этому совету, вы поможете читателю правильно понять вашу мысль и приобретете уверенность в том, что он сконцентрирует свое внимание именно на том аспекте представленных данных, который особенно важен.

    Рассмотрим несколько примеров, подчеркивающих преимущества заголовков, выражающих главную мысль диаграммы, перед заголовками, описывающими данные, содержащиеся в диаграмме.

    В данном случае заголовок просто называет тему – данные, которые использовались при подготовке диаграммы, и вам самим приходится решать, что именно она иллюстрирует. Большинство читателей, изучая данную диаграмму, наверняка обратят внимание на Западный регион, предполагая, что основная идея диаграммы состоит в следующем: «На долю Западного региона приходится почти половина совокупной прибыли».

    Однако, возможно, это совсем не то, на что хотел обратить ваше внимание разработчик диаграммы. Может быть, он хотел подчеркнуть, что «в совокупной прибыли компании Северный регион занимает наименьшую долю». Таким образом, используя тематический заголовок, вы рискуете ввести своего читателя в заблуждение. Если вы примените заголовок, демонстрирующий основную мысль, т. е. «В совокупных доходах компании Северный регион имеет наименьшую долю», вы сфокусируете внимание читателя на наиболее значимом для вас аспекте данных.

    В следующем примере заголовок просто указывает на то, что отражает линия тренда, – КОЛИЧЕСТВО КОНТРАКТОВ. Тем не менее есть еще четыре аспекта, на которые можно обратить внимание аудитории.

    Идея 1

    Количество контрактов возросло.

    Идея 2

    Количество контрактов изменяется.

    Идея З

    В августе было заключено наибольшее количество контрактов.

    Идея 4

    Количество заключенных контрактов снижалось в двух из восьми месяцев.

    Чтобы облегчить жизнь читателям, давайте в качестве заголовка диаграммы использовать идею, которую мы хотим выразить с помощью диаграммы.

    Заголовок, выражающий основную мысль диаграммы, схож с заголовком статьи в газете или журнале. Он должен отличаться краткостью и четкостью. Непонятные заголовки, о которых мы говорили ранее, можно переформулировать так, как показано ниже.

    Как только вы сформулируете основную идею, переходите к следующему этапу – определению типа сравнения данных, с помощью которого следует выразить эту идею.

    2. Определение типа сравнения данных

    (от идеи к сравнению данных)

    Данный шаг – это связующее звено между идеей и готовой диаграммой.

    Очень важно уяснить, что любая идея – любой аспект данных, на который вы хотите обратить внимание, – может быть выражена посредством одного из пяти основных типов сравнения: покомпонентного, позиционного, временного, частотного, корреляционного.

    Рассмотрим примеры идей, связанных с данными типами сравнения. Одновременно дадим описания этих типов и характерные для них ключевые слова. Это необходимо для того, чтобы научиться определять, с помощью какой разновидности сравнений может быть выражена та или иная мысль.

    1. Покомпонентное сравнение

    При покомпонентном сравнении мы прежде всего показываем размер каждого компонента в процентах от некоего целого. Например:

    > В мае продажи продукции А составили наибольшую долю в общем объеме продаж компании.

    > Доля рынка клиента в 2001 г. составляет менее 10 % рынка отрасли.

    > Почти половина корпоративных ресурсов привлечены из двух источников.

    Увидев слова «доля», «проценты от целого», «составило Х%», вы можете быть уверены, что имеете дело с покомпонентным сравнением.

    2. Позиционное сравнение

    При позиционном сравнении мы выявляем, как объекты соотносятся друг с другом: одинаковы ли они, больше или меньше других. Например:

    > В мае продажи продукции А превысили продажи продукции Б и В.

    > Выручка клиента от продаж находится на четвертом месте.

    > Текучесть кадров в шести подразделениях примерно одинакова.

    Ключевыми словами для позиционного сравнения являются следующие: «больше чем», «меньше чем», «равно».

    3. Временное сравнение

    Этот вид сравнения – один из наиболее распространенных. В данном случае нас интересует не размер каждой доли в сравнении с целым, не соотношение долей, а то, как они изменяются во времени — что происходит с определенными показателями на протяжении недель, месяцев, кварталов, лет: возрастают ли они, снижаются, колеблются или остаются неизменными. Например:

    > Продажи в январе неуклонно росли.

    > Рентабельность инвестиций за последние пять лет резко сократилась.

    > Ставки процента в течение последних семи кварталов колебались.

    Ключевые слова в данном случае: «изменяться», «расти», «убывать», «возрастать», «снижаться», «колебаться» и т. д.

    4. Частотное сравнение

    Данный вид сравнения помогает определить, сколько объектов попадает в определенные последовательные области числовых значений. Например, частотное сравнение используется для того, чтобы показать, сколько работников зарабатывает менее чем 30 тыс. долл., сколько – 30–60 тыс. долл. и т. д.; сколько жителей относится к возрастной группе до 10 лет, сколько – от 10 до 20, от 20 до 30 и т. д. Примеры типичных формулировок такого вида:

    > В мае сделки в основном заключались в диапазоне от одной до двух тысяч долларов.

    > Большая часть грузов была получена за 2–5 дней.

    > Возрастная структура штата нашей компании сильно отличается от структуры штата нашего конкурента.

    Термины, характерные для этого вида сравнения, – «в диапазоне от х до у», «концентрация», «частотность» и «распределение».

    5. Корреляционное сравнение

    Корреляционное сравнение показывает наличие (или отсутствие) зависимости между двумя переменными. Например, обычно ожидается, что при увеличении объемов продаж возрастает прибыль или что при увеличении скидок возрастают объемы продаж.

    Если формулировка вашей идеи содержит такие слова, как «относится к», «возрастает при (в случае)», «снижается при (в случае)», «меняется при (в случае)» или, наоборот, «не возрастает при (в случае)» и т. д., это указывает на применение корреляционного сравнения. Например:

    > Результаты продаж в мае демонстрируют отсутствие взаимосвязи между объемом продаж и опытом продавцов.

    > Зарплата исполнительных директоров не зависит от размера компании.

    > Страховая сумма возрастает при росте доходов индивидов.

    Итак, мы рассмотрели пять типов сравнения, с помощью которых можно выразить любую идею, сформулированную на основе табличных данных. Подытожим кратко:

    Покомпонентное: процент от целого.

    Позиционное: соотношение объектов.

    Временное: изменения во времени.

    Частотное: число объектов в интервалах.

    Корреляционное: зависимость между переменными.

    С карандашом в руке прочитайте следующие 12 примеров типичных идей, сформулированных на основе табличных данных, и определите тип сравнения, содержащийся в каждом из них. Ищите ключевые слова и при необходимости обращайтесь к определениям и примерам, которые мы только что привели. Сравните свои ответы с теми, что приведены внизу страницы.

    Типичные идеи и типы сравнения

    1. В течение следующих десяти лет прогнозируется увеличение объема продаж ______________

    2. Большинство сотрудников получает от 30 до 35 тыс. долл. ______________

    3. Рост цен на отдельные марки бензина не означает повышения качества ______________

    4. В сентябре уровень текучести кадров в шести подразделениях был примерно одинаков ______________

    5. Менеджер по продажам проводит с клиентами лишь 15 % своего времени ______________

    6. Размер прибавки по результатам работы не зависит от выслуги лет ______________

    7. В прошлом году наибольшая текучесть кадров наблюдалась в возрастной группе от 30 до 35 лет ______________

    8. Центральный регион занимает последнее место по производительности ______________

    9. Доходность акций нашей компании сокращается ______________

    10. Наибольшая доля фондов задействована в производстве ______________

    11. Наблюдается связь между рентабельностью и зарплатой ______________

    12. В августе два завода обогнали по производительности шесть других ______________

    Перейдя от данных к идее, а от идеи к сравнению, мы готовы сделать заключительный шаг – от сравнения к наиболее подходящей для выражения вашей идеи диаграмме.

    3. Выбор типа диаграммы

    (от сравнения к диаграмме)

    Итак, мы убедились в том, что любая сформулированная вами идея всегда может быть выражена с помощью одного из пяти типов сравнения. Каждому из этих типов сравнения соответствует один из пяти основных типов диаграмм: круговая, линейчатая, точечная диаграммы, гистограмма или график.

    Круговая диаграмма

    Линейчатая диаграмма

    Гистограмма

    График

    Точечная диаграмма

    По моим наблюдениям, круговая диаграмма пользуется наибольшей популярностью. Это абсолютно неоправданно, поскольку данный тип наименее практичен и должен составлять немногим более 5 % всех диаграмм, используемых в презентации или докладе.

    С другой стороны, линейчатая диаграмма применяется реже всего, тогда как она достойна гораздо большего внимания. Это наиболее гибкий и универсальный тип, который должен был бы составлять 25 % всех используемых диаграмм.

    Гистограмма, по моему мнению, вполне заслуживает звания «старой доброй» и надежной, а график вполне может быть охарактеризован как «рабочая лошадка». К этим двум типам должна относиться половина всех используемых диаграмм.

    Довольно устрашающие на первый взгляд точечные диаграммы используются в 10 % случаев.

    Вышеперечисленные типы составляют 90 % всех диаграмм. Остальные 10 % – это комбинации различных видов диаграмм: например, график с гистограммой или круговая диаграмма с линейчатой.

    Теперь нам необходимо уяснить, что различные типы диаграмм лучше всего приспособлены для иллюстрации различных типов сравнения данных.

    Приведенная матрица иллюстрирует данный тезис. По вертикали обозначены пять основных типов диаграмм, по горизонтали – пять типов сравнения. Для временного, частотного и корреляционного сравнения, как можно видеть, мы используем по два типа диаграмм, в зависимости от того, какой объем информации требуется отразить. При временном и частотном сравнении следует использовать гистограмму, если значений немного (скажем, шесть или семь), и график, если их больше. При корреляционном сравнении лучше использовать линейчатую диаграмму для малого количества значений и точечную – для большого.

    Давайте теперь внимательно посмотрим на матрицу и выясним, какие типы диаграмм рекомендуются для иллюстрации различных типов сравнения. По ходу дела мы обсудим, как составлять основные типы диаграмм, а также их варианты, позволяющие дать дополнительную информацию.

    При этом стоит помнить, что выбор и особенно использование различных типов диаграмм – это далеко не точная наука. Именно поэтому вы встретите здесь немало таких слов, как «в основном», «иногда», «чаще всего», «время от времени» и т. д. Это подразумевает, что для правильного составления диаграмм необходимо учитывать и ваше собственное мнение. Варианты, представленные в таблице, так же как и советы по составлению большинства диаграмм, – это лишь самые общие инструкции. Впрочем, как вы сами увидите, эти инструкции в большинстве случаев будут весьма полезными.

    Перед тем как перейти к описанию конкретных типов сравнения и соответствующих им типов диаграмм, имеет смысл вернуться ко второму параграфу этой части, где приведены примеры применения всех типов диаграмм. Это поможет вам понять, насколько эффективны могут быть хорошо продуманные и составленные диаграммы.

    1. Покомпонентное сравнение

    Покомпонентное сравнение данных лучше всего демонстрируется при помощи круговой диаграммы. Поскольку круг создает прекрасное впечатление целого, круговая диаграмма идеально подходит для выполнения единственной цели покомпонентного сравнения – показать каждую долю как определенный процент от целого (к примеру, доли продаж каждой компании в отрасли).

    Круговая диаграмма

    Для построения большинства круговых диаграмм лучше использовать не более шести компонентов. Если вам нужно отобразить большее число компонентов, выберите из них пять наиболее важных, а остальные сгруппируйте в категорию «прочие».

    Поскольку взгляд при рассматривании изображений обычно движется по часовой стрелке, наиболее важный компонент следует располагать на линии 12 часов; для усиления эффекта можно использовать наиболее контрастный цвет (например, желтый на черном фоне) или самую яркую штриховку, если диаграмма черно-белая. Если нет необходимости выделять какой-либо отдельный компонент, расставляйте их от самого большого к самому маленькому или наоборот и используйте одинаковый цвет или штриховку для всех сегментов.

    В целом, круговые диаграммы – это наименее практичный из пяти типов диаграмм. К тому же они чаще других используются не по назначению.

    На следующей странице приведено несколько различных псевдокруговых диаграмм, которые я на протяжении многих лет находил в различных докладах, газетах, журналах и годовых отчетах. Все они оформлены с большой фантазией, что делает их чрезвычайно привлекательными, хотя пример Г несколько мрачен. В то же время это примеры того, как форма подавляет содержание, и поэтому создать визуальные ассоциации не удается.

    Хотелось бы обратить внимание на то, что основная цель любой диаграммы – показать важные связи быстрее и четче, чем при использовании таблиц. В любом случае, если форма подавляет содержание, то есть если оформление диаграммы мешает четко понять существующую зависимость, то автор презентации оказывает медвежью услугу читателям или слушателям, которые будут принимать решения на основе увиденного.

    А сейчас давайте немного развлечемся и выполним упражнение, которое поможет проверить, насколько приведенные примеры эффективны в качестве наглядных пособий. Чтобы наше упражнение было наиболее результативным, обещайте, что не будете думать. Просто фиксируйте свое первое визуальное впечатление. Начиная сверху и двигаясь вниз или по кругу, быстро запишите процент, соответствующий каждому сегменту, в каждом примере. Затем подсчитайте общие суммы. Самое главное – нельзя возвращаться к уже просмотренному, нельзя стирать и менять свои решения, поскольку мы договорились, что вы не будете думать.

    НАЧИНАЙТЕ!

    В каждой из шести диаграмм впишите проценты, которые, по вашему мнению, соответствуют каждому сегменту, и сложите их.

    > А

    > Б

    > В

    > Г

    > Д

    > Е

    А теперь сравните ваши догадки с реальной информацией, содержащейся в примерах.

    Если ваши результаты сильно отличаются от этих цифр – по крайней мере для диаграмм А, В и Д, – то становится ясно, что приведенные диаграммы не выполняют своей главной функции, а именно – не дают четкого представления о связи между изображением и числовыми показателями. Я проводил этот тест со многими своими коллегами. Скорее всего, ваши результаты похожи на те, что получил я. Лишь в немногих случаях сумма всех долей составляла точно 100 %. Чаще же всего сумма была меньше или намного больше 100 % – от 45 до 280 %. Даже когда конечный результат у разных людей совпадал, числовые выражения долей совсем не обязательно получались одинаковыми.

    В то же время практически все были точны в оценке процентных соотношений в примере Е (Процент налогов), представленном в виде традиционной круговой диаграммы. Здесь тестируемым гораздо проще было увидеть, что сегмент а составляет около 5 %, г — примерно 25 %, а д — немногим более 50 %. В действительности пример Е основан на тех же данных, что и пример А. Я просто изменил названия, чтобы посмотреть, к чему это приведет. Сравните процентные соотношения, которые вы записали для примеров А и Е, и вы поймете, как сильно могут различаться результаты в зависимости от формы диаграммы.

    Из проделанного упражнения можно извлечь абсолютно ясный урок: если вам нужно четко отобразить действительные взаимосвязи, преодолейте стремление к оригинальности и положитесь на традиционные круговые диаграммы. Творческий же подход используйте для того, чтобы повысить наглядность диаграмм за счет удачного расположения на листе, легко читаемого шрифта и конструктивного использования цветов и штриховки.

    Итак, доли целого нагляднее всего отображаются посредством круговых диаграмм. Однако когда вам нужно сравнить компоненты нескольких целых, не сомневайтесь ни минуты – используйте линейчатую диаграмму или гистограмму, нормированную на 100 %. И вот почему.

    ПЛОХО

    ХОРОШО

    Обратите внимание на то, что надписи приходится повторять для каждой из двух круговых диаграмм. Конечно, мы можем использовать легенду. Однако в этом случае читателю придется смотреть то в легенду, то на диаграмму, чтобы понять, какой из компонентов что означает. Кроме того, хотя тени или цвета помогают зрителю различить три компонента, взгляд должен постоянно перемещаться с одной диаграммы на другую, чтобы уловить взаимосвязи.

    Используя же гистограмму, нормированную на 100 %, мы можем избежать этих проблем. В данном случае надписей меньше, а взаимосвязи между соответствующими сегментами, усиленные связывающими две колонки линиями, отображены более наглядно.

    2. Позиционное сравнение

    Для иллюстрации позиционного сравнения лучше всего подходит линейчатая диаграмма.

    По вертикали располагается не шкала, а только обозначения сравниваемых элементов – стран, отраслей промышленности, компаний, имен продавцов. Самое главное – вы можете расставить линейки в нужной вам последовательности. Например, в диаграмме, где проводится сравнение показателей рентабельности продаж клиента и его пяти конкурентов, линейки, озаглавленные названиями компаний, можно расположить в алфавитном порядке, по времени начала работы компании в отрасли, по объемам продаж, по показателям рентабельности – от самого низкого значения показателя к самому высокому или, как в примере, от самого высокого к самому низкому (от лучшего к худшему).

    Линейчатая диаграмма

    При составлении линейчатых диаграмм необходимо убедиться, что пространство, разделяющее линейки, меньше, чем ширина самих линеек. Используйте самый контрастный цвет или штриховку для того, чтобы выделить самый важный элемент, подчеркивая таким образом вашу основную идею, выраженную в заголовке.

    Для обозначения количественных величин можно использовать либо шкалу вверху (иногда – внизу), либо цифры на концах линеек, но ни в коем случае и то и другое одновременно. Шкалу используйте, если хотите только кратко ознакомить с взаимосвязями, цифры – если эти взаимосвязи важны для передачи основной идеи. Иногда неплохо использовать шкалу и одну цифру, на которой необходимо сделать акцент. Сочетание же шкалы и нескольких цифр излишне и создает помехи как в линейчатых диаграммах, так и в гистограммах и графиках.

    Используя цифры, округляйте их и избегайте дробей, если точная величина несущественна. К примеру, 12 % запоминается гораздо лучше, чем 12,3 % или 12,347 %.

    Чтобы продемонстрировать разнообразные возможности линейчатой диаграммы, я выделил шесть видов таких диаграмм и сопроводил их дополнительной информацией. Примеры их использования приводятся далее в этой части. Советую включить их в набор диаграмм, используемых в работе.

    Иногда для иллюстрации позиционного сравнения вместо линейчатой диаграммы используют гистограммы – вертикальные столбцы вместо горизонтальных линеек. Это, конечно, не ошибка. Однако в девяти случаях из десяти линейчатые диаграммы смотрятся лучше – по двум причинам. Во-первых, применяя их для иллюстрации позиционного сравнения, мы снижаем вероятность путаницы между позиционным и временным сравнением. В последнем случае как раз лучше использовать гистограммы. Поэтому, чтобы подчеркнуть это различие, лучше не иллюстрировать изменения во времени посредством линейчатых диаграмм: мы привыкли рассматривать время как движение слева направо, а не сверху вниз.

    Вторая причина – практическая. Чаще всего сравниваемые элементы имеют довольно длинные наименования (регионы – северо-восток, юго-запад; отрасли – сельское хозяйство, промышленность; имена продавцов), которые требуют много места. Обратите внимание на два приведенных примера. Они показывают, что слева от линеек можно разместить любые наименования, тогда как под столбцами места для названий зачастую не хватает – в силу узости колонок. Поэтому приходится сильно уменьшать шрифт, переносить слова или писать их неудобными для чтения способами.

    ХОРОШО

    ПЛОХО

    3. Временное сравнение

    Если покомпонентное и позиционное сравнения показывают взаимосвязи в определенный момент времени, то временное сравнение отражает динамику изменений.

    Данный тип сравнения лучше всего иллюстрировать при помощи гистограмм или графиков. Выбрать, что именно использовать, просто. Когда вам нужно показать лишь несколько значений (скажем, семь или восемь), используйте гистограмму. Для демонстрации поквартальных изменений за 20 лет правильнее использовать график.

    Выбирая между гистограммой и графиком, можно также руководствоваться характером имеющихся у вас данных. С помощью гистограммы лучше отражать точные значения параметра в определенные моменты времени. К этой категории относятся, например, данные по объемам производства. Графики больше подходят для отображения тенденции на протяжении некоторого непрерывного периода. Яркий пример – данные по материально-производственным запасам.

    Гистограмма

    Помимо этих различий, каждый из данных двух типов диаграмм имеет свои собственные характеристики и разновидности, поэтому их стоит изучить отдельно.

    Советы по подготовке линейчатых диаграмм равным образом относятся и к гистограммам: расстояние между колонками должно быть меньше, чем ширина самих колонок; используйте цвет или штриховку для того, чтобы выделить какой-то момент времени или разграничить данные за прошлые периоды и прогнозные величины.

    Так же как и в случае с линейчатыми диаграммами, существует несколько разновидностей гистограмм, что позволяет использовать их для выражения различных идей. Во второй части книги описано, где и как их лучше применять.

    Гистограмма отклонений разделяет, к примеру, годы, когда компания имела прибыль, и годы, когда она терпела убытки.

    Диапазонная гистограмма показывает разницу между самым высоким и самым низким значением отдельного параметра, например колебания какого-либо показателя во время торгов на фондовом рынке.

    Совмещенная гистограмма отражает значения двух параметров на определенный момент времени и показывает, как изменяется соотношение между ними с течением времени. Хорошим примером может служить показатель потерь без учета и с учетом инфляции. На такой диаграмме сгруппированные столбцы можно располагать попарно вплотную друг к другу, а можно частично перекрывать один столбец другим.

    Гистограмма с накоплением показывает, как с течением времени меняется вклад каждого параметра в общую сумму. Примером могут служить фиксированный оклад и дополнительные выплаты, составляющие общие выплаты работнику.

    Ступенчатая гистограмма используется для того, чтобы продемонстрировать резкое изменение значений параметра через неравные интервалы времени, например, максимальное количество работников или коэффициент использования производственных мощностей. В таких диаграммах все столбцы необходимо располагать вплотную друг к другу.

    Без сомнения, из всех типов диаграмм график используется наиболее часто, и это вполне оправданно. Во-первых, его легче всего нарисовать. Во-вторых, это самый компактный из всех типов диаграмм. Наконец, на графике наиболее наглядным образом можно показать, что значение определенного параметра растет, уменьшается, изменяется или остается стабильным.

    График

    При составлении графика имейте в виду, что линия тренда должна быть жирнее, чем ось абсцисс, которая, в свою очередь, должна быть жирнее горизонтальных и вертикальных линий, образующих координатную сетку.

    Координатную сетку на графике можно сравнить с линиями, обозначающими пределы футбольного поля. Они нужны, чтобы судьи на поле могли выполнять свои функции, а отнюдь не для привлечения внимания зрителей. В нашем случае внимание аудитории должно быть сосредоточено на линии тренда. Другими словами, вертикальные линии координатной сетки можно использовать для того, чтобы разделить значения параметра за предыдущие периоды и данные прогноза или разбить временную ось по кварталам или пятилетним периодам. Горизонтальные линии помогают точнее сравнивать относительные величины. Поэтому в каждом отдельном случае вам придется решать, какое именно количество вертикальных и горизонтальных линий следует нанести.

    Хотя существует всего лишь два вида графиков (в отличие от линейчатых диаграмм и гистограмм), они заслуживают пристального внимания.

    Совмещенный график показывает сравнение двух и более параметров. При этом, к примеру, сравнивая тенденции развития вашей компании и ее конкурентов, используйте для своей компании самый контрастный цвет или самую жирную линию, а для остальных – менее яркие цвета и более тонкие или пунктирные линии.

    Главная задача – решить, сколько именно линий можно использовать одновременно, чтобы график не напоминал спагетти. Будем реалистами: график с восемью линиями вовсе не обязательно будет в два раза полезнее, чем с четырьмя. В два раза запутаннее – может быть.

    Лучший способ разобраться в этой путанице – разбить график на несколько более мелких, сравнивающих вашу компанию с каждым конкурентом по отдельности, как можно видеть на рисунке. Конечно, при этом придется чертить больше графиков, зато они будут гораздо нагляднее.

    «Спагетти-график»

    Разбираемся в путанице

    Закрашивая или заштриховывая пространство между линией тренда и осями, мы получаем график с областями. Разделяя пространство между линиями на отдельные участки, отражающие итоги на определенные моменты времени, мы создаем график с областями с накоплением. Здесь так же, как и в прочих диаграммах с областями, следует ограничиваться не более чем пятью слоями. Если вы хотите отразить больше пяти сегментов, начертите четыре основных, а остальные сгруппируйте в категорию «прочие».

    В диаграммах с накоплением располагайте самый важный слой непосредственно над осью абсцисс, поскольку это будет единственный сегмент, соотнесенный с прямой линией. Все остальные будут зависеть от его колебаний.

    Как в уже описанном случае со «спагетти-графиками», разбираться в огромном количестве слоев лучше всего посредством разделения компонентов и показа каждого на отдельном основании – разбив диаграмму с областями с накоплением на более простые диаграммы с областями.

    От графика с областями с накоплением…

    …к более простым графикам с областями

    4. Частотное сравнение

    Частотное сравнение показывает, сколько значений данного параметра (частотность) попадает в последовательные области числовых значений.

    Этот тип сравнения применяется в двух основных случаях. Во-первых, для обобщения сходных событий на основе выборки наблюдений. Здесь частотное сравнение используется для того, чтобы предсказывать риск, вероятность или возможность. К примеру, посредством данного вида сравнения можно показать, что в 25 % случаев грузы доставляются за пять или менее дней, или выразить в процентах некую возможность – скажем, выбросить несчастливую семерку при игре в кости (берегите свои деньги: подобное происходит в каждом шестом случае).

    Колоколообразные кривые и многоугольники, связанные с применением частотного распределения, подчиняются математическим правилам. Облегчите себе жизнь и доверьте их подготовку профессиональному статистику. Поскольку эти кривые используются преимущественно в аналитических целях, мы не будем касаться их в этой книге.

    Второй случай использования этого типа сравнения, нередко встречающийся в презентациях и докладах, – суммирование больших объемов информации для того, чтобы продемонстрировать значимую взаимосвязь (например, 25 % грузов доставляются за 5–6 дней). Подобное применение особенно полезно для отражения демографической информации – количества работников с определенным размером заработной платы, распределения семей по уровням дохода или модели голосования по возрастным группам. Неудивительно, что такой тип сравнения данных особенно часто используется во время переписи населения или президентских выборов.

    ГИСТОГРАММА

    В вышеназванных целях данный тип сравнения лучше всего иллюстрировать с помощью ступенчатых гистограмм или графиков. Гистограммы нагляднее, когда используется не больше 5–7 областей числовых значений, в противном случае удобнее будет график.

    ГРАФИК

    Эти типы диаграмм содержат две шкалы: вертикальную (частотности), где указывается количество (иногда в процентах) анализируемых элементов или явлений, и горизонтальную (распределения) для диапазонов. Шкала распределения требует особого внимания.

    Размер диапазонов. Размер и количество диапазонов весьма важны для демонстрации модели распределения. Слишком малое количество не позволяет проследить модель, а слишком большое – разбивает ее на мелкие части. Как правило, применяется не менее пяти, но не более двадцати областей числовых значений. При этом размеры диапазонов должны нагляднее всего демонстрировать вашу основную мысль. Обратимся к конкретному примеру. Допустим, мы хотим создать модель распределения среднегодовых заработков учителей государственных школ в пятидесяти штатах.

    При использовании диапазона в 500 долл. проследить зависимость не удается.

    Если мы увеличим размер диапазона до 1 тыс. долл., модель начинает вырисовываться.

    Но лишь при использовании дипазона в 2 тыс. долл. мы получаем наглядную модель. Здесь мы ясно видим колоко-лообразную кривую, которая обычно изображает частотное распределение. Кривая сдвинута влево, то есть к низшей стороне распределения. Это иллюстрирует основную идею: почти в половине штатов (в 23 из 50) учителям платят менее 16 тыс. долл. в год.

    Размер интервалов. Лучше всего использовать интервалы одинакового размера. Если один интервал отражает разницу в 5 долл., а другой – в 20, кривая распределения получится искаженной. Исключением из этого правила являются случаи, когда информация фиксируется в неравных диапазонах (например, уровни образования) или когда неравные интервалы помогают лучше усвоить информацию (как в случае с разбросом подоходного налога). Разброс доходов настолько велик, что близко к низшей точке оказывается слишком много людей, а к высшей – слишком мало. Поэтому равные интервалы здесь применять нельзя. При использовании интервалов по 1 тыс. долл. придется чертить диаграмму в несколько метров шириной, а при интервалах по 40 тыс. долл. практически все население окажется в пределах первого интервала. Диаграмма будет наиболее информативной, если более мелкие интервалы использовать ближе к низшей точке, а более крупные – ближе к высшей.

    Четкие границы. Размеры интервалов должны быть четко обозначены. «Перекрывающиеся» границы (0—10, 10–20, 20–30) не объясняют, к каким интервалам относятся цифры, повторяющиеся по два раза (10, 20). Для непрерывных величин (например, объемов продаж в долларах) предпочтительнее всего следующие границы – менее 10,00 долл., 10,00–19,99 долл., 20,00–29,99 долл. и т. д. Для дискретных величин (количество произведенных автомобилей и т. п.) – менее 10, 10–19, 20–29 и т. д.

    И гистограммы, и графики можно совмещать. Например, для того, чтобы сравнить данные по двум разным годам или сопоставить возрастной состав сотрудников вашей компании и компаний-конкурентов или в отрасли в целом. Кроме того, при иллюстрации конкретных величин можно применять диаграммы с накоплением, чтобы показать вклад каждого параметра в общую сумму[Внимание! Нельзя применять диаграммы с накоплением, когда частота распределения выражена в процентах. Например, если от 5 до 10 долл. в час зарабатывают 60 % женщин и 50 % мужчин, нельзя сказать, что в целом 110 % населения зарабатывают от 5 до 10 долл. в час.].

    5. Корреляционное сравнение

    Корреляционное сравнение показывает, соответствует ли соотношение двух переменных ожидаемой зависимости. Например, обычно можно ожидать, что более опытный продавец работает эффективнее, чем менее опытный, или что люди с более высоким уровнем образования получают более высокую стартовую заработную плату. Подобные сравнения лучше всего иллюстрируются при помощи точечных (рассеянных) или двусторонних линейчатых диаграмм. Рассмотрим каждый из этих вариантов.

    На этой диаграмме мы показываем 16 сделок с точки зрения размера скидок и количества единиц проданного товара. Обычно ожидается, что чем больше скидка, тем выше стимул купить больше товара. Но, как показывает точечная диаграмма, в данном случае подобной корреляции нет.

    Точечная диаграмма

    Взгляните, к примеру, на точки А и Б, обозначающие сделки, совершенные двумя продавцами. Оба продали по 20 единиц товара (горизонтальная шкала). Однако А предлагал 7-долларовую скидку, тогда как скидка у Б составляла всего 4 доллара (вертикальная шкала). С другой стороны, продавцы В и Г предлагали одинаковую скидку в 3 доллара, но В продал 30 единиц, а Г — в два раза больше. Как видно, размер предлагаемой скидки слабо влиял или вообще не влиял на объемы продаж.

    Если бы между этими параметрами существовала статистически значимая связь (корреляция), точки концентрировались бы вдоль диагональной линии, идущей от левого нижнего угла диаграммы к правому верхнему, что на рисунке показано стрелкой. Подобные стрелки удобно использовать для обозначения предполагаемой модели развития событий. Стрелка может быть направлена вниз, когда вы хотите показать, что объемы продаж возрастают со снижением цен. Не следует путать такую стрелку с математически вычисляемой «линией тренда» – кривой, которая показывает тенденцию изменения величины.

    Подобные точечные диаграммы сейчас все шире используются в презентациях, докладах и некоторых деловых журналах. Если вы также собираетесь их применить, позаботьтесь о своих слушателях или читателях и сначала объясните, как читать такой тип диаграммы.

    Еще одна проблема, связанная с данным типом диаграмм, – это обозначение точек. Если под каждой точкой подписывать, скажем, имя продавца, это может не только запутать читателя, но и повредить его зрению. Приемлемый вариант – обозначать точки буквами или цифрами, которые соотносятся с полными именами или названиями, приведенными в легенде. Более правильный вариант – использовать двустороннюю линейчатую диаграмму.

    Линейчатая диаграмма

    Как видно, при использовании двусторонней линейчатой диаграммы наименование каждого ряда величин, нанесенных на диаграмму, можно вписать между двумя рядами линеек. Кроме того, в таких диаграммах независимые переменные обычно располагают слева – от меньшего значения к большему или наоборот. Если ожидаемая и реальная зависимости совпадают, то линейки справа, обозначающие зависимые переменные, будут зеркальным отражением независимых. Другими словами, низким скидкам будет соответствовать небольшой объем продаж, а высоким – большой. Если же реальная зависимость не соответствует ожидаемой, то два столбца будут отличаться друг от друга, как в приведенном примере.

    Подобное использование двусторонней линейчатой диаграммы имеет смысл, только когда мы наносим на чертеж относительно небольшое количество показателей. Если же их от 15 и выше, то гораздо лучше составить более компактную рассеянную диаграмму, не подписывая на ней каждую точку.

    Если у двусторонней линейчатой диаграммы нет никаких разновидностей, то у точечной диаграммы их несколько.

    Совмещенная точечная диаграмма показывает корреляцию между двумя разными показателями или состояниями одного и того же показателя в разное время. Хотя в основном в такой диаграмме используются закрашенные и незакрашенные точки, можно применить и другие символы: квадраты, треугольники или звездочки.

    В пузырьковой диаграмме присутствует третья переменная, обозначаемая разной величиной точек. К примеру, две шкалы могут отражать продажи и прибыли, а размер точек – относительный объем активов каждой компании в отрасли.

    Временная точечная диаграмма показывает изменения корреляции с течением времени. Не пытайтесь изобразить все эти изменения в рамках одной сетки, лучше составьте несколько диаграмм.

    Внимание! Старайтесь делать точечные диаграммы проще – иначе может получиться Микки-Маус или схема звездных войн.

    Итак, у нас есть пять основных типов сравнения – они выражаются в формулировках главной идеи, основанной на исходных данных, – и соответствующие им типы диаграмм.

    Проверьте, насколько вы способны применить полученные знания в работе, на следующих двух практикумах. После этого изучите список диаграмм во второй части и обращайтесь к нему при необходимости.

    Практикум 1

    Вернемся к практикуму в конце шага 2 – определение типов сравнения – и разовьем его до этапа выбора типа диаграммы для донесения каждой из 12 идей.

    На следующих страницах сформулировано 12 идей, содержащих уже определенные вами типы сравнения. Выберите подходящий тип диаграммы в соответствии с матрицей и набросайте диаграммы, которые вы бы использовали для иллюстрации соответствующих идей.

    Рисуя диаграммы, помните о двух наших важнейших наблюдениях.

    1. Главное при определении нужного типа диаграммы – это не данные или единицы измерения, а то, в чем состоит ваша идея. Скажем, можно заметить, что в примерах 4, 6 и 7 мы хотим показать данные по выслуге лет, но в каждом случае мы применяем различные виды сравнения и, соответственно, разные типы диаграмм. Поэтому сконцентрируйтесь на ключевых словах, подчеркивающих идею. В ответах эти слова выделены курсивом.

    2. Даже не имея никаких данных, как в нашем случае, мы можем выбрать тип диаграммы простым методом.

    Спросите себя: «А вижу ли я то, в чем состоит идея?» Другими словами, передают ли диаграмма и заголовок одно и то же, помогает ли диаграмма понять смысл заголовка, подчеркивает ли заголовок идею диаграммы? Так, если я, формулируя идею, говорю, что «продажи значительно выросли», то, соответственно, хочу увидеть линию, поднимающуюся вверх под острым углом. Если же линия, скажем, параллельна оси абсцисс, то это верный знак того, что диаграмма требует доработки.

    В конце задания приведены мои ответы. Не расстраивайтесь, если вы выбрали гистограмму, а я – график для иллюстрации временного или частотного сравнения или если вы начертили точечную диаграмму, а я использую двойную линейчатую диаграмму для отражения корреляционного сравнения. В подобных случаях выбор остается за автором презентации.

    1. В течение следующих десяти лет прогнозируется увеличение объема продаж

    Временное

    2. Большинство сотрудников получает от 30 до 35 тыс. долл.

    Частотное

    3. Более высокие цены на отдельные марки бензина не означают более высокое качество

    Корреляционное

    4. В сентябре уровень текучести кадров в шести подразделениях был примерно одинаков

    Позиционное

    5. Менеджер по продажам проводит с клиентами лишь 15 % своего времени

    Покомпонентное

    6. Размер прибавки по результатам работы не зависит от выслуги лет

    Корреляционное

    7. В прошлом году наибольшая текучесть кадров наблюдалась в возрастной группе от 30 до 35 лет

    Частотное

    8. Центральный регион занимает последнее место по производительности

    Позиционное

    9. Доходность акций нашей компании падает

    Временное

    10. Большая часть всех фондов задействована в производстве

    Покомпонентное

    11. Наблюдается связь между рентабельностью и зарплатой

    Корреляционное

    12. В августе два завода обогнали по производительности шесть других

    Позиционное

    1. В течение следующих десяти лет прогнозируетсяувеличение объема продаж

    Временное

    2. Большинство сотрудников получает от 30 до 35 тыс. долл.

    Частотное

    3. Более высокие цены на отдельные марки бензина не означают более высокое качество

    Корреляционное

    4. В сентябре уровень текучести кадров в шести подразделениях был примерно одинаков

    Позиционное

    5. Менеджер по продажам проводит с клиентами лишь 15 % своего времени

    Покомпонентное

    6. Размер прибавки по результатам работы независит от выслуги лет

    Корреляционное

    7. В прошлом году наибольшая текучесть кадров наблюдалась в возрастной группе от 30 до 35 лет

    Частотное

    8. Центральный регион занимает последнее место по производительности

    Позиционное

    9. Доходность акций нашей компании падает

    Временное

    10. Большаячасть всех фондов задействована в производстве

    Покомпонентное

    11. Наблюдается связь между рентабельностью и зарплатой

    Корреляционное

    12. В августе два завода обогнали по производительности шесть других

    Позиционное

    Практикум 2

    Следующая стадия нашей работы – составление диаграмм и применение изученных методов на основе конкретных табличных данных, без чего не обойтись в современном деловом мире.

    Ниже вы найдете несколько блоков информации, извлеченной из анализа функционирования воображаемой отрасли игрушечной промышленности. Отрасль производит следующие игрушки: хливких шорьков, пыр-наву, хрюк-зелю-ков, мюмзиков в мове и самых популярных – злопастных брандашмыгов. В рамках этой отрасли действуют шесть конкурирующих компаний. Наша компания называется «Кричигром».

    Начертите необходимые диаграммы на чистых страницах согласно инструкциям и представленной информации.

    В каждом случае обязательно определяйте подразумеваемый тип сравнения и подбирайте диаграммы в соответствии с матрицей. Кроме того, пишите заголовки, которые должны отражать и подчеркивать аспекты, иллюстрируемые каждой из диаграмм применительно к нашей компании.

    Задание 1

    На основе приведенных данных начертите диаграмму, показывающую долю «Кричигрома» в общем объеме продаж воображаемой отрасли игрушечной промышленности в 2001 г. – в сравнении с конкурентами.

    Доля каждой компании в общем объеме продаж отрасли в 2001 г.

    «Кричигром» – 19,3%

    Компания А – 10,1%

    Компания Б – 16,6%

    Компания В – 12,4%

    Компания Г – 31,8%

    Компания Д – 9,8%

    Итого – 100,0%

    Решение

    В задании 1 ключевыми являются слова «доля в общем объеме продаж отрасли в 2001 г.». Они указывают на покомпонентное сравнение (размеры каждой доли в процентах от целого), а также говорят о том, что нужно использовать круговую диаграмму, поскольку речь идет о некоем целом.

    Компоненты здесь расположены по часовой стрелке – от компании с наибольшей долей продаж до компании с наименьшей долей. «Кричи-гром» в соответствии с данными занимает второе место. Для того чтобы выделить долю нашей компании, мы использовали закрашивание соответствующего ей сегмента.

    Задание 2

    Начертите диаграмму, которая показывает, какое место в отрасли в 2001 г. занимал «Кричи-гром» по показателю доходности активов.

    Коэффициент доходности активов в 2001 г.

    «Кричигром» – 8,3%

    Компания А – 9,8%

    Компания Б – 15,9%

    Компания В – 22,4%

    Компания Г – 14,7%

    Компания Д – 19,1%

    Решение

    В задании 2 слова «какое место» четко указывают на позиционное сравнение. Здесь мы хотим знать, у какой из компаний наибольший показатель доходности активов, а у какой – наименьший. В данном случае у «Кричигрома» – наименьший. Обратите внимание, насколько эффективно линейчатая диаграмма отражает основную идею: «Кричигром» расположен внизу списка. Эффект усилен при помощи темной заливки.

    Задание 3

    Начертите диаграмму, демонстрирующую наличие либо отсутствие взаимосвязи между долей продаж и показателем доходности активов в воображаемой отрасли игрушечной промышленности в 2001 г.

    Доля продаж каждой компании в 2001 г.

    «Кричигром» – 19,3%

    Компания А – 10,1%

    Компания Б – 16,6%

    Компания В – 12,4%

    Компания Г – 31,8%

    Компания Д – 9,8%

    Коэффициент доходности активов в 2001 г.

    «Кричигром» – 8,3%

    Компания А – 9,8%

    Компания Б – 15,9%

    Компания В – 22,4%

    Компания Г – 14,7%

    Компания Д – 19,1%

    Решение

    В большинстве случаев мы предполагаем наличие взаимосвязи между долей продаж и показателем доходности активов: чем больше доля, тем больше показатель доходности. В данном же случае подобной взаимозависимости не наблюдается. Например, доля продаж «Кричигро-ма» – вторая по величине, однако коэффициент доходности активов у этой компании намного меньше, чем, скажем, у компании В, которая занимает лишь четвертое место по доле продаж.

    В данном случае можно было бы использовать и точечную диаграмму, но двусторонняя линейчатая диаграмма позволяет подписать данные более наглядно.

    Задание 4

    Начертите диаграмму, показывающую тенденции изменения объема продаж и прибыли компании «Кричигром» в 1997–2001 гг. При этом 1997 г. примите за основу а последующие годы покажите в процентном соотношении с ним.

    Решение

    В задании 4 требуется показать изменения во времени – временное сравнение, – и для этой цели лучше всего подходит график.

    Мы перевели абсолютные числа в проценты от базовой величины (которую здесь представляют данные за 1997 г.), чтобы обеспечить общую и более понятную основу для сравнения двух различных величин – 530 и 29 млн. долл.

    Это отличный пример преимущества диаграмм перед табличными данными. На графике ясно видна нестабильная модель изменения прибыли, которая была не столь наглядной в таблице.

    Задание 5

    Начертите диаграмму, показывающую, что в 2001 г. основную долю наших продаж, в отличие от компании Г, составили наименее дорогие модели злопастных брандашмыгов.

    Решение

    Задание 5 отсылает нас к частотному сравнению, поскольку мы сравниваем количество единиц товара, проданного в пределах конкретных ценовых рамок. В данном случае мы использовали ступенчатую гистограмму, выделив столбцы, относящиеся к «Кричигрому», заливкой. Конечно, можно было бы показать то же самое и на графике с двумя линиями, но с таким небольшим количеством показателей гистограмма предпочтительнее.

    Задание 6

    Начертите диаграмму, показывающую, насколько доли различной продукции в объеме продаж нашей компании отличались от тех же показателей нашего конкурента в 2001 г.

    Решение

    В последнем задании мы возвращаемся к тому, с чего начали, – к покомпонентному сравнению, т. е. отображению процентов от общих продаж. Как показывает матрица, мы можем использовать круговую диаграмму. Однако, поскольку мы имеем дело не с одним целым (продажи «Кричигро-ма» и компании Г), лучше воспользоваться гистограммой, нормированной на 100 %. В этом случае нам не понадобятся лишние подписи и легенда, а взаимосвязи между сегментами будут более наглядными.

    Давайте теперь обобщим основные идеи, высказанные выше.

    > Диаграммы – это весьма важная форма коммуникации. Когда диаграммы хорошо продуманы и составлены, они помогают представить материал гораздо быстрее и проще, нежели таблицы.

    > Выбор типа диаграммы в первую очередь зависит не от данных или единицы измерений, а от вашей идеи, от того, что вы хотите показать, на что вы делаете акцент.

    > Чем меньше, тем лучше. Используйте диаграммы только тогда, когда они помогают донести вашу идею до аудитории.

    > Диаграммы – это наглядные пособия, вспомогательные материалы, а отнюдь не замена письменному и устному слову. Используйте их умело, и они сослужат вам хорошую службу.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.