|
||||
|
6. Инвестиционное пространство
Инвестиционное пространство представляет собой окружение проекта. Реализация инвестиционного проекта всегда происходит в каком-то окружении. Проект находится в бизнес-пространстве: ? страны; ? региона; ? отрасли; ? рынка капитала со своей инфраструктурой. Ситуацию в окружении проекта можно либо использовать во благо проекта, либо закрывать на нее глаза, что негативно отразится на проекте, потому что окружение всегда влияет, а проект оказывается не готов к тому или иному влиянию. В любом случае необходимо учитывать все окружающие проект стороны. 6.1. Макроэкономическое окружение инвестиционных процессов 6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов). 1. Создание благоприятных для инвестиций условий: ? установление налоговых льгот; ? освобождение от таможенных пошлин; ? установление специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер (инвестиционный налоговый кредит); ? совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизационных начислений; ? защита интересов инвесторов; ? предоставление льготных условий пользования землей или другими природными ресурсами; ? проведение антимонопольных мер; ? создание правовой базы по использованию инструментов привлечения капитала (кредиты, залоги, лизинг и др.); ? создание возможности формирования инвесторами собственных инвестиционных фондов; ? развитие информационной инфраструктуры для поддержки инвестиционной деятельности. 2. Прямое участие государства: ? разработка, утверждение, финансирование проектов за счет средств бюджетов; ? формирование списка объектов капитальных вложений для государственных нужд; ? предоставление средств бюджета на возвратной основе; ? предоставление государственных гарантий по проектам за счет средств бюджета; ? проведение экспертизы проектов; ? вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных или законсервированных строек и объектов в государственной собственности; ? предоставление концессий по итогам торгов; ? разработка и утверждение стандартов, норм и правил и контроль их соблюдения.
6.1.2. Нормативные акты по инвестициям В России действуют следующие основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций: ? Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; ? Закон РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; ? Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; ? Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; ? Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; ? Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»; ? Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; ? Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 года № 1249 «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости»; ? Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации». 6.1.3. Инвестиционная привлекательность страны, региона, отрасли Для ведения бизнеса надо определиться в двух плоскостях: территориально и с отраслью (сферой, сегментом, кластером). Выбор территории определяется качеством инвестиционного климата, эффективностью размещения бизнеса и реальными возможностями организации бизнеса в данном регионе. Выбор отрасли определяется уровнем рентабельности бизнеса, сроком окупаемости проектов, величиной входных барьеров, степенью регулирования данной отрасли государством. Инвестиционный климат страны формируется такими факторами, как: ? политическая ситуация и перспективы; ? общая макроэкономическая ситуация и перспективы; ? стабильность и функциональность правового поля; ? уровень налогообложения. Состояние инвестиционного климата подтверждается рейтингами специализированных мировых агентств. Постепенно все больше агентств присваивают России инвестиционный рейтинг, что дает международному капиталу подтверждение возможностей инвестировать на территории России. Однако можно выделить следующие проблемы, существующие сегодня в России при инвестировании: ? необходимость государственной поддержки при масштабных инвестициях; ? слабо развита инфраструктура фондового рынка; ? недоступность многих инструментов привлечения капитала для среднего и малого бизнеса; ? неразвитость системы защиты интеллектуальной собственности; ? высокие кредитные ставки; ? частые случаи невыполнения договорных обязательств, отсутствие эффективных инструментов привлечения контрагента к ответственности. В целом в российской экономике наблюдаются следующие тенденции: ? повышение качества управления компаниями; ? консолидация и укрупнение бизнеса; ? усиление контроля государства над стратегически важными отраслями и либерализация прочих секторов экономики; ? появление и быстрое развитие новых отраслей; ? стабильно высокие цены на энергоносители на мировом рынке усиливают бюджет и стабильность в экономике в целом; ? рост покупательской способности населения, рост рынка в целом; ? период низкой стоимости квалифицированной рабочей силы постепенно заканчивается; ? существенное снижение политических рисков; ? частичное снижение бюрократических барьеров. Значительная часть российских компаний инвестиционно привлекательны главным образом в связи с их недооцененностью, низкой текущей оценкой. Это приводит к появлению на рынке краткосрочных специализированных инвесторов, которые находят недооцененную компанию, покупают ее, вкладывают средства, приводят компанию в порядок, повышают ее оценку, находят заинтересованного инвестора и продают компанию в среднем в 2–3 раза дороже. Из инвестиционно привлекательных отраслей (кластеров, сегментов экономики) особо можно выделить следующие: ? инновации; ? строительство и недвижимость; ? розничная торговля; ? инфраструктурные отрасли (энергетика, ЖКХ, транспорт); ? услуги; ? нефте-, газо-, лесопереработка; ? химия, упаковка. В России иностранные инвестиции в реальный сектор более всего получают следующие регионы: ? на Центральный регион России приходится 59% от общего объема иностранных инвестиций; ? на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область (центры деловой активности) приходится 50,6% всех иностранных инвестиций в страну; ? на 5 экономических районов, объединяющих 43 региона (48,8% от общего числа субъектов федерации), приходится 93% всех иностранных инвестиций. Неравномерное распределение инвестиций ведет к неравномерному развитию регионов и усилению экономической пропасти между ними. Рассмотрим основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности территорий. К оценке инвестиционной привлекательности страны выделяют три основных подхода. В основе первого подхода положена экспертная шкала, включающая оценку законодательных условий для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, устойчивость национальной валюты, политическая ситуация, уровень инфляции, возможность использования национального капитала. История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности насчитывает более 30 лет (в 1969 году первые исследования в этой области были проведены сотрудниками Гарвардской школы бизнеса). Второй подход появился в конце 80-х годов XX века. Он заключается в проведении ежегодного комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности стран и проводится экспертными группами ряда зарубежных экономических журналов (Fortune, Multinational Business Finance, Euromoney, The Economist), консультационной фирмой PlanEcon. В подходе используются особые методические приемы, учитывающие специфические условия и результаты инвестирования в страны с переходной экономикой. В качестве параметров оценки используются не только качественные, но и количественные показатели. Упрощенная методика сравнительных оценок учитывает такие факторы, как объем ВНП, его структура, обеспеченность природными ресурсами, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов. На основе наиболее известного рейтинга журнала Euromoney дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используются девять групп показателей: ? эффективность экономики; ? уровень политического риска; ? состояние задолженности; ? способность к обслуживанию долга; ? кредитоспособность; ? доступность банковского кредитования; ? доступность краткосрочного финансирования; ? доступность долгосрочного ссудного капитала; ? вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Значения этих показателей определяются экспертно либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются по 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Подходы к составлению данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Россия переместилась в национальном рейтинге со 133-го места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004 года. Для третьего подхода характерно составление специальных финансовых и кредитных рейтингов стран (они включают инвестиционный, спекулятивный и аутсайдерские рейтинги), на основе которых производится оценка инвестиционного риска, финансово-экономической и политической надежности страны. Рейтинги используются преимущественно для принятия решений портфельными инвесторами, или для определения конкурентоспособности той или иной страны. Значения показателей определяются экспертным или расчетно-аналитическим путем, результаты оценки взвешиваются в соответствии с важностью того или иного показателя. Их разработкой занимаются известные экспертные агентства: Moody’s, Standard & Poor’s, IBCA и др. К наиболее распространенным методам оценки инвестиционной привлекательности регионов относят: 1) кредитные рейтинги и комплексные исследования инвестиционного климата российских регионов; 2) ранжирование регионов по различным критериям и составление итогового ранга. В рамках каждой методики оценка инвестиционной привлекательности проводится как по ограниченному набору и даже по одному показателю, так и, напротив, включает десятки и сотни критериев. Для проведения комплексной оценки инвестиционной ситуации существуют официальные, принятые на уровне Министерства экономического развития и торговли РФ, Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъектов РФ, включающие методики оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Согласно этой методике проводится анализ показателей оценки инвестиционной привлекательности, объединяемых в две подсистемы: инвестиционный потенциал (объективные возможности) и инвестиционный риск (конкретные условия деятельности или региональная инвестиционная безопасность). 6.2. Инфраструктура инвестиционного рынка Для эффективного функционирования инвестиционного рынка (рынка финансирования, капитала), конечной целью которого является перелив свободного капитала в реальные инвестиционные проекты, необходима слаженная работа многих участников инфраструктуры. Выделим основные группы участников инфраструктуры инвестиционного рынка. 1. Коммуникационные площадки: ? ярмарки и выставки; ? конкурсы инвестиционных проектов; ? целевые инвестиционные программы (федеральные и региональные). 2. Посредники: ? инвестиционные (финансовые) консультанты; ? бизнес-брокеры. 3. Источники информации: ? интернет-сайты; ? бизнес-справочники. 4. Производители программного обеспечения для бизнес-планирования (см. раздел 4.2.2). 5. Источники финансирования (см. раздел 4.2.2). Рассмотрим основных игроков российской инфраструктуры инвестиционного рынка. 6.2.1. Коммуникационные площадки Сектор коммуникационных площадок в сфере инвестиций в России развит пока еще достаточно слабо, но уже представлен несколькими реальными игроками. Ярмарки и выставки, связанные с инвестиционными проектами, являются местом презентации проектов и возможным местом первой встречи инициатора проекта и инвестора. Также ярмарки и выставки предоставляют хорошую возможность для общения участников между собой и анализа тенденций рынков. В России регулярно проводятся инвестиционные ярмарки и выставки регионального масштаба в различных (но пока еще не во всех) регионах. Можно выделить несколько площадок федерального значения. Российская венчурная ярмарка и Российский венчурный форум проводятся одновременно ежегодно в октябре в Санкт-Петербуре (www.rvf.ru) и являются лучшим в стране местом концентрации проектов-участников и потенциальных инвесторов. Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, являющаяся организатором данных мероприятий, имеет в качестве своих членов несколько десятков инвестиционных фондов, с каждым годом все больше и больше заинтересованных в инвестициях в эффективные российские проекты. Международный московский салон инвестиций и инноваций проводится ежегодно при поддержке федеральных органов власти в феврале в Москве и предоставляет возможности для общения по темам инвестиций и инноваций, а также проводит презентации проектов и инновационного потенциала регионов страны. Выставка «БИСК» (банки, инвестиции, страхование, консалтинг) проводится в Москве и является пока достаточно новым мероприятием. Регулярное участие в выставках и ярмарках или даже просто посещение таких мероприятий позволяет предпринимателю не только искать инвестиции и новые идеи, но также «держать руку на пульсе», находить новые деловые контакты, расширять горизонты своего понимания происходящих в экономике процессов и осознавать неформальные требования среды инвесторов, без чего общение с ними может потерпеть неудачу. Конкурсы инвестиционных проектов стали развиваться три-четыре года назад и сейчас представлены в следующем составе: ? конкурс русских инноваций (www.inno.ru) проводится ежегодно журналом «Эксперт» и имеет целью выявление перспективных инновационных проектов и интересных идей, часть из них получает финансирование от заинтересованных инвесторов – партнеров конкурса; ? программа «Старт» (www.fasie.ru) и ряд иных программ проводятся Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ставят целью обеспечить так называемое «посевное» финансирование исследовательских работ для проектов, находящихся на ранней стадии развития. Ежегодно за счет бюджетных средств по программе «Старт» финансируется около 500 новых проектов; ? конкурс «Фабрика инноваций», организуемый при поддержке Первого социально-инженерного парка «Будущая Россия» (www.futurerussia.ru), проводится с целью выявления талантливых молодых предпринимателей, ученых, и привлекательных проектов; ? конкурс «Проект на миллионы» (http://kpnm.ru), организованный при поддержке компании «Республика идей», проводится ежегодно и выявляет для финансирования проекты, соответствующие определенным требованиям. Целевые инвестиционные программы проводятся властями федерального или регионального уровня с целью формирования благоприятного инвестиционного климата и обеспечения долгосрочного сбалансированного развития региона. Каждый регион имеет свои уникальные конкурентные преимущества и может реализовывать инвестиционную программу с учетом развития проектов, направленных на использование таких преимуществ. Например, Ставрополье активно развивает сельское хозяйство и туризм, Тверская губерния может использовать обширный потенциал в сфере туризма и лесопереработки, Ханты-Мансийский автономный округ основывает экономику региона на добыче сырья, а Хабаровский край является ключевым транспортным узлом востока страны. Целевые инвестиционные программы в России пока работают неэффективно. Однако если проект вписывается в программу, а программа не противоречит интересам проекта, то можно продвигать проект и путем включения его в такую программу. 6.2.2. Посредники Инвестиционные консультанты помогают привлечь необходимые инвестиции и подготовиться к их привлечению. Среди инвестиционных консультантов можно встретить как узкоспециализированные компании, например те, которые помогают проводить публичные размещения акций, кредитных брокеров, которые занимаются только подготовкой бизнес-планов, так и компании с широким спектром услуг. В России стоимость разработки бизнес-планов составляет от 500 до 10 000 долларов: ? 500–800 долларов – краткий мини-бизнес-план; ? 500–8000 долларов – бизнес-план, разработанный частнопрактикующими консультантами; ? 5000–10 000 долларов плюс процент от суммы полученных инвестиций – бизнес-план, сделанный в раскрученных консалтинговых фирмах. Инвестиционный консультант может быть полезен для решения нескольких задач. Во-первых, участие консультанта способствует повышению стоимости компании. Происходит это за счет совместной разработки инвестиционной стратегии, участия в проверке надлежащей добросовестности – выявлении и закрытии слабых мест компании. Внешний специалист обеспечивает дополнительное профессиональное мнение при переговорах, создает эффект красивой «упаковки» для компании (проведение road-show), позволяющей сделать компанию привлекательной для инвестора. Профессиональная работа по разработке инвестиционных документов происходит за счет того, что консультант использует форматы инвесторов. Умение правильно презентовать проект рынку позволяет консультанту получить наилучшие условия финансирования, когда инвесторы выстраиваются в очередь за получением права на финансирование эффективного проекта и цена участия в проекте растет. Вторая задача – повышение скорости организации финансирования решается за счет наличия у консультанта лучшего доступа к финансовым рынкам и инвесторам. К тому же опыт, связи, имя и экспертиза финансового консультанта позволяют быстрее получить инвестиции. Как правило, потенциальным инвесторам немаловажны рекомендации финансового консультанта – консультанту доверяют больше, чем компании. В-третьих, консультант помогает преодолеть психологический барьер между предпринимателем и инвестором. Он подготавливает менеджмент компании, переводит с «языка инвесторов», помогает преодолеть страх предпринимателя перед инвестором (см. раздел 4.2.1). К сожалению, не все инвестиционные консультанты, даже высокооплачиваемые, сделают проект на должном уровне. Часто компании не обладают достаточным уровнем экспертизы и профессионализма для этого. Высокая цена услуги сама по себе не говорит о том, что работа будет сделана качественно. Некоторые компании – инвестиционные консультанты в сфере инновационных проектов: ? «Республика идей», www.respublikaidei.ru; ? www.moveidea.com (Украина). Некоторые инвестиционные консультанты в России: ? АТОН, www.aton.ru; ? Компания «Солев», www.solev.ru; ? Prado Corporative Finance, www.prado.ru; ? ЗАО «ФинВал» (Питер), www.allinvestrus.com; ? ЗАО «Инвестиционные региональные программы»; ? ФИНАМ, http://2b.finam.ru; ? Инвестцентр, www.investcenter.ru. Бизнес-брокеры – это компании, специализирующиеся на сделках с бизнесами (сопровождении купли–продажи бизнеса). Рынок готового бизнеса – один из рынков. Только товаром здесь являются процессы, генерирующие доходы. Можно выделить много причин, чтобы проводить сделку с участием посредника, особенно для малых и средних компаний: ? посредник обеспечивает юридическую чистоту и несет связанные со сделкой риски; ? посредник правильно оформляет сделку; ? посредник помогает сторонам договориться и определить объективно цену; ? посредник хорошо знает рынок и имеет опыт проведения сделок. Некоторые бизнес-брокеры в России: ? Магазин готового бизнеса: www.deloshop.ru; ? Агентство «Бизнесброкер.Ру»: www.biznesbroker.ru; ? «Центр Готового Бизнеса» (С.-Петербург): www.goodbusiness.ru; ? Консалтинговая группа «Центр Эксперт»: www.expertgroup.ru; ? «Князев и партнеры»: www.biztrade.ru; ? «Бизнес Магазин»: www.business-trade.ru; ? Агентство «Новое Дело» (Киев): www.newdelo.com; ? www.bizinvest.ru; ? www.biznesmarket.ru; ? www.maPlaza.ru. 6.2.3. Источники информации Постоянно обновляемым информационным ресурсом являются интернет-сайты. Они позволяют размещать информацию об инвестиционных проектах (поиске финансирования) и о возможностях осуществлять инвестиции (предложении финансирования). Различные сайты имеют разную степень структурированности и удобства работы с информацией. Некоторые полезные сайты об инвестициях: ? www.ivr.ru; ? www.allinvestrus.com; ? http://invest.rin.ru; ? http://MyBusiness.h1.ru; ? www.investproject.ru; В отличие от Интернета справочные издания (бизнес-справочники) фиксируют информацию на определенный момент времени. И это их основной недостаток. Однако если справочник свежий – удобно иметь под рукой такое издание, в котором приведен список специализированных компаний с адресами, телефонами и справочной информацией. На рынке можно выделить несколько справочников для игроков рынка инвестиций. Справочники издательства «Русинвест» серии «Лаборатория инвестиционных технологий» – «Международные венчурные компании», «Инвестиционные фонды». Данные справочники подготовлены на основе открытых источников с использованием материалов, размещенных на официальных корпоративных сайтах, данных рейтинговых агентств, публикаций средств массовой информации, предложений об оказании услуг, полученных напрямую от компаний, информации, объявленной компаниями в корпоративных и иных публикациях, информации, полученной в устной форме от сотрудников и представителей компаний, прочие информационные источники. Электронный справочник «Все для привлечения инвестиций» состоит из двух частей – базы данных инвесторов «Мир прямых инвестиций» и информационно-справочной системы «Инвестиции», которая ориентирована на оказание помощи на всех стадиях инвестиционного процесса (от разработки бизнес-плана, до получения финансирования). Справочник имеет функцию поиска инвестора по нескольким критериям, сортировку компаний инвестора по странам, типу финансирования и по названию компании, функцию вывода на печать выбранной компании, функцию быстрого перехода на веб-сайт компании инвестора и отправки электронного письма. Электронный справочник «Инвестиционные возможности регионов России» компании «Тонап» позволяет потенциальным инвесторам найти привлекательный объект вложения средств, а инициаторам инвестиционных проектов – найти источник финансирования для инвестиционных проектов. При составлении использованы материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы статистики, материалы официальных сайтов субъектов РФ, сайта «Международные инвестиционные проекты» (www.iip.ru). Отдельно хотелось бы отметить справочник издательства Максимова. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|