|
||||
|
ГЛАВА 5. ПРАКТИКУМ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В разделах 1–4 пособия рассмотрены теоретические основы бухгалтерской отчетности для целей управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, показано место баланса в системе бухгалтерской отчетности, подробно изложена роль бухгалтерского баланса, как элемента метода бухгалтерского учета и, как основной формы бухгалтерской отчетности. Дана характеристика разделов и статей баланса, методика формирования показателей баланса и порядок его составления. Отмечена роль прогнозного баланса как основы оптимизации финансового состояния организации. Однако теоретические знания в отрыве от подтверждения их практикой не дают желаемого. В современных условиях значительно возросли требования к профессиональной подготовке специалистов, им необходимы не только теоретические знания, но и умение интерпретировать результаты деятельности с точки зрения их экономического воздействия на ситуацию и финансового следствия от ее разрешения. С этой целью в пособие включается глава 5, представляющий собой практикум для проверки теоретических положений экспериментальным путем с помощью специальных расчетов в обстановке, приближенной к содержанию бухгалтерской работы. Формирование и представление финансовой отчетной информации и, в частности, бухгалтерского баланса происходит в несколько этапов, которые соответствуют логике создания, накопления и использования отчетной информации. (Рис. 1) Рис. 1. Принципиальная схема создания, накопления и использования бухгалтерской отчетной информации. Предварительный этап включает в себя формирования учетной политики организации. В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» предваряет годовой учетный цикл принятием и юридическим закреплением совокупности способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Согласно ПБУ 1/98 учетная политика организации формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем организации и включает: рабочий план счетов; первичные документы по фактам хозяйственной жизни, по которым нет утвержденных Министерством финансов типовых форм; методы оценки активов и обязательств; порядок проведения их инвентаризации; правила документооборота и порядок обработки учетных документов; порядок контроля ведения учетных работ; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Этап 1 – вступительный (для вновь созданной организации)или начальный баланс. Начальный баланс строится на основе данных сальдо счетов на конец предыдущего отчетного периода. Этап 2 – текущая регистрация фактов хозяйственной деятельности, отражаемой в первичных документах и формирование счетной записи. (проводки). Этап 3 – инвентаризация и урегулирование бухгалтерских записей путем их исправления. Этап 4 – составление пробного баланса (оборотно-сальдовой ведомости). Этап 5 – составление конечного (отчетного) баланса как итогового обобщения показателей бухгалтерских счетов в формах отчетности. Рассмотрим на конкретном примере содержание этапов формирования и представление отчетного баланса. Пример построен в виде сквозной задачи «от баланса к балансу». Пример построен в виде сквозной задачи «от баланса к балансу», в основу которой положена задача «Учет хозяйственных операций на промышленных предприятиях» (Сборник задач по бухгалтерскому учету. Учебное пособие. Под ред. А.Д. Ларионова. – М.: Изд-во Проспект, 2004). Исходной информацией для выполнения задачи служат учетные данные условного предприятия обрабатывающей промышленности – мебельной фабрики «Модерн», представляющей закрытое акционерное общество (ЗАО). ЗАО «Модерн» производит мягкую мебель двух видов: диван-кровать и кресло. В составе ЗАО «Модерн» имеется основное производство, представленное двумя участками – швейным и сборочным. Швейный участок, используя обивочную ткань и бязь, поставляемую Ивановским и Минским комбинатами, шьет чехлы для мягкой мебели. В сборочном цехе происходит сборка изделий из комплектующих деталей, получаемых от деревообрабатывающего комбината N 1, с помощью крепежных деталей, изготавливаемых НПО «Металлоизделия» N 10. Готовую продукцию ЗАО «Модерн» поставляет мебельному магазину «Рондо» и ЗАО «Прогресс» в соответствии с договорами поставки, заключенными с ними. Для хранения готовой продукции фабрика арендует склад у ЗАО «Электрон». Кроме основного производства ЗАО «Модерн» имеет вспомогательный транспортный цех, который занимается доставкой готовой продукции в мебельные магазины и на железнодорожный вокзал для отправки мебели иногородним потребителям, и доставкой товарно-материальных ценностей на фабрику. Учет затрат на производство мягкой мебели ведется по видам продукции на субсчетах, открытых к счету 20 «Основное производство». Общепроизводственные расходы учитываются в целом по производству без деления их по участкам. На 200__ год приказом по предприятию принята учетная политика, извлечения из которой приведены ниже: амортизация основных средств начисляется по нормам амортизационных отчислений, установленных законодательством РФ; амортизация нематериальных активов начисляется по нормам исходя из срока полезного использования объектов; материалы в текущем учете отражаются по покупным ценам; в затраты на производство материалы списываются по средней фактической себестоимости; незавершенное производство на конец отчетного периода оценивается по фактической производственной себестоимости; готовая продукция учитывается по фактической производственной себестоимости; для бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости изготовленной продукции и незавершенного производства применяются счета: 20 «Основное производство» (с субсчетами 20-1 и 20-2 по видам продукции), 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» (с субсчетами 25-1 «Расходы на содержание и обслуживание оборудования» и 25-2 «Цеховые расходы»), 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов»; затраты, связанные с продажей продукции, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу»; выручка от продажи продукции определяется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателям; оплата труда – повременная, окладная; по результатам работы за отчетный период выплачивается премия согласно Положению о порядке премирования работников; отчисления на социальное страхование и обеспечение (ЕСН) производятся в соответствии с действующим законодательством; отчисления в фонд страхования от несчастных случаев установлены в размере 1,8 % от начисленной заработной платы; удержание налога на доходы физических лиц производится из заработной платы, начисленной за отчетный период; виды налогов и ставки по ним применяются в соответствии с действующим законодательством. Для концентрации внимания при выполнении задачи хозяйственные операции объединены по экономическому содержанию в соответствующие разделы. учет денежных средств и расчетов; учет материалов и инвентаря; учет основных средств и нематериальных активов; учет расчетов по оплате труда; учет затрат на производство продукции; учет отгрузки и продаж продукции; учет финансовых результатов (отчетность организации, составление заключительного бухгалтерского баланса по результатам проведенных расчетов). Алгоритм решения задачи: Алгоритм (последовательность) решения задачи определяется заданиями, выполнение которых позволяетрешить ее наиболее рационально. Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием задачи – с экономической характеристикой организации, основными положениями ее учетной политики; изучите исходные данные для выполнения задачи; найдите в плане счетов необходимые для решения задачи счета; сформируйте рабочий план счетов. Задание 2. Откройте счета бухгалтерского учета в виде учебных схем (см. приложения 1, 2). Запишите в счетах суммы начальных остатков по данным ведомости остатков по счетам на 1 декабря 200__г. Задание 3. Откройте журнал хозяйственных операций на декабрь месяц; занесите в него операции, перечень которых приведен в исходных данных для выполнения задачи; укажите корреспонденцию счетов по взаимосвязанным операциям. Задание 4. Разнесите в синтетические и аналитические счета суммы по операциям. Задание 5. Подсчитайте обороты по дебету и кредиту счетов и определите конечные остатки. Задание 6. Составьте оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам. Задание 7. Используя оборотно-сальдовую ведомость по синтетическим счетам составьте пробный (предварительный) баланс. Задание 8. Заполните на конец года бухгалтерский баланс (форма N 1). Исходные данные для выполнения задачи А. Ведомость остатков по счетам бухгалтерского учета на 1 декабря 200__ г Б. Расшифровка остатков по счетам на 1 декабря 200__года. а) нематериальные активы в сумме 60000 руб. представляют собой программный продукт для ЭВМ; б) остатки материалов и инвентаря на складе на 1 декабря 200__ г. в) остатки незавершенного производства на 1 декабря 200__ г. (руб.): г) обязательства бюджету(руб.): д) обязательства органам социального страхования и обеспечения, руб.: е) обязательства поставщикам, руб.: ж) обязательства Семенова Т.В. по подотчетным суммам – 10000 руб.; з) обязательства покупателя – мебельного магазина «Рондо» – 600000 руб.; и) обязательства работникам ЗАО «Модерн» по оплате труда на 1 декабря 200__ г.: к) обязательства кредиторам на 1 декабря 200__ г.: В. Регистрация хозяйственных операций в декабре 200__ г.: Пояснения к решению задачи Учет денежных средств и расчетов Хозяйственные операции в этой теме практикума касаются простых ситуаций, а именно: получение денег в кассу с расчетного счета; выдача денег на командировки; выдача заработной платы работникам; депонирование заработной платы; операции с подотчетными лицами; перечисление с расчетного счета денежных сумм в социальные фонды и налоговых сумм в бюджет; зачисление сумм на расчетный счет согласно платежным документам. Необходимо знать по данной теме: нормативную документацию, регулирующую учет денежных средств и расчетов; первичную документацию на приходные и расходные кассовые операции, порядок ее оформления и регистрации; бухгалтерский учет движения денежных средств в кассе при различных формах счетоводства; документальное оформление операций по расчетному счету. В соответствии с новым планом счетов счет 50 «Касса» имеет субсчета: 50-1 «Касса организаций», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы». На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты. На субсчете 50-2 «Операционная касса» ведутся операции организациями транспорта и связи. На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. В этом разделе есть операция по зачислению на расчетный счет ошибочно списанной суммы; расчетный счет корреспондируется при этом со счетом 76-2 «Расчеты по претензиям». Учет материалов и инвентаря По данной теме необходимо знать: нормативную документацию по учету материальных запасов; первичную документацию по учету материалов и инвентаря; учет материалов, отпущенных в производство; учет отклонений в стоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов; способы оценки материалов, отпущенных в производство. Поступление материалов на склад учитывается либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью). В соответствии с учетной политикой ЗАО «Модерн» материалы в текущем учете следует учитывать по покупным ценам; затраты, на материалы переданные в производство списываются по средней фактической себестоимости (покупные цены плюс транспортно-заготовительные расходы). Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов: включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы); отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, субсчет 10 ТЗР); учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В ЗАО «Модерн» в соответствии с учетной политикой транспортно-заготовительные расходы учитываются по первому способу. Отпуск материалов в производство отражается в учете в зависимости от того, на нужды какого производства они пошли: основного, вспомогательного или обслуживающего. Материалы на производство списываются по учетным ценам. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Модерн» материалы в затраты на производство списываются по средней фактической себестоимости. В текущем учете они отражаются по покупным (учетным ценам). Для списания отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости следует сделать расчеты с помощью ведомости расчета отклонений и ведомости списания отклонений (Приложения 3,4). Учет основных средств и нематериальных активов По данной теме следует знать: нормативную документацию по учету основных средств и нематериальных активов; первичную документацию по движению основных средств, определению первоначальной стоимости принимаемых к бухгалтерскому учету объектов основных средств; состав фактических затрат, связанных с приобретением и доведением объектов нематериальных активов до требований эксплуатации; порядок учета амортизации, ее принятие к бухгалтерскому учету и списание; порядок начисления ежемесячных норм амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов; отнесение начисленных сумм амортизации нематериальных активов на затраты по видам деятельности организации. Приобретение основных средств отражается в учете по первоначальной стоимости (сумма фактических затрат на приобретение объекта основных средств). Обратите внимание, что по данным расшифровки остатков средств на начало месяца по счетам числится программный продукт ЭВМ. В данной теме согласно ведомости начислена амортизация на этот нематериальный актив. Учет расчетов по оплате труда В практикуме не предусматриваются операции начисления заработной платы; готовые суммы начисленной заработной платы даны по местам их формирования. Требуется составить по этим суммам проводки и произвести начисление единого социального налога. По данной теме необходимо знать: законодательные и нормативные документы в области оплаты труда; группировку начисленных сумм оплаты труда по видам оплат и статьям затрат; порядок начисления и распределения по статьям затрат единого социального налога; синтетический учет расчетов по оплате труда и единому социальному налогу. В соответствии с новой редакцией гл. 24 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 года (ФЗ от 31 декабря 2001 года N 108 ФЗ), устанавливается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств, для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Суммы начисленного единого социального налога (ЕСН) отражаются по дебету тех счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам организации. К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» необходимо открыть субсчета: 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по ЕСН, перечисляемого в фонд социального страхования и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисленным в Пенсионный фонд; 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по ЕСН, перечисленному в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. (Ставки ЕСН приводятся в решении задачи). Учет затрат на производство Расходы организации, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), учитываются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы, непосредственно связанные с процессом производства, отражаются сразу на 20 счете, косвенные расходы сначала учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списываются в дебет счета 20. Косвенные расходы предварительно распределяются по видам продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих (Приложение 7,8). Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) можно учитывать двояко: по полной производственной себестоимости; по сокращенной себестоимости. При учете продукции (работ, услуг) по полной производственной себестоимости в затраты по ее выпуску включаются как прямые, так и косвенные расходы. При учете продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости в затраты по ее выпуску включают только прямые затраты и общепроизводственные расходы. Общехозяйственные расходы ежемесячно списываются в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» в полном объеме. Порядок формирования себестоимости готовой продукции (работ, услуг) закреплен в учетной политике организации. В практикуме затраты на выпущенную продукцию предлагается отразить двумя методами: по полной производственной себестоимости; по сокращенной себестоимости. Учет отгрузки и продаж продукции По данной теме следует знать: наиболее приемлемые в конкретных условиях варианты оценки произведенной продукции; отнесение управленческих (общехозяйственных) затрат и расходов на фактическую себестоимость продаж; формирование выручки от продаж произведенной продукции в соответствии с ПБУ 9/99 (в редакции 2001 года) и НК РФ; порядок определения финансового результата от продажи готовой продукции; порядок начисления сумм НДС по операциям продажи готовой продукции и принятия их к бухгалтерскому учету. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Модерн» учет готовой продукции производит по фактической производственной себестоимости с использованием счета 43 «Готовая продукция». Продукция может быть изготовлена в основном, вспомогательном или обслуживающем производстве. Соответственно сумма затрат в дебет счета 43 списывается с кредита 20, 23, 29 счетов. Так как выручка от продаж в соответствии с учетной политикой ЗАО «Модерн» определяется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателям, в день перехода к покупателю права собственности на отгруженную продукцию в бухгалтерском учете она признается проданной, и выручка от продажи продукции отражается в кредите счета 90 «Продажи». Учет финансовых результатов По данной теме необходимо знать: порядок ведения аналитического и синтетического учета прибыли и убытков в регистрах бухгалтерского учета; правила начисления и принятия к бухгалтерскому учету суммы налога на прибыль и других налогов; порядок ведения доходов, расходов и резервов будущих периодов; правила определения стоимости потерь и недостач от порчи ценностей и составление необходимых бухгалтерских проводок в учетных регистрах. При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи продукции отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданной продукции списывается с кредита 43 «Готовая продукция». К счету 90открываются субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «Налог на добавленную стоимость»; 90-4 «Акцизы»; 90-5 «Экспортные пошлины»; 90-6 «Налог с продаж»; 90-9 «Прибыль / убыток от продаж». Кроме этого, открываются субсчета, которые предназначены для учета налогов, являющихся составной частью цены. ЗАО «Модерн» является плательщиком только НДС. Отразить выручку в учете следует сразу после того, как право собственности на проданную организацией продукцию перешло к покупателю. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Модерн» выручка от продаж определяется по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателю. После того, как отражена в учете выручка и списана себестоимость проданной продукции, необходимо сделать проводки по начислению налогов, являющихся составной частью цены, в данном случае НДС. Для учета сумм НДС используется субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость». По окончании каждого месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж положительная, то в отчетном месяце получена прибыль. Сумма прибыли отражается заключительными оборотами месяца по дебету субсчета 90-9 и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Если разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж отрицательная, то в отчетном месяце получен убыток. Сумму убытка отражают заключительными оборотами месяца по кредиту субсчета 90-9 и дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Счет 90 на конец каждого месяца иметь сальдо не должен. Однако все субсчета счета 90 в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января отчетного года. При этом субсчет 90-1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90,5 и 90-6 – только дебетовое сальдо. Субсчет 90-9 может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое (убыток). 31 декабря (после того как определен финансовый результат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90 закрываются: а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывается проводкой: Дебет 90-1Кредит 90-9 – закрыт субсчет 90-1 по окончании года; б) дебетовое сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, и 90-6 закрываются проводками: Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 904, 90-5, 90-6) – закрыты субсчета 90-2, 90-3, 90-4. 90-5, и 90-6 по окончании года. В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны. Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю. Финансовый результат деятельности организации зависит также от операционных и внереализационных доходов и расходов отчетного периода. Для их отражения используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». К счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами (за исключением чрезвычайных). На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы (за исключением чрезвычайных). Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Для решения задачи прилагаются формы счетов, ведомостей, разработочных таблиц. Отчетный баланс дан в приложении 3 в конце пособия. Решение задачи Задача решается в соответствии с заданным алгоритмом (последовательностью) в идее заданий. Переходить к последующему заданию желательно после осмысления и выполнения предыдущего задания. После выполнения первого (ознакомительного) задания следует (в соответствии с заданием 2) открыть счета бухгалтерского учета. Процедура открытия счетов заключается в перенесении остатков (сальдо) соответственно в дебет или кредит счетов. Счета открываются по данным ведомости об остатках на 1 декабря 200__г. В течение декабря месяца эти счета и открываемые дополнительно счета, не имеющие остатков на начало месяца, используются для записи информации о хозяйственных и финансовых операциях: движение средств, расходы, доходы, обязательства, финансовые результаты. В задаче используется форма учебного, Т– образного счета (Т-счет) Форма аналитических счетов (20-1 и 20-2) приведена в приложении. В конце месяца счета закрываются – подсчитываются обороты за месяц по дебету и кредиту, выводится конечное сальдо (остаток на конец текущего и начало следующего месяца). Бессальдовые счета, их обороты по дебету и кредиту должны быть равны, а сальдо отсутствует. Аналитические счета к счету 20 «Основное производство» Счет 20-1 «Диван – кровати», руб. Счет 20-2 «Кресло», руб. Счетные записи отражаются и обобщаются в учетных регистрах. В предлагаемой задаче таким регистром является Журнал учета хозяйственных операций, который ведется по упрощенной форме, так как содержание хозяйственных операций дано в исходных данных. Журнал учета хозяйственных операций за декабрь месяц 200__г. Корреспонденция счетов – наиболее ответственный и сложный элемент журнала учета хозяйственных операций. От правильности проводок (счетных записей) корреспондируемых счетов зависит сбалансированность учетного процесса и достоверность результатов финансово– хозяйственной деятельности организаций. Необходимые рекомендации для этого дает. План счетов, утвержденный приказом МФ РФ от 31 октября 2000 года N 94н и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В инструкции дается характеристика каждого синтетического счета и типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. Записи каждой хозяйственной операции в журнале регистрации производятся на основании первичных документов, ссылки на которые приводятся в каждой операции. Однако, некоторые записи, должны быть обоснованы специальным расчетом, который выполняется бухгалтером (в журнале регистрации хозяйственных операций для них вместо сумм поставлены вопросы). Расчет бухгалтера представляет собой оправдательный документ, подписывается бухгалтером, составившим его, и, наряду с другими первичными документами, прилагается к бухгалтерской отчетности. Расчет к операции 28 представляет собой определение процента отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости материалов, Необходимость такого расчета вызвана тем, что материалы, приобретаемые организацией, приходуются по фактической себестоимости, включающей покупную цену плюс транспортно-заготовительные расходы, а в производство отпускаются в течение месяца по учетной стоимости. В качестве учетной – принимается любая условная оценка: плановая или нормативная себестоимость, средняя фактическая цена материалов за прошлый период и др. В конце месяца, когда известны транспортно-заготовительные расходы и другие отклонения от учетной стоимости, рассчитывается процент отклонений и определяется фактическая себестоимость материалов по видам продукции и другим направлениям расходования товаро-материальных ценностей (приложение 3) Расчет процента фактической себестоимости от учетной стоимости материалов: Приложение 4 Ведомость списания отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости материалов: Расчет к операции 46. Этот расчет представляет собой определение единого социального налога (ЕСН), включающего отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование, а также на создание фонда социального страхования от несчастных случаев. Нормативы отчислений на социальные нужды установлены правительством, отчисления в фонд соцстраха от несчастных случаев устанавливается профсоюзными органами. Расчет ЕСН производится в специальной ведомости (приложение 5). Ведомость распределения заработной платы и отчислений на социальные нужды. Расчеты к операциям 52,54,55 представляют собой распределение накопленных на счетах 23,25,26 расходов вспомогательных цехов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам изготовленной продукции. Базой распределения является начисленная в декабре месяце заработная плата производственных рабочих. (Приложение 6,7,8) Расчет распределения затрат вспомогательного производства: К операции 57 рассчитывается калькуляция производственной себестоимости каждого вида продукции (приложение 9). Для расчета каждой статьи калькуляции используется формула: Данные по незавершенному производству на 1 декабря 200__г. приведены в исходных данных для выполнения задачи, остатки незавершенного производства на конец декабря приведены в дополнении к операции 57. Информацию о затратах за месяц дают аналитические счета 20-1, 20-2 к счету 20 «Основное производство». Калькуляция производственной себестоимости. Выпуск Диван-кровать 1000 (шт.) Производственная стоимость изделия 2141,56 руб. Калькуляция производственной себестоимости. Выпуск Кресло 3000 (шт.) Производственная стоимость изделия 392,89 руб. К операции 61 делается расчет (приложение 10) фактической производственной себестоимости отгруженной готовой продукции. Для этого используется информация к счету 43 «Готовая продукция». Процент отклонений рассчитывается путем деления фактической себестоимости готовой продукции на стоимость продукции по отпускным ценам: 4320226/5500000? 100 % = 78,5 %. Расчет фактической производственной себестоимости отгруженной продукции К операции 69. Расчет налога на имущество за декабрь месяц 200__г. Расчет к операции 71. Справка о порядке определения данных, отражаемых в «Расчете (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» за декабрь 200__г. Примечание: данные для пункта а) взяты из операции 16, превышение командировочных расходов над нормативом – в операции 3. Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли за декабрь месяц200__г. К операции 72. Сумма НДС по оприходованным и оплаченным ценностям (стр. 2) рассчитывается как разность между начисленной суммой НДС, подлежащей взносу в бюджет за проданную продукцию за месяц (операция 62) и суммой НДС по оприходованным ценностям, отражаемая по счету 19 (стр. 1 Расчета (налоговой декларации) по НДС). В стоимость реализуемых товаров, облагаемых НДС, включается стоимость реализуемых основных средств организации (операция 31). Расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость за декабрь 200__г. После выполнения заданий, в соответствии с алгоритмом, можно составить пробный баланс (оборотно-сальдовую ведомость) о котором подробно излагается в гл. 2 учебного пособия. Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам за декабрь200__г. После составления пробного баланса на основании его информации формируются показатели для составления отчетного баланса. Приложение 1 Счет _______________________________________ Приложение 2 Аналитические счета к счету 20 «Основное производство» Форма аналитического счета 20 «Основное производство» выполняется для каждого вида продукции: Счет 20-1 «Диван кровать» Счет 20-2 «Кресло» Приложение 3 Расчет процента фактической себестоимости от учетной стоимости материалов Приложение 4 Ведомость списания отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости материалов: Приложение 5 Ведомость распределения заработной платы и отчислений на социальные нужды. Приложение 6 Расчет распределения затрат вспомогательного производства: Приложение 7 Расчет распределения общепроизводственных расходов Приложение 8 Расчет распределения общехозяйственных расходов Приложение 9 Калькуляция производственной себестоимости. Выпуск________________________________ (шт.). Производственная стоимость изделия________________________ руб. Калькуляция производственной себестоимости составляется отдельно для каждого вида выпускаемой продукции – «Диван-кровати» и «Кресла». Приложение 10 Расчет фактической производственной себестоимости отгруженной продукции |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|