Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 4.1. Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)
  • 4.2. Юридические способы разрешения конфликтов.
  • 4. Методы разрешения конфликтов

    4.1. Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией)

    Управленческая деятельность включает конфликт по определению, она не может не быть целенаправленным влиянием на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т.к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях действительности.

    Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.

    С точки зрения методов обращения с конфликтом существует ряд точек зрения. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:

    1) уходу от конфликта;

    2) подавлению конфликта;

    3) управлению конфликтом.

    Есть детальные изложения с подробностями в описании применяемых методов.

    В целом методы разделяются на две группы: стратегические и тактические.

    Стратегические методы - те, которые применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:

    • планирование социального развития;

    • информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;

    • использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;

    • организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;

    • наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;

    • адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.

    Тактические методы управления конфликтом исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (K. Thomas), которая предполагает две базовые тактики:

    ? соперничество;

    ? приспособление.

    и три производные тактики:

    ? уклонение;

    ? компромисс;

    ? сотрудничество.

    Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.

    С позиции применения силы, ее использования, все методы можно разместить в виде линейной экспозиции: от приспособительного метода уступок до применения силы как основного аргумента.

    Далее рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.

    I. Уход от конфликта - наиболее популярный метод управления.

    Его суть: группа стремится избежать конфликта, покидая “сцену” экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.

    Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.

    Показание к его применению - очень высокая цена издержек возможного конфликта.

    Среди других причин применения данного метода можно назвать:

    • тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;

    • давление более важных обстоятельств;

    • охлаждение разгоревшихся страстей;

    • сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;

    • более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;

    • ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины;

    • страх перед противоположной стороной;

    • неудачное время надвигающегося конфликта.

    Типичное поведение в этом случае:

    ¦ чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;

    ¦ затягивание решения проблемы;

    ¦ применение замедленных процедур для подавления конфликта;

    ¦ использование секретности во избежание конфликта;

    ¦ обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.

    Метод неприменим в случаях:

    • важности проблемы (тогда избегание похоже на страусиное поведение);

    • перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;

    • когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.

    Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему “выигрыш-проигрыш”.

    II. Метод бездействия - разновидность метода “ухода от конфликта”.

    Его суть: никаких действий и расчетов не производится вообще.

    Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.

    Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.

    III. Метод уступок и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.

    Данный метод используется в случаях:

    • когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;

    • когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);

    • формирования стратегического потенциала для будущих спорных ситуаций;

    • когда явное превосходство на другой стороне и Вы ей проигрываете;

    • когда стабильность наиболее важна;

    • повышения управленческой квалификации подчиненных и при изучении собственных ошибок.

    Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».

    IV. Метод сглаживания. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.

    Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.

    Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: “Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку”.

    Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

    V. Метод скрытых действий. Применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.

    Причины такого выбора:

    • стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;

    • нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;

    • невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;

    • отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).

    Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех).

    Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».

    Негативные последствия метода:

    • скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;

    • акты саботажа;

    • распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;

    • возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.

    VI. Метод «быстрого решения». Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.

    Данный метод используется:

    • при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;

    • когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой “объективной” информации;

    • когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;

    • когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;

    • при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

    Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели “выигрыш- выигрыш”, но для этого необходимо взаимное согласие сторон.

    Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.

    VII. Метод компромисса.

    Компромисс - вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.

    В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.

    Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.

    Применяется в случаях:

    • когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;

    • когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;

    • достижения временных соглашений по комплексным проблемам;

    • достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;

    • выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;

    • когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: “дай-возьми”;

    • если обе стороны имеют достаточно времени;

    • ограниченности ресурсов;

    • нежелательности исхода “выигрыш-проигрыш”.

    Технология метода:

    ¦ переговоры;

    ¦ каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;

    ¦ поиск приемлемых решений.

    Ограничения для применения метода компромисса:

    • нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);

    • принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;

    • в случае оспаривания участниками принятых обязательств.

    Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.

    Достоинства метода:

    • возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;

    • фокусирование внимания на взаимных интересах;

    • использование объективного критерия в ходе переговоров;

    • ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;

    • разработка взаимовыгодных решений.

    VIII. Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.

    Применяется в случаях:

    • выработки интегративного решения, когда “корзины” проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;

    • когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;

    • выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;

    • выработки соглашения на основе принципа консенсуса;

    • когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;

    • соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.

    Специфические действия конфликтующих сторон:

    • ориентация на разрешение проблемы;

    • акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию;

    • поиск интегрируемых решений;

    • выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть;

    • подход к конфликту как к вызову.

    Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:

    1. определите проблему в категориях целей, а не решений;

    2. когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;

    3. сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

    4. создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;

    5. во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.

    Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.

    Результат применения метода: “выигрыш-выигрыш” для обеих сторон.

    IX. Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение.

    Применяется в следующих ситуациях:

    • когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;

    • в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);

    • в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту;

    • против социальных групп с деструктивным поведением.

    Вероятные модели поведения:

    • навязывание стратегий типа “выигрыш-проигрыш”;

    • использование конкуренции;

    • использование власти путем принуждения;

    • требование подчинения.

    Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество над работниками.

    Результат применения метода: “выигрыш-проигрыш”.

    4.2. Юридические способы разрешения конфликтов.

    Юридический конфликт – любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия.

    Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права.

    Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты.

    Можно утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой.

    Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака:

    1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);

    2. Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права, которые подразделяются на виды по различным основаниям:

    по отраслям права: нормы административного права, трудового права, уголовного права и др.;

    по функциям: нормы регулятивные, т.е. устанавливающие права и обязанности субъектов и охранительные, т.е. защищающие;

    по степени определенности изложения:

    абсолютно определенные, которые абсолютно точно определяют условия их действия (например, уголовное законодательство устанавливает точные условия, при которых приговор суда должен быть отменен, а именно: незаконный состав суда, нарушение тайны совещания судей, отсутствие подписи кого-либо из судей);

    относительно определенные, которые не содержат полных сведений о правах и обязанностях участников (так, относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, например, лишение свободы на срок от 1 до 5 лет);

    альтернативные, т.е. предусматривающие несколько вариантов поведения сторон или санкций за их нарушение (например, наказание может предусматривать исправительные работы на срок до 1 года или штраф, или обязанность загладить причиненный ущерб);

    по кругу лиц нормы подразделяются на:

    общие, распространяющиеся на всех лиц данной территории и

    специальные, действующие лишь в отношении какой-либо категории лиц, например, врачей, пенсионеров и др.;

    3 Конфликтующие стороны в период рассмотрения спора наделяются предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

    4 Решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон.

    Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется.

    I. Конституционные процедуры применяются главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере.

    Конфликты при разделении властей.

    В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерастающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в

    октябре 1993 г.). Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную или законодательную сферы. Подобные конфликты должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами. Конституция достаточно полно описывает компетенцию каждой из ветвей власти и представляет собой базу для разделения их функций. Нарушение Конституции как раз и порождает конфликт между властями. Однако, многие юридические факты, описанные в Конституции РФ 1993 года, пока не имеют специального процедурного подкрепления в законах. Это касается, в частности, едва не возникшего в мае 1999 г. юридического прецедента по отрешению президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в уголовном преступлении по пяти пунктам.

    Конфликты на высшем уровне власти должны разрешаться только при условии четкого соблюдения каждым из органов власти своей компетенции, предусмотренной Конституцией и законами.

    На высшем государственном уровне функция предотвращения конфликтов между властями возлагается на Президента как гаранта соблюдения Конституции, а на нижестоящих уровнях такую сдерживающую роль должны играть главы администрации, представительные и судебные органы.

    Техника предупреждения и разрешения конфликтов между властями включает:

    • систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (Президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.);

    • обмен документами;

    • работу согласительных комиссий.

    Конфликты в парламенте.

    В парламенте (Федеральном собрании РФ) достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, отдельными депутатами.

    Основные способы разрешения конфликта в парламенте:

    • навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам. Это происходит в основном в итоге голосования, при котором принимается решение большинством голосов;

    • компромисс, для достижения которого используются различные процедуры;

    • консенсус, представляющий собой осознанную форму социального партнерства, согласия, единодушия.

    Конфликты в законотворческом процессе

    В соответствии с Конституцией РФ (статья 105) конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта эффективная форма применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Регламент Государственной Думы подробно описывает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законопроектов, отклоненных Советом Федерации. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ (таким образом, конфликт в парламенте уже не будет возобновлен).

    Порядок преодоления разногласий с Думой также описан и в Регламенте Совета Федерации.

    Парламентские дебаты.

    Во время парламентской дискуссии в каждой из палат нередко возникают конфликты между депутатами. Основой разрешения конфликтов в таких случаях являются регламенты и иные нормативные акты палат. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, например, запрет на оскорбительные выражения, на использование ложной информации.

    Предусмотрены и санкции к нарушителям:

    • лишение слова;

    • лишение права на выступление в течение дня;

    • предупреждение;

    • указание;

    • удаление из зала приглашенных лиц.

    В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, очередность их обсуждения.

    Конфликты при голосовании.

    В практике Федерального Собрания РФ были случаи незаконного голосования за отсутствующих депутатов, самовольных поправок текста уже проголосованного проекта. В настоящее время процедура голосования более или менее отработана. Так, закон может быть принят в результате его трехкратного обсуждения и внесения соответствующих поправок на каждом из чтений, что практически позволяет свести на нет конфликтные ситуации.

    Многое зависит и от порядка голосования, принятого депутатами по конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное).

    Конституционный Суд. Порядок деятельности Конституционного Суда РФ определен Конституцией РФ (статья 125).

    Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, очень специфичен, так как Конституционный Суд в специфической форме контролирует соблюдение Конституции другими государственными органами, поддерживая баланс трех ветвей власти и оберегая принципы демократического правового государства.

    Конституционный Суд разрешает конфликты:

    • между законодательными и исполнительными органами;

    • между государственными органами Федерации и ее субъектов;

    • между государственными органами и гражданами.

    Конституционный Суд разрешает конфликты, опираясь на четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.

    Основные процедуры, применяемые Конституционным Судом при разрешении конфликтов:

    • рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ Конституции РФ.

    • рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ;

    • рассмотрение споров между органами государственной власти;

    • рассмотрение международных договоров РФ и нарушений конституционных прав и свобод граждан.

    Решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.

    Конституция РФ, Конституционные законы РФ, Обычные законы РФ, Указы президента, Постановления правительства РФ, Инструкции министерств и ведомств РФ, Нормативные акты законодательных органов субъектов федерации, Нормативные акты администрации краев, областей, Внутриорганизационные нормативные акты.

    Согласование правовых актов.

    Нормативно-правовой акт – один из основных источников права современного государства, он создается в результате деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением - референдумом. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих:

    Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, постановления Правительства и др. – не всегда соответствуют друг другу, что порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты.

    Согласование правовых актов возможно в различных формах:

    • отмена одного или обоих конкурирующих актов;

    • признание акта недействительным;

    • внесение в него поправок или дополнений;

    • издание нового акта.

    Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи между представителями законодательной и исполнительной властей. Позитивную роль играет деятельность Министерства юстиции, которое регистрирует все ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием действующему законодательству.

    Большое значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Здесь формируется большое число юридических конфликтов, требующих вмешательства Конституционного Суда.

    Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов РФ, если они противоречат действующим законам (статья 85 Конституции РФ); Президент также вправе отменять постановления федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам (статья 115 Конституции РФ). Все эти юридические механизмы способны разрешить конфликт законным путем.

    II. Судебное и арбитражное рассмотрение дел.

    Судопроизводство, включая арбитражный процесс – специфическая форма разрешения споров и конфликтов.

    В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая Конституционного Суда):

    • гражданское;

    • уголовное;

    • административное;

    • арбитражный процесс.

    Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, личных неимущественных, трудовых, земельных, семейных, наследственных дел. Ежегодно в судах рассматривается более 3 млн. исков. Нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое представляет собой не частное соглашение сторон, а акт судебной власти. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить спор мировым соглашением, начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.

    Исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобновления конфликта, если не устранена его основная причина.

    Условием для наступления гражданско-правовой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения.

    Признаки состава гражданского правонарушения:

    1. противоправность поведения – обязательный признак правонарушения;

    2. наличие вреда (материального или морального) и убытков (имущественных потерь, выраженных в денежной форме);

    3. причинная связь между противоправным поведением и вредоносными последствиями. Эта связь должна быть объективной и в аналогичных условиях породить такие же последствия;

    4. вина правонарушителя. В гражданском праве неприменим уголовно-правовой подход к определению вины как к психическому отношению лица к содеянному, так как в гражданском праве, кроме граждан, субъектами могут выступать и юридические лица, о наличии психического отношения которых говорить сложно. Поэтому в гражданском праве существует презумпция вины нарушителя, то есть потерпевший не обязан доказывать вину нарушителя, она и так предполагается законом. Напротив, нарушитель обязан доказать, что вред возник не по его вине.

    Уголовное судопроизводство.

    Уголовному судопроизводству предшествует конфликт, представляющий собой преступление.

    Конфликт может быть:

    • между преступником и потерпевшим;

    • между преступником и государством (например, дача или получение взятки).

    В отличие от гражданского судопроизводства криминальный конфликт обычно уже закончен до начала уголовного процесса (потерпевший убит, вещь украдена и т.д.). Задача уголовного суда состоит в том, чтобы установить, виновен ли подсудимый. В уголовном судопроизводстве конфликт чаще всего заканчивается «силовым решением», то есть применением меры государственного принуждения. Мирный исход является исключением: по делам частного обвинения (побои, оскорбления, клевета) допускается до и в ходе судебного разбирательства примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).

    Однако, нельзя отождествлять обвиняемого (подсудимого), а иногда и подозреваемого с преступником. Только суд в приговоре может признать гражданина лицом, совершившим преступление. До установления состава преступления, лицо считается невиновным в силу господства в уголовном праве презумпции невиновности, включенной теперь в текст Конституции РФ (статья 49).

    Признаки состава уголовного преступления:

    1. объект преступления – охраняемые законом общественные отношения;

    2. объективная сторона – запрещенное законом общественно опасное деяние и его вредоносные последствия;

    3. субъект преступления – лицо, совершившее деяние и способное нести за него ответственность (уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений – с 14 лет);

    4. субъективная сторона – психическое отношение лица к совершенному им деянию (например, готовился ли преступник к деянию или вред был причинен по недосмотру). От этого показателя зависит мера наказания.

    Арбитражный процесс в отличие от гражданского судопроизводства имеет дело в основном с организациями (предприятиями, фирмами, акционерными обществами и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты в предпринимательской деятельности, поэтому их роль резко возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994-95 гг. в РФ разрешалось в год более 300 тыс. споров.

    Арбитражный суд рассматривает следующие ситуации:

    • экономические споры между предпринимателями;

    • споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления.

    Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судьям (частному, коммерческому арбитражу) и др., то есть выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.

    Однако лишь арбитражный процесс остается наиболее надежным способом законного завершения спора и гарантирует государственную поддержку принятого арбитражем решения.

    Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу (она прописана в новом Арбитражном процессуальном кодексе, принятом в 1995 г.), однако имеет и отличия.

    Основные отличия арбитражного процесса:

    1. в арбитраже часто применяется процедура досудебного разрешения конфликта;

    2. спорящие могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению;

    3. арбитражный суд обязан помочь сторонам найти компромиссное решение.

    III. Административные процедуры.

    Многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГИБДД).

    Такой порядок разрешения конфликтов – не лучший, так как в этих случаях орган исполнительной власти рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. В качестве примера можно рассмотреть деятельность инспектора ГИБДД, который сам фиксирует нарушение гражданином правил дорожного движения, сам принимает решение о его наказании и сам же штрафует. Таким образом, в этой ситуации функции судьи берет на себя исполнительная власть, что допускает возможность произвола в действиях с ее стороны. Поэтому в последние годы все более широко стал применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров. Конституция РФ (статья 46) предусматривает право граждан обжаловать в суде действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.