|
||||
|
1 КАКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ МАЛЫМИ? 1.1. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий): • в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); • в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %; • средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность которых не превышает 15 человек; • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации – субъекты малого предпринимательства включая индивидуальных предпринимателей, с численностью до 35 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания – до 20 работников), а также к работодателям – физическим лицам (ст. 59 ТК РФ). Заключение срочного трудового договора, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.
Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством. Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 4 Закона № 209-ФЗ, нельзя признать: • исчерпывающим (для применения мер налогового стимулирования необходимо соответствовать еще и условиям, зафиксированным в соответствующих главах Налогового кодекса РФ (Далее – НК РФ)), • единственно возможным (что подтверждается вышерассмотренным примером, когда для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом – Законом № 209-ФЗ). Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, иначе предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом № 209-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы. Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности), независимо от количества различных видов деятельности относятся к таковым также на общих основаниях, т. е. средняя численность работников не должна превышать 100 человек, а размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Но при этом следует учесть, что предельные нормативы выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут установлены с «01» января 2010 г. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться – объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
1.2. Установление критериев отнесения к малым предприятиям До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо. Однако п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (Далее – Закон № 122-ФЗ) был признан утратившим силу ряд статей ранее действовавшего Федерального закона от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ). Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы, не учтенные в законе № 209-ФЗ. 1. Порядок создания и использования фондов поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем деятельность подобных фондов не предполагается. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106. 2. Особый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для того чтобы отмена норм ст. 9 Закона № 88-ФЗ получила практическое продолжение, необходимо было внести изменения в ряд глав НК РФ. Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона № 88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: «В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации». Эта норма теперь также отменена, в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. Закона № 209-ФЗ. 3. Порядок начисления ускоренной амортизации. Механизм ускоренной амортизации фактически был отменен в 2002 г. – с введением в действие главы 25 НК РФ, которой подобная мера поддержки субъектов малого предпринимательства не предусматривалась. Данная льгота не считалась непосредственно налоговой льготой и, следовательно, могла быть отменена без нарушения норм ст. 5 НК РФ. Что же касается общего конституционного требования о недопустимости принятия законов, ухудшающих положение граждан, то пример Закона № 122-ФЗ наглядно продемонстрировал, что практическое содержание данной нормы весьма неопределенно – ухудшением может считаться такое положение дел, когда взамен отмененной льготы (или иной преференции) не предлагается ничего взамен. А НК РФ предоставил другие возможности оптимизации и минимизации налогообложения (например, специальные налоговые режимы). Таким образом, отмена механизма начисления ускоренной амортизации, представляла собой техническую правку, целью которой являлось приведение положений Закона № 88-ФЗ в соответствие с требованиями других законодательных актов. 4. Порядок применения льгот малыми предприятиями, зарегистрированными до введения в действие Закона № 88-ФЗ. Однако в Законе № 209-ФЗ, действующем на настоящее время, ни одна из льгот, установленных ст. 11, 13 и 16 Закона № 88-ФЗ, не сохранена. Статьями 17–25 Закона № 209-ФЗ предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке малого предпринимательства, который включает в себя: финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Поскольку комплекс перечисленных мер напрямую зависит от финансовых возможностей органов местного самоуправления, регионов и федерального центра, рассчитывать на то, что меры поддержки будут обязательно предоставлены любому субъекту малого предпринимательства, не приходится. По нашему мнению, получение статуса субъекта малого предпринимательства целесообразно только в том случае, если имеется уверенность, что необходимые меры поддержки действительно будут разработаны соответствующим уровнем власти, а хозяйствующий субъект сможет ими воспользоваться. 1.3. Нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона № 209-ФЗ и иных нормативно-правовых актов отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм предпринимательской деятельности и приводит не к взаимодействию, а к соперничеству уполномоченных государством органов и носителей деловой активности. Это означает, что содержащиеся в том или ином нормативно-правовом акте положения о субъектах малого предпринимательства должны строго соответствовать букве и духу закона, смысловому содержанию этого «базового» нормативного источника, его основным целям, задачам, принципам, предмету. В случае расхождения норм, содержащихся в законах или иных нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, приоритет имеет тот закон, который принят позднее изданного акта. Однако, кроме этого, действуют и другие принципы, которые нередко сталкиваются или пересекаются с ним. В части спорных вопросов соответствия норм НК РФ и положений Закона № 209-ФЗ, регулирующих налоговые правоотношения субъектов малого предпринимательства, следует руководствоваться п. 1 ст. 1 НК РФ, согласно которому, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, Закон № 209-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах и не может регулировать налоговые правоотношения. Ситуация осложняется возникающими коллизиями регионального и федерального законодательства, регулирующего единый налог на вмененный доход, что может повлечь весьма неблагоприятные последствия для субъектов малого предпринимательства. В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 34626 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ, (а с 1 января 2006 г. – нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) и применяется наряду с общим режимом налогообложения. С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, согласно которым законами субъектов РФ определяются: • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 34626 НК РФ (согласно Федеральному закону от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ); • значения коэффициента К2, указанного в ст. 34627 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ. Список указанных полномочий представительных органов, власти субъекта Российской Федерации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, льготы же по региональным налогам – НК РФ или законами субъектов РФ о налогах. Действовавший до 1 января 2005 г. п. 2 ст. 9 Закона № 88-ФЗ также учреждал право устанавливать льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства законами Российской Федерации и законами субъектов РФ. Между тем согласно ст. 13–15 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не причислена ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным налогам. При этом в соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ специальные налоговые режимы, а также порядок введения их в действие и применения устанавливаются НК РФ. Кроме того, в главе 263 НК РФ, нет упоминания о возможности получения льгот плательщиками единого налога на вмененный доход. Согласно ст. 34627 НК РФ коэффициент базовой доходности учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной или полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Таким образом, в отношении субъектов малого предпринимательства могут быть предусмотрены новые (но не ранее 1 января 2006 года), меньшие по сравнению с общеустановленными, значения коэффициента К2 для всех видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом и осуществляемых организациями или индивидуальными предпринимателями, которые соответствуют критериям Закона № 209-ФЗ. Норма, стимулирующая деятельность налогоплательщиков на федеральном уровне, была исключена (ст. 9 Закона № 88-ФЗ), но законодатель не предусмотрел возможность ее беспрепятственного применения на региональном уровне. Однако ст. 7 Закона № 209-ФЗ все же введен комплекс мер, направленных на стимуляцию деятельности налогоплательщиков По нашему мнению, бесспорна необходимость пересмотра законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, приводит к столкновению разноотраслевых и даже одноотраслевых (федерального и регионального) актов законодательства о налогах и сборах, где участником отношений выступает специфическая и нуждающаяся в такого рода поддержке категория лиц, именуемых субъектами малого предпринимательства. 1.4. Регистрация организации и индивидуального предпринимателя Малые предприятия могут быть созданы, и участвовать в хозяйственном обороте в форме хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива. Малые предприятия с момента подачи заявления регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц и отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством, а также физические лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей. Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан, основанное на совместном членстве для производственной или иной хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Количество членов кооператива не должно быть менее пяти. Верхний предел численности членов кооператива законом не ограничивается. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива. До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсилидарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсилидарную ответственность. Независимо от величины принадлежащего ему пая член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, – соответственно их паевому взносу. Лицу, прекратившему членство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю. Кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной ответственности. По решению общего собрания членов кооператива член кооператива может быть исключен из него в следующих случаях: • не внесен в установленный уставом кооператива срок паевой взнос; • не выполнены или ненадлежащим образом выполняются обязанности, возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных уставом кооператива; • в других случаях, предусмотренных уставом кооператива. Производственными сельскохозяйственными кооперативами являются те, которые занимаются производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции или являются сельскохозяйственной артелью (колхозом), рыболовецкой артелью (колхозом) и кооперативным хозяйством (коопхозом). Производственными сельскохозяйственными кооперативами могут быть и другие организации, занимающиеся иными видами деятельности по отношению к сельскохозяйственной деятельности. Большое распространение кооперативы получили в сельском хозяйстве и торговле. Они функционируют также в строительстве, рыболовстве, страховании, банковском деле, других секторах экономики. В последние годы растет их количество в промышленности. Федеральным законом от 19 июля 1988 г. № 115-ФЗ введена новая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – акционерное общество работников (народное предприятие). Работникам народного предприятия должно принадлежать более 75 % его акций. Народное предприятие вправе ежегодно увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций на сумму не менее суммы чистой прибыли, фактически использованной на цели накопления за отчетный финансовый год. Эти дополнительные акции, а также акции, выкупленные народным предприятием у своих акционеров, распределяются между всеми имеющими на это право работниками пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. На вновь поступивших, на народное предприятие работников это правило распространяется, если они проработали не менее трех месяцев в отчетном финансовом году. Уставом народного предприятия может быть установлен иной период работы, по истечении которого вновь поступившие на работу лица наделяются акциями. Однако он не может быть меньше трех и более 24 месяцев. Один работник-акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 % его уставного капитала. Эта максимальная доля акций может быть уменьшена уставом народного предприятия. Если же по каким-либо причинам у одного работника-акционера окажется акций больше максимального количества, определенного уставом, народное предприятие обязано выкупить у работника-акционера излишек акций, а работник-акционер обязан продать этот излишек народному предприятию. Народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а последний обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости. При определенных обстоятельствах этот акционер вправе продать свои акции работникам народного предприятия по договорной цене. Число работников-неакционеров за отчетный финансовый год не должно превышать 10 % общей численности работников народного предприятия. При принятии общим собранием акционеров народного предприятия решений, затрагивающих интересы всех работников-акционеров (независимо от количества принадлежащих им акций), применяется принцип голосования «один акционер – один голос». Производственная демократия – неотъемлемый признак кооперативных предприятий. Демократические принципы организации кооперативов и управления ими – равенство их членов при принятии решений, формы участия в управлении и т. д., – свойственные предприятиям с индивидуальной собственностью работников в коллективном управлении, четко декларируются при их создании. Регламентация демократических начал в управлении кооперативами, по существу, является отражением бытующего в сознании рабочих и служащих негативного отношения к их отчуждению от участия в управлении частными предприятиями. Обществом с ограниченной ответственностью(ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами общества являются учредительный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Число участников общества не должно быть более 50. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов, участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Помимо прав, предоставленных всем участникам общества Законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные дополнительные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. В случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли. Участник общества может быть исключен из него в судебном порядке, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. Обществом с дополнительной ответственностью(ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью лишь тем, что участники первого солидарно отвечают по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. Добровольно возлагая на себя такие обязательства, участники общества с дополнительной ответственностью тем самым повышают надежность общества в глазах его кредиторов. Акционерным обществом(АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Открытое акционерное общества (ОАО) имеет следующие особенности: • акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества; • общество вправе проводить открытую (для всех других юридических и физических лиц) подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; • общество вправе проводить также и закрытую (для определенного круга физических и юридических лиц, своих акционеров) подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации; • число членов (физических и юридических лиц) такого общества законом не ограничивается; • общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Открытое акционерное общество обязано публиковать: • проспект эмиссии своих акций в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; • сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном законодательством РФ; • списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций; • иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. В случае размещения обществом акций или иных ценных бумаг ОАО обязано опубликовать об этом информацию в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Открытое акционерное общество как организационно-правовая форма применяется юридическими лицами, ведущими масштабную хозяйственную деятельность и использующими значительные финансовые ресурсы. Приведение открытого акционерного общества в действие сопряжено со значительными издержками, непосильными не только для мелких, но и очень часто для средних организаций. Закрытое акционерное общества (ЗАО) имеет следующие особенности: • акции распределяются только среди учредителей (ЗАО) или иного, заранее определенного круга лиц; • общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; • число акционеров не должно превышать 50. В случае если число акционеров превысит этот предел, ЗАО в течение года должно преобразоваться в ОАО. Если число его акционеров не уменьшилось до 50, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке; • акционеры общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых его акционерами, по цене предложения другому лицу. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 или более 60 дней с момента предложения акций на продажу; • уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право на приобретение акций; • в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг на рынке общество обязано опубликовать информацию об этом в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества регламентируются ст. 67 ГК РФ. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме: • полного товарищества; • товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полное товарищество имеет следующие существенные признаки: • в основе деятельности полного товарищества лежит договор между его участниками; • полное товарищество создается для предпринимательской деятельности, является коммерческой организацией, юридическим лицом, обладает общей правоспособностью в соответствии со ст. 49 ГК РФ; в деятельности полного товарищества предусмотрено участие всех товарищей; • предпринимательская деятельность осуществляется от имени товарищества – юридического лица; • участники товарищества несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом (ст. 75 ГК РФ). Вкладчик товарищества на вере имеет право: • получить часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором; • знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества; • по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором; • передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, предусмотренным п. 2 ст. 93 ГК РФ. Передача всей доли иному лицу вкладчиком прекращает его участие в товариществе. Таким образом, малое предприятие по выбору своих учредителей быть создано в виде акционерного общества (открытого или закрытого), общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, производственного кооператива, товарищества (полного или на вере). Образование малого предприятия происходит на учредительном собрании его участников. Инициативная группа, решившая его создать, или организационный комитет, образованный его будущими участниками проводит подготовительную работу. Первым этапом работ является экономическое обоснование целесообразности создания предприятия – его способности производить конкурентоспособную продукцию, т. е. такую, которая будет пользоваться спросом со стороны совершенно определенного круга граждан, юридических лиц. Оргкомитет разрабатывает «бизнес-план», который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого принимается собранием учредителей. Начинающим предпринимателем можно предложить следующую упрощенную структуру бизнес-плана. 1. Продукт или услуга, которые производит предприятие. В этом разделе дается характеристика продукта, если он стандартизирован, приводятся его стандарты, его назначение и возможные сферы применения, технические и качественные параметры, особенности, причины ценности для потребителя, оригинальные и уникальные черты, недостатки, возможности совершенствования и т. п. 2. Рынок сбыта продукта. В этом разделе дается подробная характеристика: • емкости рынка, и степени его насыщенности данным продуктом и его аналогами; • особенностей рынка, например сезонных колебаний спроса; • прогноз состояния спроса на данный товар на перспективу; • наиболее перспективных рынков с точки зрения объема продаж, удаленности и транспортной доступности, организации продаж – самостоятельно или через торговые организации – кто и как будет продавать товар и т. п.; • прогнозируемого объема продаж, цен; • количества покупателей – граждан и юридических лиц (в том числе и в перспективе), величины запросов наиболее перспективных покупателей; • возможных посредников в сбыте продукции, а также организаций, которые могут взять на себя обслуживание продукта, например его хранение, расфасовку. 3. Анализ конкурентоспособности предприятия. В этом разделе рассматриваются вопросы поиска рыночной ниши для продукта, и дается его сравнение с товарами конкурентов в таких сферах, как качество, упаковка, внешний вид, реклама, дополнительные и послепродажные услуги, возможность снижения цен, своевременность поставок и т. п. 4. Политика продвижения товара на рынок. В этом разделе целесообразно определить: • политику цен – основные факторы, влияющие на цену, и ее составляющие, изменение спроса с учетом возможных изменений цены; • рассчитать с учетом действия этих факторов возможные цены, в диапазоне «от и до»; • политику в области качества продукта – его основные характеристики и направления улучшения с учетом факторов, определяющих спрос на продукт; • политику увеличения продаж – поиск и обеспечение каналов сбыта, формы стимулирования сбыта; способы распространения продукта, включая транспортировку и организацию послепродажного обслуживания; • дополнительное обслуживание покупателей, обеспечивающее сбыт продукта, – реклама, наличие фирменных знаков, комплектность, обеспеченность запасными частями, сопутствующими товарами; • квалифицированная консультация при продаже, доставка, послепродажное обслуживание и т. п.; • политику продления жизненного цикла продукта; • модификацию, поиск новых возможностей использования продукта и потребителей. 5. Прогнозирование продаж продукта – приблизительный рост объема продаж в натуральной и денежной форме с учетом прогнозируемого уровня цен на различных рынках. 6. Производственная база и организация производства продукта. В этом разделе: • дается характеристика технологии, которая будет использоваться для производства продукции; • приводится характеристика производственной базы предприятия, в частности производственных площадей, состава оборудования, источников их поступления; • приводится характеристика затрат на приобретение производственной базы, приведение в рабочее состояние и т. д; • определяются в расчете на год эксплуатационные расходы; • указываются предполагаемые источники, формы и сроки обеспечения производства сырьем, материалами, энергией, водоснабжением, канализацией, комплектующими и т. д., необходимые для этого затраты в расчете на год; • дается характеристика кадрового состава работников, приводится его численный состав по профессиям, специальностям; • дается прогноз суммарных затрат на предполагаемый объем производства, перечень статей постоянных затрат, не зависящих от этих объемов (расходы на аренду здания, содержание администрации и т. п.), и переменных, обусловленных объемом производства. Этот прогноз дается на год. 7. Затраты на реализацию продукции. В этом разделе приводятся ожидаемые расходы на упаковку, перевозку, складирование, хранение продукции. 8. Ожидаемая прибыль по итогам года. В этом разделе рассчитывается чистая прибыль или разность между поступлениями денежных средств и их расходами. 9. Критический объем продаж. В этом разделе делается расчет годового объема продаж, при котором предприятие будет функционировать бесприбыльно, но и не убыточно. 10. Риски и страхование имущества предприятия. Здесь перечисляются существенные риски, которые присутствуют постоянно (стихийные бедствия, уничтожение и порча зданий, строений, оборудования, продукции; невыполнение обязательства партнерами, конфликты с ними и т. д.). 11. Финансовая политика. В этот раздел с учетом прогнозируемого объема продаж предприятия на год или более длительный обозримый период включаются сведения: • об источниках формирования финансовых ресурсов; • политике распределения чистой прибыли; • формах контроля за своевременным и правильным поступлением платежей от покупателей продукции предприятия; • формах контроля в отношении обязательств предприятия перед поставщиками, налоговыми органами и т. д.; • политике в области страхования кредитов; • способах определения и критериях эффективности инвестиций. Вторым этапом работы оргкомитета является разработка учредительного договора и устава предприятия. В этих документах излагается порядок проведения и применения решений учредительными собраниями. После проведения учредительного собрания перед избранными собранием органами управления малого предприятия возникает задача его государственной регистрации. Малое предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация – это специальный акт государственного органа, финансирующий законность его создания и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации – зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика. Учредителям малого предприятия необходимо иметь в виду, что оно регистрируется не как таковое, а в качестве производственного кооператива, хозяйственного общества, товарищества, т. е. в определенной организационно-правовой форме. Регистрация не носит разрешительного характера. Осуществляющий регистрацию предприятия государственный орган вправе отказать зарегистрировать его исключительно по одной причине – если решение о его создании было принято учредителями с нарушением законодательства. Согласно ст. 51 ГК РФ, отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд. Регистрация коммерческих организаций осуществляется уполномоченными на то органами, узнать о которых можно в местных органах исполнительной власти. В настоящее время Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Для государственной регистрации предприятия в орган, осуществляющий регистрацию коммерческих организаций, необходимо представить следующие документы: 1) протокол общего собрания учредителей о создании предприятия. Протокол должен свидетельствовать, что собранием принято решение об образовании предприятия, утверждении его устава и избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора); 2) устав предприятия; 3) гарантийное письмо о предоставлении ему юридического адреса; 4) документы, подтверждающие проверку наименования предприятия на повторяемость; 5) заполненные бланки по образцам, установленным регистрационным органом; 6) квитанция об уплате государственной пошлины. Все эти документы представляются учредителями или их уполномоченными в орган регистрации или направляются ему ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Требования со стороны органа регистрации о предоставлении каких-либо документов сверх указанных выше – гарантийных писем, справок, подтверждающих каким-либо органом целесообразность создания малого предприятия, и т. п. – запрещено. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии со ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Кроме того, в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей. В тот же срок он представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Только после того как получено на руки свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет, можно открывать в банке расчетный счет. Если уставный капитал вносили деньгами и уже открыт накопительный счет, то банк преобразует его в расчетный. Условия расчетно-кассового обслуживания банк устанавливает самостоятельно. У большинства банков эта услуга платная. Причем оплата может быть установлена как в твердой ежемесячной сумме, так и в виде комиссионных за каждую банковскую операцию. Перечень документов, которые необходимо представить для открытия счета, каждый банк устанавливает самостоятельно. Однако в любом случае потребуются учредительные документы, нотариально заверенные подписи руководителя и главного бухгалтера и свидетельство о постановке на налоговый учет. О том, что открыли расчетный счет, предприятие должно сообщить в налоговый орган. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|