Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Законодательные акты, регламентирующие работу пресс-службы
  • Общение с коллегами из светских пресс-служб
  • Взаимодействие с Синодальным информационным отделом
  • Епархиальная пресс-служба

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз обращал внимание священнослужителей и церковных работников на неуклонный интерес светских кругов, прежде всего журналистов, к Православию. Вот почему в системе церковного администрирования пресс-службы также должны занимать одну из ключевых позиций, замыкающих на себе основные коммуникационные каналы — как внутренние, так и внешние.

    Основной целью деятельности епархиальных пресс-служб является создание и закрепление правдивого, позитивного образа Церкви в общественном сознании. Если структура, отвечающая за связь с медиасообществом, выстроена правильно, то специалистам епархиального управления через средства массовой информации удается участвовать в формировании общественного мнения, предупреждать негативные реакции.

    Деятельность информационного подразделения епархиального управления сосредоточена на своевременном распространении достоверных и точных сведений по вопросам, представляющим ценность и интерес для общественности. Также пресс-служба проводит мониторинг материалов региональных средств массовой информации и их аналитическую обработку. Деятельность епархиальной пресс-службы способствует появлению в региональном информационном поле максимального объема публикаций, радио- и телепередач о деятельности Церкви, Священноначалия, служителях и мирянах.

    Крупные светские организации имеют собственные пресс-службы или пресс-центры. Чаще всего они являются подразделениями отдела по связям с общественностью, а ответственный за связь с прессой подчиняется руководителю этого отдела. В небольших организациях эта функция совмещается с другими обязанностями. Штат пресс-службы может составлять различное число единиц — от одного-двух до двадцати и более человек. Работа с прессой носит в значительной мере оперативный характер, поэтому существует ответственный за связь с журналистским сообществом — для того, чтобы своевременно уделять внимание интересам средств массовой информации. Он должен быть доступен для журналистов, иначе, из-за непредоставления вовремя необходимых сведений (или передаче им важных знаний), компания никогда не добьется понимания тех задач, которые она решает.

    Для того, чтобы пресс-служба управляла системой сообщений, достоверно и в положительном ключе отражающих жизнь и деятельность правящего архиерея и епархии, гармонично выстраивала отношения со средствами массовой коммуникации, информационное подразделение епархиального управления занимается вопросами аккредитации журналистов, оказывает помощь в подготовке публикаций, радио- и видеоматериалов, выходящих в средствах массовой информации. Перед епархиальной пресс-службой стоят несколько задач. Среди них:

    • участие в создании и реализации информационной стратегии епархии;

    • формирование с помощью средств массовой коммуникации общественного мнения в соответствии со стратегией информационной политики епархии;

    • взаимодействие с региональными средствами массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности правящего архиерея, епархии;

    • взаимодействие и развитие контактов с пресс-службами органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления;

    • изучение материалов средств массовой информации в целях определения их позиций и подготовки для правящего архиерея и (или) сотрудников епархиального управления обзоров этих материалов, аналитических документов благочинных.

    К функциям пресс-службы епархиального управления относятся:

    • составление планов работы по реализации информационной стратегии епархии;

    • подготовка заявлений и сообщений для средств массовой информации, брифингов и пресс-конференций;

    • оперативное распространение в средствах массовой информации официальных сообщений (пресс-релизов);

    • аккредитация журналистов на епархиальные мероприятия;

    • ведение официального сайта епархиального управления (в том чис-ле поддержка интерактивных сервисов, если есть), переписка с посетителями сайта;

    • мониторинг материалов о правящем архиерее, епархии и ее представителях в средствах массовой коммуникации;

    • поддержка рабочих контактов с главными редакторами, руководителями региональных средств массовой информации;

    • проведение пресс-конференций, брифингов, информационных встреч для журналистов;

    • участие в подготовке и проведении поездок по епархии правящего архиерея, а также его повседневной деятельности — в целях их освещения в средствах массовой коммуникации;

    • подготовка и передача средствам массовой информации теле-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью правящего архиерея, представителей епархиального управления.

    Пресс-служба реализует свои функции как штатными, так и привлеченными сотрудниками. Штатное расписание пресс-службы определяется соответствующими документами — распоряжениями правящего архиерея. Исходя из режима экономии, описание деятельности (с учетом оптимизации штатных единиц, их полномочий и обязанностей), можно свести к следующей схеме:

    Пресс-служба (пресс-бюро, служба коммуникации, информационная служба, и проч.)
    1 штатная единица (руководитель) создание информационной стратегии епархии, планирование работы по ее реализации; общее руководство подразделением; поддержка рабочих контактов с главными редакторами, руководителями региональных СМИ; курирование работы официального сайта епархии (идеология).
    1 штатная единица (при возможности епархии, в другом случае эти обязанности перераспределяются между двумя другими сотрудниками) техническое состояние сайта; бильд–редактор.1 штатная единица составление пресс–релизов, (информационных сообщений для сайта); мониторинг региональных СМИ и интернет–ресурсов; аналитика материалов мониторинга.1 штатная единица аккредитация СМИ; организация мероприятий с участием СМИ; модерация официального сайта епархии; фотограф.

    В то же время нередко в епархиях пресс-служба — это один специалист: он и пресс-секретарь, и редактор сайта, и корреспондент, и аналитик, и фотограф… Ему приходится совмещать несколько должностей, поэтому важно правильно расставить приоритеты и, прежде всего:

    • контактировать со средствами массовой информации;

    • организовывать события с участием представителей медиасообщества;

    • проводить аккредитацию журналистов на мероприятия с участием правящего архиерея;

    • готовить аналитические материалы по итогам мониторинга;

    • модерировать официальный сайт епархии;

    • составлять информационные сообщения для официального сайта епархии, а также писать пресс-релизы.

    Законодательные акты, регламентирующие работу пресс-службы

    В своей деятельности информационное подразделение епархиального управления должно руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви, Постановлениями, Решениями, Определениями Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода, уставом епархии, распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси и правящего архипастыря, а также циркулярными письмами Управления делами Московской Патриархии, Синодального информационного отдела и иных Синодальных структур — в части, касающейся информационной деятельности. Кроме того, формы информационной деятельности церковных структур прописаны в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

    Также сотрудники пресс-службы епархии должны знать светские законодательные акты, в том числе Конституцию Российской Федерации, Федеральный Закон «О средствах массовой информации», Федеральный Закон «О рекламе», «Этический кодекс журналиста».

    Общение с коллегами из светских пресс-служб

    Выстраивая епархиальную информационную деятельность, важно наладить конструктивные взаимоотношения с представителями пресс-служб региональных органов власти, образовательных, научных, социальных, культурных учреждений и общественных структур. По сути, сотрудничество с ними будет складываться на партнерских началах.

    Эффект от подобного соработничества особенно ощутим во время совместных акций, направленных на утверждение в обществе нравственных ценностей, в ходе организации просветительских, социальных, благотворительных, образовательных, культурных проектов, в дни проведения региональных церковно-общественных мероприятий.

    Взаимодействие с Синодальным информационным отделом

    Информационное общество стремительно меняется: появляются новые технологии передачи информации, принципы ее подачи, например, на новостных ресурсах. Эти процессы настолько стремительны, что даже ведущие информационные агентства не всегда справляются с их скоростью. Совершенно очевидно — без специальной профильной структуры многое просто невозможно сделать[8]. На своем заседании 31 марта 2009 года Священный Синод принял решение учредить Синодальный информационный отдел, который призван формулировать и реализовывать общую для Церкви повестку дня.

    Основной целью деятельности Синодального информационного отдела являются поддержание взаимоотношений Русской Православной Церкви со средствами массовой информации, основной задачей — осуществление и координация информационной деятельности Московского Патриархата[9].

    Поясняя специфику деятельности Синодального информационного отдела, В.Р. Легойда подчеркивает, что новое Синодальное учреждение оказывает помощь, когда это необходимо: «Есть такие епархиальные события, которые попадают в информационное пространство и могут получить общецерковный резонанс. Вряд ли мы назовем ситуацию нормальной, когда о таких событиях и священноначалие, и наш отдел узнают из открытых источников наравне с журналистами. Скажем, журналисты ко мне обращаются с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию, а я о ней знаю ровно столько, сколько и они, потому что я то же самое прочитал полчаса назад в Интернете. Начинаем разбираться, и оказывается, что все это последствия решений, принятых месяц назад. Такая ситуация категорически недопустима»[10].

    Пресс-службы епархиальных управлений, предполагая то или иное развитие событий, может об этом проинформировать Священноначалие и Синодальный информационный отдел.

    Перед Синодальным информационным отделом поставлена задача в рамках его компетенции представлять позицию Патриарха и позицию Церкви. Одно из подразделений Синодального информационного отдела, организационно-методическое управление, призвано помочь в выстраивании епархиальной информационной стратегии. Именно оно отвечает за взаимодействие центра с регионами, обеспечивает информационную поддержку церковной деятельности, проводит фестивали, участвует в подготовке журналистских кадров для Церкви[11].

    В настоящее время информационную деятельность Церкви можно охарактеризовать как реагирующую: что-то произошло, и представители Московского Патриархата это событие комментируют, объясняют, а иногда и оправдываются. Сотрудничество информационных подразделений епархиальных управлений с Управлением делами Московской Патриархии, Синодальным информационным отделом и иными Синодальными учреждениями позволит качественно изменить эту ситуацию. Стратегическая задача подобного соработничества — максимальное присутствие нравственного измерения в общественной жизни.


    Примечания:



    1

    Цит. по http://www.ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b1/inform_man/gl_1_1.htm



    8

    Интервью председателя Синодального информационного отдела В.Р.Легойды «Журналу Московской Патриархии» — М., январь 2010



    9

    Устав Синодального информационного отдела (II, 2.1.)



    10

    Интервью «Журналу Московской Патриархии» — М., январь 2010



    11

    Там же









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.