|
||||
|
Леонид Филатов («Мастерхост»)
Родился 7 декабря 1970 года в Казани. Учился в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева на факультете «Автоматизированные системы управления». Начинал карьеру на финансовом рынке, но в 1999 году поменял сферу деятельности, основав компанию «Мастерхост», предоставляющую комплексные услуги по размещению и поддержке различных проектов в интернете. В течение нескольких лет компания стала лидером среди хостинговых компаний Рунета и удерживает первые позиции уже больше десятилетия. В 2007 году был основан холдинг «АктивистЪ», в состав которого вошли собственно «Мастерхост», сервис регистрации доменов Mastername, интернет-СМИ Hostinfo и «Вебпланета», а также компания-оператор дата-центров. В данный момент Леонид развивает аналитическую платформу OpenStat. Хобби – книги, философия, социология. Живет и работает в Москве. На рынке хостинга в Рунете все годы с момента его формирования развивалась активная конкуренция. Появлялись и исчезали новые бренды, проходили бурные и агрессивные рекламные кампании, призывающие размещать свои сайты у того или иного хостера. Среди немногих, кто давно и прочно обосновался в этом бурлящем конкурентном море, явно выделяется «Мастерхост» Леонида Филатова. Для меня эта компания – одна из знаковых в русском сегменте интернета. Скажем, как «Яндекс» или Mail.ru. – Довольно давно, еще со времен начала Рунета, участники интернет-бизнеса, можно сказать, разделились на два лагеря. Одни из них занимались собственно вебом, его наполнением – сайтами, порталами, поисковыми системами, сегодня еще и социальными сетями, видеохостингами и прочими проектами, которые собирательно можно назвать «контент». Другие занимались обеспечением жизни этого контента – магистральными линиями, дата-центрами, доменами, хостингом и так далее. Подавляющее большинство выпусков «Рунетологии» – это разговор про контент и его создателей. Сегодня один из редких случаев, когда мы будем говорить про инфраструктуру. Гость этого выпуска – основатель группы компаний «Мастерхост» Леонид Филатов. Как получилось, что ты, начав с рынка ценных бумаг, оказался в хостинге в 90-х годах? – Есть разница между увлечениями и бизнесом. По образованию и призванию я технический человек. Я всегда этим увлекался и, осознав, что деятельность на рынке ценных бумаг совершенно мне неинтересна, пошел в удачно подвернувшийся интернет. – Как он подвернулся? Всегда интересна история того, как человек приходит в интернет. – Был чат «Диван. ру». Этот чат был создан ребятами из МГУ, моими хорошими друзьями – Алексеем Сидоренко (он работает в компании «1С-Битрикс», основатель и владелец группы «Махаон») и другими. Войдя в интернет, ища что-то интересное, я попал в этот чат, познакомился с людьми, стал с ними лично общаться. Тогда возникла сложность с размещением чата, и я предложил Алексею перенести этот сервер ко мне в офис. «Диван. ру» сразу принес некоторое количество проблем. Нам пришлось расширять канал, стало нужно заботиться о безопасности, пришлось привлекать внешних специалистов, которые потом стали сооснователями компании «Мастерхост». К примеру, Алексей Скрипка – человек, который работает в компании с самого начала и до сих пор. У нас появились бизнес-задачи, мы стали их решать, появились и проблемы, которые впоследствии испытывал хостинг-провайдер неоднократно. Появилась необходимость расширять каналы, все это обслуживать, в итоге улучшилось качество оказываемой услуги для «Дивана. ру», появились знакомые, которые понесли свои проекты к нам. Это и есть начало хостинговой компании «Мастерхост». – А когда компания стала расти? – Когда мы cтали обслуживать серверы Mail.ru. Это был 1998 год, Mail.ru бурно рос в тот момент, мы тоже, добавляли по десять серверов каждую неделю. Я застал Mail.ru еще тогда, когда он был стартапом. – Параллельно с Mail.ru развивалось и хостинговое направление? Когда стало понятно, что это бизнес? – Примерно через год компания стала себя кормить. – Mail.ru был важным клиентом с точки зрения развития или и без него бы все получилось? – Те бизнес-задачи, которые мы решали для Mail.ru, очень помогли нам развивать собственную компанию. Опыт по работе с высоконагруженными системами и большими парками серверов был очень ценен для нас. В итоге мы не наступали на большое количество различных граблей, связанных с технологиями. Это позволило поступательно развивать бизнес, без резких бросков, скачков, проблем роста. – Какие точки роста еще можно назвать? – Наверное, 2000 год. Тогда был первый бум доткомов, все делали проекты, а хостинговых компаний было немного. «Мастерхост» был развивающейся компанией с гибкими условиями, гибким подходом к клиентам. За счет гибкости мы стали расти быстрее рынка. Рынок рос активно, но мы росли быстрее рынка. Так мы и стали одной из ведущих компаний. – Мне кажется или за последние пару лет число конкурентов снизилось? Их стало намного меньше, раньше борьба была более активной, на виду было больше брендов. – Есть распространенное заблуждение, что на хостинговом рынке деньги делают из ничего. На самом деле это достаточно сложный труд, система обслуживается большим коллективом. Рентабельность здесь не такая, как в тех же самых ценных бумагах. – Но конкурентов стало меньше? Они начали вымирать? – Да. Есть два способа ведения бизнеса. Первый способ – это абсолютная легальность, то есть соблюдение всех законов, оплата всех налогов, регистрация фирмы при наличии всех необходимых документов, лицензий. И есть второй способ ведения бизнеса, который в хостинге очень распространен. Берется большой дата-центр, в нем арендуется сервер, на него ставится операционная система, делается сайтик, который объявляется сайтом хостинговой компании. Ни разрешения, ни лицензий, ни контроля в данном случае нет. Деньги платятся наличкой. Такие компании, как показывает практика, быстро прогорают. Я помню двадцать-тридцать таких компаний, которые прогорели. – По твоей оценке, как изменился за последние годы рынок хостинга? – Те компании, которые выжили, стали на порядок крупнее и на порядок заметнее. Сейчас на рынке хостинга в России около шестисот компаний, которые объявили себя хостинговыми компаниями. Безусловно, многие из них ими не являются, они являются реселлерами какого-то другого хостинга, то есть маленькими пунктами по сбору платежей. Настоящих хостинговых компаний, я думаю, порядка трех десятков. Хостинговые компании делятся по специализации: есть исключительно дата-центры, они просто размещают оборудование клиентов, есть хостинговые компании, которые занимаются виртуальными выделенными серверами. – В какой сфере идет соперничество? И в каком контексте можно рассматривать ваше объединение с компанией Reg.ru? – Объединение с Reg.ru призвано решить одну нетривиальную задачу – на порядок улучшить сервис и обслуживание клиента. Все борются за внимание клиента. Тот, кто сможет сделать клиента счастливым прямо сейчас, здесь и сразу, и победит в игре под названием «Бизнес». – То же самое сделали ваши конкуренты из Hosting Community. – То, что вы сравниваете нас и Hosting Community, не совсем правильно, потому что это принципиально разные сделки. У РБК это классический сценарий, это поглощение. Компания покупается, основатель компании выходит из бизнеса. Поглощения почти всегда заканчиваются убийством бренда, который покупается. Покупаются технологии, люди, и бренд перестает существовать. – Так происходит не всегда. – Да, но зачастую происходит именно так. Можно привести огромное количество примеров, когда компании после покупки перестают существовать. На хостинговом рынке с тем же самым РБК есть подобные случаи. У нас же сделка безденежная. Основатели компаний и текущие акционеры решили взаимно обменяться технологиями, опытом, знаниями для того, чтобы сформировать новый подход к оказанию услуги. – Это, конечно, разные сделки, но, по сути, появилось два крупных домено-хостинговых холдинга. – Да. Рынок консолидируется с годами. До этого существовал рынок доменов и хостинга. «Мастерхост» – это не только хостинговая компания, но и компания-регистратор. Reg.ru имел свое хостинговое направление. То есть принципиально ничего не меняется. – Надо ли понимать, что из вашего объединения следует большая перестройка логистики, продаж, интерфейсов? В идеале клиент должен нажать на одну-две кнопки и получить и сайт, и домен, и CMS. – Безусловно. Объединение – всегда сумма технологий: маркетинговых технологий, серверных технологий, технологий разработки, обслуживания. Этого мы и хотим добиться. – Как вы будете дружить в маркетинговом плане, если ни один из брендов вы не планируете убивать? Под какой маркой будет выходить продукт? – Услуги у нас различаются. «Мастерхост» – это услуги и только потом регистратор, а Reg.ru – это регистратор и только потом хостинг. Если человек услышал «вкусную» рекламу по доменам и пришел купить домен, то ему нужны и хостинг, и CMS. Неважно, через какой канал продаж будут заходить клиенты. Неважно, на какой крючок ты зацепил клиента, главное, что клиент обратил на тебя внимание и ты дал ему все, что ему нужно, то есть сделал его счастливым. – С точки зрения классических учебников бизнеса было бы логично сделать единое окно входа и вести всю рекламу на этот бренд, не распыляясь. Например, назваться MasterReg, объединив бренды. Вы идете другими путем. Объясните, как это будет выглядеть. – Витрин может быть сколько угодно, главное – не усиливать одну витрину, главное – чтобы все клиентские платежи шли в одну копилку. – В то же время важно, чтобы витрины не мешали друг другу, чтобы они не создавали необходимость дублировать маркетинговые бюджеты. Верно? – Не совсем. У меня есть собственное мнение на этот счет. Что собой представляет современная хостинговая компания-регистратор? Это размещение собственного сервера, аренда сервера, аренда сервера с программным обеспечением, виртуальный хостинг, облачные решения и другое. Если компания занимается еще и регистрацией доменов, то это еще и домены в различных зонах. Домены в различных зонах обладают разными критериями при регистрации, например, разной стоимостью, разным сроком обслуживания, разными сертификатами безопасности. Как все это запихнуть на один сайт? Это очень нетривиальная задача. Сейчас мы очень упростили сайт компании «Мастерхост», раньше он выглядел как новогодняя елка. Нетехническому человеку было достаточно сложно разобраться в том, что там написано, и отыскать цифру и кнопку «Купить». Специализированные бренды могут помочь в этом. – Одним словом, ты считаешь, что подобное разделение услуг необходимо для удобства пользователей и что разведение брендов в рамках одного холдинга мешать не будет? – Если клиент будет попадать в единую контрольную панель, где он может найти и хостинг, и регистрацию, то почему бы и нет. – Что ты думаешь насчет того, как соотносятся российские хостинговые рынки и глобальные рынки? По масштабу они, конечно, очень разные. – Хостинговый рынок – сервисный рынок. Его развитие зависит от общего уровня проникновения интернета в стране, желаний и возможностей частного бизнеса вести деятельность посредством интернета. Я часто бываю в Европе, Штатах. Там другой уровень развития. С точки зрения культуры пользования интернетом мы отстаем года на три-четыре. – Как ты оцениваешь масштабы? У крупнейших американских хостинговых компаний миллионы клиентов, да? – Да. Если взять зону. com, то там 50 миллионов доменов, если взять зону. ru, то у нас три с половиной миллиона доменов, а хостинг в отрыве от доменов не живет. – Устройство хостингового провайдера в России и устройство хостингового провайдера в Германии, США различаются по организации процессов? – Это зависит от опыта и желания обслуживать клиента. Есть и хорошие, и плохие крупные зарубежные компании. Почему там крупнее? Почему там проще? Даже нашим клиентам иногда проще обслуживаться за рубежом. Там работает другой принцип документооборота между компаниями и немного по-другому работает бухгалтерия. У нас бухгалтерское законодательство несколько архаичное. – Оно сложнее. – Да. Много усилий приходится прикладывать для того, чтобы вести бизнес по тем законам, которые есть в Российской Федерации (в частности, налоговое законодательство). У нас на каждую копеечку нужна бумажка. На Западе ведется электронный документооборот, там действует другой принцип списания прибыли. Некоторые вещи там намного проще, но российским юрлицам с ними работать сложно, и приходится работать через посредников. – Я не знал об этом. Все юридические лица России, работая за границей, работают исключительно через физлиц? – Да, у нас валютный контроль. И нужен паспорт сделки. – Это безумие. При тех копейках, которые платят небольшие компании за хостинг, затраты труда гораздо выше. – Да. – Расскажи, как организована техническая составляющая. Чем западные игроки отличаются от российских? – Российские хостинговые компании используют те же технологии, что и западные компании, просто у них рынок развит несколько больше в силу естественных причин. Люди, которые бывают за границей достаточно часто, подтвердят это. Иногда сталкиваешься с хамством, низкой квалификацией сотрудников – все как везде. Люди везде одинаковые. – Я в Германии живу несколько лет, и мне кажется, что немцы более клиентоориентированные, потому что у них есть передаваемый опыт. Он сидит в генах. – Про Германию не буду спорить, но попробуйте позвонить куда-нибудь в Германии в нерабочие часы, и вам ответит малайзийский колл-центр. – Возможно. Я не пробовал. – Европа работает четко по часам. – Скажи, пожалуйста, есть какие-то слухи о приходе западных игроков? Например, Google и Facebook дошли до нас. Дойдет ли до нас хостинг? – С владельцами практически всех крупных компаний я знаком лично. Они смотрят на Россию. В России есть рынок, но он не настолько велик, чтобы перестраивать бизнес-логику. Чтобы открыть бизнес в России, нужно открывать российское юрлицо, а для этого необходимо знание российских особенностей, начиная с бухгалтерии, заканчивая отношениями с регулирующими органами. Рынок не подрос настолько, чтобы этими сложностями можно было пренебречь. – В ближайшее время ожидать прихода, например, Amazon не стоит? – Не то чтобы не стоит. Это зависит от того, когда они перестанут бояться. Они уже пришли, просто сейчас бизнес посредством частных лиц держит проекты там. Статистика показывает, что «Мастерхост» – крупнейшая хостинговая компания по количеству обслуживаемых сайтов, а рынок хостинга российских сайтов за рубежом чуть больше. Много клиентов уже убежало за рубеж. – Сколько российских компаний и физлиц ушло на западный хостинг? – Если «Мастерхост» обслуживает порядка 200 с лишним тысяч работающих сайтов, то на Запад ушло порядка 220 тысяч. За рубежом уже столько клиентов, что их совокупно больше, чем клиентов у самой крупной хостинговой компании. – С чем ты связываешь такой отток? Мне кажется, что бизнес уводит свои виртуальные активы на Запад для того, чтобы быть недоступным для российских правительственных и специальных служб. – Пуганая ворона куста боится. Мы все прошли через 90-е годы. (Cмеется.) Люди могут выводить проекты за рубеж на всякий случай. Интернет – одна из самых задокументированных сред. Если какой-то серьезный преступник что-то делает в интернете, то его и через Интерпол прекрасно достанут. Было у нас два десятка клиентов, которые приходили с вопросом «А можно ли разместить сервер за границей для того, чтобы до нас не добралась налоговая инспекция?», но это не самый важный побудительный мотив. – Мы говорили о глобальных игроках мирового рынка хостинга. Российский игрок может стать игроком мирового уровня и предлагать услуги, всерьез конкурируя с крупнейшими представителями мирового уровня? – Безусловно, может. У меня есть масса примеров, когда российский бизнес выходил за рубеж и прекрасно там выживал и развивался. Это вопрос к владельцам и управляющим. Нет ничего невозможного, нужна только воля к реализации! – Ты планируешь выйти на Запад? Можешь назвать сроки, планы? – Тут важны не сроки, важно, с чем выходить. Что такое может выдать компания «Мастерхост» или объединенная компания с Reg.ru, чего нет у текущих игроков западного рынка? Мы готовим немного революционный подход к оказанию услуг, обслуживанию клиентов, что может привлечь большое их количество. Это совокупность маркетинговых и технологических инструментов. – Какие у вас планы помимо объединения с Reg.ru и экспансии на Запад? Что вы будете делать в ближайшие два-три года? – Я очень надеюсь перестать быть управляющим группы компаний «Мастерхост» и перейти на другую смежную работу, на разработку новых услуг, их обкатку. Я хочу перейти от операционной деятельности к творческой работе. Стать кем-то вроде директора по развитию. Но это решат акционеры. – Есть мнение, что облачный хостинг – это маркетинговое понятие. Так ли это? Движетесь ли вы в направлении облаков? – Облачный хостинг – это красивое выражение. В 50–60-е годы было понятие «порошковая металлургия», сейчас есть нанотехнологии. Что такое облачные технологии? На самом деле это всего лишь динамическое выделение ресурсов и географическое распределение систем хранения данных. Например, пришли 1000 дополнительных посетителей, потребовалось больше памяти, больше процессоров. Этот ресурс выделился именно при наплыве посетителей. Раньше это называлось кластерами, сейчас это облака. – Вы будете двигаться в сторону этого модного слова? – Мы и так там. – В рамках твоего холдинга открывалось несколько небольших и ныне живущих проектов в области интернет-СМИ, например «Вебпланета». Что это для тебя? Это хобби или это инструмент влияния на отрасль? – И то и другое. Когда меня спрашивают, зачем я занимаюсь средствами массовой информации и зачем я купил «Вебпланету» со странным человеком в виде главного редактора – Лехой Андреевым, я отвечаю: «Чтобы мне было что почитать утром». – Тебе просто симпатичен Леха Андреев? – Мне симпатичны некоторые люди, симпатично то, как они пишут. Леха Андреев мне симпатичен. Мне симпатична «Вебпланета» в ее текущем формате, без грязи, без желтизны, без «горячих» фактов. Все статьи, которые выходят, – это вдумчивый анализ, который помогает и в бизнесе. – В заключение вопрос от слушателя программы. «Нужно ли хостить проект в географической близости от того места, где его потребляют? Если проект работает для потребителя Азии, нужно ли его хостить в Азии?» – Проект нужно хостить там, где живет основной потребитель. Каналы связи сейчас шустрые, толстые, широкие, но мы проводили исследование и выявили, что если идет большой поток запросов к проекту, то небольшая задержка отражается на количестве просмотров. Иногда клиент не ждет. – На этом заканчиваем. Спасибо огромное за то, что нашел время пообщаться. Рунет для «Мастерхоста» сегодня – уже освоенное поле. Конечно, здесь нельзя расслабляться, но позиции компании настолько сильны, что удерживать их – задача, с которой, думаю, они отлично справятся. Крайне интересно, удастся ли им двинуться за пределы Рунета. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|