Онлайн библиотека PLAM.RU


Александр Горный

(ICQ)

ICQ

Первая версия ICQ вышла в 1996 году и быстро завоевала популярность во всем мире. К середине года компания набрала 7,5 миллиона пользователей, а спустя пять лет их стало 100 миллионов. Создали ICQ старшеклассники из Тель-Авива – Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир. В 1998 году бывшие школьники продали ICQ компании AOL за 407 миллионов долларов. В 2010 году ICQ купил российский инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (ныне Mail.Ru Group).

Mail.Ru Group – крупнейшая компания в русскоязычном сегменте Сети и лидер Рунета по числу ежемесячных уникальных посетителей. До 2010 года была частью инвестиционной компании Digital Sky Technologies (DST), которая разделилась на компании Mail.Ru Group (российские активы) и DST Global (активы за пределами России).

В состав Mail.Ru Group входит самый популярный в России сервис бесплатной электронной почты и два крупнейших в Рунете инстантмессенджера – «Mail.ru Агент» и ICQ.

Компания оперирует двумя ведущими российскими социальными сетями: «Moй Мир@Mail.Ru» и «Одноклассники. ru», а также владеет значительным пакетом социальной сети «ВКонтакте» (39,99 %).

Родился 21 марта 1980 года. В 2000 году с отличием окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.

После окончания университета начал работу в компании Mail.ru. За шесть лет прошел путь от программиста до руководителя отдела почты Mail.ru. В марте 2006 года перешел в интернет-холдинг «Рамблер» на должность директора по разработке веб-проектов. Осенью того же года принял предложение компании «Медиа Мир» (группа компаний РБК) руководить сервисом «Почта. ру». В дальнейшем совмещал эту должность с позицией технического директора компании и руководителя проекта Readme.ru. В 2009 году занял пост заместителя генерального директора компании «Медиа Мир». В 2010 году возглавил проект ICQ. Увлекается игрой в пошаговую онлайн-стратегию Galaxy PLUS. Холост. Живет и работает в Москве.


Саша Горный – любопытный человек с целым ворохом профессиональных и не имеющих отношения к профессии увлечений. Так, например, в процессе подготовки к программе моя редакция выяснила, что среди прочего Саша занимается переводом русской литературной классики прошлых веков на современный русский язык. ICQ, которым Александра позвали заниматься в Mail.Ru Group, – объективно сложный проект. Дополнительно в работы Саши по ICQ интригу добавляет то, что прежде он занимался прямым конкурентом «аськи» интернет-мессенджером QIP.


– Программа, о которой мы будем говорить в этом выпуске, еще несколько лет назад была в Рунете чуть ли не символом глобальной сети. Иконка с зеленым цветком и узнаваемый женский голос, удивленно сообщающий о поступлении нового сообщения, были знакомы всем, кто имел хоть какое-то отношение к интернету. Речь, разумеется, об ICQ, которую в апреле 2010 года купил российский холдинг Mail.Ru Group.

Главный вопрос, которым задавались пользователи Рунета, – «что будет дальше?». Первые полгода вопрос более или менее висел в воздухе, а осенью того же года проект ICQ возглавил Александр Горный, имеющий значительный опыт работы как с высоконагруженными проектами в целом, так и с интернет-мессенджерами. Сегодня он у нас в гостях.

В комментариях к анонсу нашего с тобой разговора один из слушателей программы предположил, что ты пришел для того, чтобы, цитирую, «красиво похоронить ICQ». Если откровенно, как ты сам видишь свои главные задачи по проекту сегодня?

– Разумеется, я не считаю, что моя задача – «красиво похоронить ICQ». Сейчас это довольно популярный проект, он является самым популярным мессенджером в ряде стран. Нам хочется добиться большего отрыва от конкурентов, увеличить количество стран, в которых ICQ является лидером, нам хочется, чтобы ICQ был истинной гордостью интернета.


– Ты вернулся на круги своя, начав с Mail.ru и продолжив там же.

– Да, но надо добавить, что портал за это время очень сильно изменился. Он стал во много раз больше, и это отражается на всем. Я уходил из относительно маленькой компании, а вернулся в компанию, которая вышла на IPO на много миллиардов долларов.


– Как происходил твой рост в Mail.ru до ухода в «Рамблер»? Сначала ты работал программистом, потом стал руководителем почты?

– Я стал техническим руководителем почты Mail.ru. Также отвечал за несколько связанных сервисов: фото, блоги, чаты, рекламная крутилка и агент. В «Рамблер» я перешел частично по личным причинам, мне казалось, что задачи будут интереснее. Но если переход в «Рамблер» был спорным (возможно, я ошибся), то следующий мой шаг – переход на работу в РБК, – бесспорно, был удачным. Я получил лучшую работу, чем в «Рамблере».


– И вот ты снова в Mail.ru. Когда ты получил предложение возглавить ICQ, какие у тебя были мысли? Я пытаюсь себе представить менеджера, работающего с вебом, и мне кажется, что он должен испытывать смешанные чувства.

– Самое главное чувство – это интерес. Я пользовался ICQ с 1998 года, и мне было интересно узнать, как внутри устроено то, чем я почти пятнадцать лет пользовался и с чем восемь лет конкурировал.


– Ты не думал о том, что эта должность может быть расстрельной? Браться за проект, пытаясь повернуть тенденцию оттока миллионов пользователей, – это серьезно. Это сложная задача, вероятность победы невысока.

– Я бы хотел возразить. Картина не столь апокалиптическая, как ты рисуешь. Из «аськи» не разбегаются, нет грандиозного падения в десятки миллионов пользователей. В России, например, аудитория ICQ никогда не падала. При этом я говорю как о тех, кто пользуется родным клиентом ICQ, так и о тех, кто пользуется другими клиентами, использующими наш протокол. За обозримый период не падает ни та, ни другая аудитория. Что касается других стран, то действительно аудитория протокола сильно упала в Таиланде, Бразилии, Индонезии и так далее, потому что было огромное количество спамеров и ботов, которые были вписаны как пользователи протокола.

Когда мы отделили живых пользователей от мусора, суммарные цифры упали. Это грандиозное падение с 50 миллионов пользователей протокола не является реальным, это исправление ошибки статистики.


– Расскажи, какая команда работает над проектом. Что конкретно делается?

– Есть команды в Израиле и Москве. Основные силы сфокусированы на мобильных версиях, которые мы очень часто обновляем, которые очень хорошо растут по аудитории. У нас есть отдельная команда, которая занимается ICQ On-Site. Команда, которая занимается клиентом, и менеджеры, которые координируют работу всех этих команд. Совокупный штат, который делает ICQ, – около ста человек.


– Надо ли понимать, что десктопную версию вы не собираетесь развивать и ставку с точки зрения роста аудитории делаете на мобильную версию?

– Вы правы, точка роста – это мобильная аудитория. Десктопную версию мы тоже будем развивать, потому что по нынешнему количеству пользователей это основной наш продукт. И у многих в сознании десктоп остается как что-то основное, это изменится через 10–20 лет. Количество отправленных сообщений с десктопа пока больше, чем с мобильных.

Но точка роста лежит в мобильном интернете. Мы собираемся найти новую аудиторию среди мобильных пользователей и затем часть из них подсадить на десктоп.


– А как вы собираетесь искать новую аудиторию? Люди на других клиентах очень плотно сидят, как ты сам знаешь.

– Фанатичной привязанности к программному обеспечению у большинства пользователей нет. Если клиент оказывается лучше, то они пересаживаются на более качественный продукт. Поэтому мы будем улучшать ICQ, возвращать пользователей с альтернативных клиентов, интегрироваться с другими сервисами Mail.ru.

Конечно, есть горстка фанатов и разработчиков любого клиента, которые никогда с него не слезут, и есть миллионы пользователей, которые выбирают лучшее. Случайно увидев программку на компьютере соседа, прочитав обзор, купив новый компьютер, пользователи пробуют новые клиенты.


– Как ты смотришь на то, что программное обеспечение вскоре будет отмирать и люди будут пользоваться облачными версиями и мессенджерами в социальных сетях?

– В обозримой перспективе программное обеспечение как класс умирать не будет. Стандартная программа, скачиваемая на компьютер и запускаемая на нем, будет чрезвычайно важна. Что касается перехода пользователей из обычных мессенджеров в мессенджеры социальных сетей, то мы не видим этого тренда, просто общения в интернете становится больше. Люди общаются и в мессенджерах, и в социальной сети. Некоторые перетаскивают свою учетную запись из социальной сети в мессенджер для удобства общения в социальной сети.

При этом мы не видим прямой конкуренции с мобильным клиентом Facebook. Клиенты Facebook созданы не для общения, а для того, чтобы видеть ленту. Что касается конкуренции со скайпом, то мы стараемся делать более качественный продукт.


– Какие платформы наиболее популярны среди пользователей мобильной версии ICQ?

– Из дешевых – обычные Java-телефоны. Из дорогих платформ Android пока не первый, но скоро им будет.


– Для тебя важен соревновательный эффект или ты не соревнуешься с внутренними продуктами?

– То, как мы растем на фоне других продуктов, в том числе и внутренних, – оценка моей работы. Но при этом мы считаем, что коммуникационное пространство должно быть единым. В рамках ICQ и «Агента» мы делаем шаги по сближению, тот же самый клиент ICQ для Java-телефонов поддерживает «Агент», а большинство клиентов «Агента» поддерживают ICQ.


– Каковы ваши отношения с мессенджерами, помимо «Агента», которые сидят на вашем протоколе? Мог бы ты озвучить общую позицию? и расскажи о тех, с кем отношения уже налажены.

– У нас есть лицензионное соглашение, которое открыто для всех некоммерческих продуктов, и у нас есть предложение заключать лицензионные соглашения со всеми коммерческими продуктами, но не на общих основаниях, а в индивидуальном порядке. Три крупных некоммерческих клиента подписали общее соглашение, один коммерческий клиент подписал специальное соглашение. Количество таких клиентов будет расти, и мы надеемся, что через какое-то время мы легализуем рынок. Пока не подписали соглашения с QIP, но мы бы хотели это сделать. Для нас пользователи – это самое главное. Отключать пользователей, потому что сотрудники QIP что-то не подписали, – это неправильный подход, так что шантажировать QIP пользователями мы не будем.

Что касается кобрендинговых версий «Яндекс ICQ» и «Рамблер ICQ», то с «Яндексом» мы прекратили сотрудничество по взаимному согласию, а с «Рамблером» продолжаем.


– Сейчас вы в «Mail.ru Агенте» не показываете баннеры и контекстную рекламу, а вот в ICQ есть баннеры и контекст под окном сообщений. Любопытно понять, какой рекламодатель находит коммерчески целесообразным размещение рекламы в ICQ, учитывая то, что, по расхожему мнению, на баннеры в «аське» не кликают.

– Статистика говорит, что на баннеры в «аське» кликают. Чаще всего в медийке. Там рекламируются сотовые операторы. Если мы говорим о контексте, то первым клиентом был Groupon. CTR вполне сопоставим с веб-страницами.


– Как поживает сравнительно недавно выпущенная версия ICQ под Mac, которую мы так долго ждали?

– Первую бета-версию мы выпустили в конце зимы, в середине весны была выпущена еще одна бета-версия, и в начале июня мы выпустили версию 1.0. Люди пользуются, аудитория растет. Пользователи Mac наконец-то получили свою ICQ, и все счастливы.


– В конце зимы этого года ты говорил о планах по интеграции ICQ с порталом Mail.ru. Что уже было сделано?

– Из того, что сделано, наиболее заметна взаимная поддержка протоколов во многих клиентах. Прежде всего это касается «Mail.ru Агент». ICQ частично идет в этом направлении. В последней версии есть поддержка Google Talk. На некоторых платформах есть поддержка «Агента».

Можно сказать, что «Mail.ru Агент» и ICQ конкурируют между собой, но мы не видим ничего плохого. У пользователей будет выбор между хорошим «Агентом» и хорошим ICQ. Они будут отличаться какими-то функциями, интерфейсом. У нас нет цели ограничить пользователя, мы хотим дать все возможности везде.


– Планируется ли интеграция с соцсетями? Прежде всего, с «Одноклассниками» или «ВКонтакте», которые принадлежат холдингу Mail.ru (первая полностью, вторая частично).

– «ВКонтакте» использует Jabber, и его можно подключить для некоторых клиентов ICQ. Планы по увеличению таких платформ и по более глубокой интеграции есть. В первую очередь с «Моим Миром» и «Одноклассниками». Вполне может случиться, что веб-версия ICQ будет встроена в функционал «Одноклассников» и «Моего Мира».


– Как поживает версия ICQ On-Site? Ее презентовали летом, и с тех пор особых известий не было.

– Есть несколько десятков партнеров, которые ее установили. В основном это интернет-магазины. Количество этих сайтов постепенно растет. С точки зрения продукта мы готовимся к выпуску следующей версии.


– Возвратимся к предыстории ICQ. Как ты думаешь, можно ли было сделать что-то для того, чтобы история ICQ была другой? Мог ли что-то сделать AOL – предыдущий владелец, для того чтобы «аська» не теряла своей популярности?

– Мне кажется, что каждый год надо было сосредоточиваться на качестве продукта, на реальных потребностях пользователей и делать продукт лучше. Не было точки, когда все было проиграно.


– Было медленное угасание, которое продолжалось бы, если бы не пришел Mail.ru и ты вместе с ним?

– Не было медленного угасания, был недостаточно быстрый рост, который закончился продажей актива.


– Зачем, как ты думаешь, DST купила ICQ? Для того чтобы купить продукт или для того чтобы показать себя на бирже?[1]

– ICQ – один из самых популярных интернет-продуктов в России и достаточно заметный интернет-продукт в мире, ICQ – это десятки миллионов пользователей. Он очень хорошо вписывается в компанию. Нам нужны большие продукты с миллионами пользователей. Биржа тут ни при чем.


– Каким ты видишь будущее ICQ в разрезе трех-пяти лет? Каковы аудитория, штат, финансы?

– К сожалению, я не имею права называть цифры. ICQ, безусловно, будет более мобильным. В масштабе пяти лет мобильная версия по числу пользователей обгонит десктопную. Я думаю, что за пять лет количество официальных клиентов более или менее сравняется с количеством пользователей протокола. ICQ будет интегрирован в социальные сети.


– Какие-то есть четкие понимания того, какими приемами можно людей переманивать с альтернативных версий?

– Мы думаем, что главное – простое юзабилити. Если видеозвонки по ICQ будут удобнее, чем по скайпу, то люди постепенно перейдут на использование ICQ.


– И напоследок несколько вопросов от слушателей. Как вы оцениваете ICQ на сегодняшний день: это конфетка, которая всем нравится, или это пока далеко не конфетка, а вы намерены из нее таковую сделать?

– Любой интернет-продукт – это то, что постоянно совершенствуется. ICQ сейчас лучше, чем вчера, но завтра он должен быть лучше, чем сегодня. Если в какой-то момент мы решим, что это конфетка, то нас всех нужно будет увольнять, потому что мы должны улучшать продукт ежедневно.


– Как новые владельцы сервиса относятся к «черной» покупке/продаже ICQ-номеров (аккаунтов)?

– Отрицательно. Мы значительно улучшаем безопасность аккаунтов. Черным продавцам все сложнее и сложнее получить новые аккаунты. Бороться с конкретными продавцами, судить и арестовывать их технически очень сложно.


– Планируется ли интеграция в ICQ протокола Skype либо протоколов ICQ и Skype в каком-либо другом мессенджере одновременно? Это вопрос о вашем взаимодействии со Skype, который, по замечаниям многих моих коллег, заместил ICQ. Возможно ли партнерство в принципе?

– ComScore говорит, что у Skype сейчас два миллиона пользователей в месяц в России, поэтому нам гораздо важнее как-то интегрироваться с «Mail.ru Агентом».


– Что ж, желаю удачи и спасибо за интервью.

– Спасибо за приглашение в программу.

По разговору видно, что многие вещи по корпоративным причинам Саша не мог озвучивать. Незадолго до выхода этой книги Mail.Ru Group объявил о курсе на слияние двух своих мессенджеров – ICQ и «Mail.ru Агент». Что будет дальше с «аськой», покажет жизнь.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.