|
||||
|
Глава 4. Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров 4.1. Информация как фактор управления рынком продовольственных товаров Эффективное управление является одним из факторов функционирования агропромышленного предприятия в новых условиях хозяйствования и всего рынка продовольственных товаров. В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления. Достижение этой цели недопустимо сводить лишь к организационной перестройке управленческих структур на предприятиях. Необходимо последовательное осуществление мер по организации новых методов информационного обеспечения управленческих структур. Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации. Информация является одним из важнейших экономических ресурсов. Каждому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами: ¦ получение информации связано с затратами ресурсов; ¦ не всегда информация надежна; ¦ участники рынка не в состоянии заполнить и переработать весь объем доступной им информации; ¦ не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно оценить поступившую информацию. Выделяют два вида исходной информации: 1) информация, характеризующая все стороны деятельности рыночных субъектов; 2) информация о состоянии рынка и внешней среды. К рыночной информации предъявляются следующие требования: ¦ достоверность – должна быть аргументированной и полной при ее получении и выдаче; ¦ надежность – должна постоянно накапливаться в достаточном объеме и обновляться; ¦ оперативность – должна быть конкретной и качественной, чтобы обеспечивать своевременное принятие коммерческих решений; ¦ систематичность – ее сбор должен проводиться непрерывно и системно; ¦ комплексность – должна отражать в комплексе данные об исследуемом рынке и внешней среде. Знание конъюнктуры рынка, наличие прогнозов, также как ценовая и другая информация, имеет большое значение для принятия управленческих решений по распределению ресурсов. На сегодняшний день для России характерно: ¦ отсутствие целостной системы информационного обеспечения; ¦ замкнутость и нестыковка ведомственных информационных потоков; ¦ несовершенство системы обмена информацией между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами; ¦ недоступность в необходимом объеме нормативно-регулирующей и конъюнктурно-ценовой информации в связи с отсутствием единого информационного пространства; ¦ противоречивость и критически малая надежность информационных продуктов, источников, систем поступающих в широкое обращение. Высокий динамизм развивающегося потребительского рынка требует применения современных технических средств, создания и функционирования информационной системы. В настоящее время практически на всех предприятиях используются персональные компьютеры, поэтому для информационного обеспечения субъектов рынка продовольственных товаров необходимо создание автоматизированной технологии получения и обработки информации. Для информационного обслуживания структур управления продовольственными рынками необходимо создание аналитических служб и их кадровое обеспечение специалистами, владеющими методами системного анализа. Задачи служб: 1) сбор, учет и анализ технико-экономической информации по развитию отраслей АПК в разрезе регионов, природно-климатических зон, административных регионов, предприятий и организаций, независимо от их форм собственности; 2) анализ конъюнктуры рынка; 3) контроль качества и учет продовольственной продукции; 4) анализ внешнего рынка, включая рынки стран СНГ и дальнего зарубежья; 5) разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития агропромышленного производства и рынков в целом. 4.2. Методология исследования рынка продовольственных товаров Информационная деятельность предприятия должна осуществляться таким образом, чтобы реальная потребность в информации органов управления систематически удовлетворялась из собственных и внешних источников. Необходимо также надлежащим образом организовать систему исходящей информации, чтобы информирование внешних органов и внешней среды в интересах самого предприятия производилось в основном своими внутрихозяйственными подразделениями. В зависимости от характера исследования принято выделять три соответствующих направления (типа) исследований рынка продовольственных товаров: 1) разведочное; 2) описательное; 3) казуальное. Разведочное исследование – это исследование рынка, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для уточнения терминологии, формулировки рабочей гипотезы и установления приоритетов задач исследования. Рабочая гипотеза представляет собой обоснованное предположение путей решения поставленных задач на основе закономерностей и тенденций развития рынка. Среди методов проведения разведочных исследований можно выделить следующие наиболее эффективные: ¦ анализ вторичных данных – работа со специальной и научной литературой, статистическими данными; ¦ изучение прежнего опыта – беседы и консультации со специалистами; ¦ анализ конкретной ситуации – выявление первоочередных задач конкретного предприятия при его работе на конкретном рынке; ¦ опрос фокус-групп – сбор ответов респондентов на определенно поставленные вопросы; ¦ проекционный метод – перенос ситуаций и тенденций, существующих на аналогичных предприятиях, рынках на свое предприятие и исследуемый рынок. Описательное исследование – это рыночное исследование, направленное на описание рыночных проблем и ситуаций на рынках. Например, описание потребителей продукции предприятия. При проведении данного вида исследования обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как и т. п. Данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему». На подобные вопросы дает ответы казуальное исследование. Казуальное исследование – это рыночное исследование, проводимое для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если снижается цена, то повышается спрос». Исследователь всегда стремиться определить причины изменения отношения потребителей и рыночной доли. Эксперимент – это манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля над влиянием других, не изучаемых параметров. В теории исследования рынка принято выделять эксперименты четырех типов: 1) активный – многофакторный эксперимент, в котором уровни факторов для каждого опыта заданы исследованием; 2) классический – однофакторный эксперимент, в процессе которого в определенных пределах последовательно варьируется лишь один фактор, а остальные постоянные; 3) произвольный – случайный эксперимент, в котором уровни факторам для каждого опыта задают произвольно; 4) пассивный – эксперимент, при котором уровни факторов в каждом опыте исследователь регистрирует, но не задает. Для практических целей эксперименты разделяют на два типа: ¦ лабораторные; ¦ полевые. К первым относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов. Ко вторым относятся эксперименты, проводимые в реальных условиях. Проведение полевого эксперимента обычно преследует две цели: 1) определить потенциальный объем продаж новой модификации продовольственного товара; 2) определить эффективность применения усилий по формированию рынка при реализации новой разновидности продовольственного товара. 4.3. Сущность анализа рынка продовольственных товаров Сущность анализа рынка продовольственных товаров заключается в разработке и принятии управленческих хозяйственных решений. Все виды предпринимательства предполагают межличностные отношения и решения следующих вопросов: ¦ что такое и какова правильная цена покупки и продажи? ¦ следует ли продавать товар сейчас или сохранить для продажи позднее? ¦ сколько средств затратить на рекламу или разработку и создание нового продукта? Правильные ответы на эти вопросы влияют на экономические показатели рыночной деятельности. Качество управленческих решений сильно влияет на степень и эффективность аналитической системы. Анализ рынка во многом зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделить несколько типов границ рынка: 1) продуктовые; 2) временные; 3) локальные. Продуктовые границы отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении. Временные границы зависят от особенностей товара. Так для продовольственных товаров длительного хранения временные границы рынка гораздо шире, чем для скоропортящихся товаров. Локальные границы зависят от фактической остроты конкуренции продавцов и от высоты барьеров проникновения на рынок новых продавцов. Анализ рынка продовольственных товаров включает в себя несколько альтернативных подходов: 1) функциональный; 2) институциональный; 3) подход, как к системе поведения. Функциональный подход состоит в разбивке процесса по функциям. Функцию можно определить, как главный специализируемый вид деятельности. Воспользуемся следующей распространенной классификацией функций: ¦ функция обмена (купля-продажа); ¦ физические функции: хранение, транспортировка, переработка; ¦ облегчающие функции: стандартизация, финансирование, допущение риска; ¦ разведка рынка. Институциональный подход заключается в анализе и изучении различных агентов, учреждений, предприятий, структур участвующих в рыночном процессе. При этом подходе человеческий элемент получает приоритетное значение. Большую проблему представляет понимание и предсказание изменений на рынке. Подобно каналам реализации, каждую конкретную рыночную фирму, либо организацию, можно рассматривать как систему поведения. Каждая организация состоит из людей, принимающих решения, преодолевающих конкретные трудности и проблемы различного типа, составляющих в совокупности различные системы поведения: ¦ система «ресурсы – результат»; ¦ система взаимодействия силы позиций партнеров; ¦ система связи (коммуникаций); ¦ система методов адаптации к изменениям в рыночной системе. Вопросы для контроля1. Какие требования предъявляются к рыночной информации? 2. Охарактеризуйте основные черты рыночной информации в России. 3. Назовите задачи аналитических служб информационного обслуживания структур управления продовольственными рынками. 4. Назовите и охарактеризуйте основные направления исследований рынка. 5. Что такое эксперимент? Назовите его типы. 6. Перечислите основные подходы к анализу рынка продовольственных товаров. Практическая работа по теме «Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров»Задание 1. Фирма А планирует в будущем году осуществить закупку товара в количестве 100 тыс. ед. Для того чтобы в полном объеме и с минимальными для предприятия затратами удовлетворить спрос покупателей, отдел закупки установил оптимальную партию закупки товаров, равную 200 ед. По расчетам, максимальная цена закупки 1 ед. товара может быть не более 210 руб. Фирма А испытывает недостаток оборотных средств, поэтому она не может оплачивать товары до их поставки. Доставка товара от поставщика допустима в бумажных мешках или полиэтиленовых пакетах. Руководство фирмы, осуществив сбор и анализ информации о данном рынке, отобрало нескольких потенциальных поставщиков для своей фирмы из множества возможных. Используя исходные данные и методику выполнения, осуществите выбор оптимального поставщика. Методика выполнения: Выбор нового поставщика должен быть начат с анализа потребности фирмы и возможности удовлетворения ее на рынке. После изучения рынка разрабатывается спецификация, в которую включается наименование товара, его характеристика, соответствие национальным стандартам, а также требования, которым должен отвечать товар в момент поставки. Изучение рынка товаров дает возможность составить перечень потенциальных поставщиков. Отдел по закупкам установил, что необходимый товар могут продавать четыре предприятия-изготовителя и три оптово-посреднические фирмы. Если поставщиков немного, то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные цены и надежность поставщика. Выбирается поставщик, наиболее полно соответствующий этим критериям. Когда поставщиков значительно больше, выбор осуществляется в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Для этого из первоначального списка потенциальных поставщиков исключаются те, которые не удовлетворяют предприятие покупателя. Критериями исключения поставщиков могут быть: ¦ удаленность поставщика (при значительной удаленности возникают значительные транспортные расходы); ¦ качество и цена, не соответствующие требованиям предприятия покупателя; ¦ не удовлетворяющая покупателя форма оплаты за поставленные товары; ¦ не подходящая для покупателя партия поставки; ¦ не соответствующая требованиям упаковка. Перечисленные критерии исключения из списка потенциальных поставщиков не являются исчерпывающими, поскольку такие критерии зависят от конкретных условий. Из первоначального списка потенциальных поставщиков в итоге отбирается 2–3 поставщика. Окончательный выбор поставщика осуществляется с помощью системы бальной оценки по тем же или дополнительно заданным критериям. Соответствие поставщика требованиям покупателя оценивается по одной системе баллов: 4 – поставщик полностью удовлетворяет требованиям покупателя; 3 – поставщик в основном соответствует требованиям покупателя; 2 – частичное удовлетворение требований покупателя; 1 – полная неприемлемость поставщика для покупателя. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|