Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 4.1. Информация как фактор управления рынком продовольственных товаров
  • 4.2. Методология исследования рынка продовольственных товаров
  • 4.3. Сущность анализа рынка продовольственных товаров
  • Глава 4. Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров

    4.1. Информация как фактор управления рынком продовольственных товаров

    Эффективное управление является одним из факторов функционирования агропромышленного предприятия в новых условиях хозяйствования и всего рынка продовольственных товаров. В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления. Достижение этой цели недопустимо сводить лишь к организационной перестройке управленческих структур на предприятиях. Необходимо последовательное осуществление мер по организации новых методов информационного обеспечения управленческих структур.

    Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации. Информация является одним из важнейших экономических ресурсов. Каждому участнику рынка доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами:

    ¦ получение информации связано с затратами ресурсов;

    ¦ не всегда информация надежна;

    ¦ участники рынка не в состоянии заполнить и переработать весь объем доступной им информации;

    ¦ не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно оценить поступившую информацию.

    Выделяют два вида исходной информации:

    1) информация, характеризующая все стороны деятельности рыночных субъектов;

    2) информация о состоянии рынка и внешней среды.

    К рыночной информации предъявляются следующие требования:

    ¦ достоверность – должна быть аргументированной и полной при ее получении и выдаче;

    ¦ надежность – должна постоянно накапливаться в достаточном объеме и обновляться;

    ¦ оперативность – должна быть конкретной и качественной, чтобы обеспечивать своевременное принятие коммерческих решений;

    ¦ систематичность – ее сбор должен проводиться непрерывно и системно;

    ¦ комплексность – должна отражать в комплексе данные об исследуемом рынке и внешней среде.

    Знание конъюнктуры рынка, наличие прогнозов, также как ценовая и другая информация, имеет большое значение для принятия управленческих решений по распределению ресурсов.

    На сегодняшний день для России характерно:

    ¦ отсутствие целостной системы информационного обеспечения;

    ¦ замкнутость и нестыковка ведомственных информационных потоков;

    ¦ несовершенство системы обмена информацией между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами;

    ¦ недоступность в необходимом объеме нормативно-регулирующей и конъюнктурно-ценовой информации в связи с отсутствием единого информационного пространства;

    ¦ противоречивость и критически малая надежность информационных продуктов, источников, систем поступающих в широкое обращение.

    Высокий динамизм развивающегося потребительского рынка требует применения современных технических средств, создания и функционирования информационной системы. В настоящее время практически на всех предприятиях используются персональные компьютеры, поэтому для информационного обеспечения субъектов рынка продовольственных товаров необходимо создание автоматизированной технологии получения и обработки информации.

    Для информационного обслуживания структур управления продовольственными рынками необходимо создание аналитических служб и их кадровое обеспечение специалистами, владеющими методами системного анализа.

    Задачи служб:

    1) сбор, учет и анализ технико-экономической информации по развитию отраслей АПК в разрезе регионов, природно-климатических зон, административных регионов, предприятий и организаций, независимо от их форм собственности;

    2) анализ конъюнктуры рынка;

    3) контроль качества и учет продовольственной продукции;

    4) анализ внешнего рынка, включая рынки стран СНГ и дальнего зарубежья;

    5) разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития агропромышленного производства и рынков в целом.

    4.2. Методология исследования рынка продовольственных товаров

    Информационная деятельность предприятия должна осуществляться таким образом, чтобы реальная потребность в информации органов управления систематически удовлетворялась из собственных и внешних источников. Необходимо также надлежащим образом организовать систему исходящей информации, чтобы информирование внешних органов и внешней среды в интересах самого предприятия производилось в основном своими внутрихозяйственными подразделениями.

    В зависимости от характера исследования принято выделять три соответствующих направления (типа) исследований рынка продовольственных товаров:

    1) разведочное;

    2) описательное;

    3) казуальное.

    Разведочное исследование – это исследование рынка, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для уточнения терминологии, формулировки рабочей гипотезы и установления приоритетов задач исследования. Рабочая гипотеза представляет собой обоснованное предположение путей решения поставленных задач на основе закономерностей и тенденций развития рынка.

    Среди методов проведения разведочных исследований можно выделить следующие наиболее эффективные:

    ¦ анализ вторичных данных – работа со специальной и научной литературой, статистическими данными;

    ¦ изучение прежнего опыта – беседы и консультации со специалистами;

    ¦ анализ конкретной ситуации – выявление первоочередных задач конкретного предприятия при его работе на конкретном рынке;

    ¦ опрос фокус-групп – сбор ответов респондентов на определенно поставленные вопросы;

    ¦ проекционный метод – перенос ситуаций и тенденций, существующих на аналогичных предприятиях, рынках на свое предприятие и исследуемый рынок.

    Описательное исследование – это рыночное исследование, направленное на описание рыночных проблем и ситуаций на рынках. Например, описание потребителей продукции предприятия. При проведении данного вида исследования обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как и т. п.

    Данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему». На подобные вопросы дает ответы казуальное исследование.

    Казуальное исследование – это рыночное исследование, проводимое для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если снижается цена, то повышается спрос». Исследователь всегда стремиться определить причины изменения отношения потребителей и рыночной доли.

    Эксперимент – это манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля над влиянием других, не изучаемых параметров.

    В теории исследования рынка принято выделять эксперименты четырех типов:

    1) активный – многофакторный эксперимент, в котором уровни факторов для каждого опыта заданы исследованием;

    2) классический – однофакторный эксперимент, в процессе которого в определенных пределах последовательно варьируется лишь один фактор, а остальные постоянные;

    3) произвольный – случайный эксперимент, в котором уровни факторам для каждого опыта задают произвольно;

    4) пассивный – эксперимент, при котором уровни факторов в каждом опыте исследователь регистрирует, но не задает.

    Для практических целей эксперименты разделяют на два типа:

    ¦ лабораторные;

    ¦ полевые.

    К первым относятся эксперименты, при проведении которых соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключить влияние побочных факторов.

    Ко вторым относятся эксперименты, проводимые в реальных условиях.

    Проведение полевого эксперимента обычно преследует две цели:

    1) определить потенциальный объем продаж новой модификации продовольственного товара;

    2) определить эффективность применения усилий по формированию рынка при реализации новой разновидности продовольственного товара.

    4.3. Сущность анализа рынка продовольственных товаров

    Сущность анализа рынка продовольственных товаров заключается в разработке и принятии управленческих хозяйственных решений. Все виды предпринимательства предполагают межличностные отношения и решения следующих вопросов:

    ¦ что такое и какова правильная цена покупки и продажи?

    ¦ следует ли продавать товар сейчас или сохранить для продажи позднее?

    ¦ сколько средств затратить на рекламу или разработку и создание нового продукта?

    Правильные ответы на эти вопросы влияют на экономические показатели рыночной деятельности. Качество управленческих решений сильно влияет на степень и эффективность аналитической системы.

    Анализ рынка во многом зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделить несколько типов границ рынка:

    1) продуктовые;

    2) временные;

    3) локальные.

    Продуктовые границы отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении. Временные границы зависят от особенностей товара. Так для продовольственных товаров длительного хранения временные границы рынка гораздо шире, чем для скоропортящихся товаров. Локальные границы зависят от фактической остроты конкуренции продавцов и от высоты барьеров проникновения на рынок новых продавцов.

    Анализ рынка продовольственных товаров включает в себя несколько альтернативных подходов:

    1) функциональный;

    2) институциональный;

    3) подход, как к системе поведения.

    Функциональный подход состоит в разбивке процесса по функциям. Функцию можно определить, как главный специализируемый вид деятельности. Воспользуемся следующей распространенной классификацией функций:

    ¦ функция обмена (купля-продажа);

    ¦ физические функции: хранение, транспортировка, переработка;

    ¦ облегчающие функции: стандартизация, финансирование, допущение риска;

    ¦ разведка рынка.

    Институциональный подход заключается в анализе и изучении различных агентов, учреждений, предприятий, структур участвующих в рыночном процессе. При этом подходе человеческий элемент получает приоритетное значение.

    Большую проблему представляет понимание и предсказание изменений на рынке. Подобно каналам реализации, каждую конкретную рыночную фирму, либо организацию, можно рассматривать как систему поведения. Каждая организация состоит из людей, принимающих решения, преодолевающих конкретные трудности и проблемы различного типа, составляющих в совокупности различные системы поведения:

    ¦ система «ресурсы – результат»;

    ¦ система взаимодействия силы позиций партнеров;

    ¦ система связи (коммуникаций);

    ¦ система методов адаптации к изменениям в рыночной системе.

    Вопросы для контроля

    1. Какие требования предъявляются к рыночной информации?

    2. Охарактеризуйте основные черты рыночной информации в России.

    3. Назовите задачи аналитических служб информационного обслуживания структур управления продовольственными рынками.

    4. Назовите и охарактеризуйте основные направления исследований рынка.

    5. Что такое эксперимент? Назовите его типы.

    6. Перечислите основные подходы к анализу рынка продовольственных товаров.

    Практическая работа по теме «Информационное обеспечение рынка продовольственных товаров»

    Задание 1. Фирма А планирует в будущем году осуществить закупку товара в количестве 100 тыс. ед. Для того чтобы в полном объеме и с минимальными для предприятия затратами удовлетворить спрос покупателей, отдел закупки установил оптимальную партию закупки товаров, равную 200 ед. По расчетам, максимальная цена закупки 1 ед. товара может быть не более 210 руб. Фирма А испытывает недостаток оборотных средств, поэтому она не может оплачивать товары до их поставки. Доставка товара от поставщика допустима в бумажных мешках или полиэтиленовых пакетах. Руководство фирмы, осуществив сбор и анализ информации о данном рынке, отобрало нескольких потенциальных поставщиков для своей фирмы из множества возможных.

    Используя исходные данные и методику выполнения, осуществите выбор оптимального поставщика.

    Методика выполнения:

    Выбор нового поставщика должен быть начат с анализа потребности фирмы и возможности удовлетворения ее на рынке.

    После изучения рынка разрабатывается спецификация, в которую включается наименование товара, его характеристика, соответствие национальным стандартам, а также требования, которым должен отвечать товар в момент поставки.

    Изучение рынка товаров дает возможность составить перечень потенциальных поставщиков. Отдел по закупкам установил, что необходимый товар могут продавать четыре предприятия-изготовителя и три оптово-посреднические фирмы.

    Если поставщиков немного, то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные цены и надежность поставщика. Выбирается поставщик, наиболее полно соответствующий этим критериям.

    Когда поставщиков значительно больше, выбор осуществляется в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Для этого из первоначального списка потенциальных поставщиков исключаются те, которые не удовлетворяют предприятие покупателя. Критериями исключения поставщиков могут быть:

    ¦ удаленность поставщика (при значительной удаленности возникают значительные транспортные расходы);

    ¦ качество и цена, не соответствующие требованиям предприятия покупателя;

    ¦ не удовлетворяющая покупателя форма оплаты за поставленные товары;

    ¦ не подходящая для покупателя партия поставки;

    ¦ не соответствующая требованиям упаковка.

    Перечисленные критерии исключения из списка потенциальных поставщиков не являются исчерпывающими, поскольку такие критерии зависят от конкретных условий.

    Из первоначального списка потенциальных поставщиков в итоге отбирается 2–3 поставщика. Окончательный выбор поставщика осуществляется с помощью системы бальной оценки по тем же или дополнительно заданным критериям.

    Соответствие поставщика требованиям покупателя оценивается по одной системе баллов: 4 – поставщик полностью удовлетворяет требованиям покупателя; 3 – поставщик в основном соответствует требованиям покупателя; 2 – частичное удовлетворение требований покупателя; 1 – полная неприемлемость поставщика для покупателя.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.