Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 7.1. Понятие сбыта. Функции сбыта
  • 7.2. Понятие и сущность посредничества на рынке продовольственных товаров
  • 7.3. Система посредников на рынке продовольственных товаров
  • 7.4. Система предприятий торговли на рынке продовольственных товаров
  • 7.5. Значение системы сбыта для эффективного функционирования рынка
  • Глава 7. Система сбыта продовольственных товаров

    7.1. Понятие сбыта. Функции сбыта

    Сбыт представляет собой систему отношений по формированию и направлению потока товаров, способствующих продвижению продуктов от производителя к потребителю. Сбыт начинается тогда, когда товар готов к продаже или поставке, а заканчивается, когда конечный потребитель получает товар. В силу того, что товаропроизводители и потребители находятся на расстоянии, в пространстве и во времени, товары проходят несколько промежуточных звеньев.

    Систему сбыта продовольственных товаров можно рассматривать на разных уровнях: товаропроизводителя (микроуровень), региона или отрасли народного хозяйства.

    Сектор сбыта – совокупность предприятий, организаций, осуществляющих реализацию функций сбыта.

    В рамках народнохозяйственного разделения труда сбытовой сектор принимает на себя следующие функции: обмена, физические, обеспечивающие. К функциям обмена относятся закупки и продажи; к физическим – транспортировка, подработка и переработка продукции; к обеспечивающим – стандартизация, финансирование, допущение риска, прогноз сбыта.

    Сектор сбыта продовольственных товаров решает задачи: перемещения продовольственных товаров от производителя к потребителю вследствие их пространственного разделения; устранения разрыва во времени, то есть между моментом покупки аграрного продукта и моментом продажи готовых к потреблению продовольственных товаров. Разница во времени особенно характерна для сезонных аграрных продуктов и продуктов, которые могут храниться больше года.

    Сектор сбыта, как правило, обеспечивает покупку многих продовольственных товаров в один момент времени, а продажу их – в более поздние сроки. Так как ко времени покупки цены продажи неизвестны, то приобретение товара сопряжено с определенным риском. Одновременно происходит связывание капитала. Следовательно, сектор сбыта выполняет задачи страхования рисков и ограничения мобильности капитала.

    Перед сектором сбыта стоит также задача содействия уменьшению затрат на поиски партнера по сбыту, то есть трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимают издержки, которые возникают не в результате производства товаров, а в результате их перемещения в сфере обращения. У производителя определенного продовольственного товара могут возникать высокие трансакционные затраты, если он сам должен искать конечного потребителя. Включение в цепь товародвижения сектора сбыта (например, создание организаций по сбыту) облегчает товаропроизводителю процесс продажи его продукции.

    На снижение трансакционных затрат влияют следующие факторы:

    1) наличие информационных рынков. Возможность быстро и дешево получить информацию при прочих равных условиях определяется наличием систем коммуникаций в народном и международном хозяйстве;

    2) возможность свободного перемещения в экономическом пространстве. При торговле между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок и возможности ехать тогда, когда это необходимо;

    3) совершенное законодательство. Если правовая система недостаточно разработана, возрастает риск, возникающий в процессе обмена. В результате этого трансакция между хозяйствующими субъектами не всегда приводит к удовлетворительным результатам;

    4) выбор путей сбыта. Если переработчики аграрной продукции не имеют возможности получать необходимое количество однородного сырья желаемого качества и в желаемое время, то обмен продукцией через рынок может происходить с высокими трансакционными затратами. В этих случаях перерабатывающие предприятия стремятся заключать с производителями аграрной продукции договоры на ее поставку.

    7.2. Понятие и сущность посредничества на рынке продовольственных товаров

    Рынок продовольственных товаров располагает более обширной системой товародвижения, чем любая другая отрасль экономики. Система товародвижения продовольственных товаров – это система, которая сводит воедино множество различных по видам и качеству пищевых продуктов и предоставляет их в распоряжение сотен миллионов отечественных и зарубежных потребителей. Это сложная дорогостоящая система, являющаяся существенным компонентом национальной экономики.

    Посредничество – это дополнительный род деятельности субъектов продовольственного рынка, на котором налаживаются устойчивые связи между потенциальными продавцами и покупателями. Сырье для продуктов питания производится множеством предприятий разнообразных форм хозяйствования. В этих разнообразных хозяйствах берет свое начало процесс товародвижения. Некоторые предприятия производят большое число продуктов разного вида, но в малых количествах, а предприятия с узкой специализацией дают большую массу какого-то одного вида продуктов. Продовольственные товары сильно отличаются по качеству. Некоторые продовольственные товары необходимо заготавливать, сортировать и срочно отправлять на рынок сбыта, либо хранить. Такие особенности продовольственных товаров обуславливают основные виды посреднической деятельности. Например, хранение, транспортировку, переработку и т. п. К сожалению, многие считают тех, кто занимается различными вопросами посреднической деятельности, паразитирующими на тех, кто действительно производит товар. Экономисты квалифицируют производство, как создание полезности, т. е. процесс изготовления товаров и создания услуг. Полезности, созданные в процессе производства, подразделяются на полезности формы, места, времени и владения.

    Товар становится ценнее благодаря деятельности различных посреднических звеньев по доставке его туда, где он наиболее желателен. Некоторым товарам полезность добавляет время. Например, операторы элеваторов, баз и складов, продавая продукцию через некоторое время, прибавляют продукции полезность времени. Оптовые продавцы облегчают доставку продукции конечным потребителям. Эти субъекты, передавая продукт тем, кто может лучше им воспользоваться, добавляют ему полезность владения. Работники посреднической сферы тоже участвуют в производстве, поскольку помогают увеличить полезность продукта. Спор о том, кто важнее, товаропроизводитель или посредник, лишен смысла, так как обе эти группы создают нечто полезное, за что общество согласно платить определенную цену. Обе группы продуктивны в полном смысле этого слова.

    7.3. Система посредников на рынке продовольственных товаров

    Решающим фактором партнерства производства сырья с промышленностью, успеха агропромышленной интеграции должно стать формирование института посредников, обеспечивающего мобильное оперативное обслуживание сельских производителей в получении материалов и услуг, сбыте продукции на коммерчески выгодных условиях.

    Посредники – это отдельно взятые лица или предпринимательские концерны, которые специализируются на выполнении различных посреднических функций при продвижении товара от производителя к потребителю.

    Функции посредников выполняют:

    1. Торговые посредники:

    ¦ розничные продавцы;

    ¦ оптовые продавцы;

    2. Агентские посредники:

    ¦ торговые агенты;

    ¦ комиссионеры;

    3. Биржевые посредники:

    ¦ брокеры.

    Торговые посредники в большинстве случаев приобретают права собственности и поэтому владеют продуктами, с которыми работают. Они покупают и продают для своей выгоды. Розничный продавец покупает продукты для перепродажи непосредственно конечному потребителю товаров для личного использования. Оптовый продавец продает товар розничным продавцам, другим оптовикам и промышленникам, но не сбывает их конечным потребителям. Применительно к оптовикам используются синонимы скупщики, заготовители и т. п.

    Агентские посредники часто действуют в качестве представителей своих клиентов. Они не приобретают права собственности на товар и не владеют им, как розничные, так и оптовые продавцы обеспечивают свои доходы за счет разницы в ценах купли – продажи. Агентские посредники получают свои доходы в форме гонораров, вознаграждений и комиссионных. Агентские посредники продают услуги своим доверителям, а не товар в натуральном виде потребителям. Во многих случаях главным товаром агентского посредника являются его знание рынка, которое он использует, сводя покупателя с продавцом. Различие между торговым агентом и комиссионером заключается преимущественно в степени полномочий. Торговые агенты осуществляют посреднические услуги в интересах другого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммерческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров. За свои услуги они получают вознаграждение в виде процента от заключенных сделок. Комиссионер выполняет поручения владельца товара – комитента, которые заключаются в закупке, продаже и обмене товара. На основе комиссионного соглашения устанавливаются обязанности и ответственность сторон, а также размер вознаграждения за услуги комиссионера. Комиссионер наделен широкими правами со стороны тех, кто поручил ему товар. Он принимает на себя функции продавца, договаривается об условиях продажи. Примером этой категории агентских посредников являются фирмы комиссионной продажи скота.

    Биржевые (спекулятивные) посредники скупают и перепродают продукты с основной целью получить прибыль за счет изменения цен. Брокер – посредник, в обязанности которого входят поиск и формирование сети контрагентов: продавца и покупателя товара. Брокер действует и представляет интересы, как продавца, так и покупателя. За услуги предусматривается брокерское вознаграждение. Брокеры участвуют в биржевых торгах, заключая сделки на продажу и покупку оптовых партий товаров от своего имени, но по поручению и за счет клиентов. Примером этой категории посредников на рынке продовольственных товаров являются зерновые брокеры.

    Все посредники вынуждены действовать в условиях неопределенности, и специализируются на том, что берут на себя риск. Нередко они пытаются заработать прибыль на кратковременных колебаниях цен. В настоящее время более половины объема товарного обмена на рынке осуществляется через торговых посредников.

    Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует. К ним относятся и индивидуальные посредники, занимающиеся мелкооптовой торговлей продовольствием, и неорганизованные посредники. Последние на своем транспорте объезжают подворья, закупают продукцию и поставляют сравнительно крупные партии на переработку или рынок. Помимо мелких посредников, уже сформировались компании, которые приобрели известность на рынке зерна, сахара, масла растительного, комбикормов. Многие из компаний совмещают посредническую деятельность с производственной. Они, как правило, имеют мощности по хранению и переработке продукции.

    В ряде случаев частные посреднические структуры монополизировали поставку отдельных видов продовольствия (цитрусовые, чай, кофе, рыба).

    На рынке продовольственных товаров постепенно происходит модификация торговли, создаются новые ее формы: цепочки магазинов, объединения, торговые комплексы и дома, происходит слияние торговли с переработкой.

    На отдельных продуктовых рынках продвижение продукции к потребителю имеет свою специфику, обусловленную действием совокупности технологических и экономических факторов. Так, основными поставщиками зерна являются крупные сельскохозяйственные предприятия, доля фермеров незначительна. Поэтому главную роль на первичном зерновом рынке играют заготовительные организации (хлебоприемные пункты, элеваторы) и частные посредники.

    В рынке зерна возникает альтернативная крупным перерабатывающим предприятиям мини-переработка зерна, муки и крупы (мельницы, мини-пекарни, цеха по выработке макаронных изделий) непосредственно в хозяйствах.

    Специфика рынка молока такова:

    ¦ на первичном рынке гораздо больше рыночных агентов (сельскохозяйственные предприятия, крестьяне, фермеры и другие частные предприниматели);

    ¦ короткий срок хранения первичной продукции (молока), универсальный характер ее использования (в свежем виде, после первичной переработки, выработки разнообразных молокопродуктов и вторичной продукции);

    ¦ повсеместный характер производства, переработки и реализации молочной продукции и приоритеты местных рынков.

    В отличие от рынка зерна, на рынке молока практически исчезло посредническое заготовительное звено (молокосборные пункты). Функции сбора и транспортировки молока от населения выполняют сельскохозяйственные предприятия, расширяются его прямые поставки на переработку фермерскими хозяйствами. Кроме того, в молочном подкомплексе растет удельный вес реализации свежего молока конечному потребителю.

    Получает распространение и мини-переработка, но ее значение невелико. Часть молочной продукции поставляется на переработку на давальческих началах и реализуется самими сельскохозяйственными производителями. Оптовое звено рынка готовой продукции резко сократилось, она напрямую поступает на потребительский рынок. Исключение составляют сухое молоко и молочные консервы.

    Зарубежный опыт показывает, что именно на рынке продовольственных товаров присутствие оптового специализированного посреднического звена является экономически обоснованным, так как позволяет достичь экономии за счет концентрации оптовых поставщиков в одном месте и стабилизации цен.

    В настоящее время на рынке продовольственного сырья формированы два уровня посредников:

    ¦ мелкие частные посредники, которые закупают продукцию непосредственно у производителей;

    ¦ крупные посредники, которые нередко блокируют доступ к сырью покупателям из других регионов, вынужденным пользоваться только их услугами.

    На рынке продовольственных товаров все больше повышается значение оптовых посредников, которым приходится искать новых поставщиков и покупателей, а также покупать продукцию по импорту, где их удельный вес достаточно велик.

    Из-за отсутствия государственной поддержки развития продовольственного комплекса на отечественный рынок активно внедряются крупнейшие зарубежные торговые компании, которые создают собственную сбытовую сеть в крупнейших городах и промышленных центрах.

    Одними из первых начали создавать свои торгово-сбытовые сети компании «Рамстор», «Седьмой Континент», «Перекресток» и другие, а позже немецкая компания «Метро», французская компания «Ашан», немецкая компания «Метро», польские и другие торговые компании, нацеленные в основном на продвижение импортного продовольствия на российский рынок.

    7.4. Система предприятий торговли на рынке продовольственных товаров

    Торговля продовольственными товарами в России с каждым годом наращивает свои объемы, расширяется и углубляется ассортимент продаваемой продукции, увеличивается количество торговых предприятий и численность работников в данной отрасли.

    Вклад отрасли торговли продовольственными товарами в ВВП составляет около 22–23 %, в ней занято более 11 млн. человек. Основными направлениями развития предприятий торговли продовольственными товарами являются:

    ¦ изучение и прогнозирование покупательского спроса населения;

    ¦ изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;

    ¦ выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

    ¦ организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров;

    ¦ организация учета и контроля выполнения договорных обязательств;

    ¦ организация различных форм коммерческих расчетов;

    ¦ организация оптовых закупок на оптовых ярмарках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников;

    ¦ формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление запасами товаров;

    ¦ организация доставки товаров в магазины с минимизацией стоимости транспортных услуг;

    ¦ организация и технология оптовой и розничной продажи продовольственных товаров.

    Торговля продовольственными товарами вообще, и розничная – в частности, в России обладает большим потенциалом развития. В целом по России розничный рынок в последние несколько лет демонстрирует высокие темпы роста. Розничная торговля (ритейл) стала наиболее активно развивающимся сектором российской экономики. Объем продуктового розничного рынка России составляет по оценкам специалистов $150 млрд. в год. Он считается одним из самых емких в Европе: по оценкам ФК «Уралсиб», объем данного рынка ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 10–13 %. На магазины современных форматов приходится около 21 % рынка, из которых на «бюджетные» дискаунтеры – 11,2 % («Пятерочка» и т. д.).

    Удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объеме оборота розничной торговли продовольственными товарами составляет 84,8 %, а доля стихийных рынков, соответственно, 15,2 %.

    Торговля относится к так называемым раздробленным отраслям, в которых предприятия должны располагаться в непосредственной близости от мест расположения потребителей. Она состоит из мелких и средних предприятий, в основном частных, и ни одно из них не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли. Отличительной чертой раздробленных отраслей является отсутствие операторов, обладающих лидерством и признанных всеми покупателями.

    В розничной торговле продовольственными товарами наличие большого количества операторов можно объяснить перечисленными ниже факторами.

    1. Низкие входные барьеры позволяют мелким фирмам легко войти в бизнес, поскольку для открытия дела не требуется значительных средств, большого торгового помещения и дорогостоящего оборудования.

    2. Спрос на рынке разнообразен как по товарному ассортименту, так и по ценовому диапазону, что позволяет существовать большому количеству фирм, специализирующихся на разных сегментах рынка.

    3. Обслуживаемые группы населения ограничены географически (пешеходная доступность, район города, село), поэтому местные предприятия, особенно мелкие торговцы, легче проникают на небольшие участки сбыта и более чутко реагируют на малейшее изменение спроса, лучше знают вкусы и потребности своих покупателей, что создает соответствующие конкурентные преимущества.

    4. Отсутствие существенной экономии на масштабах деятельности одиночного предприятия в связи с ограничением экономически разумного радиуса привлечения покупателей позволяет мелким предприятиям конкурировать с крупными неассоциированными предприятиями.

    Исследования показывают, что развитие розничного рынка продовольственными товарами находится в прямой связи с уровнем доходов населения, но постепенно эта зависимость ослабевает.

    Деятельность розничного коммерческого предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства в сферу обращения.

    Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание, а также предоставление дополнительных услуг розничным покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки, следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

    Социальная эффективность торговли характеризуется высокой способностью решать задачи по организации потребления товаров, снижению совокупных затрат на потребление за счет изучения конъюнктуры рынка, ее способности оказывать влияние на товарное предложение через свои хозяйственные связи с производителями потребительских товаров, ее влияние на формирование спроса населения.

    Организация образцовой торговли с применением достижений науки и техники, внедрением новых технологий продажи товаров способствует повышению культуры обслуживания, сокращению затрат времени на обслуживание покупателей, а значит, способствует снижению издержек потребления.

    Функционирование эффективной розничной торговли дает возможность предприятиям-производителям увеличивать объемы выпускаемых ими продовольственных товаров, что в совокупности оказывает влияние на рост производства продукции в целом по России, так как помимо того, что розничная торговля влияет на расширение производства, она воздействует и на другие отрасли, работающие на потребительский рынок, в том числе на аграрно-промышленный комплекс.

    За период экономических реформ наиболее интенсивно развивалась оптовая торговля продовольственными товарами. Только за последние годы число оптовых организаций в этом секторе увеличилось на 64 %, в том числе крупных и средних – в 2,5 раза (с 6,2 до 15,8 %). Однако, несмотря на это, основное место в этой среде занимают малые предприятия (с численностью до 50 чел.). Их удельный вес практически во всех федеральных округах составляет 70–80 %, на их долю приходится более 40 % общего оборота оптовой торговли.

    Основные объекты инфраструктуры в сфере оптовой торговли находятся в частной собственности. Из 481,7 тыс. зарегистрированных оптовых организаций, осуществляющих продажу продовольственных товаров, только около 0,5 % являются государственными и муниципальными. Среди организаций, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже и внешнеторговой деятельности, их доля составляет соответственно 0,2 и 1,3 %.

    В целом по стране в розничную сеть из оптового звена поступает только 50 % общего объема продовольственных товаров. Это говорит о том, что оптовая торговля не заняла надлежащего места в рыночной распределительной системе.

    Основными организационными структурами, занимающимися оптово-розничной деятельностью продовольствием и обеспечивающими эту деятельность, являются оптовые торгово-посреднические структуры, ОПР, биржи, ярмарки, аукционы, торговые дома.

    Особого внимания требует появление в системе товародвижения зарубежных оптовых и оптово-розничных торговых сетей и компаний, активно внедряющихся на российский продовольственный рынок. Имея свои объекты хранения, они, в основном, ориентированы либо на продвижение импортной продукции, либо на вывоз продукции из страны.

    Активный рост торговых сетей, специализирующихся на продовольственных товарах в России начался в 2001–2003 гг. В этот период в стране сложилась благоприятная ситуация для развития сетевой торговли. Доходы населения и оборот торговли увеличились, но, помимо этого, стал привычным и сам формат сетевого супермаркета.

    Наиболее перспективными формами торговых сетей в настоящее время являются магазины с современными методами обслуживания. Их можно подразделить на гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, Cash Carry, Convenient store, продуктовые бутики (таблица 7.1).

    Торговая сеть создается дистрибутивной компанией, которая занимается оптовой реализацией продуктов питания. Компания открывает свои собственные торговые точки, которые складываются в разветвленную региональную торговую структуру. Особенностью подобного образования является то, что, реализуя через свои магазины продукцию, дистрибьюторские компании могут устанавливать там низкую торговую наценку и за счет этого обеспечивать большой товарооборот. В результате основным форматом этих торговых сетей стали дискаунтеры.

    Для корпоративных сетей характерен единый контроль и управление всеми магазинами, входящими в корпоративную сеть. Главное конкурентное преимущество этой формы – способность достижения ценовых преимуществ над независимыми торговцами путем увеличения объемов продаж и уменьшения размеров наценок.

    Таблица 7.1Организационные формы торговых сетей
    СупермаркетМагазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент товаров, есть торговля через прилавок. Торговый зал оформлен максимально дружелюбно по отношению к покупателям3000–10000 кв.м7000–20000 ассортиментных позицийв месте концентрации жилых домовс разными доходами
    Экономичный супермаркетУпрощенный вариант классического супермаркета. Меньший торговый зал, меньшее число ассортиментных позиции. Торговая наценка максимально снижена. Торговый зал оформлен максимально просто1000–3000 кв.м2000–7000 ассортиментных позицийВ месте концентрации жилых домовс разными доходами
    ДискаунтерМагазин, продающий товары с минимальной торговой наценкой (в Европе она составляет 0,5–1 %, в России 0,5–3,5 %). Ассортимент состоит из быстрооборачиваемьх товаров. Нет торговли через прилавок.300-1000 кв.м2000–7000 ассортиментных позицийВ местах массовой застройкиС низкими доходами

    Кроме того, конкурентными преимуществами данной торговой сети как метода ведения торгового бизнеса являются экономия в результате объединения собственности, соединение различных видов торговли, а также преимущества в дистрибуции, возможность объединения внутренних ресурсов для обеспечения требуемых рыночных изменений, распределение рисков по подразделениям и соответственно их снижение.

    7.5. Значение системы сбыта для эффективного функционирования рынка

    Состояние системы сбыта в значительной мере определяет интенсивность и успех рыночных процессов. Эффективность рыночных процессов определяется на макро– и микроуровнях по единой методологии и оценивается как отношение социально-экономических результатов к ресурсам или затратам.

    О результатах (эффекте) рыночной деятельности свидетельствуют степень удовлетворенности покупательского спроса, оцениваемая объемом реализации товаров и услуг: денежная выручка (товарооборот); валовая добавленная стоимость; валовой доход: прибыль.

    Показатели эффективности использования ресурсов включают среднегодовую численность занятых обслуживанием рыночных процессов работников, объем основных и оборотных фондов организаций сферы обращения, запасы товаров и т. д.

    Показатели эффективности затрат характеризуются величиной затрат на рабочую силу (фонд оплаты труда), сырье, материалы, тару, упаковку и прочих, а также величиной амортизации основных фондов и потерь в сфере обращения.

    Показатели социально-экономической эффективности могут быть рассчитаны как по отношению к общему объему ресурсов или затрат (обобщающие показатели), так и по отношению к каждому из компонентов.

    В систему показателей эффективности входят показатели рентабельности организации торговли и услуг, а также социально-экономической эффективности затрат живого и овеществленного труда, использования ресурсов экономического потенциала рынка, инвестиций в систему сбыта. Рентабельность отдельных организаций системы сбыта измеряется отношением прибыли к товарообороту, издержкам обращения, сумме основных и оборотных фондов. Каждый показатель рентабельности характеризует свой аспект эффективности системы сбыта и имеет самостоятельное значение в анализе.

    Уровень издержек обращения (отношение их величины к объему реализации – чистому товарообороту) может рассматриваться как самостоятельный показатель эффективности текущих затрат и в то же время как фактор рентабельности и конкурентоспособности организации системы сбыта на рынке товаров. На основе межотраслевого баланса на макроуровне изучают коэффициенты прямых и полных затрат на процесс доведения продукции до потребителя.

    Классификация издержек осуществляется по статьям затрат, сегментам рынка, экономическим факторам. При анализе издержек обращения применяются методы группировки, индексный, корреляционно-регрессионный анализ.

    Главная цель сферы обращения заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах и характеризуется их объемом и структурой реализации. Достижение социального эффекта часто сопровождается снижением экономических результатов, что говорит о необходимости учета социальных факторов при оценке эффективности системы сбыта.

    Являясь главной составляющей процесса обращения продовольственных товаров, система сбыта участвует в производстве валового внутреннего продукта страны. Производственные результаты позволяют отразить вклад каждого звена системы сбыта в достижение конечных результатов развития АПК и обеспечить сопоставимость показателей эффективности рынка продовольственных товаров с показателями других видов и сфер деятельности. В связи с этим сводные показатели эффективности функционирования рынка продовольственных товаров необходимо рассчитывать в нескольких вариантах в зависимости от целей анализа.

    Исследование эффективности функционирования рынка продовольственных товаров можно оценивать на основе различных классификационных признаков и на разных уровнях хозяйствования: эффективность отдельных рыночных процессов, видов деятельности и функционирования системы сбыта в целом; эффективность деятельности отдельных юридических лиц – предприятий, организации, фирм, бирж и др.

    Вопросы для контроля

    1. Что такое сбыт?

    2. Какие функции выполняет сектор сбыта?

    3. Какие факторы влияют на снижение трансакционных затрат?

    4. Раскройте сущность посредничества на рынке продовольственных товаров.

    5. Перечислите виды посредников на рынке продовольственных товаров и охарактеризуйте их.

    6. Назовите особенности сбыта на рынках отдельных видов продовольствия.

    7. В чем значение системы сбыта для эффективного функционирования рынка?

    Практическая работа по теме «Система сбыта продовольственных товаров»

    Задание 1. Коммерческий директор оптовой фирмы, специализирующейся на торговле продовольственными товарами, предполагает заключить договор поставки на 5000 единиц товара (коробок пельменей). При этом он рассматривает предложения двух потенциальных поставщиков. Как известно, основными критериями выбора поставщика являются: ассортимент, качество товара и его цена. Качество предлагаемых товаров у обоих поставщиков коммерческий директор признает равноценным. Отпускная цена у первого поставщика на 3 % ниже, чем у его конкурента и составляет 4250 руб за коробку. Минимальный объем партии у первого поставщика составляет 500, у второго – 300 ед. товара. Объем каждой единицы товара в упаковке составляет 1 м3. Для хранения закупаемого товара предполагается арендовать дополнительные складские площади по цене аренды 5 тыс. руб. за м2.

    Предложение какого поставщика следует принять коммерческому директору оптовой фирмы? Обоснуйте ваше решение.

    Задание 2. Розничная фирма закупает у оптовика алкогольную продукцию. Годовая потребность фирмы в той продукции составляет 8500 ед. (бутылок). Временной интервал между подачей заказа на доставку товара и его получением составляет 5 дней.

    Требуется рассчитать точку возобновления заказа при условии, что в розничном предприятии продукция реализуется неравномерно, и поэтому требуется ее резервный запас, равный 150 ед.

    Методика выполнения:

    Точка возобновления заказа (Тз) определяется по формуле

    Т з = Р З x t ц + З р (7.1)

    где РЗ – средний объем реализации в расчете на единицу продолжительности цикла заказа;

    tц – продолжительность цикла заказа;

    Зр – размер резервного запаса.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.