|
||||
|
Глава 8. Емкость рынка продовольственных товаров 8.1. Сущность емкости рынка Под емкостью рынка, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, понимается объем реализации на нем товара в течение определенного времени, обычно одного года. Емкость продовольственного рынка определяется на основании спроса и предложения, объемов ввоза и вывоза этих товаров, а также их производства по всем категориям товаропроизводителей. К основным факторам, влияющим на спрос, относятся: объем товаров, цена на него, количество потребителей и их доходы, наличие конкурирующей продукции. Потенциальная емкость рынка – это все покупатели товара фирмы и аналогичных товаров всех ее конкурентов, все потребители, испытывающие общие нужды и запросы, которые в состоянии (полностью или частично) удовлетворить товар, как данного предприятия, так и его конкурентов. Наиболее важным здесь является число потребителей, испытывающих желание купить или уже купивших данный товар. Если никто не желает его приобретать, то емкость рынка равна нулю. Если у покупателей есть желание, но нет денег на его приобретение (отсутствует платежеспособный спрос), то это не означает, что потенциальная емкость рынка данного товара также равна нулю: 1) емкость рынка рассчитывается: ¦ применительно к конкретному региону сбыта; ¦ за определенный период времени. 2) размеры региона сбыта не имеют значения. Для оценки потенциальной емкости рынка могут применяться различные показатели, характеризующие число потенциальных потребителей, число потенциальных заказов на данный товар (в натуральном или стоимостном выражении), совокупный спрос на продукцию или услуги. Выбор показателей зависит от специфики деятельности конкретного предприятия. Главное, чтобы с помощью этих показателей можно было: ¦ оценить число потребителей в конкретном месте за конкретное время; ¦ отследить тенденции изменения емкости рынка; ¦ общие тенденции спроса. Важно также помнить, что нужен не один показатель, а система показателей, позволяющая всесторонне оценить емкость рынка и ее динамику, общие тенденции спроса на товар. 8.2. Методы определения емкости рынка продовольственных товаров Объем фактически реализуемых на рынке товаров характеризует фактическую емкость продовольственного рынка. Например, расчет фактической емкости рынка продовольственных товаров может быть выполнен с учетом пересчета продуктов переработки в исходную сельскохозяйственную продукцию. Фактическая емкость рынка продовольственных товаров в этом случае рассчитывается по формуле: V = O + И – Э, (8.1)где V – емкость рынка; О – объем производства сельскохозяйственных продуктов; И – импорт сельскохозяйственных продуктов; Э – экспорт сельскохозяйственных продуктов. Оценка емкости внутреннего рынка проводится по уровню собственного производства, с учетом экспорта и импорта данного товара, а также размеров остатков продукции, переходящих на следующий год. Разница между потенциальной и фактической емкостью рынка определяет его перспективность, в данном случае перспективность рынка продовольственных товаров. Потенциальная или прогнозируемая емкость рынка может быть определена по формуле: V = О + Z + И – П – Э, (8.2)где V – емкость рынка; О – объем производства товара; Z – остаток товарных запасов; И – импорт; П – потребление и потери; Э – экспорт. Используя данную методику расчета, можно определить фактическую емкость важнейших внутренних продуктовых рынков. Исходной информационной базой для расчетов могут служить ежегодные статистические балансы производства и использования продукции. Для расчета потенциальной емкости рынка могут использоваться множество методов, которые могут быть объединены в следующие группы: 1) определение круга потенциальных потребителей и обработка вероятного числа заказов, которые от них можно получить: ¦ анализ статистических данных по региону и выявление потребности в конкретном продовольственном товаре на базе средних норм потребления; ¦ определение потребности в данном товаре наиболее важных оптовых потребителей; ¦ пробный маркетинг, то есть моделирование первоначального сбыта товара в наиболее типичном небольшом регионе в течение непродолжительного периода времени (от одной недели до трех месяцев) и перенос результатов на весь рынок. 2) анализ трендов – изучение динамики и структуры реализации данного товара или аналогов в отрасли, регионе, других регионах, в стране, мире: ¦ определение годового (квартального, месячного) темпа и объема прироста числа заказов (обычно за три-пять лет) и на этой основе – общего количества заказов на следующий период; ¦ построение тренда и экстраполирование тенденций прошлых периодов на будущие периоды времени. 3) выявление и анализ факторов влияния на динамику емкости рынка. При этом определяется степень изменения темпов роста (сокращения) спроса или процент сокращения (расширения) потенциальной емкости рынка. Среди методов расчета потенциальной емкости рынка, доступных любому предприятию или фирме выделяют метод оценки потенциальной емкости регионального и национального рынков на основе определения круга потенциальных потребителей товара. Потенциальная емкость рынка по нормам потребления может быть рассчитана: 1) для регионального рынка ГПР = ЧН х (1 – ДН) х ДД х СН х 360, (8.3) где ГПР – потенциальная емкость рынка региона в целом за год в натуральных единицах измерения; ЧН– численность населения региона; ДН – доля в общей численности населения региона лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть потребителями данного продовольственного товара; ДД – доля в общей численности населения региона лиц, которые имеют достаточный доход для приобретения товара; СГН – среднесуточная норма потребления продовольственного товара в натуральных единицах измерения; 2) для общенационального (межрегионального) рынка где ГПМ – потенциальный национальный (межрегиональный) рынок за год. Основой расчета емкости рынка для региона обычно выступают данные областного (городского) статистического управления о демографическом составе населения, его распределении по полу, возрасту, уровню доходов, числе семей. Другим методом оценки потенциальной емкости рынка, доступным любому предприятию, является расчет емкости рынка на основе определения наиболее важных оптовых потребителей или портфеля заказов. Потенциальная емкость рынка в этом случае в расчете на год составит: ГПР = n х ЧЗ, (8.5) где ГПР – потенциальный рынок на год; n – число выделенных групп потребителей; XP – потенциальное число заказов для группы потребителей из списка в годовом исчислении. ЧЗ = ЧП х СН х К, (8.6) где ЧП – число потенциальных потребителей в данной группе; СН – средняя норма потребления продовольственного товара для потребителей данной группы (в месяц, неделю, год); К – коэффициент приведения средней нормы потребления. После расчета емкости рынка с помощью ранее приведенных методов необходима корректировка объемов продаж при помощи выявления и анализа факторов влияния на динамику емкости рынка. К таким факторам можно отнести: ¦ новые конкурирующие виды продукции; ¦ планы конкурентов в отношении данного продукта или региона сбыта; ¦ крупный инвестиционный проект, планируемый в регионе сбыта данного продукта и расширяющий спрос на него; ¦ климат для развития бизнеса в регионе; ¦ платежеспособный спрос в регионе; ¦ влияние нормативной (законодательной) базы в регионе на развитие всех видов предпринимательской деятельности. Потенциальная емкость рынка с учетом первого фактора влияния определяется по формуле: ПР1 = ПР0 (1 – Кс), (8.7) где ПР0 – потенциальная емкость рынка до учета фактора влияния; Кс – коэффициент снижения емкости рынка, исчисленный в % к базовой емкости рынка с учетом первого фактора влияния, если он понижающий. Потенциальная емкость рынка с учетом второго фактора влияния определяется по формуле: ПР2 = ПР0 (1 + Ку), (8.8) где Ку – коэффициент увеличения емкости рынка исчисленный в процентах к базовой емкости рынка с учетом второго фактора влияния, если он повышающий. Перспектива развития рынков отдельных продовольственных товаров высока, как свидетельствуют расчеты. Однако при определении перспективы необходимо помнить, что возможность реализации планов по спросу зависит от покупательной способности населения, его численности. Именно это и будет в основном определять совокупный платежеспособный спрос покупателей. Потенциальная или прогнозируемая емкость внутреннего рынка определяется на основе прогнозов производства, экспорта и импорта товаров и их потребления с учетом прогнозируемого платежеспособного спроса. При нормативном потреблении продуктов питания, достаточной платежеспособности населения и реализации экспортного потенциала стабильность и сбалансированность важнейших продуктовых рынков будет обеспечена полностью. В настоящее время значительная часть продовольственного фонда страны обеспечивается за счет импорта. Продовольственная проблема усугубляется тем, что производство сокращается, а потребление многих продуктов находится ниже нормативного уровня и продолжает снижаться, причем качество питания ухудшается. Выход из создавшегося положения требует принятия мер по созданию условий для наращивания объемов производства продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего научно обоснованную потребность в них, и поддержания платежеспособного спроса населения, достаточного для рационального питания. В соответствии с этим формирование и развитие продовольственного рынка может осуществляться в двух направлениях: ¦ первое – это развитие отечественного производства для собственного обеспечения населения страны высококачественными продуктами питания; ¦ второе – формирование эффективной системы внутренней и внешней торговли продовольственными товарами отечественного производства. Эти направления отвечают основным стратегическим требованиям концепции продовольственной безопасности страны. Реализация первого направления возможна только при условии приоритетного развития агропромышленного комплекса и его государственной поддержке. Успех второго направления зависит от экономических отношений на продовольственном рынке и эффективности народного хозяйства в целом. Под продовольственной безопасностью государства следует понимать такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мировых рынков, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем требованиям научно обоснованных медицинских норм. Важнейшими условиями достижения продовольственной безопасности являются: ¦ потенциальная физическая доступность продуктов питания для каждого человека; ¦ экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, достигаемая путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты; ¦ потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания. Баланс продовольственных ресурсов, достаточных для обеспечения продовольственной безопасности страны и оптимального экспорта, в энергетических единицах по направлениям их формирования и использования должен находиться в пределах: ¦ собственное производство на продовольственные цели – 80–85 %; ¦ импорт – 15–20 %; ¦ экспорт – 15–20 %. Вопросы для контроля1. Дайте определение фактической емкости рынка. 2. Дайте определение потенциальной емкости рынка. 3. Какие показатели используются для расчета емкости рынка? 4. Назовите основные методы определения емкости рынка. 5. Приведите формулы расчета емкости рынка по нормам потребления. 6. Приведите формулы расчета емкости рынка на основе определения наиболее важных оптовых потребителей. 7. Каким образом корректируется объем продаж после расчета емкости рынка при помощи выявления и анализа факторов влияния на ее динамику? 8. Дайте понятие продовольственной безопасности. Практическая работа по теме «Емкость рынка продовольственных товаров»Задание 1. Определить ёмкость рынка (используя метод наименьших квадратов) и ассортимент молочной продукции конкретного молокоперерабатывающего предприятия на трехлетнюю перспективу. Методика выполнения: Для определения ёмкости рынка воспользуемся статистическим методом обработки динамических рядов – методом наименьших квадратов, для чего воспользуемся уравнением прямой: У x = а0 + а1х, (8.9) где, Уx – перспективный объем продаж; а0 – среднегодовой объём продаж; а1 – среднегодовое отклонение (прирост «+», снижение «-») объёма продаж; x – порядковый номер года, принимающий значение 1, 2,…, n. Параметры а0 и а1 находятся путём решения системы уравнений: (8.10) где n – число членов ряда, y – текущее значение показателя. Исходные данные: Данные для решения задачи приведены в таблице 8.1. Для удобного проведения расчетов промежуточные показатели предлагается оформить в виде вспомогательной таблицы 8.2. Подставляя соответствующие показатели (табл. 8.2) в систему уравнений (8.10) получим искомые величины среднего уровня объема продаж и его прирост в среднем за год. Это поможет нам определить емкость рынка молочной продукции на трехлетнюю перспективу с помощью уравнения (8.9) (в нашем примере 2009 г.) в целом и для каждого вида отдельно. Например, для цельномолочной продукции (ЦМП) объем продаж ожидается 260,22 ц. Полученная в результате проведения исследования рынка информация анализируется, интерпретируется и используется в качестве основы управленческих решений при формировании философии, проектировании политики, стратегии, а возможно и тактики развития предприятия. Таблица 8.1Объём и структура продаж молочной продукции (1997–2006 гг.)Примечание: Курсивом выделены расчётные данные. Для характеристики отклонения в структуре ассортимента молочной продукции за исследуемый период расчёт удельного веса каждого вида продукции предлагается ограничить 1995 годом и проектным 2009 годом. В скобках приведена жирность реализуемой продукции. Таблица 8.2Промежуточные показатели для определения перспективной ёмкости рынка |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|