|
||||
|
Шаг 3. Начните сами управлять своей жизнью Успеха достигает тот, кто умеет отличать главное от второстепенного Пройдя два первых шага, вы могли прийти к выводу, что программа действий, по которой вы жили прежде, была навязана вам требованиями обстоятельств и окружающих людей, но лично для вас оказалась абсолютно неэффективна, так как не приносила успеха и чувства удовлетворения. Также все должно быть иначе — ведь вы уже обрели собственное жизненное кредо и те основополагающие принципы, которые должны стать основой любого вашего решения и действия, а также начали развивать в себе навык проактивности. Это значит, что у вас уже имеется первое творение, мысленное, то есть тот «проект», по которому должна строиться ваша жизнь, чтобы стать гораздо более осмысленной и эффективной. А значит, вы уже готовы перейти ко второму творению — физическому, то есть воплощению проекта в жизнь. У вас есть все возможности, чтобы самому стать творцом, режиссером, главным дирижером своей жизни, не только лидером для самого себя, но и управленцем. Лидер — это тот, кто точно знает, куда надо идти. Освоению роли лидера своей жизни были посвящены два первые шага. Управленец же — это тот, кто на практике осуществляет движение к цели, указанной лидером. Поскольку вы сами — и лидер, и управленец в одном лице, то пора приступить к практическим методам достижения желаемого, что мы и станем делать, начиная с Шага 3. Прежде всего нам надо грамотно структурировать пространство и время своей жизни. А именно — четко определить, что для нас на самом деле является важным, что мы должны делать и где находиться в каждый момент времени, чтобы наша жизнь была наполнена максимально эффективным для нас содержанием. Казалось бы, это так просто и естественно — уделять главное внимание и основное время самым важным для себя вещам. Но давайте посмотрим, делаем ли мы это на практике, в своей повседневной жизни. Сначала определимся, что именно считать важным, главным для себя. Если вы уже определили свое жизненное кредо, то важные дела — это лишь те, которые соответствуют вашему кредо и не только соответствуют, но и способствуют наиболее полному его осуществлению. В каждой вашей жизненной роли (муж, отец, менеджер, и т. д.) вы должны определить, какие ваши задачи соответствует вашему кредо и при этом основываются на общечеловеческих принципах справедливости, честности, человеческого достоинства, долга и развития. Например, в ваше жизненное кредо как отца входит задача научить ваших детей любить знания. Соответственно занятия с детьми должны входить в число ваших самых важных задач. Но уделяете ли вы им на самом деле достаточное время, или предпочитаете передать свою функцию компьютеру и телевизору? Или: в ваше жизненное кредо как менеджера входит изучение новых возможностей рынка. Вы действительно тратите основное время работы на это — или занимаетесь в основном тем, что отвечаете на ненужные телефонные звонки? Не поленитесь, возьмите лист бумаги или тетрадь (или воспользуйтесь портативным компьютером) чтобы в течение хотя бы одного дня записывать все те дела, которыми вы занимаетесь. Записи делайте подробно, если не по минутам, то с точностью до 10–15 минут, с момента пробуждения до отхода ко сну. Пишите кратко, чтобы сами записи не отнимали слишком много времени у вас. Затем (вечером или на следующий день) попробуйте определить, насколько каждое из ваших действий за этот день соответствовало вашему жизненному кредо и основывалось на пяти общечеловеческих принципах. Вы можете быть неприятно поражены тем, как мало вы делаете по-настоящему важных вещей и сколько времени и сил отнимает у вас пустая суета и всякие ненужные мелочи. И это при том, что внешне вы можете казаться очень занятым и активным! Однако какова производительность этой активности? Приводит ли вас ваша активность к достижению значимых для вас целей или лишь попусту съедает ваше время, силы и энергию? Помните: мы живем на земле не для того, чтобы убивать здесь время. Мы живем, чтобы быть максимально эффективными, действовать, достигая своих целей, и получать удовлетворение и от того, что мы делаем, и от жизни в целом. А для этого нам надо проанализировать, на что мы тратим жизнь, и отказаться от всего, что может казаться нужным и важным, но на самом деле таковым не является. Квадрант наших приоритетовСтивен Кови предлагает распределить все те дела, мелкие и крупные, которые мы делаем в нашей жизни, на четыре категории, или квадранта: ¦ первый квадрант — срочные и важные дела; ¦ второй квадрант — важные, но не срочные дела; ¦ третий квадрант — срочные, но не важные дела; ¦ четвертый квадрант — несрочные и неважные дела. Срочные и важные дела — это все то, что нам приходится делать в разного рода критических ситуациях, это также всевозможные неотложные проблемы, и любая «горящая» работа — то есть такая, которую нужно завершить в очень ограниченные сроки. Важные, но не срочные дела — это выполнение текущей работы, когда нет никакого аврала и «пожара», это всевозможные профилактические меры для предотвращения аварий, катастроф и непредвиденных ситуаций, это поиск новых возможностей, внедрение новшеств, направленных на увеличение производительности и эффективности, налаживание новых связей, а также отдых, необходимый для восстановления сил и здоровья. Срочные, но не важные дела — это необходимость отвечать на телефонные звонки, посещать некоторые мероприятия и встречи, не являющиеся важными, разговоры и другие помехи, отвлекающие от важных дел, но требующие вашей быстрой реакции. Несрочные и неважные дела — это те виды деятельности, в которые так приятно бывает убежать от проблем: например, компьютерные игры, пустое чтиво, бессмысленная болтовня по телефону и другие разновидности пустого времяпрепровождения (не путать с отдыхом, необходимым для восстановления сил и здоровья). Проанализировав всю структуру вашей занятости в течение дня (а еще лучше — в течение нескольких дней), определите, к какому квадранту относится каждое ваше действие и занятие. Затем выявите, какому из четырех квадрантов вы уделяете больше всего времени и сил. Может выясниться, что большую часть времени и сил вы тратите на первый квадрант — срочные и важные дела. Это и не удивительно: ведь срочные и важные дела — это действительно то, что нельзя отложить и за что надо браться в первую очередь. Но заметьте: срочные и важные дела, составляющие содержание первого квадранта — это, как правило, то, что навязывается нам обстоятельствами или другими людьми. Сосредоточив все свои усилия лишь на этом квадранте, мы вынуждены быть реактивными, а не проактивными — то есть постоянно лишь реагировать на внешние раздражители, утрачивая роли лидеров и управленцев своей жизни. Может показаться, что это безвыходная ситуация: в самом деле, куда же деться от срочных и важных дел — от них нельзя отмахнуться, их нельзя отложить, ими приходится заниматься, даже если они не оставляют времени ни для чего другого! Но давайте задумаемся над таким простым примером: у вас на кухне потекла водопроводная труба. Ситуация, безусловно, чрезвычайная, неотложная, относящаяся к первому квадранту. Вы вынуждены бросить все прочие дела (в том числе и важные), и заняться устранением катастрофы — вызывать водопроводчика, убирать воду, и т. д. Но, возможно, для вас вовсе не новость, что труба на кухне старая и давно нуждается в замене. Однако это дело казалось вам не срочным, поэтому вы откладывали его. И дождались экстренной ситуации, потребовавшей от вас немедленной реакции и пересмотра всех своих планов. Пока эта проблема не была срочной, она пребывала во втором квадранте — важных, но не срочных дел. Вы могли сами выделить время для решения этой проблемы и без спешки решить ее. Тогда она не перешла бы в первый квадрант и не пополнила бы список важных и срочных дел, лишающих вас возможности быть хозяином своей жизни. Точно также обстоит дело и со всеми «горящими» работами — если бы вы уделили им достаточно времени, пока они еще не «горели», то избежали бы спешки и нервотрепки. Позаботившись заранее о всевозможных новшествах и усовершенствованиях во всех сферах нашей жизни, мы также сможем предотвратить возможные кризисные ситуации. «Переживайте неприятности по мере их поступления» — гласит известный афоризм. Стивен Кови предлагает нам нечто гораздо более эффективное: предупреждать неприятности, проводить профилактику проблем прежде, чем они свалятся нам на голову. Вывод очень простой: приоритетным для нас должен быть второй квадрант — важных, но не срочных дел. Если мы будем уделять им должное внимание, то первый квадрант — важных и срочных дел — будет сокращаться. И они все меньше будут выбивать нас из колеи, заставляя терять бразды управления своей жизнью и превращаться в марионеток, реактивных личностей, вынужденных лишь реагировать на требования внешнего мира. Когда вы вынуждены постоянно заниматься срочными и важными делами из квадранта номер один — вы живете в состоянии постоянного кризиса, стресса, цейтнота, вы не принадлежите себе, крутитесь как белка в колесе, а ворох несделанных дел, кажется, только нарастает. Такая жизнь изнуряет вас и превращается по сути в самосожжение. Если же вы концентрируетесь на делах из второго квадранта — важных, но не срочных — то вы держите свою жизнь под контролем, а потому уравновешенны и сбалансированны, крайне редко попадаете в кризисные ситуации. Ваша жизнь течет ровно и гладко, в соответствии с вашими собственными планами, ничто не выбивает вас из колеи, что позволяет вам быть максимально эффективным в достижении ваших целей. Но нашей эффективности могут помешать также третий и четвертый квадрант, если мы вовремя не примем единственное правильное в данном случае решение: научиться игнорировать дела, оказавшиеся в этих квадрантах. Каждый из нас знает, как не просто это бывает в действительности. Очень трудно игнорировать назойливо звонящий телефон, даже если вы знаете, что звонок не важный. И все же надо научиться это делать. Потому что третий и четвертый квадранты очень коварны: они могут забирать у нас практически все ресурсы времени, необходимого для важных дел из квадранта номер два. За счет квадранта номер один мы высвободить эти ресурсы не можем — потому что срочные и важные дела игнорировать невозможно. Квадрант номер один мы можем лишь постепенно сокращать за счет основного внимания, уделяемого квадранту номер два. А вот квадранты номер три и четыре попросту воруют наше время и силы впустую. Как перестать тратить время впустую: разожгите внутренний огоньЧтобы отказаться от пустой траты времени на квадранты три и четыре, нужно чтобы вас вдохновляли и воодушевляли цели и задачи, лежащие в пределах второго квадранта. Тогда они сами собой начнут притягивать к себе ваше основное внимание. В самом деле, а как иначе мы можем заставить себя заниматься делами, не являющимися срочными, пусть даже они и важные? Ответ здесь только один: нам должно хотеться заниматься этими делами. Они должны вызывать в нас интерес и энтузиазм. Тогда мы легко сделаем выбор в пользу важного, отказавшись от всего, что мешает достигать столь желанных, волнующих и воодушевляющих целей. Секрет обретения энтузиазма и вдохновения в повседневных важных делах довольно прост: у вас должна быть воодушевляющая перспектива. Вы можете внедрить в свою жизнь мобилизующую и вдохновляющую формулу вашего предназначения, которая будет ежедневно наполнять вас силой, способной буквально сдвигать горы. Главное, чтобы эта формула включала в себя представление о той значимой для вас перспективе, которой вы хотите достичь. Эта формула должна: ¦ опираться на ваше жизненное кредо и общечеловеческие принципы, ¦ учитывать ваши уникальные таланты и способности, ¦ способствовать проявлению всего лучшего, что есть в вас, ¦ учитывать все ваши жизненные роли, ¦ включать ответ на вопрос, во имя чего вы ставите цели и действуете, ¦ находить отклик в вашей душе, чтобы вдохновлять вас. Такой воодушевляющей формулой может, например, стать перспектива создать достойное будущее для своих детей; облегчить жизнь другим людям, сделав ее спокойнее и безопаснее; дать людям больше свободы и новых возможностей в жизни; создать что-то, чего в мире не было до вас; принести в жизнь красоту и мудрость, и т. д. Если вы занимаетесь по-настоящему важными вещами — то обязательно обнаружите в них подобную «сверхзадачу», высший смысл. Если же такого смысла не обнаруживается — значит, вы тратите время на ничего не значащие пустяки и суету, а это непростительная беспечность по отношению к своей единственной и не такой уж длинной жизни. Такая сверхзадача любой вашей деятельности поможет вам разжечь в своей душе настоящий внутренний огонь, который позволит вам делать то, что вы делаете, с настоящей страстью и увлеченностью. Вы легко решите проблему самодисциплины: вам не придется, стиснув зубы, принуждать себя к важным вещам, вы будете делать их радостно и добровольно. Также подобная сверхзадача может сыграть неоценимую роль в примирении между собой различных ваших жизненных ролей. Многие люди буквально разрываются между семьей и карьерой, считая, что, отдавая предпочтение одному, они неминуемо жертвуют другим. Но на самом деле подобные жертвы не нужны и вы можете их избежать. Если вас воодушевляет перспектива самореализации в работе и так же воодушевляет перспектива заботиться о своей семье, то каждая из этих жизненных ролей не только не будет отнимать силы у другой, а напротив, они обе будут питать друг друга, давая вам в два раза больше энергии. Тогда ваша жизнь во всех ваших ролях станет единым воодушевляющим целым, а не разбитым на части и сектора набором скучных проблем и обязанностей. Как перестать тратить время впустую: научитесь говорить «нет» Когда у вас внутри есть большое пламенеющее «ДА!», которое вы говорите важным вещам в вашей жизни, вам не так трудно будет научиться говорить столь же уверенное «НЕТ!» всему тому, что впустую отнимает ваше время, силы и в конечном итоге вашу жизнь. Еще раз проанализируйте те дела, которые находятся у вас в третьем и четвертом квадрантах. С четвертым квадрантом все понятно — там одно лишь пустое времяпрепровождение, и из него надо уходить не раздумывая, чем скорее, тем лучше. Ведь человека, который живет интересами четвертого квадранта, иначе как безответственным и не назовешь. Такому человеку просто невозможно рассчитывать хотя бы на какой-то жизненный успех. Немного сложнее с третьим квадрантом — ведь он очень часто обманывает нас, требуя срочной реакции на по сути ненужные нам дела, которые притворяются нужными и важными. Надо научиться разоблачать этот обман, вовремя распознавая, что нам на самом деле нужно, а что нет. Иначе, продолжая реагировать на такого рода раздражители, мы попросту превращаемся в жертву, пешку в руках других людей и обстоятельств и в итоге теряем ощущение какого-либо смысла в своей жизни. Единственный способ избежать этого — сказать решительное «нет» делам из третьего квадранта, имеющим видимость срочных, но на самом деле никак не вписывающимся в наши собственные планы и перспективы. Это «нет» должно быть отнесено к приглашениям на бесчисленные ненужные нам встречи и мероприятия, к людям, которые хотят от нас что-то получить, не задумываясь, нужно ли это нам, к работе, отношениям, всевозможным социальным и прочим функциям, не вписывающимся в наше жизненное кредо. Даже если вам предлагают принять участие в деле, которое вам представляется достойным, хорошим, но при этом оно никак не вписывается в ваши представления о том, что приоритетно — без сомнения говорите «нет». Многие люди думают, что сказать «нет» — это обязательно означает поссориться с кем-то. Но на самом деле это не так. Сказать «нет» можно мягко, деликатно и с улыбкой, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем не оправдываясь, чтобы не ставить себя в унизительное положение. А если даже кто-то обидится — пусть ваш страх перед этим не заставляет вас приносить в жертву нечто по-настоящему ценное для вас. Дело в том, что мы постоянно чем-то жертвуем в нашей жизни. Делая любой выбор, мы тем самым отказываемся от других возможностей. Весь вопрос в том, чем именно жертвовать. Если вы жертвуете важными вещами ради того, что не является для вас важным — вы совершаете непростительную ошибку, становясь по сути врагом самому себе. Поэтому если уж жертвы необходимы — так жертвуйте не самым важным и нужным ради того, что действительно придает вашей жизни смысл. Как сделать вашу жизнь послушной вашим планам Когда вы определили свои приоритеты и сказали «нет» всему остальному, вам осталось только составить конкретные планы своих действий. Начните прямо сейчас планировать свою ближайшую неделю с учетом всего того, что вы уже узнали. Такое планирование включает в себя следующие этапы: 1. Определите свои жизненные роли и свои цели по каждой из них, затем наметьте в соответствии с этими целями по два-три (можно больше, сообразно с вашим временем и возможностями) приоритетных дела. Например: Я — отец: научить сына решать задачи по математике; купить велосипед дочери. Я — менеджер: изучить данные опроса потребителей для изучения спроса; провести собеседования с претендентами на должность помощника. Я — садовод: высадить рассаду овощей; пройти семинар по выращиванию цветов. Я — личность: поработать над положениями жизненного кредо; пройти семинар личностного роста. И т. д. 2. Зарезервируйте время, необходимое для выполнения каждого из этих дел. Определите конкретный день недели и точное время, когда вы будете заниматься каждым делом. 3. Выделите те дела, к выполнению которых можно привлечь других людей. Определите, в каких делах вы должны быть исполнителем, а в каких можете выступить как руководитель. (Например, поручить ребенку самостоятельно сделать уборку в своей комнате, или передать часть своих рабочих полномочий помощнику либо секретарю). 4. Ежедневно каждое утро просматривайте свой план и при необходимости корректируйте его, постоянно проверяя все планируемое на соответствие своим приоритетам. Имейте в виду: ¦ Не стоит делать план своим господином, его задача — работать на вас, а следовательно, он должен стать вашим слугой. При необходимости не бойтесь менять и корректировать планы (но не в угоду мелкой суете и неважным делам). ¦ Если вы планируете дела, связанные с взаимоотношениями с другими людьми, помните, что здесь важно не время, которое вы на это затратите, а нужный вам эффект. Поэтому не ограничивайте эти вопросы узкими временными рамками и будьте готовы отодвинуть в сторону другие дела. Пусть живой человек будет для вас всегда более приоритетен, чем любой, даже самый совершенный план. Помните, что в процессе общения могут возникнуть разные непредвиденные повороты, от вас может потребоваться провести с этим человеком больше времени, чем вы планировали, или совершить какие-то незапланированные действия. ¦ Составляя планы, заранее продумайте, какие ваши действия дадут больший положительный эффект, а какие могут быть чреваты негативными последствиями не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Например, если вы планируете сделать уборку в квартире, в том числе и в комнате вашего ребенка, то вы получите быстрый результат — чистоту. Но в числе отдаленных негативных последствий может быть лень и беспомощность вашего ребенка в выполнении простейших действий по самообслуживанию. Возможно, стоит пересмотреть план: вместо того, чтобы делать уборку в комнате ребенка, научить этому его самого. ¦ Если вы привлекаете к выполнению каких-то дел других людей, ошибкой будет использовать их просто в качестве исполнителей, которые должны выполнять ваши указания. Ставьте перед ними задачи, объясняя, что они должны сделать, и не диктуя, как им это делать. Таким образом вы дадите им свободу для творческого подхода к этим задачам, благодаря чему они смогут разделить с вами ответственность на равных и не будут чувствовать себя вынужденными вам подчиняться. (Например, вместо того, чтобы требовать от ребенка: вытри пыль, убери мусор, и т. д., можно сказать ему, как вы мечтаете о том, чтобы ваш дом был красивым и чистым, и что вы хотите доверить часть этой работы ему. Причем он сам может подумать и решить, как этого достичь. Но если он захочет, вы можете рассказать ему, как достигаете этого вы, чтобы у него был пример, на который можно ориентироваться). Возьмите в привычку еженедельно составлять планы на неделю, выделите для этого определенный день и определенное время. РезюмеШаг 3 соответствует Третьему навыку высокоэффективного человека, который можно назвать «Уделяйте главное внимание главным вещам». Если из Шага 1 вы узнали, что являетесь программистом своей жизни, а из Шага 2 — как написать программу, то Шаг 3 поможет вам запустить эту программу и ускорить ее работу, расчищая для ее действия максимальное место в вашей жизни. ПрактикаУпражнение 1. Найдите свое главное дело Ответьте для себя на следующие вопросы: ¦ Есть ли такое дело, которое, если начать делать его регулярно, привело бы к огромным позитивным переменам в моей личной жизни? Есть ли дело, способное произвести такие же перемены в моей профессиональной жизни? ¦ Если такие дела есть, то почему я до сих пор их не делаю? ¦ Что мне нужно, чтобы начать это делать? ¦ От каких дел из третьего и четвертого квадрантов я могу отказаться, чтобы высвободить время для этих по-настоящему важных дел? Затем как можно скорее скажите «нет» всем неважным делам и приступайте к действиям, способным привести вас к позитивным результатам в личной и профессиональной жизни. Упражнение 2. Сбалансируйте самые важные сферы вашей жизни Составьте список самых важных сфер вашей жизни, например: семья, работа, здоровье, личное развитие. Теперь составьте список важных дел по каждой из этих сфер так, чтобы не пострадала ни одна из них. Самые важные для вас сферы должны быть сбалансированы: нельзя жертвовать ни здоровьем ради работы, ни личным развитием ради семьи. Ваши силы и энергия должны распределяться поровну между всеми важными для вас сферами, тогда в итоге ваша энергия будет не убывать, а прибавляться. Если же вам кажется, что времени на что-то важное катастрофически не хватает — подумайте еще раз, от чего не самого важного, не очень обязательного, пусть даже хорошего, но не главного вы можете отказаться в пользу более важного и лучшего. Упражнение 3. Думайте о долгосрочной перспективе Вспомните, не было ли случаев в вашей жизни, когда вы совершали какие-то действия из самых благих побуждений, но в долгосрочной перспективе они привели к негативным последствиям. Например, решили за ребенка задачи по математике — и он принес домой отличную оценку. Но зато к решающему экзамену в конце года подошел неподготовленным и провалил его. Очень часто в жизни мы стремимся к сиюминутному положительному результату, не думая о перспективе. Между тем эффективными можно считать лишь те действия, которые приносят положительный результат именно в долгосрочной перспективе. Сиюминутного положительного результата добиться обычно проще: вам легче самому решить задачку, чем объяснить ребенку, как это делается, затем проверить, как он усвоил знания и потренировать с ним соответствующее умение. Такая работа требует больше времени и сил. И может быть, не сразу принесет позитивные плоды. Но зато сторицей окупится в будущем. Составив свой план приоритетных действий на неделю, проанализируйте каждое из этих действий именно на предмет последствий в долгосрочной перспективе. Например: вы собираетесь заставить ваших подчиненных выполнить какую-то работу, обращаясь с ними как с марионетками. Они могут выполнить ее под вашим давлением, и вы получите желаемый результат. Но задумайтесь: какую перспективу вы заложите этим действием? Настроите подчиненных против себя, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в вашей совместной работе. Лишите их права на собственную инициативу, из-за чего в дальнейшем вам придется единолично брать на себя всю ответственность, не рассчитывая на поддержку. Кроме того, если бы вы не просто раздавали распоряжения, а выслушали бы пожелания ваших подчиненных, возможно, совместными усилиями вы пришли бы к лучшим решениям и лучшим результатам. Таким образом вы выявите сразу несколько негативных последствий, которые перечеркнут сиюминутный положительный результат. Если в вашем плане обнаружатся действия, способные повредить вам или другим людям в долгосрочной перспективе, сразу же начинайте обдумывать, как видоизменить эти пункты плана, чтобы они не несли в себе подобных «мин замедленного действия». Таким образом вы внесете еще один очень важный вклад в создание более эффективного сценария своей жизни. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|