Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1. Понятия труда и рабочей силы
  • 2. Движение рабочей силы
  • 3. Общая численность работников предприятия
  • 4. Состав работников организации
  • 5. Организация труда и нормы труда
  • 6. Понятие рабочего времени: его нормы, календарный фонд рабочего времени
  • 7. Потери рабочего времени, методы изучения потерь рабочего времени
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Организация и нормирование труда

    1. Понятия труда и рабочей силы

    Труд – это важнейшая качественная характеристика любого производственного процесса. От качества труда зависят качество произведенной продукции и, как следствие, спрос на нее. Это особенно важно, когда фирма ведет неценовую конкурентную борьбу. Таким образом, труд – это определяющий фактор производства, поскольку посредством него происходит качественное слияние основных фондов предприятия (оборудования, технологий) и оборотных средств (сырья, различных материалов).

    Рабочая сила – специфический товар, фактор производства, участвующий непосредственно в процессе создания новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономических субъектов. Количество рабочей силы определяют такие понятия, как «занятость» и «безработица», и именно они характеризуют экономическую ситуацию в стране. Рабочая сила – это люди, вовлеченные в производство, с одной стороны, и совокупность способностей человека – с другой. Качество рабочей силы показывает степень эффективности рыночной экономики, насколько она конкурентна в этом отношении. Рабочая сила на первый взгляд представляет собой число лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и способных к труду. Также это совокупность физических и духовных способностей человека. Иными словами, для того чтобы считаться рабочим той или иной сферы деятельности, индивид должен обладать долей профессионализма, усердием и опытом, что определяет качество его труда.

    Для распределения рабочей силы существует рынок труда, где заключаются сделки между предпринимателями и наемными работниками. Одной из форм такого рынка является биржа труда, которая распределяет всех трудоспособных субъектов экономики по ее отраслям, тем самым восполняя недостаток рабочих рук в организациях и предприятиях и увеличивая общий объем производства. Можно выделить следующие условия возникновения товара «рабочая сила»:

    1) трудящийся должен быть юридически свободной личностью, т. е. по своему усмотрению распоряжаться собственными способностями и использовать имеющиеся возможности;

    2) работник должен быть лишен средств производства, которые он может получить только в обмен на продажу своих трудовых качеств.

    Рабочая сила обладает определенными качествами.

    1. Она составляет единое целое с собственником и приносит ему доход.

    2. Если труд работника долгое время не реализуется, то его эффективность со временем снижается. Труд – непостоянный фактор производства, поскольку знания, навыки, опыт и другие профессиональные качества работника могут быть утерянными. Поэтому в целях осуществления эффективной деятельности они должны регулярно вовлекаться в производственный процесс.

    3. Носитель трудовых качеств, т. е. сам человек, не может быть объектом купли-продажи, таковым является лишь его труд как способность к созданию материальных и нематериальных благ, различных товаров, циркуляция которых на рынке – это основа всей экономической жизни страны.

    Таким образом, в любой стране важной проблемой является повышение трудовых ресурсов. Для этого государство как высший орган власти инвестирует, субсидирует и поощряет трудовую деятельность.

    Все чаще в науке используется термин «человеческий капитал» как совокупность знаний, умений и профессионального опыта. С этим видом капитала связано понятие «утечка кадров», т. е. переманивание ценных специалистов на новое место работы с предоставлением лучших условий труда и заработной платы. Как правило, она носит международный характер.

    2. Движение рабочей силы

    Каждое предприятие заинтересовано в создании стабильного коллектива работников. Это позволяет достичь определенного баланса трудовой деятельности на предприятии, вследствие чего важнейшие показатели, такие как производительность труда и его эффективность, находятся в норме. Однако по ряду причин кадровая стабильность не слишком частое явление на современном производстве, поэтому движение рабочей силы все же происходит. Работники устраиваются на новое место работы, увольняются, уходят в отпуск, переводятся на другие объекты. Любое изменение в составе рабочей силы – нормальное явление, которое имеет место практически во всех организациях.

    Внутриорганизационный оборот предполагает движение работников не только на входе и выходе организации, но и переход и из одной категории в другую.

    Процесс движения работников может быть охарактеризован множеством показателей, которые условно можно объединить в две большие группы: абсолютные (или простые, первичные) и относительные, которые рассчитываются непосредственно на основе первичных абсолютных показателях и выражаются в процентных долях.

    Абсолютные показатели оборота

    1. Оборот по приему необходим для выявления непосредственных источников формирования кадров и наличия существующих вакансий:

    1) принятие по организованному набору представляет собой порядок набора персонала по объявлению в СМИ или внутри организации;

    2) перевод из других учреждений и предприятий, иными словами, трудовая мобильность;

    3) принятие работников из числа выпускников вузов и других профессиональных учебных заведений;

    4) принятие на работу по направлению органов по трудоустройству (бирж и др.);

    5) переманивание кадров, иными словами, приглашение специалистов с других предприятий на новых условиях работы и оплаты труда;

    6) трудоустройство лиц, направленных на прохождение производственной практики.

    2. Оборот по выбытию, т. е. численность уволенных работников, сгруппированных по всем причинам увольнения:

    1) необходимый оборот по выбытию может быть связан с окончанием срока договора или контракта, уходом на учебу (повышением квалификации), в армию, на пенсию, переводом на другие объекты, миграцией и даже смертью;

    2) излишний оборот по выбытию – текучесть кадров, т. е. лица, уволенные по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины или по сокращению.

    3. Численность сменившихся равна разнице принятых на работу и уволенных с нее. Данный коэффициент показывает степень текучести кадров на предприятии.

    Рассмотренные выше показатели оборота кадров являются внешними.

    4. Внутренний оборот представляет собой переход работника из одной качественной категории в другую. Это может быть связано с его профессиональным ростом и личными заслугами. При этом состав персонала, общая численность работников на предприятии не меняются.

    Относительные показатели оборота

    Данные характеристики характеризуют интенсивность движения рабочей силы, рассчитываются как соотношение абсолютных показателей к среднесписочной численности работников за один и тот же период.

    1. Коэффициент принятых на работу (Кпр.) = (число принятых / среднесписочная численность персонала) ? 100%.

    2. Коэффициент выбывших (Квыб.) = (число выбывших / среднесписочная численность) ? 100%.

    3. Коэффициент текучести (Ктек.) = (излишний оборот по выбытию / среднесписочная численность) ? 100%.

    Данные, полученные при подсчете вышеперечисленных коэффициентов, необходимо сравнивать с показателями предыдущих лет. Это позволит проследить кадровую политику в динамике. Кроме того, важно найти причины проблем, с которыми может быть связано движение персонала. Например, необходимо определить, по какой причине происходит наибольшее число увольнений. Может быть, стоит изменить саму систему нормирования труда или его оплаты либо изменить отношения в системе «руководитель – подчиненный». Всесторонний анализ подобных проблем позволит стабилизировать кадровый состав работников и, как следствие, повысить эффективность трудовой деятельности.

    3. Общая численность работников предприятия

    Персонал – это совокупность лиц, задействованных в деятельности организации и получающих за это заработную плату в соответствии с существующей тарифной системой. Персонал имеет определенные признаки.

    1. В организации существует система отношений «предприниматель – работник», построенная на основе заключенных договоров и контрактов.

    2. Персонал характеризуется такими трудовыми характеристиками, как профессия, уровень квалифицированности, образование и специальность, а также способность к генерированию идей и инициативность. Посредством этого определяется место работника в организации: его должность, обязанности и права.

    3. Персонал в организации имеет определенную направленность, т. е. ориентиры и цели, к которым должны стремиться все работники. В данном случае основной задачей руководства организации и отдела стратегического планирования является определение стратегической цели фирмы и круга вопросов, решение которых будет содействовать ее достижению.

    Общая кадровая численность работников предприятия определяется списочным составом персонала. Он представляет собой совокупность всех постоянных, временных, а также сезонных рабочих и сотрудников вне зависимости от того, находятся ли они в данный момент времени на рабочих местах или по каким-либо причинам отвлечены от работы (по болезни, из-за ухода в армию, в отпуск, поездки в командировку).

    Списочный состав включает всех работников, которые осуществляют трудовую деятельность в рамках данной организации свыше 3 – 5 дней, а также студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, направленных на производственную практику и зачисленных на должности, которые оплачиваются из фонда заработной платы.

    Месячная списочная численность определяется посредством ведения ежедневных записей, которые указывают общее число работников, присутствующих и не явившихся на рабочие места по каким-либо причинам. Таким образом, ежедневная численность персонала – это сумма явок и неявок на работу. Важным является показатель фактически работающих сотрудников организации. Он определяется путем вычета из общей явочной численности количества работников, явившихся на работу, но не приступивших к ней. Дело в том, что существует ряд ситуаций, по которым работники оказываются не задействованными в трудовом процессе в соответствии со своими обязанностями.

    Посредством движения рабочей силы внутри организации и межфирменной мобильности регулярно одни рабочие увольняются или переходят из одной категории в другую, другие приходят на их должностные места. Процессы зачисления и увольнения персонала обеспечивают динамику общей численности работников. В соответствии с этим рассчитываются показатели списочной численности на начало и конец отчетного периода, а также среднесписочная численность работников за определенный промежуток времени (месяц, год). Так, среднемесячная численность работников равна сумме ежедневных численностей деленной на число дней. Аналогично определяется среднегодовая численность персонала, только в данном случае сумму среднемесячных численностей делят на 365 дней. При этом списочные численности за выходные и праздники принимаются равными списочной численности за предыдущий рабочий день – пятницу, а в организациях с шестидневной рабочей неделей – субботу.

    4. Состав работников организации

    С точки зрения выполнения персоналом своих функций важно изучать не только численность работников, но и их состав. Это позволяет определить основные категории, которые существуют в данной организации, и в соответствии с этим строить кадровую политику. На большинстве предприятий материальных отраслей, таких как сельское хозяйство, промышленность связь и транспорт, существует 2 группы персонала:

    1) персонал, занятый в организации не основной деятельностью, иными словами, непроизводственные работники. К ним относятся, например, сотрудники жилищно-коммунального хозяйства, культуры, медицинских и детских учреждений;

    2) промышленно-производственный персонал, занимающийся основной деятельностью, т. е. лица, работающие в организации, производящей различные товары и услуги для удовлетворения физиологических потребностей общества. В свою очередь, данная группа работников в соответствии с выполняемыми ими обязанностями подразделяется на несколько групп:

    а) группа рабочих, к которой относятся работники, занятые в процессе создания материальных ценностей и товаров, т. е. участвующие в производственном процессе. Кроме того, сюда включаются рабочие подсобных (производство тары) и вспомогательных (осуществление ремонтных работ основных производственных фондов) хозяйств, а также персонал транспортных отделов по перевозке людей и доставке грузов;

    б) группа служащих, т. е. лица, работа которых связана с управленческой, финансовой и коммерческой деятельностью организации. Во-первых, это менеджеры высшего звена, назначаемые непосредственно высшим руководством и осуществляющие общий контроль над всей организацией в целом. Такая система освобождает руководство от решения оперативных, незначительных проблем и позволяет сосредоточить внимание на решении более важных стратегических задач. Менеджер высшего звена в помощь себе назначает руководителей подразделений, отделов и цехов. Они контролируют трудовые процессы на уровне бизнес-единиц и информируют начальство о существующих проблемах. К группе служащих относят и специалистов: бухгалтеров, экономистов, инженеров, технологов. Статус служащего имеют и лица, осуществляющие подготовку и оформление документации (секретари и референты), хозяйствообслуживающие (уборщицы), а также рабочие охраны.

    Особо подробно изучаются и обобщаются данные о составе работников по демографическим характеристикам (по полу, возрасту), уровню образования, производственному стажу, профессиональному и квалификационному составу.

    Создание рыночной экономики положило начало развитию частной и акционерной собственности. Поэтому сегодня в современных организациях существуют группы лиц, относящиеся к кадровому составу работников, но не выполняющие соответствующие работы.

    В то же время они заинтересованы в процветании организации, росте эффективности ее функционирования.

    К таким группам относят прежде всего совет директоров, который принимает все решения, связанные с деятельностью организации, и осуществляет общий контроль над всеми протекающими в ней процессами.

    5. Организация труда и нормы труда

    Организация труда призвана создавать нормальные для персонала (и отдельного работника, в частности) условия труда.

    Такая политика контроля трудовой деятельности позволяет значительно повысить общую производительность труда, его эффективность и, как следствие, уровень прибыльности предприятия.

    Структура организации труда подразумевает наличие следующих элементов управления.

    1. Наем персонала – это довольно трудный процесс отбора работников и формирования производственного коллектива. К этому вопросу следует подходить очень серьезно, поскольку именно от профессиональных качеств и способностей работника, а также степени его инициативности зависит общий результат деятельности организации.

    2. Расстановка рабочих в соответствии со сложившейся системой производства. Каждый работник должен занять «свое» рабочее место в соответствии с его способностями, уровнем образования, а также профессиональными навыками.

    3. Справедливое распределение обязанностей между всеми членами трудового коллектива. Каждый работник должен выполнять лишь тот объем работы, который соответствует его сфере деятельности и вписывается в рамки его профессиональных обязанностей. Нагрузка работника делами сверх меры недопустима, если же стоит такая необходимость, то она должна осуществляться по согласию самого рабочего и, соответственно, с надбавкой к его месячной заработной плате.

    4. Подготовка и переподготовка кадров. На любом предприятии в связи с технологическими изменениями рано или поздно встает проблема недостаточной подготовленности рабочих к изменившимся условиям труда. В соответствии с этим руководство предприятия обязано взять на себя вопрос переподготовки кадров: работники периодически направляются на дополнительные курсы повышения квалификации.

    5. Стимулирование труда (моральная и материальная поддержка) включает в себя моральное поощрение, например похвалу и всеобщее признание заслуг, поскольку каждый работник так или иначе имеет потребность в уважении и самореализации. Хорошими стимулами могут явиться повышение заработной платы или различные надбавки в виде премий. Кроме того, следует учесть, что не все рабочие мотивируются материальным вознаграждением. Есть люди, которые всему прочему предпочитают карьерный рост, дальнейшее продвижение по службе или же возможность руководить и брать на себя ответственность. Таким образом, менеджер по работе с персоналом обязан выявлять индивидуальные предпочтения каждого работника и в соответствии с этим строить систему мотивирования. Следовательно, организация труда достигается посредством комплекса мероприятий, ориентированных на совершенствование процессов труда и формирование благоприятных для здоровья условий труда.

    Организация труда включает такое понятие, как «нормирование труда». Цель нормирования труда – определение необходимых затрат и резервов труда, соответствующих наиболее эффективным вариантам организации производства. В соответствии с этим можно выделить следующие трудовые нормы:

    1) нормы времени, т. е. затраты рабочего времени, необходимые для выполнения отдельной производственной операции или изготовления единицы продукции;

    2) нормы выработки, определяемые как количество товаров и услуг, которое должно быть произведено одним работником за определенную единицу времени;

    3) нормы обслуживания – штатное число рабочих, вовлеченных в производственный процесс для обслуживания одной единицы оборудования, или количество единиц оборудования, рассчитанных на одного рабочего;

    4) нормы численности – численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, которые должны выполнить определенный объем работ;

    5) норма управляемости или количество трудящихся, которые должны быть подчинены одному руководителю.

    6. Понятие рабочего времени: его нормы, календарный фонд рабочего времени

    Рабочее время представляет собой период, в течение которого совершается трудовой процесс. Оно бывает производительное, т. е. нормируемое, и непроизводительное (ненормируемое). Последнее включает потери времени вследствие осуществления непроизводительной работы, а также по причинам организационных неполадок.

    Производительное рабочее время описывает длительность производственного процесса и его эффективность, поскольку только эффективное производство способствует сохранению времени. Таким образом, основными элементами производительного времени является совокупность временных затрат:

    1) основное время, в течение которого происходит производство товаров и услуг или другой полезной работы;

    2) вспомогательное время, необходимое для создания благоприятной рабочей обстановки, т. е. которое уходит на подготовку рабочего места;

    3) свободное время, которым должны располагать все работники без исключения (это время на отдых и личные надобности, например на обед).

    Только создание системы организации труда позволяет значительно повысить эффективность осуществляемого в рамках данной фирмы или предприятия трудового процесса.

    Основное и вспомогательное время в своей совокупности представляют оперативное время, т. е. то, в течение которого осуществляется конечная цель технологических операций. Это полное рабочее время, которое составляет структуру рабочего дня и отводится для решения заданного объема задач и выполнения определенного объема работы. Рабочее время регулируется непосредственно трудовым законодательством, которое определяет его рамки и структуру. Например, принято считать, что нормальная рабочая неделя составляет 40 ч при длительности рабочего дня 8 ч. Для несовершеннолетних рабочих и работающих в тяжелых трудовых условиях этот показатель должен быть значительно ниже и определяется всего 36 ч и менее, а для подростков – 30 ч. Рабочее время, как правило, измеряется в часах, днях, месяцах и годах. Отработанное время рассчитывается в человеко-днях, иначе, это наличие данного работника в списочном составе определенного дня.

    Отработанным для работника считается тот год, в течение которого он находился как в ежедневном, так и в месячном списочном составе персонала организации. Совокупность отработанных лет составляет трудовой стаж работника, посредством которого определяется уровень его профессионализма и доверия к его труду. Кроме того, стаж является одним из определяющих факторов начисления заработной платы.

    Для предприятия важной задачей является расчет календарного фонда рабочего времени. Он делится на две составные части. Первая, самая короткая по длительности, представляет собой время, затраченное на праздники и выходные. Вторая часть рабочего времени представлена табельным фондом рабочего времени, который, в свою очередь, включает время положенных отпусков, необходимых работнику для восстановления трудовых сил, а также максимально возможное время, в течение которого работник может находиться на рабочем месте и выполнять общественно полезную работу. Общее возможное время рабочего дня определяется долей в нем явок и неявок и, как следствие, может характеризоваться как целодневными простоями, так и фактически отработанной величиной времени.

    Трудовое законодательство определяет ряд причин, по которым работник имеет право не явиться на работу, это:

    1) болезнь сотрудника организации – подразумевает временное отстранение его от должности и соответствующие выплаты (больничный) из общего фонда оплаты труда;

    2) командировка;

    3) отпуск по беременности, родам, а также по уходу за детьми;

    4) учебные отпуска для лиц, обучающихся без отрыва от производства (повышение квалификации).

    7. Потери рабочего времени, методы изучения потерь рабочего времени

    Отработанным для работника считается день, когда он явился на работу и приступил к ней.

    Но в течение рабочего дня возможны потери рабочего времени, которые измеряются в человеко-часах. Такие потери могут возникать по целому ряду причин.

    1. Они могут быть обусловлены трудовым законодательством (например, сокращение рабочего дня у несовершеннолетних и рабочих, осуществляющих трудовую деятельность в тяжелых рабочих условиях; перерывы в работе для кормящих матерей). Рабочее время может быть снижено также в связи с болезнью работника или с выполнением государственных обязанностей.

    2. По вине администрации или поставщиков. Это характерно для таких случаев, когда, например, нет сырья, сломался станок, и его дальнейшая работа не может быть обеспечена.

    3. Наконец, потери могут возникнуть по вине персонала. Если работник опаздывает на работу более чем на полчаса, оборудование простаивает; если опоздание затягивается, работнику ставится прогул. Вследствие этого оборудование на предприятии работает не на всю мощь и не в полном составе, что отражается на производительности труда и показателях выпуска. Помимо всего прочего, простои являются следствием самовольного или преждевременного ухода работника со своего рабочего места.

    Для того чтобы максимально снизить риск потери времени, разрабатываются специальные методы, позволяющие контролировать производственный процесс на всех его стадиях.

    1. Хронометраж, т. е. изучение рабочего времени путем ведения соответствующих регулярных наблюдений и замеров продолжительности многократно повторяющихся элементов операции. Этот метод иначе называют выборочным наблюдением. По произведению достаточного количества замеров необходимо провести обработку полученных данных по каждому элементу производственной операции. Анализ результатов дает возможность выявить движения и действия работника, которые оказываются лишними. Посредством этого устанавливают величину промежутка времени, который необходим для нормального выполнения операции.

    2. Фотография рабочего дня. Данный метод представляет собой наблюдение на протяжении всего рабочего дня или его части за действиями работника с целью выявления возможных потерь рабочего времени. Он позволяет определить фактическую выработку работника. Если наблюдение ведется за работой не более 3 рабочих, это называется групповой фотографией рабочего времени. Наблюдатель непосредственно контролирует все операции и осуществляет замеры времени. А вот самофотография не столь эффективна в использовании, поскольку позволяет изучать только причины возникновения потерь и сами их величины.

    3. Фотохронометраж, или комплексный вид наблюдения. Иными словами, совмещаются и применяются сразу два метода: хронометраж и фотография рабочего дня.

    4. Метод моментных наблюдений основан на предположении повторяемости случаев работы и перерывов. Таким образом, наблюдатель совершает обход рабочих мест через определенные промежутки времени, что позволяет ему фиксировать сам момент работы или простоя. Данный метод удобно применять в том случае, когда контроль ведется над оборудованием цехов или больших участков работы, где число работников составляет свыше 3 человек.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.