|
||||
|
Глава 1. Способы приобретения автомобиля. Оформление документов 1.1. Общие сведения по оформлению автомобиля Приобрести автомобиль несложно, это можно сделать даже не имея в своем распоряжении достаточной суммы. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, все более выгодными схемами покупки – от беспроцентного кредита до лизинга. Беспроцентный кредит связан для покупателя с обязательной покупкой страхового полиса КАСКО (риск угона и причинения ущерба автомобилю), такой полис недешев и требуется далеко не всем. Поэтому часто организации предпочитают пользоваться лизинговой схемой. Ее основное преимущество по сравнению с покупкой за счет кредитных ресурсов состоит в том, что лизинговая комиссия облагается налогом на добавленную стоимость, а значит, можно предъявить налог к вычету. Однако самым распространенным способом приобретения автомобиля все же является его покупка. Новые и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной. Все владельцы автотранспорта должны застраховать риск автогражданской ответственности, иначе не смогут пройти государственный технический осмотр и регистрацию. Договор обязательного страхования обычно заключается на 1 год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов», и их равномерно списывают в течение срока действия договора. Для целей налогообложения расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ (НК РФ)). Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора. При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ). Чтобы встать на учет по местонахождению транспортных средств, организации предпринимать ничего не нужно, все делается автоматически и без ее участия. Сведения о зарегистрированном имуществе поступают в налоговые инспекции от ГИБДД, которая сообщает налоговикам о владельцах автомобилей. На все уходит не более 15 дней: в течение 10 дней указанные ведомства должны передать информацию в налоговую инспекцию, и в течение 5 дней инспекция должна поставить организацию на учет по этим основаниям. Если организация нарушит срок постановки на учет, то ее ждет штраф в размере 5000 руб. за каждое транспортное средство. Просрочка свыше 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (ст. 116 НК РФ). Однако не спешите заплатить штраф, так как согласно п. 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее: «При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных статьями 116 и 117 НК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Правила ст. 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика-индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Итак, ст. 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию». Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговом органе по месту государственной регистрации, а ей необходимо поставить на учет в данный налоговый орган приобретенное автотранспортное средство, то в такой ситуации несоблюдение сроков постановки автомобиля на учет не повлечет применения налоговых санкций. То же можно сказать и о филиале (обособленном подразделении), по местонахождению которого организация состоит на учете. При государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи: 1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении; 3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; 4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП); 5) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; 6) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности; 7) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра. Транспортные средства подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью: а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – каждые 6 месяцев; б) легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, а также мототранспортные средства (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а» и «г»): – зарегистрированные в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, – через 36 месяцев; – с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 24 месяца; – с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 12 месяцев; в) грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а») – каждые 12 месяцев; г) транспортные средства, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешена установка специальных сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а») – каждые 12 месяцев. Приведенные сроки исчисляются от даты проведения первого государственного технического осмотра, при этом внесение в регистрационные документы на транспортное средство коррективов, связанных с изменением сведений о собственнике (представителе собственника) или заменой государственного регистрационного знака, и выдача в связи с этим нового талона производятся без проверки технического состояния транспортного средства. Технический осмотр транспортных средств производится на платной основе (п. 7 постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ»), порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств утвержден совместным приказом МВД России, Минфина России и Минтранса России от 03.08.2001 г. № 708/61н/126, в размер этой платы включаются: 1) свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра (с НДС); 2) затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых не должна превышать 36 руб.; 3) стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена. Талон о прохождении технического осмотра является подтверждением того, что данное транспортное средство прошло технический осмотр и его владелец (собственник) получил разрешение на эксплуатацию автомобиля. Плату за проведение технического осмотра не следует рассматривать как стоимость работ (услуг), связанных с текущей эксплуатацией транспортного средства. 1.2. Покупка Новые и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной. Регистрация производится на основании справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Если организация приобретает автомобиль у другой организации, на балансе которой он числился в составе основных средств, то для регистрации автомобиля необходимо представить договор купли-продажи с актом приемки-передачи. Организация уплачивает регистрационный сбор за постановку автотранспортного средства на учет. В подразделении ГИБДД выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные номерные знаки и делается отметка в техническом паспорте автотранспортного средства о постановке на учет. Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования. Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство (владелец). Например, грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в органах ГИБДД, признаются объектом обложения транспортным налогом. Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: 1) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; 2) органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) – тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования; 3) таможенные органы Российской Федерации – транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев; 4) военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, – транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций. Зарегистрированные в органах ГИБДД транспортные средства, вывозимые за пределы региона регистрации на срок более 2 месяцев, по просьбе владельцев транспортных средств могут быть временно зарегистрированы по их местонахождению. Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, то он принимается к учету на основании акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1). На основании этого документа оформляется инвентарная карточка (форма № ОС-6). Образцы бланков можно найти в постановлении Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7. В бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства определяют в соответствии с ПБУ 6/01, суммируют все фактические затраты организации на приобретение автомобиля, за исключением НДС. Фактические затраты – это сумма, уплаченная в соответствии с договором купли-продажи, а также стоимость консультационных и информационных услуг, проценты по заемным средствам, привлеченным для покупки автомобиля, и прочие затраты, непосредственно связанные с его приобретением. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства включаются затраты на установку дополнительного оборудования, сигнализации, проведение антикоррозийной обработки и прочее, а также стоимость комплекта запасных шин. Покупая автомобиль, собственник должен поставить его на учет в ГИБДД (сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938), зарегистрироваться нужно в течение 5 дней с момента приобретения или снятия с учета транспортного средства либо в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Если государственная регистрация осуществлена, то организация принимает автомобиль на учет в качестве основного средства на основании приказа руководителя. Регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля, включаются в первоначальную стоимость основного средства. Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В учете предприятия делается проводка: Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – отражены затраты на покупку автомобиля. Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в Дебет счета 01 «Основные средства», в бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом: Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – введен автомобиль в эксплуатацию. Также при вводе автомобиля в эксплуатацию предприятие составляет один экземпляр акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и оформляет инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6). Сумма НДС, которая уплачена при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету (ст. 171–172 НК РФ). Для того, чтобы возместить НДС, нужно выполнить следующие условия: 1) автомобиль оприходовать на баланс организации; 2) стоимость автомобиля должна быть оплачена поставщику; 3) автомобиль должен быть приобретен для осуществления производственной деятельности или для перепродажи; 4) на приобретенный автомобиль есть счет-фактура, в котором указана сумма налога. Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация: 1) освобождена от обязанности платить НДС; 2) производит льготируемую продукцию; 3) реализует свои товары за пределами России. В бухгалтерском учете суммы НДС отражаются следующим образом: Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля; Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – сумма НДС предъявлена к налоговому вычету. Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автомобиля, а лишь на часть стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца автомобиль учитывался по стоимости, включающей «входной» НДС, а в этих случаях НДС облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). НДС, в этом случае, можно рассчитать умножив указанную разницу на 18, а затем разделить полученный результат на 118 (п. 4 ст. 164НКРФ). Иногда продавцы устанавливают цену автомобиля в условных единицах (ст. 317 ГК РФ). Однако вам все равно придется расплачиваться рублями по курсу, установленному продавцами, в результате на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» образуются курсовые разницы, которые увеличивают или уменьшают первоначальную стоимость автомобиля, они должны учитываться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если же курсовая разница образовалась после введения автотранспортного средства в эксплуатацию, то включить ее в первоначальную стоимость приобретенного объекта нельзя. О том, как учесть курсовые разницы, указания в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет, поэтому можно отрицательные курсовые разницы в расходы будущих периодов и отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов». А положительные курсовые разницы нужно включить в доходы будущих периодов и отнести на счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем курсовые разницы нужно будет включать в состав расходов пропорционально начисленной по объекту амортизации. С 1 января 2008 г. изменилась стоимость амортизируемого имущества, к нему будет относиться имущество, стоимость которого превышает 20 000 руб. Организации могут включать в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств. Исключение составляет безвозмездно полученное имущество или расходы, понесенные в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Если организация принимает решение о применении «амортизационной премии», признающейся косвенным расходом, то расчет амортизации производится исходя из первоначальной стоимости за вычетом расходов, принятых в уменьшение налоговой базы. Организация не может менять выбранный метод начисления амортизации в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ (Письмо Минфина России от 18.01.2008 г. № 03-03-06/1/11). По основным средствам, введенным в эксплуатацию до изменений в законодательстве, с 2008 г. амортизация должна начисляться с применением специального коэффициента 0,5. Согласно ст. 259 НК РФ организации, получившие (передавшие) автомобили в лизинг, включают имущество в состав соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму амортизации со специальным коэффициентом 0,5, такой порядок необходимо закрепить в договоре лизинга. Еще один специальный коэффициент можно применять в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, значение этого коэффициента организация может устанавливать самостоятельно, но он не может быть больше 3, норма амортизации может быть увеличена в 2 раза по тем основным средствам, которые работают в агрессивной среде или многосменном режиме, причем повышенную норму можно применять только по имуществу, занятому в таких работах. Организации применяют понижающий коэффициент с 2008 г. в отношении легковых автомобилей, стоимость которых больше 600 000 рублей, а также пассажирских микроавтобусов дороже 800 000 руб. (п. 9 ст. 259 НК РФ). Первоначальная стоимость автомобиля определяется как сумма расходов на его приобретение (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, первоначальной стоимостью автотранспортных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, а полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Поэтому, при отсутствии расходов на приобретение основных средств, организация не вправе начислять амортизацию, кроме строго определенных случаев. Формирование первоначальной стоимости основных средств, можно свести в таблицу: Таблица 1Формирование первоначальной стоимости основных средствИмущественные вложения в качестве вклада в уставный капитал законодательство ограничивает в двух случаях: 1) при формировании уставного капитала страховой организации (допускаются только денежные вклады); 2) при формировании уставного капитала коммерческих банков (кредитных организаций) (устанавливается предельный размер неденежной части уставного капитала). Пример
Аналогичным образом формируется первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного безвозмездно. 1.3. Лизинг Под лизингом понимается получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) автомобиля. При этом участники трехстороннего договора именуются лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Лизингодатель выступает в договорных отношениях как посредник, приобретающий в собственность автомобиль и затем сдающий его в лизинг. Преимущества договора лизинга: 1) не нужно платить налог на имущество с полученного в пользование автомобиля (он будет числиться на балансе лизингодателя); 2) списать в налоговом учете автомобиль, полученный в лизинг, можно намного быстрее, чем обычный автомобиль: за срок действия договора (а не за срок полезного использования). Бухгалтерский учет у лизингодателя: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – отражена оплата поставщику автомобиля; Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена стоимость приобретенного автомобиля без НДС; Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю; Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – НДС по оплаченному автомобилю предъявлен к зачету с бюджетом; Дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – автомобиль приходован как предмет для передачи в аренду по договору лизинга; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» – списана стоимость переданного в лизинг автомобиля; Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – отражена сумма договорных обязательств лизингополучателя; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – учтена разница между стоимостью автомобиля и договорной суммой; Дебет счета 011 «Основные средства, сданные в аренду» – осуществлен перевод автомобиля на забалансовый учет; Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражено поступление лизингового платежа; Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – доля разницы между стоимостью автомобиля и суммой обязательств переведена в доход; Кредит счета 011 «Основные средства, сданные в аренду» – списан автомобиль с забалансового учета при его возврате; Дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – принята на баланс остаточная стоимость автомобиля при его возврате. Лизингополучатель приходует в балансе полученный объект основных средств на полную сумму всех платежей. Объект находится у него в эксплуатации, поэтому он на него начисляет амортизацию и списывает ее сумму на издержки производства или обращения. По договору лизинга он регулярно осуществляет платежи, погашая свою задолженность путем сопоставления выплат с обязательствами. После окончания договора он возвращает объект, списывая его остаточную стоимость на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Бухгалтерский учет у лизингополучателя: Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», Кредит субсчета 76-1 «Арендные обязательства по договору лизинга» – отражена стоимость поступившего автомобиля, равная сумме лизинговых обязательств (без НДС); Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит субсчета 76-1 «Арендные обязательства по договору лизинга» – учтена сумма НДС по лизинговым обязательствам; Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – расходы на автомобиль учтены как стоимость основного средства; Дебет субсчета 76-1 «Арендные обязательства по договору лизинга», Кредит субсчета 76-2 «Текущая задолженность по лизинговым платежам» – начислен текущий лизинговый платеж; Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»; Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация на автомобиль; Дебет субсчета 76-2 «Текущая задолженность по лизинговым платежам», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – погашено текущее обязательство по лизинговому платежу; Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по погашенному текущему лизинговому обязательству; Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 01 «Основные средства» – списана сумма начисленной амортизации автомобиля при его возврате; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 01 «Основные средства» – списана сумма остаточной стоимости автомобиля при его возврате. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем автомобиля. В этом случае все расходы, связанные с возвратом, в том числе расходы на страхование и транспортировку, несет лизингополучатель. Если по условиям договора лизинга автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя, то при возврате его лизингодателю остаточная стоимость на основании первичного учетного документа лизингополучателя отражается по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-5 «Задолженность по лизинговым платежам». Автомобиль, полученный (переданный) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора финансовой аренды (договора лизинга). По договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанный арендатором (лизингополучателем) автомобиль у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю автомобиль за плату во временное владение и пользование. Право собственности на предмет лизинга остается за лизингодателем. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и автомобиля осуществляется лизингодателем. Фактически лизинг представляет собой форму долгосрочной аренды, связанной с передачей в пользование автомобиля, который может использоваться в предпринимательской деятельности. Лизинговую сделку можно представить в несколько этапов: 1) заключается договор лизинга; 2) поставщик продает автомобиль лизингодателю; 3) лизингодатель оплачивает автомобиль; 4) поставщик производит поставку автомобиля; 5) лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи. В состав лизинговых платежей входят затраты на приобретение автомобиля, включая НДС, расходы на таможенное оформление, банковские, юридические, страховые расходы, связанные с приобретением автомобиля, привлечением кредитов для финансирования проекта и оформлением лизинговой сделки, вознаграждение лизингодателя, местные налоги. Размер вознаграждения лизингодателя определяется на основе существующих на момент передачи имущества рыночных ставок и зависит от финансового состояния лизингополучателя и гарантий исполнения его обязательств по лизинговой сделке. По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать: 1) метод «с фиксированной общей суммой», когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью; 2) метод «с авансом», когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении платежей с фиксированной общей суммой; 3) метод «минимальных платежей», когда в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизингодателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором. Лизингополучателю нужно заполнить анкету установленного образца, в которой указываются самые общие сведения: 1) наименование и организационно-правовая форма заявителя; 2) сведения о регистрации; 3) информация о руководителе и главном бухгалтере; 4) характер основного вида деятельности; 5) описание продукции, услуг; 6) характеристика автомобиля; 7) условия лизинга (стоимость автомобиля, срок контракта, возможность выкупа, график лизинговых платежей и пр.); 8) некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности заявителя и пр. Помимо указанных условий, в договоре устанавливаются: место и процедура передачи автомобиля; срок действия договора лизинга; порядок бухгалтерского учета, содержания и ремонта автомобиля; перечень предоставляемых лизингополучателю дополнительных услуг; общая сумма лизинговых платежей и размер вознаграждения лизингодателя; порядок расчетов. Особенности ведения лизинговых операций должны быть отражены в учетной политике организации. Лизинговые правоотношения оформляются несколькими взаимосвязанными договорами: 1) договором купли-продажи, заключаемым лизингодателем и продавцом; 2) договором финансовой аренды, заключаемым лизингодателем и лизингополучателем; 3) договором купли-продажи предмета лизинга между лизингодателем и лизингополучателем. Выкуп автомобиля, оформленный самостоятельным договором купли-продажи или совершаемый в рамках договора лизинга, признается составной частью реализуемой лизинговой сделки, которой предусмотрен выкуп автомобиля лизингополучателем. Однако такой способ покупки не уменьшает цену автомобиля, ведь лизингодатель, по сути, кредитует организацию, да и к тому же на сделке он должен заработать. Поэтому, чтобы окупить все риски и получить прибыль, цену договора устанавливают значительно выше цены приобретения автомобиля в обычных условиях. В этих условиях можно предложить следующую схему покупки. Итак, если организация располагает суммой на покупку автомобиля, но ее прельщает возможность сократить налоги, то нужно договориться с лизингодателем, что все расходы на покупку автомобиля организация возьмет на себя. Затем нужную денежную сумму организация перечислит лизингодателю в качестве займа, однако в договоре займа нельзя указывать, на что фактически выдаются деньги, можно ограничиться формулировкой: «заем на пополнение оборотных средств». Затем лизинговая организация (за полученные в долг средства) покупает нужный организации автомобиль и заключает договор лизинга. Предметом договора будет именно автомобиль, который хочет купить организация. Знать о том, что организация кредитует сама себя, будет только лизингодатель, в документах этот факт не указывается. В итоге никаких рисков у лизинговой организации нет, и это значит, что цена такой сделки увеличится по сравнению со стоимостью основного средства на вознаграждение лизинговой организации, а его размер оговаривается организациями. Взамен организация получит возможность сократить свои налоги. В течение срока договора организация будет платить лизинговые платежи, а лизингодатель – возвращать заем. Пример
Важно помнить, что любая налоговая схема – это определенный риск, и налоговый инспектор может проследить связь между договором лизинга и договором займа и в результате посчитать сделку притворной. Тогда все старания могут выйти боком: доначисление налога на прибыль, налога на имущество со всеми штрафами и пенями. Чтобы этого не случилось, нужно как можно тщательнее скрыть связь между договорами. Оптимальный вариант – провести заем через третье лицо (например, выдать деньги знакомой организации, а она в свою очередь выдаст заем лизинговой организации). В этом случае доказать зависимость между этой операцией и договором лизинга практически невозможно. Если же эти действия совершить накладно, можно установить временной промежуток между выдачей займа лизинговой организации и договором лизинга. Чем больше времени пройдет между двумя этими сделками, тем лучше. Это нужно, чтобы инспекторы не догадались, что деньги были выданы под покупку, и не смогли доказать, что деньги занимались именно для последующей лизинговой сделки. Обезопасить себя от претензий со стороны налоговой инспекции можно также выдав деньги не безвозмездным займом, а под проценты. Сроки возврата займа не должны совпадать с платежами в пользу лизинговой организации ни по времени, ни по сумме. 1.4. Аренда Эксплуатировать чужое транспортное средство можно двумя способами: 1) выплатить сотруднику компенсацию; 2) заключить договор аренды. Договор аренды – один из самых распространенных на практике договоров. Взяв в аренду автомобиль, организация-арендатор несет, помимо арендной платы, и иные расходы, связанные с автомобилем, эксплуатационные расходы и расходы на ремонт (текущий или капитальный) и капитальные вложения. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, является гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Для аренды транспортного средства нужно использовать положения: 1) общего характера (§ 1 «Общие положения об аренде»); 2) специального характера (§ 3 «Аренда транспортных средств»). К договору аренды транспортного средства предъявляются следующие требования: 1) заключается в письменной форме; 2) не нужна государственная регистрация, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как транспортное средство не признается недвижимостью. По этой же причине положения данного Закона, обязывающие проводить государственную регистрацию обременения прав на недвижимое имущество, не распространяются на аренду автомобиля. Арендодателем может быть не любое лицо, а лишь собственник имущества либо лицо, уполномоченное сдавать его в аренду законом или собственником. Вследствие несоблюдения этого требования договор может быть признан недействительным. Объектом договора являются транспортные средства. В договоре нужно индивидуализировать имущество, чтобы его можно было точно установить. Это требование п. 3 ст. 607 ГК РФ, в котором говорится о том, что при несоблюдении этого критерия условие об объекте аренды признается несогласованным, а договор – незаключенным. Договор аренды заключается на указанный в нем срок, в противном случае он считается заключенным на неопределенный срок. В последней ситуации любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за 1 месяц. Статьей 614 ГК РФ предусмотрены различные виды арендной платы. Для аренды транспортных средств наиболее распространены платежи в твердой сумме, вносимые периодически. Их размер может изменяться сторонами не чаще 1 раза в год. Если стороны хотят учитывать процент инфляции, курс валют, они могут установить поправочный коэффициент, учитывающий эти изменения. В этом случае размер арендной платы может изменяться чаще 1 раза в год, при этом условия договора не будут противоречить ограничению, так как установлен не платеж в твердой сумме, а лишь механизм его расчета. Например, в договоре может быть указано, кто оплачивает: 1) коммерческую эксплуатацию автомобиля, в том числе ГСМ и иные материалы, используемые при эксплуатации; 2) страхование автомобиля и гражданской ответственности, предусмотренные законом или договором. Если это не оговорено договором, то по умолчанию эти расходы несет арендатор. Условия договора имеют большое значение для признания расходов арендатора экономически оправданными. Так, если в нем сказано, что ГСМ оплачивает арендодатель, то арендатор не вправе учесть оплату бензина. Организация-арендатор, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть расходы на содержание арендованных транспортных средств без экипажа и страхование гражданской ответственности их владельцев при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, если договорами аренды обязанность по оплате таких расходов не возложена на иных лиц (письмо УФ НС от 20.11.2006 г. № 18–11/3/102521). У арендатора должно быть документальное подтверждение того, какие материалы (работы, услуги) были приобретены и для какого транспортного средства. Нужно обосновать необходимость и целесообразность расходов, которые учитываются по оплате. Транспортное средство передается арендатору и обратно арендодателю по акту приема-передачи, в котором отражаются дата передачи имущества, какое и в каком состоянии передано имущество; акт подписывается сторонами. Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи транспортного средства, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и у организаций есть основание для учета сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор). Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды ни налоговым, ни бухгалтерским законодательством не предусмотрено. Если организация, руководствуясь письмом ФНС РФ от 05.09.2005 г. № 02-1-07/81, не составит акта оказанных услуг, то в этом случае появляется риск, что налоговая инспекция в ходе налоговой проверки признает расходы необоснованными. Если же в договоре не оговорены сроки составления акта оказанных услуг, то акт должен составляться так часто, чтобы можно было признать расходы арендатора обоснованными (ежемесячно). Рассмотрим ситуации, когда арендатор при несоблюдении арендодателем требований ГК РФ вправе не платить арендную плату. Согласно п. 2 ст. 611 ГК РФ арендодатель должен передать транспортное средство вместе с принадлежностями и документами, например техпаспортом, если иное не указано в договоре. Допустим, документы не были представлены в срок, а без них арендатор не может эксплуатировать автомобиль в соответствии с его назначением или в большой степени лишен того, на что он мог рассчитывать при заключении договора. В этом случае он может потребовать от арендодателя эти принадлежности и документы, расторжения договора и возмещения причиненных убытков. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 11.01.2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» сделал вывод, которым может воспользоваться арендатор автомобиля: если арендодатель передал арендатору имущество без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата не подлежит взысканию. Иначе арендатор вправе не платить арендную плату до тех пор, пока соответствующие документы не будут представлены арендодателем. Если же арендодатель не предоставил арендатору в установленный в договоре срок транспортное средство, от него можно потребовать либо имущество, либо расторжения договора, а также в обоих случаях – возмещения убытков. До передачи автомобиля после оговоренного в договоре срока арендатор вправе не платить арендную плату. При эксплуатации транспортного средства постоянными являются затраты на бензин. Приобретение ГСМ и запасных частей для служебных автомобилей учитывается в составе материальных расходов (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11.01.2006 г. № 03-03-04/2/1 «Об учете для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебных автомобилей»). Например, нормы расхода масел устанавливаются в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива. Также есть поправочные коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации машины. Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобильный транспорт. Базовые нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте носят только рекомендательный характер. Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист, который и является основанием для списания ГСМ на себестоимость. В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Для учета ГСМ используется правая лицевая часть путевого листа. Показания спидометра на начало работы должны совпадать с показаниями спидометра на конец предыдущего дня работы автомобиля (при возвращении в гараж). А разница между показаниями спидометра за текущий день работы должна соответствовать общему количеству пройденных за день километров, указанной на оборотной стороне. Раздел «Движение горючего» заполняется в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены. Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации по данной машине, и по сравнению с этой нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм (Разпоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций „Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“): 1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии; 2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: 3) автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров; 4) самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5); 5) транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, – или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС. Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях: 1) для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива; 2) для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ; 3) для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) – в нормальных метрах кубических СПГ; 4) для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации). Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле: Qh = 0,01 х Hs x S x (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативный расход топлива, л; Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S – пробег автомобиля, км; D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. При аренде автомобиля обязанность страховать автомобиль и гражданскую ответственность законодательство возлагает на арендатора. Поэтому условия договора не должны противоречить данному требованию. В бухгалтерском учете оплата страхового полиса учитывается в расходах будущих периодов, если организация уплачивает единый взнос за весь период действия полиса или один раз за год. В этом случае составляются следующие проводки: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислен платеж страховой компании (вся сумма по договору); Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – сумма платежа учтена в составе расходов будущих периодов; Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов» – ежемесячно часть платежа списывается в расходы. Бухгалтерский учет у арендодателя: Дебет субсчета 01-2 «Автомобиль, сданный в аренду», Кредит субсчета 01-1 «Автомобиль в эксплуатации» – отражена передача автомобиля в аренду; Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – учтена ежемесячная сумма причитающейся к получению арендной платы; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – начислена ежемесячная сумма амортизации объекта; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – отражена причитающаяся бюджету сумма НДС по арендной плате; Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – поступила текущая сумма арендной платы; Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислена в бюджет сумма НДС; Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – подведен ежемесячный итог от сдачи объекта основных средств в аренду; Дебет субсчета 01-1 «Автомобиль в эксплуатации», Кредит субсчета 01-2 «Автомобиль, сданный в аренду» – отражен возврат автомобиля из аренды. Смысл проводок у арендатора состоит в том, что они отражают постановку арендованного объекта на забалансовый учет, начисление текущих арендных платежей (с учетом НДС) и их перечисление арендодателю. Бухгалтерский учет у арендатора: Дебет счета 001 «Арендованные основные средства», – поступил арендованный объект основных средств; Дебет счетов 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»), Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражена задолженность по текущему арендному платежу (без НДС); Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – учтен НДС по текущему арендному платежу; Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 51 «Расчетные счета» – перечислена арендная плата; Кредит счета 001 «Арендованные основные средства», – объект основных средств возвращен арендодателю. Если в договоре аренды автомобиля не указано, кто несет расходы на капитальный и текущий ремонт, то данная обязанность возлагается на арендатора, который вправе их учесть на основании подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Для обоснования необходимости проведения ремонта комиссия, созданная в организации, составляет акт технического осмотра и дефектную ведомость. В них указываются работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, предназначенные для замены детали. На основании дефектной ведомости составляется смета на проведение ремонта. Списание расходов на ремонт в бухгалтерском учете отражается в зависимости от того, собственными силами он осуществлен или с привлечением сторонних организаций. Для ремонта автомобиля организация может приобрести запчасти, и на основании подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ они могут быть учтены в составе расходов на ремонт основных средств. В качестве подтверждения понесенных затрат должны быть представлены документы, свидетельствующие об оплате ремонтных работ, акт приемки-передачи выполненных работ, а при осуществлении ремонта собственными силами – документы, подтверждающие оплату использованных деталей. Для замены изношенных деталей запчасти обычно приобретает подотчетное лицо (водитель, который в этот же день может осуществить замену). Если арендатор за период аренды выявил недостатки транспортного средства, тогда нужно руководствоваться ст. 612 ГК РФ, согласно которой арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие его использованию, даже если на момент заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При их обнаружении арендатор вправе: 1) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков; 2) удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; 3) потребовать досрочного расторжения договора. Следовательно, арендатор может возместить свои расходы только за счет средств арендодателя, поэтому учет этих расходов экономически не обоснован (письмо УФНС от 10.02.2006 г. № 20–12/11320). Пользование автостоянкой является, по существу, арендой, расходы на нее согласно подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ можно учесть как арендные платежи. Организации следует надлежащим образом в письменной форме оформить договор с организацией, содержащей автостоянку, с формулировкой «За услуги по содержанию автомобиля № ____________________ на автостоянке организации „____________________“». Кроме того, она должна подтвердить необходимость содержания автотранспорта, в том числе арендованного, на платной стоянке (например, по причине отсутствия у него собственного гаража или стоянки). В письме Минфина РФ от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404 сообщается, что расходы по оплате услуг автостоянки, подтвержденные квитанцией за парковку либо кассовым чеком, в целях налогообложения являются подтвержденными. Если организация арендует автомобиль у физического лица, например, своего работника, то ей необходимо знать особенности обложения выплат для целей исчисления НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Арендная плата является доходом арендодателя – физического лица и подлежит налогообложению по ставке 13 %, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.10.2006 г. № 03-05-01-04/277 «О порядке налогообложения договоров аренды транспортного средства»). Организация в этой ситуации становится налоговым агентом, поэтому с данных выплат она обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее и уплатить в бюджет. Плата за аренду признается доходом сотрудника организации, полученным по договору гражданско-правового характера. Объектами обложения страховыми взносами на ОПС являются объекты обложения ЕСН, поэтому согласно п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения взносами. Таким объектом не признаются выплаты, осуществленные в рамках гражданско-правовых договоров, если они связаны с передачей имущества в пользование. Если организация арендует автомобиль, то физическое лицо не оказывает ей услуг по управлению и техническому обслуживанию транспортного средства, а только передает имущество в пользование, поэтому арендная плата, начисленная арендодателю – физическому лицу, не признается объектом обложения страховыми взносами (письмо от 02.10.2006 г. № 03-05-01-04/277). 1.5. Обмен на имущество По договору мены обе стороны признаются и продавцом, и покупателем товара, поскольку каждая из них и продает, и покупает, только расчет между сторонами осуществляется не деньгами, а взаимозачетом стоимостного выражения ценности (оценочной стоимости) каждого из обмениваемых товаров. Поэтому согласно п. 2 ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно положения гл. 30 ГК РФ о договоре купли-продажи. Не каждое автотранспортное предприятие купит новый автомобиль, и при недостаточности денежных средств можно взять кредит в банке или воспользоваться предложением автосалона обменять свое старое транспортное средство на новое или подержанное, но в более хорошем состоянии с соответствующей доплатой. Такая схема является разновидностью услуги trade-in, предлагаемой продавцами автомобилей. Часто автосалоны грузовых автомобилей предлагают для обмена подержанные автомобили с небольшим пробегом, они более доступны по цене и не требуют обкатки, однако гарантию на такие автомобили продавец не предоставляет. Необходимость замены автомобиля возникает в результате его износа и выявления тех или иных неисправностей, которые ограничивают его эксплуатацию. Ремонт или восстановление автотранспорта влекут финансовые потери, да и неизвестно, сколько времени потребуется на предпродажную подготовку автомобиля. Основное достоинство услуги trade-in заключается в том, что для замены старого грузовика на новый требуется гораздо меньше времени. Продавец примет стоимость старой техники в зачет, а у автотранспортного предприятия будет возможность тут же выбрать подходящий вариант из находящихся на площадке продавца автомобилей, внеся лишь разницу в цене. К преимуществам trade-in можно отнести: 1) сокращение рисков транспортного предприятия (рисков изменения спроса, большего срока реализации, падения цены, ухудшения товарного вида или угона автомобиля); 2) сокращение собственных затрат на продажу автомобиля (все расходы, связанные с рекламой, проведением предпродажной подготовки, поддержанием товарного вида автомобиля, автосалон возьмет на себя). Важным аспектом обмена старого автомобиля на новый является оценка сдаваемой машины. Автосалону необходимо провести диагностику подержанного транспортного средства (а иногда и ремонт), предпродажную подготовку, а также потратиться на рекламу. Поэтому стоимость, за которую автосалон согласится взять подержанный автомобиль в счет частичной оплаты нового, будет ниже рыночной. Клиент, пользуясь услугой trade-in, может терять в среднем 9-10 % от рыночной стоимости подержанного автомобиля, а в отдельных случаях потери могут достигать и 20 %. Если же автотранспортное предприятие является постоянным клиентом автосалона, то при прочих равных условиях оценка старого автомобиля может существенно приблизиться к его рыночной цене, особенно если прежний автомобиль был куплен в этом же автосалоне. В данном случае автотранспортное предприятие даже может получить скидку с цены нового или подержанного автомобиля с небольшим пробегом. С юридической точки зрения сделка по обмену старого автомобиля на новый может быть оформлена договором мены, регулирование которого производится по правилам, установленным гл. 31 «Мена» ГК РФ. Каждая из сторон одновременно признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Право собственности на обмениваемые товары перейдет к сторонам после фактической передачи товаров друг другу, если иное не предусмотрено договором (ст. 570 ГК РФ). При обмене стороны могут передавать как равноценные, так и неравноценные товары. Лицо, передающее менее ценное имущество, обязано доплатить разницу в ценах, которую следует указать в договоре. В нем также могут быть отмечены цены реализации обмениваемых товаров. Цена нового автомобиля устанавливается автосалоном, а цена реализации старого определяется по согласованной сторонами оценке. Если изначально цены автомобилей в договоре не закреплены, то стороны могут внести изменения в договор (п. 1 ст. 450 ГК РФ). В случае, если в договоре указана только одна цена (например, нового автомобиля), то исходя из доплачиваемой разницы нужно определить цену другого автомобиля (стоимость нового автомобиля уменьшается на величину доплаты). Эта информация нужна для того, чтобы отразить реализацию автомобилей в бухгалтерском и налоговом учете каждой из обменивающихся сторон. На практике сделка по обмену автомобилей может быть оформлена проще – двумя договорами купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований. В этом случае в бухгалтерском и налоговом учете применимы общие правила признания доходов и расходов, которые не вызывают особых затруднений у бухгалтера. Более проблематичный вариант – оформление операции по обмену автомобиля договором мены. При обмене автомобиля в бухгалтерском учете отражаются доходы и расходы от выбытия старого автомобиля, а также расходы на приобретение и стоимость нового автомобиля. Выбытие старого автомобиля отражается в бухгалтерском учете как его реализация. Правила определения суммы доходов при исполнении обязательств неденежными средствами прописаны в п. 6.3 ПБУ 9/99. Выручка может быть определена по стоимости полученного автомобиля и по цене реализации переданного автомобиля. В ситуации с неравноценным обменом из этих двух вариантов лучше выбрать последний: каждая из сторон определит свои доходы по цене переданного автомобиля. Объясняется это тем, что цена полученного имущества не отражает выручку от реализации переданного актива. Ведь чтобы получить новый автомобиль, транспортная организация не только передает собственный, но еще и доплачивает. То же можно сказать и об автосалоне, выручка которого не ограничивается полученным автомобилем (в нее входит и сумма доплаты за разницу в цене). Следовательно, доходы от выбытия старого автомобиля транспортная организация отразит по цене его реализации, согласованной в условиях договора. В числе операционных расходов нужно отразить остаточную стоимость автомобиля и иные затраты, связанные с его выбытием (например, расходы на мелкий предпродажный ремонт). Расходы на приобретение нового автомобиля являются капитальными вложениями, формирующими его первоначальную стоимость, и в п. 11 ПБУ 6/01 предусмотрен особый порядок определения стоимости основного средства: 1) по стоимости транспортного средства, подлежащего передаче; 2) по стоимости полученного автомобиля. В ситуации неравноценного обмена стоимость приобретенного транспортной организацией нового автомобиля определяется по цене его реализации автосалоном. Ориентироваться на цену передачи собственного старого автомобиля не стоит, так как не только она определяет стоимость нового автомобиля, но и сумма доплаты за разницу в цене. При определении срока полезного использования приобретенного транспортного средства с пробегом предприятие вправе зачесть срок его предыдущей эксплуатации у бывших собственников (п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденых приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н). Пример[1]
Порядок определения выручки по товарообменным операциям определен в п. 4 ст. 274 НК РФ: доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ. Поэтому доходы от реализации старого автомобиля автотранспортное предприятие будет определять на основании согласованной сторонами его оценки. Если договором мены не предусмотрен иной порядок перехода права собственности на обмениваемые автомобили, чем установленный в ст. 570 ГК РФ, то момент признания доходов по договору мены у предприятий, применяющих метод начисления, соответствует моменту передачи имущества (ст. 39 и п. 3 ст. 271 НК РФ). Организации, применяющие кассовый метод, признают доход в день поступления нового автомобиля (п. 2 ст. 273 НК РФ). При этом до момента полной оплаты разницы в ценах организации не смогут начислять амортизацию по поступившему автомобилю (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ), поскольку его первоначальная стоимость еще не сформирована. Глава 25 НК РФ не содержит отдельного порядка определения первоначальной стоимости основных средств, полученных по товарообменным (бартерным) операциям. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. При обмене расходами автотранспортного предприятия на приобретение нового автомобиля (если в договоре не выделена его стоимость) являются сумма доплаты за разницу в цене и стоимость переданного автомобиля. Поэтому в бухгалтерском и в налоговом учете для формирования первоначальной стоимости нужно определить стоимость имущества, переданного автосалону. В качестве такой стоимости могут рассматриваться: 1) остаточная налоговая стоимость; 2) цена его реализации, согласованная с автосалоном. Однако в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налоговую остаточную стоимость можно подтвердить регистрами налогового учета и первичными документами на приобретение автомобиля, если они сохранились. Эти аргументы выступают в пользу первого варианта. В то же время цена нового автомобиля, указанная в договоре мены, соответствует сумме доплаты и цены реализации старого автомобиля (а не его остаточной стоимости). Поэтому и второй вариант тоже имеет право на существование. Да и к тому же автотранспортному предприятию он более выгоден с точки зрения расчета налога на прибыль (большая первоначальная стоимость, а значит, выше сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы). Выбор в пользу остаточной стоимости старого автомобиля при формировании первоначальной стоимости нового автомобиля не приведет к уменьшению налоговых обязательств, при этом возникнет необходимость применения ПБУ 18/02, так как появляется разница между стоимостью нового автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. В такой ситуации в отсутствие прямого нормативного регулирования, разъяснений финансистов и арбитражной практики нужно самостоятельно выбрать один из предложенных вариантов. Если поступивший на предприятие автомобиль уже эксплуатировался, то при определении нормы амортизации автотранспортное предприятие вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками. Однако нужно документально подтвердить срок эксплуатации автомобиля, например, паспортом транспортного средства (письмо Минфина России от 03.08.2005 г. № 03-03-04/1/ 142). При рассмотрении порядка обложения НДС товарообменных операций выделяют порядок определения налоговой базы по переданному имуществу и порядок применения налоговых вычетов по поступившему. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров, полученных им в денежной или натуральной формах (п. 2 ст. 153 НК РФ). Обычно для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 НК РФ). Таким образом, для целей уплаты НДС налоговая база при реализации старого автомобиля может определяться исходя из согласованной сторонами оценки, зафиксированной в договоре (ст. 568 ГК РФ). Моментом определения налоговой базы согласно п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав. Датой отгрузки считается дата составления первого по времени документа, оформленного на покупателя, т. е. налоговая база по НДС определяется в момент отгрузки независимо от момента перехода права собственности (письма Минфина России от 05.05.2006 г. № 03-04-11/80, ФНС России от 28.02.2006 г. № ММ-6-03/202@). Это значит, что если автотранспортное предприятие фактически передало старый автомобиль автосалону и эта операция оформлена соответствующими документами (например, накладной или актом приема-передачи), то предприятие обязано начислить НДС с реализации. Можно определять налоговую базу по реализации старого автомобиля при обмене на условиях trade-in по наиболее раннему моменту: 1) дате передачи автомобиля автосалону (дню отгрузки); 2) дате поступления нового автомобиля (дню оплаты). В соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ при использовании организацией собственного имущества в расчетах за приобретенные ею товары вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные, в случаях и в порядке, которые предусмотрены п. 4 ст. 168НКРФ. Установленный порядок применения налоговых вычетов не учитывает реальную рыночную стоимость передаваемого имущества, и если его балансовая стоимость будет меньше рыночной (указанной сторонами сделки), то сумма налогового вычета также будет меньше суммы, предъявленной предприятию. Следовательно, при применении неденежной формы расчетов сумма произведенного налогового вычета будет зависеть от способа начисления амортизации (в том числе коэффициента ускорения) и проведения (непроведения) переоценок. Следовательно, применение неденежной формы расчетов может привести к увеличению налоговой нагрузки на покупателя. Расчет суммы налога к возмещению может рассматриваться как один из тех случаев, когда сумма налога определяется расчетным методом по расчетной налоговой ставке 18/118. Оспорить иную позицию – применение налоговой ставки 18 % – возможно только в судебном порядке, однако в отсутствие арбитражной практики шансов у налогоплательщика немного. Пример
С 01.01.2007 г. согласно абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. Основным достоинством применения договора мены является отсутствие оборота денежных средств между сторонами сделки. Однако недостатки trade-in, связанные с налогообложением операций, могут превышать этот положительный эффект. Поэтому сделки по обмену автомобилями с доплатой с точки зрения налогообложения предпочтительнее оформлять договорами купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований. Порядок бухгалтерского учета может измениться только относительно даты признания отдельных операций, а в налогообложении решится проблема налогового вычета, который будет производиться в обычном порядке – исходя из суммы предъявленного поставщику налога. Не возникнет проблем и с определением первоначальной стоимости автомобиля, которая будет равна цене, указанной в договоре купли-продажи. 1.6. Вклад в уставный капитал В случае, когда предприятие получает от учредителя (который владеет, например, 100 % уставного капитала) не денежные средства на безвозвратной и безвозмездной основе, а дар в виде имущества – автомобиль, то до передачи транспортного средства в уставный капитал его нужно оценить. В обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос решается общим собранием участников (п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ), в акционерных обществах – собранием учредителей и совета директоров (п. 3 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ). Однако оценить имущество учредители (участники) могут только в пределах суммы его стоимости, определенной независимым оценщиком. Обязанность оценки неденежного вклада независимым оценщиком установлена как для акционерных обществ, так и для обществ с ограниченной ответственностью в случае, если стоимость доли участника превышает 200 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Нужно обратить внимание на денежную оценку учредителями (участниками) передаваемого автомобиля, так как именно этот показатель соответствует информации в учредительных документах и формирует первоначальную стоимость основного средства (п. 9 ПБУ 6/01). Остаточная стоимость автотранспортного средства может отличаться от суммы, в которую оценен учредителями (участниками) объект основных средств. Эта разница в бухгалтерском учете подлежит зачислению на финансовые результаты деятельности организации, а при налогообложении прибыли не учитывается (письмо Минфина России от 04.05.2005 г. № 03-03-01-04/1/224). Все другие расходы, связанные с передачей имущества в счет вклада в уставный капитал (в том числе и остаточная стоимость), не учитываются ни при налогообложении прибыли, ни в составе затрат в бухгалтерском учете (п. 3 ст. 270 НК РФ, ПБУ 10/99). С 2006 г. по транспортным средствам, которые передаются в качестве вклада в уставный капитал, нужно восстановить НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценки. При этом сумма НДС не включается в стоимость передаваемого имущества и подлежит возмещению у принимающей стороны. Сумма восстановленного НДС должна быть указана в документах, которыми оформляется передача транспортного средства. Однако передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации не признается реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Следует ли в данном случае выписывать счет-фактуру? Налоговый кодекс РФ не дает ответа на этот вопрос, поэтому исходя из того, что принимающая сторона принимает восстановленный НДС в общеустановленном порядке, во избежание разногласий с налоговыми инспекторами оформлением счета-фактуры не следует пренебрегать. Пример[2]
Активы, полученные безвозмездно (с учетом норм ст. 251 НК РФ), в целях бухгалтерского учета являются прочими доходами (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99). В бухгалтерском балансе стоимость безвозмездно полученных активов до момента их использования для нужд организации отражается в составе доходов будущих периодов. Признание прочих доходов от безвозмездного получения активов производится по мере отпуска этих активов на цели деятельности организации. Для обобщения информации о доходах будущих периодов в виде полученных безвозмездно активов предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Поэтому по мере начисления амортизации предприятие производит записи: Дебет счета 98-2 «Безвозмездные поступления», Кредит счета 91 «Прочие доходы». Пример
В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 выбытие активов, передаваемых в счет вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, не признается расходами организации. Согласно Плану счетов учет инвестиций в уставные (складочные) капиталы других организаций осуществляется на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции». Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. В случае передачи в уставный (складочный) капитал других организаций автотранспортного средства делаются бухгалтерские записи: Дебет субсчета 01-3 «Выбытие основных средств», Кредит субсчета 01-4 «Собственные основные средства» – списана сумма первоначальной стоимости объекта; Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации; Дебет счета 58 «Финансовые вложения», Кредит субсчета 01-3 «Выбытие основных средств» – списана сумма остаточной стоимости передаваемого объекта; Дебет счета 58 «Финансовые вложения», Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы» – отражена разница между стоимостью передаваемого объекта и оценкой вклада учредителя, установленной в учредительном договоре; Дебет субсчета 91-9 «Сальдо прочих расходов и доходов», Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» – отражена сумма прибыли от передачи автотранспортного средства. Доходы и расходы от передачи имущества в уставный капитал другой организации не учитываются для целей налогообложения прибыли (ст. 277 НК РФ). |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|