|
||||
|
Глава 5. Мероприятия по улучшению состояния автомобиля Работы по техобслуживанию, текущему и среднему ремонту автомобилей – это систематическое и своевременное предохранение их от преждевременного износа и поддержание в рабочем состоянии, при этом неизбежны расходы на оплату услуг станций техобслуживания или собственных ремонтных мастерских. На автомобилях часто устанавливается дополнительное оборудование, которое необходимо для выполнения дополнительных задач, но в каждом случае транспортной организации следует правильно классифицировать проводимые работы: техническое обслуживание, ремонт или модернизация транспортного средства, так как от этого зависят учет и налогообложение расходов, связанных с содержанием и восстановлением эксплуатационных характеристик автомобиля. Для организаций автомобильного транспорта отраслевым министерством – Минтрансом РФ – разработано много инструкций, регулирующих различные вопросы в сфере грузовых и пассажирских перевозок. В отраслевых документах говорится о технических моментах обслуживания и ремонта автомобиля. Организационно-правовые вопросы раскрыты в нескольких автомобильных инструкциях, в том числе в Положении о техническом обслуживании и ремонте: 1) подвижного состава автомобильного транспорта; 2) автотранспортных средств, принадлежащих гражданам. Техническое обслуживание и диагностирование автотранспортных средств начинаются с определения технического термина. Техническое диагностирование – это комплекс работ (операций) по определению технического состояния автотранспортных средств (агрегата, узла, системы). Диагностирование проводится на специальном оборудовании, без разборки объекта и позволяет точно установить текущие эксплуатационные характеристики автотранспортных средств. Под техническим обслуживанием автотранспортных средств подразумевается комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортных средств (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик. Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное, периодическое (ТО-1 и ТО-2) и сезонное. Ежедневное обслуживание обеспечивает контроль безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых автотранспортных средств – санитарную обработку кузова. Периодическое обслуживание предусматривает выполнение определенного объема работ через установленный изготовителем пробег автотранспортного средства, он выполняется на предприятиях техобслуживания или силами собственных ремонтных мастерских автотранспортного предприятия. Периодические ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду. Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год и предусматривает выполнение работ по подготовке автотранспортного средства к зимней или летней эксплуатации в соответствии с рекомендациями изготовителя. Сезонное обслуживание является самым трудоемким, оно включает все операции периодического технического обслуживания плюс дополнительный перечень работ. Автотранспортному предприятию необязательно вдаваться в подробности технической стороны обслуживания автомобиля, достаточно знать о том, что все перечисленные виды технического обслуживания имеют отличия, но в целом включают небольшой комплекс работ, занимают немного времени. 5.1. Переоценка Под влиянием инфляции балансовая стоимость автотранспортных средств может существенно отклоняться от стоимости их воспроизводства в современных условиях. Устранить это несоответствие позволяет переоценка. Переоценка носит добровольный характер и может проводиться коммерческими организациями по группам однородных автотранспортных средств не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года (п. 15 ПБУ 6/01)). Намечая проведение переоценки, предприятие, повышая за счет роста стоимости активов показатели своего имущественного и финансового состояния (стоимость чистых активов, размер уставного капитала), увеличивает и налоговые обязательства по налогу на имущество. В свою очередь уценка занижает кредитную и инвестиционную привлекательность автомобильного предприятия. Дополнительным сдерживающим фактором в принятии решения о проведении переоценки является трудоемкость этой процедуры, даже если она осуществляется специально созданной комиссией предприятия или при помощи сертифицированных оценщиков. Переоценивая автотранспорт, предприятие поставлено перед необходимостью лавировать между экономией на налогах и общей коммерческой привлекательностью. Поэтому вопрос о необходимости переоценки может решить только руководство предприятия исходя из его текущего финансового состояния и поставленных целей. Целями дооценки являются: 1) привлечение инвесторов; 2) увеличение уставного капитала посредством увеличения номинальной стоимости акций за счет добавочного капитала, сформированного в результате переоценки; 3) повышение регулируемых цен и тарифов. При дооценке амортизационные отчисления в бухгалтерском учете увеличатся, это экономически обосновывает рост цен и тарифов в условиях государственного регулирования; 4) получение кредита под залог автотранспорта, обеспечение гарантий в сделках своим имуществом. Целями уценки являются экономия на налоге на имущество и определение реальной рыночной стоимости автомобиля, моральный износ которого не учтен в балансовой стоимости. Чтобы получить право на переоценку, в соответствии с ПБУ 1/98 нужно закрепить это положение в учетной политике организации. Решение о проведении переоценки оформляется распорядительным документом (приказом руководителя) (п. 45 Методических указаний). Примерное содержание приказа о переоценке должно, как минимум, содержать следующие пункты: 1) провести переоценку по состоянию на 01.01.2008 г. следующих транспортных средств (перечень); 2) при проведении переоценки использовать пересчет по рыночным ценам на аналогичные транспортные средства; 3) для проведения переоценки назначить комиссию в следующем составе (перечень членов комиссии). Результаты переоценки отражаются в специальной ведомости, которая оформляется в произвольной форме, в ней нужно указать: 1) наименование автомобиля; 2) дату переоценки; 3) коэффициент переоценки основных средств; 4) новую стоимость имущества и порядок ее расчета; 5) общую сумму уценки (дооценки) автомобиля; 6) сумму, на которую надо уменьшить (увеличить) первоначальную стоимость автомобиля; 7) сумму, на которую надо уменьшить (увеличить) начисленную по нему амортизацию. На основании ведомости составляется бухгалтерская справка, приведем образец справки. «Комиссией в составе директора, главного бухгалтера, главного инженера в соответствии с приказом от ____________________ № ____________________ была проведена переоценка транспортных средств по состоянию на 1 января 2008 г. Результаты переоценки приведены в ведомости № 1 от 1 января 2008 г. В бухгалтерском учете данные по переоценке отражаются следующими записями: Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит счета 01 «Основные средства» – отражена сумма уценки первоначальной стоимости основных средств; Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – отражено уменьшение начисленной амортизации». Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем такая переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость автотранспорта, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (абз. 2 п. 15 ПБУ 6/01). Переоценку можно проводить не чаще одного раза в год и с учетом существенности отклонений балансовой стоимости от текущей восстановительной стоимости. Отказ в дальнейшем от регулярных переоценок может расцениваться как изменение учетной политики (письмо Минфина РФ от 07.02.2005 г. № 07-03-01/93), которое может производиться (п. 16 ПБУ 1/98) при: 1) изменении в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету; 2) разработке организацией новых способов бухгалтерского учета; 3) существенном изменении условий деятельности предприятия. В последних двух случаях изменение учетной политики, в том числе отказ от переоценки, производится в добровольном порядке самой организацией. Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, обособленно раскрыты в бухгалтерской отчетности, оформлены соответствующей организационно-распорядительной документацией (п. 17, 18, 21, 22 ПБУ 1/98). Изменения, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты организации, должны получить денежную оценку. При этом организация проводит сопоставление соответствующих показателей минимум за 2 года, предшествующих году, в котором будут применяться изменения в учетной политике, которые вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим приказом. В соответствии с п. 23 ПБУ 1/98 организация обязана раскрыть информацию об изменении учетной политики в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчет ности. Пример
Переоценивать основные средства можно двумя способами – методом прямого пересчета по документально подтвержденным ценам и методом индексации. Метод прямого пересчета означает, что рыночная стоимость основного средства определяется исходя из любых документов – заключения оценщика, данных от производителя, статистических служб, торговых инспекций, информации в СМИ и специальной литературе. Метод индексации подразумевает, что организация корректирует стоимость основных средств на индексы инфляции, разрабатывать такие индексы должен Росстат. Однако официально они не публикуются, поэтому метод индексации на практике не применяется. При переоценке дорогостоящих транспортных средств лучше прибегнуть к услугам оценщика, ведь если имущество подешевело, то организация будет платить с него меньший налог на имущество. Если стоимость транспортного средства увеличилась, результаты переоценки отражаются на счете 83 «Добавочный капитал» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства». Если же в прошлые периоды была произведена уценка актива, то равную ей сумму дооценки нужно отразить на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Если в предыдущие периоды была проведена дооценка этого транспортного средства, то равную ей сумму уценки надо отразить на счете 83 «Добавочный капитал». После переоценки транспортного средства корректируется амортизация, начисленная до 1 января того года, когда изменена стоимость основного средства. Если увеличение стоимости актива в текущем году больше, чем его уценка в предыдущие периоды, поступают следующим образом. Величину дооценки, равную сумме предыдущей уценки, отражают на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а величину превышения отражают на счете 83 «Добавочный капитал». Изменение амортизации учитывается на тех же счетах в соответствующей доле. Аналогичным образом поступают с уценкой большей, чем величина дооценки в прошлые годы. На практике группы однородных объектов для переоценки соответствуют Классификации транспортных средств, включаемых в амортизационные группы. В целях оптимизации налогообложения или финансовых показателей правильнее проводить не сплошную переоценку транспортных средств, а отдельные группы однородных транспортных средств, в большей степени влияющих на эти показатели. В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, результаты переоценок основных средств не отражаются. Они не учитываются в качестве дохода или расхода при формировании налоговой базы, не принимаются при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). Автотранспортные предприятия не могут экономить на налоге на прибыль за счет проведения дооценки транспортных средств и увеличения размеров амортизационных отчислений, но у них остается возможность экономить на налоге на имущество в случае проведения уценки. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2008 г., установил порядок расчета среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объктом налогообложения за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученное в результате сложения. Сумму остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, т. е. 31 декабря. Несмотря на то что начало действия Закона – 01.01.2008 г., в письме Минфина РФ от 06.09.2007 г. № 03-05-06-01/99 разъяснено, что новый порядок должен применяться при расчете налога на имущество организаций за 2008 г. Глава 21 НК РФ не предполагает единого подхода к учету результатов переоценки. В некоторых случаях результаты переоценки принимаются при исчислении НДС, в других должны быть исключены. По автотранспортным средствам восстановлению подлежат суммы НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (п. 3 ст. 170 НК РФ), при этом необходимо обеспечить возможность установления такой суммы. Пример
После того как была принята гл. 25 НК РФ в ст. 257 НК РФ было предусмотрено, что «…при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях (налогового учета) учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 01.01.2002 г. и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 01.01. 2002 г. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 % от восстановительной стоимости объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2001 г. (с учетом переоценки по состоянию на 01.01.2001 г., произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 г.). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 01.01.2002 г., отраженной налогоплательщиком в 2002 г., не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации. При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу (гл. 25 НК РФ) переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения…». Именно поэтому большинство организаций прекратило проведение переоценок. Однако не нужно забывать, что переоценка может быть весьма эффективным инструментом при учете интересов акционеров (участников) организаций и формировании увеличенных уставных капиталов, а так же при учете интересов организаций в условиях государственного регулирования цен и тарифов. Например, когда налоговый и бухгалтерский учет амортизации основного средства (по положению ст. 257 НК РФ) не совпадают, акционеры могут получить нужный размер дивидендов при сближении налоговой и бухгалтерской стоимости основных средств, так как именно за счет переоценки удается найти сбалансированное решение, удовлетворяющее интересы акционеров (участников) и предприятий как хозяйствующих субъектов. 5.2. Модернизация Под модернизацией (реконструкцией) подразумеваются работы, приведшие к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (в нашем случае – автомобиля) с пересмотром срока полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01). Итак, восстановление автомобиля может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на модернизацию (реконструкцию) после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость автомобиля, если в результате улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) (п. 27 ПБУ 6/01). Затраты, связанные с модернизацией (включая затраты по модернизации автомобиля, осуществляемой во время капитального ремонта), отражаются в регистрах учета аналогично капитальным вложениям. Модернизация автомобилей (обычно в виде дооборудования) встречается значительно реже, чем ремонт. Она возникает в том случае, если заменяются вполне работоспособные детали (узлы), причем новые отличаются мощностью, удобством пользования, экономичностью, безопасностью и пр. Например, это могут быть: 1) замена двигателя, коробки передач (например, механической на автоматическую); 2) установка дополнительных элементов безопасности (воздушных подушек); 3) установка дополнительного топливного оборудования (по видам топлива – газ вместо бензина или система для экономии ГСМ); 4) дооборудование всякого рода удобствами, начиная с магнитолы и сигнализации и заканчивая электрообогревом сидений и зеркал; 5) дооборудование дистанционным пуском двигателя или открыванием багажника с водительского места. Затраты, связанные с улучшением технических характеристик транспорта, на себестоимость не относятся. Пример
По окончании модернизации оформляется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). В нем указывается первоначальная стоимость основного средства с учетом модернизации. На основании этого акта вносятся изменения в инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6). Пример
При замене кузова автомобиля вносят изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства и его паспорт. При этом суммы расходов, понесенных в связи с совершением регистрационных действий, включаются в расходы по модернизации автомобиля. Пример
В налоговом учете модернизация учитывается по другому, так как согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ часть затрат на модернизацию в размере 10 % организации могут включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией, как суммы начисленной амортизации (письмо Минфина России от 11.10.2005 г. № 03-03-04/2/76 «О порядке начисления амортизации с 1 января 2006 года»). Эти расходы в целях налогообложения признаются в том месяце, когда была изменена первоначальная стоимость модернизированного автомобиля (п. 3 ст. 272 НК РФ). Остальные 90 % расходов на проведение модернизации транспортных средств включается в первоначальную стоимость автомобиля (п. 2 ст. 257 НК РФ). Причем в качестве отдельного объекта амортизируемого имущества могут учитываться только расходы на модернизацию в виде неотделимых улучшений в арендованное имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ). Пример
Внешнюю «отделку» автомобиля и улучшение интерьера салона большинство автовладельцев отождествляли с тюнингом. Однако это более широкое понятие, подразумевающее «доводку» не только внешних и внутренних деталей кузова, но и улучшение эксплуатационных характеристик силового агрегата, трансмиссии, тормозной системы, подвески и многих других узлов и агрегатов автомобиля. Тюнинг – это та же модернизация, только в дорогом и качественном исполнении. Единственное его отличие состоит в том, что он не изменяет предназначения транспортного средства, поэтому не всегда между этими понятиями можно поставить знак равенства. Установленные на автомобиль дорогостоящие запчасти улучшают не только его технические характеристики, но и повышают его рыночную стоимость. Стоимость транспортного средства должна быть объективной и давать представление не о цене автомобиля в заводской комплектации, а о стоимости его тюнинговой топ-версии. Такой же порядок применяется и для налогообложения. Заказчиками тюнинга являются в основном граждане – владельцы легковых автомобилей, однако не стоит забывать, что у транспортного предприятия, помимо рабочих автомашин, есть машины, которые используются в управленческих целях. Затраты на оплату тюнинга конечно экономически не обоснованы и не должны учитываться при налогообложении прибыли, однако все зависит от вида тюнинга, например, расходы на установку дополнительной защиты кузова автомобиля от механических повреждений могут быть учтены при налогообложении как расходы на модернизацию автомобиля Не исключено, что отстоять свою позицию организация сможет и при других видах тюнинга, если затраты по тюнинговым услугам она включит в стоимость транспортного средства и спишет как расходы по модернизации и дооборудованию амортизируемого имущества. 5.3. Дооборудование Расходы на дооборудование автотранспорта могут влиять и на формирование облагаемой базы по целому ряду налогов: НДС, налогу на имущество, на прибыль, на приобретение автотранспортных средств. Затраты на дооборудование увеличивают первоначальную стоимость транспортных средств, а увеличение первоначальной стоимости относится на добавочный капитал организации. Однако затраты на дооборудование увеличивают первоначальную стоимость только после того, как соответствующие работы полностью выполнены, а до этого момента все расходы отражаются на счете 08 «Капитальные вложения». Дооборудование основных средств отражается в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет субсчета 08-3 «Строительство объектов основных средств», Кредит счетов 10 «Материалы» (23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – отражены расходы на дооборудование основного средства; Дебет счета 01 «Основное средство», Кредит субсчета 08-3 «Строительство объектов основных средств» – увеличена первоначальная стоимость основного средства после полного окончания работ по его дооборудованию. Для отнесения затрат на увеличение первоначальной стоимости основного средства нужен акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, составленный по форме № ОС-3. На основании акта-приемки производятся соответствующие записи в прежней инвентарной карточке объекта основных средств (форма № ОС-6). Если отражение всех изменений в указанной инвентарной карточке затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного номера) с отражением показателей, характеризующих дооборудованный или реконструируемый объект. Поэтому расходы по приобретению и установке оборудования считаются расходами по дооборудованию транспортных средств и относятся в конечном итоге на увеличение стоимости автомобиля. Если организация относится к отрасли сферы материального производства, то расходы на дооборудование автотранспорта производственного назначения (без учета НДС) уменьшают его налогооблагаемую прибыль. Однако если в течение 2 лет после того, как предприятие применило льготу по налогу на прибыль, дооборудованное транспортное средство будет реализовано или передано безвозмездно, то налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена на остаточную стоимость этого основного средства. Если предприятие реализует дооборудованное транспортное средство, с момента покупки которого прошло более 2 лет, а с момента дооборудования – менее 2 лет, то налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена не на всю остаточную стоимость транспортного средства, по которому была применена льгота, а только на остаточную стоимость расходов на его дооборудование. Пример
Нужно помнить, что в отличие от затрат на ремонт расходы по дооборудованию для целей налогообложения, как и в бухгалтерском учете, относятся к капитальным и учитываются не единовременно (п. 5 ст. 270 НК РФ), а равномерно посредством амортизационных отчислений. Единственное отличие – 10 % дооборудования можно сразу списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Остальные 90 % уменьшают налогооблагаемую прибыль равномерно и могут составить существенные суммы штрафных санкций, если налогоплательщик учел эти расходы единовременно, приняв их за затраты на ремонт. Очень часто дооборудованию подвергаются автотранспортные средства, находящиеся в аренде. Порядок отражения расходов на произведенные с согласия арендодателя неотделимые улучшения транспортного средства в бухгалтерском и налоговом учете зависит от содержания договора аренды имущества. Если договором аренды определено, что арендатор вправе произвести неотделимые улучшения объекта, то стоимость таких улучшений компенсируется арендодателем. С 01.01.2006 г. капитальные вложения в предоставленные в аренду транспортные средства в форме неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом, и амортизировать указанные улучшения будет арендодатель. В целях налогообложения прибыли стоимость переданных арендодателю капитальных вложений признается в составе доходов от реализации имущества (п. 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом организация имеет право уменьшить доходы от реализации на стоимость выполненных подрядчиком работ без учета НДС (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Безвозмездно полученные транспортные средства отражаются следующим образом: Дебет субсчета 08-4 «Приобретение объектов основных средств», Кредит субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления». По мере признания в отчетном периоде прочих доходов (по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному имуществу) в бухгалтерском учете оформляется следующая проводка: Дебет субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления», Кредит субсчета 91-1 «Прочие доходы». Амортизация по автотранспортным средствам начисляется одним из способов, приведенных в п. 18 ПБУ 6/01, в соответствии с учетной политикой организации. Договором определено, что арендатор вправе произвести неотделимые улучшения объекта и стоимость таких улучшений компенсируется арендодателем. Тем самым арендодатель обосновывает свою позицию так, что эти неотделимые улучшения необходимы именно арендатору, и, если договор аренды не содержит прямого положения о том, что стоимость улучшений компенсируется арендодателем, арендатор не имеет права на компенсацию. Амортизация по неотделимым улучшениям транспортного средства в налоговом учете начисляется в течение договора аренды по нормам амортизации, которые определены с учетом срока полезного использования, установленного по арендованному имуществу в соответствии с Классификацией основных средств (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/233). Например, если срок полезного использования автомобиля превышает срок действия договора аренды, тогда у арендатора останется недоамортизированная часть стоимости арендованного автомобиля. Однако можно договор аренды пролонгировать, и в этом случае арендатор сможет продолжить начисление амортизации по арендованному транспортному средству. Арендатор передает арендодателю автомобиль по окончании срока договора аренды, а так же вместе с ним передает проведенные неотделимые улучшения. Эта передача производится, как правило, безвозмездно, а в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ безвозмездная передача имущества признается объектом обложения НДС, и налоговая база при безвозмездной передаче определяется исходя из рыночной стоимости автомобиля (п. 2 ст. 154 НК РФ). Арендатор признается плательщиком НДС, и имеет право на вычет сумм «входного» налога, связанного с работами по созданию неотделимых улучшений автотранспортных средств, однако не сможет учесть недоамортизированную стоимость неотделимых улучшений в целях налогообложения прибыли на основании положений п. 16 ст. 270 НК РФ. В случае если арендатор без согласия арендодателя произвел улучшения автомобиля, то согласно п. 3 ст. 623 ГК РФ он не имеет права на возмещение арендодателем сделанных расходов. Потому что арендатор не имеет права вносить какие-либо изменения в арендованный автомобиль по своему желанию. По окончании срока договора аренды арендатор вернет имущество арендодателю в том состоянии, в котором он получил его (с учетом износа) или в состоянии, обусловленном договором. Если арендодатель, не дал своего согласия на проведение улучшений автомобиля он может принять эти улучшения без возмещения их стоимости арендатору, или не принять улучшений и потребовать от арендатора привести автомобиль в то состояние, в котором он был передан. В учете арендатора передача улучшений будет рассматриваться как безвозмездная передача, если арендодатель принимает имущество с улучшениями без возмещения их стоимости арендатору. Капитальные вложения в арендованный автомобиль, произведенные без согласия арендодателя, с точки зрения налогового учета не являются амортизируемыми (п. 1 ст. 256 НК РФ). И в бухгалтерском учете арендатор должен начислять амортизацию по расходам на дооборудование, а для целей налогового учета – нет. В такой ситуации в бухгалтерском учете арендатора образуются постоянные разницы. В соответствии со ст. 259 НК РФ правом на амортизационную премию в размере не более 10 % может воспользоваться и арендатор, осуществляющий улучшения арендованного объекта основных средств, так как налоговое законодательство не содержит ограничений для вышеуказанной категории налогоплательщиков. Если арендатор использует эту возможность, то он должен закрепить это право в учетной политике организации. Капитальные вложения в арендованный объект включаются в состав прочих доходов, причем оценка этих доходов производится из рыночной стоимости такого имущества (по амортизируемому имуществу – не ниже его остаточной стоимости). Срок полезного использования отдельных объектов дополнительного оборудования и автомобиля в целом предусмотрен в следующем порядке. Например, при наличии у автомобиля нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В зависимости от состояния автомобиля, на который устанавливается дополнительное оборудование, и срока его эксплуатации дополнительное оборудование может быть принято к бухгалтерскому учету следующим образом: 1) в случае отличия срока полезного использования автомобиля от срока полезного использования дополнительного оборудования указанные объекты подлежат отражению в составе основных средств организации как различные инвентарные объекты; 2) если срок полезного использования автомобиля совпадает со сроком полезного использования дополнительного оборудования, автомобиль и такое оборудование подлежат отражению как единый инвентарный объект. В последнем случае приобретенное для установки на автомобиле оборудование может быть принято к учету на счет 07 «Оборудование к установке». После установки оборудования на автомобиль его стоимость списывается со счета 07 «Оборудование к установке» в Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Изменение первоначальной стоимости автотранспортных средств при их достройке и дооборудовании отражается по Дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы». 5.4. Ремонт Ремонт автомобиля должен проводиться в соответствии с планом, который заранее разрабатывают на основании технических характеристик автомобиля, условий его эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. План составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденного приказом или распоряжением руководителя учреждения. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. Ремонт – это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности транспортных средств (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, медицинские, сварочные, окрасочные и другие работы. Исходя из назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный. Капитальный ремонт предназначен для устранения неисправности транспортных средств, агрегатов и узлов и, главное, восстановления их ресурса (не менее чем на 80 %). Капремонт производится на специализированных ремонтных предприятиях с полной разборкой объекта ремонта, включает дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание. Агрегат направляется в капремонт, если базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата либо его работоспособность не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения текущего ремонта. Средний ремонт допускается в виде исключения в случаях эксплуатации транспортных средств, в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт предусматривает замену двигателя, требующего капремонта, диагностирование технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей, окраску кузова и другие работы, обеспечивающие восстановление всего автомобиля. Средний ремонт нужно проводить не чаще 1 раза в год. На текущий ремонт временных ограничений не установлено. Он проводится для устранения возникших отказов и неисправностей, а также для предупреждения отказов и неисправностей, выполнения работ по восстановлению или замене в транспортном средстве отдельных деталей, узлов или агрегатов (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. Часто текущий ремонт совмещается с техническим обслуживанием, в ходе которого проводятся не только контрольно-диагностические работы, но и замена отдельных деталей, узлов и агрегатов транспортного средства. В этом случае разграничить ремонт по представляемым в бухгалтерию документам достаточно сложно, поэтому расходы по тому и другому комплексу работ относятся к текущим затратам, а правила их учета и налогообложения практически одинаковы. Любой ремонт делают для того, чтобы поддержать транспортные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт не улучшают технические характеристики автомобиля, не изменяют его назначение и не придают новые качества отремонтированным транспортным средствам. Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют. В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности, и нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета автотранспортных средств, предоставляют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств: 1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов (расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены; 2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств; 3) учет расходов на ремонт можно вести с применением счета расходов будущих периодов. Организация должна выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных способов учета расходов на ремонт автотранспортных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества автотранспортных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт нужно зафиксировать в учетной политике. Пример
Затраты на восстановление автотранспортных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств отражаются в по статье «Расходы на ремонт основных средств». Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части». На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте. Пример
При создании резерва на проведение ремонта отчисления определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и нормативных отчислений, утверждаемых организацией. В бухгалтерском учете создание резерва на проведение ремонта отражается следующим образом: Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» – отражены ежемесячные отчисления в резерв на проведение ремонта. Если у автомобиля, требующего ремонта или попавшего в дорожно-транспортное происшествие, нужно произвести замену кузова, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, учитывают следующее: 1) номерные запасные части должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе автотранспортных средств независимо от их стоимости; 2) если в карточке учета основного средства не указана стоимость номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации нужно получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей; 3) при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей. Глава 25 НК РФ предлагает два варианта учета расходов на ремонт автотранспортных средств для целей налогообложения (ст. 260 НК РФ): 1) расходы на ремонт автотранспортных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; 2) под предстоящие ремонты автотранспортных средств может формироваться резерв для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта автотранспортных средств. Выбранный организацией способ учета расходов на ремонт автотранспортных средств должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Величина расходов на ремонт автотранспортных средств формируется в налоговом учете методом суммирования всех расходов, связанных с ремонтом (стоимость запасных частей, расходных материалов, расходы на оплату труда, стоимость работ, выполненных сторонними силами и прочее). Если организация не образует резерв на ремонт автотранспортных средств, то сумма расходов на ремонт, сформированная в течение текущего месяца, включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода. Излишне зарезервированные суммы, при инвентаризации резерва расходов на ремонт транспортных средств, в конце отчетного года отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Пример
5.5. Изменение срока полезного использования и норм амортизации Срок полезного использования модернизированного автомобиля определяется: 1) в бухгалтерском учете – при принятии объекта основных средств к учету (п. 20 ПБУ 6/01); 2) в налоговом учете – на дату ввода в эксплуатацию объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ). В налоговом учете в зависимости от срока полезного использования объект основных средств включается в ту или иную амортизационную группу. Объекты автотранспортных средств переоцениваются по текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). Текущая восстановительная стоимость является себестоимостью воспроизводства абсолютно идентичного объекта со всеми присущими ему достоинствами и недостатками при сложившемся в современных условиях уровне цен. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: 1) данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; 2) сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; 3) сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; 4) оценка бюро технической инвентаризации; 5) экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств. Исходными данными для переоценки транспортного средства являются: 1) первоначальная или восстановительная (если объект переоценивался ранее) стоимость объекта, учтенная на счете 01 «Основные средства» по состоянию на 31 декабря предыдущего года; 2) сумма амортизации, начисленная за все время использования объекта, по состоянию на 31 декабря предыдущего года; 3) документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемого объекта (транспортного средства) по состоянию на 1 января отчетного года. После того как текущая (восстановительная) стоимость установлена, необходимо скорректировать начисленную по объекту амортизацию, для этого используется следующая формула: А кор = ВС / ПС х А – А,Изменение амортизации рассчитывается по следующей формуле: ЖА = ВС / ПС Ч А – А,где А кор – сумма корректировки начисленной амортизации; ЖА – изменение начисленной амортизации; ВС – новая восстановительная стоимость объекта основных средств; ПС – первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств; А – начисленная амортизация по объекту основных средств. Отразить все эти операции в бухгалтерском учете можно следующим образом. Произведена дооценка объекта основных средств: Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 83 «Добавочный капитал» – увеличена первоначальная стоимость основных средств; Дебет счета 83 «Добавочный капитал», Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – увеличена начисленная амортизация основных средств. Произведена дооценка объекта основных средств, если ранее была отражена его уценка: Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – увеличена первоначальная стоимость основных средств на сумму, не больше размера предыдущей уценки; Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» – увеличена начисленная амортизация основных средств. Произведена уценка объекта основных средств: Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит счета 01 «Основные средства» – уменьшена первоначальная стоимость основных средств; Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – уменьшена начисленная амортизация основных средств. Произведена уценка объекта основных средств, если ранее была отражена его дооценка: Дебет счета 83 «Добавочный капитал», Кредит счета 01 «Основные средства» – уменьшена первоначальная стоимость основных средств; Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 83 «Добавочный капитал» – уменьшена начисленная амортизация основных средств. Амортизационные отчисления и стоимость переоцененных основных средств по данным бухгалтерского и налогового учета не будут совпадать. В связи с этим при начислении амортизации возникают постоянные разницы. Если в результате модернизации эксплуатировать объект основных средств можно дольше, чем было установлено ранее, то в бухгалтерском учете первоначальный срок полезного использования нужно увеличить (п. 20 ПБУ 6/01). Можно увеличивать срок полезного использования объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ), но можно и не менять срок полезного использования модернизированного объекта (письма Департамета налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10.10.2005 г. № 03-03-04/1/264 и от 02.03.2006 г. № 03-03-04/1/168). Организация может не увеличивать срок полезного использования модернизированного основного средства в налоговом учете, только если не увеличен срок полезного использования в бухгалтерском учете. Если же в бухгалтерском учете срок полезного использования был увеличен после проведенной модернизации, то и в налоговом учете необходимо его изменить в сторону увеличения. Причем в налоговом учете увеличить этот срок можно лишь в пределах того срока, который установлен по соответствующей амортизационной группе основных средств Классификации (письмо Минфина России от 14.04.2005 г. № 03-01-20/2-56). Если по объекту основных средств изначально был установлен максимальный срок полезного использования, то после проведения модернизации увеличить этот срок организация не может. Пример
Если организация начисляет амортизацию в бухгалтерском учете линейным способом, то ежемесячная сумма амортизационных отчислений (С) после амортизации рассчитывается по формуле: С = (ОС + З)/С1, где ОС – остаточная стоимость основного средства; З – затраты на модернизацию; С1– оставшийся срок полезного использования после его увеличения. Применять эту формулу при расчете суммы амортизации модернизированного объекта нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ по модернизации. По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость основного средства с учетом расходов на модернизацию будет полностью амортизирована. Пример (продолжение)
В налоговом учете при линейном методе сумма амортизации в отношении основных средств определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизационных отчислений (п. 4 ст. 259 НК РФ). Норма амортизации (А) в этом случае рассчитывается по формуле: А = 1/Спи х 100 %,где Спи – срок полезного использования объекта основных средств. Норма амортизации зависит только от срока полезного использования. Поэтому при увеличении срока после проведенной модернизации норма амортизации должна уменьшиться. Иными словами, если после модернизации организация увеличит срок полезного использования объекта, то норму амортизации ей следует пересчитать. В бухгалтерском учете первоначальный срок полезного использования автомобиля нужно увеличивать в результате его модернизации, в налоговом учете организация может не изменять этот срок (письма Минфина России от 10.10.2005 № 03-03-04/1/264 и от 02.03.2006 № 03-03-04/1/168). В бухгалтерском учете нет ограничений по увеличению срока полезного использования объекта, если такое решение принято организацией. В налоговом учете, увеличение срока возможно только в пределах срока, установленного для соответствующей амортизационной группы. Итак, в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случае модернизации. Организация вправе увеличить срок полезного использования автомобиля после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции (модернизации или технического перевооружения) такого автомобиля произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования может осуществляться в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен автомобиль. Таким образом, если после модернизации автомобиля произошло увеличение срока его полезного использования, то организация может увеличить срок его полезного использования, однако норма ст. 258 НК РФ не содержит в себе обязанности производить такое увеличение. В случае, если проведена модернизация полностью амортизированного автомобиля, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость, поэтому сумма модернизации будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении в эксплуатацию этого основного средства. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ в случае модернизации автомобиля его первоначальная стоимость изменяется, и произведенные организацией расходы собираются в отдельном налоговом регистре. Также п. 1 ст. 258 НК РФ организации предоставлено право увеличить срок полезного использования после модернизации. При применении линейного метода сумма амортизации рассчитывается в соответствии со ст. 259 НК РФ исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, определяемой по сроку полезного использования автомобиля. При линейном методе норма амортизации (К) рассчитывается по формуле: К=(1 /n) х 100 %,где, n – срок полезного использования. НК РФ не предусмотрен пересчет норм амортизационных отчислений при увеличении стоимости автомобиля. Поэтому, исходя из того, что срок полезного использования не изменяется, норма амортизации остается прежней, а период погашения стоимости автомобиля увеличивается пропорционально его остаточной стоимости после модернизации и первоначальной норме амортизации. Однако два понятия: «срок полезного использования» и «срок начисления амортизации», нужно различать. Так, исходя из срока полезного использования, рассчитывается норма амортизации. Сроком начисления амортизации является период, в течение которого погашается стоимость амортизируемого имущества. И если в результате модернизации автомобиля не меняется срок его полезного использования, то срок начисления амортизации по автомобилю увеличится в связи с увеличением первоначальной стоимости после модернизации. Начислять амортизацию организация прекращает только после полного погашения стоимости или выбытия автомобиля из состава амортизируемого имущества. Пример
Федеральный закон от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в порядок начисления амортизации, в том числе после модернизации, так ст. 259 НК РФ дополнена п. 1.1 Новая норма предоставляет организации право включить в состав расходов отчетного периода не более 10 % осуществленных расходов на модернизацию, п. 3 ст. 272 НК РФ уточнил момент признания этих затрат: они признаются в расходах того отчетного (налогового) периода, в котором изменилась первоначальная стоимость основного средства. Остальная сумма расходов пойдет на увеличение первоначальной стоимости модернизированного объекта. Поэтому порядок списания стоимости модернизированного автомобиля без увеличения срока полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете отличается. В бухгалтерском учете сумма амортизационных отчислений увеличивается исходя из оставшегося срока полезного использования. В налоговом учете, в связи с тем, что сумма амортизационных отчислений изменится в сторону увеличения (но будет меньше бухгалтерской), приведет к возникновению вычитаемой временной разницы и отложенного налогового актива (приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02»). В налоговом учете амортизационные отчисления учитываются в составе расходов после окончания срока полезного использования автомобиля до полного погашения стоимости амортизируемого имущества. Различия в учете могут также возникнуть при формировании расходов на модернизацию основных средств. Например, проценты по кредиту, формирующие первоначальную стоимость автомобиля, в бухгалтерском учете относятся в состав прочих расходов (доходов). Таким же образом нужно отражать и затраты на модернизацию объектов автомобиля в части прочих расходов. В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства: 1) переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование; 2) переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; 3) по решению руководства организации находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. Если объект основных средств не используется в деятельности организации, направленной на получение дохода, амортизация для целей налогового учета также не начисляется (письмо Минфина РФ от 06.05.2005 г. № 03-03-01-04/1/236). Для легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых выше 600 000 руб. и 800 000 руб., при приобретении организация должна к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). Если организация продает основное средство, по которому она применяла пониженные нормы амортизации, то перерасчет налоговой базы на сумму не начисленной амортизации не производится. Пример
|
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|