|
||||
|
Глава 4 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 4.1. Государственные ценные бумаги Учитывая особенности определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом, которые установлены ст. 276 НК РФ, следует учесть порядок налогообложения, предусмотренный в отношении операций с ценными бумагами. Принцип определения процентного дохода по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ, а также муниципальным ценным бумагам введен в ст. 281 НК РФ. Таким доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом соответствующих ценных бумаг, в виде процентной ставки к их номинальной стоимости. Если по ценным бумагам процентная ставка не установлена, доход рассчитывается как разница между номинальной стоимостью и стоимостью первичного размещения данной ценной бумаги. Эта стоимость исчисляется как средневзвешенная цена на дату признания соответствующего выпуска ценных бумаг размещенным согласно установленному порядку. Приказом Минфина России от 05.08.2002 г. № 80н «Об утверждении перечня государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода» утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено получение продавцом процентного дохода. К ним относятся: 1) облигации федеральных займов; 2) государственные краткосрочные бескупонные облигации; 3) облигации государственного сберегательного займа РФ; 4) облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа; 5) государственные ценные бумаги субъектов РФ, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в п. 1–4 данного Перечня; 6) муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в п. 1–4 данного Перечня. Как следует из ст. 281 НК РФ, налогообложение процентов, начисленных за время нахождения государственной и муниципальной ценной бумаги в собственности налогоплательщика, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам установлен п. 5–7 ст. 328 НК РФ. Следуя положениям ст. 276 НК РФ, плательщиком налога по доходам, полученным в результате доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления или выгодоприобретатель, в пользу которого заключен договор доверительного управления. При этом доверительный управляющий может выступать в качестве налогового агента по условиям договора доверительного управления, т. е. удерживать налог у источника выплаты процентного дохода (накопленного купонного дохода) по государственным и муниципальным ценным бумагам, только в определенных законодательством случаях, а именно: 1) если владельцем ценных бумаг, переданных в доверительное управление, является физическое лицо или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ; 2) если процентный доход по условиям договора назначен в пользу выгодоприобретателя, являющегося физическим лицом или иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ. Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ. Доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода. Пунктом 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. Таким образом, доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам учитываются учредителем в составе внереализационных доходов. В тоже время необходимо учитывать, что налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам взимается по различным ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ. Как следует из п. 2 ст. 274 НК РФ, налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (24 %), определяется налогоплательщиком отдельно. Кроме того, по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, необходимо вести раздельный учет доходов (расходов). Сроки уплаты установлены п. 4 ст. 287 НК РФ. Требование указанной нормы произвести уплату налога на прибыль с доходов, полученных продавцом в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и подлежащих налогообложению у получателя доходов, уплачивается в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со ст. 271 и 273 НК РФ. В случае применения учредителем управления при определении доходов и расходов указанного метода начисления, сумма процентов, полученная им (причитающаяся ему) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на одну из следующих дат: 1) на дату реализации ценной бумаги; 2) на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии; 3) на последнюю дату отчетного периода. При условии использования кассового метода для признания доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль проценты признаются полученными на дату поступления денежных средств. Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями ст. 276 НК РФ) учредителю управления сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ. Доверительный управляющий выступает в качестве налогового агента и обязан удержать налог у источника выплаты дохода по операциям с ценными бумагами в случае, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является физическое лицо или иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ. В остальных случаях плательщиком налога на прибыль по операциям с ценными бумагами, переданными в доверительное управление, является учредитель управления. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном ст. 280 НК РФ, с учетом требований ст. 276 НК РФ. Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению ценными бумагами в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ, и представлять учредителю управления, т. е. выгодоприобретателю, сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы. Учитывая требование п. 8 ст. 280 НК РФ об отдельном формировании налоговой базы по различным категориям ценных бумаг при осуществлении доверительного управления и совершении сделок с ценными бумагами различных категорий, необходимо определять налоговую базу отдельно по каждой категории ценных бумаг. В случае же возникновения в процессе доверительного управления иных видов доходов – и по каждому виду дохода. При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям. Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Учредителю управления следует закрепить в учетной политике порядок распределения расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода. При этом расчет указанной пропорции может быть установлен исходя из доли каждого вида дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Несмотря на отдельное формирование налоговой базы, налогоплательщик вправе при составлении налоговой декларации включать в состав расходов иные затраты, в том числе общехозяйственные. Данное правило следует из общего порядка формирования налоговой базы, позволяющей учесть прибыль, полученную налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. И в том случае, когда вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее можно без каких-либо ограничений вычесть все косвенные расходы организации, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Помимо этого, участнику доверительного управления, являющемуся профессиональным участником рынка ценных бумаг, необходимо утвердить в учетной политике для налоговых целей, в учете какой из категорий бумаг найдут отражение иные доходы и расходы, возникновение которых не является непосредственным следствием осуществления операций с ценными бумагами. Правила переноса на будущее убытков предыдущего налогового периода от операций с ценными бумагами обеих категорий предусматривают возможность уменьшения налоговой базы от операций с соответствующей категорией ценных бумаг в текущем периоде. Тем не менее в течение налогового периода такой перенос должен сопровождаться раздельным учетом по указанным категориям ценных бумаг, и зачет должен производиться только в пределах прибыли, полученной от операций с ними. Возможна ситуация, когда учредитель доверительного управления, который не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеет два источника дохода: по договору доверительного управления ценными бумагами и от операций купли-продажи ценных бумаг, совершаемых им самостоятельно. В соответствии со ст. 249 НК РФ к доходам от реализации для целей налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары. Ценные бумаги в налоговых целях также отнесены в разряд товаров. Как следует из п. 3 ст. 38 НК РФ, в целях налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Таким образом, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете – это часть выручки организации, даже при условии разового характера таких операций, никак не связанных с обычной деятельностью. В бухгалтерском учете, как известно, организация вправе самостоятельно квалифицировать свои доходы – относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в деятельности организации. Выручку от продажи ценных бумаг в бухгалтерском учете зачастую относят именно к прочим доходам. Учитывая требования п. 3 ст. 276 НК РФ, доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления ценными бумагами учитываются в составе его выручки. Если обратиться к п. 2 ст. 280 НК РФ, то к расходам при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, относятся цена приобретения ценной бумаги, в том числе расходы на ее приобретение, затраты на реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченного продавцу ценной бумаги; при этом в расходы не включаются суммы накопленного процентного дохода, ранее учтенные при налогообложении. Что касается момента их признания, то подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ определена дата осуществления расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, как дата реализации ценных бумаг, и расходы на хранение векселей, услуги депозитария и иные расходы, непосредственно связанные с реализацией определенной категории ценных бумаг, следует признавать в составе расходов, связанных с реализацией ценных бумаг. В том случае, когда расходы не могут быть четко определены, например вознаграждение доверительного управляющего, необходимо закрепить в учетной политике, в составе каких расходов оно будет признаваться. Порядок признания расходов на формирование резервов под обесценение ценных бумаг банками – профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, предусмотрен ст. 272, 291, 300 НК РФ. В тоже время при определении налоговой базы не признаются расходами в целях налогообложения отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, на что указывает п. 10 ст. 270 НК РФ. В связи с тем что существуют особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом, рассмотренные выше, необходимо остановиться на специфике формирования резерва под обесценение ценных бумаг у учредителя управления, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность. Как следует из ст. 300 НК РФ, при реализации или выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги. В данном случае передача в доверительное управление ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв под обесценение ценных бумаг, учитываемый при определении налоговой базы, не является условием для восстановления суммы такого резерва. Исходя из этого, в момент передачи управляющему ценных бумаг учредитель доверительного управления не увеличивает свои доходы на сумму созданного резерва в части, к ним относящейся. В тоже время в порядке, установленном ст. 300 НК РФ, указанный резерв требует корректировки по состоянию на конец отчетного налогового периода. Так, при условии недостаточности сумм резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец отчетного налогового периода сумма резерва увеличивается на величину превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг над их рыночной котировкой, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения. Превышение расчетной величины резерва над суммой ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм, выявленное на конец отчетного налогового периода, требует скорректировать сумму резерва в сторону уменьшения и восстановить до расчетной величины путем включения в доходы суммы такого восстановления. Применяя установленный порядок, доверительный управляющий учитывает соответствующие корректировки резерва при формировании сведений о доходах и расходах для передачи данных учредителю управления. К тому же доверительный управляющий обязан сообщить о реализации или ином выбытии ценных бумаг, полученных в доверительное управление. Как указывалось выше, в этом случае сумма резерва подлежит включению в доходы в том отчетном налоговом периоде, когда были реализованы или выбыли ценные бумаги, что и необходимо сделать учредителю доверительного управления при предоставлении такой информации. Следует обратить внимание, что создание резерва под обесценение ценных бумаг производится в целях бухгалтерского учета при наличии финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость и отвечающих критериям устойчивого снижения стоимости. Данный порядок регламентирован в разделе VI Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Как уже рассматривалось выше, в п. 11 Указаний № 97н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» установлено, что отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов и расходов осуществляются доверительным управляющим на отдельном балансе в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления. На основании этого положения, доверительный управляющий учитывает корректировки созданного резерва при формировании финансового результата на отдельном балансе в целях бухгалтерского учета. При этом учредитель управления, сформировавший указанный резерв, может не относиться к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, что не позволяет ему учитывать сформированный резерв в составе расходов, а также и корректировки, связанные с его созданием. Для соблюдения норм, установленных п. 10 ст. 270 НК РФ и подп. 25 п. 1 ст. 251 НК РФ, доверительный управляющий в обязательном порядке исключает перечисленные суммы при определении налоговой базы. Аналогичная ситуация складывается, когда в доверительное управление передаются ценные бумаги, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость. Для данной категории ценных бумаг правилами бухгалтерского учета предусмотрена последующая переоценка. Следовательно, данное положение, закрепленное в учетной политике учредителя доверительного управления, должно быть использовано доверительным управляющим при отражении операций, связанных с доверительным управлением, на отдельном балансе. В свою очередь, для целей исчисления налога на прибыль как положительная, так и отрицательная разница от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости не учитывается на основании п. 46 ст. 270 НК РФ и подп. 24 п. 1 ст. 251 НК РФ. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, раскрываются в ст. 309 НК РФ. Как следует из п. 6 ст. 309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим. Порядок исчисления налога регламентирован ст. 286 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 286 НК РФ налоговый агент, исполняя обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога на прибыль организаций в бюджет, определяет сумму налога по каждой выплате или перечислению денежных средств, а также иному получению дохода. В соответствии с п. 2 ст. 287 НК РФ российская организация (налоговый агент) или иностранная организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой ино-странной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3 дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией. Статей 332 НК РФ установлено, что доходы учредителя управления и доверительного управляющего по договору доверительного управления формируются в каждом отчетном (налоговом) периоде независимо от того, предусмотрено ли таким договором осуществление расчетов в течение срока действия договора доверительного управления или нет. Учитывая изложенное, российская организация (доверительный управляющий) обязана удерживать соответствующие суммы налога на прибыль при каждой выплате (перечислении) денежных средств иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в РФ (учредителю доверительного управления), а также на конец отчетного (налогового) периода – с полученных в рамках доверительного управления доходов, подлежащих выплате (перечислению) учредителю доверительного управления. Таким образом, непосредственным источником выплаты дохода иностранной организации, не имеющей представительства на территории РФ и являющейся учредителем управления либо выгодоприобретателем, признается доверительный управляющий, и именно на него возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога. При этом не стоит забывать, что налогообложение указанных доходов в немалой степени зависит от правил, установленных в международных соглашениях с той страной, резидентом которой является учредитель управления (выгодоприобретатель). Положения соглашений об избежании двойного налогообложения при налогообложении таких доходов, как дивиденды, проценты, лицензионные платежи, применяются только в тех случаях, когда эти доходы выплачиваются в пользу резидента одного или обоих договаривающихся государств, являющегося фактическим получателем соответствующего дохода. В связи с чем при решении вопроса о неудержании налогов у источника выплаты или возврата ранее удержанных у источника выплаты налогов прежде всего обращается внимание на возможность подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода. Иностранная организация имеет фактическое право на доход при наличии правового основания для получения дохода, которым является факт заключения ею договора. Фактическое право на доходы от доверительного управления имуществом возникает у иностранной организации – учредителя управления с момента передачи имущества в доверительное управление. Договор доверительного управления считается заключенным с момента передачи имущества доверительному управляющему. Понимается также, что доверительные управляющие, выступающие одной из сторон договора доверительного управления, могут являться фактическими получателями в целях налогообложения только в отношении собственного вознаграждения за оказание услуг управляющего. Таким образом, фактическое право у иностранного лица – учредителя управления на получение доходов от доверительного управления имуществом удостоверяется договором и актами передачи имущества. Поэтому при наличии выплат дивидендов или процентов по ценным бумагам в доверительном управлении в целях установления обязанности по удержанию налогов у источника выплаты необходимо удостовериться, имеет ли лицо, в пользу которого осуществлена выплата, фактическое право на получение этих доходов. Исходя из этого, при осуществлении указанных выплат доверительному управляющему удержание налогов у источника выплат не производится на основании договора, заключенного от лица доверительного управляющего с обязательной пометкой ДУ, тогда как доверительный управляющий при выплате доходов иностранной организации обязан исполнить обязанности налогового агента. Таким образом, если фактическое право на получение доходов имеет иностранная организация, то не имеет значения, на счета каких лиц перечисляются эти доходы. Исходя из вида конкретного дохода и возможности применения положений соглашений решается вопрос о применении ставки налога во избежание двойного налогообложения. В случае, если с государством, резидентом которого является учредитель доверительного управления, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, следует руководствоваться положениями данного соглашения, которые могут устанавливать льготную ставку налогообложения, в частности такого вида дохода, как проценты. 4.2. Срочные сделки с ценными бумагами Если операция с ценными бумагами может быть квалифицирована как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции. Доходы налогоплательщика от операций реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. Доходы налогоплательщика от операций реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения. При выбытии инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах. Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного дохода, ранее учтенные при налогообложении. При реализации акций, полученных акционерами при реорганизации организаций, ценой приобретения таких акций признается их стоимость. Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством; 2) если информация об их ценах публикуется в средствах массовой информации либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение 3 лет после даты совершения операций с ценными бумагами; 3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством. Под рыночной котировкой ценной бумаги главы понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли. В случае, если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли. Под накопленным процентным доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки. Рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, т. е. дата подписания договора. Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения. При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. Фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены. В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из следующих условий: 1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по идентичной ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев; 2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 % в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены идентичной ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. В случае отсутствия информации о результатах торгов по идентичным ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством РФ, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинансирования ЦБ РФ. В случае, когда налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, используемый метод оценки стоимости должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика. Согласно ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, учитываются доходы, полученные операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, купли-продажи инвестиционных паев инвестиционных фондов, а также сделок с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги и т. д. Под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки. Доход или убыток по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. Доход или убыток по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком, включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. К указанным расходам относятся: 1) суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором; 2) оплата услуг, оказываемых депозитарием; 3) комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг, скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при продаже инвестором инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ об инвестиционных фондах; 4) биржевой сбор; 5) оплата услуг регистратора; 6) налог на наследование и дарение, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в собственность; 7) другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, произведенные за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности. В случае, если организацией-эмитентом был осуществлен обмен акций, при реализации акций, полученных налогоплательщиком в результате обмена, в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению акций, которыми владел налогоплательщик до их обмена. При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, расходами на их приобретение признается стоимость, определяемая в соответствии с п. 4–6 ст. 277 НК РФ, при условии документального подтверждения налогоплательщиком расходов на приобретение акций (долей, паев) реорганизуемых организаций. Если налогоплательщиком были приобретены в собственность ценные бумаги, при налогообложении доходов по операциям купли-продажи ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение этих ценных бумаг учитываются также суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении данных ценных бумаг. Доход или убыток по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, уменьшается или увеличивается на сумму процентов, уплаченных за пользование денежными средствами, привлеченными для совершения сделки купли-продажи ценных бумаг, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. По операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, размер убытка определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг. К ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, имеющих лицензию федерального органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг. При реализации или погашении инвестиционного пая в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке ценных бумаг, расходы определяются исходя из цены приобретения этого инвестиционного пая, включая надбавки. При реализации или погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке ценных бумаг, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах. При приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда в случае, если указанный инвестиционный пай не обращается на организованном рынке ценных бумаг, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая, определяемая в порядке, установленном законодательством РФ об инвестиционных фондах. Если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрена надбавка к расчетной стоимости инвестиционного пая, рыночной ценой признается расчетная стоимость инвестиционного пая с учетом такой надбавки. Под рыночной котировкой ценной бумаги, в том числе пая паевого инвестиционного фонда, обращающегося на организованном рынке ценных бумаг, понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли. Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку ценной бумаги, сложившуюся у одного из организаторов торговли. Если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за средневзвешенную цену принимается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли. Если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть отнесены непосредственно к расходам на приобретение, реализацию и хранение конкретных ценных бумаг, указанные расходы распределяются пропорционально стоимостной оценке ценных бумаг, на долю которых относятся указанные расходы. Стоимостная оценка ценных бумаг определяется на дату осуществления этих расходов. При продаже до 1 января 2007 г. ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным п. 1 ст. 220 НК РФ. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. Налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг (погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов) определяется как доход, полученный по результатам налогового периода по операциям с ценными бумагами. Убыток по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученный по результатам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, уменьшает налоговую базу по операциям купли-продажи ценных бумаг данной категории. Доход по операциям купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения отвечали требованиям, установленным для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму убытка, полученного в налоговом периоде, по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как разница между положительными и отрицательными результатами, полученными от переоценки обязательств и прав требований по заключенным сделкам и исполнения финансовых инструментов срочных сделок, с учетом оплаты услуг биржевых посредников и биржи по открытию позиций и ведению счета физического лица. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивается на сумму премий, полученных по сделкам с опционами, и уменьшается на сумму премий, уплаченных по указанным сделкам. По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом. Порядок отнесения сделок с финансовыми инструментами срочных сделок к сделкам, заключаемым в целях снижения рисков изменения цены базисного актива, определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством РФ. В расходы налогоплательщика включаются также суммы, уплаченные учредителем доверительного управления (выгодоприобретателем) доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), для выгодоприобретателя, не являющегося учредителем доверительного управления, указанный доход определяется с учетом условий договора доверительного управления. Если при осуществлении доверительного управления совершаются сделки с ценными бумагами различных категорий, а также если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов, налоговая база определяется отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода (дохода, полученного по операциям с ценными бумагами соответствующей категории). Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), совершенным в налоговом периоде, уменьшает доходы по указанным операциям. Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, а доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), совершенным в налоговом периоде, уменьшает налоговую базу по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно. Налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. При осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог уплачивается с доли дохода, определяемого в соответствии с настоящей статьей, соответствующей фактической сумме выплачиваемых денежных средств. Доля дохода определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств, по которым налоговый агент выступает в качестве брокера. При осуществлении выплаты денежных средств налогоплательщику более одного раза в течение налогового периода расчет суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога. Стоимостная оценка ценных бумаг определяется исходя из фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на их приобретение. Налоговым агентом в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), признается доверительный управляющий, который определяет налоговую базу по указанным операциям. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода или на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) до истечения очередного налогового периода. Налог подлежит уплате в течение 1 месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из средств, находящихся в доверительном управлении до истечения срока действия договора доверительного управления или до окончания налогового периода, налог уплачивается с доли дохода, соответствующей фактической сумме выплачиваемых учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) средств. Доля дохода в этом случае определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату выплаты денежных средств. При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из средств, находящихся в доверительном управлении, более одного раза в налоговом периоде указанный расчет производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога. Под выплатой денежных средств в целях настоящего пункта понимаются выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или на счет третьего лица по требованию физического лица. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода налоговый агент (брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика) в течение 1 месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ. Налогоплательщик-акционер, реализующий акции, полученные им при увеличении уставного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью акции, скорректированной с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала. Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая банки), не осуществляющие дилерскую деятельность, в учетной политике для целей налогообложения должны определить порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг (обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг), по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные доходы и расходы. Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ. Убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде. Убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Налогоплательщики (включая банки), осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, при определении налоговой базы и переносе убытка на будущее в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 НК РФ, формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов), и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных указанными выше налогоплательщиками в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен в пределах суммы прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности. 4.3. Корпоративные ценные бумаги Нехватка надежных денежных ресурсов является серьезной проблемой для российского фондового рынка. Оптимальным источником заемного капитала является выпуск корпоративных ценных бумаг. Существует множество причин, по которым большинству правительств, корпораций, международных организаций, банков, финансовых институтов и частных лиц приходится привлекать денежные средства для финансирования своей деятельности. Привлечение денежных средств и торговля ими происходят на финансовых рынках, или рынках капитала. В зависимости от того, каким образом организации привлекают денежные средства, рынки капитала подразделяются на: 1) денежные рынки (заимствование крупных денежных сумм на короткие сроки, от 1 дня до 1 года); 2) рынки облигаций – рынки ценных бумаг с фиксированным доходам (средне– и долгосрочные заимствования – срок погашения от 1 года до 30 лет); 3) рынки акций (средне– и долгосрочные заимствования, однако без обязательной выплаты процента заимодавцу, вместо чего предлагается доля в акционерном капитале). Существует принципиальное различие между рынками облигаций и акций с точки зрения как эмитентов, так и инвесторов. Выпуская акции, организация продает долевую собственность, а инвесторы-держатели акций становятся ее совладельцами и, следовательно, могут рассчитывать на вознаграждение, если эта организация приносит прибыль. Организация, выпустившая долговое обязательство, привлекает заемные средства, которые необходимо возвратить полностью с выплатой процента через определенное время. Инвесторы в этом случае обычно знают, какой процент им причитается, а также рассчитывают, что их первоначальные вложения будут возмещены. Различают три основных типа участников рынка облигаций: эмитенты, инвесторы и посредники. Эмитенты, выпускающие долговые обязательства, должны быть способны обеспечить достаточные для привлечения инвесторов гарантии и обладать соответствующей кредитоспособностью. Инвесторам необходима уверенность в надежности размещения своих средств, в том, что они получат причитающийся им процент и что основная сумма займа будет возвращена при наступлении срока. Компании прибегают к выпуску облигаций в связи с тем, что: 1) суммы, которые можно заимствовать на рынке облигаций, обычно крупнее тех, что готов предоставить отдельно взятый банк; величина займа может исчисляться миллиардами долларов; 2) заемщики обычно стремятся к наиболее конкурентоспособным ставкам финансирования, которые не всегда могут быть предложены банками; 3) необходимый срок займа превышает тот срок, на который банк готов предоставить средства, например в случае финансирования долгосрочного инвестиционного плана; 4) рынок облигаций позволяет быстро (иногда в течение суток) получить денежные средства. Инвесторы – участники рынка, предоставляющие капитал взаймы эмитентам. В качестве вознаграждения за использование их денег они рассчитывают на регулярное получение процентных платежей в течение всего срока займа, а также ожидают возврата занятых средств на определенную дату в будущем. Размер вознаграждения тесно связан с уровнем риска. Принято различать две основные группы инвесторов: организации (институциональные инвесторы) и физические лица (частные инвесторы). Организации, в том числе взаимные и пенсионные фонды, страховые компании и сберегательные учреждения, являются крупнейшими инвесторами в облигации, на долю которых приходится около 80 % данного рынка. Менеджеры фондов, работающие в этих организациях, распоряжаются крупными суммами от имени частных инвесторов, которые косвенным образом финансируют рынок облигаций, приобретая, например, полисы страхования жизни или пенсионные планы. Частные лица могут вкладывать средства в облигации и напрямую для получения гарантированного дохода на инвестиции. Выпуск новых долговых инструментов с целью привлечения средств осуществляется на первичном рынке. После выпуска облигация может обращаться, т. е. продаваться и покупаться на вторичном рынке. В соответствии со ст. 816 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. При этом облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Облигация, как и другие эмиссионные ценные бумаги, может быть: именной и на предъявителя, обеспеченной или необеспеченной, конвертируемой или неконвертируемой. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт. Облигации могут погашаться деньгами или иным имуществом. Например, жилищные сертификаты как один из видов облигаций погашаются жильем, которое строит эмитент облигаций. Конвертируемые облигации погашаются путем обмена на акции акционерного общества, которое выпустило такие облигации. Выпуская конвертируемые облигации, общество планирует в будущем выпустить дополнительные акции в количестве, достаточном для погашения облигаций. Такие акции называются объявленными. Сведения о них (вид и количество) должны быть указаны в уставе общества. Эмиссионной считается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, если она характеризуется одновременно следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения. Выпуск и продажу облигаций могут осуществлять лица, прямо установленные законом или другими правовыми актами. К ним относятся юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Выпуск и продажа облигаций осуществляются в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций хозяйственного общества, утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с законодательством функции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Для юридических лиц других организационно-правовых форм такое решение утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. После принятия решения о размещении облигаций в АО совет директоров готовит и утверждает специальный документ – решение о выпуске. Оно составляется в форме, установленной ФКЦБ России, и содержит краткое описание будущего выпуска ценных бумаг, его условий, объема прав и т. д. Решение о выпуске представляется в государственный орган, который занимается регистрацией выпусков ценных бумаг (например, в местное отделение ФКЦБ России). Решение о выпуске облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым обеспечивается залогом, банковской гарантией или иными предусмотренными законодательством способами, должно также содержать сведения о лице, предоставившем обеспечение, и об условиях обеспечения. При выпуске именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением решение должно содержать также указание даты, на которую составляется список владельцев облигаций для исполнения эмитентом обязательств по этим облигациям. Такая дата не может быть установлена ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. При этом исполнение обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций после даты составления списка владельцев облигаций. Выпуск облигаций производится как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Он должен сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии, если осуществляется путем открытой и закрытой подписки (при условии, что число приобретателей облигаций превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) облигаций превышает 50 тыс. МРОТ). Возможность выпуска облигаций акционерными обществами предусмотрена в ст. 102 ГК РФ и ст. 33 Федерального закона «Об акционерных обществах». Существуют следующие ограничения при выпуске облигаций акционерным обществом: 1) сумма выпуска облигаций не должна превышать 25 % размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами; 2) выпуск может быть осуществлен после полной оплаты уставного капитала; 3) выпуск необеспеченных облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества. Указанные ограничения на выпуск облигаций не распространяются на облигации с ипотечным покрытием. Размещение облигаций акционерным обществом может осуществляться путем открытой или закрытой подписки. При этом существует разница между допустимыми способами размещения облигаций открытыми и закрытыми акционерными обществами. Открытое акционерное общество вправе проводить размещение облигаций посредством как открытой, так и закрытой подписки. Возможность проведения закрытой подписки открытыми акционерными обществами может быть ограничена Уставом общества и правовыми актами РФ. Закрытое акционерное общество вправе проводить размещение облигаций, конвертируемых в акции, только посредством закрытой подписки (п. 2 ст. 39 Закона «Об акционерных обществах»). В отношении неконвертируемых облигаций такое ограничение не установлено. Следовательно, общество вправе размещать их путем как открытой, так и закрытой подписки. Возможность выпуска облигаций обществами с ограниченной ответственностью предусмотрена ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ограничения при выпуске облигаций обществами с ограниченной ответственностью аналогичны установленным для акционерных обществ. Порядок выплаты процентов по облигациям неправительственных юридических лиц установлен «Положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям», утвержденным Минэкономики и финансов РФ 10 января 1992 г. Согласно справке «Консультант +» этот документ применяется со значительными ограничениями в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Однако если порядок выплаты дивидендов по размещенным акциям акционерных обществ установлен гл. V Закона «Об акционерных обществах», то о процентах по облигациям в указанном нормативном акте ничего не говорится. Не говоря уже про облигации обществ с ограниченной ответственностью. В то же время Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям официально не отменено, т. е. может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. В соответствии с п. 2.3 вышеуказанного Положения проценты по облигациям выплачиваются держателям облигаций за счет чистой прибыли, а в случае ее недостаточности – за счет резервного фонда, образуемого обществом. В то же время согласно ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего. Согласно п. 2.4 данного Положения владельцы облигаций обладают преимущественным правом получения процентов по облигациям перед акционерами, если финансовое положение юридического лица не позволяет выплатить одновременно дивиденды по акциям и проценты по облигациям. Проценты по облигациям рассчитываются исходя из номинала облигаций независимо от их курсовой стоимости. Период выплаты процентов – раз в квартал, полугодие или по итогам за год. Держатели облигаций могут требовать выплаты процентов по ним в оговоренный срок. В случае отказа в выплате эмитент может быть признан неплатежеспособным и подлежит ликвидации. Имущество юридического лица-эмитента облигаций, признанного неплатежеспособным, может быть обращено для выплаты процентов по облигациям. Некоторые условия трактуются Положением как общие действующие правила, если иное не оговорено условиями выпуска облигаций, в том числе: 1) на получение процентов имеют право облигации, приобретенные не позднее чем за 30 дней до их выплаты; 2) проценты по выпущенным в порядке первичного размещения облигациям в первый год выплачиваются пропорционально времени фактического нахождения облигации в обращении. В соответствии с п. 4.9 вышеуказанного Положения проценты по облигациям могут выплачиваться не только денежными средствами, но и ценными бумагами, товарами или иными имущественными правами, если это установлено условиями выпуска. Проценты по облигациям могут выплачиваться следующими лицами: 1) непосредственно юридическим лицом-эмитентом; 2) банком-агентом; 3) финансовым посредником, действующим по поручению клиента. Указанные лица, выплачивающие проценты по облигациям, являются налоговыми агентами и выплачивают проценты держателям облигаций за вычетом соответствующих налогов. Форма выплаты процентов по облигациям может быть разная: чеком, платежным поручением, почтовым или телеграфным переводом. В то же время выплата процентов наличными денежными средствами не предусмотрена. При выплате процентов по облигациям эмитент или уполномоченный им агент должен сделать отметку о выплате процентов держателю облигаций путем погашения или отрезания купона на облигации. Проценты по облигациям, не востребованные владельцем или его правопреемником в установленный для истечения исковой давности срок, перечисляются в доход бюджета. Одной из причин того, почему в России стали столь востребованы облигации и почему они показывают такой значительный рост, многие аналитики называют кризис избыточной ликвидности. Значительные денежные ресурсы аккумулируются на счетах клиентов банков, экспортеров сырьевой продукции. Осуществление кредитования при наличии таких «коротких» денег на счетах клиентов является для банка достаточно рискованным, поэтому облигации – ликвидный и доходный способ вложения – оказываются благоприятной альтернативой. В любой момент их можно продать или заложить, тем самым приведя баланс в надлежащий вид. Именно поэтому банки выступают основными инвесторами облигационных займов, приобретая более половины выпусков. Таким образом, следует констатировать существование благоприятной ситуации для потенциальных эмитентов на рынке облигаций в сфере размещения их выпусков. Поэтому даже обычные хлебокомбинаты стали серьезно рассматривать данный рынок в качестве возможности получения денежных средств для своего развития. Одним из преимуществ облигаций перед другими видами заимствований является низкий процент. Так, в апреле 2003 г. ОАО «Вимм-Билль-Данн: продукты питания» разместило выпуск 3-летних облигаций на сумму 1,5 млрд руб. Спрос на облигации составил более 3 млрд руб. Процентная ставка по купонам определялась как сумма инфляции за год и премии к инфляции, определяемой в ходе аукциона по размещению. Ставка первого купона была определена в размере 12,9 % годовых при расчетном уровне инфляции 14,82 %. Таким образом, премия к инфляции оказалась отрицательной величиной и составила 1,92 %, что говорит о существенных выгодах компании, осуществившей данную эмиссию. Такой успех облигаций, вероятно, способствовал заявлению совладельца компании Давида Якобашвили в 2004 г., когда он сообщил о намерениях компании приобрести молочные заводы на территории бывшего СССР, причем для финансирования этих приобретений «Вимм-Билль-Данн» рассматривал как источник именно выпуск облигационных займов. Можно привести множество аргументов в пользу выпуска облигаций, но главными будут следующие: 1) облигации могут оказаться более дешевым источником средств, чем акции, поскольку их относительная надежность и более низкий риск не позволяют инвесторам рассчитывать на такую же доходность, что и у акций. Процентные платежи могут быть ниже дивидендов; 2) облигации не приводят к разводнению прав собственности на компанию. Долговое обязательство не связано с правом собственности: например, оно не дает права голоса и права на участие в прибылях компании; 3) выпуск облигаций производится быстрее, чем выпуск акций; 4) в случае выпуска облигаций организация может устанавливать срок заимствования в соответствии с существующими потребностями финансирования. Размер и порядок уплаты государственной пошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, определяется пп. 4.4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет: 1) за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг – 1000 руб.; 2) за рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг – 1000 руб.; 3) за рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) – 1000 руб.; 4) за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае, если такая регистрация осуществляется одновременно, – 1000 руб.; 5) за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, – 0,2 % номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб.; 6) за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, – 10 000 руб.; 7) за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, – 10 000 руб.; 8) за регистрацию проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) – 10 000 руб.; 9) за выдачу копии зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг или копии зарегистрированного проспекта ценных бумаг, или копии зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг – 2 000 руб. Законодательная база, регулирующая рынок облигаций в России, в настоящее время претерпевает изменения, которые, как считают аналитики, будут способствовать повышению привлекательности российского рынка облигаций и его дальнейшему развитию. Изменения в законодательстве, высокая привлекательность облигаций как дешевого и эффективного способа привлечения значительных денежных средств, а также высокая положительная динамика развития рынка облигаций в России – все эти факторы свидетельствуют в пользу дальнейшего развития рынка облигаций. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|