|
||||
|
4. Механизмы самофинансирования негосударственных театров В связи с возрастающим ажиотажем вокруг звездных персон в маленьком, но, безусловно, могучем мире шоу-бизнеса возникает, казалось бы, риторический вопрос: как жить театрам в это нелегкое время? С большими концертными залами, ледовыми дворцами и спорткомплексами все более или менее понятно. Они-то как раз напрямую зависят от звезд и их концертно-гастрольной деятельности. Музыкальному коллективу выплачивается фиксированная ставка, а далее либо компания-организатор (к примеру, PMI, NCA, если речь идет о Санкт-Петербурге), либо сама площадка при помощи пресс-атташе коллектива начинают рекламную кампанию: полиграфическая продукция, анонсы в средствах массовой информации, организация пресс-конференций и эксклюзивных интервью. Естественно, что вся проделанная работа, включая аренду зала и гонорар звезды, входит в стоимость билета. К слову, очень часто сами исполнители не знают стоимости билета на собственный концерт. Если говорить действительно о звездах, то те времена, когда они платили за аренду площадки и сами же занимались распространением билетов, практически безвозвратно канули в Лету. Люди действительно сходят с ума от желания увидеть своего кумира живьем, удостовериться, что он из плоти и крови, тоже человек, такой же, как и все. А если поклонникам и фанатам повезет, то после концерта им представится возможность устроить небольшую пробежку за лимузином своего кумира, сорвать с себя майку перед тонированным окном и прокричать что-то вроде: «Сережа, я люблю тебя, ты самый лучший!». Так, после годового перерыва Санкт-Петербург принял певицу Земфиру неожиданным даже для самих организаторов аншлагом. Практически все билеты были раскуплены (за внушительные суммы) еще до появления афиш и анонсов концерта. А все последующие публикации в прессе носили по большей части имиджевый характер. А ведь это была даже не презентация нового альбома. Кроме того, нельзя забывать и о том, что государственные театры финансируются государством, что обеспечивает ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Хотя, судя по интерьерам некоторых петербургских театров, в которых ремонт не делался со времен СССР, речь идет о более чем скромных суммах. Но, тем не менее, некоторые лишены и этой возможности. Многие популярные сегодня актеры начинали именно с театральных подмостков (к примеру, Константин Хабенский и Михаил Пореченков), а потом уходили на телевидение в погоне за славой, гонорарами, рейтингами и всесторонней творческой реализацией. Хотя история знает немало примеров, когда уход из театра в большое кино заканчивался возвращением обратно, поскольку многие деятели называют именно театр апогеем творческой самореализации артиста. Говорят, что именно здесь артист получает возможность наладить максимально близкий контакт со зрителем, учитывая царящую в зале атмосферу. Именно здесь актер чувствует эмоции зрителя, обменивается энергией с залом. Именно на театральной сцене позволены те эксперименты, которые считаются недопустимыми в кино. Вот, к примеру, Дмитрий Нагиев, которому покорился эфир, казалось бы, неприступного Первого канала, театр все равно не забывает и раз в два месяца (а иногда и чаще) обязательно играет в «Кысе» или «Эротиконе», неизменно собирая аншлаги. Кроме того, продолжая свое сотрудничество с Львом Рахлиным, он пробует новые роли и амплуа. Так, в конце марта 2007 года на суд зрителей была представлена премьера нового спектакля «Территория» с Дмитрием Нагиевым и Игорем Лифановым в главных ролях. Каково же было изумление зала, когда оба актера неожиданно обнажились прямо на сцене (это лирическое отступление касаемо театральных экспериментов). Алена Кузьмина:
История создания и целевая аудитория театра Алена, расскажите, пожалуйста, о концепции театра: когда он появился, сколько лет существует, где проходят спектакли? Театр существует уже больше десяти лет, образовался он из группы единомышленников, из группы людей, которые объединены одной общей идеей – идеей комедиантства, идеей карнавала. Первоначально эта группа дружески настроенных людей обосновалась в Петродворце, на даче царя Николая, которая в тот момент находилась в ужасном состоянии; один человек работал там охранником, следил за тем, чтобы это архитектурное творение не было разрушено окончательно, остальные туда подтянулись и начали там творить. Сначала творили праздники для себя: рыцарские турниры, дни рождения, праздники майского дерева, майского шеста. Начинали в ключе дружеских комедиантских вечеринок. Потом поехали путешествовать по Европе и просто собирать «в шляпу». Комедианты могут делать все, они универсальны, то есть если драматический актер делает одну работу, комедийный – другую, цирковой – третью, то комедианты совмещают в себе все эти аспекты: и жонглирование, и драму, и комедию. Наш театр отличает то, что он интерактивный и анимационный. Аниме – значит жизнь, оживление. Работаем мы в масках. Очень много путешествуем по миру, много смотрим, ищем подобные театры, чтобы можно было поделиться каким-то опытом – к слову, за столько лет наших гастролей таких театров не нашлось. Десять лет назад мы организовались в четкую структуру, структуру театра, появилась я, директор, который все ставит на свои места: когда я нахожу работу не «в шляпу», а когда мы получаем гонорар. Уже десять лет мы ездим по контрактам, в основном по Европе. Мы были в Сардинии, во Франции, Италии, Испании, Норвегии, Словении, Литве, Польше и даже ОАЭ. В США нас звали, но пока не хочется. Как вы можете охарактеризовать целевую аудиторию театра? Целевая аудитория у нас ну очень разнообразная: это и дети, и взрослые, и банкиры, и бизнесмены, и домохозяйки, и президенты. Мы работали, к примеру, на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга и саммите «Большой восьмерки», в ложе президента. Каникулы в Европе, или Гастроли по-русскиПолучается, что в Европе вы более популярны, чем в России? В Европе мы популярны как театр, и уже в апреле я планирую гастроли на все лето, то есть до сентября я знаю, куда мы едем. Иногда во время гастролей мы несколько сбиваемся с запланированного графика и посещаем страны, которых изначально не было в нашем гастрольном списке: так в прошлом году случилось с Италией, где мэрия одного из городов выделила деньги на наш приезд. Как вы думаете, с чем связана ваша зарубежная популярность? Мы уличный театр, театр под открытым небом, в Европе отлично развита уличная культура, она живет наравне с театральной культурой закрытых театров. Когда мы посещаем специальные семинары и на них обсуждается проблема уличного театра, французы, например, говорят, что у них есть и специальный журнал, посвященный этой тематике, и специальные государственные программы. Если есть труппа, созданы спектакли, театр автоматически становится государственным и половину расходной части оплачивает именно государство. Французы возмущались, что их узнают меньше, чем драматических актеров и актеров кино. У нас подобная формулировка может вызвать только улыбку. В нашей стране этой культуры нет, у нас она не развита. Отчасти это связано и с погодными условиями, сложившимся климатом. Если там все лето светит солнце, и дождь – это редкость, то у нас наоборот. Если идет дождь, мы не можем играть, а постановка сцены – в достаточной степени дорогостоящая операция. В прошлом году мы ездили в Польшу, на недельный фестиваль. Все время шел ливень, а у нас маски, костюмы: все это размокнет и придет в негодность, соприкасаясь с водой, и вышло так, что мы не могли играть. Зато в этом году мы нашли выход из положения, сделали веселый спектаклик на полчасика с зонтиками, специальной обувью, смешными танцами, чтобы зрители могли посмотреть. Почему? Потому что в Европе зрители не уходят. Они стоят и ждут. И другие театры, которые могут играть под дождем, – они играют, и зрители не расходятся вопреки погодным условиям. Если говорить о европейских гастролях, то приглашают непосредственно они? Они же берут на себя все расходы, включая гонорар? В сентябре я, в любом случае, делаю рассылки по знакомым и незнакомым, мы обязательно оформляем свое коммерческое предложение, с приложением, с фотографиями. Заинтересовавшиеся посещают наш сайт, мы высылаем им запись спектакля. И уже тогда, если мы подходим по тематике, по формату и, естественно, по финансовым возможностям, нас приглашают. Больше всего работает опять же «сарафанное радио». Организаторы уличных фестивалей ездят по разным странам, смотрят, выбирают и приглашают к себе на следующий год. Есть разные фестивали, мы стараемся ездить на полностью оплачиваемые. Вот, к примеру, в Польше нас ждали четыре года, поскольку они не могли оплатить нам гонорар, зато предлагали обеспечить приятное времяпрепровождение, коттеджи и оплату дороги. А учитывая тот факт, что в другом месте нам хорошо платят, мы не могли терять время. В прошлом году у нас образовалась четырехдневная «дырка» в гастрольном графике, и мы приехали к ребятам, посмотрели на другие театры, а это всегда опыт и новые идеи. В Европе, естественно, порядок оплаты гораздо выше. В среднем мы рассматриваем предложения от 5 тысяч долларов. Как заработать денег, или "Да здравствует корпоративная культура!" Наши общеизвестные городские театры имеют государственное финансирование, вы же лишены помощи государства. Каким образом вы зарабатываете на достойную жизнь своего театра? Тяжело получается. Мы – негосударственный театр, и я даже не представляю, с какой стороны можно подступиться к этому вопросу. Нам было бы гораздо легче, если бы существовала какая-то минимальная материальная база, которая давала бы нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. В нашей стране мы занимается в основном корпоративными праздниками для заказчика, который хочет эксклюзив, больше того, который способен заплатить за этот эксклюзив, потому что театр – это не дешевая вещь. Мы работаем на тех людей, кто способен это оплачивать. Мы выступаем на детских днях рождения, корпоративных вечеринках-перформансах, таких как те, что мы проводили в свое время на чердаках Эрмитажа. Специально для чердаков Эрмитажа мы создали нашу новую коллекцию «Декаданс» и потом из нее сделали спектакль-шествие, который имел успех и в Европе. К слову, Пиотровский был очень доволен нашей работой. Сейчас мы находимся в здании развлекательного комплекса «Родео Драйв», судя по огромному скоплению людей, здесь вы тоже очень востребованы? Здесь мы востребованы, но не как театр, который показывает спектакли, а как театр, который проводит корпоративные вечеринки. В этом вся разница: В Европе мы известны как театр, а здесь – как компания, которая проводит необычные корпоративные праздники и торжества. В «Родео Драйв» мы первый раз играем под крышей этот спектакль, они пригласили нас сами, в том числе и с целью привлечь внимание к «Родео Драйв», так как этот комплекс очень новый. В нашей стране культура корпоративных праздников появилась сравнительно недавно, как вы существовали, скажем, в конце 90-х? Тогда мы принимали участие в Царскосельском карнавале, у нас была своя площадка, еще мы организовывали рыцарский турнир, это тоже приносило деньги. Потом люди стали приглашать нас для организации балов. Нельзя сказать, что на тот момент корпоративная культура не была развита вовсе, просто это были совсем иные масштабы в сравнении с реалиями нашей современной жизни. Тогда люди, к примеру, так же праздновали свои дни рождения, куда ж без этого! Даже во времена дефолта, когда все сидели без работы, когда был общий эмоциональный срыв, я не понимала, что происходит, потому что праздники все равно заказывали, мы работали и были востребованы. Есть ли у вас какие-то бизнес-проекты, направленные на стабилизацию вашего положения, может быть пока в силу каких-то причин не реализованные? У нас есть один масштабный проект, на который мы пока что не смоги найти средств. Это фестиваль уличных театров, который мы хотели бы провести здесь, в Санкт-Петербурге, я вижу его настолько же масштабным, как и в Европе. Я бы хотела включить в программу и специальные семинары и приглашение лучших организаторов европейских фестивалей. Все готовы приехать и работать. Мы сотрудничали с газетой «Сейнт-Петерсбург Таймс», и они взялись найти для нас необходимую сумму, но пока не нашли. Есть какая-то часть, но мы не хотим делать что-либо наполовину, как делают некоторые, приглашая один знакомый заграничный коллектив и сразу же присваивая себе статус международного конкурса или фестиваля. Однако подобный фестиваль по большей части является имиджевым мероприятием, а не средством зарабатывания денег? Да, этим денег не заработаешь. Это работа на имидж и интерес. Очень хочется показать нашим соотечественникам то, что мы видим за границей. Если не секрет, о какой сумме идет речь? Несколько миллионов рублей. Театр сам себя окупает? Да, конечно. Нам приходится содержать свой автобус, актеров, которые должны жить хорошо, плюс аренда, работа художника, директора. Сейчас мы работаем очень и очень много, потому что нет государственной поддержки, почвы под ногами. Сколько стоит заказать у вас корпоратив? Если он будет включать организацию всего праздника, то в среднем это будет около 3 тысяч долларов. Если же мы работаем на чужой вечеринке, на чужом празднике, куда нас пригласили внести разнообразие в программу, то это будет стоить от 30 тысяч рублей. Реклама – двигатель прогрессаКак заказчики узнают о вас? Как вы продвигаете свой театр на высококонкурентном рынке организаторов корпоративных вечеринок? Это, естественно, реклама в журналах и газетах, на телевидении, нас поддерживает радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге». А также личные связи, мы со многими дружим. Какие издания вы привлекали? Журналы «На Невском», «Мой район», «Деловой Петербург», с нами сотрудничает ИТАР-ТАСС, телеканал «Культура», у нас цикл передач на радиостанции «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге». Мы создали огромную шумиху в средствах массовой информации, когда выиграли конкурс уличных театров в Норвегии. Это, конечно, был прорыв. Если прессу действительно заинтересовала тема, то они, конечно же, ставят материал, берут интервью… Подобные материалы носят больше имиджевый, а не рекламный характер. Интересно, каким образом вы осуществляете непосредственно рекламную деятельность? Чаще она носит материальный или бартерный характер? Есть издания, где рекламные модули стоят недорого, там я плачу – вот, к примеру, журнал «Детский Петербург»: там мне бартер не нужен, это невыгодно. А какие-то более претенциозные издания, с большими тиражами и глянцевыми страницами, интересует скорее бартер, то есть материал, нежели деньги. Сколько корпоративных вечеринок в месяц вы способны провести? Мы работаем минимум три раза в неделю. Но заказы бывают совершенно разные и по трудовым затратам, и, соответственно, по материальному вознаграждению. Если брать, к примеру, новогодний сезон, то в этом году мы работали с 1 по 10 января вообще без выходных, при этом от двух заказчиков пришлось отказаться, потому что успеть все было просто невозможно. Если говорить с точки зрения маркетинга и связей с общественностью, есть ли у вас универсальный совет, как сделать театр узнаваемым, как сделать так, чтобы труппу приглашали не только на «корпоративы» у нас в стране, но и за рубеж? Это только качество работы. Я не отрицаю ни РЯ, ни маркетинг, но продавать в этой области что-то плохое невозможно. Второй раз не пригласят. Больше всего я бы посоветовала уделить внимание «сарафанному радио». У нас есть постоянные клиенты, с которыми мы сотрудничаем по нескольку лет, они рекомендуют нас своим друзьям и партнерам. Резюме XXI век можно с уверенностью назвать временем «рабочих лошадок». Вспоминается строчка из песни группы «Ленинград»: «Тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе…». Большую часть жизни человек отдает работе, меньшую – отдыху. Как ни парадоксально, но именно с этим связан бурный расцвет корпоративной культуры в нашей стране, именно поэтому так популярны сейчас компании, занимающиеся организаций досуговой деятельности, разнообразных празднеств и торжеств. Люди слишком много работают, чтобы позволить себе вне офиса скучное и неинтересное времяпрепровождение; кроме того, никто не хочет тратить силы на разработку сценария, договоренности с ведущим, аренду зала: хочется прийти туда, где все уже готово. Сейчас плата в 3 тысячи долларов за шикарное торжество не смутит ни крупную компанию, ни состоятельного человека, в особенности если речь идет об эксклюзивности праздника: ведь старыми конкурсами и шутками, украденными у «Комеди Клаба», сегодня никого не удивишь. Пригласить на свое мероприятие театр, который подготовит выступление, опираясь на специфику вашего мероприятия, – удобно и стильно. Кроме того, это решит проблему и с ведущим, и с музыкально-световым сопровождением. Такое профессиональное разделение сфер влияния, как театральная деятельность в Европе и организация различных мероприятий в нашей стране, – не только самый логичный, но и единственно возможный вариант успешного бизнеса. Как в силу сформировавшихся культурных традиций, так и в силу погодных условий уличные театры в нашей стране не могут пользоваться бешеной популярностью. Зато есть возможность занять свою нишу в организации мероприятий разного уровня, которые достойно оплачиваются и здесь. Кроме того, гастроли по Европе в летнее время – оптимальный по выгодности вариант, поскольку работы в городе может быть недостаточно, лето – «мертвый сезон» для организаторов досуговой деятельности. Кроме рекламы в прессе и «сарафанного радио», есть и еще один механизм, позволяющий обратить на себя внимание потенциальных клиентов и получить тем самым новые заказы на организацию праздников. Сейчас вполне возможно договориться с рекламными или модельными агентствами города, которые предлагают услуги по организации мероприятий разного уровня, чтобы сотрудничать с ними на правах партнеров. Так, всем клиентам, которые обращаются в агентство за помощью в подготовке праздника, будет предлагаться именно ваш театр (если, конечно, специфика мероприятия будет соответствующей). Соответственно, какая-то фиксированная ставка будет отдаваться театру, а какой-то процент – агентству. На таких условиях многие компании согласятся разместить информацию о театрах в разделе предлагаемых услуг на своих сайтах, а это также дополнительная реклама. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|