Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Как выбрать выставку
  • Очное и заочное участие в выставке
  • Стенд – зеркало фирмы
  • Методы подбора и подготовки персонала
  • Подготовка документов
  • Рассылка приглашений
  • Выводы и рекомендации
  • ГЛАВА 3

    Планирование выставочной деятельности

    Первый вопрос, который необходимо решить: «Участвовать или не участвовать в выставке?». Он касается прежде всего заинтересованности предприятия в продвижении своих интересов посредством участия в выставках вообще.

    Ответить на вопрос поможет учет следующих факторов:

    – тенденций в отрасли, к которой принадлежит ваше предприятие, количества предприятий, входящих в данную отрасль, видов продукции и каналов, применяемых для ее продвижения;

    – в случаях, например, олигополии и монополии существуют другие, более простые способы, чем дорогостоящее и трудоемкое участие в выставках;

    – частоты и масштабов участия конкурентов предприятия в выставках;

    – основных средств, используемых конкурентами для продвижения своей продукции на рынке.

    При наличии этой информации для принятия окончательного решения об участии в выставке необходимо тщательно изучить общее состояние дел на своем предприятии, в частности определить финансовые, материальные, временные и трудовые ресурсы, которые можно будет использовать при положительном решении.

    Как выбрать выставку

    Исходя из долгосрочных, среднесрочных и текущих целей и выбранной стратегии вашей маркетинговой деятельности осуществляется предварительный отбор выставок. Однако для более детальной проработки целесообразности участия в той или иной выставке необходимо учесть и другие факторы:

    – тематику;

    – дату и место проведения;

    – значимость и престиж участия;

    – участие конкурентов;

    – количество фирм-участников, предполагаемое число посетителей, их состав, профессиональный интерес;

    – возможные формы участия;

    – стоимость участия;

    – удобство доставки оборудования, экспонатов и т. п.

    Для правильного выбора выставки необходимо ответить на несколько вопросов.

    – Какая или какие выставки лучше всего удовлетворят ваши потребности?

    – Ориентирована ли данная выставка на ваши потребности и потребности ваших клиентов?

    – Где и когда будет проходить выставка?

    – Какова продолжительность работы выставки?

    – Насколько успешно прошла предыдущая выставка?

    – Достаточен ли бюджет, выделенный для данной выставки?

    После принятия положительного решения об участии и фиксирования целей осуществляется декомпозиция каждой цели на подцели для каждого этапа:

    – подготовки к участию в выставке;

    – работы на выставке;

    – послевыставочной деятельности.

    Согласуйте с организаторами выставки дату, когда вы сообщите о своем окончательном решении, о выборе месторасположения стенда. Это решение целесообразно принять после дополнительного анализа с учетом того, кто будет вашими соседями справа, слева, кто расположится напротив вас и по диагоналям.

    Очное и заочное участие в выставке

    Предприятие может принять очное или заочное («тройка») участие в выставке.

    Очное участие в выставке может проходить как:

    – самостоятельное («туз»);

    – групповое («семерка»).

    Самостоятельное участие в выставке заключается в том, что все расходы и всю полноту ответственности несет сама фирма. Эта форма участия имеет значительное преимущество в свободе действий, самостоятельности в принятии решений – как на своем стенде, так и на выставке в целом.

    Групповое участие в выставке состоит в том, что несколько компаний арендуют территорию или совместный стенд. Такое участие имеет ряд преимуществ по сравнению с самостоятельным. Например, стоимость участия может оказаться значительно ниже, возможно, фирма будет освобождена от трудоемких работ и разнообразных организационных мероприятий. Однако имеются и недостатки – например, обычно имеются более «выгодные» места с точки зрения обзора, подхода к образцам, стеллажам и т. п. Групповое участие фирмы в выставке может быть и в таких редких случаях, когда существенную часть расходов берет на себя государство или общественные организации.

    Групповые стенды теперь уже редкость в выставочной деятельности, однако для нашей страны это хорошая возможность для небольших и средних фирм выйти на международные выставки.

    Для компаний, не принимавших ни разу участия в выставках, можно порекомендовать первый раз принять участие в выставке совместно с кем-нибудь из своих партнеров. Такое решение выгодно не только с экономической точки зрения, но и многих других (обучение персонала, получение навыков взаимодействия с администрацией выставки).

    Иногда фирмы в силу различных причин (прежде всего финансовых или отсутствия опыта) не могут принять очное участие в выставке, поэтому они участ вуют заочно. В этом случае стоимость участия фирмы в выставке может оказаться самой низкой из рассмотренных вариантов. Финансовая сторона с точки зрения затрат фирмы на выставку будет самой благоприятной, однако будет отсутствовать полная самостоятельность.

    Если финансов недостаточно, то некоторые выгоды от выставки можно получить и не имея на ней своего стенда.

    Секрет успеха!

    Известно, что одна текстильная компания направила своих сотрудников поработать на выставке. Основной задачей сотрудников компании была раздача приглашений на презентацию. Сама презентация, которую фирма устраивала для заинтересованных лиц, проводилась в тот же день, но не на территории выставки, а в офисе фирмы. Для всех приглашенных, кто решил посетить презентацию, арендовали автобус. Желающих привезли в офис, показали новую продукцию, а затем устроили банкет. Такой прием позволил компании привлечь новых клиентов и укрепить доверие старых. Экономический эффект превзошел все ожидания. Данная презентация обошлась компании в 15 раз дешевле, чем стоило бы непосредственное участие в выставке.

    Стенд – зеркало фирмы

    Среди специалистов, занимающихся выставочной деятельностью, широко известна справедливая фраза: «Стенд – зеркало фирмы». При хорошей композиции стенда он может во многом отразить все преимущества вашей фирмы. Кроме того, на стенде можно отразить образ мыслей и действий компании. Главное – подойти с системных позиций к отражению на стенде реальной действительности.

    Для эффективного привлечения внимания посетителей к стенду прежде всего учитываются место расположения стенда и его тип. Ниже будут приведены методы и приемы, позволяющие эффективно привлекать внимание посетителей к вашему стенду.

    Выбор предпочтительного места расположения стенда

    Выбор конкретного павильона на выставке и предпочтительного места расположения стенда в этом павильоне производите сразу же после того, как приняли решение об участии в выставке.

    Если выставка проводится не первый раз, то предварительно выясните у организаторов выставки:

    – какие фирмы уже принимали в ней участие;

    – кто из них будет участвовать во второй, в третий и т. д. раз, где размещались стенды этих компаний;

    – кто из ваших конкурентов уже принимал участие и где размещались их стенды;

    – где предполагают разместить свои стенды ваши конкуренты.

    При подаче заявки на участие в выставке поступите следующим образом: если будет возможность, то зарезервируйте несколько наиболее выгодных мест расположения вашего стенда. При подписании договора вы будете уже владеть всей необходимой информацией о желательном месте расположения вашего стенда и оставите только его.

    Выбор стенда

    Выставочный стенд является своеобразной визитной карточкой фирмы. Желательно, чтобы он был гармоничным по соотношению своих размеров и выставленных на нем экспонатов.

    Стенд должен быть организован для показа товара. Независимо от типа стенда и его размеров он должен иметь три функциональные зоны:

    – презентационную площадь;

    – место для переговоров;

    – подсобные помещения.

    Презентационная площадь зависит от целей участия в выставке, от количества и габаритов экспонатов и оборудования, она включает все информационные табло, видео– и аудиоаппаратуру для проведения демонстрационных мероприятий.

    Места для переговоров могут представлять собой закрытые кабинеты, просторные помещения или всего лишь стулья или уголки для сидения. Для организации престижных мест для переговоров иногда выделяются очень большие пространства.

    Для проведения индивидуальных бесед предусматриваются бар, столики для приема гостей, информационная служба.

    Подсобные помещения могут включать:

    – гардероб;

    – помещение для персонала;

    – помещение для сервисной службы;

    – склад;

    – кухню;

    – место для проспектов и сувениров;

    – технические подсобные помещения.

    При проведении мероприятий, связанных с ориентацией на товар, посетителям, как правило, демонстрируют и поясняют его качественные характеристики и конкурентные преимущества. В этом случае соотношение между презентационной площадью и местом, отведенным для переговоров, должно составлять 60 к 40 %.

    При проведении мероприятий, связанных с ориентацией на информацию, желательно следующее соотношение по площадям – 40 % для информационных средств и 60 % для проведения переговоров. Перечислим информационные мероприятия:

    – презентации;

    – доклады;

    – тезисы докладов;

    – сообщения;

    – мультимедиа;

    – видеопросмотры;

    – показ диапозитивов и т. п.

    Если основная деятельность экспонента – консультации, то приоритетным направлением являются индивидуальные беседы и переговоры. В этом случае каждый посетитель-специалист в основном посещает выставку для проведения переговоров и индивидуальных консультаций. Приоритет в этом случае с точки зрения площадей предоставляется местам для проведения переговоров.

    В случае когда имеется комбинация всех трех зон, целесообразно так функционально распределить площади, чтобы они были хорошо определяемы. Эти зоны (презентационная площадь, место для переговоров и подсобные помещения) должны быть хорошо узнаваемы как с рекламной точки зрения, так и с пространственной. Соотношения выставочных площадей в этом случае должны быть примерно равны между собой.

    С технической и эстетической точек зрения выставочный стенд должен быть безупречен. Он должен соответствовать определенным стандартам, которые сами изменяются во времени. Стенд должен быть приятен зрению, слуху, а иногда, что характерно для некоторых специализированных выставок, и обонянию.

    Накопленный опыт – как российский, так и зарубежный – позволяет сделать определенные выводы в отношении оформления стендов. Ваш стенд, как рекомендуют зарубежные и отечественные специалисты, должен:

    – производить благоприятное, но не показное впечатление;

    – казаться скромным, но не убогим и скупым;

    – выглядеть заманчивым, но не навязчивым;

    – казаться довольно строгим, но не отталкивающим;

    – в определенные моменты становиться шоу, но не балаганом.

    Умение чувствовать эту тонкую грань, как правило, приходит со временем и с практическим опытом или благодаря консультациям ведущих специалистов.

    Как мы уже говорили, при подаче заявки на участие в выставке зарезервируйте несколько наиболее выгодных мест расположения вашего стенда.

    Согласуйте с организаторами выставки дату, когда вы сообщите о своем окончательном решении выбора месторасположения стенда.

    Это решение целесообразно принять после дополнительного анализа с учетом того, кто будет вашими соседями справа, слева, кто расположится напротив вас и по диагоналям. Кроме того, очень важно знать, где предполагают разместить свои стенды ваши конкуренты, посредники, поставщики и покупатели, если они будут принимать участие в работе выставки.

    Если в силу различных обстоятельств вам досталось неудачное месторасположение стенда, то возможны некоторые варианты повышения эффективности вашей деятельности на выставке.

    Для этого можно воспользоваться следующими практическими рекомендациями:

    – значительно увеличить количество сотрудников первого эшелона;

    – более тщательно провести подготовку персонала первого эшелона;

    – провести презентацию, семинар, конференцию, круглый стол;

    – провести лотерею, конкурс, смотр возле стенда или недалеко от него;

    – разместить различные показатели о месте нахождения вашего стенда.

    Как направить поток посетителей к стенду

    Начинать привлекать посетителей к вашему стенду необходимо на самых ранних этапах, когда сформулированы цели участия в выставке и отобрана целевая группа.

    На практике используются следующие способы, позволяющие повысить посещаемость стенда:

    – заблаговременно рассылаются персональные приглашения реальным и потенциальным партнерам, сотрудникам СМИ, представителям городской, областной и республиканской администрации;

    – общественность оповещается о вашем участии в выставке, о номере вашего стенда и месте его расположения в конкретном павильоне;

    – осуществляется прямая почтовая рассылка потенциальным партнерам;

    – проводится телемаркетинг (приглашения по телефону) или вежливое, тактичное напоминание о предстоящей выставке;

    – проводится рекламная кампания по формированию или поддержанию имиджа фирмы;

    – даются рекламные объявления в СМИ, транспорте.

    Проведенные зарубежные исследования показали, что посещаемость стенда может увеличиться на треть при правильном проведении предвыставочной рекламной кампании.

    Секрет успеха!

    Я часто использовал следующий прием: публикация проблемной статьи в газете или журнале. Например, во время работы строительной выставки, для привлечения клиентов к своему стенду, где размещалось обогревательное оборудование и элементы, я поместил в газете статью «Теплый пол, теплые ноги, а холодный пол…?».

    Методы подбора и подготовки персонала

    Профессиональная работа на выставке требует большого напряжения, длительных эмоциональных нагрузок, умения противостоять стрессам, поэтому на вопросы подбора персонала и формирования слаженной команды целесообразно обратить серьезное внимание. Прежде всего подберите руководителя стенда, а затем и членов его будущей команды.

    Правильный отбор персонала для работы на выставке позволит избежать многих негативных последствий. Часто при выборе претендентов ответственные за это направление проявляют склонность останавливаться на ком-то преимущественно с учетом личной симпатии. При этом могут высказываться достаточно сильные эмоциональные оценки. Как показывает опыт, этого по возможности следует избегать. Необходимо обеспечить отбор сотрудников на основе объективных решений. Конечно, влияние эмоций не должно и не может исключаться полностью.

    Чтобы сделать выбор профессионально и объективно, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

    – процесс отбора персонала нужно структурировать;

    – выбор руководителя стенда должен производиться как минимум двумя лицами (например, руководителями службы маркетинга и начальником отдела кадров);

    – руководители, осуществляющие отбор, должны иметь специальные знания, обладать определенной квалификацией и быть компетентными для оценки персонала;

    – выбор остальных сотрудников должен производиться тоже двумя и более лицами (например, руководителем стенда и руководителями службы маркетинга или начальником отдела кадров);

    – основой для объективной оценки каждого претендента является заданный перечень требований, соответствующих определенной области профессиональных знаний, и установленный перечень качеств претендента;

    – итоговая оценка претендента должна формироваться по решающим критериям и основываться на возможно более обширной информации;

    – качества сотрудника, который будет работать на выставке, должны проверяться не только путем письменного анкетирования и интервью, но и путем изучения его поведения при проведении переговоров и участия в командной работе.

    Теперь перечислим основные принципы отбора персонала для работы на выставке.

    – Отбирайте сотрудников, имеющих позитивное отношение к посетителям, работникам выставочного комплекса и своим коллегам.

    – Отбирайте сотрудников, имеющих высокую степень уверенности в себе.

    – Отбирайте коммуникабельных сотрудников, которые легко вступают в контакт с самыми разными людьми.

    – Убедитесь, что сотрудник будет работать с желанием и энтузиазмом, а при необходимости выложится на 100 %.

    – Выявляйте наиболее наблюдательных сотрудников, способных подмечать нюансы в общении, используя вербальные и невербальные контакты.

    – Удостоверьтесь, что сотрудники смогут ответить на различные вопросы посетителей.

    – Выбирайте хороших «слушателей», способных задавать наводящие вопросы и умеющих внимательно слушать собеседника.

    Тщательно продумайте мотивацию для персонала, который будет участвовать на всех стадиях выставочной деятельности. Исключите из своей практики отправку сотрудников для работы на выставку как поощрение за хорошие показатели в повседневной работе.

    Отбор персонала для ведения телефонных переговоров

    Руководство фирмы прекрасно понимает, что от персонала зависит очень многое, если не все. «Кадры решают все!» – эта крылатая фраза в большой степени относится и к специалистам, которые проводят телефонные переговоры.

    Сотрудник должен уметь вести переговоры или на учиться этому искусству. Все сотрудники, основной задачей которых является общение по телефону, должны иметь прекрасную или как минимум хорошую дикцию, обладать приятным тембром и бесконечным терпением. Они должны уметь четко и ясно излагать свои мысли, а самое главное – внимательно слушать собеседника.

    Кроме того, необходимо, чтобы сотрудники получали удовольствие от своей работы. И еще один важный и принципиальный момент: они никогда не должны опасаться получить отказ. Отказ – это прекрасно! Это повод для самосовершенствования, это ступенька для последующего успеха!

    Принципы набора дополнительного персонала

    На практике иногда возникают ситуации, когда необходимы дополнительные сотрудники для работы на выставке. Это может произойти, например, когда все сотрудники фирмы очень заняты по своему основному роду деятельности, или когда выставка проводится в другом городе, когда экономически целесообразно нанять дополнительных людей со стороны. Персонал можно подобрать для работы в первом или втором эшелоне. Причем функции, которые возлагаются на таких сотрудников, могут иметь усеченный характер, особенно во втором эшелоне. При работе на стенде им можно поручить роль статистов и раздачу буклетов и других рекламных материалов. Возможно привлечь дополнительный персонал и к работе в нулевом эшелоне (мой термин). Нулевой эшелон – это персонал, который работает за пределами выставки в общественных местах и с потенциальными клиентами непосредственно в фирмах.

    В этом случае правильный подбор дополнительного персонала для работы на выставке примерно тот же, что и при обычном подборе сотрудников для работы в фирме.

    Остановимся на основных моментах проведения таких собеседований и рассмотрим некоторые рекомендации.

    Сначала рассмотрите резюме каждого претендента. По анкетным данным определите, насколько он подходит вам и насколько отвечает вашим требованиям. Если вас устраивают анкетные данные, то по телефону или электронной почте либо другим способом пригласите претендента на собеседование.

    При проведении собеседования особое внимание обратите на:

    – первое впечатление о собеседнике;

    – впечатление от проведения собеседования с претендентом;

    – общее впечатление о претенденте.

    Первое впечатление о собеседнике

    Внешний вид:

    – одежда (качество одежды, сочетание цветов, уход);

    – обувь;

    – прическа;

    – косметика;

    – фигура.

    Поведение:

    – уверенное или неуверенное;

    – есть ли элементы самоуверенности;

    – коммуникабельность.

    Впечатление от проведения собеседования с претендентом

    Креативность:

    – форма и манера приветствия;

    – начало разговора и вхождение в контакт;

    – поддержание и завершение разговора.

    Впечатление о профессионализме:

    – специальные знания;

    – способности как продавца услуг;

    – умение адаптироваться к различным ситуациям.

    Общее впечатление о претенденте

    Анализ первого впечатления о собеседнике.

    Новых сотрудников можно будет обучить за несколько дней до выставки или прямо на рабочих местах.

    Руководитель стенда

    Детальный анализ стратегии работы персонала на выставке позволяет организовать «идеальную спецификацию ролей» в команде. На этой стадии осуществляется подбор и назначение руководителя стенда.

    Руководитель (администратор) стенда должен четко знать и понимать свои функциональные обязанности, полномочия, сознавать свою персональную ответственность за эффективную работу всего коллектива на выставке. Он отвечает за эффективность, слаженность и координацию хода работы как на стенде, так и за его пределами.

    Руководитель стенда должен быть хорошим менеджером и в определенном смысле психологом: обладать интуицией, иметь ряд необходимых качеств для эффективного взаимодействия с людьми самых разных темпераментов.

    Руководитель несет ответственность как за внимательное и чуткое отношение всего персонала к посетителям, так и за хорошие взаимоотношения между сотрудниками внутри коллектива. Следует подчеркнуть, что это распространяется на периоды взаимодействия между сотрудниками как во время работы выставки, так и после ее завершения.

    Руководитель стенда должен:

    – быть целеустремленным;

    – сознавать ответственность;

    – иметь высокое самообладание;

    – уметь принимать эффективные решения;

    – иметь опыт работы на ярмарках и выставках;

    – иметь организаторский и импровизационный талант;

    – обладать высокой эрудицией;

    – обладать уверенной и свободной манерой держаться;

    – иметь хорошо поставленную речь;

    – иметь хорошую память на лица;

    – иметь опрятный внешний вид;

    – иметь отличные или хорошие знания в предметной области;

    – обладать высоким качеством управления эффективной мотивацией сотрудников;

    – быть в постоянной готовности к любым переговорам;

    – владеть основами знаний в области науки, техники, психологии и торговли.

    Подготовка персонала

    Каждый сотрудник, который будет работать на выставке, должен пройти определенную теоретическую подготовку, освоить методы и приемы работы и приобрести практические навыки.

    Поскольку при работе на выставке наибольшая ответственность ложится на специалистов, то администрации фирмы необходимо уделять им постоянное внимание. Количество специалистов должно быть достаточным для эффективного обслуживания посетителей. Специалист должен отлично знать свой продукт, его преимущества перед аналогичными товарами конкурентов. Он должен быть коммуникабельным, обаятельным, элегантным и уметь слушать. Последнее условие является очень актуальным, потому что, как показал анализ, 80 % времени персонал должен слушать, что говорит посетитель, и только 20 % времени рассказывать о фирме, товарах и услугах.

    Вопросы подготовки персонала очень важны, поскольку специалист, работающий на выставке, представляет всю фирму в целом. Необходимо, чтобы каждый сотрудник владел теоретическими основами ведения переговоров, основами маркетинга и менеджмента, свободно ориентировался в ассортименте товаров и услуг, которые предоставляет фирма.

    Как известно, традиционно процесс обучения рассматривается в виде трех фаз: знания, умения, навыки.

    Однако выставочный мир изменяется и, соответственно, изменяются требования к специалистам, прошедшим обучение, повысившим свою квалификацию или прошедшим переподготовку.

    Мы предлагаем включить еще одну фазу, и вся цепочка примет такой вид: знания, понимание, умения и навыки. Опыт работы высшей школы в системе переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов показал, что в современных условиях понимание является важнейшим компонентом процесса обучения.

    Обучение стендистов и других специалистов выставочного бизнеса можно рассматривать либо с системных позиций, либо как какой-то отдельный процесс. В последнем случае можно воспользоваться процессным подходом, который сейчас успешно применяется в промышленности, бизнесе и т. д.

    Процессный подход в обучении означает, что все действия рассматриваются как процессы, имеющие вход и выход. Обобщенная модель процесса обучения выглядит так.

    Первая фаза характеризуется тем, что слушатель получает знания, которые базируются на новой информации, затем, во второй фазе, он должен понять, в чем суть этих знаний и какие связи можно установить с полученными ранее знаниями. В третьей фазе он тренируется, вырабатывает умения. Затем, в последней, четвертой, фазе закрепляет умение и переводит его в практический навык.

    В зависимости от того, что преобладает в занятии, можно определять, лекция ли это, семинар или тренинг. Очевидно, что если на занятии преобладают новые знания, то это лекция. Если на занятии наибольшее внимание уделяется вопросам понимания, правильности, цельности и сути рассматриваемых понятий и явлений, то это, скорее всего, семинар. Когда при обучении основное время отводится отработке умений, то это практическое занятие. Если на занятии наибольшее внимание уделяется вопросам отработки навыков, то это тренинг.

    Естественно, в каждом случае все четыре фазы в той или иной степени должны присутствовать, иначе у слушателя не произойдет закрепления изучаемого материала.

    Невозможно эффективно усвоить новый материал, если он не был рассказан, показан или прочитан. Если новый материал прочитать, прослушать или просмотреть, но своевременно не закрепить его, то он поступит только в оперативную память и через некоторое время забудется, так как он не зафиксировался в долговременной памяти. Этот эффект известен не только из литературы, но и из практики работы со многими слушателями.

    Исходя из вышеизложенного, весь процесс обучения можно представить на приведенном ниже рисунке в виде модели, в которой предусмотрен контроль после каждой фазы.

    Естественно, для каждой фазы возможны свои методы и приемы осуществления контроля.

    Если сократить или совместить число фаз, то за счет этого можно существенно повысить эффективность обучения. В некоторых случаях, например, когда сотрудники давно трудятся на предприятии, появляется возможность сразу же начать обучение с третьей фазы.

    Каждое действие сводится к тому, что изменяется соотношение между информацией на входе и выходе. В основе этого лежит новое понимание качества обучения, под которым мы будем понимать удовлетворение требований и ожиданий руководителя. Положительный результат достигается соблюдением во всех процедурах семи основных принципов.

    Первый принцип – ориентация на потребителя. Удовлетворенность потребителя (слушателя или руководителя) следует определенным образом измерять и оценивать, а система качества обучения должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.

    Второй принцип – лидерство руководителя предприятия. Определение руководством долгосрочной миссии и политики предприятия по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи обучения.

    Главное – создать и поддерживать такую внутреннюю обстановку, в которой все сотрудники выставочного проекта могут стать вовлеченными в достижения политики для реализации провозглашенных целей.

    Третий принцип – вовлечение сотрудников. Система качества и ее механизмы должны побуждать сотрудников предприятия проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности всего учреждения, в том числе и в выставочной деятельности. Все специалисты должны быть готовы реализовать свои способности в достижении поставленных целей.

    Четвертый принцип – процессный подход. Необходимо обеспечить новый взгляд на систему обучения всех сотрудников выставочного проекта:

    – используется алгоритмический подход к системе качества обучения как совокупность взаимосвязанных процессов четырех фаз;

    – каждый процесс обучения рассматривается как система, входы и результаты процесса обучения должны четко определяться и измеряться.

    Пятый принцип – системный подход. Системы качества обучения персонала, участвующего в выставочной деятельности, как совокупность взаимосвязанных и последовательных процессов управления ресурсами по получению знаний, обеспечения понимания изучаемого материала, формирования умений и приобретения навыков.

    Шестой принцип – постоянное улучшение. Постоянное улучшение системы обучения слушателей путем постоянной оценки результатов, улучшения и корректирования материалов, методов обучения выставочным технологиям.

    Седьмой принцип – взаимовыгодные отношения с разработчиками, поставщиками программных и технических средств обучения. Идентификация разработчиков, поставщиков программных и технических средств обучения, совместная работа по четкому пониманию потребностей слушателей в обучении выставочному делу.

    Основным средством обучения, как правило, является компьютер. Он позволяет использовать программное обеспечение: информационно-справочные, автоматизированные обучающие системы, компьютерные учебники; компьютерные тесты – принципы организации и области применения. Кроме того, возможно применение дистанционного обучения. Особо следует отметить роль компьютера в управлении самостоятельной работой слушателя.

    В настоящее время создаются электронные пособия с обратной связью и тренажеры, которые позволяют повысить эффективность компьютерного обучающего диалога.

    Методика структурирования учебного материала для электронных пособий с обратной связью следующая:

    – информационная полнота;

    – реализация принципов как «от простого к сложному», так и «от сложного к простому» при фреймовом представлении знаний;

    – связь монолога и диалога с одно-, двух– и трехмерными структурами представления знаний;

    – диалог как основа создания адаптивной модели процесса обучения.

    Возможны следующие режимы диалога:

    – закрытый;

    – ограниченный;

    – открытый;

    – квазиоткрытый.

    Предусматриваются синтаксис и семантика анализаторов альтернативного, простого выборочного, выборочно контролируемого и свободно конструируемого ответов. Обычно обеспечиваются исправление орфографических ошибок, учет порядка последовательности ключевых слов и приемы расширения семантики анализатора свободно конструируемого ответа.

    Важными являются логико-информационные основы обучающего диалога. Каждый термин предметной и выставочной деятельности рассматривается как элементарная часть информации. Особое внимание должно уделяться смыслу и значению термина, а также отношениям между терминами.

    Значительное внимание необходимо уделить структуре высказываний и отношениям между высказываниями.

    Обучение слушателей начинается с ознакомления с работой электронных учебно-методических комплексов и адаптивных компьютерных учебников.

    Предложенная четырехфазная модель обучения специалистов в области выставочной деятельности с учетом процессного подхода позволяет сформулировать требования к методикам и к средствам программного обеспечения для каждой фазы обучения: знания, понимание, умения и навыки.

    Мотивация персонала

    Собственники, руководители и первые лица предприятий часто говорят, что выставка не удалась, нет полноценной или вообще отдачи от участия в ней, только одни траты и т. п. В некоторых случаях они правы, однако не утруждают себя анализом, почему так получилось. Короче – хотели как лучше, а получилось как всегда. Причин обычно несколько: во-первых, не были четко сформулированы цели и задачи участия в выставке, во-вторых, не был мотивирован персонал, и он не был настроен на успех. Рассмотрим систему мотивации персонала при работе на выставке.

    Оплата труда является важнейшим из факторов влияния на готовность сотрудников к результативной и эффективной работе. Однако со стороны работодателя это одновременно очень существенный фактор издержек. Поскольку большинство сотрудников, естественно, заинтересованы в максимально высокой оплате своего труда, а работодатель, напротив, – в уменьшении издержек или сохранении их на максимально низком уровне, то возникает довольно сложная, иногда даже конфликтная ситуация. Поэтому собственники и руководители должны найти рациональное решение для достижения поставленных целей своего участия в выставке.

    Система оплаты труда и мотивации сотрудников, участвующих в подготовке к выставке, работающих на выставке, и тех, кто будет заниматься послевыставочной деятельностью, по возможности должна формироваться следующим образом:

    – быть высокой настолько, чтобы способствовать готовности персонала к эффективной и результативной работе;

    – в качестве инструмента управления направлять действия персонала на достижение всех поставленных целей подготовки к участию в выставке;

    – удерживать издержки на персонал в запланированных расходах на выставку в целом.

    Как и насколько эффективно будет использована система оплаты труда в качестве инструмента мотивации и управления, зависит от следующих моментов:

    – насколько важен интерес каждого сотрудника к увеличению его материального вознаграждения;

    – получено ли одобрение новой системы оплаты труда со стороны персонала;

    – благоприятно ли эти изменения отразились на командной работе сотрудников.

    К сведению!

    Как правило, чем больше доход сотрудника и лучше его материальное положение и чем незначительнее притязания, определяемые жизненными условиями, тем меньше возможность дополнительного заработка действует как стимул к более производительной работе.

    В практике выставочной деятельности возможны различные формы оплаты труда сотрудников:

    – фиксированный оклад (установленный в соответствии со штатным расписанием предприятия);

    – фиксированный оклад плюс премия;

    – оклад плюс вознаграждения за достижение каждой поставленной цели при выполнении всех поставленных задач;

    – оклад плюс вознаграждения за достижение каждой поставленной цели, плюс бонус за перевыполнение плановых показателей при выполнении всех поставленных задач;

    – в случае когда на выставке предусмотрены продажи, то к перечисленным выше формам оплаты труда добавляются варианты учета процента от продаж. Особое внимание следует уделить тому, чтобы материальное вознаграждение и материальное стимулирование руководителя, с одной стороны, было увязано с доходами сотрудников, а с другой – с позиций сотрудников не было бы намного или очень намного выше их вознаграждения.

    В любом случае систему оплаты труда сотрудников, участвующих в выставке, необходимо формировать таким образом, чтобы она:

    – была ориентирована на достижение поставленных целей;

    – способствовала действенности работы;

    – стимулировала командный дух и корпоративную культуру;

    – была справедливой;

    – имела связь с результативностью;

    – была гибкой;

    – обеспечива ла непрерывность;

    – имела простую схему расчета.

    Ориентированность на достижение поставленных целей заключается в том, что оплата труда персонала используется в качестве важного инструмента управления.

    Ориентация на действенность заключается в том, что оплата труда персонала должна являться фактическим вознаграждением за конечные результаты работы.

    К сведению!

    Основная проблема для работодателя состоит в том, как установить истинный объем и степень качества выполненных работ.

    Стимулирование командного духа и корпоративной культуры – принципиально важный вопрос. Система оплаты труда и мотивации персонала должна давать каждому сотруднику в одинаковой степени равные шансы на то, что его материальное вознаграждение будет зависеть от результатов работы всей команды.

    К сведению!

    Как правило, не рекомендуется значительно выделять доход ведущего сотрудника по сравнению с другими членами команды, даже если существует разница в квалификации и вкладе в результативность выполненной работы.

    Справедливость заключается в том, что оплата труда отдельных сотрудников с учетом результатов их работы должна находиться в определенном соотношении с другими сотрудниками. Это положение может включать социальный аспект, однако многие специалисты считают, что его нельзя выдвигать на первый план.

    Связь с результативностью заключается в том, что необходимо стремиться к максимальному соответствию между результатами выполненной работы и материальным вознаграждением сотрудников.

    Ошибка!

    Если предприятие в результате эффективной работы персонала на выставке получит большое количество заказов, значительную поддержку администрации и т. п., а это не отразится на материальном вознаграждении сотрудников, то это негативно отразится на их дальнейшей работе.

    Система мотивации сотрудников тем совершеннее, чем она легче адаптируется к изменениям целей и задач, которые могут трансформироваться как при подготовке к участию в выставке, так и во время ее проведения.

    Если на предприятии была введена определенная система оплаты труда, и она получила признание сотрудников, то они будут заинтересованы в ее применении на длительный срок. Частая смена системы оплаты труда сотрудников, участвующих в выставочных проектах, в дальнейшем снижает уверенность персонала в стабильной и адекватной оценке руководством их работы.

    К сведению!

    Система оплаты труда и мотивации сотрудников обязательно должна приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям в России. Иначе она станет существенным тормозом в эффективном управлении персоналом.

    Схема оплаты труда сотрудников должна быть максимально простой. Тогда любой член команды может легко и просто рассчитать предполагаемые доходы. В противном случае персонал ее не одобрит.

    Подготовка документов

    Как отмечалось в главе 1, необходимо с самого начала выбрать цели участия в выставке и продумать механизмы измерения степени их достижения. Для этого нужно будет организовать сбор статистических данных по:

    – посетителям;

    – реальным покупателям, потенциальным покупателям;

    – потенциальным потребителям;

    – поставщикам товаров, материалов полуфабрикатов, сырья и т. п.;

    – дилерам;

    – посредникам;

    – контрагентам;

    – конкурентам.

    Заранее, еще до начала выставки необходимо подготовить некоторые документы, которые потребуются либо во время работы на выставке, либо сразу же после ее закрытия. Как правило, минимальный набор должен включать комплект документов для работы непосредственно на выставке и комплект документов для послевыставочной деятельности.

    Комплект документов для работы непосредственно на выставке:

    – анкеты посетителей;

    – отзывы реальных потребителей;

    – анкеты потенциальных покупателей;

    – анкеты потенциальных поставщиков;

    – анкеты потенциальных дилеров;

    – заявки-заказы на существующую продукцию;

    – заявки-заказы на разрабатываемую продукцию.

    Например, для того чтобы превратить контакты с потенциальными и реальными клиентами в заключенные контракты и договоры, необходимо заранее подготовить бланки писем, которые желательно разослать всем посетителям как можно быстрее. В бланках этих писем надо высказать благодарность за проявленный интерес к вашей фирме и ее товарам, а в приложениях предусмотреть прайс-листы, буклеты и другую рекламную продукцию.

    Эффективность результатов участия в выставке в значительной степени будет зависеть от вашей активности при работе с клиентами в послевыставочный период. Поэтому прежде всего это должны быть продолжение контактов с посетителями по телефону, переписка по факсу и электронной почте.

    Другой комплект документов, который тоже должен быть разработан заранее, – это анкеты для опросов руководителей администраций и представителей СМИ.

    Рассылка приглашений

    Чтобы выставка была результативной, необходимо не только правильно сформулировать цели, выбрать целевую аудиторию, но и грамотно организовать процесс приглашения клиентов к вашему стенду. Наиболее эффективным методом является прямая почтовая рассылка приглашений.

    Прямая почтовая рассылка может осуществляться:

    – сотрудниками вашей фирмы;

    – специализированной фирмой по вашему заказу.

    В любом из этих вариантов вы должны четко сформулировать цель рассылки, которая однозначно вытекает из целей участия в выставке.

    Какие действия вы ожидаете от получателя письма с информацией о вашем участии в выставке? В вашем приглашении должна быть полная и однозначная информация.

    Например, посетить наш стенд можно с целью:

    – ознакомления с новыми товарами, услугами;

    – ознакомления с новым расширенным ассортиментом продукции;

    – участия в конкурсе на лучшего покупателя, поставщика, дилера и т. п.;

    – участия в викторине;

    – получения памятных подарков, сувениров;

    – ознакомления с новыми сотрудниками отдела сбыта, закупок и т. д.

    С одной стороны, вы привлекаете к стенду заинтересованных клиентов, с другой – сможете оценить эффективность рекламы и самой прямой почтовой рассылки.

    Секрет успеха!

    В письмо вложите купон или анкету и сообщите, что посетители смогут обменять купон или заполненную анкету на ценный подарок, сувенир или получить скидку на товар или услугу.

    Для достижения эффекта от прямой почтовой рассылки ее желательно повторить два или три раза через фиксированные промежутки времени.

    Приложите все усилия, чтобы ваши письма, конверты, бумага, содержание и оформление выгодно отличались от конкурентов. Создайте свой фирменный стиль специально для приглашений: практика показывает, что вы об этом не пожалеете. Старайтесь уходить от формализма везде и во всем – начните с самых простых элементов.

    Секрет успеха!

    1. Составьте отдельные списки для ваших клиентов (покупателей, поставщиков, дилеров, потенциальных инвесторов и т. п.).

    2. Каждое письмо должно быть адресным, то есть адресовано персональному получателю.

    3. Закажите специальные конверты с логотипом своей фирмы.

    4. Применяйте цветную бумагу.

    5. Текст писем должен быть вежливым, содержание кратким и простым по форме.

    6. Вкладывайте яркие открытки, небольшие буклеты с названием выставки, датой проведения и номером вашего стенда.

    7. В рекламных материалах используйте сквозную тему.

    8. Отправляйте только заказные письма.

    Алгоритм организации почтовой рассылки.

    Поскольку вы имеете ограниченное время на рассылку приглашений, то желательно эту процедуру (кстати, как и многие другие) максимально формализовать. В общем виде алгоритм организации почтовой рассылки будет следующим:

    – разработайте график работ;

    – составьте списки получателей по категориям (покупатели, поставщики, дилеры, инвесторы и т. д.);

    – составьте график рассылки писем по категориям ваших клиентов;

    – разработайте оригинал-макеты конверта, открытки, буклетов, купонов, анкет, проспектов;

    – подчеркните ваши конкурентные преимущества;

    – подчеркните преимущества для клиента;

    – создайте систему стимулов для посещения вашего стенда;

    – разработайте небольшой, но адресный набор рекламных материалов для различных категорий ваших клиентов;

    – создайте эффективную систему оценки результатов почтовой рассылки;

    – разработайте эффективную систему контроля графика выполнения работ.

    Секрет успеха!

    Сделайте первую отправку писем так быстро, как это возможно. Повторите почтовую рассылку через две недели с измененным содержимым. Третью рассылку сделайте таким образом, чтобы ваше послание пришло адресату не позже, чем за две недели до открытия выставки.

    Если удастся выдержать сроки и применить советы с учетом своего личного опыта, то результат не заставит себя ждать.

    Выводы и рекомендации

    Перед принятием решения об участии в той или иной выставке необходимо тщательно изучить общее состояние дел на своем предприятии: оценить финансовые, материальные, временные и трудовые ресурсы, которые можно будет использовать при положительном решении.

    Осуществляйте предварительный отбор выставок исходя из среднесрочных и текущих целей, с учетом выбранной стратегии вашей маркетинговой деятельности.

    В зависимости от факторов примите решение, какая форма участия в выставке (очная или заочная) для вас сегодня предпочтительнее. Определите – будете ли вы участвовать в выставке самостоятельно или в группе.

    Особое внимание обратите на выбор конкретного павильона на выставке и определение предпочтительного места расположения стенда в этом павильоне.

    Секрет успеха!

    Выставочный стенд является своеобразной визитной карточкой фирмы, ее зеркалом. Желательно, чтобы стенд был гармоничным во всем. Независимо от типа стенда и его размеров он должен иметь три функциональные зоны: презентационную площадь, место для переговоров и подсобные помещения.

    Оцените, насколько удачное или неудачное месторасположение стенда вам досталось. Если его положение неудачно, воспользуйтесь следующими практическими рекомендациями: значительно увеличьте количество сотрудников первого эшелона и более тщательно их подготовьте, проводите презентации, семинары недалеко от стенда, разместите указатели в разных местах выставочного центра.

    Выберите методы и способы привлечения посетителей к вашему стенду. Начать это необходимо с самых ранних этапов, когда сформулированы цели участия в выставке и отобрана целевая группа.

    В современной практике используются многие способы, позволяющие повысить посещаемость стенда: заблаговременная рассылка персональных приглашений своим реальным и потенциальным партнерам, сотрудникам СМИ, представителям городской, областной и республиканской администрации; оповещение общественности о вашем участии в выставке и номере вашего стенда.

    Секрет успеха!

    Уделите серьезное внимание методам подбора и подготовки персонала.

    Прежде всего подберите руководителя стенда, а затем и членов его будущей команды. Продумайте, как сформировать эффективную команду. Каждый сотрудник, который будет работать на выставке, должен пройти определенную теоретическую подготовку, освоить методы работы и приобрести практические навыки.

    По возможности максимально используйте системный и процессный подходы в обучении. Все действия персонала рассматривайте как процессы, имеющие вход и выход. Обобщенная модель процесса обучения позволит вашим сотрудникам эффективно усвоить необходимые знания, а самое главное – эффективно их применять на всех этапах выставочного проекта.

    Большое значение имеет система мотивации персонала при работе на выставке. Стимулирование командного духа и корпоративной культуры – это принципиально важный вопрос, который может стать решающим в конкурентной борьбе. Система оплаты труда персонала должна давать каждому сотруднику в одинаковой степени равные шансы на то, что его материальное вознаграждение будет зависеть от результатов работы всей команды.

    Эффективность результатов участия в выставке в значительной степени зависит от вашей активности при работе с партнерами – как в начальный, так и в послевыставочный период.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.