|
||||
|
Исцеление мыслью или современное видение механизмов возникновения самых тяжелых и опасных внутренних болезней и принципы избавления от них. Книга будет интересна для всех тех, кто ищет для себя ответы на то, как функционирует психика, почему у человека появляются психологические проблемы и образуются болезни. А также – каковы принципы избавления от них с точки зрения наиболее молодого и прогрессивного направления в современной медицине - психосоматического. Введение, в котором мы поговорим о том, почему нужна эта книга. 13 Насколько мозг сложнее автомобильного мотора? 13 Что важнее – внешнее или внутреннее? 14 Алкоголизм – дурная привычка или способ адаптации? 16 Часть первая 17 в которой мы узнаем: что думали о движущих силах психики корифеи психотерапии. 17 Глава первая, в которой мы поговорим о первой базовой ветви, на которой основывается современная психотерапия – психоаналитическом подходе. 18 “Евангелие” от Фрейда - сексуальный “ликбез” для Человечества? 18 Нужен ли надсмотрщик для психики? 19 Даже «святые» конфликтуют. 20 Рецепт счастья от Фрейда. 21 Отрицание отрицания. 22 Этапы большого пути. 23 Гладко было на бумаге… 24 Руководство по обретению могущества от Адлера. 25 Неврозом «по бездорожью и разгильдяйству»? 26 Подсознательный коммунизм К.Юнга? 27 Коллектив или толпа? 28 Современная стадная философия неофрейдистов? 29 Невротик от невротика далеко не падает? 29 Ветер гасит волны? 30 Чужой среди своих? 31 Глава вторая, в которой мы поговорим о второй мощной ветви, на которой растет современная психотерапия – экзистенциально-гуманистическом подходе. 33 Феноменология. 33 Доброта – врожденное качество человека? 34 Самореализация по Роджерсу. 35 Жажда определяет сознание? 35 Иерархия ценностей по Перлзу. 37 Глава третья, в которой мы познакомимся с третьей базовой ветвью, на которой основывается современная психотерапия – когнитивно-бихевориальном подходе. 38 Кнуты и пряники бихевиоризма. 38 Кнут – лучший инструмент учителя? 39 Компьютерный мир когнитивистов. 39 Как думаешь – так и живешь? 40 Когнитивный Бейсик. 40 Бек – антивирус. 41 Би – крайности. 42 Стоический взгляд на психику А.Эллиса. 43 Дан приказ ему -…в депрессию. 44 Лестница жизни Э.Эриксона. 45 Система отношений Мясищева к действительности. 47 Эклектическое резюме. 48 Как бытие определяет сознание. 49 Спасибо австрийскому Домострою? 50 Советский Домострой самый лучший Домострой? 51 Каждому свое? 52 Что закрепляется на психотерапевтическом Олимпе? 53 Психотерапевтический колхоз. 54 Зри в корень! 56 Психотерапевтический день рождения. 57 Прогнозы – дело неблагодарное! 57 Как найти черную кошку в темной комнате? 58 Синтез – веление времени? 59 Залог успеха – опора на «гигантов»? 60 Часть вторая, 62 в которой мы постараемся создать эклектическую теорию формирования психики. 62 Глава четвертая, в которой мы порассуждаем о возможном «отце-основателе» Человечества. 62 А может все-таки Бог? 63 Реальные потребности – основа психики? 64 Разумная жажда. 65 Стимул – это все! 65 Мозг - кибернетический прибор? 66 Материя разумна? 67 Глава пятая, в которой мы постараемся понять: какова может быть материалистическая основа души. 69 «Душа» Юнга. 69 Архетипы как основа души. 70 Человек – «многолетнее растение»? 71 Сознание – продукт болезни роста? 72 Спецсвязь Человечества? 73 Электронная почта изобретена кроманьонцами? 74 Символическая архивация. 75 Тамагочи бессознательного. 76 Душа может расти? 77 Эволюция или революция? 77 Интернет – младший брат Ноосферы? 78 Глава шестая, в которой мы постараемся понять архитектонику психики 80 Природа все создает по одним чертежам? 80 Заложил ли в нас Творец инстинкт смерти? 81 Бег как способ самосохранения? 82 Инстинкт, который делает нас людьми? 83 Так все-таки: “Есть ли в нас Искра Божья?” 84 «Кит» или «слон»? 85 Чем человек принципиально отличается от животных. 86 Спросим совета у классиков? 86 Святая троица Человечества. 88 Чертежи жизни? 88 Забота о потомстве – мотор эволюции? 89 Что делает людей Богами? 90 «Общественные» взаимодействия инстинктов. 91 Инициатива наказуема? 92 В тесноте, да не в обиде? 93 Принцип построения пирамид взят от Бога? 94 Когда закладывается фундамент психики человека? 95 Сдача в эксплуатацию? 96 Палитра подсознания. 97 Человек это божественная «позолота»? 98 Материнская любовь – животворящая сила! 99 Как работает прокатный стан подсознания? 100 Нужна ли кувалда в процессе воспитания? 101 Прокрустово ложе воспитания. 102 Шила в мешке не утаишь! 103 Можно ли одновременно давить на газ и тормоза? 104 Ежедневный конвейер. 104 Согласительная комиссия подсознания. 105 Когда в товарищах согласья нет… 106 Глава седьмая, в которой мы постараемся понять: о чем и как «думает» новорожденный, как он делает первые шаги по жизни? 107 «Ксерокс» воспитания? 107 “Шкурный” интерес - двигатель прогресса? 109 Как младенец может разговаривать сам с собой. 109 В чьих руках дирижерская палочка психики? 111 Как прошлое влияет на будущее. 111 Как и рыбку съесть и на лодке долго кататься? 112 Грудь – защитница. 113 Ты выдрессировал свое животное “Я”? 114 «Кнут» как способ борьбы с животным в человеке? 115 Со скольки лет начинается перевоспитание? 117 Рычаги управления. 117 Понимает ли ребенок язык логики? 118 Как формируются уродства психики? 119 Маугли и цветная капуста. 120 Кнут и пряник – альфа и омега воспитания. 121 Глава восьмая, в которой мы поймем, что воспитание на самом деле - программирование будущего человека. 122 Из «коммунизма» путь всегда ведет в «капитализм»? 122 Всему свое время? 123 Жить в обществе и быть свободным от него… 124 Стыд – основа всех проблем людей? 124 А может оставим своих детей здоровыми? 125 Инфантильность - главная причина психологических проблем. 126 Через тернии действительно можно прийти к звездам? 127 Тактика и стратегия падения на землю. 128 Легко ли спускаться с собственного “Олимпа”? 129 Станет ли ребенок чище, если его валять в грязи? 129 Как можно испортить ребенка? 130 Мавр должен уйти? 131 Страх - дело наживное! 132 Любовь как животворящая сила! 133 Как воспитать из своего ребенка гения? 134 Сколько любви нужно ребенку? 135 Неопределенность ни к чему хорошему не приводит! 136 Как испортить себе старость? 137 Как сделать свои воспитательные усилия «удобоваримыми» для ребенка? 138 Программирование будущего. 139 Как выбить из ребенка радость жизни? 140 Как “атмосфера” влияет на здоровье? 141 Как двойные стандарты помогают остаться психологически здоровым. 142 Можно ли родителям драться в присутствии ребенка? 143 Как воспитать трезвенника? 144 Мама бессмертна? 145 Психологическая “пуповина” на шее. 146 «Пуповина» как петля. 147 Глава девятая, в которой мы поймем, что сексуальное влечение тоже программируется. 149 Конкуренты отдыхают? 149 Материнское «противозачаточное»? 150 Как не стать «грязной»? 151 Секс как лучший способ борьбы с ожирением. 152 Падает ли потенция с возрастом? 153 Сексуальный безмен. 154 Гомосексуализация как способ приспособления к цивилизации? 155 Картина будущего в «голубых» тональностях? 156 Как формируются половые извращения. 157 Влияет ли среда на процесс гомосексуализации? 158 Мы по своей природе гермафродиты? 159 Глава десятая, в которой мы поговорим о том, как формируется основа шкалы ценностей – материнские (родительские) программы. 161 Наши роли давно расписаны? 161 Эмоции как индикатор на панели управления организмом. 163 «Я» или «не-Я»? 163 Гены ничто, бытие все? 164 Аристократы психики. 166 Утиные истории. 166 Черная метка? 167 Кто рано встает, тому… 168 Внутренний компас. 169 Как люди балансируют в обществе? 170 Доминанта всегда оправдывается! 171 Как примеси влияют на чистоту алмаза? 172 Что превращает подсознание в пугливую ворону? 172 Старых богов надо отправлять на покой! 173 Утро никогда не бывает добрым? 174 Морщины - следы слез и разочарований? 174 Глава одиннадцатая, в которой мы поговорим о том, как воспитание приводит к появлению сценариев жизни. 176 До восьмого поколения? 176 Рок или вседозволенность? 177 Сценарии жизни. 177 Как Человечество самоочищается. 178 Положительные сценарии и их влияние на будущее потомков. 179 Сын или “муж”? 179 Современные рабовладелицы. 180 Глава двенадцатая о том, какова архитектура психики. 182 Подсознание: подвал или чердак? 182 Библиотека бессознательного. 183 Два в одном? 184 В чем разница между сознанием и подсознанием? 184 Служба доставки? 185 Айсберг психики. 186 Мама как программист? 187 Как организм обеспечивает технику безопасности? 187 Как разум облегчает себе жизнь? 188 Русская матрешка в голове у всех людей на планете? 189 Творческая часть - “Искра Божья”? 190 Информация как вирус. 190 Как программируется «инстинкт смерти»? 192 Лучше убью, чем смирюсь? 192 Когда приходит беда, открывай ворота! 194 Самоубийство как крик о помощи. 195 Высок ли “интеллект” у частей “Я”? 196 Наш разум – «гранат»? 197 Мозг - лучший компьютер планеты? 198 Как работает компьютер? 199 Как самопрограммируется человеческий «компьютер»? 201 От чего «тошнит» наш биокомпьютер? 202 Зачем нам нужно подсознание? 203 Лень - право вето “парламента” для воздействия на “президента”? 204 Рутина парламентской жизни. 205 Умеешь ли ты заглядывать в свое будущее? 206 С мамой не спорят? 207 Наука и искусство - дети изобилия? 208 Как парализовать деятельность “парламента”? 208 “Саботаж” как способ сохранения статуса кво. 208 Далеко ли люди отошли от обезьян? 210 Кто победит? 210 Часть, ответственная за болезнь - благодетельница или вредитель? 211 Лифт как способ устрашения. 213 Предохранитель против неразумности сознания 213 Как из самых лучших побуждений вымостить дорогу к болезни. 214 Из чего состоит твое “Я”? 215 Моська вполне может напугать слона! 216 Как самому себя сделать шизофреником? 216 В каких случаях отступает память? 217 Не травите гусей! 218 Интрапсихические кошки - мышки. 219 Болезнь как пожарная мера. 219 Вынужденная защита. 220 Что такое психосоматическая проводимость? 221 Инфаркт как гарантия самосохранения организма? 222 Как страх смерти вгоняет нас в заколдованный круг. 223 Медвежья услуга подсознания. 224 Глава тринадцатая, в которой мы поговорим о внутримозговой коммуникации, то есть о языках общения сознания и подсознания. 225 Эмоции как наиболее легкий способ понять - чего же хочет подсознание? 225 Механизм образования тревоги. 226 Как тревога превращается в страх? 227 Как создается новая часть «Я»? 228 Маскхалат для детских страхов. 228 Быть старой девой – опасно для жизни! 229 Как обмануть родительские запреты? 231 Палки в “колесах” сознания. 231 Не пей, Иванушка… 232 Самый распространенный способ самоубийства. 233 Не сбрасывай психологический мусор в подсознание! 234 Сны как способ заглянуть на “кухню” подсознания. 235 Подсознание крутит нам “немое кино”? 236 Как бытие определяет сновидение? 237 Антидепрессанты - кувалда для подсознания. 238 Если подсознанию что-то не нравится....... 239 Для “бестолковых” подсознание повторяет! 240 Шифрограммы подсознания. 241 Часть третья 243 Механизмы формирования психических болезней и психологических проблем. 243 Глава четырнадцатая, в которой мы разберем эти механизмы. 243 Можно ли быть щедрым и жадным одновременно? 243 Любить себя жизненно важно! 244 Можно ли изменить «конституцию» организма? 245 Шизофрения – «конституционный кризис»? 246 Шизофрения - перелом психики? 246 Где тонко – всегда рвется! 247 Даже конфликт “белое\черное” имеет не только черные, но и светлые стороны. 248 Шизофрения шизофрении рознь! 249 Как образуются уродства характера? 250 Что лучше: быть нормальным человеком или же шизофреником? 251 Шизофрении нет? 252 Гибкость – самое лучшее качество материала, из которого «сделан» человек? 253 Когда надо лечить человека? 254 Болезнь как компромисс между человеком и обществом. 254 Заговор против родителей как метод лечения шизофрении. 256 Навязчивости как наследство от обезьян. 256 Патологическая обратная связь. 257 Навязчивости - признак инфантильности? 258 Как “выбить” ребенка из навязчивостей? 259 Как правильно применять «кнут» и «пряник»? 260 Часть четвертая 261 Механизмы формирования психосоматозов. 261 Глава пятнадцатая, в которой мы поговорим о роли стресса в развитии психосоматозов. 262 Стресс – эмоция подсознания? 262 Какие бывают стрессы? 263 Мы подопытные «животные» Ноосферы? 264 Как приблизить обезьяну к человеку? 264 Если ты считаешь, что потерял – ты уже потерял! 265 Глава шестнадцатая, в которой мы поговорим еще об одном механизме, запускающем процесс психосоматизации – потере смысла жизни. 267 Нужен ли нам смысл жизни? 267 Болезнь отсутствия смысла жизни - чума 21 - го века? 268 Смысл жизни – стадное чувство? 269 Может ли «кнут» превратиться в «пряник»? 270 Мораль появляется на сытый желудок? 270 Идет ли человеку на пользу свободное время? 271 Глава семнадцатая, в которой мы поговорим о реакции «замирания» у человека – депрессии. 272 Вечная дилемма, от которой зависит жизнь. 272 Вначале замру? 272 Цивилизация и депрессия ходят парой? 273 Депрессия красит все в черный цвет? 274 Глава восемнадцатая, в которой мы поговорим о реакции «убегания» у человека – вегето-сосудистой дистонии. 275 Если сознание закусило удила… 275 Компромисс как прививка против болезней. 276 Гипертония – болезнь привычки? 276 Что переводит психику в аварийный режим? 277 Глава девятнадцатая, в которой мы поговорим о следующем этапе развития психосоматоза – неврозе. 279 Если сидячая забастовка не помогает… 279 Невроз как отражение страха смерти. 280 Из-за чего опускаются «руки» у бессознательного? 281 Умру, но не соглашусь на изменения? 282 Глава двадцатая, в которой мы разберем конкретные механизмы психосоматизации. 283 Как это все начинается? 283 Никто не забыт, ничто не забыто? 284 Как бессознательное борется со слоном в посудной лавке. 284 Отец – основатель теории психосоматозов. 285 Сахар является антидепрессантом? 286 Лейкемия как помощница в выборе? 287 Как заложить в себя мины замедленного действия? 288 От психосоматоза не застрахованы даже сильные мира сего? 288 Можно ли за один раз вылечить бронхиальную астму? 289 Как выкрутить «руки» психосоматозу? 290 К чему приводит игра в поддавки между сознанием и подсознанием? 291 Куда все-таки вытесняется комплекс? 291 Этапы «большого пути»? 292 «Полис» подсознания? 292 Всегда ли вытесненный комплекс приводит к психосоматозу? 293 Комплекс как заноза. 294 Психосоматоз смертен? 295 Кто и как формирует «слабые» места в организме? 296 Играет ли наследственность хоть какую-то роль в формировании психосоматоза? 296 Лучший метод познания – собственный опыт? 297 Глава двадцать первая, в которой мы поговорим о механизмах вторичной выгоды при психосоматозах. 299 «Щиты» и «мечи» бессознательного. 299 Как заикание может стать полезным? 301 Стимул – лучшее лекарство от психосоматоза? 302 Как крик души программирует будущее? 303 Если не помогло в 6 лет… 304 Есть ли в тебе ростки будущих психосоматозов? 304 Глава двадцать вторая, в которой мы поговорим о психосоматических механизмах «хронификации» болезней. 307 Как диагноз развязывает руки. 307 Все мы клейменые обществом? 308 Болезнь является способом борьбы со скукой? 309 Болезнь как способ избавиться от требований общества. 309 Успехи медицины и экономики смертоносны? 310 Все болезни от нервов? 311 Как просто и легко поднять свой “зоосоциальный” статус? 312 Как привычка болеть превращается в болезнь привычки. 312 Выгода – двигатель психосоматизации? 313 Бронхит как способ отлынивания от садика. 314 Как “научить” ребенка бояться того, чего ты боишься сам? 315 В психосоматизации тоже есть мода? 315 Эволюция психосоматической моды. 316 Глава двадцать третья, в которой мы поговорим о психосоматических корнях рака. 318 Рак – неосознаваемое самоубийство? 318 Детские кризисы как основа будущего рака. 319 Шизофрения как индикатор. 320 Каким не надо быть, чтобы не заболеть раком? 321 Как правильно лечить рак? 321 Клинический пример лечения рака. 322 Глава двадцать четвертая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях ишемической болезни сердца. 324 Директором быть опасно для жизни? 324 Клинический пример лечения ишемической болезни сердца. 325 Всегда ли хирурги правы? 326 Как вера в себя улучшает качество жизни. 326 Глава двадцать пятая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях бронхиальной астмы. 328 Играет ли аллерген хоть какую-либо роль в появлении приступов бронхиальной астмы? 328 Если нельзя плакать глазами… 329 Глава двадцать шестая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях ожирения. 331 С шантажом бороться трудно всегда и везде? 331 Еда – наиболее стабильный поставщик положительных эмоций? 332 Части «Я» знают свое дело «туго»? 333 Жир как защита от неприятностей. 334 А надо ли худеть? 334 Хорошо ли быть королевой ерасоты? 335 Глава двадцать седьмая, в которой мы порассуждаем о психосоматических корнях кожных и аллергических заболеваний. 336 Можно ли волноваться кожей? 336 Граница должна быть на замке? 336 Псориаз как противозачаточное. 337 Никогда не входи в одну и ту же реку дважды! 338 Аллергия как несчастный случай. 339 Белок яйца – лучший громоотвод? 340 Виновата ли амброзия? 340 Занимайтесь любовью, а не войной! 341 Глава двадцать восьмая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях проблем с позвоночником. 343 Без опоры никуда? 343 Что происходит, когда ребенок теряет любовь матери? 344 Глава двадцать девятая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях гипертонической болезни. 346 Универсальная реакция на опасность. 346 Что делать с саблезубым тигром? 347 Как лишить организм защиты? 348 Глава тридцатая, в которой мы поговорим о психосоматических корнях других заболеваний. 349 Мигрень. 349 Энурез. 349 Снижение зрения. 350 Слух. 350 Климактерический невроз. 352 Защита от неприятных эмоций. 353 Что помогает женщине забеременеть? 353 Бесплодие как способ “показать нос” мужчине. 354 Внутреннее самбо. 355 Кто победит? 355 Часть пятая 357 Глава тридцать первая, в которой мы поговорим о саморегуляции нашего «черного ящика». 357 Можно ли выздороветь на принципах ортодоксальной медицины? 357 Как стать «МОГУчим»? 358 Жизнь - это саморегуляция! 359 Стратегия – это всегда глобально? 359 Порядок в психике как гарант долголетия. 361 Куда может привести бег? 361 Сове - совиное, жаворонку - жаворонково! 363 На мужчинах надо «пахать»? 363 Как превратить питание из роскоши в приятную необходимость? 365 Можно ли большевистские принципы применять в оздоровлении? 366 Солнце, воздух и вода....... 366 Лекарство для позвоночника. 367 Стандартность почти везде помеха? 367 Глава тридцать вторая: Слова - камни - символический способ перепрограммирования подсознания. 369 «Внуки» достойны «дедушки»? 369 Символический язык - способ общения сознания и подсознания. 370 Если гора не идет к Магомету....... 371 Как информация идет «снизу» «вверх»? 372 «Слова - камни» как способ проникновения к подсознанию. 373 Глава тридцать третья: Как стать хорошим и здоровым? 377 «Куклы» для подсознания? 378 Глава тридцать четвертая: Рационализация и дезактуализация как способы смотреть на все «свысока». 380 Родительские программы как информационные вирусы. 380 Рационализация как защита. 381 Новый ракурс? 382 Прикоснись к Вечности и Бесконечности. 382 Поговори....с собой! 383 Сильнее всех болезней? 384 Глава тридцать пятая: Рекогносцировка внутри себя. 386 Упражнение «Интроскоп». 386 Освободимся от «заноз»? 395 Предтеча современной психотерапии. 396 Глава тридцать шестая: Психохирургия. 397 Как лечить свое сердце? 397 Точечный рефрейминг. 398 Освобождение от психологического «мусора». 399 Прощение - универсальное душевное лекарство! 400 Взгляни с взрослой позиции. 400 Первый «нелпер» в истории? 402 Полюби......аллерген! 402 Инвентаризация прошлого. 403 Глава тридцать седьмая: Семь дней сотворения своего нового «Я». 405 Первый день Творения своего нового «Я». 405 Второй день творения своего нового «Я». 408 Третий день Творения своего нового «Я». 409 Четвертый день Творения своего нового «Я». 415 Пятый день Творения своего нового «Я». 418 Шестой день творения своего нового «Я» 420 Седьмой день Творения своего нового «Я». 423 Глава тридцать восьмая: Гармония внутреннего «Я». 429 Глава тридцать девятая:Алгоритм гениальности? 434 Глава сороковая: Аутогипносуггестия как техника дополнения. 438 Заключение. 442 Знание – действительно сила? 442 Введение, в котором мы поговорим о том, почему нужна эта книга. Дорогой мой читатель! Прежде чем начать разговор с тобой, я переработал очень много литературы, пытаясь для себя понять механизмы функционирования психики. И много раз я брался за эту книгу и много раз откладывал ее до лучших времен. Писать о том, что происходит под костями черепа, очень сложно из-за того, что нельзя взять одну какую-либо сторону проблемы и разобрать ее “до косточек” вне связи с другими его проблемами. Только целостный подход к психике может дать более-менее адекватную картину того, что происходит внутри нас, какие мотивы ведут нас по жизни (или же “несут” - как в половодье вода). Насколько мозг сложнее автомобильного мотора? Лоренц писал: “Почти невозможно описать словами, как работает система, в которой каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не знаешь, с чего начать. Поэтому почти невозможно усвоить информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах и так далее и тому подобное. Отдельные элементы системы можно понять только в их взаимодействии, иначе вообще ничего нельзя понять. И чем сложнее система, тем сложнее ее объяснить; между тем структура взаимодействия инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно является сложнейшей системой, которую мы только знаем на Земле.” Мы достаточно неплохо знаем: какая информация в человека входит, и какая из него выходит. Но почему разные люди по-разному реагируют на одну и ту же информацию - это мы знаем только приблизительно. Естественно, что незнание этого очень часто приводит к фиаско при ее лечении. В последние годы многим врачам, особенно на Западе, стало ясно, что успех в лечении пациентов зависит не только от того - сколько и каких лекарств им назначается. Мы наконец-то начинаем понимать, что лекарства, какими бы хорошими ни были, просто не способны вылечить человека. Связано это с тем, что лекарства чаще всего только снимают симптомы заболевания. И очень редко используются на причинном уровне. Лечение лекарствами большинства болезней напоминает кошение травы – чем чаще косишь – тем гуще она становится. Что важнее – внешнее или внутреннее? Озабоченность западной культуры качеством питания, количеством холестерина и других вредных веществ в пище, является выражением господствующего представления о том, что состояние психики хотя и играет определенную роль в развитии болезней, но НЕ ОЧЕНЬ большую. Но психосоматическая медицина однозначно доказала, что это не так, что состояние психики человека играет определяющую роль в развитии болезней. И если мы хотим достичь успеха при лечении больных, то нам необходимо учитывать психологический фактор, который в значительной степени влияет на появление и развитие болезни. Без его учета лечение больных подобно работе колхоза "Напрасный труд". И многие практикующие врачи давно это поняли. Молодость - вот время для усвоения мудрости, старость - время для ее применения. Ж.-Ж. Руссо. Я сам долго страдал от того, что при работе с пациентами, при объяснении механизмов работы мозга, вынужден был действовать почти как слепой котенок. Ведь нельзя же назвать серьезной ту теорию образования болезней, что господствовала в Советском Союзе. Эта теория образовалась в период торжества химиотерапии и господства органического взгляда на болезни, когда роль психики в образовании болезней или же не учитывалась вовсе или же считалась такой мизерной, что ее можно было не учитывать вовсе. Она считала, что почти все болезни надо лечить химическими препаратами. Естественно, те методики и техники, которые были разработаны на основе этого подхода, были СИМПТОМАТИЧЕСКИМИ, то есть только подавляли симптомы. Например, при бронхиальной астме почти все лекарства направлены на снятие бронхиального спазма. То есть не лечат болезнь, но только облегчают больному страдания. Хоспис, да и только! Алкоголизм – дурная привычка или способ адаптации? И в настоящее время мы ежедневно видим массу неудач, которые происходят при лечении больных. Это особенно ярко проявлялось при лечении алкоголиков. Разными методами, но человека отвращали от приема алкоголя внутрь своего организма: методами условно-рефлекторной терапии, введением лекарств, запугиванием (кодирование) и так далее. Но принципиально положительное отношение к алкоголю у пациента при этом почти всегда сохранялось неизменным. Практически ни один нарколог не считал (да и до сих пор мало кто из них считает), что при помощи алкоголя человек адаптировался к миру, что это в первую очередь социальная болезнь. И, по большому счету, лишать человека возможности употреблять алкоголь в некоторых случаях смертельно опасно для него. Естественно, как только действие рефлексов или же страха перед наркологом у пациента уходило, он начинал пить еще больше. В общем, если сказать более грубо, советская наркология считала пьющих людей бестолковыми придурками, которые сами не знают, что хотят, маленькими детьми, которые играют с опасной игрушкой, не понимая этой опасности. То, кто знает людей, - благоразумен. Знающий себя - просвещен. Побеждающий самого себя - могуществен. Лао-цзы. И только тогда, когда я начал изучать наследие гениального американского психотерапевта Милтона Эриксона и созданные на основе его работ техники (например, нейро - лингвистическое программирование, эриксонианский гипноз и тому подобные методы), я начал хоть что-то понимать в тех психологических механизмах, которые работают внутри “черного ящика” нашей психики. И при этом я одновременно получил очень эффективные рычаги изменения поведения моих пациентов в нужную им сторону. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|