Почти половину своей жизни мы проводим в состоянии сна. И от этого состояния нам никуда не убежать. Однако мы можем самым серьезным образом влиять на качество своего сна, на его продолжительность и на сюжет. Фактически, мы вполне можем стать полновластными хозяевами своих снов.
Упражнение. Растворение во тьме
1. Перед вхождением в состояние сна лягте на спину, расположив выпрямленные в коленях ноги на ширине плеч и вытянув руки вдоль тела внутренними сторонами ладоней вверх.
2. Закройте глаза и, отпустив на волю внимание, дождитесь расслабления.
3. Осознайте свое естественное дыхание и в течение 3–5 минут пассивно понаблюдайте за ним, не вмешиваясь в его работу.
4. Осознайте все свои телесные ощущения одновременно и дождитесь момента, когда они сольются в единый однородный телесный фон.
5. Воспримите все поле тьмы одновременно.
6. На фоне общего поля тьмы найдите участок наиболее интенсивной, наиболее густой черноты и сфокусируйте на нем внимание, стараясь полностью слиться с ним.
7. Дождитесь момента, когда вы ощутите себя клочком густой-густой черноты, который парит в кромешной тьме.
8. Ощутите себя полностью растворенным в бесконечной тьме, где нет ни верха, ни низа, ни права, ни лева, а вы — это просто бестелесная крупинка тьмы, парящая в темной бесконечности.
9. Находясь в вышеуказанном состоянии, войдите в естественный сон.
В результате настойчивой и регулярной практики вышеизложенного упражнения вы сможете очень сильно сократить время своего сна. И при этом ваши сны перейдут в другое качество, давая вам возможность полностью восстановить все свои силы за минимальный промежуток времени. Кроме всего вышесказанного, данное упражнение способствует возникновению внетелесных переживаний и позволяет осознать момент своего вхождения в сон.
Упражнение. Развитие самоконтроля во время сна
1. Готовясь войти в сон, лягте на спину, выпрямив ноги на ширине плеч и вытянув руки вдоль тела ладонями вверх.
2. Закройте глаза и, отпустив на волю внимание, дождитесь прихода расслабления.
3. Сконцентрируйтесь на своем естественном дыхании и 3–5 минут пассивно понаблюдайте за ним, не вмешиваясь в его работу.
4. Осознайте все свои телесные ощущения одновременно, сразу и дождитесь, когда они сольются в равномерный однородный фон.
5. Сконцентрируйте внимание на кончиках мизинцев рук.
6. Постарайтесь равномерно распределить внимание между обоими мизинцами.
Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе сна вы в любой момент могли пошевелить мизинцами своих физических рук. Поэтому в процессе всего сна периодически шевелите мизинцами, чтобы убедиться в наличии своего контроля над ними.
Не стоит расстраиваться, если некоторое время у вас не будет получаться сохранять контроль над своими физическими мизинцами на всем протяжении сна.
Кроме этого, на первоначальном этапе практика вышеизложенного упражнения может мешать вам заснуть из-за того, что вы слишком напрягаете внимание. Не прекращайте попыток! И однажды вы войдете в свой сон, полностью осознавая, что это сон. И тогда сможете делать в своем сне все, что пожелаете, моделируя его по своему желанию. Со временем вы сможете сохранять контроль над своими физическими мизинцами на всем протяжении сна. Ваше внимание раздвоится настолько, что вы сможете одновременно контролировать ситуацию и в своем сне и осознавать обстановку, окружающую спящее физическое тело. И тогда к вашему спящему физическому телу никто не сможет подкрасться незамеченным, так как вы тут же осознаете его присутствие. А ведь этот навык очень важен для сотрудников спецслужб.
Все дикие звери спят насколько чутко, что подкрасться к ним очень и очень сложно. Практикуя вышеизложенное упражнение, научиться так спать сможете и вы.
Кроме всего прочего, концентрация на мизинцах нормализует работу сердца, излечивает сердечные болезни, способствует глубокому расслаблению и остановке внутреннего диалога.
К одному очень старому учителю пришел принц и сказал:
— Уважаемый, меня послал к вам отец. Мой отец уже очень стар и вряд ли проживет долго. Он просит подготовить меня к царствованию, пока он еще жив. Ему очень хотелось бы увидеть меня с вашими рекомендациями. Я прекрасно владею многими боевыми искусствами, бывал на войне, имею награды. Я получил прекрасное образование, учась на отлично. Когда же я вернулся к отцу и сказал: «Я — готов!» — он ответил: «Нет, ты еще не готов, потому что упущена основная вещь. Ты должен пойти к одному Учителю, чтобы научиться у него бдительности. И это даст тебе возможность объединить в одно целое всю твою предыдущую подготовку. Пока ты не преуспеешь в этом, я не могу доверить тебе государство!» И он назвал ваше имя.
Помолчав некоторое время, принц добавил:
— Я готов выполнять все ваши указания, но торопитесь!
Учитель ответил:
Мое первое требование состоит в том, чтобы вы не связывали меня временем. Все зависит только от вас. Я буду стараться обучить вас как можно лучше, ведь у меня тоже не так уж много времени. Я уже стар и совсем не собирался брать учеников, но вас послал император, а он — мой старый друг, мы с ним учились у одного мастера. Я не могу отказать ему. И ваше обучение начнется прямо сейчас.
— Что мне нужно делать? — спросил принц.
— Вы будете делать самые обычные вещи: убирать, готовить, рубить дрова, носить воду. Но помните: я могу в любой момент ударить вас сзади, так что оставайтесь бдительным.
Принц, не ожидавший такого поворота, пожал плечами в недоумении, но сказал:
— Хотя я и не понимаю смысла такого обучения, но раз отец послал меня к вам, значит, все правильно.
И принца непрерывно били. Старик был по-настоящему великим, опытным человеком. Он подходил совершенно бесшумно, его шагов совсем не было слышно. Неожиданно он выпрыгивал из ниоткуда и очень-очень больно бил.
Через 15 дней абсолютно все тело принца страшно болело от побоев, но он был счастлив, потому что научился слышать шаги своего учителя. Его бдительность очень сильно возросла. Принц рубил дрова, но его мысли были сконцентрированы на старике: «Откуда он появится? Как себя защитить?»
Старик старался ударить, но принц перехватывал его бамбуковую палку. В таких условиях бдительность принца непрерывно возрастала. И через три месяца старик за целый день ни разу не нанес удара. Принц был очень счастлив. Он думал: «Настал великий день!»
Он радовался своему телу, тому, как оно крепло под ударами палки. Теперь он ощущал, что обрел некую силу, которой у него не было никогда раньше. Иногда, чувствуя, что старик подкрадывается» он кричал из своей комнаты:
— Даже не пытайтесь! Я бдителен.
Однако на этом воспитание бдительности не закончилось. Однажды старик подозвал его к себе и заявил:
— Теперь начинается вторая ступень. И если до этого я бил тебя бамбуковой палкой, то начиная с завтрашнего дня я буду бить тебя боевым мечом!
Старик вынул свой меч и сказал:
— Вот мой меч. Посмотри на него. Потрогай его. Следи за ним! Ведь теперь он будет следовать за тобой постоянно.
Это были уже не шутки, а вопрос жизни и смерти.
Осознанность принца перед лицом смертельной опасности возросла как столб света. И как старик ни пытался ударить его мечом, он не смог этого сделать на протяжении трех месяцев. Иногда, сидя в медитации с закрытыми глазами, принц чувствовал, как учитель подходит сзади, чтобы нанести разящий удар, и, когда тот замахивался, принц отпрыгивал в сторону, спасая себя.
И наступил день, когда учитель снова позвал его к себе.
— Ваше высочество, я счастлив! Вторая часть обучения закончена.
Принц ответил:
— Я тоже счастлив и бесконечно благодарен вам. Я и не подозревал, что во мне есть такие способности. Даже малейший ветерок не может пронестись мимо меня, чтобы я не заметил его. Ни одна мысль не промелькнет в моем сознании бесконтрольно. И я счастлив, что еще есть чему учиться. А ведь сначала я сомневался и пришел сюда только потому, что меня послал отец. Теперь же я сам хочу учиться и больше не думаю ни о своем отце, ни о царстве, ни о чем другом. Все, о чем я думаю, — это как подвести мое сознание к его высочайшей вершине. И все это из-за той радости, которую я у вас познал и о которой даже не подозревал, не мог и мечтать. Так что давайте начнем третий этап!
Учитель сказал:
— Третий этап такой: я буду бить тебя настоящим мечом ночью, когда ты спишь.
— Хорошо, — ответил принц.
Учитель пытался ударить принца, но в тот момент, когда он входил в комнату, принц просыпался. Вскоре принц начал видеть себя спящим со стороны. И засыпая, он наблюдал затем, как сон наваливается на него и овладевает телом. Поворачиваясь во сне, принц видел со стороны, как его тело поворачивается с одного бока на другой.
Три месяца учитель пытался нанести удар, но не смог. Осознанность ученика стала абсолютной.
И однажды учитель, позвав принца, обнял его и передал свой меч, сказав:
— Вот тебе моя рекомендация. Твой отец поймет, потому что он знает, что это меч нашего учителя. Теперь ты можешь владеть им, потому что ты достиг высшего состояния осознанности и потребность в мече осталась далеко позади.