|
||||
|
Глава 11 Твердотельные модели Создание типовых тел Выдавливание тел Тела вращения Сложные объемные тела Основы редактирования трехмерных моделей Резюме Кроме каркасных моделей, которые могут строиться с помощью обычных команд двухмерного черчения, и поверхностей, рассмотренных в предыдущей главе, в AutoCAD можно создавать твердые тела, хранящие наиболее полную информацию о формируемом объекте. Создавать тела даже проще, чем остальные модели. Кроме того, применение объемных моделей позволяет создавать более реалистичные чертежи. Все основные кнопки для работы с твердотельными моделями можно найти в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) (см. рис. 10.1), чтобы не обращаться к меню Draw > Modeling (Черчение > Моделирование) или Modify > Solid Editing (Редактирование > Редактирование тел) для вызова команд моделирования трехмерных тел. Создание типовых тел Построение типовых объемных тел во многом схоже с созданием типовых поверхностных моделей, рассмотренным в предыдущей главе. Чтобы построить одну из типовых объемных моделей, необходимо воспользоваться меню Draw > Modeling (Черчение > Моделирование), кнопками в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) или кнопками на панели инструментов Modeling (Моделирование). Для создания трехмерных тел предназначены следующие кнопки (пункты меню): Polysolid (Полисолид), Box (Параллелепипед), Wedge (Клин), Cone (Конус), Sphere (Шар), Cylinder (Цилиндр), Torus (Тор) и Pyramid (Пирамида). Параллелепипед Параллелепипед (рис. 11.1) является одной из фигур, которые приходится строить наиболее часто. Чтобы приступить к его созданию, вызовите команду BOX (Параллелепипед), выполнив команду меню Draw > Modeling > Box (Черчение > Моделирование > Параллелепипед) или щелкнув на кнопке Box (Параллелепипед) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты. Рис. 11.1. Параметры параллелепипеда В командной строке появится первое приглашение:
В ответ необходимо указать координаты одной из вершин параллелепипеда. Если выбрать параметр Center, то программа попросит задать центр параллелепипеда. Центр задается во всех трех измерениях, поэтому не забывайте указывать и координату Z, иначе точка будет расположена в плоскости XY. Далее появится следующий запрос:
Укажите противоположную точку основания параллелепипеда. Кроме того, можно выбрать один из двух параметров. • Воспользовавшись параметром Cube, вы сможете построить куб, указав всего один линейный размер в ответ на приглашение Specify length <0.0000>:. Еще до определения размера куба можно соответствующим образом повернуть его в плоскости XY с помощью мыши, причем построение примитива на этом и завершится. • Если выбрать параметр Length, то программа сначала попросит указать длину параллелепипеда, а затем ширину создаваемого объекта. В ответ на последний запрос необходимо задать высоту параллелепипеда:
Если выбрать параметр 2Point, то высоту можно задать путем вычисления расстояния между двумя определенными точками. Клин Чтобы приступить к построению клина, вызовите команду WEDGE, щелкнув на одноименной кнопке на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты, или выполните команду меню Draw > Modeling > Wedge (Черчение > Моделирование > Клин). Пример клина, построенного с помощью этой команды, показан на рис. 11.2. Обратите внимание, что клин представляет собой половину параллелепипеда, то есть из двух одинаковых клиньев всегда можно составить параллелепипед. Рис. 11.2. Параметры клина После запуска команды в командной строке появится приглашение:
В ответ необходимо указать координаты одной из вершин клина. Если выбрать параметр Center, то программа попросит задать центр клина. Не забывайте указывать и координату Z, иначе точка будет расположена в плоскости XY. Далее появится следующий запрос:
Укажите противоположную точку основания клина или выберите один из двух доступных параметров. • Воспользовавшись параметром Cube, вы сможете построить клин, все перпендикулярные стороны которого будут равны, то есть клин будет представлять собой половину куба. Указав всего один линейный размер, в ответ на приглашение Specify length <0.0000>: задайте длины сторон клина. Построение примитива на этом завершится. Прежде чем определить размер клина, можно соответствующим образом повернуть его в плоскости XY с помощью мыши. • Если выбран параметр Length, то программа сначала попросит указать длину клина, а затем его ширину. В ответ на последнее приглашение команды задайте высоту клина:
Выбрав параметр 2Point, можно задать высоту путем вычисления расстояния между двумя определенными точками. Конус Команда CONE позволяет построить прямой конус с окружностью или эллипсом в основании. Данная команда была существенно изменена по сравнению с предыдущими версиями программы, и, например, сейчас она позволяет создавать не только полный, но и усеченный конус (рис. 11.3). Рис. 11.3. Примеры конуса Чтобы приступить к построению конуса, выполните команду меню Draw > Modeling > Cone (Черчение > Моделирование > Конус) или щелкните на кнопке Cone (Конус) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты. Появится запрос:
Укажите координаты центральной точки основания конуса или выберите один из параметров, чтобы задать конфигурацию основания каким-либо другим способом. • Выберите параметр 3P, чтобы задать основание конуса путем определения трех точек окружности. • Параметр 2P позволяет задать размеры основания, указав координаты двух диаметрально противоположных точек на окружности. • Параметр Ttr предоставляет возможность создать круглое основание конуса путем указания двух касательных к окружности и значения ее радиуса. Касательные линии должны существовать на чертеже до вызова команды создания конуса. • Выбрав параметр Elliptical, вы сможете создать в качестве основания эллипс. В этом случае необходимо задать большую и малую ось эллипса, а при желании еще и указать центр эллиптического основания. Если вы не выбирали дополнительный параметр, а просто указали центральную точку основания, то появится запрос:
В ответ необходимо ввести радиус или, выбрав параметр Diameter, определить диаметр круга в основании конуса. Появится запрос:
Задайте высоту или определите пространственное положение конуса, выбрав один из параметров. • При выборе параметра 2Point высота будет равной расстоянию между двумя указанными точками. Основание конуса будет параллельно плоскости XY. • Выберите параметр Axis endpoint, чтобы указать координаты верхней точки конуса. Таким образом можно построить прямой конус, наклоненный к плоскости XY. • Выбрав параметр Top radius, введите значение радиуса верхнего основания усеченного конуса в ответ на приглашение:
Если нажать клавишу Enter, выбрав тем самым значение 0, установленное по умолчанию, то будет построен не усеченный, а полный конус. После указания радиуса верхнего основания программа выдаст запрос:
В ответ укажите высоту конуса. Шар Построение шара (рис. 11.4) происходит очень просто, так как необходимо указать минимальное количество параметров. Рис. 11.4. Шар Чтобы приступить к построению сферы, выполните команду меню Draw > Modeling > Sphere (Черчение > Моделирование > Шар) или нажмите кнопку Sphere на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты. Так вы запустите команду SPHERE, а в командной строке появится первый запрос:
Укажите центральную точку шара или выберите один из параметров. • Выбрав параметр 3P, можно создать шар, указав любые три точки, лежащие на его поверхности. • Параметр 2P позволяет определить размеры шара, указав координаты двух диаметрально противоположных точек. • Параметр Ttr предоставляет возможность создать шар путем указания двух касательных к нему и значения радиуса. Касательные должны существовать на чертеже до вызова команды создания шара. Далее появится следующий запрос:
Укажите радиус или выберите параметр Diameter, чтобы задать диаметр шара. Цилиндр Еще одной типовой фигурой является цилиндр (рис. 11.5). Как и в случае с конусом, основанием цилиндра может быть как окружность, так и эллипс. Рис. 11.5. Параметры цилиндра Построение цилиндра начинается с вызова команды CYLINDER щелчком на одноименной кнопке на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты или выполнением команды меню Draw > Modeling > Cylinder (Черчение > Моделирование > Цилиндр). Внешне цилиндр похож на конус, поэтому при его построении необходимо задать практически те же параметры. После запуска команды появится приглашение:
Укажите координаты центральной точки основания цилиндра или выберите один из параметров, чтобы задать конфигурацию основания каким-либо другим способом. • Выберите параметр 3P, чтобы задать основание цилиндра, путем определения трех точек окружности. • Параметр 2P позволяет определить размеры основания, указав координаты двух диаметрально противоположных точек окружности. • Параметр Ttr предоставляет возможность создать круглое основание цилиндра путем указания двух касательных к окружности и значения ее радиуса. Касательные линии должны существовать на чертеже до вызова команды создания цилиндра. • Выбрав параметр Elliptical, вы сможете создать в качестве основания эллипс. В этом случае необходимо задать большую и малую ось эллипса, а при желании также указать центр эллиптического основания. Если вы не выбрали дополнительный параметр, а просто указали центральную точку основания, то появится запрос:
Введите радиус или, выбрав параметр Diameter, определите диаметр круга в основании цилиндра. Появится последний запрос:
Вы можете указать высоту или определить наклон цилиндра, выбрав один из параметров. • 2Point – высота будет равной расстоянию между двумя указанными точками, а основание цилиндра параллельно плоскости XY. • Выберите параметр Axis endpoint, чтобы указать координаты центральной точки верхнего основания. Так можно построить цилиндр, который будет наклонен к плоскости XY. Пирамида В более старых версиях программы создать пирамиду можно было только в виде поверхностного примитива, но начиная с AutoCAD 2007 появилась новая команда – PYRAMID, которая позволяет создавать пирамидальные тела различной конфигурации (рис. 11.6). Основанием пирамиды служит правильный многоугольник. Рис. 11.6. Примеры пирамид Приступая к созданию пирамиды, щелкните на кнопке Pyramid (Пирамида) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты или выполните команду меню Draw > Modeling > Pyramid (Черчение > Моделирование > Пирамида). После запуска команды появится запрос:
Введите координаты центральной точки основания пирамиды или выберите один из параметров. • Выберите параметр Edge, если хотите определить конфигурацию основания пирамиды, задав координаты двух угловых соседних точек многоугольника. • Параметр Sides служит для определения количества сторон многоугольника в основании пирамиды. По умолчанию создается пирамида с квадратом в основании, то есть данному параметру присвоено значение 4. Если на предыдущем этапе вы указали центр пирамиды, то появится запрос:
Необходимо указать радиус мнимой окружности, проходящей через все вершины многоугольника основания. Можно также выбрать параметр Inscribed и в ответ на запрос Specify base radius or [Circumscribed] <0.0000>: указать радиус окружности, вписанной в многоугольник, то есть окружности, для которой все стороны многоугольника будут являться касательными. Последний запрос команды выглядит следующим образом:
Задайте высоту пирамиды или выберите один из параметров. • 2Point – высота будет равной расстоянию между двумя указанными точками. При этом основание пирамиды расположится параллельно плоскости XY. • Выберите параметр Axis endpoint, чтобы указать координаты верхней точки пирамиды. • Выбрав параметр Top radius, введите значение радиуса верхнего основания усеченной пирамиды в ответ на приглашение Specify top radius <0.0000>:. Обратите внимание, что здесь указывается радиус вписанной или описанной окружности, в зависимости от того, какая окружность была указана для нижнего основания. Если нажать клавишу Enter, выбрав тем самым значение 0, установленное по умолчанию, то будет построена полная пирамида. После указания радиуса верхнего основания программа выдаст запрос:
В ответ необходимо указать высоту пирамиды. Тор Тор – это тело, которое можно сравнить с обручем или пространственным кольцом (рис. 11.7). Рис. 11.7. Виды торов Тор можно построить с помощью команды TORUS, которую вызывают щелчком на кнопке Torus (Тор) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты или выполнением команды меню Draw > Modeling > Torus (Черчение > Моделирование > Тор). Появится приглашение:
Укажите центральную точку тора или выберите один из параметров. • Параметр 3P позволяет сразу задать окружность, указав три ее произвольные точки. • Выбрав параметр 2P, укажите две диаметрально противоположные точки окружности тора. • Ttr – окружность тора определяется путем задания двух касательных и величины радиуса. Если на предыдущем этапе был определен центр тора, то появится запрос:
Задайте радиус или диаметр тора. Следующим шагом является определение размеров трубы тора. Появится приглашение:
Введите радиус тора или, воспользовавшись параметром Diameter, укажите диаметр трубы тора. Параметр 2Point позволяет задать размеры трубы указанием координат двух внешних точек диаметра. Путем манипулирования радиусами тора и его трубки можно получить тела, мало напоминающие стандартный бублик. Полисолид Еще одной новой фигурой, создаваемой в AutoCAD, является полисолид (рис. 11.8). По сути, данный объект – это полилиния, но имеющая еще ширину и высоту, поэтому и построение его во многом схоже с созданием полилинии. Рис. 11.8. Полисолид Кроме того, создать полисолид можно путем преобразования таких объектов, как линия, двухмерная полилиния, окружность и дуга. Чтобы создать полисолид, вызовите команду POLYSOLID, щелкнув на кнопке Polysolid (Полисолид) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты или выполнив команду меню Draw > Modeling > Polysolid (Черчение > Моделирование > Полисолид). В командной строке появится приглашение:
Задайте начальную точку или выберите один из предлагаемых параметров. • Параметр Object позволяет создать полисолид из имеющихся объектов. После выбора этого параметра появится предложение выбрать объект, преобразовываемый в полисолид. • Если вы собираетесь задать определенную высоту объекта, то следует задать значение параметра Height. Высоту нужно указывать именно на этом этапе. • Ширину создаваемого объекта задают, выбрав параметр Width. Так же, как и в случае с высотой, переопределить этот параметр в дальнейшем не удастся, поэтому задавать его следует перед началом построения. • Выбрав параметр Justify, можно определить, где будет расположена начальная точка – на левой, правой кромке или по центру. Далее программа предложит указать следующую точку:
По умолчанию полисолид формируется из прямолинейных объектов, однако, выбрав параметр Arc, можно создать дуговой сегмент. Появится следующее приглашение:
Создайте дугу путем указания ее конечной точки или выберите один из параметров. • Close – выбор этого параметра завершает построение полисолида путем соединения последней точки текущего сегмента и самой начальной точки. При этом между первой и последней точками не должно быть других сегментов, иначе замкнуть полисолид не удастся. • Выбрав параметр Direction, вы сможете указать направление дуги в начальной точке. • Выбрав параметр Line, вы вернетесь к построению прямолинейного сегмента. • Параметр Second point задает вторую точку дуги. • Отменить создание последнего как сегмента (прямого или дугообразного) можно с помощью параметра Undo. После указания всех последующих точек нажмите клавишу Enter, чтобы завершить построение полисолида. Выдавливание тел Для получения объемных тел путем выдавливания различных двухмерных объектов применяется команда EXTRUDE. Данную операцию часто называют экструзией. Исходными объектами в данном случае могут быть полилинии, окружности, эллипсы, дуги, эллиптические дуги, кольца, области, сплайны, линии, плоские трехмерные поверхности, плоские грани тел. При этом результат экструзии зависит от того, является ли исходный объект замкнутым или нет. Если форма замкнута, то итогом выдавливания будет тело (рис. 11.9), если же применяется незамкнутый профиль, то получится поверхностный объект. Рис. 11.9. Тело, полученное выдавливанием окружности вдоль сплайна Вызовите команду EXTRUDE, выполнив команду меню Draw > Modeling > Extrude (Черчение > Моделирование > Экструзия) или воспользовавшись кнопкой Extrude (Экструзия) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты. Появится приглашение:
Последовательно укажите объекты, которые послужат для выдавливания. За один прием можно выполнить экструзию нескольких объектов, как замкнутых, так и незамкнутых. Главное, чтобы при этом применялись одинаковые параметры. Таким образом, за одну операцию можно получить одновременно и тела, и поверхности. Выделение объектов завершается нажатием клавиши Enter.
Следующий запрос программы предлагает задать высоту экструзии:
По умолчанию экструзия осуществляется перпендикулярно к плоскости исходного объекта, но это ограничение можно обойти, воспользовавшись дополнительными параметрами. • Параметр Direction задает направление выдавливания. Для этого необходимо указать две точки, которые зададут вектор экструзии. • Воспользовавшись параметром Path, можно выдавить исходную форму вдоль любой направляющей, которой может быть отрезок, окружность, эллипс, дуга, сплайн или полилиния. При этом объект, задающий направление выдавливания, не должен находиться в одной плоскости с профилем экструзии. • Выбрав параметр Taper angle, можно задать значение угла конусности, введя его в ответ на приглашение:
В этом случае грани создаваемого объекта будут «сходиться», если задан положительный угол. Если же ввести отрицательный угол конусности, то объект будет расширяться. Задав слишком большой положительный угол, можно получить профиль, сходящийся в одну точку. Тела вращения С помощью команды REVOLVE можно создать трехмерные объекты путем вращения образующей кривой вокруг заданной оси. Как и в случае экструзии объектов, в качестве образующей кривой используются полилинии, окружности, эллипсы, дуги, эллиптические дуги, кольца, области, сплайны, линии, плоские трехмерные поверхности, плоские грани тел. При этом итоговый объект – тело или поверхность – зависит от того, будет ли исходный объект соответственно замкнутым или разомкнутым. На рис. 11.10 показан объект, полученный путем поворота прямоугольника вокруг вертикальной оси. Обратите внимание, что тело получилось незамкнутым, так как был указан угол вращения, меньший 360°. Рис. 11.10. Тело вращения Чтобы создать объемное тело вращения, щелкните на кнопке Revolve (Вращение) на вкладке Home (Основная) в группе 3D Modeling (Трехмерное моделирование) ленты или выполните в меню команду Draw > Modeling > Revolve (Черчение > Моделирование > Вращение). После запуска команды программа выдаст запрос:
Необходимо выбрать исходные объекты, предназначенные для создания тел вращения. Нажмите клавишу Enter, после того как завершите выбор объектов. Появится следующий запрос:
Укажите первую, начальную, а затем и вторую, конечную, точки оси вращения. • Можно нажать клавишу Enter, выбрав тем самым параметр Object, который позволяет задать в качестве оси вращения линию, полилинию, линейную кромку поверхности или тела. При этом следует помнить, что за начало оси вращения будет принят конец объекта, ближе к которому вы щелкнете кнопкой мыши. Соответственно этому будет задано положительное направление вращения – по часовой стрелке, если смотреть со стороны начала оси вращения. • Параметры X, Y и Z позволяют задать в качестве оси вращения ось X, Y или Z текущей ПСК соответственно. В этом случае положительное направление оси вращения совпадает с направлением выбранной оси системы координат. В ответ на запрос Specify angle of revolution or [STart angle] <360>: задайте угол вращения или нажмите клавишу Enter, чтобы принять значение по умолчанию 360°, создав замкнутый объект. Замечу, что определение направления оси вращения имеет значение только тогда, когда задается угол вращения, меньший 360°. Воспользовавшись параметром STart angle, можно задать угол, со смещения на который начнется вращение. Сложные объемные тела Вы уже научились создавать твердотельные примитивы, однако реальные объекты обычно имеют более сложную форму. Такие сложные конструкции представляют собой сочетания трехмерных примитивов, созданные путем применения теоретико-множественных операций. По аналогии с логическими функциями эти операции также называют булевыми. При создании объектов применяются три команды: • Union – создает тело на основе объединения выделенных объектов; • Subtract – вычитает одни тела из других; • Intersect – тело создается на основе общей части выбранных тел.
Объединение Чтобы создать тело путем объединения нескольких, воспользуйтесь командой UNION. Если исходные тела соприкасаются или пересекаются, то получится единое тело, а если тела располагаются отдельно, то после применения команды UNION они будут выделяться как один объект. Результат объединения двух параллелепипедов продемонстрирован на рис. 11.11. Обратите внимание, что на рисунке справа ребра не проходят внутри объекта, так как теперь эта модель представляет собой одно-единственное тело, а не самостоятельные параллелепипеды, как это было до объединения. Рис. 11.11. Объединение двух параллелепипедов Итак, щелкните на кнопке Union (Объединение) на вкладке Home (Основная) в группе Solid Editing (Редактирование тел) ленты или выполните команду Modify > Solid Editing > Union (Редактирование > Редактирование тел > Объединение). Появится запрос:
Выделите объединяемые объекты. При этом последовательность, в которой будут выбираться тела, не имеет никакого значения: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Нажмите клавишу Enter, чтобы завершить выполнение команды. Вычитание Команда SUBTRACT создает новой объект методом вычитания одного множества тел из другого. Мы уже касались данной команды при получении отверстий в областях. Применительно к твердотельным моделям данная команда в основном также используется для создания отверстий, хотя, конечно же, это не догма. Результатом вычитания цилиндра из параллелепипеда, показанных на рис. 11.12, является тело с круглым отверстием. Рис. 11.12. Круглое отверстие, полученное путем вычитания Чтобы вычесть одно тело из другого, щелкните на кнопке Subtract (Вычитание) на вкладке Home (Основная) в группе Solid Editing (Редактирование тел) ленты или выполните команду меню Modify > Solid Editing > Subtract (Редактирование > Редактирование тел > Вычитание). После вызова команды вычитания появится первое приглашение:
Выделите объект, из которого нужно вычесть другие тела, а затем нажмите клавишу Enter. Появится следующее приглашение:
Укажите вычитаемый объект и нажмите клавишу Enter. Пересечение Применение команды INTERSECT позволяет создать новое тело, выделив общую часть заданных объектов. При этом исходные тела после использования команды удаляются. Результат применения операции пересечения к цилиндру и параллелепипеду показан на рис. 11.13. Рис. 11.13. Тело, полученное в результате применения команды INTERSECT Чтобы начать формирование нового тела с помощью команды INTERSECT, щелкните на кнопке Intersect (Пересечение) на вкладке Home (Основная) в группе Solid Editing (Редактирование тел) ленты или выполните команду Modify > Solid Editing > Intersect (Редактирование > Редактирование тел > Пересечение). Появится приглашение:
Выделите исходные объекты в любой последовательности и нажмите клавишу Enter, чтобы создать новое тело. Обратите внимание: если исходные объекты не будут пересекаться, то есть будут расположены на расстоянии или даже просто соприкасаться, то они не будут иметь общей части и поэтому результатом применения команды INTERSECT будет удаление выделенных тел. Основы редактирования трехмерных моделей Трехмерные объекты, как и двухмерные, можно легко видоизменять с помощью команд редактирования. Все команды редактирования, применяемые на плоскости, так или иначе могут быть использованы и в трехмерном пространстве. Основным отличием является поворот объекта, создание зеркальной копии и трехмерного массива. Во многом эти команды схожи со своими двухмерными аналогами, однако редактирование происходит в трех измерениях. Поэтому, например, зеркальная копия объекта в трехмерном пространстве создается относительно плоскости, а не линии, как это было в двухмерном. Зеркальное отображение Если вы собираетесь создать зеркальное отображение трехмерного объекта относительно прямой, лежащей в плоскости XY, то по-прежнему можно воспользоваться командой MIRROR. В противном случае необходимо применить команду 3DMIRROR, создающую отражение объектов относительно плоскости. На рис. 11.14 показан объект, один элемент которого был получен путем зеркального отражения относительно другого. Рис. 11.14. Применение команды 3DMIRROR Чтобы создать зеркальную копию объекта, нажмите кнопку 3D Mirror (Трехмерное зеркало) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) или выполните команду меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror (Редактирование > Трехмерные операции > Трехмерное зеркало). Появится запрос:
Выделите объекты, для которых требуется создать зеркальную копию. Если выделить объекты до вызова команды, то программа сразу отобразит следующее приглашение:
В этом запросе AutoCAD предлагает определить плоскость зеркального отражения одним из следующих методов. • С помощью параметра Object можно выбрать объект на чертеже, который послужит плоскостью отражения. • Параметр Last возвращает последнюю используемую точку зеркального отражения. • Zaxis – позволяет определить плоскость отражения, задав некоторую ось Z, путем указания двух точек, принадлежащих данной оси. Отражение в этом случае происходит относительно плоскости XY, которая перпендикулярна заданной оси Z. • Параметр View определяет плоскость сечения, проходящую через заданную точку параллельно текущему виду. • Параметры XY, YZ и ZX позволяют определить плоскость, параллельную плоскостям XY, YZ и ZX соответственно и проходящую через заданную точку. • Параметр 3points, выбранный по умолчанию, создает плоскость отражения по трем указанным точкам. В ответ на вопрос Delete source objects? [Yes/No] <N>: нажмите клавишу Enter, если желаете сохранить исходные объекты, или выберите параметр Yes, если необходимо зеркально переместить объекты. Трехмерный массив Для создания трехмерного массива используется команда 3DARRAY. Как и на плоскости, в трехмерном пространстве можно создать два типа массива – прямоугольный и круговой. Только при формировании прямоугольного массива в качестве дополнительного параметра необходимо указать количество уровней, а при формировании в трехмерном пространстве кругового массива объекты поворачиваются вокруг оси, а не вокруг точки, как это было на плоскости. Прямоугольный массив В трехмерном пространстве, кроме строк и столбцов, в прямоугольном массиве добавляются еще и уровни. Чтобы создать трехмерный прямоугольный массив, нажмите кнопку 3D Array (Трехмерный массив) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или выполните команду Modify > 3D Operations > 3D Array (Редактирование > Трехмерные операции > Трехмерный массив). Программа выдаст запрос:
Выделите нужные объекты и нажмите клавишу Enter. Появится следующее приглашение:
Выберите параметр Rectangular, так как вы создаете прямоугольный массив. Появится запрос:
Введите общее количество строк (вдоль оси X) и нажмите клавишу Enter. AutoCAD выдаст следующий запрос:
Введите общее количество столбцов и нажмите клавишу Enter. Столбцы задаются вдоль оси Y. Так как массив создается в трех измерениях, программа выдаст приглашение:
В ответ необходимо задать общее количество уровней – ячеек массива по вертикали. Появится запрос:
Задайте расстояние между строками. Появится еще один запрос:
Введите расстояние между столбцами. Наконец, появится последнее приглашение программы:
Введите расстояние между столбцами и нажмите клавишу Enter, чтобы завершить формирование трехмерного прямоугольного массива. На рис. 11.15 показан массив, в котором количество строк и столбцов равно 2, а количество уровней – 3. Рис. 11.15. Прямоугольный массив Круговой массив Чтобы создать круговой трехмерный массив, нажмите кнопку 3D Array (Трехмерный массив) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или выполните команду Modify > 3D Operations > 3D Array (Редактирование > Трехмерные операции > Трехмерный массив). Пример кругового массива из шести объектов приведен на рис. 11.16. Рис. 11.16. Круговой массив После запуска команды появится запрос:
Выделите нужные объекты и нажмите клавишу Enter. Если изначально выбрать объекты, а затем вызвать команду 3DARRAY, то данный запрос не появится, а сразу возникнет следующее приглашение:
Выберите параметр Polar для создания кругового массива. Появится запрос:
Введите общее количество элементов массива. Программа выдаст следующий запрос:
Укажите угол массива. Появится приглашение:
Выберите параметр Yes, чтобы повернуть создаваемые объекты массива. На завершающем этапе выполнения команды необходимо задать ось, вокруг которой будут повернуты объекты. Появится запрос:
Задайте первую точку оси. AutoCAD попросит ввести координаты второй точки оси:
Задайте вторую точку. Последовательность указания точек имеет решающее значение для определения направления оси, а следовательно, и для направления угла поворота. Поворот объектов Команда 3DROTATE поворачивает заданные объекты вокруг определенной оси. Чтобы повернуть объект, щелкните на кнопке 3D Rotate (Трехмерный поворот) на вкладке Home (Основная) в группе Modify (Редактирование) ленты или выполните команду меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate (Редактирование > Трехмерные операции > Трехмерный поворот). На рис. 11.17 продемонстрирован перевернутый конус. Рис. 11.17. Конус перевернут Как всегда, в ответ на приглашение Select objects: выделите объекты, которые необходимо повернуть, и нажмите клавишу Enter. В итоге на экране появятся три обруча-окружности, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Причем каждая из окружностей по цвету соответствует оси ПСК, вокруг которой будет происходить вращение при выделении данной окружности. Появится следующий запрос:
Задайте одну точку оси вращения. Программа выдаст запрос:
Задайте ось вращения. Для этого необходимо щелкнуть на окружности, в плоскости которой необходимо повернуть объект. Например, если тело следует повернуть вокруг оси Y, то необходимо выделить зеленую окружность, которая расположена в плоскости, перпендикулярной оси Y. Замечу, что при наведении указателя на какую-либо окружность на экране сразу отображается соответствующая ей ось вращения. После определения оси вращения программа выдаст приглашение:
Введите значение угла с клавиатуры и нажмите клавишу Enter или задайте его с помощью мыши. Редактирование тел Для редактирования трехмерных тел предназначена команда SOLIDEDIT. Она имеет несколько уровней параметров. Рассмотрим три основные группы. • Параметры группы Face позволяют редактировать грани твердотельного объекта. Выбрав один из параметров этой группы, можно перемещать, удалять, поворачивать, копировать, изменять цвет граней и прочее. • С помощью группы параметров Edge можно копировать ребра и присваивать им новый цвет. • Параметры группы Body используют для редактирования тела целиком. Сложности при выполнении данных команд могут возникнуть при выделении редактируемых объектов. Поэтому, чтобы выделить нужную грань или ребро, удерживайте нажатой клавишу Ctrl, а объекты выделяйте щелчками кнопки мыши. По сути, каждый параметр команды SOLIDEDIT является самостоятельной командой, которую можно запустить из меню Modify > Solid Editing (Редактирование > Редактирование тел) или воспользовавшись на вкладке Home (Основная) группой Solid Editing (Редактирование тел). Тела можно редактировать не только с помощью команды SOLIDEDIT. Начиная с версии программы AutoCAD 2007, твердотельные модели стали параметрическими, поэтому теперь изменять геометрические размеры тел можно также с помощью стандартной палитры Properties (Свойства). Чтобы вызвать данную палитру, достаточно выделить редактируемое тело, а затем щелчком правой кнопки мыши вызвать контекстное меню и выбрать в нем пункт Properties (Свойства). Все основные параметры, влияющие на размеры и положение тела, расположены в разделе Geometry (Геометрия). Как выглядит палитра Properties (Свойства), например, для параллелепипеда, можно увидеть на рис. 11.18. Рис. 11.18. Раздел Geometry (Геометрия) палитры Properties (Свойства) Обратите внимание, что в разделе Geometry (Геометрия) показано не только пространственное расположение параллелепипеда, но также и его линейные размеры по всем трем основным направлениям. Например, чтобы изменить размер объекта по оси X, достаточно ввести новое значение в поле Length (Длина). Резюме Создание больших твердотельных конструкций обычно начинается с формирования твердотельных примитивов. Объемные тела можно также создавать, выдавливая или вращая двухмерные профили. Сложные модели обычно создают на основе существующих тел с помощью операций объединения, вычитания и пересечения. За некоторыми исключениями редактирование трехмерных объектов выполняется с помощью тех же команд, которые применялись для модифицирования двухмерных объектов. Хотя, конечно, существуют и команды редактирования, предназначенные только для твердотельных объектов. Кроме того, такие тела являются параметрическими моделями, поэтому изменять их геометрические размеры можно с помощью палитры свойств. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|