|
||||
|
Глава 14 Редактирование трехмерных объектов Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления. Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 14.1). Перенос ![]() Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling. Запросы команды 3DMOVE: Select objects: – выбрать объекты для переноса Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов Specify base point or [Displacement] <Displacement>: – указать базовую точку Specify second point or <use first point as displacement: – указать вторую точку или считать перемещением первую точку ![]() Рис. 14.1. Инструменты для редактирования трехмерных объектов Инструмент ручки перемещения отображается в заданной базовой точке. Для ограничения движения перемещением по осям необходимо нажать ручку оси. Поворот вокруг оси ![]() Команда 3DROTATE вращает объекты вокруг базовой точки, при этом на трехмерном виде отображает ручку поворота. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling. Запросы команды 3DR0TATE: Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК Select objects: – выбрать объекты для поворота Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов Specify base point: – указать базовую точку Pick a rotation axis: – указать ось вращения Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси. Запросы команды ROTATE3D: Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов Select objects: – выбрать объекты Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов Specify first point on axis or define axis by [Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: – указать первую точку оси Specify second point on axis: – указать вторую точку оси Specify rotation angle or [Reference]: – указать угол поворота Ключи команды ROTATE3D: ? Object – поворот вокруг выбранного объекта; ? Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота; ? View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку; ? Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X, Y или Z и проходящей через заданную точку; ? 2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки. Зеркальное отображение относительно плоскости ![]() Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror. Запросы команды MIRROR3D: Select objects: – выбрать объекты Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку плоскости отражения Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения Delete source objects? [Yes/No] <N>: – удалять ли исходные объекты Ключи команды MIRROR3D: ? Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии; ? Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения; ? Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости; ? View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку; ? XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку; ? 3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки. Плоскость отображения может представлять собой: плоскость построения двумерного объекта; плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку; плоскость, определяемую тремя указанными точками. Размножение трехмерным массивом ![]() Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array. Запросы команды 3DARRAY: Select objects: – выбрать объекты Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: – указать тип массива Enter the number of rows (– ) <1>: – указать число рядов Enter the number of columns (|||) <1>: – указать число столбцов Enter the number of levels (...) <1>: – указать число уровней Specify the distance between rows (– ): – указать расстояние между рядами Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами Specify the distance between levels (...): – указать расстояние между уровнями Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы: Select objects: – выбрать объекты Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>: R – выбрать круговой тип массива Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) <360>: – указать угол заполнения Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>: – указать, поворачивать ли объекты массива Specify center point of array: – указать центральную точку массива Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота Обрезка и удлинение трехмерных объектов Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны – режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство. Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве. При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания. Сопряжение трехмерных объектов В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом: ? если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания; ? если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК. Построение сечений Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 14.2). ![]() Рис. 14.2. Формирование сечения Запросы команды SECTION: Select objects: – выбрать объекты Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов Specify first point on Section plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости Ключи команды SECTION: ? Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии; ? Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z; ? View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой; ? XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК; ? YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК; ? ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК; ? 3points – задание секущей плоскости по трем точкам. По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек. Получение разрезов ![]() Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 14.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice. ![]() Рис. 14.3. Формирование разреза Запросы команды SLICE: Select objects to slice: – выбрать объекты Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов Specify start point of slicing plane or [planar Object/Surface/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>: – указать первую точку на режущей плоскости Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости Specify a point on desired side or [keep Both sides] <Both>: – указать точку с нужной стороны от плоскости Ключи команды SLICE: ? Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии; ? Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости; ? View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку; ? XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY, YZ или ZX и проходящую через заданную точку; ? 3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки; ? keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела. Преобразование в тело ![]() Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid. В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты: ? полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту; ? замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту; ? окружности, обладающие высотой. Системная переменная DELOBJ определяет, будут ли выбранные пользователем объекты удалены после создания тела или будет выдана подсказка на удаление объектов. Преобразование в поверхность ![]() Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Surface. В поверхности можно преобразовать следующие объекты: двумерные фигуры; области; разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту; отрезки, имеющие высоту; дуги, имеющие высоту; плоские трехмерные грани. Снятие фасок на гранях ![]() Команда CHAMFER осуществляет снятие фасок (скашивание) на пересечениях смежных граней тел, как и в двумерном пространстве. Команда вызывается из падающего меню Modify > Chamfer или щелчком на пиктограмме Chamfer на панели инструментов Modify. При использовании команды необходимо вначале выбрать базовую поверхность, затем ввести размеры фаски и выбрать ребра (рис. 14.4). ![]() Рис. 14.4. Пример снятия фаски с тела Запросы команды CHAMFER: (TRIM mode) Current chamfer Dist1 = 10.0000, Dist2 = 10.0000 – параметры фаски Select first line or [Undo/Polyline/Distance/Angle/Trim/mEthod/Multiple]: – выбрать первый отрезок или один из ключей Base surface selection... – выбирается базовая поверхность Enter surface selection option [Next/OK (current)] <OK>: – нажать клавишу Enter, если подсвечена нужная поверхность. Если требуется другая поверхность, следует ввести N, для того чтобы подсветить смежную поверхность, а затем нажать клавишу Enter Specify base surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для базовой поверхности Specify other surface chamfer distance <10.0000>: – указать длину фаски для другой поверхности Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро Ключи команды CHAMFER: ? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде; ? Polyline – построение фасок вдоль всей полилинии; ? Distance – задание длин фасок, то есть расстояний от выбранного пересечения до концов линии фаски; ? Angle – задание в качестве параметров фаски одной из ее длин и величины угла; ? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные грани по конечным точкам фаски; ? mEthod – определяет, используются ли для построения фаски значения двух длин или значение длины и величины угла; ? Multiple – создает фаски для кромок нескольких наборов объектов. Сопряжение граней ![]() Команда FILLET осуществляет плавное сопряжение (скругление) граней, как и в двумерном моделировании (рис. 14.5). Для скругления тел можно воспользоваться несколькими способами. Во-первых, так же, как и для плоских объектов, можно задать радиус и затем указать ребра. Второй путь – указать радиус скругления для каждого ребра. И наконец, еще один способ – скруглять последовательность касательных ребер. Команда вызывается из падающего меню Modify > Fillet или щелчком на пиктограмме Fillet на панели инструментов Modify. Запросы команды FILLET: Current settings: Mode = TRIM, Radius = 10.0000 – текущие настройки Select first object or [Undo/Polyline/Radius/Trim/Multiple]: – выбрать первый объект Enter fillet radius <10.0000>: – указать радиус сопряжения Select an edge or [Chain/Radius]: – выбрать ребро Select an edge or [Chain/Radius]: Select an edge or [Chain/Radius]: – нажать клавишу Enter для завершения работы команды ![]() Рис. 14.5. Пример скругления тела Ключи команды FILLET: ? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде; ? Polyline – строит дуги сопряжения во всех точках пересечения линейных сегментов двумерной полилинии; ? Radius – задание радиуса сопрягающей дуги; ? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные кромки по конечным точкам дуги сопряжения; ? Multiple – скругление углов у нескольких наборов объектов. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|