|
||||
|
Глава 1: Самое слабое звено в безопасности Перевод: Yarlan Zey (yarlan@pisem.net) Компания может приобрести лучшие технологии по безопасности, какие только можно купить за деньги, натренировать своих людей так, что они станут прятать все свои секреты, прежде чем пойти ночью домой, и нанять охранников в лучшей охранной фирме на рынке. Но эта компания всё ещё остаётся полностью Уязвимой. Сами люди могут полностью следовать лучшей практике по безопасности, рекомендованной экспертами, по-рабски устанавливать каждый вновь появившийся рекомендованный программный продукт по безопасности и тщательно следить за конфигурацией своей системы и следить за выпуском патчей. Но и они всё равно полностью уязвимы. Человеческий фактор Не так давно, давая показания перед Конгрессом, я объяснял, что часто я получал пароли и другие кусочки секретной информации компаний, просто притворяясь кем-нибудь и спрашивая о них. Это естественно – стремиться к абсолютной безопасности, но это желание заставляет многих людей соглашаться с ложным чувством защищённости. Рассмотрим ответственного и любящего отца семейства, у которого есть Medico – надёжный замок в парадной двери, который ограждает его жену и детей и его дом. Сейчас он спокоен, так как сделал свою семью гораздо более защищённой от вторжений. Но как насчёт грабителя, который разбивает окно или взламывает код у замка на двери гаража? Тогда нужно установить охранную систему? Неплохо, но всё же недостаточно. Независимо от того, насколько дороги замки, домовладелец остаётся уязвим. Почему? Потому что человеческий фактор по-настоящему самое слабое звено в безопасности. Безопасность слишком часто просто иллюзия и иногда иллюзия может быть даже хуже легковерия, наивности или невежества. Самый знаменитый в мире учёный 20 века Альберт Эйнштейн говорил: «Можно быть уверенным только в двух вещах: существовании вселенной и человеческой глупости, и я не совсем уверен насчёт первой». В конце концов, атаки социальных инженеров успешны, когда люди глупы или, гораздо чаще, просто неосведомлены о хороших мерах безопасности. Аналогично нашему домовладельцу, многие профессионалы в информационных технологиях (ИТ) придерживаются неправильных представлений, будто они сделали свои компании в значительной степени неуязвимыми к атакам, потому что они используют стандартные продукты по безопасности: файрволлы, системы для обнаружения вторжений (IDS) или серьёзные устройства для аутентификации, такие как биометрические смарт-карты или time-based tokens. Любой, кто думает, что одни только эти продукты по безопасности предоставляют достаточную защиту, соглашается на иллюзию защиты. Это как жить в мире фантазий – неизбежно, рано или поздно он столкнётся с инцидентом, связанным с безопасностью. Как заметил консультант по безопасности Брюс Шнайер: «Безопасность – это не продукт, это процесс». Кроме того, безопасность – это не технологическая проблема, это проблема людей и управления. Пока разработчики непрерывно изобретают всё лучшие и лучшие технологии защиты, делая всё более трудным возможность использовать технические уязвимости, атакующие всё чаще используют человеческий фактор. Зачастую очень просто взломать человеческий файрволл, все затраты не превышают стоимости одного телефонного звонка и атакующий подвержен минимальному риску. Классический случай обмана Какая самая большая угроза безопасности ваших деловых активов? Ответ прост – это социальный инженер – нечестный фокусник, который заставляет вас смотреть на его левую руку, пока правой ворует ваши секреты. Этот персонаж часто так дружелюбен и любезен, что вы благодарны за то, что с ним столкнулись. Далее рассмотрим пример социальной инженерии. Немногие люди сегодня всё ещё помнят молодого человека по имени Стенли Марк Рифкин и его маленькое приключение с ныне уже несуществующим Тихоокеанским Национальным Банком в Лос-Анджелесе. Подробности его авантюры противоречивы и Рифкин (как и я) никогда не рассказывал свою историю, поэтому следующее основано только на печатных источниках. Взлом кода Однажды в 1978 году Рифкин заглянул в помещение банка для телеграфных переводов с табличкой «только для авторизованного персонала», в котором служащие каждый день получали и отправляли трансферты в несколько миллиардов долларов. Он работал с этой компанией по контракту и занимался разработкой системы для резервного копирования данных из этого помещения на случай, если когда-нибудь произойдёт сбой их главного компьютера. Эта роль давала ему доступ к процедурам передачи трансфертов, включая возможность наблюдать, что делали служащие банка для совершения операций. Он узнал, что служащие банка, уполномоченные на передачу трансфертов, каждое утро получали тщательно охраняемый код, используемый при осуществлении запросов. В телеграфном помещении работали некоторые служащие, которые не утруждали себя попытками запомнить новый код, изменявшийся каждый день. Они записывали код на кусочек бумаги и клали его куда-нибудь в поле зрения. В этот особенный ноябрьский день Рифкин зашёл в это помещение со специальным визитом. Он хотел взглянуть на этот кусочек бумаги. Зайдя в комнату, он немного повозился со своей работой, удостоверившись, что система резервного копирования правильно работает с основной системой. Тем временем он незаметно прочитал и запомнил код на прилепленном кусочке бумаги. Несколько минут спустя он вышел. Как он позже рассказывал, он чувствовал себя, словно выиграл лотерею. Счёт в швейцарском банке… Покинув комнату около 3-х часов по полудню, он направился прямиком к платному таксофону в мраморном холле здания, в который опустил монету и набрал номер помещения для трансфертов. Затем он сменил шляпу, трансформируясь из Стенли Рифкина, банковского консультанта, в Майкла Хансена, служащего Международного Отдела банка. Согласно одному из источников, разговор происходил следующим образом: «Привет, это Майк Хансен из международного», сказал он молодой женщине, которая подняла трубку. Она запросила офисный номер. Эта была стандартная процедура, и он был к ней готов: «286» ответил он. Девушка ответила: «ОК, ваш код?» Рифкин говорил, что в этот момент его переполненное адреналином сердцебиение «поднялось до максимальной точки». Он медленно ответил: «4789». Затем он дал инструкции для перевода: «ровно 10 миллионов 200 тысяч долларов» для Компании Ирвин-Траст в Нью-Йорке в качестве кредита в Банк Wozchod Handels в Цюрихе, Швейцария, в котором у него уже был открыт счёт. Затем девушка ответила: «ОК, готово. Сейчас мне нужен внутриофисный номер». Сердце Рифкина ёкнуло, это был вопрос, которого он не ожидал, кое—что ускользнуло из его внимания во время подготовки. Но он решил оставаться в роли, действуя как будто всё было нормально, и спокойно ответил без всякого замешательства: «Дай проверить, я перезвоню тебе позже». Он опять сменил шляпу и позвонил в другое отделение банка, в этот раз, представляясь работником из помещения для трансфертов. Он получил нужный номер и опять позвонил девушке. Она приняла номер и сказала «Спасибо» (При тех обстоятельствах её благодарность, должно быть, выглядела ироничной.) Заслуживая скрытность Несколькими днями позже Рифкин прилетел в Швейцарию, забрал свои деньги и обменял в российском агентстве более $8 миллионов на горстку алмазов. Затем он улетел обратно, прошёл через таможню США, спрятав алмазы в поясе для денег. Он осуществил крупнейший грабёж банка в истории и сделал это без всякого оружия, даже без компьютера. Странно, но в конечном счете, запись о нём попала в Книгу мировых рекордов Гиннеса под категорией «крупнейшее компьютерное мошенничество». Стенли Рифкин использовал искусство обмана – навыки и технику, которая сегодня зовётся социальной инженерией. Скрупулёзный план и хорошо подвешенный язык – всё, что для этого нужно. И это то, о чём эта книга – о технике социальной инженерии (в которой ваш покорный слуга – профессионал) и о том, как защититься от её использования против вашей компании. Характер угрозы История Рифкина прекрасно описывает, насколько мы можем заблуждаться в своём ощущении безопасности. Инциденты вроде этого – хорошо, может быть стоимостью не в $10 миллионов, но, тем не менее, болезненные инциденты – случаются каждый день . Возможно, прямо сейчас вы тоже теряете свои деньги или кто-то сейчас ворует планы касательно новой продукции, и вы об этом даже не подозреваете. Если это ещё не случилось с вашей компанией, под вопросом остается только: не случится ли это вообще, а когда именно . Растущее беспокойство В своём обзоре по компьютерным преступлениям за 2001 год Институт Компьютерной Безопасности сообщил, что 85% опрашиваемых организаций сталкивались с нарушениями компьютерной безопасности за последние 12 месяцев. Это поразительные данные: только 15 организаций из 100 смогли ответить, что у них не было нарушений безопасности в течение года. Столь же поразительным было число организаций, которые ответили, что имели финансовые потери из-за компьютерных нарушений: 64%. Более половины организаций понесли финансовые потери. И всего за один год . Мой собственный опыт подсказывает мне, что числа в отчётах вроде этих несколько раздуты. Я с подозрением отношусь к людям, которые делают обзор. Но это не повод говорить, что ущерб не обширен, он на самом деле огромен. Тот, кто не предвидит инцидента с безопасностью, думает заранее неверно. Коммерческие продукты по безопасности, применяемые в большинстве компаний, главным образом нацелены на защиту от любительского компьютерного вторжения, вроде тех, совершаемых юнцами, известными как скрипт-кидди. Фактически, эти дети, скачивающие программное обеспечение и мечтающие стать хакерами, в большинстве случаев просто неприятность. Гораздо большие потери и реальные угрозы происходят от корыстных налётчиков, у которых есть чётко сформулированные цели, и которые мотивируются финансовой выгодой. Эти люди фокусируются на одной цели, в отличие от любителей, которые пытаются просканировать как можно больше систем. В то время как компьютерный налётчик-любитель работает над количеством, профессионал целится в информацию в зависимости от её ценности и качества. Технологии, вроде устройств для аутентификации (для проверки идентичности), контроля доступа (для управления доступом к файлам и системным ресурсам), и системы для обнаружения вторжений (электронный эквивалент сигнализации) необходимы для программы корпоративной безопасности. И всё же, на сегодняшний день для компании типичнее потратить больше денег на кофе, чем на развёртывание контрмер для защиты организации против атак на безопасность. Точно так же, как мозг преступника не может сопротивляться искушению, мозг хакера стремится найти окружной путь вокруг мощных технологических средств защиты. И во многих случаях они этого достигают, целясь в людей, которые пользуются технологиями. Методы введения в заблуждение Есть популярное высказывание, что безопасный компьютер это тот, который выключен. Умно, но неверно: преступник может просто попросить кого-нибудь зайти в офис и включить этот компьютер. Если противник захочет получить вашу информацию, он это сделает, обычно любым из нескольких возможных способов. Это только вопрос времени, терпения, индивидуальных черт и упорства. Вот когда искусство обмана вступает в силу. Для того, чтобы обойти средства безопасности, налётчик, захватчик или социальный инженер должен найти способ обмануть доверенного пользователя, раскрыть информацию или незаметно заставить неподозревающего человека дать ему доступ. Поскольку возможны ситуации, когда доверенный пользователь обманут, подвержен влиянию, то есть его спровоцировали выдать секретную информацию или выполнить действия, создающие уязвимость в безопасности, в которую нападающий мог бы проскользнуть, то во всём мире не найдется таких технологий, которые могли бы защитить бизнес. Так же как криптоанализ может иногда расшифровать текст закодированного сообщения путём обнаружения слабого места в технологии шифрования, социальные инженеры могут использовать обман против ваших работников, чтобы обойти технологии защиты. Злоупотребление доверием Во многих случаях, успешные социальные инженеры обладают сильными человеческими качествами. Они очаровательны, вежливы и просты – социальные качества, необходимые для установления быстрой связи и доверия. Опытный социальный инженер может получить доступ к любой возможной информации, используя стратегию и тактику своего ремесла. Здравомыслящие технологи кропотливо разработали решения по информационной безопасности для минимизации рисков, связанных с использованием компьютеров, но всё же оставили наиболее значимую уязвимость – человеческий фактор. Несмотря на интеллект, мы люди – вы, я и любой другой – остаёмся самой серьёзной угрозой для любой другой защиты. Наш национальный характер Никто из нас не задумывается об угрозе, особенно в западном мире. В Соединённых Штатах в особенности, нас никогда не учили подозревать друг друга. Нас учили «любить соседей» и доверять и верить друг другу. Посмотрите, как организациям по наблюдению за окрестностями трудно заставить людей запирать их дома и автомобили. Эта уязвимость очевидна, но всё же, кажется, игнорируется многими из тех, кто предпочитает жить в мире фантазий – до тех пор, пока не «случится пожар». Мы знаем, что не все люди добрые и честные, но слишком часто мы поступаем таким образом, будто это неправда. Эта прекрасная невинность – образ жизни американцев, и слишком болезненно от него отказываться. Мы включили в нашу концепцию свободы, что лучшее место для жизни находиться там, где меньше всего нужны замки и ключи. Большинство людей думают, что их никто не обманет, опираясь на веру, что возможность быть обманутым очень низка; налётчик, понимая эту общую уверенность, заставляет свои вопросы звучать столь разумно, что они не вызывают никаких подозрений за всё время эксплуатации доверия жертвы. Организационная невинность Эта невинность – часть нашего национального характера, очевидно, оказала большое влияние, когда компьютеры впервые стали соединяться между собой. Вспомните, что сеть ARPANet (Сеть Агентства Перспективных Исследований Департамента Обороны) предшественник Интернета, была разработана как средство для обмена исследовательской информацией между правительственными, исследовательскими и образовательными учреждениями. Целью была свобода информации, так же как и технологический прорыв. Поэтому многие образовательные учреждения устанавливали свои первые компьютерные системы с минимальной или даже вовсе с отсутствующей безопасностью. Один известный либертарианец программного обеспечения Ричард Залман даже отказывался защищать свой аккаунт паролем. Но когда Интернет стал использоваться для электронной коммерции, опасность слабой безопасности электронного мира стала драматична. При этом, применение всё более усложняющихся технологий не решит проблему человеческой безопасности. Напимер, посмотрите на наши аэропорты сегодня. Безопасность стала первостепенной, все же СМИ рассказывают нам о пассажирах, которые смогли обойти защиту и пронести потенциальное оружие через контрольные точки. Как это стало возможным в то время, когда наши аэропорты находятся в состоянии повышенного внимания? Неужели металло-детекторы ошиблись? Нет. Проблема не в машинах. Проблема – человеческий фактор: в людях, дополняющих машины. Должностные лица аэропорта могут сажать на каждый самолёт специальных маршаллов из национальной гвардии и установить металло-детекторы и системы по распознаванию лиц, но обучение сотрудников из службы безопасности у линии фронта как правильно обыскивать пассажиров могло бы помочь гораздо лучше. Та же проблема существует в правительственных, бизнес – и образовательных учреждениях по всему миру. Не смотря на усилия профессионалов из безопасности, информация повсеместно остаётся уязвимой, и будет оставаться целью налётчиков с навыками в социальной инженерии до тех пор, пока не будет усилено самое слабое звено в безопасности – человеческое звено. Сейчас больше, чем когда-либо, мы должны научиться перестать думать самонадеянно и побольше узнать о методах, которые пробуют использовать те, кто совершает атаки на конфиденциальность, целостность и работоспособность наших компьютерных систем и сетей. Угроза взлома, который нарушит секретность вашей жизни или информационной системы вашей компании может казаться не настолько реальной, пока это не произойдёт однажды. Чтобы избежать столь дорогостоящей дозы действительности, нам нужно стать осведомлёнными, образованными, бдительными и настойчиво защищать наши информационные активы, нашу собственную персональную информацию и наши национальные критичные инфраструктуры. И мы должны научиться этому уже сегодня. Террористы и обман Конечно, обман это не эксклюзивное оружие социального инженера. Физический терроризм выходит на повестку дня и сейчас мы должны признать как никогда, что мир это опасное место. Цивилизация, в конце концов, только тонкая фанера. Атаки на Нью-Йорк и Вашингтон, Округ Колумбия, в сентябре 2001 вселили печаль и страх в сердце каждого из нас – не только американцев, но и людей всех наций. Сейчас мы столкнулись с реальностью и знаем, что в любой точке планеты есть одержимые террористы, хорошо обученные и только ожидающие возможности начать атаку против нас. Недавние усилия нашего правительства повысили уровень нашего осознания безопасности. Нам нужно оставаться на взводе, начеку против любых форм терроризма. Нам нужно понять, как террористы предательски изготавливают ложные удостоверения, играют роль студентов или соседей и проникают в толпу. Они скрывают свои истинные взгляды, устраивая против нас заговор – осуществляя фокусы с обманом, похожие на те, о которых вы прочитаете на этих страницах. И пока, насколько я знаю, террористы ещё не использовали уловки социальной инженерии для проникновения в корпорации, плотины, электростанции или другие жизненные компоненты нашей национальной инфраструктуры, их возможность всё равно остаётся. Понимание безопасности и правила безопасности, я надеюсь, благодаря этой книге, будут достаточно скоро приняты к месту и взяты на вооружение главными управляющими структурами. Об этой книге Корпоративная безопасность – это вопрос баланса. Слишком низкая безопасность делает вашу компанию уязвимой, но излишний упор на безопасность приводит замедлению роста и процветания компании. Задача состоит в нахождении баланса между защищённостью и эффективностью. Другие книги по корпоративной безопасности фокусируются на технологиях аппаратного и программного обеспечения и, соответственно, недостаточно широко охватывают главную угрозу безопасности: обман человека. Цель этой книги, по сравнению с ними, заключается в том, чтобы помочь вам понять как вами, вашими сослуживцами и другими людьми из вашей компании могут манипулировать, и избежать риска стать жертвой. В основном книга концентрируется на нетехнических методах, которые враждебные налётчики используют для воровства информации, компрометации целостности информации, которая на первый взгляд безопасна, но на самом деле таковой не является, или уничтожения рабочего продукта компании. Моя задача гораздо сложнее. Это сразу понятно из следующего: каждый читатель будет подвержен манипулированию со стороны величайших экспертов всех времён в социальной инженерии – их родителям. Они найдут любые способы заставить вас сделать «для вашего же блага» то, что они сами считают лучшим. Родители становятся столь убедительными так же, как социальные инженеры умело выдумывают вероятные истории, причины и суждения для достижений своих целей. Да, каждого из нас наши родители обводили вокруг пальца: доброжелательные (и иногда не столь доброжелательные) социальные инженеры. Выросшие в этих условиях, мы становимся уязвимыми к манипулированию. Нам жилось бы очень тяжело, если бы мы всё время стояли начеку, были недоверчивыми к другим, уверенными, что кто-нибудь может нас обмануть, чтобы нас провести. В идеальном мире мы бы слепо верили друг другу, верили, что люди, с которыми мы сталкиваемся, собираются быть честными и правдивыми. Но мы живём не в идеальном мире, и поэтому мы должны быть бдительны, чтобы отразить попытки противников ввести нас в заблуждение. Основные части это книги, – части 2 и 3, – составлены из вымышленных историй, которые покажут вам социальных инженеров в действии. В этих разделах вы прочитаете о следующем: Что телефонные фрикеры обнаружили несколько лет назад – гибкий метод получения неизвестных телефонных номеров у телефонной компании. О нескольких различных методах, используемых нападающими, и не вызывающих тревоги даже у подозрительных служащих во время выдачи их компьютерных имён и паролей. Как менеджер операционного центра сотрудничал с налётчиком, позволив ему украсть самую секретную информацию о продукте компании. Методах налётчика, который обманул даму, заставив ее скачать и установить программное обеспечение, которое шпионит за набираемыми клавишами и отсылает ему по е-мейлу различные детали. Как частные сыщики получают информацию о вашей компании и вашу персональную информацию. Это, я могу гарантировать, вызовет у вас мурашки на спине. Возможно, вы подумаете, читая некоторые из историй во второй и третьей частях, что они нереальны, но ещё никто не смог преуспеть в противодействии лжи, грязным уловкам и схемам, описанным на этих страницах. Действительность состоит в том, что в каждом случае эти истории изображают события, которые могут и на самом деле происходят; многие из них каждый день происходят где-нибудь на планете, возможно даже с вашим собственным бизнесом, пока вы читаете эту книгу. Материал в этой книге будет действительно разоблачительным, когда он станет защищать ваш бизнес, но также защитит вас лично от попыток социального инженера нарушить целостность информации в вашей частной жизни. В четвёртой части книги я сменил тему. Здесь моя цель помочь вам разработать необходимые бизнес-правила и тренинги, чтобы минимизировать риски ваших работников быть обманутыми социальным инженером. Понимание стратегии, методов и тактики социального инженера поможет вам подготовиться к применению разумных средств управления для охраны ваших ИТ активов без подрыва эффективности вашей компании. Короче говоря, я написал эту книгу, чтобы повысить вашу осведомлённость о серьёзности угроз, исходящих от социальной инженерии, и помочь вам стать уверенней, что ваша компания и работники в меньшей степени будут подвержены угрозе с этой стороны. Или, возможно, я должен сказать, гораздо меньше будут подвержены снова . |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|