|
||||
|
История создания телефона от Apple: от набросков 1980-х годов к iPhone Что можно считать первым телефоном от Apple? До 2007 года и представления iPhone, который мы хорошо знаем, у компании было множество патентов, связанных с телефонами, точнее их дизайном. Один из аппаратов разрабатывался Стивом Джобсом и обещал стать самым необычным телефоном на рынке — если бы вышел. Пройдя по следам старых разработок, мы можем проследить, как создавался первый iPhone, сколько сил это отняло у Apple и чего это стоило всем участникам проекта. Вряд ли вы найдете где-нибудь более подробную экскурсию в прошлое компании и различных ее продуктов. А начнем мы с 1980-х. iPhone версии 0.1, или Первые идеиВ 1980-х в Apple царит атмосфера безумства, компания создает новые продукты и изучает возможные ниши на рынке. Это время, когда Стив Джобс только входит во вкус игры. Что попробовать в первую очередь? Ответа на этот вопрос нет ни у кого, количество различных прототипов множится. По прошествии лет некоторые из них становятся достоянием публики. Например, прототип телефона с сенсорным экраном для рабочего места от дизайнера Хартмута Эслингера (Hartmut Esslinger). Его сын демонстрирует эту разработку на волне успеха iPhone и говорит, что многие идеи были заложены уже тогда. Так ли это? Только в самом общем смысле, так как приверженность Джобса к сенсорным экранам известна давно. При любом удобном случае он пытается инициировать создание таких продуктов внутри Apple. Вспомните хотя бы Newton, предвосхитивший многие решения, которые мы видим в современных коммуникаторах и смартфонах. Но это был не телефон, поэтому оставим его в стороне. Первым настоящим телефоном, к созданию которого приложила руку Apple, стал дизайн мобильного аппарата в виде яблока. Сегодня его можно рассматривать как своего рода концепт, который вряд ли стал бы популярен. Но в 1982 году, когда его создали, он выглядел как обычное яблоко. В патенте указываются его создатели Дэнни Ривьет (Denni Rivette) и Гарри Диско (Harry Disko). Всего в том году они подали 11 заявок на патенты, все они стали доступными для публики в 1985 году. Это не полноценный телефон, а своего рода изыск в области дизайна. В те годы в Apple прощупывали почву в различных направлениях, поэтому появление таких патентов неудивительно. Но затем компания замерла на многие годы, не возвращаясь к «телефонной» теме. Проект Purple 1Все изменилось в 2000 году. Мобильные телефоны в то время поднялись до пика популярности, и то, что этот рынок станет доминирующим, было видно невооруженным глазом. Но у Apple не было возможности на него попасть, поэтому компания сосредоточила свои усилия на небольшой нише портативных mp3-плееров. Популярность марки iPod в 2002 году равнялась нулю — в Apple только запустили ее на рынок и не знали, что случится в последующие несколько лет. Но уже в 2004 году Apple безусловно лидирует в сегменте портативных музыкальных устройств в США, популярность iPod растет как на дрожжах. Начиная с 2002 года Стив Джобс продумывает возможность выйти на рынок мобильных телефонов. В них он видит угрозу плеерам, которые составят 16 процентов от всего бизнеса компании двумя годами позднее. Инженеры изучают возможности создания телефонов, но у них нет необходимого опыта, да и компания в целом не совсем понимает специфику этого рынка — поэтому начинает стучаться во все двери. С одной стороны, возникает сотрудничество с Motorola; с другой, компания самостоятельно пытается создать свой вариант мобильного телефона. Эта модель в разработке получила название Purple 1, но никогда не добралась даже до стадии рабочих прототипов. Основной вклад в идею Purple 1 внес сам Стив Джобс. Для него очевидно, что новичок на рынке телефонов должен предложить нечто необычное, чтобы выделиться из толпы. Решение крутится вокруг использования сверхпопулярной марки iPod, этим продиктованы и последующие варианты телефона. Если iPod популярен, то надо добавить к нему мобильный телефон. Взяв за основу дизайн iPod, Стив Джобс решил избавиться от клавиатуры, применяя для набора номера и текста Click Wheel. На экране появлялся круг с цифрами, а выбрав ту же позицию на сенсорной площадке, пользователь мог набирать номер быстро и без каких-либо ошибок. Изящно, но непривычно. Для набора SMS предполагалось встроить систему угадывания слов, которая бы облегчила жизнь, но отсутствие клавиатуры делало бы телефон, мягко говоря, необычным. В Apple никогда не обсуждали создание Purple 1 публично; вся информация об этом продукте взята лишь из патентов, которые стали доступными спустя несколько лет. Так, позволю себе привести в пример три патента из нескольких, поданных Apple летом 2006 года. Любопытно, что во всех них в качестве изобретателя среди прочих указано и имя Стива Джобса. Обычно Джобс не фигурирует в роли патентообладателя, так как продукты создают инженеры компании, а не он лично. Имя Джобса явно указывает на его вклад в разработку данного продукта. Несовпадение даты подачи заявок на патенты и времени разработки самого устройства — обычное дело, как правило, разница составляет 1–2 года.
Почему этот телефон так и не увидел свет, а все разработки были свернуты? За причиной не стоит далеко ходить. Харизма Стива Джобса и его представление о «телефоне от Apple» создали проект — но они же его и погубили. Телефон получился необычным, но вряд ли он стал бы прорывом на рынке, скорее вызвал бы недоумение и разочарование покупателей. Уверенность в этом возникла из-за проекта создания телефона совместно с Motorola. Раздражение в Apple нарастало волнами, а сам проект оказался не тем, о чем мечтал Джобс и другие топ-менеджеры компании. Начало работы с Motorola над телефономВ начале 2004 года журналисты неоднократно спрашивают Стива Джобса о том, не планирует ли Apple создать свой вариант мобильного телефона. Ответ однозначный — нет, компания не создает такой продукт. В 2003 году Джобс говорит то же самое о планшетном компьютере с отсутствующей клавиатурой, в частности на конференции D: All things digital в интервью с Уолтом Мосбергом (Walt Mossberg) в конце мая звучит такой пассаж: «У нас нет планов по созданию планшетного ПК. Выходит так, что люди хотят клавиатуру. Впервые занявшись этим, мы поняли: они не могут на нем печатать. Мы осознали, что „только смерть способна позаботиться об этом“. Мы посмотрели на планшеты и решили, что они провалятся на рынке. Планшеты — это для богатых парней, имеющих кучу компьютеров и других устройств. Люди обвиняют нас в игре на нишевых рынках. Они просят нас создать PDA. В действительности люди хотят иметь под рукой информацию. Мы верим, что сотовые телефоны будут содержать эту информацию. Что мы делаем, так это создаем программное обеспечение для синхронизации разных устройств. Мы верим, что это необходимо телефонам. Мы выбрали создание iPod вместо PDA».
Одновременно с этим в компании собирают всю доступную информацию о рынке мобильных телефонов. Как уже было сказано, в Apple отсутствуют инженеры, знакомые с этой областью, нет соответствующего опыта. И тут все решает случай. Джобс знаком с Эдом Зандером (Ed Zander) из Sun Microsystems, между ними нет тесной дружбы, но они неоднократно встречались. С 5 января 2004 года Зандер становится генеральным директором Motorola и начинает принимать дела. У Motorola очень сложный период, реорганизация следует за реорганизацией, компания постепенно уступает рынок другим игрокам. Motorola нужны свежая кровь и второе дыхание. В этот момент в Motorola в состоянии полной секретности создается RAZR, никто не понимает его потенциала и значения для компании. Случайный продукт, созданный вопреки стратегии Motorola. Но этот проект становится визитной карточкой Зандера, который нарушает все писанные и неписаные правила корпорации, примеряет на себя шкуру Стива Джобса и с большой помпой демонстрирует RAZR партнерам компании. Выстрел сделан в десятку — продукт нравится. История умалчивает, знал ли о нем Стив Джобс или нет, но летом 2004 года он инициирует встречу с Эдом Зандером. Интерес Apple заключается в выходе на рынок США с телефоном, производителем которого может выступать Motorola. Операторы не изъявляют особого желания играть с новичком на этом рынке, а ведь именно они определяют то, что будет продаваться в их магазинах, а что нет. Без их согласия и поддержки продажи любого устройства обречены на неудачу. Не будучи игроком данного рынка, Apple не имеет никаких рычагов воздействия на операторов, даже если бы ей удалось выпустить поистине революционный продукт, ничего бы не изменилось: без поддержки операторов его просто будет негде купить. Поэтому сотрудничество с Motorola — это «входной билет» на операторский рынок. У Motorola налажены взаимоотношения со всеми игроками рынка, компания может продавать значимые объемы телефонов и при этом заинтересована в сотрудничестве с Apple. Вклад в проект со стороны Apple — доступ к магазину iTunes и музыке, соответственно телефон должен быть музыкальным. В Motorola должны создать оболочку устройства, отвечать за каналы распространения, в Apple — сосредоточиться на музыкальной части, интеграции с iTunes. Для Зандера соглашение с Apple сродни «манне небесной», это та «изюминка», которую так любят акционеры и за которую хватается пресса. Зандеру важно показать, что именно в связке с ним Motorola начинает активно двигаться в правильном направлении, приобретает новых партнеров, расширяет продуктовый ряд. Строго говоря, сотрудничество нужно обеим компаниям и не известно еще, кому больше. Ведь Apple, а точнее Стив Джобс, известный своими жесткими методами ведения бизнеса, повальной секретностью относительно будущих продуктов, идет на поводу у Зандера и позволяет анонсировать сотрудничество компаний намного раньше, чем оно принесет какие-либо плоды. Пожалуй, впервые за всю историю Apple компания объявляет о своих намерениях за год до их практической реализации. Под давлением Зандера совместный пресс-релиз компаний о сотрудничестве выходит 26 июля 2004 года. Ни о каких конкретных шагах, кроме создания ряда моделей для американского рынка, компании не договорились. Это своего рода джентльменское соглашение, в котором Стив Джобс полагается на то, что его партнерам успешный продукт необходим не меньше, чем ему. Пресс-релиз звучит сухо: «Motorola и Apple объявляют о партнерстве во имя обеспечения миллионов меломанов возможностью скачивать песни из музыкального магазина iTunes на телефоны Motorola следующего поколения через USB или Bluetooth. В Apple создадут новый музыкальный плеер iTunes для телефонов, a Motorola сделает его стандартным музыкальным приложением на всех музыкальных телефонах для массового рынка, выход которых ожидаются в первой половине следующего года».
Рынок сходит с ума, акции Apple устремляются вверх, слухи о том, каким будет телефон от Apple, множатся. Все верят, что это будет нечто необычное — компания привыкла удивлять своих потребителей. Поклонники Apple начинают рисовать варианты такого телефона, недостатка в изображениях нет. Но никто не смог угадать, что именно покажут годом позднее, каков будет первый телефон, созданный Apple вместе с Motorola. Трудно представить, как Стив Джобс дал согласие на то, что Motorola обнародует намерения компаний за год до их воплощения. Это не стиль Джобса, не стиль Apple. В его манере — неожиданно показать устройство, которое никто не ждет либо ждет, но не в том виде, как его приготовила Apple. Неожиданность, которая поражает и привлекает. Наверное, Джобсу было тяжело переступить через свои принципы и убеждения, но потенциальный выигрыш сулил во много раз превзойти потери — и он решился. Начало работы с Motorola — первые ссорыВ начале июля 2004 года у компаний есть только принципиальное соглашение о сотрудничестве. Первое общение представителей Apple и Motorola показывает, насколько разные у них корпоративные культуры, подходы к бизнесу и, как следствие, к продуктам. В Apple уже знают о модели RAZR, но это не музыкальная модель, и встраивать в нее iTunes Motorola отказывается. Джеффри Фрост понимает, что для максимального использования возможностей Apple и силы этой марки необходимо создание отдельной линейки продуктов (позднее эта линейка и получит имя ROKR). Совместная работа начинается с первого музыкального телефона от Motorola — Е398. В нем два динамика, что необычно для рынка того времени, подсветка в такт музыке, хорошие наушники в комплекте и огромный потенциал на рынке. Отличная, но уже представленная рынку модель. Это не очень нравится Apple. Джобсу хочется видеть нечто новое, способное поразить публику. Е398 не имеет шансов на фурор, и все это понимают. Motorola, повторяем, интересна известность и сила бренда Apple, последней же нужен выход на американских операторов — и Джобс в конце концов соглашается на условия партнеров. Начинается работа по созданию плеера iTunes на Motorola Е398, обсуждаются последующие продукты, но в Motorola не могут описать линейку ROKR: компания сама не знает, что и когда появится в ее портфолио; планы изменяются еженедельно. Motorola предлагают работать по принципу: давайте сделаем плеер iTunes, а позднее разберемся, куда его встраивать. В Apple поражаются такому подходу, но молчат. Компания начинает активно подталкивать Motorola к тому, чтобы та начала обсуждать с операторами продажи совместного аппарата. Собственно, ни объемы, ни сам факт начала продаж этой модели для Apple не важны — ей надо подружиться с операторами, и для этого прикладываются все усилия. В качестве оператора для будущего продукта Motorola предлагает Cingular Wireless. Сеть этого оператора огромна, а закупки велики. В 2004 году оператор еще не ориентирован на передачу данных — это в планах на 2006-й либо даже 2007 год. Поэтому для Cingular интересны продукты с высокой ценой, но «фишкой», лежащей вне самой мобильной сети. «Связка» Motorola и Apple выглядит перспективно. На встречах присутствуют сотрудники Apple — они знакомятся с оператором, начинают вникать в этот мир, но не ведут никаких активных действий на этом этапе — налаженные контакты будут использованы позднее. В январе 2005 года в Motorola есть прототипы iTunes-плеера; они работают на Motorola Е398. Без согласования с Apple на выставке CES исполнительный вице-президент Motorola Рон Гарикес (Ron Garriques) демонстрирует этот прототип. Во время выступления он показывает интерфейс плеера и немного о нем рассказывает. Это неожиданно для Apple — такая «самостоятельность» партнера противоречит всем убеждениям Джобса. (Позднее он отплатит Motorola той же монетой, и сделает это весьма изящно.) Гарикес выступил в четверг, уже в пятницу пресс-служба Motorola сообщает, что показанный на выставке телефон всего лишь демонстрировал плеер с iTunes, он не является коммерческой моделью и основан на Motorola Е398. В Apple отказываются от каких-либо комментариев. Это порождает новую волну слухов о том, что на Macworld Conference & Expo, которая начнется неделей позже, будет представлен новый телефон с iTunes. Но таких планов не было ни у той, ни у другой компании. В 2000–2010 годах хронической болезнью для Motorola становится срыв сроков разработки продуктов и их поставок на рынок. В «середине цикла» — 2005 году все идет ровно по тому же сценарию. Первый совместный аппарат должен был быть представлен в марте на CeBit с одновременным запуском в США. Однако буквально в последние часы перед мероприятием запуск переносится. Сроки сорваны. Следующим месяцем запуска выбирается сентябрь — и это логично, компании успевают подготовиться к предрождественским продажам. Для Apple сентябрь — традиционное время представления своих продуктов, но в Motorola об этом не помнят, здесь вообще не обращают внимания на подобные «мелочи». На проходящей CTIA Wireless 2005 в Новом Орлеане Рон Гарикес из Motorola подливает масла в огонь: «Основная идея, которую вы видите здесь, это слияние двух различных индустрий с разными подходами к запуску продуктов. Генеральный директор Apple Стив Джобс считает, что субботний анонс означает начало продаж в понедельник».
Здесь ярко проявляется различие подходов двух партнеров к самой идее запуска нового продукта. Стив Джобс считает, что необходимо «запустить продукт в субботу, а продавать его уже в понедельник». Со стороны Apple не следует никаких публичных высказываний, Motorola же в лице своих топ-менеджеров все это время обсуждает Apple, Джобса и бизнес компании. Создается ощущение, что в Motorola считают себя незаменимыми партнерами и верят, что Apple будет играть по их правилам, что бы ни случилось. Корень этих убеждений кроется в той легкости, с которой Джобс согласился на сотрудничество и отступил от своих правил. В этом топ-менеджеры Motorola видят исключительно свою заслугу, им не приходит в голову, что свое «отступление» Джобс предпринял целиком и полностью в интересах Apple, и третируют партнера, в том числе и публично. У меня нет никаких свидетельств о том, какие чувства это вызывает внутри Apple, но, учитывая взрывной характер Джобса, было бы опрометчивым считать, что он спокойно воспринимает поведение партнера. Его ответный ход последует позже и расставит все точки над i. Провал ROKR E1 сразу после презентацииКульминация совместной деятельности Motorola и Apple — 7 сентября 2005 года. Через год с небольшим, прошедший с момента анонса о сотрудничестве, в Motorola смогли подготовить первый телефон, включающий в себя iTunes-плеер. Модель получила имя ROKR E1, отдельную клавишу для вызова плеера, которой не было в Е398, и… ровно тот же корпус, но только белого цвета. Полная копия Motorola Е398, отличающаяся только цветом корпуса и плеером. Буквально сразу модель поступает в продажу в сети Cingular Wireless по стоимости 249,99 доллара с двухлетним контрактом. В Motorola планируют поставлять ее и в Европу, туда, где расположен музыкальный магазин iTunes. В Лондоне проводится своя презентация модели. Уже на презентации от Motorola показывают ролик с Мадонной и рядом других известных певцов, которые будут рекламировать ROKR E1. Идея состоит в том, что различных певцов объединяет iTunes. Ролик неплох, он привлекает внимание, но сама модель не поражает воображения ни журналистов, ни потенциальных покупателей. Аппарат Motorola Е398 в Европе уже продается с июля 2004 года по цене около 300 долларов, та же цена в США. Поэтому стоимость ROKR E1 в сети Cingular выглядит просто космической. Возможности загружать мелодии через беспроводные сети в этом телефоне нет — необходимо использовать компьютер. Это минус для телефона, хотя загрузка песен через сотовые сети в 2005 году — удовольствие недешевое, a WiFi в телефонах отсутствует. В ROKR E1 искусственно установлено ограничение на 100 композиций, в то время как уже существующие плееры от Apple его не имеют. По просьбе Cingular ни одна из iTunes-композиций не может использоваться в качестве мелодии звонка — ведь за мелодию звонка, загруженную по Сети, покупатели платят Cingular до 3 долларов. Для опытных пользователей оставляют возможность применить в таком качестве любую mp3-мелодию, но ее надо предварительно загрузить в телефон — это не так просто, как на Motorola Е398, но вполне возможно. Удивительно, но по прошествии лет убеждения Cingular относительно того, что не стоит делать на мобильном телефоне, не меняются; во многом по просьбе оператора первый iPhone имеет набор из предустановленных и неизменяемых мелодий (http://www.youtube.com/watch?v=k_UAlqGytqI). Европейская презентация не блещет разнообразием (http://www.youtube.com/watch?v=aXOAuEKiR9A). Презентация от Стива Джобса, напротив, проходит в обычной для Apple манере. Джобс отрабатывает сотрудничество с Motorola в полной мере — он представляет телефон, рекламирует его, хотя во время презентации возникает заминка. После звонка Зандеру, он не может возобновить прослушивание музыки с момента ее временной остановки. Других заминок нет (http://www.youtube.com/watch?v=TWSRgsk2oaw). Напряженные отношения Apple и Motorola, казалось бы, никак не проявляются во время презентации. Со стороны Apple нет никаких публичных выпадов в адрес партнера, в отличие от Motorola в начале года. Но Джобс приготовил сюрприз для менеджмента Motorola и лично Рона Гарикеса, который в январе демонстрировал на CES плеер с iTunes. Джобс анонсирует не только ROKR — в этот день компания показывает iPod Nano и устанавливает на него стоимость 199 и 249 долларов соответственно. Это прямой выпад в адрес Motorola. На фоне анонса iPod Nano представление телефона меркнет, он не собирает большого числа отзывов, а те, что есть, исключительно негативны — достаточно вспомнить заголовки того времени: «The ROKR is а failure», «Motorola ROKR: Instant failure» («ROKR — это провал», «ROKR от Motorola: мгновенный провал») и другие. Поиск слова «провал» в контексте этого телефона в октябре 2005 года показывал на страничке Google более 50 000 результатов. Ошеломляющая цифра! Позволю себе привести цитату со slashdot.org: «Компании представляют телефон как плеер Shuffle, совмещенный с телефоном Motorola, — большой и дорогой Shuffle заключенный в непривлекательный корпус с пользовательским интерфейсом, который, по мнению большинства, плох. Выглядит так, что Motorola лицензировала iTunes, но забыла лицензировать „крутость“, которая идет в паре с ним».
Уже в 2009 году сайт gizmodo.com составляет список 50 худших устройств прошедшего десятилетия, и модель ROKR занимает в нем 19-е место. Ни одно устройство от Apple никогда не вызывало такой волны критики и неприятия. Тех, кому понравился ROKR, были единицы, их голоса не были слышны на общем фоне. Собственно, провал ROKR стал очевиден уже во время презентации. В последующие месяцы в Motorola пытаются спасти свои продажи, поэтому ROKR E1 без iTunes появляется в других странах, клавиша музыки вызывает обычный плеер, цвет корпуса белый, гарнитура та же. Розничная цена порядка 260 долларов без каких-либо субсидий. Происходит это в начале 2006 года, аппарат не вызывает никакого интереса, его появление проходит незамеченным. А вот iPod Nano ожидает другой прием — это очередной бестселлер. Публика и журналисты превозносят этот продукт с той же силой, с какой ругают Motorola ROKR E1. Для Apple в ROKR нет ничего негативного — весь негатив снят новым плеером. Все убеждены, что провал ROKR E1 предопределен и виновата в нем исключительно Motorola; продукт не воспринимается как разработка Apple. Для рынка ROKR E1 — это модель от Motorola, в которой участие Apple минимально. Apple «переигрывает» менеджмент Motorola, который не способен понять, как и для чего его использовали. Достаточно посмотреть на усилия Motorola по продвижению изначально обреченного продукта, на обилие рекламы, огромное изображение телефона на сайте компании… В Cingular происходит примерно то же самое плюс ко всему появляется отдельный сайт makemedance.com, на котором рассказывается о ROKR. А вот как выглядел сайт Apple от 7 сентября 2005 года. Думаю, что комментарии излишни: акценты на том, что важно для компании, расставлены визуально и не требуют никаких дополнительных пояснений. Все происходящее — чувствительный удар по амбициям Эда Зандера. Через две недели после анонса ROKR и Nano на семинаре по лидерству (ирония момента!) он говорит следующее: «Плевать на Nano. Что, черт побери, делает Nano? Кто слушает сразу 1000 песен? Люди хотят получить устройства не только способные играть музыку. Это видно по странам с более развитыми сотовыми сетями и опытными пользователями».
На мой взгляд, такое экспрессивное признание из уст CEO Motorola замечательно подытоживает опыт работы с Apple и разность корпоративных культур двух компаний. В этом партнерстве Motorola была «слабым звеном» и не смогла разработать ни продукт, ни стратегию его продвижения — короче, ровным счетом ничего. А вот Apple смогла получить от Motorola все необходимое — контакты с операторами, опыт и понимание рынка мобильных телефонов, увидеть перспективные направления развития. Зандер сам признался, что этим его компания не обладала, и ему оставалось только экспрессивно ругать конкурирующий продукт. В будущем для Cingular появится еще несколько моделей с поддержкой iTunes, они не будут пользоваться большой популярностью. К ноябрю 2006 года компания сможет продать около миллиона телефонов с iTunes, тогда как продажи iPod от Apple в течение только одного квартала в том же году составляют не менее 7 миллионов. Затем iTunes просто исчезнет из телефонов Motorola и этот проект похоронят как неуспешный. Но отношение к Apple со стороны топ-менеджеров и других сотрудников Motorola останется напряженным. Еще долго они будут говорить о том, что показали Apple все свои наработки, поделились знаниями рынка, a Apple использовала их в своих целях. Что тут сказать? Это бизнес, и Motorola — проигравшая сторона. Думаю, что, будь компания способна создать конкурентный продукт на уровне Apple, сотрудничество строилось бы в ином ключе. Но конфликт, возникший в начале работы, не позволил компаниям довести до конца начатое дело. Личные амбиции Зандера оказались выше амбиций Джобса, который пошел навстречу Motorola. И как показала практика, Джобс оказался успешнее в этой области без участия Motorola (http://www.youtube.com/watch?v=TknPUj2KcwY). Проект Purple 2, или Создание iPhoneHa конференции D в 2010 году у Стива Джобса поинтересовались, почему планшет от Apple появился позже, чем телефон. И он ответил следующее: «На самом деле мы начали разработку планшета. У меня была идея о стеклянном экране и возможности мультитача для набора на нем. Я поговорил об этом с сотрудниками. Шесть месяцев спустя они пришли ко мне с потрясающим дисплеем. И я отдал его одному из наших одаренных разработчиков интерфейсов. Он создал кинетический скроллинг и некоторые другие вещи. Я подумал: „Боже мой, мы можем построить на этом телефон!“ Мы отложили планшет в сторону и начали разработку телефона».
Эти слова звучат просто, но создание первого телефона от Apple заняло несколько лет, и лично Джобсу пришлось подыскать много убедительных доводов, чтобы iPhone состоялся как продукт и явление на рынке. Название было взято еще в 1999 году, тогда компания зарегистрировала домен iphone.org, имя было вполне в духе Apple. Предполагалось, что его получит в своей коммерческой ипостаси проект Purple 1, о котором в 2002 году Стив Джобс сказал, следующее: «Kick-start the market for next-generation mobile phones in the same way that the company's computer popularized personal computing.» («…пинком ворваться на рынок мобильных телефонов следующего поколения, тем же манером, что компания вошла на рынок персональных ПК»). Но все оказалось сложнее, и в 2002 году проект пришлось свернуть. В начале 2004 года никакого проекта телефона в Apple не существует, зато есть проект планшетного компьютера. Он идет своим чередом, параллельно развивается история с Motorola и iTunes-телефоном, которая стартовала летом. Когда в январе 2007 года со сцены MacWorld Стив Джобс говорит о том, что разработка телефона отняла у компании 2,5 года, он немного лукавит. Он не считает еще почти год, затраченный на разработку сенсорного экрана и некоторых элементов UI для планшетного компьютера. Эти работы начались в 2004 году. Но сам проект телефона под кодовым именем Purple 2 родился в 2005 году, и руку к нему приложила Motorola. Нет, речь не идет о технологиях или разработках. Вклад компании, а точнее, ее топ-менеджеров состоял в том, как они работали над совместным продуктом, и в том, что это не устраивало Apple. Срывы сроков представления, отказ Motorola «выделить» под совместный проект свои лучшие модели, например RAZR, — все эти проблемы накапливались. В феврале 2005 года Стив Джобс за спиной у Motorola договаривается о секретной встрече с топ-менеджерами Cingular. Ему надо заручиться поддержкой оператора, так как в его планах — создать не просто телефон, но изменить бизнес-модель рынка. Без оператора и его поддержки это просто невозможно. На встрече присутствует Стен Сигман (Stan Sigman), он со стороны Cingular участвует в проекте с Motorola. Харизма Стива Джобса против привычных правил игры операторов. Кто выиграет? На встрече Джобс предлагает партнерство без участия Motorola, он уверяет Cingular, что Apple способна создать телефон, который на годы обгонит все существующие решения. Этого телефона нет даже на бумаге, его нельзя пощупать, нельзя обсудить его характеристики. Можно просто или довериться чутью Джобса, или отвергнуть его. Безумная встреча, на которой продается «кот в мешке». Следующее предложение Джобса из того же разряда: он предлагает Cingular эксклюзивные условия — никто в США не получит этот продукт кроме нее. Но взамен он хочет, чтобы Apple превратился в своего рода оператора. Покупая минуты трафика, компания будет продавать их вместе с телефоном своим покупателям. Безумие, на которое не пойдет ни один из операторов, которое никто не будет даже обсуждать. И тут, наверное, стоит отдать должное харизме Стива Джобса. Ему не удается окончательно склонить топ-менеджеров Cingular на свою сторону, но они и не произносят окончательного «нет». Со стороны оператора с Apple начинает работать Стен Сигман, а переговоры продлятся около года. Февраль 2005 года можно считать стартом проекта Purple 2 — именно после этой встречи Стив Джобс решается на создание собственного телефона. Это огромный риск; ведь без поддержки оператора инициатива заранее обречена на провал. Изначально весь проект построен на сенсорном экране и поддержке мультитач — это то, что разрабатывали для планшета. Далее разгораются довольно жаркие споры о том, какую именно операционную систему выбрать для телефона. Побеждает точка зрения, что вычислительная мощность процессоров для портативных устройств будет постепенно расти, а значит, рано или поздно на них можно будет запускать ОС, равные по возможностям тем, что есть в настольных системах. Поэтому решено адаптировать MacOS X для портативного телефона. Для Apple это гонка со временем: контракта на телефон нет, но необходимо представить его как можно раньше. Ведь рынок сенсорных телефонов развивается, другие компании, не чувствуя конкуренции, представляют свои модели, изучают новые технологии, медленно подбираются к тому, что в Apple уже придумали. Поэтому внутри Apple проект разделяют на две большие части: одна команда отвечает за аппаратную часть, собственно, телефон, в то время как вторая работает над операционной системой и ее адаптацией. Во время подготовки этого текста мне неоднократно приходилось сталкиваться с точкой зрения, что создание двух команд разработки было обусловлено повышенной секретностью. Джобс действительно разделил разработчиков в том числе и из соображений безопасности, но это не единственная причина. Попытка ускорить разработку приводит к идее сделать все процессы параллельными — и это логично. У Apple не было времени на организацию процесса в традиционном ключе, у них не было даже инженеров, имеющих опыт работы с телефонами. Компания вынуждена была нанимать таких сотрудников и после запуска продукта в 2007–2008 годах, так как не имела опыта в этой области и с технической точки зрения радиочасть телефона была слабой. Проект вперед двигала Идея. До ноября 2005 года формируется идея проекта, подбираются люди, он находится в начальной фазе. В сентябре, двумя месяцами ранее, в нем участвует всего около 200 инженеров и сотрудников Apple. Проекту дан «зеленый свет», но полный ход работы набирают только в конце 2005 года. Затяжные переговоры с CingularПосле первой встречи в Нью-Йорке общение Cingular с Apple идет через Стена Сигмана. Он верит в то, что Apple может создать продукт, который поразит публику, он на стороне Джобса. Но топ-менеджеры Cingular не готовы подписывать контракт, не видя продукта, тем более на условиях, когда партнер претендует на часть доходов оператора. Почти год компании ищут компромисс. При этом Джобс откровенно говорит о том, что он готов работать с любым оператором, который может его услышать и распознать будущее в его предложении. Он встречается с топ-менеджерами Verizon и рассказывает им ровно то же, что на встрече с Cingular. В Verizon относятся к этому как к неким фантазиям и не видят для себя никаких плюсов. Но Сигман видит в этом свои плюсы. В 2006 году сеть Cingular расширяется, добавляются неголосовые услуги, передача данных растет, и оператор заинтересован в устройствах, которые активно потребляют трафик и провоцируют на это пользователей. В Apple считают, что их устройство станет одним из самых популярных среди тех, кто пользуется мобильным Интернетом, смотрит почту. Сигман ищет компромисс и в итоге находит его. В июле 2006 года компании приходят к соглашению о том, что оператор получает эксклюзивные права на телефон на 5 лет с обязательством инвестировать в его рекламу и маркетинг. Также оператор получает небольшие суммы с продаж магазина iTunes для своих абонентов, в то время как Apple получает 10 долларов с каждого абонента, использующего ее телефон. Эта сумма — плата за трафик, обе компании считают, что пользователи будут тратить много времени на почту, Интернет и эти деньги окупятся. Совместно с Apple, но за свои деньги, в Cingular разрабатывают функцию Visual Voicemail. Для Сигмана этот проект становится основным — от его успеха зависит, как сложится его дальнейшая карьера. К моменту заключения беспрецедентного для операторского рынка соглашения он даже не видел рабочего прототипа устройства. Крупнейший оператор США покупает неведомый ему продукт! Что может казаться более безумным? Уже в январе 2007 года, когда презентация iPhone идет на MacWorld, Сигман со сцены признается, что в момент заключения сделки он не видел этого продукта. И отдельно добавляет, что сотрудничество с Apple — это не вариант MVNO, когда один оператор сотовой связи, используя инфраструктуру другого оператора, продает услуги под собственной маркой, а именно сотрудничество, в котором абоненты Cingular (на тот момент уже AT&T) по-прежнему остаются ее абонентами. Прототипы iPhone, или Обратного пути нетЕще до заключения контракта с Cingular работы по созданию продукта идут полным ходом. Первую половину 2006 года можно смело назвать временем поиска решений, создания множества прототипов, изучения взаимодействия компонентов. К весне 2006 года облик аппарата готов, но его начинка подвергается постоянным изменениям. Через пару месяцев после заключения контракта с Cingular в Apple обсуждают прогресс, достигнутый по проекту. Наступает осень 2006 года. Команда разработчиков Purple 2 собирается в комнате для совещаний и показывает прототип телефона. Аппарат не готов, у него нестабильно работают стандартные программы, во время разговора он обрывает связь, батарея не заряжается до конца — список проблем можно продолжать до бесконечности. Прототип сырой, и Стив Джобс подытоживает эту встречу емкой фразой: «We don't have a product yet» («У нас все еще нет продукта»). До выхода на рынок остается чуть менее года, компании не хватает времени. Речь идет о том, что модель не готова по всем направлениям — от стабильности ПО до аппаратных компонентов. К MacWorld необходимо избавиться от всех «детских болезней», аппарат должен стать «живым». Команда разработчиков переходит на военное положение и практически поселяется в лабораториях. Косвенной проблемой, влияющей на скорость разработки, становится отсутствие у Apple опыта. У компании нет оборудования для тестирования телефонов, излучения антенн и тому подобного. Оно закупается по мере необходимости. Для работы с ним требуются специалисты, которых в компании также нет. Новичок на рынке телефонов, Apple совершает практически невозможное: скорость разработки продукта увеличивается, равно как и цена, которую за это приходится платить первопроходцу. Приоритет телефона над другими проектами очевиден. В частности, программисты, работающие над версией Mac OS Leopard, которая должна выйти весной, перебрасываются на проект Purple 2. Это вызовет задержку выхода ОС почти на полгода, она появится лишь в октябре. Выступая перед инвесторами Apple в следующем году, Стив Джобс признается, что это было его личное решение. Зал примет этот ответ аплодисментами. Но вернемся в начало 2006 года. Две команды работают над своими частями проекта. У инженеров есть дизайн телефона и рабочие образцы, но отсутствует какое-либо ПО, похожее на реальное. В телефоне установлены тестовые утилиты. Если поискать, как будущий продукт именовался внутри самой компании, то можно найти не одно, а сразу четыре названия: «Skank is the new black», «Nine parts perspiration», «Say hello to the Newton MessagePad 3000», «Skankphone». У программистов нет телефона — вся работа идет с небольшими деревянными коробочками, в которых установлены платы. На чипах нет никаких опознавательных знаков. Внутри компании аппарат известен от силы трем десяткам людей. Секретность соблюдается полнейшая. Но со второй половины 2006 года рынку уже известно, что Apple работает над телефоном. Вопросы следуют один за другим, однако компания отрицает причастность к такому проекту. Спекуляции вокруг телефона от Apple постоянны; те же вопросы задают в адрес Cingular. В ноябре 2006 года Cingular запускает музыкальный сервис, теперь любой желающий за 15 долларов может загрузить в телефон столько музыки, сколько пожелает. Но большинство вопросов в адрес Роберта Хаятта (Robert Hyatt), исполнительного директора Cingular, отвечающего за развлечения и музыкальные сервисы, касаются будущего продукта от Apple. • Правда ли, что запуск такого музыкального сервиса означает, что вы не работаете с Apple над телефоном? • Собирается ли Apple представить новый iPhone? • Связана ли ваша компания какой-либо сделкой с Apple? • Работает ли Apple над телефоном? Событие используется журналистами, чтобы задать вопросы о телефоне от Apple, само мероприятие отходит на второй план. Ответ Хаятта на последний вопрос лаконичен, он смеется, говоря: «I don't know, actually [laughs]. Fortunately, I don't know. Because if I knew… I'd have to tell you, I don't know» [laughs] («Я, правда, не знаю. К счастью, не знаю. Ведь, если бы даже и знал, мне все равно пришлось бы сказать вам, что мне это неизвестно»). Сотрудники Cingular вовлеченные в общение с Apple держат рот на замке. Встречи в офисе Cingular проходят с соблюдением всех мер предосторожности, например сотрудники Apple при входе указывали своим местом работы Infineon, а не родную компанию. В совокупности все эти ухищрения позволили соблюсти максимальный уровень безопасности, и до анонса модель не появилась в Сети, о ней никто и ничего не знал — тем сильнее был эффект разорвавшейся бомбы. Напомню, что стоимость разработки телефона, по оценкам источника в Apple, на который ссылается журнал Wired, составила 150 миллионов долларов. И почти два с половиной года работы, если принять во внимание разработку дисплея с поддержкой «мультитач». Пластиковый экран или стеклоВпервые демонстрация нового телефона состоялась в середине декабря 2006 года, за несколько недель до MacWorld. В одном из номеров отеля «Four Seasons» в Лас-Вегасе Стив Джобс показал iPhone Сигману. Эта версия телефона была довольно устойчивой в работе, да и сам Джобс уже некоторое время пользовался таким аппаратом. В частности, по запросу Джобса пластиковое покрытие экрана решили изменить на стеклянное. В повседневной работе пластик оказался подвержен царапинам, и это не понравилось Джобсу. Удивительно, но до MacWorld в компании не были уверены, что смогут производить такой вариант покрытия, и не знали, насколько он устойчив к падениям. Тестов просто не было, да компания и не успела бы их провести. Все создавалось в отчаянной спешке. История с покрытием экрана также стала известной благодаря аукциону eBay. В марте 2009 года на этом аукционе появилось два лота, прототипы Apple iPhone. Вот описание тех телефонов: «Phone #1. Пластиковая защита экрана. Серийный номер YM649xxxxxx (указывающий на китайскую фабрику), дата производства 49-я неделя 2006 года. Phone #2. Экран закрывает стекло. Серийный номер YM650xxxxxx (указывающий на китайскую фабрику), дата производства 50-я неделя 2006 года». На обоих прототипах отсутствует надпись iPhone, указание объема памяти. На первом аппарате стоит тестовая оболочка, которая и сегодня используется для проверки работы телефонов на заводе. Только в силу отсутствия уверенности в надежности стекла оно не было анонсировано на MacWorld. Лишь перед самым началом продаж, 18 июня 2007 года, компания выпускает пресс-релиз, в котором говорит о замене пластика на стекло. В этом же пресс-релизе приводятся новые данные о времени работы аккумулятора, имеется серьезное различие и в ПО. Это еще раз доказывает, что Apple создавал продукт в спешке, не имея достаточно времени. Впрочем, уже после начала продаж вылезло множество проблем, которые явно указывали на то, что с технической точки зрения продукт далек от идеала. Но пользователи покупали имя Apple и сногсшибательный интерфейс, у которого на тот момент просто не было аналогов. Официальный анонс Apple iPhone состоялся 9 января 2007 года на MacWorld. Стив Джобс сказал следующие слова: «Сегодня мы представляем три новых, революционных продукта. Первый — это широкоэкранный iPod с сенсорным управлением. Второй — революционный мобильный телефон. И третий — это устройство для общения через Интернет. iPod, телефон, мобильный коммуникатор… и это отнюдь не три отдельных устройства!»
На этом предысторию iPhone (Purple 2) можно считать завершившейся. Далее последовали месяцы подготовки аппарата к выходу на рынок, подготовки точек продаж — эта часть истории хорошо известна и не требует отдельного рассказа. Появление iPhone произошло вопреки рыночной ситуации, когда один человек в лице Стива Джобса смог настоять на своем и сделать продукт, который оператор Cingular (впоследствии AT&T) купил «вслепую». Так же, как и первые покупатели iPhone покупали телефон, не представляя, с чем им предстоит столкнуться. Они приобретали обещание со стороны Стива Джобса и Apple, как, впрочем, это было и со многими иными продуктами этой компании, iPod, MacBook Air, iPad. iPhone первыми задали планку в области интерфейсов для мобильных устройств, хотя с технической точки зрения и были достаточно слабыми. Но это уже другая история… |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|