Онлайн библиотека PLAM.RU


Коммуникатор — история появления устройств

Очень часто приходится слышать вопрос: является ли тот или иной аппарат смартфоном или коммуникатором либо это что-то промежуточное? На рынке полностью отсутствует понимание того, что такое коммуникатор и откуда он берет свои корни.

Предпосылки появления коммуникатора

Как это часто случается с различными продуктами, каждый производитель шел к созданию карманных устройств, оглядываясь на окружающих и принимая во внимание свое видение рынка, потребностей покупателей. Одни компании пытались создать самое функциональное устройство, другие — самое миниатюрное, третьи — самое необычное. Можно вспомнить массу подобных примеров, но сейчас мы поговорим о рынке мобильных устройств и вспомним его историю.

Появление коммуникатора от Nokia не могло произойти в отрыве от рынка, как нечто уникальное. Этот продукт — прямое продолжение тех тенденций, что были в прошлом, решений других компаний в области интерфейса, дизайна продуктов. Не описав зарождение рынка карманных компьютеров, невозможно объяснить, отчего Nokia пошла именно этим путем, а не каким-либо другим.

Первыми карманными устройствами для вычислений стали калькуляторы. С развитием микроэлектроники их сложность возрастала. Первым научным калькулятором карманного размера стал НР-35, компания Hewlett-Packard представила его в январе 1972 года. В течение десятилетия, прошедшего с этого момента, многие компании стали производить карманные калькуляторы, подобные устройства стали распространенными.

Одновременно с этим шло развитие персональных компьютеров, создание карманного компьютера витало в воздухе. К этой задаче подступались разные компании. Одним из примеров такого компьютера стал Radio Shack Pocket Computer TRS-80 стоимостью 250 долларов. Tandy Corporation имела целую линейку настольных компьютеров под именем TRS-80, и эта модель стала в 1980 году расширением ее ассортимента. Нам не удалось найти более ранних упоминаний о карманных компьютерах, поэтому будем считать, что это устройство было первым.

Взгляните на внешний вид карманного компьютера: он максимально схож с программируемыми калькуляторами, которые тогда господствовали на рынке. В рекламе производитель специально подчеркивал отличия.

«Этот новый TRS-80 Computer — еще одна новинка от компании, предложившей миру свой бестселлер TRS-80. Это на самом деле компьютер карманного формата (а не программируемый калькулятор). Несомненно, это сверхмощный калькулятор, в том числе… И он „говорит“ на самом распространенном языке ЭВМ — BASIC, который легко выучить. Вас очарует феноменальная вычислительная мощность карманного TRS-80 — идеального помощника для математиков, инженеров и бизнесменов».

«This new TRS-80 Computer is another „first“ from the company which brought you the best-selling, world renowned TRS-80. A truly pocket-sized Computer (not a programmable calculator). Of course it is an ultra-powerful calculator too… And it „speaks“ BASIC — the most common computer language, and the easiest to learn. You'll soon be impressed by the phenomenal computing power of this hand-held TRS-80 — ideal for mathematics, engineering and business application».

Интерес представляет то, что производитель перебросил мостик между калькуляторами и первыми карманными компьютерами. Если проводить параллель с эволюцией, то TRS-80 Pocket Computer — переходное звено.

Модель была оснащена встроенными аккумуляторами, имела 1,5 Кб оперативной памяти, а также интерпретатор языка BASIC, вшитый в ROM, что позволяло создавать свои программы. Дисплей выводил в одну строку до 24 символов. В качестве аксессуара были доступны принтер, подключаемый к компьютеру, а также кассетное запоминающее устройство.

Одним из важных моментов в истории TRS-80 является стоимость: этот карманный компьютер не только имел облик программируемого калькулятора, но и соответствовал ему по цене. Компания создала продвинутый программируемый калькулятор, который назвала компьютером, чтобы выделить устройство на рынке и соотнести с уже имеющимися продуктами той же марки.

В течение следующих двух лет на рынке появились такие устройства, как Sharp РС-1500 Hand Held Personal Computer, Sanyo PHC-8000, Toshiba Pasopia Mini, а также новая модель от Tandy Corporation. Основными элементами питания подобных устройств стали обычные батарейки типа АА, что логично, как и то, что у них были однострочные экраны. Стоимость устройств колебалась в диапазоне от 100 до 300 долларов; рынок не был массовым — он поддерживался за счет энтузиастов.

Компании осторожничали, не видя большого рыночного потенциала, но продолжали экспериментировать: наращивали объем памяти, увеличивали экраны. В результате появлялись весьма экзотичные устройства. Например, Seiko в 1984 году выпустила компьютер в наручных часах с экраном в 4 строки по 10 символов.

До 1989 года рынок замер, принципиально новых устройств не появлялось, пока 11 апреля на выставке COMDEX компания Atari Computers не представила Portfolio Portable. В отличие от того же TRS-80 это был полноценный компьютер, работающий под управлением DIP DOS (аналог MS DOS 2.11). При размерах 200 х 105 х 25 мм это был самый маленький компьютер, который можно было взять в руку.

Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что для небольшого устройства производитель выбрал форм-фактор современного ноутбука, когда экран в закрытом состоянии находится внутри устройства. Этот ход не являлся заслугой Atari Computers, подобные решения были известны и раньше — в том же НР-110 мы видим сходную конструкцию, но размеры устройств отличаются разительно.

Истинная же заслуга Atari Computers состояла в том, что компания доказала жизнеспособность небольших по размерам устройств и удобство данной конструкции. При этом стоимость решения была на уровне 399 долларов, что также сулило масштабные продажи. Рынок будущих PDA-устройств начал приобретать внятные очертания.

Одним из пионеров этого рынка, внесших существенный вклад в его развитие, стала компания HP. Она также, причем на протяжении многих лет, придерживалась идеи раскладного корпуса. Первым подобным компьютером стал HP-95LX. Аббревиатура LX не имеет отношения к размерам, она всего лишь означает Lotus Expandable. Компьютер предназначался для работы с Lotus 1-2-3, умел отправлять почту, а также удаленно загружать файлы. Для устройства, впервые показанного 23 апреля 1991 года, это было если не революцией, то очень заметным результатом.

Технические особенности аппарата были для того времени необычны — это MS DOS 3.22, наличие 512 Кб оперативной памяти, LCD-экран, отображающий до 40 символов (25 х 80 или 248 х 128 точек). Модель разрабатывалась 15 месяцев, ее кодовое имя было Jaguar. Интересно, что за разработку отвечало подразделение HP, которое ранее создало калькуляторы HP 28С, HP 28S, HP 48SX. На момент выхода устройство стоило 699 долларов.

В свете появления первых коммуникаторов нам важно, что на HP-95LX использовались клавиши для быстрого доступа к определенным функциям, например календарю или телефонной книге. Клавиши были голубого цвета, что соответствовало другим продуктам HP.

Для компании это устройство стало первым в целом ряду — за ним в 1995 и 1996 годах последовала серия моделей OmniGo, в 1997 году вышли модели HP 300LX, HP 320LX. Подобные решения определили развитие рынка, задали ценовые рамки для целого класса устройств.

Рассказ был бы неполным, если не упомянуть о появлении термина PDA (Personal Digital Assistant), который на долгие годы стал синонимом словосочетания «карманный компьютер». В январе 1992 года этот термин ввел в обиход председатель совета директоров Apple Джон Скалли (John Sculley). В его трактовке PDA — это карманный компьютер, управляемый посредством стилуса через экран. А в мае того же года компания объявила об Apple Newton, первом PDA на рынке, который управлялся с помощью сенсорного экрана и стал родоначальником целого класса устройств. Продукт значительно опередил свое время но, несмотря на победные реляции первых лет, так и не стал популярным. Для иллюстрации этого утверждения можно привести пример последующей модели Apple Newton MessagePad 100. В первые 10 недель после его появления на рынке царил самый настоящий ажиотаж — было продано 50 000 устройств. Однако за весь жизненный цикл Apple Newton MessagePad 100 компания смогла продать их только 80000. Иными словами, общий результат оставлял желать лучшего.

Интернет в кармане — зарождение рынка

Появление устройств, помещающихся в кармане, и бурное развитие Всемирной паутины должно было создать рынок доступа в Сеть как для мобильных операторов, так и для производителей подобных устройств. Но в первой половине 1990-х годов этого не произошло — основными достоинствами карманных компьютеров оставались загрузка почты, доступ к корпоративным сетям и получение файлов из них. Причин для задержки было множество, основная — запредельная стоимость эфирного времени для передачи данных. Вне массового рынка не было возможности создать тарифные планы без поминутной оплаты, также не было возможности взимать плату за фактически переданную информацию (то есть тарификации по объему, например в Кб). Отсюда вытекало и полное отсутствие спроса на такие услуги.

Рынок мучительно искал альтернативу для дорогой передачи данных в сетях сотовых операторов. В Канаде, например, появился сервис по доступу в Сеть для загрузки почты с фиксированной стоимостью 49,95 доллара. Для этого необходимо было приобрести модем в формате PC Card, услуга предоставлялась GDT Softworks и имела название InfoWave. Явным ее недостатком была малая зона действия цифрового радио, даже в сравнении с тогдашними сотовыми сетями.

В 1999 году с выходом Palm VII подобная услуга начала действовать на территории США. Первоначально компания пыталась взимать деньги за каждый Кб переданных данных, но эта схема оказалась провальной. Стоимость месячной подписки также составляла 49,95 доллара. При этом пользователь получал не полноценный Интернет, а всего лишь доступ к данным о погоде, котировках акций и тому подобному.

Однако уже первая волна карманных устройств показала перспективность этого рынка. Воодушевившись, различные компании начали создавать платформы и разрабатывать операционные системы. В 1995 году появляется Palm OS, которая в короткие сроки становится фаворитом рынка, но в ней изначально отсутствует возможность просмотра www (она появляется значительно позже). В 1996 году на рынок выходит Microsoft с Windows СЕ — эта операционная система изначально включала в свой состав Internet Explorer. Годом позже появляется ЕРОС32, которая стала прообразом Symbian. В первых устройствах Series 5, в частности Psion Series 5, браузер www отсутствовал; лишь в 1999 году он появился на модели 5mx (Opera 3.62).

Интернет тем временем превращался в реальность и для обычных мобильных телефонов. Американский оператор AT&T в 1997 году запустил в продажу модель AT&T PocketNet, в которой был установлен браузер HDML (Handheld Device Markup Language) — упрощенный HTML. Для этого браузера необходимо было перерабатывать сайты, стандартный HTML не воспринимался. Новый сервис делал доступными около 25 специально подготовленных сайтов. При подписке в 29,9 доллара пользователь ежемесячно получал неограниченный доступ к почте. Дополнительные услуги по передаче данных оплачивались отдельно. Явными минусами этого решения стало небольшое число доступных сайтов, невозможность зайти на любой ресурс. В результате стандарт HDML так и не получил широкого распространения. Уместно также вспомнить, что разработчиком браузера для этого телефона стала компания UnWired Planet, ныне известная как OpenWave.

Идеи, заложенные в AT&T PocketNet, позднее были реализованы в WAP. Первым телефоном с поддержкой этой технологии стал Ericsson R320s. Однако в рамках нашего исследования появления коммуникаторов данная информация интереса не представляет.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что концепция мобильного Интернета в 1994–1996 годах оставалась туманной, все находились в процессе поиска решений, а высокая стоимость доступа еще более усложняла его. Именно в этот момент в Nokia решают начать разработку коммуникатора, так как видят в зарождающемся рынке большой скрытый потенциал. Это был один из нескольких проектов — в компании еще не понимали, какое из устройств и вообще какой из типов устройства станет доминировать на рынке.

Nokia — поиски идеи

Первым коммуникатором на рынке стал Nokia 9000 Communicator. Он появился в марте 1996 года. Основную задачу, которую решали в компании, создавая его, было совмещение в одном устройстве двух продуктов — мобильного телефона и PDA (естественно, не в том смысле, который принят сегодня, собственно, и сам термин «коммуникатор» появился позднее). Слово «коммуникатор» было производным от communicate with environment — основной цели проекта, предполагавшей, что устройство должно взаимодействовать со средой. Позднее данное слово было зарегистрировано в качестве торговой марки. Использование этого термина другими компаниями — всего лишь дань уважения к Nokia и тому влиянию, которое она оказала на рынок, а заодно и компенсация за нарушение ее авторских прав.

Развитие Всемирной паутины диктовало необходимость добавления в аппарат встроенного браузера. С другой стороны, существовавшие телефоны имели экраны с небольшим разрешением. Создание же PDA-подобного устройства априори сокращало потенциальную аудиторию. Задача, на первый взгляд, не имела элегантного решения, и в компании решили создать новый класс устройств. В закрытом состоянии коммуникатор походил на телефон, в открытом — на небольшой компьютер. Это обеспечивало преемственность. С одной стороны, люди видели обычный, привычный телефон, с другой, открывая устройство, сталкивались с концепцией уже получивших распространение карманных компьютеров. В Nokia посчитали, что подобное сочетание факторов не должно было отпугнуть своей необычностью потенциальных покупателей.

Разработка первого коммуникатора велась в условиях строжайшей секретности, этот продукт никто не должен был видеть до официального анонса. Несмотря на массу инновационных решений в программном обеспечении, например появлении нового web-браузера, компания не проводила широкого тестирования новых функций. Тесты браузера состоялись только в 1996 году, они носили дружеский характер и не были систематичными. Второй раунд тестирования пришелся на 1997 год, тогда компания исследовала этот вопрос более углубленно.

Разработка нового продукта впервые велась отдельными группами, каждая из которых отвечала за свое направление. С середины 1995 года основная команда разработчиков, своеобразный «штаб» по созданию Nokia 9000, размещалась в финском городе Тампере. Две команды по разработке программного обеспечения базировались в США, в Сиэтле и Сан-Франциско. Также в США, в Финиксе, находилась команда, отвечавшая за процессор. Наконец, люди, отвечавшие за выпуск готового продукта, сидели в Финляндии, в Сало.

Позднее разработчики Nokia 9000 вспоминали, что тестирование программной начинки внутри компании не прекращалось практически ни на минуту. За счет разницы во времени в Финляндии проверяли, что было сделано в США за день, и американские специалисты, приходя на работу, уже видели финские комментарии и пожелания. Продукт создавался в бешеном темпе.

Вопросы, стоявшие перед Nokia, нельзя назвать простыми. К началу разработки браузера для первого коммуникатора данный тип программ существовал на ПК уже около шести лет, пользователи имели сложившиеся привычки и представления, у них был опыт работы с подобными приложениями. Требовалось в отсутствие сенсорного экрана и указующего устройства (например, мыши) дать пользователю возможность выбирать гиперссылки на экране. Разработчики придумали очень простой путь: при прокрутке страницы первая встреченная ссылка подсвечивалась и ее можно было нажать. Браузер либо прокручивал страницу, либо перескакивал по видимым ссылкам. Сегодня в этом нет ничего необычного, все браузеры на обычных телефонах работают именно так, но первым, кто применил это, была Nokia со своим коммуникатором.

Другое решение касалось выбора того, что показывать пользователю при загрузке браузера. Загрузка любой страницы по умолчанию в 1996–1997 годах означала потерю немалой суммы денег, а кроме того, отнимала у пользователя от одной до двух минут, в зависимости от размера страницы. Разработчики приняли иное решение: в качестве главного представления браузера они создали Hotlist. На странице отображались ссылки, пользователь мог выбрать нужную, и только тогда начиналась загрузка. В Hotlist также можно было выносить свои ссылки. Идея была проста и понятна, сегодня она стала нормой. В ноябре 1996 года в PocketlnternetExplorer на Windows СЕ мы увидели ровно тот же подход, такое же меню по умолчанию.

Изначально в браузере Nokia 9000 была предусмотрена, возможность сохранения документов. Но опять же в силу высокой стоимости минуты эфирного времени при передаче данных читать документы в онлайн-режиме было делом достаточно накладным.

Технические характеристики Nokia 9000 Communicator находились на уровне продуктов того времени и даже немного их превосходили. В качестве процессора использовался модернизированный для мобильного применения Intel 386, операционной системой выступала GeOS 3.0 (позднее эту версию ОС в своем OmniGo 100 также использовала компания HP). Экран коммуникатора имел разрешение 640 х 200 точек, отображал до 8 оттенков серого. Область, доступная для приложений, была равна 540 х 200 точкам, справа постоянно отображались клавиши. В закрытом состоянии коммуникатор был полностью аналогичен Nokia 2110i — телефону, который был многим знаком.

К инновациям стоит отнести то, что в Nokia решили использовать встроенный BIOS для Nokia 9000. Для этой цели лицензировали решение от General Software под названием Embedded BIOS (версия 3.1).

Чтобы оценить технические характеристики продукта Nokia, следует вспомнить первое Windows СЕ-устройство на рынке. Оно появилось на полгода позднее, в конце ноября 1996 года. Это была модель фирмы Casio Cassiopeia А-10. Экран имел 4 оттенка серого, разрешение 480 х 240 точек. Объем ROM — 4 Мб, в то время как RAM — 2 Мб (расширялась до 4 Мб). К его плюсам стоит отнести сенсорный дисплей. Он не использовался для рукописного распознавания (хотя изначально такая функция имелась) и фактически заменял мышь. Цена Casio Cassiopeia А-10 была ниже, чему Nokia 9000 Communicator, но для целевой группы это не было критичным.

На первый взгляд идея коммуникатора лежала на поверхности, решения были просты и элегантны. Но до Nokia никто не догадался совместить два типа устройств в одном, да и особых предпосылок для этого не было. Компания попыталась занять доминирующее положение на только возникающем рынке доступа к интернет-ресурсам, в первую очередь во Всемирной паутине. Первый коммуникатор на значительное время опередил всех конкурентов. Разница с выходом Windows СЕ составила около полугода, первые продажи Nokia 9000 начались в августе 1996 года, a Cassiopeia А-10 появилась на ряде рынков только в конце того же года. Стоимость коммуникатора до конца 1996 года составляла около 1000 долларов, затем последовало плавное ее снижение. В 1998 году она уже составляла около 550 долларов. При такой стоимости устройство на равных конкурировало с различными карманными решениями и не выглядело чересчур дорогим, хотя уже не было современным. Именно на этот период приходится расцвет компании Palm, сильно потеснившей все устройства на базе Windows СЕ и создавшей, по сути, отдельный сегмент рынка, правда, не использовавший мобильный Интернет. Для устройств Palm расцвет их интернет-возможностей пришелся только на 2000 год, но уже было слишком поздно — рынок ушел вперед.

Первоначально Nokia 9000 Communicator продавалась только в странах с хорошо развитыми GSM-сетями — в компании понимали, что только там будут востребованы возможности этого устройства. Так, рынку США пришлось ждать появления этого устройства до марта 1998 года. Первые же продажи показали, что коммуникатор здесь выступает не только как технически продвинутое устройство для доступа в Сеть — многие приобретают его как пионерский, революционный продукт, по сути, оплачивая его имиджевый эффект.

Для Nokia это устройство стало первым опытом по созданию карманного компьютера. Потенциал рынка для компании был уже тогда очевиден, но до 2006 года он так и не был реализован в полной мере. Обычные телефоны стали вполне успешно взаимодействовать с интернет-средой, что частично обесценило изначальное значение слова «коммуникатор». Но за прошедшие годы оно настолько прочно вошло в лексикон, что продолжает успешно использоваться. Многие компании, видя успех Nokia 9000 Communicator, старались неофициально называть свои модели именно коммуникаторами. Больше всего на данном поприще отличились производители устройств на Windows СЕ, хотя такие модели вполне подпадали под термин PDA, впервые введенный Apple. Возникшая тогда путаница продолжается до сих пор. На мой взгляд, назваться «коммуникаторами» могут только устройства от Nokia, а также модели, которые выполнены в схожем форм-факторе и имеют полноценную клавиатуру. Все другие аппараты, тем более с отсутствующей клавиатурой, к коммуникаторам не относятся. Но подчеркну еще раз, что слово «коммуникатор» — это всего лишь дань первому продукту этого класса.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.