|
||||
|
5. Участие государства в СПО: зарубежный опыт Заметным источником ресурсов для развития СПО, наряду с финансированием со стороны бизнеса в рамках коммерческих контрактов (не анализируемом в настоящем исследовании отдельно) и бескорыстным вкладом добровольцев, являются и бюджетные средства зарубежных стран. Систематических исследований, посвященные контрактации на разработку (или заключением контрактов, косвенным, но необходимым образом стимулирующих разработку, например, массового приобретения коробочных продуктов либо услуг по поддержке) свободных программ со стороны государственных органов различных стран, нами не обнаружено. Ниже следует сводка крупнейших (или, во всяком случае, наиболее известных) контрактов такого рода, как удачных, так и неудачных. 5.1. Традиционный опыт BSD (пример успеха). Наиболее документированным, вероятно, является частичное финансирование разработки исследовательской группой в Университете Калифорнии в Беркли свободной ОС BSD со стороны Агентства перспективных исследований (DARPA) Министерства обороны США, восходящее к началу восьмидесятых годов. Разработка BSD была поддержана системой грантов на поддержку разработки сетевой ОС как таковой и на активное экспериментирование с сетевыми технологиями. Вопреки распространенному мнению, интеграция протоколов TCP/IP (ныне известных как интернет), т.е. Berkeley Stack, в систему не была частью контракта – в Министерстве обороны предполагали, что общесистемный свободный код будет использоваться вместе с несвободной реализацией этих протоколов, выполненных по отдельному контракту BBN. Однако разработанная при лишь косвенной правительственной поддержке сетевая подсистема BSD4.3 была признана заказчиком лучшим вариантом (по сумме параметров), нежели конкурировавшая реализация, представленная BBN (выполненная по прямому отдельному контракту). Именно BSD 4.3 (1986 г.) и ее последующие версии (а также частично производные системы и сетевые подсистемы, прототипированные на Berkley Stack) стали реальной основой разворачивания интернет-сетей (сообщества Интернет) во всем мире, включая Россию, что, безусловно, делает этот случай финансирования свободной разработки из правительственных источников самым успешным кейсом за всю историю отрасли. Хотя Министерство обороны и заказывало свободный код, предметом контракта не являлось создание полностью свободной ОС. BSD в то время была лишь дополнением (и частичным замещением) кода ОС Юникс, права на которую в описанный период (первая половина восьмидесятых) последовательно переходили от AT&T к UCL, а затем к Novell. Неопределенный статус «промежуточного» кода породил одну из самых прискорбных ситуаций в истории отрасли, с взаимными исками и блокированием развития, нашедшую иход в 1993-94 гг. в полном отделении BSD от Юникс и обретении первой из них технической самодостаточности21. Наряду с ОС ГНУ/Линукс, современные свободные ОС, основанные на BSD (FreeBSD, OpenBSD и NetBSD), продолжают развиваться и широко используются, в частности, как платформа для частных и публичных сетевых сервисов. На BSD были основаны отечественные открытые системы, такие как «Демос» и некоторые другие, ныне прекратившие свое развитие. Возможно, опытом их разработки и использования обусловлено то, что в России дольше, чем в большинстве других стран, BSD-системы оставались доминирующей платформой в сегменте платформ предоставления сетевых услуг, лишь в этом году уступив первое место ГНУ/Линукс, уже несколько лет лидирующей в этом качестве в мире. Лицензия BSD является компромиссной – производный от кода, подпадающего под эту лицензию, код может распространяться как под свободными, так и под несвободными лицензиями, по выбору автора производного кода. Поскольку наиболее известными разработками, распространяемыми под такими компромиссными лицензиями, являются BSD и XFree86 (свободная реализация промышленного стандарта на графическую подсистему X Window System), сам этот тип лицензирования обычно называют лицензированием «в стиле BSD» или «в стиле X» (BSD-style, or X-style licenses), в противоположность копилефт-лицензированию22. GNAT (пример успеха). Компилятор с языка программирования Ада (принятого в качестве стандарта для критических, в частности, встроенных бортовых, приложений военными ведомствами стран-участниц НАТО) GNU Ada Translator (GNAT) в его нынешнем виде разработан, в основном, по контракту с Военно-воздушными силами США. Наряду с BSD, GNAT является ярким примером успешной разработки свободных программ по госзаказу. В настоящее время GNAT является наиболее широко используемым транслятором с этого языка. Что не менее важно, проект GNAT после окончания базового контракта успешно коммерциализован. Команда разработчиков образовала компанию Ada Core Technologies (www.gnat.com), осуществляющую развитие и поддержку GNAT и ряда сопутствующих инструментальных программ (в том числе, используемых и с другими языками программирования). В числе ее клиентов Aerospatiale Matra Airbus, Alcatel Space Industries, COMPAQ Europe (Франция), Aerosystems (Великобритания), Boeing, Digital Equipment Corporation, Lockheed, Nortel (США), DaimlerChrysler Aerospace AG (Германия), ERICSSON SAAB Avionics, SAAB Dynamics AB (Швеция), Philips Semiconductor ITEC (Нидерланды), Министерство обороны Нидерландов, Академия ВВС США, Военная академия США в Вест-Пойнте и многие другие корпорации и учреждения различных стран23. В формулировке миссии компании ее модель описывается так: «At Ada Core Technologies, we view our products as a service that we provide to our customers» («Мы в Ада Кор Текнолоджиз считаем своим товаром услуги, предоставляемые нами нашим клиентам»)24. Стоит отметить достаточно нетрадиционную для свободных проектов высокую степень централизации такой масштабной разработки (несмотря на то, что некоторые члены команды не являются сотрудниками ACT). Ее можно атрибутировать некоторым «креном» приложения в сторону военной индустрии – за пределами военных ведомств и их поставщиков использование Ады является скорее исключением, чем правилом. Однако следует особо обратить внимание и на то, что в числе программ, разработка которых сосредоточена или в значительной части производится силами ACT, много и используемых в других средах. По сути, работа ACT является важной составной частью поддержки проекта ОС GNU. GnuPG (пример успеха). Интересным и для многих неожиданным фактом стала поддержка грантом германского правительства проекта GNU Privacy Guard (GnuPG) – свободной реализации соглашений OpenPGP о форматах файлов и сообщений электронной почты, зашифрованных с применением методов криптографии с открытым ключом и/или снабженных цифровой подписью. К настоящему времени GnuPG поддерживает большинство распространенных криптографических алгоритмов, включая традиционные RSA, DSS, новый американский стандарт AES и ряд других (поддержка российских государственных (и ряда отраслевых) стандартов реализована одной из российских компаний и готовится в настоящее время к включению в основную ветку разработки). Команда разработчиков входит в международный консорциум OpenPGP (www.openpgp.org). GnuPG (www.gnupg.org) доступна для большинства популярных (как стандартных, так и альтернативных, включая Microsoft Windows) ОС и широко используется коммерческими организациями и частными лицами во всем мире. При этом дата начала «промышленной» эксплуатации GnuPG немецкими правительственными организациями (что было бы естественным) пока не определена. Складывается впечатление, что выбор GnuPG как объекта государственного спонсирования обусловлен скорее политическими, нежели экономическими соображениями (правительство Германии заинтересовано в наличии доступной для аудита реализации базовой криптографии, не зависящей от поставщиков, среди которых доминируют зарубежные (американские) поставщики). Нам неизвестны планы команды по коммерциализации разработки, и если таких планов действительно нет, это следует считать одним из серьезных недостатков в целом интересного проекта. GnuPG распространяется под копилефт-лицензией (GNU GPL). Selinux (пример пока не определенной степени успеха). Примером не слишком удачного проекта сотрудничества госсектора с сообществом СПО является проект Selinux – широко разрекламированная реализация мандатной модели доступа для ОС ГНУ/Линукс, к работе над которой два года назад приступили Агентство национальной безопасности США и его поставщики. В текущем году финансирование работы над проектом со стороны правительственных органов было сокращено (несмотря на то, что в техническом плане получены достаточно интересные результаты); это, возможно, является сигналом того, что АНБ не планирует использование ГНУ/Линукс в подведомственных учреждениях. Возможно, сам проект был направлен скорее на демонстрацию политики открытости, к которой, по утверждениям правительственных служб PR, перешло Агентство, в течение многих лет бывшее серьезной проблемой на пути развития информатики и вычислительной техники в США и мире. ОС МСВС (пример неуспеха). Крайне неудачным проектом стала, если судить по сообщениям в прессе, разработка отечественной ОС «Мобильных систем вооруженных сил». Основанная на ОС ГНУ/Линукс, эта система была представлена на ряде закрытых мероприятий Министерства обороны, прошла ведомственную сертификацию, однако номинальный разработчик – НИИ непромышленной сферы – попытался начать ее контрафактную (нарушающую права авторов) поставку, от которой отказался ввиду угрозы публичного скандала. Имеются глухие сведения о том, что Министерство обороны пытается в обход лицензии осуществить разворачивание системы в подведомственных учреждениях (в частности, система-де проходит тестирование у производителей компьютерного оборудования специального назначения). Получить какую-либо информацию из первоисточника не удается: участники событий ссылаются на государственную тайну, окружающую военные разработки. Если эти сведения верны, репутация России (в том числе, и как потенциального заказчика ПО) находится под серьезной угрозой. Продажи дистрибутивов. Среди объявленных клиентов поставщиков лидирующих на рынке свободных дистрибутивов ОС ГНУ/Линукс25, а также у издателей официальных версий дистрибутивов свободных ОС, основанных на BSD26, доля государственных учреждений и организаций примерно соответствует их доле как покупателей на рынке ПО в целом. Это относится как к коробочным продажам, так и к продажам контрактов на поддержку и обслуживание. Сведений о разработках, предпринятых поставщиками лидирующих дистрибутивов по контрактам с государственными заказчиками (или об отсутствии таких контрактов) нами к настоящему времени не собрано. Анкетирование отечественных компаний, разрабатывающих и издающих дистрибутивы, нами также не проводилось, хотя отдельные случаи приобретения дистрибутивов государственными организациями и пользования ими нам известны. 5.2. Новые проекты США, ЕС и национальных правительств Европы Сводного списка всех свободно-программных проектов, финансируемых различными государствами, нам пока получить не удалось. Ниже приведен список «новых» (начатых или получивших широкую известность в последние пять лет) проектов, финансирующихся из бюджетов США, Евросоюза, Германии и Швейцарии. Он позволяет оценить степень разнообразия приложений информационных технологий, на поддержку свободной реализации которых направлено госфинансирование. Бюро переписи населения и Федеральная статистическая служба активно используют СПО в своих разработках, связанных с предоставлением информации публике. Среди их проектов: State & County QuickFacts (распространение экономических, демографических и географических данных о штатах и отдельных графствах). Проект без стартового бюджета развернут в течение полугода и вышел на посещаемость в 23 000 посетителей в сутки благодаря использованию СПО (Perl, MySQL, Apache, Linux), в то время, как несвободное обеспечение только самого сервера аналогичной функциональности оценивалось в $41 тыс. FedStats (портал публично доступной статистической информации, черпаемой из децентрализованных ресурсов Федеральной статистической системы, собираемых и публикуемых более, чем 70 отдельными ведомствами). Использование СПО позволило избежать начальных затрат на систему поиска в $150 тыс. и порядка $30-$45 тыс. в год. MapStats (графически визуализованная статистическая информация о территориях). Использование СПО благодаря гибкости и возможности модификации кода позволило реализовать «два проекта по цене одного»: MapStats и QuickFacts обеспечивают различное представление одних и тех же данных. Публикация данных для МВФ. МВФ требует от стран-участниц предоставления широкого спектра финансовой информации онлайн. Благодаря использованию СПО США первым удалось построить полностью автоматизированную систему. В Бюро и Службе общее снижение издержек по этим проектам оценивают в $311 тыс., распределенные следующим образом: Снижение издержек, связанное с использованием свободного программного обеспечения ОС и оборудование: несвободное ПО, $ тыс. – 80 свободное ПО, $ тыс. – 30 сокращение издержек – 67% Web-сервер: несвободное ПО, $ тыс. – 3 свободное ПО, $ тыс. – 0 сокращение издержек – 100% СУБД: несвободное ПО, $ тыс. – 80 свободное ПО, $ тыс. – 12 сокращение издержек 85% Поисковая программа: несвободное ПО, $ тыс. – 195 свободное ПО, $ тыс. – 5 сокращение издержек – 97% Столь серьезные цифры экономии объясняют легкой переносимостью свободных программ в разнородном окружении, отсутствием задержек с поставкой, доступностью поддержки и авторов, отсутствием издержек лицензирования и доступ к исходному коду. Решающими аргументами в пользу выбора СПО называются возможность быстрой прикладной разработки, снижение издереж поддержки и возможность сфокусироваться на распространении данных, а не на технологии27. Питер Галахер (devIs, США. Клиентами devIs являются Госдепартамент и Департамент труда США, Администрация общих услуг и Агентство по международному развитию и Национальный центр статистики в здравоохранении США, ряд учреждений ООН, организации публичного и частного сектора во многих странах, включая программу «электронного правительства» в Иордании), занимающийся решениями в области предоставления информации инвалидам, подчеркивает, что в трех проектах последних лет с федеральным финансированием, в которых он принимал участие (учет финансируемых государством международных обменов (заказчик – Госдепартамент США), планирование и мониторинг международных образовательных программ (заказчик – USAID), учет кредитов, предоставляемых по программам поддержки развития (заказчик – USAID), на выбор СПО в качестве основы решения решающим образом повлияла более полная поддержка стандартов в СПО28. Новые проекты ЕС. ЕС финансирует: ACEOS: перенос ядра Линукс на процессор Tricore. AGNULA: дистрибутив ГНУ/Линукс для аудио– и музыкальных приложений. AMOS: система индексирования и поиска свободных пакетов и компонентов программ. ARCHWARE: программная архитектура для создания развивающихся программ. ASWAD: СПО для управления ходом работ (workflow). CRUMPET: создание дружественных персонализированных мобильных услуг в сфере туризма. ECG: обработка данных о криволинейных объектах. EPISEM ACTION: сотрудничество в области моделирования процессов в земной коре. EUPKI: свободная реализация инфраструктуры открытых ключей. FETISH: гармонизация Объединенной европейской туристической информационной системы. GENESIS: создание свободной среды для разработки ПО в области моделирования, управления и измерения. INES: кластер из встроенных систем. ITCOLE: обобщение передового опыта Европы в использовании компьютеров в образовании. OPENECG: вычислительная геометрия для кривых и поверхностей в медицине. OPEN-EVIDENCE: свободная система аутентификации и датирования документов. OPENROUTER: свободный программный маршрутизатор для малого бизнеса и домашних сетей. OPHELIA: свободная среда разработки ПО. OROCO: свободное ПО для робототехники. OSMIA: СПО для работы с медицинскими изображениями. PENGUIN-PC: промышленное управляющее ПО с ИИ РВ. PICNIC: поддержка сетей здравоохранительных учреждений нового поколения. PUBLICVOICEXML: эталонная реализация языка разметки голосовых данных VoiceXML. SECRETS: СПО для обеспечения информационной безопасности. SPIRIT: СПО в здравоохранении. В октябре 2002 г. Еврокомиссия подписала пилотный контракт на EUR 250 000 для изучения проблем внедрения СПО в правительственных департаментах. В муниципалитете Ханстгольм (Дания) развернут небольшой пилотный проект по использованию OpenOffice.org для нужд делопроизводства; отказавшись в его пользу от использования проприетарных аналогов на 200 рабочих местах, муниципалитет рассчитывает сэкономить порядка EUR 40 000/год. Гранты отдельных европейских правительств. Отдельные европейские правительства финансируют проекты: GNUPG: свободный универсальный пакет криптографического ПО. Частично финансируется германским правительством. GULL – СПО для романоязычных администраций Швейцарии. В западном регионе Испании Экстремадура проводится интересный эксперимент по «сплошному» внедрению ГНУ/Линукс в правительственных учреждениях, на предприятиях и в домах. Министр образования, науки и технологий Луис Миллан Васкес де Мигель сообщает об успешном внедрении свободных программ на 10 000 настольных компьютерах и планах разворачивания еще 100 000 в следующем году. Относительно большинства перечисленных проектов, инициированных Еврокомиссией, а также финансируемых отдельными европейскими правительствми, следует отметить, что они направлены не просто на пополнение пула свободных программ, а на решение каких-либо конкретных задач информатизации, постановка которых может относиться к самым разным европрограммам (например, развития туризма (как CRUMPET или FETISH), медицины и здравоохранения (SPIRIT, OSMIA или PICNIC), различных наук (GENESIS, EPISEM ACTION)). Корейское правительство анонсировало планы миграции на Линукс-решения в офисном окружении; план предусматривает установку программ на 120 000 рабочих мест (около четверти от общего количества в стране). Стоимость проекта не называется, однако приводится оценка планируемой экономии в 80%. В Пакистане планируется установка 50 000 дешевых компьютеров под ГНУ/Линукс в школы. Мотивация исполнения проектов путем СПО. В мотивировке решения тех или иных задач посредством финансирования СПО нам удалось обнаружить две группы аргументов. Одна из них опирается на уже существующий пул свободных программ в конкретном приложении информационных технологий, и, соответственно, поддержка их развития выбирается исходя из того, что это способ достижения целей, наиболее полно использующий существующий пул и наименее затратный. Другая связана с сегодняшним доминированием в определенном сегменте импорта (как правило, из США29) и основывается на необходимости импортозамещения и снижения уровня технологической зависимости. Помимо аргументов, относящихся к упомянутым группам, роль может играть также вопрос информационной безопасности и ее обеспечение за счет аудита кода, легко интегрируемого в свободную модель разработки и распространения. 5.3. Пулинг (свободного) ПО Исследование с крайне интересным предметом по заказу Еврокомиссии выполнено экспертами компании Unisys Management Consulting30. В отличие от большинства исследований, посвященных участию государства в СПО, оно сосредоточено не на вопросах применения (адаптации, развития) программ, разработанных вне связи с задачами госорганов и организаций, а оптимальными условиями, необходимыми для повторного использования кода, специально разработанного для публичного сектора. Свободная модель предлагается как средство: сокращения издержек на управление правами, вовлечения в процесс дополнительных разработчиков, повышения качества, надежности и безопасности программ. Немаловажно, что предметом для объединения («пулинга») называется не только сам код программ, но и знания, необходимые для эффективного пользования ими. Создание «пула» программного обеспечения в рамках государственных заказов (на союзном, национальном, региональном и местном уровнях) позволит, по мнению авторов, добиться более высокого уровня повторного использования кода, повысить его качество и, как следствие, сократить издержки и повысить отдачу от ИТ в публичном секторе. Потребный бюджет для прототипирования европейского пула ПО оценивается авторами отчета в EUR 510 000 – 1 060 000, запуска – в 340 000 и текущие затраты – в 975 000 в год для первых пяти лет функционирования. Совершенно необъясненным остается то, почему авторы проекта не рассмотрели в качестве альтернативы «разработке с нуля» механизмов пулинга задействование какого-либо из существующих свободно-программных проектов (например, сообщества Debian), что в большей мере соответствует духу СПО и с очевидностью позволило бы снизить издержки по крайней мере в несколько раз. 5.4 Исследовательская поддержка Европейским союзом и рядом национальных правительств поддерживаются и чисто исследовательские проекты, направленные на изучение демографии и динамики сообщества СПО, бизнес-моделей и практик, применяемых компаниями, вовлеченными в коммерческое СПО. Наиболее масштабным из них является FLOSS. Название FLOSS – это сокращение от различных слов и словосочетаний, обозначающих свободное программное обеспечение (Free / Libre / Open Source Software), а сам проект – это несколько исследований, проводимых по заданию Еврокомиссии в 1999-2002 гг. и посвященных самым разным аспектам СПО. Обзор структуры FLOSS и некоторых его результатов вынесен в Приложение 2. 5.5. Предварительные выводы 1. Государства и администрации различного уровня, а также надгосударственные образования, активно поддерживают СПО. Наибольший опыт пока накоплен в проектах, заказанных оборонными институциями (как BSD или GNAT) или имеющих прямое отношение к национальной информационной безопасности (как GnuPG), однако этот опыт распространяется и на другие сферы. 2. Выбор «мягкой» или «жесткой» модели свободного лицензирования (копилефт vs «в стиле BSD»), по видимому, имеет не слишком большое значение для успеха проекта. 3. Поддержка отдельных конкретных проектов ПО сопровождается исследованиями общего плана, направленными на более глубокое понимание сущности и преимуществ различных моделей ПО. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|