|
||||
|
6. Участие государства в СПО в России 6.1. Web-сайты госорганов РФ Будучи ограничены во времени и средствах, мы попытались, проведя косвенное зондирование, выяснить, обладает ли профиль пользования массовым ПО в сфере госуправления какой-либо статистически значимой спецификой по сравнению с пользованием ПО по России в целом. Для этого мы воспользовались тем, что один из классов приложений – а именно, предоставление информации в Интернет на страницах WWW, может быть автоматически опрошен на предмет пользования теми или иными программными средствами. Исследования такого рода по России в целом проводились не раз, их методика и инструментарий отлажены и апробированы. Из БД одного из представительных каталогов страниц госорганов в Сети (http://gosorgan.amursk.ru) нами были вручную отобраны адреса, относящиеся к федеральным, региональным и муниципальным органам власти, из списка были исключены страницы, размещенные на известных нам серверах массового хостинга. Выделенные имена хостов были проведены через процедуру, разработанную в рамках проекта Russian Internet Survey (www.lexa.ru/ru-survey/, http://stat.rambler.ru/data/runet/3_1/), одновременно через ту же процедуру был проведен список хостов, содержащихся в БД «Черного квадрата» (www.lexa.ru/lexa/black/) – представительного списка доменов второго и третьего уровня в корневом домене .ru. В результате этой процедуры (выполненной разработчиком ru-survey и «Черного квадрата» Алексеем Тутубалиным 18-19 ноября 2002 г.), получены следующие результаты. Web-сайты госорганов РФ: По поставщикам: Apache Group: По домену .ru в целом – 88277 – 81.78% По списку страниц госорганов – 379 – 76.7% Microsoft: По домену .ru в целом – 13193 – 12,22% По списку страниц госорганов – 74 – 14,9% CoffeeMaker: По домену .ru в целом – 1892 – 1,75% По списку страниц госорганов – 0 – 0% Прочие и неизвестно По домену .ru в целом – 4587 – 4,25% По списку страниц госорганов – 17 – 3,4% IBM: По домену .ru в целом – меньше 1% По списку страниц госорганов – 15 – 3% Novell: По домену .ru в целом – меньше 1% По списку страниц госорганов – 9 – 1,8% Всего: По домену .ru в целом – 107949 – 100% По списку страниц госорганов – 494 – 99,8% Web-сайты госорганов РФ : По версиям Web-серверов и платформам. Apache под Unix: По домену .ru в целом – 71443 – 66,18% По списку страниц госорганов – 325 – 65,8% Apache под неизвестной ОС: По домену .ru в целом – 15491 -14,35% По списку страниц госорганов – 45 – 9,1% Microsoft IIS: По домену .ru в целом – 13190 -12,22% По списку страниц госорганов – 74 – 14,9% CoffeeMaker: По домену .ru в целом – 1892 – 1,75% По списку страниц госорганов – 0 – 0% Apache под Microsoft Windows: По домену .ru в целом – 1341 – 1,24% По списку страниц госорганов – 9 – 1,8% Lotus Domino: По домену .ru в целом – меньше 1% По списку страниц госорганов – 15 -3% Прочие: По домену .ru в целом – 4592 -4,25% По списку страниц госорганов – 26 – 5,3% Неизвестно*: По домену .ru в целом – 107949 – 99,98% По списку страниц госорганов – 494 – 99,9% * – включая Squid, не являющийся Web-сервером (это прокси-сервер, «закрывающий» публичный доступ к двум с половиной процентам российских серверов, и «посредничающий» между клиентом и настоящим Web-сервером). Из откликнувшихся Web-серверов доминирующий Apache относится к программам, разрабатываемым в рамках свободного ПО, Microsoft IIS и Lotus Domino – несвободные программы. Этот опрос не выявляет конкретную ОС, под которой работает сервер, а только ее архитектуру, однако известно, что среди обслуживающих российский сермент Web открытых систем (помеченных как Unix), приблизительно 75% приходится на свободные ОС (в основном, ГНУ/Линукс и FreeBSD). Таким образом, статистически значимого различия в пользовании свободными/несвободными программами в этом приложении по стране в целом и по госсектору – не наблюдается. Нет никаких причин не распространить по аналогии этот вывод на прочие приложения. 6.2. Омский опыт В настоящее время компанией «Лаборатория 321» (г. Омск) свободно релицензирована «Система321» – платформа для управления деятельностью организации на основе сквозного и универсального учета. «Лаборатория 321» успешно ведет бизнес по внедрению и поддержке решений на основе своей платформы (включая банковские системы), в том числе, в госорганах (Служба судебных приставов, Комитет финансов и контроля) и на госпредприятиях (МУП «Водоканал») региона. «Система321» будет распространяться в составе издаваемых в России дистрибутивов свободных ОС. 6.3. Финансирование СПО государством вне сферы функционирования органов власти Вполне вероятно, что участие в разработке свободных программ несистематическим образом оказывается оплачено как часть работы исследователей по грантам с привлечением бюджетных средств. Мы не можем с уверенностью указать на какой-либо проект, грантуемый из российского бюджета, однако известно, что в рамках совместного российско-белорусского проекта «СКИФ»31 проводится работа по адаптации ядра Линукс к кластерным архитектурам. Достигнутые к настоящему времени результаты делают реальными поставки (начиная с 2003 года) прикладных комплексов на базе суперкомпьютерных конфигураций «СКИФ» с пиковой производительностью 300-400 GFlops (суперсерверов «СКИФ»)32. 6.4. Общая аналитика Единственным проектом, специально направленным на изучение ситуации с рынками СПО в России в целом, остается проведенная в 2001 г. рабочая встреча «Свободное программное обеспечение: бизнес-модели и корпоративные инициативы», прошедшая в ходе разработки ФЦП «Электронная Россия» в конце ноября в Москве33. Краткая сводка результатов, полученных в ходе ее подготовки, проведения и анализа представленных материалов (обновленная в связи с позднейшими событиями), приведена в приложении А. 6.5. Предварительные выводы 1. Скорее всего, единственной сферой массового опыта госорганизаций в части пользования свободным ПО остается сфера глобально-сетевых сервисов (ОС ГНУ/Линукс и FreeBSD, Web-сервер Apache и пр.). 2. Общая и никем не оспариваемая качественная оценка распространенности программ, лицензированных по разным моделям (как высокой для свободных и низкой для несвободных – для глобально-сетевых сервисов, средней – для локально-сетевых сервисов, и низкой для свободных и высокой для несвободных – для «настольных» программ), с большой вероятностью справедлива и для госсектора. 3. Более точные оценки распространенности свободного/несвободного ПО по России в целом также, скорее всего, будут соответствовать его распространенности в госсекторе. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|