|
||||
|
7. Законодательные инициативы На рубеже десятилетий осознание привлекательности свободной модели ПО привело к появлению в различных странах ряда законодательных инициатив, призванных в большей мере использовать ее преимущества при программном обеспечении функционирования публичного сектора и содействовать свободному ПО в целом. В ряде стран пересмотрена политика заключения эксклюзивных соглашений с отдельными поставщиками несвободного ПО. Среди причин, побуждающих правительства обращаться к свободному ПО в поисках эффективных решений государственных ИТ-проблем, аналитики выделяют повышение эффективности затрат, снижение зависимости национальных информационных инфраструктур от отдельных корпораций (в особенности, зарубежных)34. Например, министр внутренних дел Германии Отто Шилли, комментируя заключенную сделку по поставке систем на основе Линукс, подчеркивает такие мотивы, как снижение затрат, повышение безопасности национальных сетей и снижение (экономической) зависимости от одного поставщика. В США в пользу более широкого применения свободного ПО государством выступает влиятельная группа Ральфа Нейдера, «отца» современной системы защиты прав потребителей35. Всего насчитывается порядка семидесяти более или менее отчетливо выражающих идею предоставления преференций свободной модели законодательных предложений. 7.1. Общие рамки Более радикальные законопроекты внесены в ряде стран, включая Великобританию, ЮАР, Тайвань, Перу, Венесуэлу, Украину. Они предполагают перевод всего государственного ИТ-хозяйства на свободные программы. Основной аргумент достаточно прост: любая форма финансирования ПО (включая покупку отдельных экземпляров) – это трата средств налогоплательщиков. Если государство затратило на создание произведения деньги, произведение должно быть свободно доступно налогоплательщикам, поскольку иначе получится, что государством профинансирован источник ренты, взимаемой частными лицами. В качестве дополнительных аргументов приводились: возможность снижения госзатрат на ИТ и повышения их эффективности (отказ от массового приобретения лицензий на несвободные программы); переориентация потоков бюджетного финансирования на отечественных участников рынка (снижение экономической зависимости страны); снижение рисков оппортунистического поведения поставщика (снижение технологической зависимости страны); повышение информационной безопасности за счет отказа от пользования программами с недоступным исходным кодом (в которых могут содержаться долго не обнаружеваемые критические ошибки или преднамеренно внедренные «закладки»). В рамках этого исследования у нас не было возможности внимательно изучить ход дискуссии в латиноамериканских странах из-за языкового барьера и неполной представленности информации на более доступных нам языках (эта работа будет продолжена). Однако мы следили за аналогичными дискуссиями, протекавшими в Калифорнии и в Украине в 2002 г. и вошедшими в критическую фазу одновременно с подготовкой этого отчета. 7.2. Калифорнийский билль о свободе ПО Содержание калифорнийского законопроекта. В американском штате Калифорния внесен и широко дебатируется проект, предполагающий, что все последующие покупки программ штатом и его службами будут без исключения производиться на условиях: (а) неограниченного пользования программой для любой цели; (б) неограниченного доступа к ее исходному коду; (в) исчерпывающего анализа механизмов работы программы; (г) [свободы] использования внутренних механизмов и любой части кода для адаптации к нуждам пользователя; (д) свободы изготовлять и распространять экземпляры программы; (е) [свободы] модификации программы и распространения модифицированных версий на тех же условиях, что и оригинальной программы. Оппозиция калифорнийскому биллю сосредоточена, в основном, в организации «Инициатива за выбор программного обеспечения» (ISC), объединяющая поставщиков несвободного программного обеспечения из многих стран мира (в основном, партнеров Microsoft). «Под прицелом» ISC находятся также законопроекты, внесенные в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Венесуэле, Испании, Италии, Колумбии, Перу, Франции и ЮАР. Инициативам, направленным на поощрение свободного ПО в публичном секторе, в ISC противопоставляют программу, провозглашающую принципы: «выбора программ по их достоинствам, а не предпочтение по категориям» (таким образом, само свободное лицензирование (и его социальные, экономические, технические последствия) как бы вычеркивается из списка «достоинств» (merits) программ); «широкой доступности результатов финансированных государством исследований» (под «широкой доступностью» понимается здесь возможность легально «спрятать» результаты таких исследований от широкой публики в несвободном коде); «обеспечение возможности взаимодействия через платформенно-независимые стандарты» (не вполне ясно, что здесь имеется в виду, поскольку «платформой» обычно и называется некоторый набор технических спецификаций, иногда имеющих статус стандартов); «сохранение возможности выбора жесткой защиты интеллектуальной собственности» (имеется в виду возможность реализации ограничений, свойственных несвободному лицензированию программ). В защиту сохранения доступа вендоров несвободного ПО на рынки госзаказа (IDC оценивает их суммарный объем в $22.5 млрд./год) приводятся следующие доводы: свободное ПО и без преференций развивается достаточно успешно и быстрыми темпами; преференций несвободному ПО на сегодня (формально) не существует; дополнительное регулирование рынка само по себе нежелательно; исключение несвободного ПО из закупаемого государством ударит по мелким поставщикам и реселлерам; преференции свободному ПО повлекут за собой снижение его позиций в других секторах, следствием чего станут органичения предложения программ, рост цен и снижение темпов инноваций36. 7.3. Билль Олийныка (Украина) Свободное ПО в Украине. В Украине достаточно рано была предпринята попытка массового использования свободных программ для государственных нужд по мотивам информационной безопасности (в качестве инициатора называют Службу безопасности Украины и ее поставщиков), оказавшаяся неудачной (различные источники предполагают разные причины этой неудачи). В проект Национальной программы информатизации Украины на 2003 г. включена разработка концепции и ПТЗ на «отечественную локализованную ОС», предположительно на базе одной из свободных ОС («ОС с открытыми кодами»)37. «Антипиратская» активность Запада. Существенным фактором сложившейся к осени 2002 г. обстановки стали также принятие под давлением западных игроков медиа-рынка поправок к национальному законодательству, после которого под предлогом борьбы с «пиратством» сильный ущерб был нанесен отечественной медийной индустрии. Одновременно, в стране была развернута активная деятельность по построению бизнеса «легализации» программ, в том числе эксплуатируемых в госучреждениях. Поскольку Украина, так же, как и Россия, сильно пострадала в 1990е гг. от неумеренного внедрения персональных компьютеров, по большей части «легализация ПО» означает безальтернативную закупку копий уже эксплуатируемых программ (выбор и ввод в эксплуатацию которых производился без учета стоимости лицензий). Существенным аспектом ситуации является также то, что в Украине слабее позиции собственного несвободно-программного бизнеса, и несвободные программы вообще в массе своей воспринимаются как исключительно «импортная продукция» (в основном, американская и российская). Конструкция законопроекта Олийныка. Законопроект «Об использовании открытого (свободного) программного обеспечения в государственных органах и в государственном секторе хозяйства» внесен депутатом Борисом Олийныком (Олейником) и зарегистрирован Верховной Радой (парламентом Украины) 23.08.02 г. (рег. № 2065). Он предполагает, что во всех государственных организациях и предприятиях государственного сектора по истечении переходного периода (срок которого устанавливается Кабинетом министров) будут использоваться только свободные программы (Ст. 1). Приобретение и использование несвободных программ допускается лишь как исключение, на которое нужно согласие Кабинета министров (Ст. 6, 7). На переходный период приостанавливается уголовная ответственность за использование (кроме промышленного копирования) «нелицензионных» программ (Ст. 12). Реакция на внесение билля. В ходе процедуры ведомственной экспертизы законопроекта 1) Антимонопольный комитет Украины сообщил, что не имеет замечаний и предложений по законопроекту. 2) В Министерстве экономики и вопросов европейской интеграции интерпретируют билль как требующий разработки «национальной ОС», указывают на высокую экспертную оценку стоимости такой разработки (порядка $10 млн.) и полагают, что эти вопросы относятся к компетенции Государственного комитета по связи и информатизации как разработчика Национальной программы информатизации38. 3) Государственный комитет по информационной политике, телевидению и радиовещанию также признал вопросы, затрагиваемые законопроектом, не относящимися к своей компетенции39. 4) Институт законодательства Верховной Рады указывает на связь законопроекта с принятой ранее Концепцией легализации программного обеспечения и борьбы с его нелегальным использованием и отмечают важность развития отечественной отрасли программного обеспечения. В Институте выдвигают четыре содержательных замечания (еще одно касается технико-юридических деталей и нами не рассматривается, так же, как технико-юридические замечания, выдвигаемые другими участниками дискуссии). Первые два относятся к соотнесению предлагаемых законопроектом мер с текущим положением с эксплуатацией ПО в госорганизациях. В Институте отмечают, что в настоящее время для информационного обеспечения госорганов используется преимущественно несвободное программное обеспечение и на его приобретение затрачены уже немалые деньги, а в прилагаемой к законопроекту записке экономическое обоснование перехода хотя бы одной организации на свободное программное обеспечение отсутствует. Также отмечается широкая распространенность квалифицированных кадров, владеющих популярным несвободным (например, от Майкрософт) ПО, и недостаток специалистов, ориентирующихся в свободном. Третье замечание относится к проблемам, связанным с поиском и разработкой свободного ПО. «В то время, как поиск [существующих программ] – более или менее формализован, относительно разработки СПО в проекте полная неопределенность – кто, в случае необходимости, его разрабатывает». Также в Институте полагают, что отличие свободного от несвободного ПО в том, что первое, как правило, поставляется «производителем» без гарантий, а второе – с обязательствами перед «покупателем». Четвертое замечание касается отсутствия в обосновании законопроекта понятия ТСО и приводится список ее составляющих, учет которых, по мнению Института, необходим для определения экономической целесообразности перехода на СПО. Несмотря на эти замечания, в Институте не предлагают отвергнуть билль, а лишь указывают на необходимость его доработки40. 5) Министерство просвещения и науки в лице Государственного департамента интеллектуальной собственности (Sic!) отозвалось на законопроект резкой «аналитической запиской» о 14 пунктах, представляющей собою весьма примечательный документ. Сколь ни странны большинство пунктов, имеет смысл их процитировать. Особо болезненную реакцию Департамента вызвало положение о моратории на преследование конечных пользователей нелицензионных копий программ, содержащееся в законопроекте. Эксперты Департамента указывают на противоречие этого положения целому ряду действующих законодательных норм. Эксперты Департамента опасаются, что реализация положений проекта может «нарушить систему функциональной» (так в тексте) «безопасности», поскольку свободный доступ к исходному коду программ приведет к тому, что «многие профессионалы смогут изменять их с целью получения конфиденциальной информации и последующего использования ее в своих интересах». Эксперты Департамента предполагают, что переход на свободное ПО будет затратным мероприятием, особенно высоки будут издержки подготовки кадров на переходном этапе. Определение свободного ПО, данное в тексте законопроекта, эксперты связывают «лишь с одним видом ПО», который называют «Linux/GNU style», и считают, что это приведет к монополизации поставок «одним производителем». В контрактации на свободное ПО они усматривают «широкое поле для злоупотреблений», связанных с фиктивной контрактацией. Соответственно, Департамент выступает резко против принятия такого закона41. 6) Совет предпринимателей Украины при Кабинете министров в представленных Замечаниях высказывает сомнение, что поставленные проблемы (правомочность постановки которых сама по себе не подвергается сомнению), а именно, а) безопасность государства, б) экономия бюджетных средств в долгосрочной перспективе, в) искоренение причин использования нелицензионных программ и г) содействие развитию отрасли разработки ПО, – могут быть решены посредством перехода к пользованию исключительно свободным ПО. 7) Украинская ассоциация производителей программного обеспечения (УкрАсВПЗ) – организация, объединяющая поставщиков проприетарного программного обеспечения – отозвалась «экспертным анализом», по своей структуре (и даже местами текстуально) весьма близким к «аналитической записке» Минпросвещения и также высказалась против принятия закона42. По имеющимся у нас сведениям, наиболее вероятным исходом ситуации станет прохождение той или иной согласительной процедуры и вынос его на первое чтение в Раду. Резюме содержания украинского законопроекта. Разработчики законопроекта попытались одним актом воздействовать на три аспекта ситуации: проблемы, связанные с непродуманной политикой «легализации» ПО в рамках ранее принятых законодательных актов; проблемы, связанные с недостаточной открытостью и стандартизованностью ПО, эксплуатируемого в госсекторе; проблемы, связанные с недостаточным использованием потенциала свободного ПО. Именно попыткой одновременного воздействия на три разных, хотя и взаимосвязанных, аспекта ситуации, и объясняются, на наш взгляд, сложности, которые возникли с формированием общественного мнения в связи с законопроектом. В то же время, именно такое сочетание относительно сложных (открытость ПО, модели лицензирования ПО при госзаказе) вопросов с очевидными и весьма конъюнктурными (купирование проблем, связанных с продвижением идеологии «интеллектуальной собственности»), видимо, и спровоцировало бурную реакцию оппонентов, что позволяет нам теперь анализировать ее эмоциональную и логическую структуру. Можно предположить, что в аналогичной ситуации в других странах реакция будет тем ближе к описанной, чем ближе общие законодательные и культурные условия. Структура возражений к законопроектам и их основательность Основательными нам кажутся только некоторые из замечаний, привнесенные участниками дискуссий. Имеет смысл разобрать некоторые из возражений, поскольку известно, что они возникают вновь и вновь в неинформированной среде. 1. Достаточно распространенное заблуждение, касающееся «гарантий на программное обеспечение». Вопрос гарантийных обязательств, касающихся должного функционирования программы – это вопрос договорных отношений между его поставщиком (возможно, находящимся в каких-либо отношениях с кем-либо из разработчиков) и его клиентурой (в частности, государственными органами). К вопросу модели лицензирования программ это не имеет никакого отношения (предъявлять претензии к проограммисту по поводу тех или иных свойств программы, если он не принимал на себя соответствующих обязательств, не более основательно, чем предъявлять претензии к актеру по поводу игры в фильме, на просмотр которого вы приобрели билет). Общая практика «розничного» распространения программ (как свободных, так и несвободных) обычно включает отказ от гарантий по поводу применимости и качества программы; такого рода обязательства принято оформлять в особого рода контракты на обслуживание. При всей своей наивности, это заблуждение достаточно распространено и высказывается, надо полагать, обычно совершенно добросовестно. 2. Путаница имеет место по отношению к самому понятию свободного ПО и разновидностям этой модели, таким, как «копилефт» и лицензирование «в стиле BSD». Вопреки высказываниям оппонентов, определение свободного ПО, данное как в калифорнийском, так и в украинском законопроектах, близко общепризнанному пониманию свободы ПО и покрывает широкий круг свободных лицензий, включая копилефт-лицензии и лицензии «в стиле BSD». 3. Путаница имеет место также в связи с употреблением неосмысленного понятия «производителя ПО» и вопросом о «монополизации». Понятие производства осмысленно только в отношении конкретных продуктов или услуг, составляющих ПО, но никак не к самим программам (произведениям). Даже в случае доминирования одной свободной программы или системы в том или ином сегменте, сами условия лицензирования исключают монополизацию, коль скоро процедура заказа/закупки товаров или услуг конкурентна. 4. Достаточно странными являются представления о том, что какие-либо определения при контрактах на ПО в части моделей лицензирования якобы «ограничивают конкуренцию». Конкурентность на рынке – это возможность предлагать услуги или товары одного рода. Поскольку никакому лицу не запрещено оказывать услуги разработки программ или другие услуги ПО на свободных условиях, ни о каком ограничении конкуренции речи идти не может. 5. Путаница имеет место также и в отношении того, что означает «доступ к коду». Доступ к коду, разумеется, означает возможность получения копии кода, а отнюдь не возможность модифицировать чужие экземпляры программ, тем менее находящиеся в эксплуатации, поэтому аргумент «от безопасности» просто фальсифицирован. 6. Критику украинского билля, касающуюся смешения в законопроекте «открытости» (стандартизованности или описанности интерфейсов программ) и свободы, следует признать справедливой, так же, как и замечание о том, что свободная разработка не является единственным способом достижения открытости. 7. Опасения касательно последствий преференций СПО для реселлеров следует признать надуманными. Одним из вариантов поставки СПО является «коробочная», причем обычно при торговле упакованным СПО реселлерская надбавка даже выше, чем при торговле несвободным. 8. Пункт, связанный с недостаточно широким распространением практики свободного ПО, и соответствующими сложностями переходного периода, следует признать существенным. Однако, скорее всего, оценка распространенности этой практики занижена, поскольку во внимание не принимаются, во-первых, сегменты с доминирующим свободным ПО (в той же Web-разработке на Украине, как и в России и во всем мире, доминирует свободное ПО, и разработки на основе свободных ОС и Web-серверов достаточно распространены и имеют здоровую бизнес-основу), а во-вторых, не принимается во внимание практика заказной разработки, которая имманентно не является «свободной» или «несвободной», а приобретает это качество только вследствии тех или иных условий контракта. И, наконец, следует отметить, что сама ситуация с доминированием несвободного ПО в определенных сегментах рынка, с большей распространенностью навыков пользования несвободными программами, возникла при участии государства как заказчика/покупателя, и если политика в этом отношении не будет пересмотрена, эта ситуация будет только воспроизводиться и усугубляться. 9. Постановку вопроса об экономическом обосновании нормирования модели ПО следует также признать, разумеется, правильной в принципе, однако форма его постановки представляется совершенно мистифицированной. Речь ведь не идет о какой-то новации, речь идет о выборе подхода к программному обеспечению деятельности государственных организаций из двух конкурирующих, основанных на преимущественном использовании несвободных или преимущественном использовании свободных программ. Соответственно, в оценке и обосновании нуждаются оба, а не только один. Представляется, что для Украины серьезная проблема проистекает из принятия «Концепции легализации...», «лобовая» реализация которой возможна только в первом подходе, без постановки вопросов о ТСО и скрытых ее компонентах, вопроса о стандартизации интерфейсов и т.п. 7.4. Россия В России вопрос о государственном участии в свободном ПО был впервые поставлен при публичном обсуждении проекта ФЦП «Электронная Россия» (см. в частности, архив Web-форума на сайте Высшей школы экономики (www.hse.ru)). От участников поступали предложения включить в программу пункты о поддержке свободного ПО, однако после экспертного обсуждения из аргументации были выделены части, относящиеся к а) повышению конкурентности поставок/разработки ПО путем преимущественной открытости и стандартизации протоколов и форматов данных и б) повышению информационной безопасности путем преимущественного использования программ с доступными исходными текстами. Многие российские сторонники свободного ПО были разочарованы такой компромиссной формулировкой, ничего не говорящей о моделях лицензирования. Однако реализация этого пункта Программы позволит, на наш взгляд, снять наиболее значимые препятствия на пути более широкого использования свободных программ (как в публичном секторе, так и частными организациями и гражданами), заключающееся в получившей широкое распространение в 1990-х гг. практике использования нестандартных форматов представления данных. Недавними изменениями в законодательстве об авторском праве имущественные права на программы, создаваемые в рамках госзаказа, сконцентрированы у государства. Соответственно, государство теперь способно самостоятельно определять формы и способы их дальнейшей коммерциализации (включая модель лицензирования). Мы полагаем вполне вероятным, желательным, уместным и своевременным разворачивание соответствующей широкой дискуссии. 7.5. Развивающиеся страны Вьетнам. Советник Министерства науки и технологии Вьетнама Т.Л.Чуонь, отмечая достаточно широкое использование СПО в стране (по результатам опроса 330 госорганизаций, предприятий и вузов в 2002 г. 49.5% из-них уже пользуются свободными программами, а остальные планируют это в одно-двухлетней перспективе), указывает следующие вызовы, на которые должна ответить правительственная стратегия: 1) значительную зависимость от зарубежных поставщиков программ, 2) широкое распространение Microsoft Windows, 3) недостаточную готовность к широкому применению СПО, проистекающую из 3.1) нехватки квалифицированных кадров, 3.2) недостаточной известности принципов СПО, 3.3) нехватки специализированных услуг поддержки. Основаниями для более широкого использования СПО в публичном секторе Чуонь называет возможность достижения: 1) снижения общей стоимости владения, 2) независимости (экономическую и технологическую), 3) большей безопасности и приватности, 4) большей адаптивности, 5) большего качества и надежности, 6) соответствия стандартам, 7) свободного распространения и отсутствия юридических ограничений, 8) своевременного обновления, 9) свободы в релизации любой дополнительной функциональности, 10) стимулирование дальнейшего развития. Он выделяет две точки зрения на способы внедрения СПО в государственных администрациях: «радикальную» (предписание пользоваться только СПО) и умеренную (предписание стандартизации и рекомендация пользования СПО). Чуонь рекомендует придерживаться умеренной стратегии и в ее рамках реализовать политику, включающую десять основных пунктов: подтверждение роли и преимуществ СПО в развитии ИТ (и, в особенности, в развитии ПО в стране); улучшение подготовки кадров в СПО во всех его аспектах; настойчивая рекомендация использовать прикладные свободные программы, где это возможно, с особым упором на хорошо зарекомендовавшие себя программы и программы в сегментах, в высокой степени зависящих от проприетарных поставщиков; запуск различных проектов, касающихся внедрения СПО в публичном секторе; систематический подход к локализации СПО; изучение и опробация бизнес-моделей СПО, как одной из опор развития ИТ в развивающихся странах; предложение локализованных свободных программ всем пользовательским сегментам; поставка на внутренний рынок национальных решений на основе СПО с одновременным поощрением региональной и международной кооперации в СПО среди развивающихся стран (с особым вниманием к специализированным службам поддержки на национальном, региональном и международном уровне); создание благоприятствующих условий для молодых ИТ-специалистов, входящих в движение СПО, в предприятиях и учреждениях; учреждение Вьетнамской ассоциации открытых исходных кодов43. Индия. Управляющий директор Керальской государственной электронной корпорации (шт. Керала) А.Кумар подчеркивает, что свобода ПО связана с «демократией и народной поддержкой», «местной разработкой», возможностью «выбора подходящих технологий». Шт. Керала стал первым местом активного использования СПО в «электронном правительстве», в штате успешно разрабатываются решения на основе СПО с поддержкой местных языков. Последнее является крайне важным для штата, т.к. до сих пор платформ с поддержкой малаяламского языка не существовало, а локализация свободных программ позволяет добиться такой поддержки с минимальными издержками. В программу ИТ правительства штата (IT Policy of Government of Kerala) внесен пункт, гласящий, что «Правительство будет поддерживать разумное использование свободных программ, заменяющих или дополняющих проприетарные программы, для снижения общей стоимости владения без ущерба отдаче от приложений ПО. Правительство приветствует изучение использования свободных программ в образовании, управлении и домашнем использовании, направленное на то, чтобы сделать ИТ частью повседневной жизни народа штата». В настоящее время в рамках «электронного правительства» СПО используется в проектах «знаниевой деревни» (Knowledge Village), образовательной сети штата, сети и информационной системы Департамента промышленности Правительства штата, а также информатизации школ. Сотрудничество штата с Индийским фондом свободного программного обеспечения позволило значительно повысить информированность индийского общества и получить поддержку на национальном уровне44. ЮАР. Н.Мабасо из Рабочей группы по СПО Правительства ЮАР отмечает, что «миссия „электронного правительства“ – постоянная оптимизация поставки услуг правительством, постоянное участие и руководство посредством преобразования внутренних и внешних отношений с помощью технологий, Интернет и новых носителей информации». Затраты ЮАР на ИТ превышают 1 млрд. рандов, из них на разработку тратится 38%, на поддержку – 29%, издержки ПО составляют 16%, консультирование стоит 12%, оборудование – 5%. В стране существуют независимые от правительства инициативы в области СПО, такие, как зулусская локализация Мозилла, OpensourceAfrica, разработка свободных программ в образовательных учреждениях, сотрудничество с международными корпорациями. Участие государства в СПО будет производиться по следующему плану: определение стратегических приоритетов, официальное оформление и одобрение политики в области СПО (2002 г.), выбор для публичного сектора приложений, которые должны обеспечиваться свободно, построение модели для реализации, поддержки и продолжения развития выбранных решений; разработка бизнес-кейса, обсуждение результатов Правительством и включение вопросов СПО в бюджет (начало 2003 г.). Систематическое внедрение результатов первого пилотного проекта будет начато в январе 2004 г., с планируемым покрытием 80% к концу года. Через полгода запускается следующий проект45. 7.6. Предварительные выводы Устанавливать законодательно любые преференции свободному ПО можно (и нужно) только в ситуации наличия общественного консенсуса по этому вопросу. В условиях наблюдаемого сегодня отсутствия такого консенсуса правомерным является лишь слежение за тем, чтобы у бизнесов, задействующих различные модели, были равные возможности в конкуренции за госзаказ. При обеспечении последнего рынок должен сам выявить преимущества свободной модели и определить области, в которых они проявляются наиболее устойчиво. В то же время, нужно быть готовыми, что подобная законодательная инициатива проявится и в России. При участии в дискуссии и ее структурировании следует учесть украинский опыт. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|