Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 8.1. Рекомендации
  • 8.2. Вопросы, нуждающиеся в дополнительном исследовании
  • 8. Общие выводы

    1. Потенциал свободного ПО к снижению стоимости владения ИТ-решениями в госсекторе, ускорению коммерциализации результатов НИОКР в настоящее время не используется в должной мере.

    2. Компромиссная формулировка, принятая в тексте ФЦП («3. Система программных мероприятий ... Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ ... Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям: ... использование стандартов делопроизводства и документооборота; преимущественное использование алгоритмов и программ для ЭВМ, тексты которых открыты и общедоступны»), удачна и не требует уточнения. Ее последовательное применение, не создавая новых преференций, позволит свободному ПО полнее выявить свои преимущества и потенциал.

    8.1. Рекомендации

    С точки зрения условий федерального софинансировния ИКТ проектов регионов:

    1. Законодательно устанавливать какие-либо преференции для свободного ПО в общем случае – не нужно (в отсутствии общественного консенсуса по поводу свободы ПО).

    В то же время, реализация и законодательное закрепление положений ФЦП, касающихся использования открытых протоколов и форматов документов, доступности исходных текстов программ, позволят выявить естественные преимущества свободной модели ПО, послужат средством непротекционистской поддержки отечественных бизнесов и импортозамещения. Фактически, речь идет о нормах (или устранении пробелов в нормативном корпусе), устраняющих скрытые преференции несвободному ПО.

    Инструкцией (Методическими рекомендациями) о подготовке технических заданий по проекту в рамках конкурсах по государственных закупкам товаров и услуг в области ИКТ:

    1.1) необходимо исключить ситуации, когда в рамках государственного заказа в задание на поставку содержится требование включения в состав поставки ПО от того или иного конкретного поставщика;

    1.2) необходимо исключить ситуации, когда в рамках государственного заказа поставляется ПО, использующее нестандартные интерфейсы (либо, в случаях отсутствия стандарта, интерфейсы с неопубликованным описанием, достаточно полным для возможности его конкурентной реализации) поэтапно: а) для услуг населению и бизнесу, прочих взаимодействий с ними, б) для межведомственного обмена информацией, в) для внутриведомственного обмена информацией;

    1.3) необходимо исключить практику сопровождения приобретения несвободного ПО заключением соглашений, ограничивающих в правах государственного конечного пользователя по сравнению с правами, определенными гражданским законодательством и законодательством об авторском праве для собственника экземпляра произведения. При приобретении программ, критичных для нормального функционирования госорганов, необходимо исключить поставку в неполном (без исходных кодов и/или недостаточно документированных) программ.

    2. Создаваемые в рамках госзаказа программы (и сопровождающие их произведения, например, документацию) должны лицензироваться на основе свободных лицензий (для разработок, составляющих государственную тайну, свободное лицензирование должно быть отложено до их рассекречивания в установленном законом порядке). Это удешевит и ускорит их коммерциализацию, а для продолжающихся проектов может существенно удешевить поддержку и развитие программ. Данный порядок должен быть установлен нормативным актом Правительства

    3. Необходимо проведение отдельных пилотных проектов по отдельным направлениям информатизации в госсекторе, включающих свободное лицензирование разрабатываемых программ как условие контракта.

    В порядке оказания помощи регионам по линии ИКТ в федеральное финансирование следует включить проведение двух классов таких проектов.

    3.1) Во-первых, проекты, направленные на закрепление и развитие уже накапливающегося опыта использования свободных программ (почтовые службы, Apache и различные дополнения к нему, ОС, на которых эти программы работают) в публичном секторе в форме создания сетевого ресурса, отражающего этот опыт. Уточненный список программ будет представлен после анкетирования конечных пользователей и их поставщиков.

    3.2) Во-вторых, проекты, направленные на замещение наиболее массовых и дорогих (или в настоящее время в массовом порядке «пиратски» продвигаемых и используемых) несвободных программ, не отвечающих условиям открытости протоколов и доступности исходных текстов, а также импортозамещение. Приоритетное направление – программы, предназначенные для обмена документами между органами власти с одной стороны и гражданами и бизнесом – с другой (а позднее и органов власти между собой, а также их внутреннего документооборота).

    Такие проекты следует реализовать не в форме отдельных контрактов на разработку, а в форме комплексных контрактов на НИОКР, включающих как спецификацию указанных протоколов и форматов, так и их свободную справочную реализацию. В отношении конкретной модели свободного лицензирования – копилефт или компромиссная (в стиле BSD/X) каких-либо требований исполнителю предъявлять не нужно.

    3.3) В третьих – разработка концепции пула (оперативно пополняемого собрания программ и документации) свободных программ для использования государственными органами и организациями.

    4. Проведение мониторинга инициатив прочих государств в области поддержки свободного ПО, участие в мероприятиях, информационные совещания с приоритетным вниманием к европейским процессам, но также с внимание к процессам в Латинской Америке, других развивающихся странах.

    8.2. Вопросы, нуждающиеся в дополнительном исследовании

    1. Проведение, с учетом опыта рассмотренных европейских проектов, анкетирования конечных пользователей, разработчиков, а также компаний, участвующих в свободном ПО, с целью выявления их реальных проблем и затруднений и определения приоритетных направлений государственной поддержки процесса в будущем.

    2. Публикация информации, относящейся к свободному ПО, включая переводы уже проведенных за рубежом исследований, с целью инициирования соответствующей дискуссии в России и формирования информированного общественного мнения.

    3. Для определения возможности снижения издержек и повышения эффективности использования ПО в органах государственной власти необходимым сбор данных, касающихся программ, уже находящихся в эксплуатации в органах власти и государственных организаций, форм их лицензирования и контрактов, в соответствии с которыми они были приобретены или разработаны.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.