Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Знакомство со студией
  • НОВЫЙ ФАЙЛ
  • ОТКРЫТЬ ФАЙЛ
  • ЗАКРЫТЬ ФАЙЛ
  • «Захват» звука
  • ГДЕ ЖЕ У НЕГО КНОПКА
  • ТИШИНА В СТУДИИ, ИДЕТ ЗАПИСЬ
  • «ГРАБИМ» АУДИОДИСК
  • ИЗВЛЕКАЕМ АУДИОДОРОЖКУ ИЗ ФИЛЬМА
  • СИНТЕЗИРОВАНИЕ ЗВУКА
  • Режем, клеим
  • ВЫДЕЛИ ЭТО
  • НАРЕЗКА
  • РЕДАКТИРУЕМ ЗВУК

    Что надо уметь в первую очередь для успешной работы с редактором? Уметь открыть файл, извлечь звуковую дорожку аудио CD, записать голос или любимую магнитофонную запись, вырезать и вставить музыкальный фрагмент, записать свое творчество на диск. Вот и займемся этими вопросами.

    Знакомство со студией

    Небольшое отступление: рассмотрим основные элементы окна редактора волновой формы. Общий вид главного окна редактора волновой формы сигнала показан на рисунке ниже. В верхней части окна расположена панель инструментов. Как и в любом windows-приложении можно добавлять и убирать панели, изменять их положение. Для этого достаточно нажать правую кнопку мыши, когда курсор находится над панелью инструментов или вызвать меню ВидПанели инструментов (View – Toolbars).

    Самое большое, пока чистое поле, это окно отображения сигнала. После загрузки файла тут будет отображаться осциллограмма сигнала. Это поле имеет две координаты. По горизонтали – время, по вертикали – уровень сигнала. Из списка, который вызывается правой кнопкой мыши в положении курсора над горизонтальной линейкой, можно выбрать формат времени. Уровень сигнала также имеет различные форматы представления. Между окном отображения сигнала и панелью инструментов находится линейка и указатель скроллинга по звуковому файлу.

    С его помощью можно быстро переместиться по файлу и изменить размер фрагмента, отображаемого на экране. Слева внизу находится транспортная панель. Тут находятся кнопки управления редактором как «магнитофоном».

    Кнопки Стоп (Stop), Воспроизведение (Play), Пауза (Pause) Воспроизведение до Конца (Play to end), Воспроизведение по кругу (Play looped), Перейти в начало (Go to beginning), Перейти в конец (Go to end), Перемотка назад (Rewind), Перемотка вперед (Fast forward), Запись (Record) позволяют вам полностью управлять редактором.

    Кнопки Воспроизведение, Воспроизведение до Конца, Воспроизведение по кругу, Перемотка назад, Перемотка вперед, Запись имеют контекстное меню, вызываемое правой кнопкой мыши. Содержание меню различное для разных групп кнопок. Для кнопок Воспроизведение и Воспроизведение до конца это различные режимы воспроизведения. Для кнопки Воспроизведение по кругу это различные режимы цикла воспроизведения. Для кнопок Перемотка назад, Перемотка вперед это задание скорости перемотки. Для кнопки Запись это возможность выбора программируемой записи с указанием времени и длительности.

    Правее расположена панель управления масштабом, позволяющая быстро изменить масштаб всей звуковой дорожки. На панели находятся кнопки Увеличить масштаб по горизонтали (Zoom in horizontally), Уменьшить масштаб по горизонтали (Zoom out horizontally), Отобразить всю дорожку (Zoom out full both axis), Растянуть выделенный фрагмент на экран (Zoom to selection), Увеличить масштаб к левому краю (Zoom in to left edge of selection), Увеличить масштаб к правому краю (Zoom in to right edge of selection), Увеличить масштаб по вертикали (Zoom in vertically), Уменьшить масштаб по вертикали (Zoom out vertically). Функции кнопок понятны из их названия, поэтому подробно на них останавливаться не будем.

    Большие цифры после панели управления масштабом показывают текущую позицию указателя во времени. Формат представления времени может быть изменен с помощью контекстного меню этой панели. Может быть выбран один из следующих форматов времени: десятые (мин: с: мс), сэмплы, кадры, такты и специальный формат.

    Далее идет панель управления выделением / видом. Панель выделения / вида отображает точную позицию начала и конца выделенного фрагмента и текущего окна. Кроме того, с помощью нее можно задать точные координаты. Для этого достаточно подвести курсор к необходимому параметру и два раза щелкнуть левой кнопкой мыши. Это поле перейдет в режим редактирования. После задания параметра нажмите Ввод, остальные параметры изменятся автоматически.

    НОВЫЙ ФАЙЛ

    Все, хватить болтать, создаем новый файл. Новый файл создается в редакторе волновой формы нажатием кнопки Создать новый (New), выбором Меню ФайлНовый (File – New) или комбинацией клавиш Ctrl+N. Перед вами открывается окно создания нового файла (см. рисунок).

    На этом этапе вы должны указать частоту дискретизации, количество каналов (моно, стерео) и его разрядность (разрешение). Стандартные значения для звуковых файлов, как мы уже упоминали выше, являются 44100 Гц, стерео и 16-бит разрядность. Нажимаем ОК и перед нами новая форма, готовая для записи.

    Окно содания нового волнового сигнала

    Забегая вперед надо отметить, что начать запись можно и не создавая предварительно новый файл, в этом случае при нажатии кнопки Запись сначала появится окно новой формы и только после нажатия кнопки ОК начнется запись.

    ОТКРЫТЬ ФАЙЛ

    Наверняка у вас есть музыкальные файлы каких-либо форматов. Давайте сейчас попробуем открыть такой файл звуковым редактором, воспроизвести и немного попрактиковаться в обращении с редактором.

    Файл открывается командой меню ФайлОткрыть (File – Open), нажатием кнопки Открыть (Open) или комбинацией клавиш Ctrl + O. Перед вами появится окно диалога открытия файла, показанное на рисунке.

    Кардинальных (от окон открытия файла других windows– приложений) отличий нет, рассмотрим отличительные особенности. Включенный флажок Показать инфо файла (Show file information) позволяет узнать о формате и параметрах звуковой дорожки, содержащейся в этом файле – без его открытия.

    Кнопка Играть (Play) позволяет прослушать файл прямо из этого окна. При включенной опции Автовоспр. (Auto Play) включится воспроизведение сразу после открытия файла.

    Окно открытия аудиофайла

    В строке параметра Тип файлов можно выбрать тип файлов, который вы собираетесь открыть. Редактор Adobe Audition может работать с большим количеством форматов звуковых файлов. Даже при выборе файла не соответствующего ни одному известному типу вам будет предложено задать параметры (частоту дискретизации, стерео или моно) при его открытии. Файл при этом считается соответствующим стандарту Windows PCM.

    Вы уже открыли файл, нажимайте кнопку Воспроизведение. Кроме прослушивания музыки посмотрите на то, как она выглядит на экране. Попробуйте увеличить масштаб, переместиться по композиции, выделить фрагмент. Попрактикуйтесь в управлении воспроизведением и перемоткой кнопками транспортной панели. Интерпретируя известную поговорку, можно сказать – лучше один раз нажать, чем сто раз прочитать.

    Программа может открывать сразу несколько файлов. Для этого в окне Открыть (Open waveform) выделяете несколько файлов, как в проводнике Windows (с помощью Shift, Ctrl и левой кнопки мыши), и нажимаете ОК. Каждый файл откроется в своем окне.

    Также надо упомянуть о команде Открыть как (Open as). Вызвав эту команду после выбора файлов в окне, аналогичном предыдущей команде, перед вами появится окно, как на рисунке «Окно создания нового волнового сигнала», где можно задать новые параметры для преобразования файла в другой формат. Это бывает необходимо, если в проект с одним форматом данных вставляется другой фрагмент, имеющий отличные параметры.

    По команде Добавить (Open append) вызывается меню открытия файла, где можно выбрать один или несколько файлов, только открыты они будут не в отдельных окнах, а добавятся друг за другом на одну дорожку.

    ЗАКРЫТЬ ФАЙЛ

    Частенько приходится подбирать музыкальные фрагменты в поисках исключительного звука, пробовать различные варианты обработки композиции и т. п. В этих случаях любимыми командами становятся Открыть (Open) и Закрыть (Close) файл. Чтобы каждый раз не выгружать полностью приложение, вы закрываете только одну звуковую дорожку, что увеличивает размер свободной памяти.

    К разновидностям этой команды относятся, Закрыть все треки и сессии (Close all waves and session), которая закрывает все открытые файлы и Закрыть все неиспользуемые файлы (Close only non-session waveforms), которая последовательно закрывает все файлы, неиспользуемые в текущей сессии.

    И еще одна полезная команда Вернуться к сохраненному (Revert to Saved). Она позволяет после всех издевательств с музыкальными фрагментами покинуть сделанные изменения и перезагрузить файл с диска. Если вы, конечно, не записали свое творчество поверх исходной композиции. В принципе редактор Adobe Audition является редактором, не разрушающим композицию. То есть, когда вы открываете файл, на самом деле создается его копия в памяти, с которой вы работаете. А оригинальная композиция изменится только в случае, если вы сами запишете звуковую дорожку поверх старой.

    Поэтому можете смело пробовать знакомые и незнакомые команды и методы обработки.

    «Захват» звука

    В этом разделе мы познакомимся с тем, как записать звуковой сигнал. Это может быть старая магнитофонная запись, которую вы хотите сохранить, виниловая пластинка из музыкальной коллекции, ваш родной голос. Сюда же отнесем извлечение аудиоданных с музыкального компакт диска и некоторые другие способы получения звука.

    ГДЕ ЖЕ У НЕГО КНОПКА

    Управление записью происходит из основного окна редактора звуковой формы. Основные элементы управления мы уже рассматривали, теперь познакомимся с панелями, которые участвуют в процессе записи.

    Перед тем как нажать кнопку Запись, необходимо проделать ряд подготовительных операций. Подключить источник сигнала, выбрать его в системном микшере записи, настроить уровень записи – как регулятором уровня на источнике, так и регулятором уровня записи в микшере.

    И следующие инструменты помогут нам это сделать.

    Индикатор уровня сигнала

    Самый главный ваш помощник при записи – это индикатор уровня. По умолчанию он расположен горизонтально снизу рабочего окна. Его положение, как и других панелей, всегда можно изменить, просто перетащив его мышью на новое место. Внешний вид правой части индикатора показан на рисунке.

    Пару слов о понятии «уровень сигнала».

    Уровень аудиосигнала в определенный момент представляет собой отношение выпрямленного и усредненного за некоторый промежуток времени напряжения к номинальному напряжению и выражается в децибелах.

    Нижний предел отображения уровня можно поменять, для этого достаточно нажать правую кнопку мыши на индикаторе и выбрать из раскрывающегося списка нужный (от – 24 до -120 dB).

    Показания индикатора включаются автоматически после команды Запись. Чтобы правильно настроить уровень записи, можно включить индикацию уровня сигнала до записи. Для этого достаточно два раза щелкнуть левой кнопкой мышки на индикаторе.

    Дополнительно на индикаторе в виде тонких черточек отображаются пиковые значения сигнала. Они могут показывать динамические пики, максимальный уровень за некоторый промежуток времени и статические пики, максимальное значение во время всего процесса записи. Прямоугольники справа линеек индикатора предупреждают красным цветом о произошедшей перегрузке во время записи. Как известно, основная задача при установке уровня записи найти максимальное значение регулятора микшера, при котором сигнал будет приближаться к нулевой отметке, но не пересекать ее. Для констатирования факта перегрузки служат индикаторы перегрузки (клиппирования). Сбрасывать индикатор перегрузки надо вручную, для этого достаточно щелкнуть на нем мышью.

    Во время настройки вам неоднократно придется переключаться между программой для записи и микшером. Желательно перед записью полностью прослушать записываемый сигнал и настроить уровень записи так, чтобы на всем промежутке не было пиков, которые могут исказить записанный сигнал.

    Переключить пределы индикатора, сбросить индикаторы перегрузки, включить отображение минимального уровня сигнала, переключение способа индикации пиков, включить и выключить индикацию уровня при записи и воспроизведении можно с помощью уже упоминавшегося контекстного меню.

    ТИШИНА В СТУДИИ, ИДЕТ ЗАПИСЬ

    Для записи сигнала от внешнего источника, например с магнитофона, необходимо подключить его компьютеру.

    Для этого нужен соединительный кабель с разъемами, с одной стороны для линейного выхода источника, с другой, для линейного входа звуковой карты, как правило, 3, 5 мм мини-джек.

    Несколько советов при подключении внешнего источника звукового сигнала:

    › используйте экранированный соединительный кабель с медными жилами;

    › при подключении микрофона еще более требовательно отнеситесь к кабелю – он должен иметь медные витые сигнальные жилы и экран из медной оплетки, заземленный с конца приемника звукового сигнала (в нашем случае компьютера), и не должен иметь промежуточных соединений по всей длине кабеля;

    › используйте линейный выход магнитофона, а не выход на наушники, лишний усилитель внесет свою «лепту» в искажение АЧХ сигнала;

    › в проигрывателе грампластинок используйте выход звуковой головки, остальную обработку, усиление и рокот-коррекцию вы выполните сами.

    Надо очень серьезно отнестись к аппаратуре и ее подключению, поскольку даже небольшие по уровню помехи и наводки могут полностью свести на нет всю точную и щепетильную обработку, которую вы будете осуществлять после оцифровки сигнала. Другими словами, вы закладываете основу будущего качества композиции.

    У нас все уже готово к записи. Запускайте необходимое программное обеспечение (Adobe Audition и системный микшер записи). Создайте новый файл с необходимыми параметрами. Включайте музыку.

    Настроим уровень записи. Как уже упоминалось в предыдущем разделе, основная задача при настройке уровня найти положение, когда уровень сигнала будет приближаться к максимальному, но не пересекать его. Для музыкальных фрагментов с большим динамическим диапазоном (например классическая музыка) может потребоваться полностью прослушать фонограмму, при необходимости подстраивая уровень записи, и только после этого начинать запись. Не изменяйте положение регулятора при записи.

    Возвращаем фонограмму к исходной позиции, с которой хотим начать запись, а лучше немного ранее (лишнее всегда отрежется). Нажимаем кнопку Запись редактора и запускаем воспроизведение.

    Тишина в студии, идет запись!

    Во время записи вы можете наблюдать за уровнем сигнала и временем записи. Отрисовка сигнала в главном редакторе будет происходить только если эта опция включена. По умолчанию она выключена, поскольку требует дополнительной вычислительной мощности процессора и в случае перегрузок может привести к сбоям и искажениям записанного сигнала.

    По окончании записи нажмите кнопку Стоп. Вот теперь отрисуется осциллограмма только что оцифрованного сигнала. Не забудьте сразу же сохранить сигнал. Рекомендуется сохранять исходный сигнал и все этапы обработки в несжатом формате аудиоданных Windows PCM. В противном случае вы будете накапливать искажения, вносимые при каждом сохранении аудиосигнала в сжатом формате. Это как при сохранении картинки в сжатом формате с потерей данных JPG. Каждый раз при сохранении теряются данные, пока картинка не станет искаженной до неузнаваемости.

    «ГРАБИМ» АУДИОДИСК

    Извлечение аудиоданных с музыкального компакт диска в английском языке приобрело жаргонное выражение grabbing, откуда и пришло русское выражение, кстати с практически одинаковым смыслом.

    Программ для копирования звуковых дорожек компакт диска в файл существует великое множество. В редакторе Adobe Audition эта возможность встроенная. Вызывается командой меню ФайлИзвлечь аудио с CD (File – Extract audio from CD). Окно диалога, который появляется после вызова этой команды представлено на рисунке.

    Окно диалога извлечения аудиоданных с компакт-диска

    Рассмотрим назначение элементов управления этого окна.

    Раскрывающийся список под наименованием Устр-во (Device) служит для выбора привода компакт дисков, в котором находится аудиодиск.

    В группе Опции интерфейса (Interface options) выбирается интерфейс, с которым будет работать CDROM. Под опцией Generic Win32 подразумевается программно управляемый обмен данными, его следует выбирать только если привод не захотел корректно работать по интерфейсу ASPI/SPTI. При выборе интерфейса ASPI/SPTI становятся доступными дополнительные опции: Метод чтения (Read method), CD Скорость (CD speed) для выбора скорости чтения диска, Размер буфера (Buffer size) определяет размер дополнительного программного буфера при чтении диска, Поменять порядок байтов (Swap byte order) для чтения дисков на компьютерах Macintosh, Поменять каналы (Swap channels) левый, правый местами, Ускорить перед извлеч. (Spin up before extraction) раскручивает диск до начала извлечения данных.

    В группе Выбор источника (Source selections) выбираем откуда будем извлекать данные. При выборе Трек (Track) и ниже необходимой звуковой дорожки (или дорожек) будет извлечен полностью аудиотрек (аудиотреки). При выборе Время (Time) аудиоданные будут извлекаться по заданным в полях Начало (Start) и Длина (Length) параметрам. Формат задания данных – часы: минуты: кадры, для аудиодиска один кадр равняется 75 секундам. Для наглядности при выборе как аудиодорожек, так и временного интервала показывается относительное положение извлекаемого фрагмента на всем диске.

    Выбор опции Извлечь в одну волну (Extract to single waveform) позволяет поместить все считанные данные последовательно в одну звуковую дорожку друг за другом.

    Как известно, спецификация компакт-диска определяет хранение на диске дополнительных данных для коррекции считываемой с ошибками информации.

    Все не очень древние приводы компакт дисков обладают встроенной системой коррекции ошибок, которая и будет выбрана, CDDA точная (CDDA Accurate) в группе Коррекция ошибок (Error correction). В случае если программа не увидит у привода возможности коррекции ошибок, будут доступны опции Без коррекции (No correction) и Коррекция джиттера (Jitter correction), программная коррекция по изменению фазового сдвига.

    Не все устройства чтения компакт дисков одинаково хорошо справляются с коррекцией ошибок. Причем отлично работающая коррекция Data CD может неуверенно работать с аудио CD и наоборот. Для определения качества извлечения данных с компактдиска существуют специальные тестовые программы, такие как Nero CD Speed. Также в Интернете можно найти сравнительные тесты разных приводов.

    Если вы собираетесь много работать с аудио компакт-дисками, то необходимо обратиться к подобным источникам. Сохранить выбранные опции и установки можно в окне Пресет (Presets). Прослушать, как будет звучать извлеченная фонограмма можно кнопкой Просмотр (Preview).

    Нажатие кнопки ОК начинает процедуру извлечения аудиоданных, после чего они будут помещены в звуковую дорожку приложения.

    ИЗВЛЕКАЕМ АУДИОДОРОЖКУ ИЗ ФИЛЬМА

    Приложение Adobe Audition ориентировано в том числе и на обработку звуковых дорожек фильмов и видеофрагментов.

    Для этого предусмотрены операции извлечения аудиоданных из видеофайлов, организация видеодорожки в мультитрековом режиме редактирования.

    Выборка звуковой дорожки из фильма происходит по команде Файл – Открыть аудио из видео (File – Extract audio from video). Диалоговое окно, которое появится после вызова этой команды, показано на рисунке.

    Окно диалога извлечения аудиоданных из видео

    Окно похоже на окно команды Открыть файл. В списке Тип файлов можно выбрать тип открываемого видеофайла. Опцией Показать инфо файла (Show file information) включается отображение информации о формате звука в файле. Извлечение данных начинается после нажатия на кнопку Открыть. На экране отобразится индикатор прогресса. После его завершения загруженные данные помещаются в новый файл. Файл будет иметь те же параметры сигнала, что и исходный видеофайл.

    СИНТЕЗИРОВАНИЕ ЗВУКА

    До сих пор, рассматривая заполнение волновой формы сигналом, мы подразумевали получение звуковых сигналов уже записанных или синтезированных кем-то или чем-то. Но есть группа команд редактора, предназначенных именно для генерации (синтеза) звуков.

    Первой рассмотрим команду генерации тишины. Именно так, как это ни странно, тишина тоже требует средств. Хотя применительно к тишине правильней будет сказать «заполнение тишиной», поскольку никаких вычислительных операций редактор не производит. На осциллограмме сигнала тишина выглядит прямой горизонтальной линией с нулевым уровнем. Вызывается командой главного меню СозданиеТишина (Generate – Silence). В окне генерации тишины задается только время беззвучного фрагмента.

    Вставляется с позиции указателя, причем уже существующий сигнал как бы раздвигается для вставки нового фрагмента.

    Еще одной командой синтеза сигнала представлена команда для генерации звуков тонального набора телефона. Тяжело сказать, где можно применить эти звуки, но кто знает… Вызывается командой главного меню СозданиеDTMF сигналы (Generate – DTMF signals). В окне команды задаются последовательность цифрового набора и некоторые дополнительные опции.

    Следующим звуком, который можно синтезировать, будет шум. Шум имеет большое значение в работе со звуком. И не столько в качестве шума, сколько в качестве широкополосного источника сигнала.

    Например, удобно использовать шумовой сигнал для исследования амплитудно-частотных свойств аудиоаппаратуры. Для правильного считывания характеристики какого-либо аппарата необходимо снять АЧХ как аудио-аппарата, так и самой звуковой карты. Из их разницы получить результирующую АЧХ аппарата. Снять АЧХ звуковой карты довольно просто. Для этого надо подключить вход звуковой карты с выходом и подать на выход широкополосный равномерный сигнал. Произвести запись фрагмента. С помощью анализатора получить АЧХ. Похоже выглядит операция снятия АЧХ с магнитофона. Необходимо сначала записать широкополосный сигнал на ленту, затем считать его. В считанном фрагменте содержатся части АЧХ звуковой карты, магнитофона, магнитофонной ленты. После вычитания АЧХ звуковой карты мы получим характеристику магнитофона.

    Но самое интересное состоит в том, что теперь мы можем выровнять АЧХ магнитофона, обработав оцифрованный фрагмент обратной зависимостью от полученной характеристики с помощью FFT-фильтра. О том, как использовать упомянутые инструменты, расскажем чуть позже, в разделе «Обработка звука».

    Это один из примеров, где может пригодиться генератор шума. Немного стоит остановиться на классификации шума.

    Окно диалога генератора шума

    Шум принято делить по цветам: коричневый, розовый и белый. Цветовые обозначения приняты адекватно их положению в спектре света. Цвет света с минимальной частотой – красный, с максимальной – фиолетовый. В коричневом шуме преобладают низкочастотные (красные) составляющие, в розовом более равномерное распределение составляющих, но все равно с уклоном в красную область. Белый шум имеет равномерный спектр по всему звуковому диапазону. Вызывается генератор шума командой главного меню СозданиеШум (Generate – Noise). Внешний вид окна генератора шума показан на рисунке.

    Как видим, в окне задается тип (цвет) шума, стиль шума, интенсивность шума и длительность генерируемого фрагмента. Стилем задается распределение шума по стереоканалам.

    Опцией Пространственное стерео (Spatial stereo) указывается на формирование шума от трех источников звука, сигнал от которых задерживается на время заданное в одноименном поле. Опцией Независимые каналы (Independent channels) включается генерация шума отдельно для каждого канала. Опция Моно (Mono) – одинаковый сигнал в обоих каналах. Опция Инверсия (Inverse) включает стиль, при котором сигнал в обоих каналах одинаковый, но находится в противофазе.

    И, наконец, команда, которая синтезирует «настоящий» звуковой сигнал. Генератор тона вызывается командой главного меню Создание – Тона (Generate – Tones). Внешний вид окна показан на рисунке «Окно диалога генератора тона». кно диалога генератора тона

    О

    С помощью этой команды можно создавать свои звуковые эффекты (сэмплы), которые позже использовать в рабочем проекте. В окне задаются Базовая частота (Base frequency) генерируемого сигнала, частота сигнала, модулирующего базовый, – в поле Модуляция (Modulate) и Частота модуляции (Modulation frequency).

    В группе Частотные компоненты (Frequency components) задаются уровни основного сигнала и его гармоник. Частота гармоники задается с помощью целого коэффициента, расположенного под регулятором уровня частотного компонента. Например, для базовой частоты 3 кГц частота третьей гармоники будет равна 9 кГц.

    В группе dB громкость (dB Volume) задается уровень синтезируемого сигнала для каждого канала.

    В раскрывающемся списке Особь (Flavor) можно выбрать форму сигнала из синусоидальной, треугольной или прямоугольной. В группе Фаза (Phasing) задаются параметры управления фазами сигналов стереоканалов. Поле Начальная фаза (Start phase) задает с какой фазы начинать генерацию. Поле Разница фаз (Phase difference) задает фазовую разницу между правым и левым каналами. Поле Коэффициент изменения (Change rate) задает частоту изменений фазы или количество ее оборотов в секунду.

    Возможно синтезировать сигнал, изменяющийся во времени. Это возможность становится доступна после снятия флажка с опции Фикс. на этих настройках (Lock to these settings only). После этого становится доступными две закладки – Исходные настройки (Initial setting) и Конечные настройки (Final settings). На каждой из них задается свой набор параметров генерируемых колебаний, соответствующих начальной и конечной точки генерации. В промежуточных значениях времени задающие параметры рассчитываются по линейному закону.

    Режем, клеим

    В этом разделе научимся работать «ножницами». В большинстве случаев, составляя собственную композицию, вы будете заниматься поиском и выбором фрагментов и даже отдельных звуков. А чтобы вырезать и вставить найденные данные понадобятся навыки, приобретенные в этом разделе.

    В основе успешного проведения операций монтажа лежит умение правильно найти и выделить фрагмент. Немного попрактикуемся в выделении областей.

    ВЫДЕЛИ ЭТО

    Для успешного проведения операций монтажа необходимо уметь пользоваться инструментом выделения фрагментов.

    Немного попрактикуемся в выделении областей. Допустим, нам необходимо начать воспроизведение с определенного места. Для этого надо установить указатель в нужное место сигнала и нажать кнопку Воспроизведение, скажете вы, и будете правы. Но попробуйте установить курсор точно в заданную вами позицию, это будет не просто.

    Особенно если установить указатель нужно достаточно точно.

    Один способ, с помощью численного задания координат в панели управления выделением / видом, мы упомянули ранее. Но этот способ удобен не всегда, в большинстве случаев такой способ будет только замедлять работу. Более удобен способ определения области с помощью кнопок управления курсором на клавиатуре.

    Как уже упоминалось, для установки указателя достаточно подвести курсор мыши к нужному участку и нажать левую кнопку. Затем для подведения указателя точно к необходимому месту воспользуйтесь кнопками Влево, Вправо на клавиатуре. Для увеличения или уменьшения горизонтального масштаба сигнала можно воспользоваться колесиком мыши. Чтобы выделить фрагмент, снова воспользуйтесь кнопками управления курсором, удерживая кнопку Shift.

    Можно воспользоваться мышью. Для этого способа выделения опцию Правый клик вида правки (Edit view right-clicks) необходимо установить в Расширить выделение (Extend selection). Выделение осуществляется аналогично, подводим курсор мыши к началу, нажимаем левую кнопку и, не отпуская ее, ведем курсор до конца фрагмента. А вот для корректировки границ выделенного фрагмента используем правую кнопку мыши, при этом ближайшая граница (начало или конец) будет скорректирована к указанной позиции.

    Программа готова помочь вам в поиске и выделении границ. Для этого предусмотрены специальные инструменты. Одним из них является целая группа инструментов под названием Пересечение нуля (Zero crossings). В группе содержатся команды, с помощью которых границы выделенного диапазона можно передвинуть в место пересечения сигналом нулевой отметки. Необходимо это для предотвращения щелчков в местах вырезки и вставки музыкальных фрагментов.

    Произвольно выделенный фрагментВыделенный фрагмент после команды «Указать выделение внутри»

    Рассмотрим последовательно команды группы Пересечение нуля (Zero crossings), расположенной в меню Редактирование (Edit). Команда Указать выделение внутри (Adjust selection inward) Shift+I перемещает границы выделенного фрагмента к ближайшим точкам пересечения с нулевым уровнем, расположенным внутри выделенного фрагмента. Для наглядности посмотрим на рисунок «Произвольно выделенный фрагмент», где показана произвольно выделенная область, а затем на рисунок «Выделенный фрагмент после команды…», где показан выделенный фрагмент после применения команды Указать выделение внутри.

    Команда Указать выделение снаружи (Adjust selection outward) (Shift+O) перемещает границы к пересечению снаружи выделенного фрагмента.

    Команда Указать от левой стороны влево (Adjust left side to left) (Shift+H) перемещает левую границу к ближайшему пересечению слева.

    Команда Указать от левой стороны вправо (Adjust left side to right) (Shift+J) перемещает левую границу к ближайшему пересечению справа.

    Команда Указать от правой стороны влево (Adjust right side to left) (Shift+K) перемещает правую границу к ближайшему пересечению слева.

    Команда Указать от правой стороны вправо (Adjust right side to right) (Shift+L) перемещает правую границу к ближайшему пересечению справа.

    Не забывайте, что при редактировании стереосигнала пересечение нулевой отметки правого и левого каналов могут разниться. Поскольку при поиске точки пересечения с нулем участвуют оба канала, некоторые визуально одновременные переходы могут пропускаться автоматическим поиском именно по причине их неодновременности.

    Следующий помощник позволяет найти границы такта. Эта функция справедлива в первую очередь к ритмичным повторяющимся композициям, таким как ритмичный ударник. Находится группа команд в главном меню РедактированиеПоиск ритма (Edit – Find beats).

    Для поиска фрагмента нужно поместить указатель до начала предполагаемого такта. Затем применим команду Найти следующий такт – Левая сторона (Find next beat – Left side) (Shift+[). Указатель переместится к началу предполагаемого такта. Следующая команда должна быть Найти следующий такт – Правая сторона (Find next beat – Right side) (Shift+]). Программа найдет следующий по ходу перепад, который и будет правой границей выделенного фрагмента. Даже если автоматическое определение не смогло точно указать границы такта, как правило, они близки к найденным. Остается подкорректировать их вручную.

    Параметры для работы этой команды задаются в окне одноименной команды Поиск тактов (Find beats). Значением Подъем (Decibel rise) задается уровень изменения сигнала, который будет принят за перепад, а значением Время (Rise time) задается время, в течение которого перепад должен завершиться.

    Еще одна группа инструментов с названием Автокью (Auto-cue) позволяет найти в заданном участке голосовой фрагмент. Например, если вы захотите из фильма вырезать любимую фразу «Конец фильма», вы можете воспользоваться этим средством.

    Для этого в вашем распоряжении имеются перечисленные ниже команды.

    Команда Изменить выделение на фразу (Adjust selection to phrase) осуществляет поиск фразы в выделенном ранее фрагменте и по результатам поиска корректирует границы выделения.

    Команда Найти и отметить фразы (Find phrases and mark) осуществляет поиск по заданному диапазону и отмечает все фразы, которые смогла найти программа. Причем составляется порядковый список фраз, который вместе с временными параметрами заносится в панель управления проектом.

    Команда Найти и отметить такты (Find beats and mark) в заданной области производит поиск границ тактовых сигналов и заносит их в панель управления проектом под присвоенными номерами.

    Команда Вырезать цифровую тишину (Trim digital silence) удаляет сигнал слева и справа от выделенной области. Можно сказать, что заполняет невыделенную область тишиной.

    Параметры для работы этих функций можно изменить командой Установки Авто-кью (Auto-cue settings). В группе Аудио будет считаться «тишиной» когда: (Audio will be considered silence when) задается уровень порога и минимальное время нахождения сигнала ниже порогового уровня, при котором сигнал будет считаться тишиной.

    В группе Аудио будет считаться действ, когда: (Audio will be considered as valid when) задается уровень порога и минимальное время нахождения сигнала выше порогового уровня, при котором сигнал будет считаться полезным. Эти параметры программа может попробовать определить самостоятельно. Для этого нужно нажать кнопку Найти уровни (Find levels) в окне Установок Авто-кью (Auto-cue settings).

    С помощью инструмента Привязка (Snapping) можно включить «примагничивайте» при перемещении курсора. При этом выделение может быть привязано к временным интервалам, к границам фраз и к границам такта. Вызывается меню привязок командой Редактирование – Привязка (Edit – Snapping).

    Опция Привязать к линейке точно (Snap to ruler Fine) включит «прилипание» границы выделения к ближайшей линии координатной сетки при проведении курсора около нее.

    Опция Привязать к линейке грубо (Snap to ruler Coarse) работает аналогично предыдущей команде с расширенной областью «притягивания» привязки.

    Опция Привязать к Кью (Snap to cues) включает привязку при выделении к линиям отметки фрагментов, полученных командами АвтоКью (Auto-cue) и Авто Такт (Auto-beats).

    Опция Привязать к пересечениям нуля (Snap to zero crossing) включает привязку к точкам пересечения сигнала с нулевым уровнем.

    Опция Привязать к Кадрам (Snap to frames) включает привязку по кадрам видеофайла и применяется при редактировании звуковой дорожки фильма. Если все опции выключены, перемещение границ выделяемого участка происходит точно в соответствии с движением курсора мыши.

    Осталось добавить, что выделить весь сигнал можно командой РедактированиеВыбрать всю волну (Edit – Select entire wave) или комбинацией Ctrl+A на клавиатуре.

    С помощью этих простых средств можно быстро и достаточно точно выделить нужный фрагмент.

    НАРЕЗКА

    Научившись говорить «что», можем браться за ножницы.

    Начиная эксперименты с инструментами вырезки / вставки фрагментов, не забудьте о таких важных командах, как Отменить (Undo) (Ctrl+Z) и Вернуть Отмену (Redo) (Ctrl+Shift+Z). Еще одно небольшое дополнение. Как вы знаете, команды вырезки, вставки, копирования работают через буфер обмена.

    Разработчики программы расширили возможности и в этом направлении. В программе мы имеем не один буфер обмена, а целых шесть. Пять из них работают только в приложении, но имеют «длинную» память. А один стандартный буфер операционной системы, с помощью которого можно обмениваться информацией с другими приложениями. Выбрать текущий буфер можно командами РедактированиеНастроить текущий буферБуфер 1 (Ctrl+1) до Буфер Windows (Ctrl+6) (Edit – Set current clipboard). Содержимое пяти буферов приложения сохраняется в служебных файлах на диске. Поэтому при следующем запуске редактора они содержат последнюю информацию, которую вы туда поместили.

    Не нарушая стандартов Windows, редактор предлагает команды Копировать (Copy) (Ctrl+C), Вырезать (Cut) (Ctrl+X) и Вставить (Paste) (Ctrl+V). Действие команд обозначено в их названии. При копировании в выбранный буфер копируется выделенный фрагмент, при вырезании переносится.

    Команда Вставить делает обратную операцию, вставляет из выбранного буфера фрагмент в текущую позицию курсора.

    Команда Удалить выделение (Delete selection) (Del) производит операцию аналогичную команде Вырезать, только без сохранения вырезаемых данных в текущем буфере обмена. Команда Обрезать (Trim) (Ctrl+T) вырезает невыделенные участки и оставляет только выделенный диапазон.

    К вашим услугам и расширенные команды копирования. Это команда Вставить в новый (Paste to new) (Ctrl+Shift+N), которая создает новый файл и вставляет в него фрагмент, содержащийся в текущем буфере.

    И команда Копировать в новый (Copy to new), которая создает новый файл и копирует в него выделенный фрагмент.

    Далее идут специальные команды. Команда Микшировать вставку (Mix paste) (Ctrl+Shift+V) накладывает на редактируемый сигнал данные текущего буфера. Диалоговое окно, появляющееся после вызова команды, показано на рисунке.

    Окно микширования сигнала с содержимым буфера

    Рассмотрим опции, задаваемые в этом окне. В группе Громкость задается уровень вставляемого фрагмента (в процентах) отдельно для левого и правого каналов. Если включена опция Фиксировать л/п (Lock left/ right), громкость обоих каналов меняется одинаково. Включенная опция Инверт (Invert) меняет полярность сигнала (смена положительной полуволны на отрицательную и наоборот).

    Способ вставки фрагмента выбирается в левой, нижней группе. Опция Вставка (Insert) означает, что фрагмент будет вставлен в разрыв сигнала, в место, на которое указывает положение указателя. При выбранной опции Перекрытие (Overlap) фрагмент наложится на текущий сигнал, начиная с положения указателя. Если включена опция Замена (Replace), вставляемый фрагмент заменяет данные текущего сигнала. Опция Модуляция (Modulate) производит амплитудную модуляцию основного сигнала по вставляемому фрагменту. Тут же расположен флажок Переход (Crossfade), который позволяет включить на время, указываемое слева от флажка, нарастание и спад вставляемого фрагмента для избегания щелчков в местах вставки фрагментов. Правее расположена группа, в которой выбирается источник сигнала. Вставлять фрагмент можно из активного буфера обмена, Windows-буфера или файла. После выбора в качестве источника вставляемого фрагмента файл необходимо указать сам файл нажатием кнопки Выбрать файл (Select file). И опция Цикл (Loop paste) позволяет включить режим повторяющейся вставки, количество повторений задается в расположенном правее поле ввода.

    Процесс вставки с микшированием запускается сразу после нажатия кнопки ОК.

    Следующая команда Удалить тишину (Delete silence) предназначена для нахождения и удаления из сигнала участков тишины. Результат аналогичен записи с помощью диктофона. После вызова команды открывается меню, показанное на рисунке.

    В группе «Тишина» определяется как:

    (Silent is defined as:) задаются условия, при выполнении которых обрабатываемый участок будет считаться тишиной. Это пороговый уровень сигнала и минимальное время нахождения сигнала ниже порогового уровня.

    Окно задания параметров команды «Удалить тишину»

    В группе «Аудио» определяется как: (Audio is defined as:) задаются условия, при выполнении которых программа посчитает сигнал полезным. Это минимальный уровень сигнала и минимальная его длительность.

    Кнопка Найти уровни (Find levels) позволяет программе автоматически найти данные для определения «тишины» и «аудио». Флажок Отметить удаления в кью-листе (Mark deletions in cue list) включает маркировку удаленных участков тишины.

    В поле Ограничить тишину до (Limit continues silence to) задается минимальная длительность «тишины». Если сигнал, определяемый как тишина, имеет длительность меньше, чем указано в этом поле, то над ним не производится никаких действий. Если же сигнал удовлетворяет условиям «тишины» и проходит вырезку, то на его месте оставляется фрагмент с длительностью, указанной в этом поле.

    Группа Результаты сканирования содержит кнопку Искать тишину (Scan for silence now), после нажатия на которую происходит предварительный поиск фрагментов, удовлетворяющих заданным условиям. Результат поисков о количестве фрагментов будет отображен над этой кнопкой. Для запуска процесса вырезки фрагментов необходимо нажать кнопку ОК.

    Ну что ж, объем книги ограничен, и здесь нам придется расстаться. Надеюсь, что мне удалось помочь вам освоить один из самых популярных звуковых редакторов – программу ADOBE Audition.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.