|
||||
|
Фото ![]() С наибольшей силой самодержавное своеволие Петра Великого, его русский максимализм и любовь к демонстративному жесту проявились в самом драматичном и символическом поступке царя – основании в 1703 году Санкт-Петербурга, будущей столицы империи. ![]() Петербуржцы, собравшиеся на открытии монумента Петру Первому в 1782 году, не догадывались, что перед ними – главнейший, вечный, навсегда самый популярный символ их города. ![]() Петербургское наводнение 1824 года вдохновило Пушкина на создание «Медного всадника» (1833): так сошлись природа, история и поэзия. ![]() Конная статуя императора, устремленная в небо, но укорененная в камне, породила легенду: пока монумент стоит на месте, Петербург не погибнет. ![]() Без Пушкина мифа о Петербурге, вероятно, не было бы. Силой своего воображения поэт поместил монумент Фальконе в центр петербургской легенды. После поэмы «Медный всадник» этот памятник олицетворяет величие и бессмертную красоту города, но также напоминает о тяжких бедах, выпавших на долю Северной столицы. Автопортрет Пушкина, 1829. ![]() Медный всадник преследует несчастного Евгения: в поэме Пушкина конная статуя – не только сам Петр I, но воплощение безжалостной силы государства. Что важнее – счастье маленького человека или торжество великой империи? Гениальность Пушкина в том, что он не дает прямого ответа на этот вопрос. Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику», 1916. ![]() Михаил Глинка – отец петербургской музыки: в его «Вальсе-Фантазии» эротическое томление приобретает спиритуальный оттенок. Эта музыка предвосхищает и Чайковского, и Ахматову. ![]() Императорский Петербург зимой: величавый вид на Неву и Исаакиевский собор. Литография середины XIX века. ![]() Гоголь сотворил свой альтернативный миф о Петербурге: в его произведениях возник город-мираж, город-монстр. Туман, тьма и холод… Рисунок Натана Альтмана, 1934. ![]() Гоголевский Невский проспект: «Всё обман, всё мечты, всё не то, чем кажется!» ![]() Достоевский о Петербурге: «Виноват, не люблю я его. Окна, дырья, – и монументы». Гравюра на дереве Владимира Фаворского, 1929. ![]() Призрачный Петербург Достоевского – один из величайших образов мировой литературы. Иллюстрация Мстислава Добужинского к «Белым ночам» погружает нас в атмосферу тихого отчаяния. ![]() В вокальном цикле Мусоргского «Без солнца» Петербург, как и в романах Достоевского, отвергает «униженного» человека. Этот портрет был создан Ильей Репиным за десять дней до смерти композитора от алкоголизма в 1881 году. ![]() В балете Чайковского «Спящая красавица», поставленном Мариусом Петипа, молодой Александр Бенуа увидел «смесь странной правды и убедительного вымысла», позволявшую освободиться от влияния петербургских мифов Гоголя и Достоевского. Фотография 1890 года, сделанная после премьеры «Спящей красавицы» в Мариинском театре. ![]() Архитектурная гармония Петербурга, классическая стройность его зданий отразились в ностальгических балетах Петипа. ![]() Шестая симфония Чайковского пронизана чувством обреченности, в ней композитор отпевает не только себя, но и Петербург. Чуткая душа Чайковского первой ощутила приближение исторических катаклизмов. ![]() «Пиковая дама» Чайковского напоминает слушателям об «отраве петербургских ночей, сладком мираже их призрачных образов». Эскиз Владимира Дмитриева к постановке «Пиковой дамы», 1931. ![]() Групповой портрет членов «Мира искусства» работы Бориса Кустодиева. Это художественное объединение было самым влиятельным в истории русской культуры, но после революции многие его активные участники оказались в изгнании на Западе. ![]() Александр Бенуа, возродивший культ Петербурга на рубеже веков, умер в Париже в 1960 году. Портрет Бенуа работы Леона Бакста, 1898. ![]() Замыслы Бенуа осуществлял Сергей Дягилев: его организационный гений и безупречный вкус вывели петербургское искусство на мировую сцену. Дягилев умер в Венеции в 1929 году. Портрет Дягилева работы Валентина Серова, 1908. ![]() Михаил Фокин, воплотивший идеи «Мира искусства» в балете, умер в 1942 году в Нью-Йорке. ![]() Игорь Стравинский, умерший в 1971 году в Нью-Йорке, до конца своих дней настаивал, что Петербург ему «дороже любого другого города в мире». Портрет работы Василия Шухаева, 1933. ![]() В балете «Петрушка» Стравинский, Бенуа и Фокин впервые создали для западной аудитории идеализированный ностальгический образ Петербурга. Эскиз Александра Бенуа для парижской премьеры «Петрушки» в 1911 году. ![]() Николай Римский-Корсаков создал композиторскую школу, к которой принадлежали три ведущих музыкальных гения ХХ века – Стравинский, Прокофьев и Шостакович. ![]() Как «беззаконная комета» ворвался в музыкальную жизнь дореволюционного Петрограда Сергей Прокофьев. Портрет работы Александра Бенуа. ![]() Из Петербургской консерватории, которую возглавлял Александр Глазунов, вышли многие величайшие исполнители нашего времени – среди них скрипачи Яша Хейфец и Натан Мильштейн. На снимке Александр Глазунов и Натан Мильштейн. ![]() Эстета и мистификатора Михаила Кузмина в Петербурге называли «самым великим из малых поэтов». Портрет работы Константина Сомова, 1909. ![]() Матильда Кшесинская, скандально известная звезда императорского балета и любовница Николая II в бытность его наследником, стала символом успеха, которого может добиться в Петербурге артистка, «дама полусвета». ![]() «В те времена не было ни одной думающей девушки в России, которая не была бы влюблена в Блока». Эта открытка с фотографией Александра Блока разошлась по стране в десятках тысяч экземпляров. ![]() Критики вычитывали в ранних стихах Анны Ахматовой «болезненный надрыв души» петербурженки начала века. Портрет Ахматовой работы Натана Альтмана, 1914. ![]() Ахматова со своим первым мужем, Николаем Гумилевым, и их сыном Левушкой: все трое стали жертвами и героями русской истории ХХ века. ![]() Проводы поэта-футуриста Бенедикта Лившица на фронт в 1914 году. Слева направо: Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Лившиц, художник Юрий Анненков. Только Чуковский дожил в России до преклонного возраста. Анненков эмигрировал, а Лившица и Мандельштама затянула воронка сталинского террора. ![]() На футуристической выставке в Петрограде в 1915 году «Черный квадрат» Казимира Малевича был помещен высоко в углу, точно икона. Эта легендарная картина действительно стала иконой мирового абстрактного искусства. ![]() После Февральской революции в Петрограде: разгром полицейского архива. ![]() В 1918 году по решению Ленина правительство страны переехало из Петрограда в Москву; Северной столице был нанесен непоправимый политический и экономический урон. Однако после смерти Ленина в 1924 году Петроград был переименован в Ленинград. Рисунок с натуры Натана Альтмана, 1920. ![]() Одним из парадоксов революционного искусства стал агитационный фарфор: изысканные сервизы в голодном городе. Тарелка работы Сергея Чехонина, умершего в Германии в 1936 году. ![]() Петроградские художники на службе революции. Плакат Владимира Лебедева «Красноармеец и матрос», 1920. ![]() В авангарде петроградского балета: Жорж Баланчивадзе (будущий Джордж Баланчин) со своей первой женой, Тамарой Жевержеевой, в па-де-де, поставленном им самим, 1923. ![]() «Петербургский чудак» Левкий Жевержеев, отец Тамары и покровитель футуристов, финансировал постановку трагедии «Владимир Маяковский». ![]() Художник Владимир Дмитриев – друг Баланчина, вместе с ним основавший экспериментальный «Молодой балет». Впоследствии четыре раза получал Сталинскую премию, но после ареста жены жил в постоянном страхе и умер от сердечного приступа в возрасте 47 лет. ![]() Обложка брошюры, выпущенной к постановке «танцсимфонии» Федора Лопухова «Величие мироздания». Этот балет оказал огромное влияние на молодого Баланчина. ![]() Эскиз костюма пристава к «Ревизору» Гоголя, поставленному в 1927 году в ленинградском Доме печати режиссером Игорем Терентьевым. Спектакль был оформлен учениками художника Павла Филонова. ![]() Иллюстрация Владимира Лебедева (1929) к стихотворению Самуила Маршака «Цирк». Детские книжки Лебедева подверглись критике как «формалистические», в передовице «Правды» (1936) его обозвали «художником-пачкуном». ![]() Обвинение в формализме долгие годы висело над «Фабрикой эксцентрического актера» (ФЭКС), основатели которой, кинорежиссеры Григорий Козинцев (на снимке слева) и Леонид Трауберг (второй справа), стали впоследствии ведущими режиссерами «Ленфильма». ![]() Дмитрия Шостаковича называли «ленинградским Моцартом», но в 1936 году «Правда» разгромила его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» как «сумбур вместо музыки». Портрет Шостаковича работы режиссера Николая Акимова, 1933. ![]() Фотография 1923 года: Михаил Зощенко на вершине своей популярности. Зощенко перестали печатать в 1946 году, когда Жданов объявил его «подонком литературы». ![]() Сталин и Жданов у гроба Кирова, убитого в Ленинграде в 1934 году. Сталин использовал это убийство как предлог для развязывания массовых репрессий. ![]() «Оглушенный ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар – в лицо. Я потерял сознание». Так поэт Николай Заболоцкий, арестованный НКВД в 1938 году, описывал допрос в так называемом Большом доме на Литейном проспекте. ![]() В 1929 году, за несколько месяцев до выхода своей книги о Достоевском, Михаил Бахтин в ходе операции по ликвидации ленинградских подпольных философских и религиозных кружков был арестован. Его отправили в ссылку в Казахстан. ![]() Даниила Хармса арестовали в 1941 году. Объявленный сумасшедшим, он вскоре умер в тюремной психиатрической больнице. ![]() Образ Ленинграда как города-мученика закрепился в народном сознании после 900-дневной блокады в годы Великой Отечественной войны. ![]() После войны новое поколение ленинградских художников нащупывало пути к неофициальному искусству. Так выглядел памятник Ленину на рисунке Рихарда Васми. ![]() В 1962 году гастроли балетной труппы Баланчина в Ленинграде (как и триумфальный визит Стравинского) положили начало воссоединению двух ветвей культуры Петербурга. Этот процесс затянулся на десятилетия: произведения эмигранта Набокова были опубликованы в Советском Союзе только в конце 1980-х. Фотография Марианны Волковой. ![]() Иосиф Бродский, высланный из Советского Союза в 1972 году и получивший Нобелевскую премию в 1987-м, завершил начатое Стравинским, Баланчиным и Набоковым создание нового петербургского мифа на Западе. Фотография Марианны Волковой. ![]() Прослушав Девятый квартет Шостаковича, Ахматова сказала: «Я только боялась, что это когда-нибудь кончится». На снимке: Соломон Волков (первый слева) и его товарищи в Комарове после исполнения ими опуса Шостаковича для Ахматовой. Фотография Славы Осипова, 1965. ![]() Герои Андрея Битова – типичные петербуржцы: сдержанные, наблюдательные, скрывающие глубокую амбивалентность под иронической маской. Фотография Марианны Волковой. ![]() Дирижер Валерий Гергиев вернул Мариинской опере славу ведущего музыкального театра России. Фотография Марианны Волковой. ![]() Один из лидеров русского рока Борис Гребенщиков стал неофициальным голосом ленинградской молодежи в застойные годы. Фотография Марианны Волковой. ![]() В стихах Александра Кушнера звучит сокровенная для Петербурга – Ленинграда тема внутренней свободы. Фотография Марианны Волковой. ![]() Юрию Шевчуку довелось создать самую проникновенную песню о Северной столице – «Черный пес Петербург». Фотография Марианны Волковой. ![]() Каждая постановка Бориса Эйфмана будоражит балетный мир Петербурга. Фотография Марианны Волковой. ![]() Под управлением Юрия Темирканова Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии сохранил славу лучшего оркестра страны. Фотография Марианны Волковой. ![]() Прозу умершего в Нью-Йорке в 1990 году Сергея Довлатова любят новые поколения читателей: в этом залог ее долгой жизни. Фотография Марианны Волковой. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|