Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Живопись
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Общественные здания
  • Глава 8

    Искусство и архитектура

    Живопись

    Древние майя оставили прекрасное наследие из произведений искусства и архитектуры. И хотя живопись, вероятно, не являлась тем видом искусства, где они особо преуспели, развивая высказанные в предыдущей главе мысли, о ней следует сказать особо. Майя использовали живопись главным образом в своих книгах. «Бумагу» для них изготавливали из коры фигового дерева, которую измельчали, толкли и придавали ей необходимую плотность. Затем из нее делали длинные полотна, ширина которых достигала 8—12 дюймов. Их складывали таким образом, чтобы получались страницы шириной в 3 или 4 дюйма, и на эти страницы наносили рисунки с обеих сторон. Для придания поверхности гладкости бумагу покрывали известковой побелкой. Рисунки в дошедших до нас рукописях, очевидно, делались с помощью тонкой кисточки, преобладающими цветами являлись черный и красный, хотя встречаются зеленый, желтый и коричневый. В Дрезденском кодексе качество рисунков превосходно, но в других книгах они выполнены не столь тщательно.

    Образцы живописи майя встречаются на гончарных изделиях, на произведениях из камня и даже на украшениях из нефрита. Однако большая часть живописных произведений, по всей видимости, подверглась разрушительному воздействию влажного тропического климата Центральной Америки и не сохранилась. Поэтому тем большую ценность представляют чудом дошедшие до нас образцы настенной живописи в Бонампаке. Они находятся в трех залах, обнаруженных лишь в 1946 году. Эти залы расположены в здании, длина которого составляет сорок четыре, а ширина почти тринадцать футов, его стены, сужаясь кверху, образуют конусообразный потолок, расположенный над полом на высоте в шестнадцать с половиной футов. Все стены покрыты превосходными фресками, запечатлевшими яркие сцены из жизни майя, в частности связанные с военными походами. На них изображены сцены битв и последующего триумфа победителей, пыток пленных, танцев под музыку, заседаний совета и резко контрастирующие с ними сцены из домашней жизни. Существует мнение, что фрески представляют собой своеобразную запись об одном из победоносных военных походов или о событиях царствования какого-то воинственного вождя.

    Фрески в Бонампаке очень красочны, фигуры людей на них выглядят реалистично, а уровень художественного мастерства произведения в целом весьма высок. Они напоминают собой живописные изображения на египетских гробницах, но фигуры людей на них более естественны, а художественные образы отличаются меньшей условностью. Обладая несомненными художественными достоинствами, рисунки дают еще и возможность почерпнуть много ценных сведений об одежде, обычаях и других сторонах жизни майя.

    Фрески писались прямо на штукатурке, толщина которой составляет примерно два дюйма. По утверждению фон Хагена, штукатуры и художники работали вместе, причем художник наносил рисунки на штукатурку, пока та еще не высохла. «Все три зала, по всей видимости, были расписаны за 48 часов», – писал он. Сопровождающие рисунки иероглифы до сих пор не расшифрованы, но когда-нибудь, возможно, они расскажут нам о том, что на них изображено.

    Из всего обнаруженного на сегодняшний день живопись в Бонампаке является примером наивысших достижений искусства майя, но существуют и другие достойные внимания образцы во многих местах, самые ранние из которых находятся в городе Вашактун. Вполне вероятно, что большая часть скульптурных произведений майя, в особенности многочисленные рельефные изображения, первоначально расписывалась красками.

    Скульптура

    Фрески в Бонампаке настолько поражают своей реалистичностью, что по сравнению с ними скульптурные произведения майя выглядят в целом довольно примитивными. Их отличает условность и стилизация, они часто перегружены большим количеством мелких деталей, хотя уровень мастерства их исполнения обычно высок. Чтобы оценить их по достоинству, необходимо понять их предназначение. Как и большинство имеющих религиозную направленность произведений искусства средневековой Европы, скульптуры майя создавались ради прославления Бога (или в данном случае богов). Европейское искусство того времени помимо прочего ставило себе целью познакомить неграмотный народ с преданиями, связанными с верой, скульптуры майя, наоборот, как правило, устанавливались в храмах или тех частях храмов, куда простой народ не имел доступа. Они были предназначены исключительно для восприятия богов и горстки избранных жрецов. Большинство скульптур представляли собой изображения богов.

    Можно представить, что при столь многочисленной и разноликой плеяде богов майя было важно соблюсти характерные детали в изображении того или иного бога, чтобы он мог быть узнаваем. Ошибка могла стоить дорого. В обществе, где наказанию подвергался танцор за потерю ритма, а музыкант за неправильно взятую ноту, суровое наказание ждало скульптора, который намеренно или случайно допускал ошибку в изображении бога. Знание этого накладывало отпечаток на творчество художника, ограничивая его рамки. Поэтому перед нами предстают ряды стилизованных фигур, чью внешность отличает помпезность, их позы условны, а пышные наряды, в частности головные уборы, весьма символичны. Лишь в побочных деталях, таких, например, как орнаменты из листьев у ног бога или находящиеся рядом с ним животные и птицы, скульптор давал волю своему воображению. Нечто подобное можно обнаружить и в церквях средневековой Европы, где можно найти настоящее изобилие резных изображений людей и животных, как реальных, так и мифологических, на церковных скамьях, хорах и горгульях.

    Не следует забывать и о том, что большое количество сохранившихся и еще большее количество не дошедших до нас скульптур майя были созданы лишь с помощью каменных инструментов. В ранние периоды цивилизации майя большая часть скульптур представляла собой барельефы, но в более поздние периоды скульпторы стали создавать горельефы и пространственные фигуры.

    В течение веков постепенно менялся стиль, и археологи в полной мере пользуются этим, прослеживая историю различных городов. Например, на ранних барельефах фигуры находятся в том же положении, что и на египетских гробницах, то есть лицо и ноги изображены в профиль, а тело повернуто анфас. И почти всегда они смотрят влево. Постепенно эти условности стираются, и примерно к VII—VIII веку до нашей эры скульпторы майя создают различные стоящие и сидящие фигуры и в профиль, и анфас. Возрождение искусства скульптуры происходило в период Новой империи – во времена владычества ица и их мексиканских союзников, – но качество изображений значительно уступает всему созданному ранее своей чрезмерной напыщенностью и перегруженностью мелкими деталями. Начиная с X века до нашей эры и в последующие периоды скульптура обретает новые черты, образцы этой скульптуры можно обнаружить в городе Чичен-Ица. К ним относятся уже упоминавшиеся чак мулы, атланты, знаменосцы и изготовленный из цельной каменной глыбы трон, украшенный головами ягуаров.

    Архитектура

    Большая часть скульптурных произведений майя была обнаружена в каменных сооружениях, при строительстве которых гений майя проявился в наибольшей степени. Архитектура майя эволюционировала из простого дома, многие из которых стояли на низких платформах или помостах. Монументальные здания в городах строились на нескольких уменьшающихся в размерах платформах, расположенных одна на другой в виде ступеней, ведущих к входу в здание. Подобное расположение нашло свое логическое завершение в создании пирамид, усеченных в верхней части. Построенную пирамиду обычно оштукатуривали. Археологу Эрику Томпсону посчастливилось увидеть одну из пирамид в ее первозданном виде, после разборки более поздней по времени создания пирамиды, построенной в соответствии с традициями майя вокруг первой. Вот как он описывает это:



    Разрез сооружения, носящего название «Кастилло» (замок), в Чичен-Ице, демонстрирующий, как новая пирамида строилась вокруг более ранней по времени сооружения.


    «Вся поверхность пирамиды покрыта толстым слоем светлой, кремовой штукатурки, ярко сверкавшей в лучах тропического солнца. Вид этой пирамиды в лунном свете одно из самых волнующих и трогательных зрелищ… Всего несколько представителей белой расы видели или увидят ее в ее первозданной красоте, ибо с каждым сезоном дождей и по мере появления буйной растительности ее украшенная лепниной поверхность будет исчезать. Не пройдет и нескольких лет, как она превратится в бесформенную массу…

    На плоской вершине располагались четыре углубления для столбов, образующие квадрат размером 16 на 11 футов – свидетельство того, что построенный из непрочных материалов храм когда-то венчал пирамиду. Его размеры, соответствующие размерам средней по величине комнаты, позволяли проводить церемонии, требующие присутствия шести – восьми жрецов».

    Приносимых в жертву часто сбрасывали с вершин пирамид, обычно после ритуального убийства, но иногда и до него. Предполагали, что пирамиды служили именно для этого, но в 1952 году было сделано важное открытие, опровергнувшее точку зрения, что пирамиды никогда не использовались для захоронений. Доктор Алберто Руз Луийер, выдающийся мексиканский археолог, проводя раскопки в Паленке, заметил в полу Храма надписей, расположенного на вершине пирамиды на высоте 65 футов, камень с несколькими непонятного назначения отверстиями. Когда камень удалось поднять, под ним оказалась уходящая вниз лестница, по всей видимости намеренно заваленная камнями. Она вела довольно замысловатым путем в находящуюся на уровне основания пирамиды комнату. В ней находились пять или шесть скелетов – по всей видимости, останки принесенных в жертву, – а за ними располагалась огромная каменная плита. Сдвинув плиту, Луийер оказался в похоронной палате верховного правителя (халач уиника), чей скелет, украшенный нефритом и драгоценностями, лежал в большом саркофаге. Возможно, что захоронение было произведено до того, как была построена пирамида, и таким образом сама пирамида являлась памятником великому человеку.

    Хижины крестьян и храмы-пирамиды представляли собой две крайности в архитектуре майя. Промежуточным в стилистическом отношении звеном являлись многочисленные строения, располагавшиеся вокруг храмов и больших площадей в центре городов майя. Их обычно называют «дворцами», но их истинное назначение непонятно. Комнаты в них не имеют окон, а большую часть внутреннего пространства занимает высокий помост. Жилища из них получались бы довольно неудобные, они скорее больше подходят для ритуальных целей. На этом основании полагают, что они использовались представителями высших слоев для приготовлений к важным религиозным церемониям, требовавшим поста и сексуального воздержания.

    Эти здания, зачастую весьма внушительных размеров, возвышаются ярусами вокруг площадей, подобно слоям пирога. Они приземисты, массивны и имеют квадратную форму. Их крыши не совсем плоские, но редко имеют наклон более двенадцати дюймов, чего вполне достаточно для стока дождевой воды. Любопытной особенностью многих из них является расположенный в центре крыши гребень, представляющий собой островерхий конек, возвышающийся на много футов. По всей видимости, он служил для украшения здания. В ряде городов верхняя часть стен домов имеет наклон внутрь под небольшим углом, чем напоминает мансардную крышу.

    В городах майя для строительства зданий использовался камень из близлежащих месторождений. Большинство зданий на Юкатане выстроено из известняка, в горных районах для строительства использовались песчаник, вулканическая порода и даже саман. В западных регионах, входящих в настоящее время в состав мексиканского штата Чьяпас, не было пригодного для строительства камня, поэтому здесь использовали обожженный кирпич. Изнутри пирамиды и платформы, на которых строились храмы и дворцы, укрепляли булыжником. По некоторым оценкам, в одной из пирамид в городе Тикаль около полумиллиона кубических футов булыжника было использовано для кладки, являющейся фундаментом для трех залов, общая площадь которых составляет менее 150 квадратных футов. Столь масштабное предприятие наверняка потребовало колоссального труда, но это, несомненно, мало волновало вельмож Тикаля.

    Любопытным упущением со стороны майя, аналогичным их упущению по достоинству оценить преимущества колеса, было то, что они не смогли найти истинную форму арки. Единственным способом строительства арок у них являлся так называемый консольный способ. При таком способе камни кладки двух параллельных стен должны последовательно выступать навстречу друг другу, пока не образуют свод, увенчанный замковым камнем. Данный принцип требует большой точности, ибо если арка окажется слишком плоской, то это грозит обрушением всей конструкции.

    Общественные здания

    Другие сооружения, располагавшиеся вокруг центральных площадей городов майя, представляли собой стадионы для игры в мяч и некоторые общественные здания, в том числе и аналогичные современным саунам бани. В парных отделениях, где пар получали, поливая раскаленные камни водой, посетители, которыми, вероятно, были вельможи и купцы, принимали паровые ванны, а затем удалялись в соседнее помещение, чтобы охладиться. В городах, где источниками водоснабжения являлись сеноты, их часто облицовывали цементом или камнем. В большинстве случаев город пользовался двумя (и более) сенотами, один снабжал город водой, другой являлся местом жертвоприношения.

    Одной из отличительных особенностей городов майя, и город Копан яркий тому пример, являются каменные стелы, воздвигнутые перед дворцами или храмами. В Копане их тридцать восемь, рядом со многими из них находятся алтари или нечто похожее на них. На некоторых из этих стел есть письменные упоминания о событиях одного царствования с полным указанием дат.

    В Копане, одном из крупнейших городов майя, находятся 5 больших площадей и 16 площадей меньших размеров. В еще более крупном городе Тикале главная площадь имеет размеры 400 на 250 футов. Вокруг этих центральных площадей разрастались города майя с их хаотичной застройкой. Близлежащие предместья, вероятно, были заселены знатью, чьи построенные из дерева дома не уцелели, но их каменные полы сохранились до сих пор. Простые граждане жили в своих небольших крестьянских хозяйствах в более отдаленной зоне. Город майя, таким образом, в некоторых отношениях напоминает современный американский город с его центром, где расположены высокие здания, и окружающей обширной жилой зоной.

    Проложенные по насыпям мощеные дороги вели к центральным площадям и соединяли их с другими площадями. Почти наверняка их использовали для церемониальных процессий. Они простирались от города к городу, образуя дорожную сеть, которую во всей Америке смогла превзойти лишь великолепная система дорог инков. Для строительства дорог майя, носивших название «саче» (что значит «белый путь»), использовался крупный, необработанный камень, поверх которого насыпали измельченный известняк или гравий. Дороги утрамбовывали с помощью больших и очень тяжелых каменных катков. По всей видимости, дороги имели стандартную ширину в четырнадцать с половиной футов. В ранних испанских хрониках отдается должное великолепным дорогам майя, большая часть которых сегодня, конечно, перестала существовать, хотя кое-где с воздуха можно различить направления части из них. Странно, что такая великолепная система дорог была создана для передвигавшихся лишь пешком людей, не имевших никаких транспортных средств.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.