|
||||
|
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ Бог говорит: «Я пребываю там, где воспевают мое имя». Третье упражнение связано с анализом структуры музыкальных произведений. Поэтому наиболее успешно его могут выполнять те люди, которым знакомо сольфеджио. Однако и для несведущих в музыкальной грамоте, данное упражнение будет полезно и выполнимо, главным образом, — за счет аппарата аналогий. Так, анализ музыкального произведения неизбежно включает универсальные аспекты изучения структур любых объектов, независимо от их происхождения и специфических свойств. Об этом свидетельствует хотя бы исследование аналогий в триаде «язык—музыка—математика». Например, сравнение геометрических параллельных с параллелями в музыке обогащает и расширяет само понятие параллельности. То же относится и к ритму: ритмичность характерна не только для музыки, но и существует в природе. Так, ритм бьющегося сердца сопровождает нас с первой до последней минуты жизни в этом теле. Симметрия в музыке или любых других системах имеет глубокий философский смысл: она отражает гармоничное взаимодействие противоположно направленных сил или тенденций (своего рода «инь-ян»), характер симметрии определяет уровень и свойства подобных взаимодействий противоположных полюсов. ТЕХНИКА: Медитируют сидя или лежа. Расслабившись, включить для прослушивания музыкальное произведение. Сосредоточившись на нем, выявить: наличие сходных по звучанию частей, их границы, временные пропорции по сравнению со всей длительностью произведения; наличие вариаций какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения; конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и так далее; сдвиги, повороты, отражения, «зеркало», инверсии: их длительность звучания, интервалы и т.д.; — количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и т.д.; самые высокие по тембру участки и самые низкие, их взаимное расположение; такие участки, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть вам нужно представить себя в качестве автора попурри); — возможности превращения данной музыки в канон (путем введения дополнительных имитационных голосов с отставанием или наоборот — с опережением). Приведенная схема исследования не претендует на универсальность или полноту охвата, и потому она может быть нами рекомендована только как примерная. Однако ясно, что подобную «музыкальную анатомию» следует проделывать для одной-двух мелодий, прослушивая их по нескольку раз; начинать при этом всегда следует с простых и небыстрых по темпу произведений. Для начала можно, например, использовать сочинение Бетховена «Шесть легких вариаций на тему швейцарской песни», состоящее всего з 11 тактов, «Вариации на тему Гайдна» Брамса, «Лунную сонату» Бетховена. ЭФФЕКТ ОТ УПРАЖНЕНИЯ: Упражнение чрезвычайно полезно не только для знатоков и любителей музыки. Развивается образность и скорость мышления, способность к быстрому познанию внутренних свойств явлений, сущность которых как бы развертывается перед вашим внутренним взором, открывая вам все новые и новые грани и свойства, на которые вы раньше не обращали внимания. Попробуйте из хорошо известных вам произведений скомбинировать все три упражнения по медитации над музыкой вместе, создав одну целостную картину. Обратите внимание на то, изменятся ли ранее построенные вами образы и геометрические аналоги для той или иной мелодии. Особенно рекомендуется это упражнение, а также первые два упражнения детям и юношам в возрасте 10—18 лет. Для них эффекты будут намного более ощутимыми, чем для взрослых, и потому будут иметь большее значение. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|