|
||||
|
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ Превращаюсь в аккорд. Не жалейте, Не ищите меня в мире гроз: Дух играет на мне, как на флейте, Выдувая мелодии звезд. Расцветают салютами чакры — Звуки пахнут, растут, как цветы — Ниспадают трехмерные чары Слепоты, глухоты, немоты. Солнце — «ДО», «СИ-бемолем» — Меркурий, А Венера звенит нотой «ЛЯ», «ФА-диез» — это Марсовы бури, «СОЛЬ» аккорда — планета Земля. Из тринадцати сфер льются чувства, Я дрожу в резонансах планет, Я вибрирую цветоискусством — Превращаюсь в невидимый СВЕТ... Музыку можно слушать по-разному: внимательно, «краешком уха», сидя, лежа и так далее. Однако при желании это занятие можно превратить и в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно — от европейского. Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке; для того чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества. Основа для наших упражнений — сравнение музыки с цветовыми, геометрическими и иными аналогами. Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков — последовательность чередования оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу. Воздушные колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств. Так существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными. Высокочастотным (то есть очень «высоким») музыкальным тонам можно поставить в соответствие высокочастотные световые излучения, то есть ультрафиолетовую часть спектра. Наоборот, низким звукам — оттенки инфракрасной области. Таким образом, слушая музыку, можно «переводить» ее про себя в язык цветовых оттенков, как это технически воплощено в цветомузыкальных установках. Однако в цветомузыкальных устройствах это делается крайне неудачно. Йоговская «цветомузыка» имеет внутреннее содержание, существуя в сознании созерцающего. Практически все, что скрыто у нас в подсознании, йога подвергает культивированию сознанием. И здесь, интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами... Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки такого восприятия заложены в нас еще с детства. ТЕХНИКА: Лягте в Шавасану («позу мертвого»). Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии «переводите» все, что вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше с простых, медленных композиций мастеров XV—XVII вв., например Блайтмена, Була, Персепла, Шютца и др. Немного потренировавшись, можно переходить к классической музыке Моцарта, Баха, Бетховена. Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз. Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий. Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений, однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого успеха определяется чисто субъективно. ЭФФЕКТ ОТ УПРАЖНЕНИЯ: Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации. Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности вселенским процессам. Способствует также устранению чувства неуверенности в себе и страха. ПРИМЕЧАНИЕ: Один из возможных побочных эффектов — смена музыкальных вкусов. Не следует обращать на это особого внимания: музыка, как и все остальное, может характеризоваться тремя Гунами (качествами, универсальными свойствами) — тамасом, раджасом и саттвой. Йога способствует обострению тяги к классической, к саттвичной музыке. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|