|
||||
|
15. Движение к изначальной области Люй спросил: Теперь, когда узнал я о принципах очищения тела, можете ли раскрыть значение слов движение к изначальной области? Чжунли сказал: Великое снадобье готово — и нефритовый эликсир возвращается в даньтяни, чтобы омыть бессмертный зародыш. Возникает истинный пар и толкает нефритовый эликсир вверх, дабы преобразить кости тленного тела. Это называется нефритовый эликсир очищает тело. Вот золотые искры вылетают из-за пупка, и Водяное колесо переносит их во Внутренний двор. Двигаясь от верха к середине и затем от середины к нижней области, золотой эликсир возвращается в даньтяни, дабы пестовать золотую киноварь. Пять паров движутся к изначальной области — тогда три Ян собираются в макушке и пар очищается в дух. Но движение 5-ти паров к изначальной области не только очищает тело и позволяет вечно жить в царстве Земли. Значение слов движение к изначальной области известно лишь единицам. Мудрецы древности и наших дней избегали говорить об этом, ибо этот метод обретения бессмертия глубоко сокрыт в действии Неба и Земли. Это величайшая тайна Трех чистых царств: ее таинственные принципы не дано выразить словами, о тонкости различий нельзя ни спросить, ни ответить. Мудрецы опасались, что ученики не поймут суть, запутаются и не смогут задать правильные вопросы. Оттого учителя Дао прошлого не желали разглашать божественное действие Дао, боялись, что навредят этим и себе, и другим. Люй спросил: Сначала нам следует постичь Дао и смысл бессмертия. Затем научиться применять алхимические методы и вникнуть в действие Небес. После этого распознать истинные источники огня и воды; осознать, что дракон и тигр вовсе не происходят из печени и легких; ознакомиться с наиважнейшим принципом извлечения и восполнения; и понять, что свинец и ртуть — совсем не Кань и Ли. Вы поведали о методе обращения вспять круга 5-ти элементов, описали перемешивание 3-х даньтяней. Узнал я о возвращении в даньтяни и очищении тела. Постиг методы достижения долголетия, понял, как одолеть тлен и взойти к святости. И еще постиг я, что метод обретения бессмертия зиждется на очистке пара и продвижении его в изначальную область. Можете ли рассказать о движении в изначальную область? Чжунли сказал: Дао не имеет формы. Великий исток изначально прост. Ясность сверху и мутность внизу слиты вначале в нераздельное целое. Вот Великая Простота в себе разделилась — и нераздельное целое рождает первоначало, которое становится Небом и Землей. Внутри них возникают 5 направлений — восток, запад, юг, север и центр. Каждое направление имеет своего правителя-императора, и у каждого императора есть два ребенка — Инь и Ян. Эти дети суть два пара, что взаимно создают и завершают друг друга, порождая 5 элементов. А пять элементов взаимно создают и завершают друг друга, порождая 6 различных погод — три Инь и три Ян. Как создано мироздание — так рождаются и люди. Когда плод зачат, воспроизводящая эссенция и пар слиты. Затем эссенция и пар разделяются, образуя форму двух почек. Почку слева именуют сокровенное. Восходя с паром, сокровенное переносится в печень. Почку справа именуют самка. Следуя пути жидкости, самка опускается к мочевому пузырю. Ничто породило Сокровенную самку, ведь Ничто — прародитель всех вещей. Происходя из истинного пара отца и матери, Сокровенная самка укоренена в земле чистой Инь. Вот отчего неумирающий дух долины зовется Сокровенной самкой. Вход в нее — корень Неба и Земли. Она — это только две почки, ведь именно из них возникают 5 внутренностей и 6 органов. Печень — элемент дерево, называется цзя и и, родственна Зеленому императору востока. Сердце — огонь, называется бин и дин, родственно Красному императору юга. Легкие — металл, гэн и синь, родственны Белому императору запада. Селезенка — земля, у и цзи, родственна Желтому императору центра. Почки — вода, жэнь и гуй, родственны Черному императору севера. В момент зачатия нет ни формы, ни образа — только Инь и Ян. Когда плод созрел — обрели форму и кишечник и желудок. Шесть паров разделены на три мужских и три женских. Один цельный пар управляет 5-ю элементами, а они, в свою очередь, управляют 6-ю парами. Первыми возникают Инь и Ян: Ян, который внутри Инь, и Инь, которая внутри Ян. Затем появляются металл, дерево, вода, огонь и земля. Эти 5 элементов содержат также: огонь — внутри воды, воду — внутри огня, металл — внутри воды, дерево — внутри металла, огонь — внутри дерева и землю — внутри огня. Эти 5 элементов взаимодействуют — и пары Инь и Ян разделяются на 6 паров. Так Великое Дао порождает 5 элементов, разделившись в себе. После зимнего солнцестояния на Земле появляется первый луч Ян. Он распространяется по 5-ти направлениям — и рождается Ян. Каждый император правит своим временем года, другие же четыре ему в этом помогают. Если Черный император не уступит Зеленому бразды правления по весне — холод не превратится в тепло. И если Красный император не вознамерится принять власть летом — тепло не превратится в жару. После летнего солнцестояния на Земле рождается один луч Инь. Он распространяется по 5-ти направлениям — и с Неба спускается Инь. И вновь, один из императоров правит — остальные помогают. Если Красный император не откажется от трона с приходом осени — тепло не превратится в прохладу. И если Черный император не приготовится править зимой — прохлада не превратится в холод. После зимнего солнцестояния на Земле рождается Ян, и его пары движутся к Небу. После летнего солнцестояния на Небе рождается Инь, и его пары движутся к Земле. Тем, кто следует Дао, следует хорошенько усвоить суть происходящего: каждый день и каждый месяц, лишь только родился первый луч Ян — пары 5-ти внутренних органов двинутся к изначальной области центра; лишь только родился первый луч Инь — жидкости 5-ти внутренних органов двинутся в направлении нижней изначальной области. Ян внутри Инь, Ян внутри Ян и Ян, который внутри Инь и Ян, все они двинутся к верхней области, а дух ума Внутреннего двора вернется в Небесный дворец. Вот что означает движение к изначальной области. Люй сказал: Рожден Ян — 5 паров двинутся к изначальной области центра. Рожден Инь — 5 жидкостей двинутся к нижней изначальной области. Наконец, Ян внутри Инь, Ян внутри Ян и Ян, который внутри Инь и Ян, — все двинутся в верхнюю изначальную область. Кто практикует серьезно, конечно, слышал об этом, однако никто не понимает, как это освободит нас от праха мира сего. Чжунли сказал: Вот родился Ян — и пар изначального Ян, согласно естеству вещей, станет двигаться к изначальной области центра. Родилась Инь — жидкость, что создана скоплением пара, потечет в нижнюю изначальную область. Это также происходит согласно естеству вещей. Если следовать методам и усердно практиковать — непременно освободишься от праха мира. Но коль ты восхотел совершенно преодолеть тленность, войти в божественность, сбросить оболочку и стать бессмертным — сперва сведи дракона и тигра, затем получи Великое снадобье. Лишь только оно будет готово — возникнет истинный пар. Тогда примени к месяцам цикл года, узнав по лунному календарю фазы роста и убывания. Затем примени цикл месяца к каждому дню, следуя нужным числам-управителям. Наконец примени суточный цикл к часам, следуя правильным числам вдохов и выдохов. Если используешь Ян, дабы вскормить Ян, — остатки Инь будут из Ян вычищены; и если используешь Ян, дабы очистить Инь, — Ян в Инь сохранится и не рассеется. Весной печень в силе, а селезенка — слаба. Летом сердце в силе, легкие — слабы. Осенью легкие в силе, печень — слаба. Зимой почки в силе, сердце — слабо. Почки — вот корень и основание жизни. В каждом из 4-х времен года есть такие три недели, когда селезенка в силе, а почки слабы. Значит почки уязвимы круглый год. Вот почему столь многие так легко заболевают. Когда цзя и и правят печенью, следует беречься от помех циркуляции в селезенке. Когда бин и дин правят сердцем — от помех циркуляции в легких. Когда у и цзи правят селезенкой — от помех циркуляции в почках. Когда гэн и синь правят легкими — от помех циркуляции в печени. Когда жэнь и гуй правят почками — от помех циркуляции в сердце. Если пар одного органа обилен, то пары других — на спаде; и если один орган в силе, другие — слабы. Вот другая причина нездоровья многих людей. Пар сердца зачат в час хай, а рожден в час инь; сильно растет в час сы и слаб в час шэнь. Пар печени зачат в шэнь, рожден в хай; сильно растет в инь и слаб в сы. Пар легких зачат в инь, рожден в сы; сильно растет в шэнь и слаб в хай. Пар почек зачат в сы, рожден в шэнь; сильно растет в хай и слаб в инь. Весной пар селезенки следует образу действий, т. е. часам пара печени, летом — пара сердца, осенью — пара легких, а зимой — пара почек. Люди сегодня знать не знают о суточном цикле, ведать не ведают о часах роста и убывания. Вот отчего они так легко заболевают. В особые периоды года, месяца и часа собираются три Ян — тогда-то и нужно вскормить Ян и не дать возникнуть Инь. В особые периоды года, месяца и часа скапливаются три Инь — тогда следует вскормить Ян и защитить его от рассеивания. Истинный пар, что рождается внутри тела, — это пар чистого Ян. Поэтому важно очистить пары пяти внутренних органов, успокоить дыхание и направить пары к Небесному пруду. Когда ты все это проделал, то: В почках исчезнет Инь, воды 9-ти рек станут тихими; В печени исчезнет Инь, 8 врат накрепко замкнутся; В легких исчезнет Инь, Нефритовые покои будут опечатаны. Наконец поднимется истинный пар, и четыре пара сольются в один. Даже если золотая жидкость попытается стечь — такое малое количество жидкости не сможет загасить поолную силу огня. Значит, огонь замкнет в себе воду, два станут одним и войдут во дворец духа. Когда это произойдет, замедли дыхание и обрати взор внутрь себя. Если намерение твое непоколебимо — дух становится всеведущ. В тиши услышишь ты музыку и песнопения. Покажется, будто спишь, но это будет не сон. Вернее сказать, ты погрузишься в Пустоту. Все вокруг станет совсем иным, чем в бренном мире. Ничто в мире не сравнится с этим великолепием: все строения подобны дворцам, крыши покрыты искрящейся изумрудной черепицей, шпалеры лучатся как жемчужины, а воздух напоен благоуханием. Это признаки того, что дух Ян покинул Внутренний двор, дабы вернуться в верхний даньтянь. Когда дух еще более очистился — он возносится к бессмертию, сливаясь с Великим Дао. Вот дух проходит Небесными вратами, и тонкое тело купается в золотом свечении. Цветы ниспадают на бренное тело, словно лепестки в ручье. Одно лишь мановение руки или легкое движение ноги пошлет тебя странствовать на 10000 ли. Если после этого дух Ян возвратится в оболочку — дух и тело сольются в одно, и ты будешь жить столь долго, сколь Небо и Земля. В этот момент есть возможность выбрать: жить ли вечно в царстве Земли иль навсегда покинуть бренную оболочку и вернуться на 10 континентов. Если выберешь остаться — препроводят тебя в Пурпурный дворец императора Цзывэя, а затем в дом, откуда ты родом. Имя твое и накопленные дела добродетели занесут в книги, и позволено будет тебе жить на 3-х островах, беспрепятственно странствуя по ним; земной же ветер и прах более тебя не коснется. Вот что означает освободиться от праха и одолеть тлен. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|