|
||||
|
16. Внутреннее созерцание Люй спросил: Что такое внутренне созерцание? Чжунли сказал: Методы внутреннего созерцания и визуализации одни используют, другие нет. Замыслы ума — что обезьяны, его делания — словно жеребцы: дико скачут и не могут остановиться. Чтобы не дать привязанностям и желаниям помешать нам следовать Дао, советовали мудрецы вызывать перед внутренним взором образы, дабы закрыть глаза и уши от соблазнов, — так мысли перестанут своенравно блуждать, и твердость воли ничто уже не поколеблет. Для того и нужны визуализация и внутреннее созерцание. Однако же многие не понимают, каков принцип действия этих методов. Не зная времени взаимодействия Инь с Ян и будучи полными невеждами в применении огня, они наивно полагают, что одна лишь визуализация поможет им преуспеть в культивации. Они верят, что смогут получить пилюлю силой намерения, и усердно создают образ собирания снадобья. Вдыхают — выдыхают; глотают слюну; созерцают Солнце и Луну; толкуют о принципах недеяния, что лежит в основе Неба и Земли; концентрируют внимание на устах и животе — совсем не ведая, что все это лишь детские забавы. Кто правильно применял методы визуализации и сидения в забытьи, знают — сокровища, что собраны во сне, бесполезны, ибо пропадают со снами под утро; приснившийся пирог не насытит голодного. Используешь метод неверно — все равно что возводишь пустые желания на фундаменте иллюзий. Как цветы в зеркале и отражение Луны в воде, твоя культивация не даст нужной субстанции. Даже если практикуешь весьма усердно — результата не будет. Коль хочешь применить методы визуализации и сидения в забытьи — уразумей: ум легко возбудим, желания трудно подчинить. Посему к методам этим нужно прибегать лишь в определенное время и в определенных условиях. Вовсе не достаточно отыскать уединенное место и проводить там время, сидя в покое. Ум легко отвлекают явления мира, желания слишком подвержены чувствам. Коль исполняешь ты метод неверно — от успеха будешь так же далек, как Земля от Неба. Пусть даже практикуешь месяцы и годы — результата не достигнешь. Если ум в смятении, желания дики — все твои усилия сведутся на нет. Если слишком сконцентрирован на образах — узришь лишь красоту Зеленого эликсира, но сияния его не заметишь. Если чрезмерно внимаешь звукам флейт — раскатов грома не услышишь. Смысл образа не столь важен при визуализации. Даже по всем 6-ти направлениям странствуя — может статься, не отыщешь правильный метод. А коль его не имеешь — как тогда применить визуализацию и внутреннее созерцание в своей практике? Люй спросил: Не можете ли рассказать, как нужно практиковать визуализацию и внутреннее созерцание? Чжунли сказал: Дабы помочь Ян подняться, можно, к примеру, вызывать такие образы: мужчина, дракон, огонь, небо, облако, журавль, солнце, конь, дым, туман, колесо, повозка, цветы, пар. Все это образы связанные с поднятием Ян. Дабы помочь Инь спуститься, можно вызывать такие образы: женщина, тигр, вода, земля, дождь, черепаха, луна, домашний бык, весна, дорожная слякоть, свинец, листва. Все эти образы связанны с опусканием Инь. Зеленый дракон, белый тигр, красный ворон, черная черепаха, 5 гор, 9 континентов, 4 моря, 3 острова, золотой мальчик и нефритовая госпожа, водяное колесо, пагода — все это очень полезные образы. Дабы вызвать их, можно использовать даже названия различных стадий культивации. Однако использующий образы лишь для успокоения духа подобен рыбаку, который потерял корзину еще до того, как пошел удить, и охотнику, который дает зайцу сбежать, а потом принимается его ловить. Дабы запустить посленебесное колесо, следует иметь прообраз прежденебесного колеса, и дабы завершить большой сосуд, нужно сперва обладать образцом малого сосуда. Методы внутреннего созерцания и визуализации не терпят ошибок. Нельзя прибегать к ним, когда вздумается, и нельзя ставить их во главу угла. Прекращение мышления — вот истинное сознание. Истинное сознание — это истинная пустота, которая проявляется, когда мы покидаем плен невежества. Лишь если ты близок к окончательному освобождению, прочный фундамент заложен и ты уже начал применять суточный цикл — лишь тогда можно использовать метод визуализации в помощь своей практике. Но по мере приближения мига слияния с Дао, по мере того, как ты все больше входишь в состояние нематериальности, — следует все меньше прибегать к визуализации, переходя постепенно к методу внутреннего созерцания. Люй спросил: Что нужно представлять, чтобы облегчить соитие дракона и тигра и свести воедино Инь и Ян? Чжунли сказал: Вот что ты должен представить, когда Инь и Ян взаимодействуют, скрепляя меж собой Кань и Ли: девять возносящихся истинных бессмертных царей, которые ведут мальчика, одетого во все красное; девять нисходящих истинных Царственных матерей, которые ведут девочку, одетую во все белое. Мальчик и девочка встречаются перед желтым домом, куда их приглашает войти старушка, одетая в желтое. Ощути все блаженство и наслаждение, что рождает любовное соитие. Затем опять узри девочку, что продолжает нисходить, и мальчика, который продолжает восходить. Словно любовники в разлуке, они разделились и идут каждый своим путем. Как увидел все это — представляй теперь старушку в желтом, в руках у нее сверток, на вид красный апельсин. Она бросает сверток в желтый дом, и там он попадает в золотой сосуд. Мальчик — это Цянь, ищущий повсюду Кунь. Ян возвращается в свое положение и вместе с собой уводит домой и Инь. Девочка — это Кунь, ищущая везде Цянь. Инь возвращается в свое положение и вместе с собой уводит домой и Ян. Таковы образы, что отвечают взаимодействию Кань и Ли, соитию Инь и Ян. А вот образы, которые облегчают появление желтых ростков. Сначала представь черного тигра, который заскакивает в языки пламени, и красного дракона, нисходящего в штормящий океан. Вот они встретились и стали сражаться на террасе перед пагодой. Красные врата распахнуты настежь, и некто Великий возникает посреди ревущего пламени и пены морских валов, направляя большой огонь для нагрева небес. Вверху: вздымаются и опадают гигантские волны. Огонь тоже вздымается и опадает, наполняя воздух клубами дыма. Словно смерч, дракон и тигр кружатся вокруг друг друга, а затем исчезают в золотом сосуде. Внизу: желтый дом весь окутан паром. Таковы образы, что отвечают соитию дракона и тигра и их преобразованию в желтые ростки. Люй спросил: Вот узнал я об образах слияния Инь и Ян, соития дракона и тигра. Могу ли услышать об образах, что отвечают разведению огня, нагреву пилюли и очищению тела? Чжунли сказал: Представляй сосуд по форме как котелок или тигель. Он кругл, как колесо, а цветом — желт или черен. Слева от него — зеленый дракон, Справа — белый тигр, Впереди — красный ворон, Позади — черная черепаха. С обеих сторон — два государственных министра, одетых в пурпурные мантии. Они кланяются и предупредительно замирают, готовые помочь. За ними — слуги и помощники. Вот под сосудом разожжен огонь — и появляется государь в красном. Он нисходит сквозь красные облака, верхом на красной лошади. Потрясая кнутом и показывая на огонь, говорит, что тот еще не достаточно силен. Тогда языки пламени вздымаются выше, будто пытаясь достать до небес. Но Небесные врата — на запоре. Огонь спускается, распространяясь во всех направлениях. Людей, тигель, государя и его министров — всех поглотили красные языки пламени, а те все кричат, веля усилить жар огня. Вода в сосуде уж начинает вскипать, хоть пар и не виден. Внутри воды мягким светом сияет жемчужина. Таковы образы разжигания огня, нагрева пилюли и очищения снадобья. Люй спросил: Применим ли метод визуализации лишь к собиранию снадобья и разведению огня? Не облегчит ли он и следующие стадии внутреннего преображения? Чжунли сказал: Представляй нисхождение грозовых облаков и дым огня, уходящий под небеса, иль цветы, что падают непрерывным дождем, иль мягкий морской ветерок и нежное дуновение, идущее из дворцовых покоев. Бессмертных богинь на многоцветных фениксах, что появляются из зеленой дымки. Затем представь, будто богини протягивают государю, что внизу, золотые кубки, наполненные нефритовой росой или непрозрачной облачной жидкостью. Эти образы облегчают возвращение золотого эликсира в даньтяни. Представляй дракона и тигра, объятое пламенем Водяное колесо, что катится сквозь трое врат. Стража у врат — много свирепых солдат. Дракону и тигру одним не пробиться, но пущен в ход огонь воина — и врата распахнулись. Вот гора Куньлунь пройдена. Водяное колесо продолжает катиться вверх, пока не достигает Небесных врат. Затем представь трех журавлей, взлетающих под небеса, иль пару бабочек, вспархивающих в три дворца, иль маленького мальчика в красном, которого проводят сквозь Небесные врата на пятицветных облаках, иль государя в нефритовом экипаже с золотыми колесами, которого везут в три чистых царства. Все эти образы облегчают появление золотых искр из-зо пупка и перемещение Водяного колеса. Представляй посла в красном, который в колеснице проезжает континенты: от континента и к цзин, от цзин к цин, от цин к сюй, от сюй к ян, от ян к другому цзин, от цзин к лян, от лян к юн и от юн обратно к ли. Побывав на востоке, западе, юге и севере, колесница отдыхает на континенте юй. Отсюда циркуляция начинается вновь. С получением золота и нефрита Цянь завершает свою задачу. Правитель выпускает указ — и 9 континентов соединяются. Циркуляция теперь помех не знает. Можно отправиться к 5-ти горам, начиная с горы Хэн, иль пересечь 5 озер, начиная с Северного. Оглашая небесные указы, правитель в силе теперь командовать 5-ю императорами, призывать к себе 5 князей. Эти образы облегчают возвращение в даньтяни. Представляй кусочки искрящегося нефрита, что сыплются на землю, иль орошающие ее дождь и росу, иль волны, что катятся из моря, наполняя сотню рек, иль Солнце, своими лучами дающее семенам пуститься в рост, иль полыхающий по всей земле огонь, иль дым и туман, что заволокли все мироздание. Эти образы облегчают очищение тела. Представляй журавля, покинувшего свое гнездо, иль дракона, что вышел из логова, иль глядящих в Небо 5 императоров, иль восходящие пятицветные облака, иль красного феникса, который летит сквозь струи нефритового дождя, иль свое тело сна, воспаряющее к небесной выси, иль дождь из цветочных лепестков. Воздух наполнен звуками музыки небес, золотой свет обволакивает тело, вообрази себя входящим во дворец наслаждений. Все эти образы облегчают движение к изначальной области. И раз уж ты достиг этой стадии своей практики — оставь метод визуализации и переходи к внутреннему созерцанию. Люй спросил: У метода визуализации одни принципы, у внутреннего созерцания — иные. Можете ли рассказать об этом? Чжунли сказал: Мало кто смыслит в образе действия Неба, многие не знают, как применить внутреннее созерцание для облегчения практики. Желая побыстрее достичь освобождения, они начинают верить, что дыхание зародыша означает вдыхать много и выдыхать мало. Считают, что внутреннее созерцание означает просто закрыть глаза и остановить поток мыслей. Видать, вовсе не понимают, что такой тип покойного сидения освобождает лишь дух Инь. Лучшее, на что после этого можно рассчитывать, — это стать призраками с чистым духом, на бессмертие же чистого Ян можно даже не рассчитывать. И мудрецы, и бессмертные наставляли собирать снадобье, применять огни, извлекать свинец для восстановления ртути, возвращать эликсир в даньтяни, очищать тело, направлять к 3-м изначальным областям и сливаться с паром. Они опасались, что суть этих принципов не всем ясна — потому рассказывали о них во всех деталях. Но о внутреннем созерцании многого не сообщали и они. Внутреннее созерцание позволяет сменить Инь на Ян — вот в чем суть. Приступать к нему можно, лишь когда готов оставить тлен и преобразиться в бессмертного. Нельзя пренебрегать этим методом, однако и знать, как правильно применить его, — не менее важно. Все, что говорил я о переходе от смерти к бессмертию, происходит в строго определенное время. Если ты постиг принцип внутреннего созерцания и доверяешь ему, и если правильно и в срок его практикуешь — непременно достигнешь желаемого. Внутреннее созерцание не привязано к определенному времени дня, не имеет особого порядка исполнения. Коль пришел срок оставить тлен — найди уединенное место, практикуй день и ночь, учась распознавать дух Ян, готовясь выдворить из тела призраков Инь. Бодхидхарма просидел лицом к стене 9 лет, прежде чем вступил во Внутренний двор. Почитаемый во всех мирах, т. е. Будда, 6 лет приводил к покою ум, перед тем как одолел границы бренности. Так что внутреннее созерцание — практика не из легких. Вот циркуляция идет от верха к низу, и Пурпурное Водяное колесо входит в Небесный дворец — тогда ты увидишь богатых небожителей, парящих прямо перед тобой. Вещи, что всегда манили тебя и которые ты страсно желал заполучить, будут появляться и исчезать. Ценности, что так редки среди людей, обретешь без малейшего труда. Если кто жил простой жизнью, не зная ни роскоши, ни достатка, — особенно будет рад, ибо в конце своей практики получит все эти вещи. Все строения крыты чистым жемчугом и нефритом, повсюду музыка тростниковых флейт, дорогие изделия, изысканные растения, захватывающие дух виды природы — ты ощутишь, будто погрузился в прекраснейшую из картин. Но весь этот рай — лишь отражение Внутреннего двора, который в нашем теле. Если увлекли тебя эти образы и ощущения — навеки останешься в плену иллюзий. Будешь подданным царства Земли, оболочку не сбросишь, истинным бессмертным не станешь. Коль неверно практикуешь внутреннее созерцание — не только Небесного дворца не достигнешь, но вдобавок явятся взору призраки и демоны Инь. Эти вредные образы породят, в свою очередь, мир иллюзий, называемый Колесом демонов. Если подвержен ты влиянию неуправляемых мыслей — непременно пойдешь порочными путями, соблазнишься практиками, что не являются частью Дао. Не только не достигнешь бессмертия — но станут преследовать тебя 3 духа и 7 душ, что ждут не дождутся твоей смерти. Вечно будешь гоним 9-тью червями и 6-тью ворами, для которых твои страдания — пища. И никуда от них не сбежать, нигде не спрятаться. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|