|
||||
|
6. Пять элементов Люй спросил: Пары пяти внутренностей — это металл, дерево, вода, огонь и земля; расположение пяти элементов — это восток, запад, юг, север и центр. Как порождают и сменяют они друг друга? Взаимодействуют ли они в некое определенное время и когда следует их собирать? Хотелось бы услышать, что вы скажете обо всем этом. Чжунли сказал: Великое Дао дает начало Небу и Земле. Вот Небо и Земля разделились — и возникли 5 императоров. Зеленый император востока правит весной. В это время года Ян восстает внутри Инь, рождая тьму вещей. Красный император юга управляет летом — Ян появляется внутри Ян, растя всю тьму вещей. Белый император запада владеет осенью — Инь поднимается внутри Ян, направляя вещи к завершению. Черный император севера — властитель зимы. Инь поднимается внутри Инь, приводя вещи к угасанию и смерти. Желтый император: 18 из 90 дней каждого времени года стоят особо. Весной Желтый император центра помогает Зеленому императору породить тьму вещей. Летом воодушевляет Красного имперетора взращивать вещи. Зимой поддерживает Черного императора, который возвращает все к покою. Каждый из 5-ти императоров управляет 72-мя днями. Все вместе — 360 днями года. Так они помогают Небу и Земле следовать Дао. Сыновья Зеленого императора зовутся так: один — цзя, другой — и, они принадлежат элементу дерева, что на востоке. Сыновья Красного императора — это бин и дин, они относятся к элементу огня юга. Сыновья Желтого императора — у и цзи, которые принадлежат элементу земли в центре. У Белого императора — гэн и синь, что относится к элементу металла запада. Черный император имеет сыновей жэнь и гуй, которые принадлежат к элементу воды севера. Когда императоры находятся в связи с временами года — возникают направления. Дерево проявляется как зеленый дракон, огонь как красный ворон, земля как желтый червь, металл как белый тигр, вода как черная черепаха. В своем взаимодействии с временами года 5 императоров создают всю тьму вещей. И сочетается с гэн — и весной цветут вязы. Зеленым покрывается белое, воплощая цвета металла и дерева. Синь сочетается с бин — наступает урожайное обилие осени. Белым возмется красное, воплощая цвета металла и огня. Цзи сочетается с цзя — поздним летом и ранней осенью зреют дыни. Зеленое проступает на желтом, воплощая цвета земли и дерева. Дин сочетается с жэнь — время летних грибов. Красным подернется черное, воплощая цвета воды и огня. Гуй сочетается с у — зимой будут апельсиновые деревья. Черным затянется желтое, воплощая цвета воды и земли. Так вот создаются все вещи, вскармливаются и образуют присущие им виды. Говорится, что когда 5 императоров взаимодействуют с временами года, то нет предела видам вещей, которые императоры способны создать. Люй спросил: Вот, оказывается, какова связь 5-ти элементов с временами года. Могу ли спросить об их действии внутри нас? Чжунли сказал: Голова человека кругла, а ноги — угловаты. Вот отчего люди принимают форму Неба и Земли. Инь опускается — Ян поднимается. Движение паров Инь и Ян внутри нас вторит действию Неба и Земли. Почки — вода, сердце — огонь, печень — дерево, легкие — металл, а селезенка — земля. Когда 5 элементов дают начало друг другу то: Вода порождает дерево, Дерево порождает огонь, Огонь порождает землю, Земля порождает металл, Металл же порождает воду. Что рождает — именуется матерью, что рождено — сыном. Когда 5 элементов подавляют друг друга то: Вода подавляет огонь, Огонь подавляет металл, Металл подавляет дерево, Дерево подавляет землю, И земля подавляет воду. Что господствует — именуется мужем, а покоренное — женой. В отношениях мать — сын: Пар печени укрепляется паром почек, Пар сердца укрепляется паром печени, Пар селезенки укрепляется паром сердца, Пар легких укрепляется паром селезенки, А пар почек укрепляется паром легких. В отношениях муж — жена: Пар сердца подавляется паром почек, Пар легких подавляется паром сердца, Пар печени подавляется паром легких, Пар селезенки подавляется паром печени, А пар почек подавляется паром селезенки. Почки — это муж сердца, мать печени, жена селезенки и сын легких. Печень — это муж селезенки, мать сердца, жена легких и сын почек. Сердце — это муж легких, мать селезенки, жена почек и сын печени. Селезенка — это муж почек, мать легких, жена печени и сын сердца. Легкие — это муж печени, мать почек, жена сердца и сын селезенки. Внутренне сердце проявляет себя в продольных каналах цзин, внешне — как цвет лица. Открывается оно как язык. Подавляет легкие, а само подавляемо почками — в этом следует принципу отношений муж — жена. Когда сердце встречает печень — усиливается, встречает селезенку — слабнет. Это принцип отношений мать — сын. Внутренне почки проявляют себя в костях, внешне — как волосы. Они открываются как уши. Подавляют сердце, сами подавляемы селезенкой — это господство принципа муж — жена. Когда почки встречают легкие, то усиливаются, встречают печень — слабнут. В этом следуют принципу мать — сын. Внутренне печень проявляет себя в сухожилиях, внешне — как ногти рук и ног. Открывается как глаза. Подавляет селезенку, ее же подавляют легкие — здесь заправляет принцип муж — жена. Когда печень встречает почки — усиливается, встречает сердце — слабнет. Это принцип мать — сын. Внутренне легкие проявляют себя как полые внутренние органы, внешне — как поры кожи. Открываются они в ноздри. Подавляют печень, а их подавляет сердце — принцип муж — жена. Когда легкие встречают селезенку — усиливаются, встречают почки — слабнут. В этом следуют принципу мать — сын. Внутренне селезенка проявляет себя как все внутренние органы. Она питает сердце, почки, легкие и печень. Внешне проявлена как кожа. Открывается в область рта, и при вдохе и выдохе подавляет почки и подавляемо печенью — принцип муж — жена. Когда селезенка встречает сердце — усиливается, встречает легкие — слабнет. Это принцип мать — сын. Таковы пути, какими 5 элементов питают и подавляют друг друга внутри человеческого тела. Движение, усиление и ослабление пара — все выражено отношениями муж — жена и мать — сын. Люй спросил: Сердце принадлежит элементу огня. Как же может огонь опускаться? Почки принадлежат элементу воды. Возможно ли воде подняться? Чжунли сказал: Селезенка — это земля. Так как земля в центре, селезенка усилится, если к ней спустится огонь. Но не ослабнет ли при этом вода снизу? Легкие — металл. Так как металл сверху, легкие страдают от встречи с нижним огнем. Как же тогда они могут дать воду? Элементы, что питают друг друга, — далеко разнесены, трудно их свести вместе. Элементы, что друг друга подавляют, — все вблизи, нелегко их развести подальше. Раз так — все 5 элементов непрестанно вредят друг другу. Что вы скажете на это? Единый пар направляет 5 элементов назад к Истоку. Изначальный Ян восстает, порождая истинную воду. Истинная вода, преображаясь, дает истинный пар. Истинный пар, преображаясь, рождает дух Ян. С самого начала, только установились положения 5-ти элементов — возникают отношения муж — жена. Почки — это вода. В ней содержится металл; он же естественным образом рождает воду. Значит, приступая к культивации, следует распознать металл внутри воды. Вода, по природе своей, подавляется землей. Поэтому, собирая снадобье, следует заставить воду подчиниться земле. Дракон есть проявление духа печени, а тигр — духа легких. Ян — дракон выходит из дворца Ли, а Инь — тигр — из дворца Кань. Когда 5 элементов в круге порождения — пар передается от матери к сыну. Значит, от часа цзы до часа у Ян рождается внутри Ян. Когда 5 элементов в круге подавления — поток жидкости следует принципу муж — жена. А значит, от часа у до часа цзы Ян очищается внутри Инь. Ян неполон без Инь. Когда уже нет ни капли Инь — смерть более не властна над тобой. Инь не может родиться без Ян. Когда Инь полностью очищен — ты достигаешь долголетия. Люй спросил: Пять элементов составлены из паров Инь и Ян. Что значит, что все они направляемы неким одним паром? Чжунли сказал: Этот пар возникает, когда мужчина и женщина сходятся в любовном соитии. Воспроизводящая жидкость и кровь взаимодействуют, порождая форму. По мере роста утробного плода: Селезенка возникает из почек, Печень возникает из селезенки, Легкие возникают из печени, Сердце возникает из легких, Тонкая кишка возникает из сердца, Толстая кишка возникает из тонкой, Желчный пузырь воникает из толстой кишки, Желудок возникает из желчнего пузыря, И мочевой пузырь возникает из желудка. Все внутренности созданы взаимодействием воспроизводящей жидкости и крови. Все начинается с возникновения Ян. Один Ян воплощается в две почки, которые суть элемент воды. В воде содержится огонь. Когда вода поднимается, то называется паром. Пар поднимается — и движется в направлении сердца. Сердце, по природе своей, — Ян. Ян встречает Ян — и Великий Предел порождает Инь. Накопившись, пар Инь дает жидкость, что стекая от сердца, возвращается к почкам. Печень — мать сердца и сын почек. Она гонит пар от почек к сердцу. Легкие — жена сердца и мать почек. Они ведут жидкость от сердца к почкам. Подъем и опускание пара и жидкости следуют образцу поведения Инь и Ян Неба и Земли. Печень и почки также направляют свои пары согласно ходу Солнца и Луны. Пять элементов — лишь удобный способ показать числа творения. И творение, и взаимодействие — оба происходят из единого пара изначального Ян. Жидкость рождается внутри пара, пар рождается внутри жидкости. Почки — это корни пара, а сердце — исток жидкости. Когда дух силен и устойчив, тонко-неуловимо истинная вода образуется в паре. Коль исток сердца чист и ясен, покойно-таинственно истинный огонь возникает в жидкости. Уразумей суть истинного дракона и пойми, как извлечь его из огня; распознай истинного тигра и научись получать его из воды. Когда дракон и тигр в соитии, они преображаются в желтые ростки. Желтые ростки созрели — Великое снадобье завершено и золотая пилюля обретает плоть. Так достигается золотая пилюля, а с ней — вечная жизнь. Люй спросил: Поведали вы, о учитель, что, обретя золотую пилюлю, скидываешь бренную оболочку и восходишь к бессмертию, возвращаясь на десять островов. Можете ли рассказать теперь, что представляют собой желтые ростки? Чжунли сказал: Это истинный дракон и истинный тигр. Люй спросил: Что такое дракон и тигр? Чжунли сказал: Дракон — это вовсе не дракон печени; это Ян-дракон, что появляется из истинной воды во дворце Ли. Тигр — это вовсе не тигр легких; это Инь-тигр, который выходит из истинного огня во дворце Кань. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|