|
||||
|
Глава 8. Живущая пустота
Идя дальше в нашем путешествии, мы знаем, что для существования чего-либо в физической вселенной оно должно иметь энергию, занимать пространство, обладать твердостью, и иметь время (продолжительность). На это и были нацелены предыдущие упражнения, дать нам опыт бытия за пределами понятий энергии, пространства, массы и времени. Это дает нам новые очки, нашу “квантовую линзу”, с помощью которой мы можем проникнуть сквозь видимую природу физической вселенной, и обнаружить нашу настоящую природу. Тогда остается вопрос “Кто я?”. Но, проясняя ответ на него, мы замечаем, что наблюдаем энергию, пространство, массу, и время. А как говорилось в первой главе, вы отдельны от всего, что можете наблюдать. Повторяя слова Альфреда Коржибского: “То, о чем вы знаете, не может быть вами”, или “Карта—это не территория”. Уровень 6 Вы находитесь за пределами аспектов энергии, пространства, массы и времени.Роль наблюдателя и участвующего в создании энергии, пространства, массы и времени, приводит нас на следующую вершину, с которой мы можем наблюдать реальность. Как показал Эйнштейн:
Что это значит? Так вот, прежде чем мы перейдем к опытному исследованию этого, давайте ответим, что энергия—то же самое, что и материя, а пространство—то же самое, что материя, энергия и время. Эйнштейн доказал, что все состоит из одного и того же вещества; то есть пустота является формой, форма является пустотой. Как говорилось в первой главе, буддийская “Сутра сердца” говорит об этом точно так же: “Форма—это не что иное, как пустота, пустота—это не что иное, как форма.”
Прежде чем углубляться в далеко идущие отсюда выводы, и предлагать упражнения, я хочу прояснить, что использую слова “квантовое поле”, “вакуум” и “пустота” как синонимы. Квантовое упражнение 49 Головоломка Эйнштейна Шаг I: Заметьте конфликт, который вы переживаете, например сохранять отношения или не сохранять отношения. Шаг II: Заметьте форму и размер каждой части конфликта, и пространство между ними, в котором они плавают. Шаг III: Дайте себе почувствовать каждую часть конфликта, сливаясь с каждой частицей. Шаг IV: Слейтесь по очереди с каждой из форм, а затем станьте между сторонами конфликта и слейтесь с пространством. Шаг V: Рассмотрите две эти части(цы) (конфликтующие части), плавающие в пространстве, и окружающее их пространство, как состоящие из одного и того же вещества. Шаг VI: Заметьте, что происходит. Один обучающийся сказал: “Конфликт исчез”. Другой обучающийся сказал: “Конфликт потерял свой эмоциональный заряд”. Третий сказал: “Конфликт исчез: я чувствую себя спокойно и умиротворенно, как будто это уже не проблема.” Я ответил всем трем участникам семинара, высказав простой принцип: Принцип: Для переживания чего-либо, или чтобы переживать что-то, необходим контраст, отличие чего-то одного от чего-то другого. Еще раз цитируя Бентова, “Вся наша реальность построена из таких постоянных сравнений. Наши чувства, которые описывают нам нашу реальность, все время делают эти сравнения. К сожалению, наши чувства, не имея абсолютной линии отсчета, должны вырабатывать свою собственную относительную линию отсчета. Ведь каждый раз, когда мы что-то воспринимаем, мы всегда воспринимаем только отличия, тепло это или холод, свет или темнота, тихо или шумно, всегда по сравнению с соответствующими количествами. У нас нет абсолютной меры ни для чего в том, что касается нашей повседневной реальности.” (Бентов, 1977:22) Это значит, что если все состоит из одного и того же вещества, то не может быть конфликтов. Почему? Потому что конфликт может существовать, только когда что-то воображается отличающимся от чего-то другого.
Тогда следующий вопрос: как происходит это сгущение? Чтобы ответить на него, давайте перейдем к следующему упражнению. Квантовое упражнение 50 Шаг I: Заметьте конфликт, который вы переживаете, например сохранять отношения или не сохранять отношения. Шаг II: Заметьте форму и размер каждой части конфликта, и пространство, окружающее их и находящееся между ними. Шаг III: Дайте себе почувствовать каждую часть конфликта. Шаг IV: Слейтесь по очереди с каждой из форм, а затем станьте между сторонами конфликта и слейтесь с пространством. Шаг V: Рассмотрите две эти частицы, плавающие в пустом пространстве, и пустое пространство, как состоящие из одного и того же вещества. Шаг VI: Заметьте оставшуюся пустоту. Шаг VII: Сгустите пустоту и создайте частицу 1: “Мне нужно сохранять эти отношения”, сгустите еще немного пустоты и создайте частицу 2: “Мне не нужно сохранять эти отношения”. Шаг VIII: Теперь растворите эти две частицы и превратите их обратно в пустоту. Шаг IX: Несколько раз сгустите пустоту, превратив её в части конфликта, и рассейте частицы, превратив их обратно в пустоту. Рассматривая части(цы) и пустое пространство как одно и то же, обучающиеся отмечали, что части(цы) исчезли, конфликт исчез. Почему? Потому что нет контрастов. Сгущая квантовое поле или пустоту, создавая часть(ицу), например: “Я хочу этих отношений”, затем еще сгущая пустоту и создавая другую часть(ицу), “Я не хочу этих отношений”, вы создаете две части-цы. Вы воображаете, что эти частицы отдельны и сделаны из другого вещества, чем окружающее их пространство и квантовое поле, пустота, из которой они состоят. Как бы все сделано из снега (пустоты), а вы сделали два снежка и положили их в снег (пустоту). Затем вы измельчили снежки, превратили их обратно в снег, и сделали это несколько раз, создавая снежки (сгущенную пустоту), и измельчая их обратно в снег (пустоту). Другой метафорой может быть замораживание воды в лед. Пустота—это вода. Изо льда получаются две части(цы), “я хочу этих отношений” и “Я не хочу этих отношений”. Отличается ли лед от воды? И то, и другое—вода. Лед—это просто замороженная вода. Они сделаны из одного и того же вещества. Аналогично пустота—это вода, а лед, застывшая пустота—части(цы) “Я хочу этих отношений” и “Я не хочу этих отношений”. Когда мы рассматриваем с “квантовой линзой” частицы и пустое пространство, снег и снежки, как нераздельные и неразличимые, конфликт не может существовать. Он может существовать, только когда мы воображаем и видим контрасты.
Здесь живущая пустота—то же самое, что квантовое поле; квантовое поле выступает в роли основополагающего вещества (основной субстанции). Эйнштейн сказал: “Частицы—это только местные сгущение полей”. Квантовая психология может сказать, что роли, субличности, ложные “я”, и так далее—всего лишь местные сгущения квантового поля, пустоты. В этом есть очень глубокий смысл, здесь мы говорим, что все состоит из квантового поля, пустоты. Все, что вы называете собой—сгущение этого квантового поля или пустоты. Что произошло в квантовой физике? Когда мы разбиваем материю на все более мелкие части, в конце концов части исчезают и остается это основополагающее квантовое поле, пустота. Ну а поскольку все взаимосвязано и исчезает при исследовании, возникает один вопрос: “Если я исследую это иллюзорное “Я”, которое я называю “собой”, не исчезнет ли оно вместе с проблемами “Я”?” В современной психологии “я” подчеркивается, как будто оно существует самостоятельно. Основная цель психологии—создать какое-то идеализированное “Я”, которое по выражению Абрахама Маслоу “само-актуализировано”. “Я”, которое действует в полную силу. Я как-то работал с тренером по трансактному анализу, который определял здоровье как “говорить то, что имеешь в виду, иметь в виду то, что говоришь, получать то, что хочешь, и хотеть то, что получаешь”. Опять мы пытаемся встроить или создать “я”, которое может справляться со всевозможными ситуациями и иметь всевозможные ресурсы. Мы пытаемся создать “я”, воображая что “отдельное я” существует независимо от других “я”. На неявном уровне это разделение вымышлено, потому что “я”—это часть(ица), которая существует при сгущении квантового поля или пустоты. Это значит, что я—это сгущенная пустота, а пустота—это разреженное “я”. ПрименениеНа семинарах меня часто спрашивают: “Как я могу применить это к моим реальным жизненным проблемам?” В 1985 году я узнал, что пострадал от инцеста,[18] моя тетя приставала ко мне в детстве. Когда я вернулся к терапии как клиент, многие воспоминания о происшедшем сохранялись в моем теле как память тела. Многие формы телесно-ориентированной терапии соглашаются в том, что у физического тела есть память о травматических событиях. Вильгельм Райх, дедушка телесно-ориентированной терапии, в сороковых годах написал основательный труд, “Анализ характера”. В нем Райх описывает определенные стили того, ка люди держат свое тело; эти стили указывают на определенные стратегии или способы бытия, переживания и восприятия жизни. Тело сохраняет воспоминания о травматических событиях, поэтому при работе с клиентами и при обучении психотерапевтов, я советую для пострадавших от травм людей какой-то вид телесной терапии, чтобы могли высвободиться воспоминания и травмы, сохраняющиеся внутри тела. Тем, кто перенес жестокие издевательства и страдает от пост-травматического стресса, может помочь простой массаж, так как часто у них есть сопротивление прикосновению. В дополнение к этому “осознание через движение” Фельденкрейца и проработка тела в рольфинге помогает пострадавшим от инцеста по-новому “стоять” в мире. Я сам во время терапии глубоких тканей, и особенно когда прорабатывались области между ногами, совершенно спонтанно увидел в уме картинки лица моей тети. Образы её лица выглядели как фильм; эта картинка возникала и в пустом пространстве, когда я закрывал глаза. Я начал “видеть”, что картинка сделана из того же вещества, что и окружающее картинку пространство. Я следил за тем, как картинка возникает в пространстве, был там и переживал на опыте картинку моей тети. По мере того, как я переживал ее, картинка тети (передний план), рассеивалась и становилась окружающей её пустотой (фон). Картинка была сгущенной пустотой. Пустота была разреженной картинкой—все это было сделано из одного и того же квантового поля или пустоты. Позже это стало квантовым упражнением, которое я использовал с многочисленными клиентами при проработке инцеста, изнасилований и пост-травматического стресса. Воспоминание о травме содержится в пространстве и окружено пространством. При работе с воспоминанием, которое довольно твердое, современная психотерапия помогает клиенту снять эмоциональный заряд с воспоминания, так что оно становится менее твердым, и клиент может отбросить его или меньше реагировать на него. Как знают терапевты, по мере проработки проблемы (воспоминания) оно теряет эмоциональный заряд, рассеивается, и клиент чувствует себя более свободным от проблемы (воспоминания). Почему? Потому что масса (твердость) начинает рассеиваться по мере переживания. В этот момент, работаете ли вы с собственными воспоминаниями или помогаете другому, попросите клиента или себя сгустить пустоту, которую видно за закрытыми глазами, и создать воспоминание (картинку), затем рассеять её в пустоту. Выполнение этого упражнения несколько раз помогает “увидеть” воспоминание каким оно есть, сгущенной пустотой. Если вы или клиент чувствуете, что картинка слишком твердая, то попросите клиента сделать много копий картинки (сгущенной пустоты), пока не рассеется часть связанной с воспоминанием энергии. Я ни в коем случае не утверждаю, что это панацея для пост-травматического стресса или тягостных неприятных воспоминаний. Это помогает не всем. Тем не менее такой прием может быть добавкой к любому проводимому процессу или работе. Больше того, тяжелые травмы, несущие сильный эмоциональный заряд, вряд ли облегчатся, пока личность не будет готова переживать эмоции, связанные с травмой. Этот прием можно использовать в подходящий момент для ускорения процесса высвобождения воспоминания. Я говорю об этом, потому что люди часто склонны “бороться со встречным ветром”, если воспоминание все время возвращается. Если воспоминание возвращается, у картинок и происшествий еще осталось слишком много энергии. Их нужно разуплотнить с помощью переживания, прежде чем можно будет пройти через этот процесс сгущения-разрежения. Во многих случаях этот метод может помочь проработать проблему (воспоминание) и вернуть её в первоначальное состояние, квантовое поле или пустоту.
Следующее упражнение послужит примером этого. Квантовое упражнение 51 (Глаза закрыты) Шаг I: Позвольте болезненному воспоминанию всплыть в пустоте за вашими глазами. Шаг II: Будьте там и переживите картинку. Шаг III: Заметьте пустоту, окружающую картинку. Шаг IV: Рассмотрите картинку как сгущенную пустоту. Шаг V: Сгустите пустоту и сделайте из нее картинку. Шаг VI: Несколько раз рассейте картинку и сделайте из нее пустоту, пока не почувствуете, что с нее снят эмоциональный заряд. Шаг VII: Осознайте, кто проделал все это сгущение и разрежение пустоты. Шаг VII очень важен, потому что когда вы осознаете, что сами сейчас уплотняете пустоту в картинку или воспоминание, вы можете перестать её уплотнять. Принцип: Когда квантовое поле или пустота сгущается, образуются переживание и переживающий. Чтобы лучше понять это в контексте квантовой психологии, вообразите, что у вас есть воспоминание о том, что папа сделал вам что-то плохое; папа и маленький ребенок не находятся здесь сейчас, то есть папы нет в комнате. Картинка (сгущенная пустота) удерживается вами, наблюдателем, в настоящем времени. С точки зрения квантовой психологии, для того чтобы вы отбросили неприятное событие или ситуацию, удерживаемую в квантовом поле, вы должны пережить на опыте, что вы сами удерживаете это воспоминание. В современной психологии власть принадлежит сюжету или картинке, как будто они существуют самостоятельно. Цель квантовой психологии в том, чтобы вы без вины или стыда пережили на опыте, что вы сами удерживаете и сгущаете пустоту в картинку или воспоминание. Когда это переживается на опыте, вы можете перестать создавать из пустоты воспоминание, и это позволяет пустоте вернуться в свою первоначальную форму, то есть пустоту или квантовое поле. Повторите процесс и спросите себя: “Кто сгущает пустоту в части(цы) (воспоминание), и кто рассеивает воспоминание (части-цы) в пустоту?” Или говоря иначе, когда у вас есть лед (картинка) и вы понимаете, что заморозили воду (пустоту), вы можете перестать замораживать воду в лед. Что произойдет? Лед превратится обратно в воду (свою первоначальную форму). Опять же хотелось бы подчеркнуть, что здесь нет ни вины, ни стыда в том, какие местные сгустки (воспоминания) возникли в квантовом поле (пустоте). Наша цель только в том, чтобы “увидеть” их через квантовую линзу без никакого осуждения или оценки. Это не значит, что осуждать или оценивать плохо и что если вы осуждаете или оцениваете, вам нужно “работать над собой”. Здесь нет никаких “должны”. Предлагается увидеть осуждающую часть(ицу) как тоже сгущенную пустоту. Я надеюсь, вы знаете, что это вы сгущаете и разрежаете квантовое поле. Так что вы находитесь за рамкам конфликта, вы наблюдатель-создатель и организатор того, что пустота становится формой, а форма становится пустотой. Параллельные вселенные Наверное, одна из самых поразительных теорий в квантовой физике—то, что Ник Герберт в своей книге “Квантовая реальность” называет:
Что это значит в свете того, что мы здесь обсуждаем? Давайте сначала вспомним наши предыдущие предпосылки. В пятой главе мы увидели, что вы как наблюдатель создаете свое субъективное переживание с помощью механизма убеждений и ярлыков. В главах 6, 7 и 8, мы разобрались в том, что мир—это развертка и свертка энергии, пространства, массы и времени Дэвида Бома. По мере того как мы продвигаемся в нашем путешествии, составные части: энергия, пространство, масса и время рассматриваются как состоящие из одного и того же вещества, как сгустки в квантовом поле, или пустоте. В пятой главе мы поняли, что создаем то, что наблюдаем. А в восьмой главе пространство, окружающее часть(ицу), или то, что я называю “я-ролью”, и сама часть(ица) рассматриваются как одно и то же. Тогда частица возвращается в состоящую из того же вещества пустоту. Почему? Как мы объясняли раньше, иметь переживание можно только если есть контраст, когда одна часть(ица), например “Я люблю себя”, рассматривается как отдельная от другой части(цы), “Я ненавижу себя”, и обе они как отдельные от окружающего их пространства. Если бы не было контраста (одно отличается от другого), не было бы и разделения, а следовательно и переживания. Принцип: Все переживания требуют явного разделения и контрастов при рассмотрении. Как только контрасты рассматриваются как местные сгущения квантового поля (созданная реальность), структура различия между энергией, пространством, массой и временем демонтируется, возвращается в сове демонтированное вещество, пустоту. Короче, можно сказать, что части(цы), убеждения, и я-роли—построенная нами сгущенная пустота; а эта пустота—демонтированные или растворенные части(цы), убеждения и я-роли. Как это применимо к теории параллельных вселенных о том, что все вселенные существуют вместе, бок о бок? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим некоторые основные и второстепенные подходы к само-помощи и просветлению в психологии и восточных традициях. ПсихологияВ психологии блестящая работа Карла Юнга стала примером структуры убеждений, части(цы), плавающей в пустоте, местного сгущения в квантовом поле. Гештальт-терапия Фрица Перлза, так же как психотерапия и гипнотический подход Милтона Эриксона, были местными уплотнениями в квантовом поле. Другими словами, ограниченными системами убеждений, сгущенной пустотой. Каждый из вышеупомянутых теоретиков помог бесчисленному количеству людей в их поисках облегчения психической боли. Однако каждая система является структурой убеждений, и следовательно у нее есть границы и она состоит из энергии, пространства, массы и времени. Что здесь имеется в виду, можно увидеть на иллюстрации 11. Иллюстрация 11 Ниже изображены три разных модели психотерапии. Каждая модель обладает энергией, занимает пространство, имеет массу, и существует во времени. Однако заметьте, что окружающая пузырек пустота и пузырек состоят из одного и того же вещества. Другими словами, пузырек состоит из сгущенной пустоты, или местного уплотнения в квантовом поле. Каждая из этих вселенных—созданная структура. Например, когда я в начале семидесятых был клиентом в Гештальт-терапии, Гештальт рассматривался его последователями как путь, истина, и свет. Это была прекрасная структура убеждений, в которой считалось, что прояснение незаконченного дела из прошлого облегчает теперешнюю эмоциональную боль. Во многих случаях гештальт-терапия эффективно помогала людям справиться с эмоциональной болью. В пузырьке-части(це) Эриксона тоже была структура убеждений, в которой считалось, что проблемы можно решить с помощью ре-ассоциации (перестройки ассоциаций), рефрейминга (переосмысления), возвращения ресурсов, и т. д. Опять же, мощная вселенная, пузырек-часть(ица), в которую можно войти. У гениальной космологии Юнга была пузырек-часть(ица), которая помогала людям понять себя в новом контексте, свое отношение к вселенной, архетипам, и так далее. Каждый из этих первопроходцев, и многие, многие другие, разработали структуры, которые помогли бесчисленному количеству людей за прошедшие годы. Я ни в коем случае не “принижаю” эти системы. Они—местные уплотнения в квантовом поле. Религиозные системыА сейчас давайте рассмотрим философии Востока и Среднего Востока: Йогу, Буддизм, Суфийскую традицию, и даже, осмелюсь сказать, Христианство. Так как по каждой из этих традиций написано бесчисленное количество книг, я скажу только, что каждая традиция придерживается определенных структур убеждений. Из-за того, что каждая структура никогда не оспаривается и рассматривается не как убеждение, а скорее как абсолютная реальность, практикующий может застрять в отдельной ограниченной части(це), похожей на пузырек структуре. Наглядный пример: вообразите, что ваша ванна наполнена водой (пустотой) и пузырьками (сгущенной или построенной пустотой). Можно считать, что каждый пузырек представляет собой систему убеждений и параллельную вселенную (сгущенную пустоту). В каждом параллельном пузырьке-вселенной содержится система убеждений, граница пузырька окружена водой в ванне (пустотой). Следовательно, все вселенные существуют бок о бок, окруженные одним и тем же веществом, пустотой, и состоят из одного и того же квантового поля. Отсюда и вытекает теория параллельных вселенных.
Это значит, что поскольку все состоит из одного и того же квантового поля (пустоты), то все вселенные существуют вместе бок о бок. Еще подтверждается “квантовая реальность #8” Ника Герберта: “Мир состоит из возможного и действительного.” (Герберт, 1985:26) Здесь мы не видим никакого противоречия между теорией параллельных вселенных (вселенные существуют вместе бок о бок), миром как возможным и действительным, и “квантовой реальностью #7” Ника Герберта: “Сознание создает реальность”. Как же можно примирить эти по-видимому противоречащие идеи? Опять же, если все происходит и состоит из одной и той же квантовой пустоты, то все вселенные существуют, и, как ни парадоксально, относятся к возможному. Больше того, что такое сознание? Сгущенная пустота. Следовательно, сознание создает реальность. (Это будет подробнее обсуждено в главе 11). Пока что достаточно сказать, что как только единообразное сознание (пустота) определяется и обозначается, возникает часть(ица) или система убеждений (пузырек) (сгущенная пустота). А как только часть(ица) рассматривается как состоящая из того же вещества, что и все другие части(цы), конфликты прекращаются. Почему? Потому что когда нет построенного или воображенного разделения, нет и воображаемых конфликтов. Это можно увидеть на иллюстрации 12. Иллюстрация 12 На этом рисунке черное—это пустота, квантовое поле. Пузырьки—это местные уплотнения квантового поля, так называемые “духовные пути”. суфийская традиция христианство йога курс чудес буддизм метафизика шаманизм дзэн Ну а что общего у всех этих систем? Во-первых, все они созданы. Во-вторых, все они убеждения. В-третьих, у всех них есть энергия, есть твердость или масса, они существуют во времени и занимают пространство. В-четвертых, каждая структура состоит из одного и того же основного вещества: единообразного сознания, то есть квантового поля. Ну а как мы можем представить это в свете квантовой физики вообще, и теории параллельных вселенных в частности? Теория параллельных вселенных была изобретена Хью Эвереттом в 1957 году в Принстонском университете.
По отношению к этой теории возникают четыре вопроса. Самый первый, как можно утверждать, что все вселенные действительно существуют. Второй, как это можно применить к психологической теории. Третий, насколько это помогает нам в задаче разрешения конфликтов. И четвертый, к чему это нас приводит в нашем путешествии через квантовую психологию и в обнаружении того, кто мы такие. Давайте начнем с первого предположения теории параллельных вселенных, а именно что все вселенные существуют вместе бок о бок. Для этого найдем минутку и испытаем на опыте упражнение. Квантовое упражнение 52 Шаг I: Закройте глаза и заметьте пустоту перед собой. Шаг II: Возьмите немного пустоты, сгустите её и создайте психологическую систему, например Гештальт, Юнговскую, Эриксонианскую, Трансактный анализ, Психосинтез, Фрейдовский анализ, и так далее. Шаг III: Возьмите еще пустоты, сгустите её и создайте еще одну психологическую систему. Шаг IV: Сгустите еще немного пустоты и создайте еще одну психологическую систему. Шаг V: Сгустите немного пустоты и создайте систему просветления (например Йогу, Медитацию, Буддизм, Суфизм, Дзэн, Христианство, Иудаизм, Шаманизм, Курс чудес, Метафизику, Оккультизм, и так далее.) Шаг VI: Сгустите еще немного пустоты и сделайте из нее еще одну систему. Шаг VII: Теперь отступите на шаг назад и заметьте, что каждая система выглядит как пузырек, плавающий в пустоте. Это ответ квантовой психологии на теорию параллельных вселенных, а именно на то, что все вселенные действительно существуют вместе бок о бок. Конечно, можно было бы поспорить, а как же насчет систем, которые не упомянуты. Но ответ ясен; как окружающее пузырьки пространство и сами пузырьки состоят из одного и того же материала, так и все вселенные существуют и состоят из одной и той же пустоты. Как указал Эйнштейн, “Все состоит из пустоты, а форма—сгущенная пустота”, значит каждая вселенная существует, так как все они сделаны из одного материала. Это возвращает нас к старой буддийской идее срединного пути. Многие учителя утверждают, что срединный путь означает умеренную еду, умеренный сон, и так далее. В чистой форме Буддизма срединный путь значит, что нет ничего истинного, нет ничего ложного. Как это применить? Еще раз посмотрите на все эти вселенные (Гештальт, Юнг, Йога, и т. д.), которые вы создали из пустоты и увидели с закрытыми глазами. Заметьте, что пузырек состоит из того же вещества, что и окружающая его пустота. Заметьте, что пузырек демонтируется, когда пустота и пузырек рассматриваются как одно и то же вещество. Принцип: Ничто (пустота) сжимается и становится так называемой истиной, ничто (пустота) сжимается и становится так называемой ложью. Короче, ничто (пустота) становится истиной, ничто(пустота) становится ложью. Есть комик “новой эры”, который называет себя Свами Запределанада. Он сказал: “Люди, которые работают над собой, занимаются духовными учениями и психологическими исследованиями, на заслуживают НИЧЕГО. Если вы пробовали так много путей, я могу с уверенностью сказать, что НИЧЕГО не ДЕЙСТВУЕТ.” Здесь Эйнштейн, Будда и Запределанада сходятся во мнениях; форма—это сжатая пустота, пустота—это форма. Поэтому искатели заслуживают НИЧТО. Как теория параллельных вселенных применима в квантовой психологии и в нашей жизни, это становится яснее, когда мы продолжаем наше практическое путешествие. Квантовое упражнение 53 Шаг I: Закройте глаза и заметьте пустоту перед собой. Шаг II: Возьмите немного пустоты, сгустите её и создайте психологическую систему, например Гештальт, Юнговскую, Эриксонианскую, Трансактный анализ, Психосинтез, Фрейдовский анализ, и так далее. Шаг III: Возьмите еще пустоты, сгустите её и создайте еще одну психологическую систему. Шаг IV: Сгустите еще немного пустоты и создайте еще одну психологическую систему. Шаг V: Сгустите немного пустоты и создайте систему просветления, например Йогу, Медитацию, Шаманизм, Курс чудес, Буддизм, Суфизм, Дзэн, Христианство, Иудаизм. Шаг VI: Сгустите еще немного пустоты и сделайте из нее еще одну систему. Шаг VII: Теперь отступите на шаг назад и заметьте, что каждая система выглядит как пузырек, плавающий в пространстве. Шаг VIII: Теперь слейтесь с каждой системой убеждений по очереди, и заметьте что когда вы находитесь в одной системе убеждений (пузырьке), вы переживаете на опыте эту систему, исключая все остальные. Переходите от одной к другой, переживая на опыте каждый пузырек, затем “выскочите” и наблюдайте их всех. Шаг IX: Заметьте, кто все это делал (превращал пустоту в форму) (или рассеивал форму и превращал её в пустоту). Итак, как это можно использовать в жизни? Чтобы был какой конфликт, внутри себя, или тот, который кажется вне себя, нужно слиться с частицей (пузырьком) и вообразить, что она отдельна от другой частицы (пузырька). Когда в вашем сознании что-то есть, например злость, то если злость рассмотреть как часть(ицу) или волну (см. главу 3), и пространство, окружающее эту часть(ицу), тоже рассмотреть как то же вещество, злость перестает быть контрастной, и её непросто удерживать в сознании. Давайте теперь посмотрим, как это можно применить к взаимоотношениям. Процесс взаимоотношенийЦель процесса взаимоотношений—увидеть конфликты в отношениях как противостояние частиц, пузырьков, плавающих в пустоте. Как уже говорилось, невозможно ничего пережить на опыте, если нет контраста, или можно сказать, если нет контраста, можно пережить ничего. Форма и пустота, день и ночь, черное и белое, любовь и ненависть, чувство и бесчувствие, холод и тепло—у всего есть своя противоположность. Без контраста не могло бы быть переживаний, Во взаимоотношениях единственная возможность для спора или ссоры—это если есть две противостоящие части(цы), два пузырька. Чтобы устроить ссору, спор, или размолвку с близким человеком, будь это ваша подруга, друг, жена, мать, муж, дочь, кто угодно, вам нужно отождествиться с конкретной позицией или частицей в пустоте. С кем бы вы ни спорили, он тоже должен быть отождествлен с каким-то противостоящим пузырьком, частицей, удерживаемой в пустоте. Квантовое упражнение 54 Шаг I: Заметьте, что вы в конфликте с кем-то. Шаг II: Выйдите на шаг из пузырька системы убеждений, с которым вы отождествляетесь, и наблюдайте или свидетельствуйте его. Например, если вы хотите чего-то, а ваш партер нет, переживите желание, заметьте его размер и форму, рассмотрите его как энергию. Шаг III: Заметьте отличие между собой и этой частицей. Шаг IV: Заметьте пространство, окружающее часть(ицу). Шаг V: Заметьте противоположную часть(ицу) под названием “муж” или “жена”; её размер и форму. Делайте это, пока не сможете увидеть обе части(цы) как энергию, плавающую в пустоте. Шаг VI: Будьте частицей, пузырьком или позицией А и посмотрите на позицию Б. Шаг VII: Будьте частицей, пузырьком или позицией Б и посмотрите на позицию А. Шаг VIII: Будьте пустотой и посмотрите на часть(ицу) — пузырек А и на часть(ицу) — пузырек Б. Шаг IX: Рассмотрите две эти части(цы), две позиции, как состоящие из того же вещества, что и окружающая их пустота. Шаг X: Позвольте им демонтироваться, так как нет никакого контраста. Шаг XI: Поупражняйтесь в сгущении и растворении, пустоты в части(цы) и частиц в пустоту. Шаг XII: Обратите внимание вокруг. Заметьте, кто сделал все эти шаги. Так что первое, что вам нужно сделать—это перестать отождествляться с вашей позицией или отождествляться с противостоящей позицией под названием “муж”. Скажем, например, вы хотите пойти, а ваш муж хочет остаться. Вы затеваете громкий скандал и говорите: “Я хочу пойти, мы никогда не выбираемся из дому”, и так далее. Он говорит: “Я хочу остаться дома”. Очевидно, вы оба отождествляетесь с двумя конкретными частицами, пузырьками. Как только части(цы) и пространство рассматриваются как одно и то же, происходит демонтаж и они исчезают. Нет контрастов. Этот процесс вызвал несколько смешанных реакций у участников семинара. Одна женщина сказала: “Было не трудно быть пузырьком моего мужа, но когда я примерила и пережила на опыте часть(ицу) моей дочери, это было необыкновенно больно.” Я ответил: “Пока вы не сможете свободно переживать, и свободно не переживать, позицию вашей дочери, вы не сможете выйти из части(цы) и наблюдать ее, чтобы она демонтировалась.” Другой человек сказал: “Я чувствую себя свободнее и это помогло мне глубже понять позицию моей жены.” Я ответил: “Обычно нужно поиграться с примериванием позиций—как надевать и снимать рубашку—пока заряд противостоящей позиции не уменьшиться настолько, чтобы можно было просто наблюдать часть(ицу) — пузырек в пустоте без осуждения, оценки, или значимости противостоящей позиции.” Часто задаваемые вопросыОдин обучающийся спросил: “Куда делась эта частица?” Я ответил: “Когда нет контраста, нет конфликта, так что частица демонтируется или рассеивается.” Местное уплотнение квантового поля перестает сгущаться. Оно не то чтобы исчезает, а возвращается обратно к своей растворенной природе, квантовому полю или пустоте.” Другая участница сказала: “Моя часть(ица) была связана со злостью на моего мужа, потому что он не дает мне то, что я хочу. Мои чувства и позиция в этом вопросе не изменились и не исчезли. Что мне делать?” Я сказал: “Прежде всего вам нужно вернуться, почувствовать и пережить ваше чувство желания чего-то. Во-вторых, я посоветовал бы снова и снова и снова создавать чувства желания, пока вы не сможете наблюдать или свидетельствовать это чувство. Затем вам нужно быть готовой иметь злость и не иметь злость. Я имею в виду, что если вы делаете упражнения, для того чтобы избавится от чего-то, вы сопротивляетесь тем чувствам, от которых стараетесь избавиться. Вам нужно обладать свободой иметь и свободой не иметь чувства. Затем, когда вы увидите, что чувства и пространство состоят из одного вещества, вы можете заметить или заинтересоваться тем, что происходит.” “Заметить” и “заинтересоваться”—важные слова. Вы можете использовать слово “любопытство”, позволяя чему угодно произойти, когда чувство рассматривается как то же самое, что и окружающая его пустота. Помните (как говорилось в главе 4), эти упражнения выполняются без намерения. Это не значит, что вы должны отказаться от того, что хотите от мужа. Но это значит, что когда вы разовьете способность наблюдать, как пустота организуется в форму, а форма возвращается обратно в пустоту, станет яснее выбор, что делать и чего не делать по отношению к вашим взаимоотношениям. Физическое телоНужно заметить еще одну вещь. У физического тела есть определенные органические, биологические функции. Грубо говоря, по выражению моего индийского учителя: “Все наше время мы тратим на то, чтобы есть, спать, срать и ебаться, или зарабатывать больше денег, чтобы получить для этого лучшее место.” Реакции тела не поддаются проработке. Телу нужно есть, спать, срать и ебаться. Проблемы возникают, когда секс становится заменителем недостатка любви, или еда становится заменителем безопасности или комфорта. Сон или усталость могут быть депрессией или способом сопротивления какому-то чувству. Этот процесс, при котором индивид сублимирует[19] или заменяет едой недостаток самоуважения, поддается проработке. Квантовая психология не говорит, как многие духовные дисциплины, о воздержании или сопротивлении функциям тела, например еде, сексу или сну. Скорее квантовая психология утверждает, что сублимацию или замену потребности в любви на навязчивое желание есть, можно демонтировать, распознав его источник, пустоту. Функции тела сохраняются; а саморазрушительная склонность людей к сублимации лишает людей чувства свободы получать то, чего они на самом деле хотят. Именно сопротивление функции тела или воздержание вызывает проблемы. Почему? Потому что на чувство сексуальности навешивается ярлык “грязное” или “низкое”. Этому чувству нужно сопротивляться. И эти чувства нужно сохранять, чтобы знать чего нельзя иметь. В дальнейшем это вызывает сублимацию или замену. Известный психиатр Вильгельм Райх даже утверждает, что воздержание от сексуального оргазма заглушает естественную способность тела разряжать энергию. Эта энергия, вместо того чтобы выходить через половые органы, должна куда-то идти. Куда она идет? Райх выдвигает предположение, что энергия идет вверх к голове, вызывая больше мыслей. Следовательно, сексуальное воздержание, исповедуемое восточными духовными учениями как способ достижения “совершенно спокойного и уравновешенного” ума, может давать противоположные результаты. В моем случае это явно было так, потому что энергия не выходила наружу, а шла в мою голову и в дополнительные мысли. Больше того, Райх убежденно заявляет, что вынужденное сексуальное воздержание нагнетает энергию вверх в фантазию, вызывая воображаемую мистификацию мира. Именно поэтому члены духовной целомудренной коммуны, в которой я был, и я в том числе, часто мистифицировали все в фантазии о богах и богинях, это была одна из сторон “магического мышления” в нашей повседневной жизни. Этим можно объяснить и мистификацию учителей и гуру. Навязанное воздержание в коммуне, где я жил, вызывало мистификацию “могущества” мужчины или женщины—Гуру. Нередко преданные переносили магические свойства на учителя, говоря, например: “Он точно знает, чего я хочу”, или: “Он знает все мои мысли и желания”. Источник такой “магической” мистификации можно проследить до состояний возвращения в детство, когда мама и папа ответственны за вас и провели много бессонных ночей, удовлетворяя ваши потребности.[20] Нередко родители говорят: “Если тебе это нужно, я дам тебе это.” Ребенок берет этого идеализированного, одухотворенного родителя, и переносит его качества на гуру или бога. Ребенок верит, что услужение родителю даст ему то, чего он хочет от родителя; это тоже переносится на внешнего учителя или бога. Можно провести параллели между услужением гуру, или Богу, и услужением маме с папой. Со-зависимость или неизбежная зависимость ребенка от родителей в выживании, может сохраняться у взрослого в состоянии возврата в детство, когда он переносит качества своих мамы и папы на “идеализированного” учителя. В середине семидесятых я называл “трансперсональным переносом” этот процесс, при котором ребенок придает магическую власть богу, гуру, или учителю. Духовные пути, которые так часто даются как единственное решение—это просто трансы, переданные от родителей детям. Например, ребенку говорят: “Если будешь хорошим, получишь любовь”. Мистифицированный учитель (перенесенный идеализированный родитель) говорит: “Будь хорошим, следуй моим правилам, и получишь освобождение, блаженство, любовь, и так далее”. Просветлением моего отца был дом в пригороде и двое детей. Небеса многих учителей—… заполните пробел. Я говорю об этом, потому что квантовая психология не претендует на роль единственного пути. Квантовая психология не говорит о хорошем и плохом. В индийском монастыре мы с моими друзьями всегда ждали, когда “божественный тесак” сделает то, чего мы не должны были делать или думать, точно так же как и в детстве. Один учитель сказал, что: “Люди гораздо умнее Бога. Люди знают все о хорошем и плохом, правильном и неправильном, высоком и низком, грехе и добродетели. Бог об этом ничего не знает. БОГ ПРОСТО ЕСТЬ.” Один участник семинара сказал: “У меня ничего не осталось. Я чувствую себя опустошенно и немного подавлено.” Я прочитаю цитату из работы известного физика Джона Уилера:
Это можно полнее понять в контексте китайской философии, а точнее даосизма. Китайцы используют слово “Ци” для обозначения основной энергии, излучаемой из этой живущей дышащей пустоты. Ци может сгущаться в объекты или рассеиваться в пустоту.
На языке физики, Уилер говорит, что эти пузырьки—плоть и кость пустого пространства, и составляют то, что Уилер называет “квантовой пеной”. Он пишет:
Но это знание из физики нужно пережить и узнать непосредственно. Цель этих упражнений, всех наших тренингов и семинаров под названием “Квантовая психология”, не в том чтобы добавить еще одну систему убеждений, а скорее в том чтобы предоставить в распоряжение подходы, обеспечивающие опытное знание того, что физика уже доказала. Больше того, упомянутые Уилером пузырьки сравнимы и похожи на части(цы), или я-роли. На семинарах люди часто переживают эти я-роли как пузырьки, плавающие в пустоте. Когда пустота и пузырек как часть(ица) рассматриваются как одно и то же, остается ничто-жность или то, что Уилер называет “кирпичиками” существования. Ничто становится чем-то (при сгущении), что-то (сгущенное ничто) становится ничем при рассеивании или демонтаже. Об этом говорит Лама Говинда:
Уилер говорит, что “ничто-жность—это кирпичики вселенной”. Пустота состоит из того же вещества, что и частицы, будь это чувство, мысль, эмоция и т. д. Все они одно и то же. Теперь вернемся к высказыванию: “Я чувствую себя опустошенно и подавлено”. Люди прикрепляют суждения, оценки и решения к тому, что означает переживание или пустота, например что это “нехорошо” или что “я опустошен и подавлен”. Это ярлыки, которые прикрепляются к чистой пустоте. Когда нет оценки или решения о том, что означает пустота, остается только ЕСТЬ-НОСТЬ. Недавно я работал с клиенткой, которая постоянно пыталась заполнить пустой вакуум, который она чувствовала внутри; она называла его “нежелательным”. Пытаясь наполнить это пустой вакуум, она сопротивлялась пустому пространству. Когда мы начали “проводить терапию”, она пережила на опыте, что пустота всегда есть, что именно из нее все приходит, и туда уходит. Ее словами: “Все мое восприятие изменилось. Я чувствую себя спокойно и умиротворенно.” Через неделю она сказала: “Где вы были двадцать лет назад, когда я принимала наркотики. Это лучше, чем наркотики.” Другая клиентка жаловалась на навязчивое переедание. Я понял, что она сопротивляется пустоте и пытается “заполнить ее” едой. Это очень часто встречается у переедающих, сопротивление пустоте. Интересно, что буддисты часто говорят, что наше самое большое сопротивление—сопротивление “ничему”.[21] Если вы считаете, что пустота—это “нехорошо”, то заметьте свой ярлык или оценку насчет ее, и поймите, что это всего лишь ярлык, а не то, кто вы на самом деле. Затем рассмотрите ярлык, часть-ицу и пустоту как состоящие из одного и того же вещества. На другой день я работал с мужчиной в депрессии. Я спросил его: “Как вы переживаете депрессию?” Он сказал: “Как пустоту, вакуум, ничто.” Этот клиент обозначил пустоту депрессией. Через неделю мой буддийский друг сказал: “Я только хочу пережить блаженство ПУСТОТЫ.” Он обозначил пустоту блаженством. Я засмеялся, потому что понял, что половина моих знакомы старается попасть в пустоту, а другая половина старается из нее выбраться. Все дело в обозначениях. Другой участник семинара сказал: “А как же насчет просветления?” Я ответил, сказав: “На языке Буддизма, абсолют называется “нирваной”, а этот мир называется “самсарой”. Будда осознал, что поскольку пустота—то же самое, что и окружающая нас форма, или по выражению Эйнштейна, “Все—пустота, а форма—сгущенная пустота”, то считать одно отличающимся от другого значило бы не видеть то, что есть. Перефразируя Будду, тот, кто стремится к абсолюту (нирване), невежда; тот, кто стремится к миру (самсаре), невежда. Так как пустота и форма—одно и то же, то стремится к одному и противостоять другому означало бы не понимать природу вселенной; видеть только явный порядок, а не неявное, квантовое единство. Это приводит нас к историческому утверждению Будды:
Уиттекер, известный физик, говорит об этом так:
А как же насчет просветления? Может быть, это просто еще одно понятие, окруженное пустотой. И наконец, один обучающийся заметил: “У меня тогда не остается никакой модели, ничего, чтобы выяснить, кто я такой.” Я ответил цитатой индийского учителя, с которым я работал: “Чтобы выяснить, кто вы такой, вы должны как прыгун с шестом через перекладину, чтобы перейти на другую сторону, отбросить шест, вы должны аналогично отбросить свои концепции и модели реальности.” Это приводит нас к следующей главе. Теперь, когда перед нами пустота, кто мы? Примечания:1 “Аутсайдер”, 1956. 2 Субатомный: меньший чем атом, внутриатомный, относящийся к частям атома. 18 Инцест: кровосмешение, половая связь между ближайшими родственниками. 19 Сублимация: один из механизмов психологической защиты. Индивид в ситуации конфликта снимает напряжение, трансформируя свои инстинктивные влечения в более приемлемые для него и для общества. 20 Этот транс одухотворения подробно обсуждается в книге “Темная сторона внутреннего ребенка: следующий шаг”, в главе 14. 21 Это будет обсуждено в моей следующей книге, “Дао хаоса: Квантовое сознание, том второй”. Тип личности, иннеограмма, организуется в соответствии с сущностью в теле. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|