|
||||
|
Глава VIII. О РАВНОВЕСИИ; ТАКЖЕ ОБЩЕЕ И ЧАСТНОСТИ О МЕТОДЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УБРАНСТВА ХРАМА И ОРУДИЙ ИСКУССТВА ט
Так сказано в священнейшей книге древней каббалы ("Сефер Цениута", 1.2). Под «лицами» здесь подразумеваются Макрокосм и Микрокосм.[172] Как уже было сказано выше, целью любой магической церемонии является объединение Макрокосма и Микрокосма. Но здесь как в оптике — угол падения равен углу отражения. Микрокосм и Макрокосм должны быть точно уравновешены, как по вертикали, так и по горизонтали, иначе изображения не совпадут. Маг достигает такого равновесия, обустраивая Храм. Здесь не должно быть ни малейшего перекоса. Все, что находится на юге, следует уравновесить, расположив на севере нечто равноценное, но абсолютно противоположное. Данное правило необычайно важно и самоочевидно, ибо, даже при самых посредственных способностях к магии, любой неуравновешенный предмет тут же вызывает у нас неприятие. Наш инстинкт не смирится с ним ни на единое мгновение.[173] Вот почему орудия, алтарь, круг и маг должны быть тщательнейшим образом соразмерены друг с другом. Если Чаша — наперсток, то Жезл[174] не может быть коромыслом.[175] Алтарные орудия также должны располагаться таким образом, чтобы они «выглядели» уравновешенным. И все детали убранства мага должны находиться в равновесии. Если он держит жезл в правой руке, пусть наденет Перстень[176] на левую руку, или возьмет в эту руку Анх, Колокольчик или Чашу. Если он совершает движение вправо (пусть даже самое незначительное) — он должен совершить такое же движение влево. Всякое движение вперед должно быть уравновешено аналогичным движением назад, а всякая идея должна подразумевать содержащуюся в ней противоположную идею. Взывая к Суровости, мы выражаем ее посредством орудий Милосердия;[177] взывая к стабильности, демонстрируем, что в ее основе лежат постоянные перемены — так стабильность атома обеспечивается быстрым движением его элементарных частиц.[178] Таким образом, мы представляем каждую идею в виде треугольника; две противоположности, лежащие в его основании, сходятся на вершине, преодолевая противоречие в высшей гармонии. Ни одна мысль не может безопасно использоваться в Магии прежде, чем она будет уравновешена и, таким образом, разрушена. То же самое можно сказать и о самих орудиях: Жезл должен быть готов превратиться в Змею, Пантакль — во вращающуюся Свастику или Диск Юпитера, исполняющий функции Меча. Крест — это смерть "Спасителя"[179] и, в то же время, Фаллический символ Воскресения. И даже Желание должно быть готово достигнуть своей кульминации в отказе от Желания:[180] стрела устремления, пущенная в Священного Голубя, должна превратиться в Деву, с удивлением ощутившую в своей утробе первые толчки Духа Божьего. Таким образом, если идея положительна и отрицательна, активна и пассивна, мужественна и женственна в одно и то же время, то она достойна существовать над Бездной; всякая же идея, не уравновешенная таким образом, находится ниже дна Бездны, ибо содержит в себе явную двусмысленность или ложь, а посему клипотична[181] и опасна.[182] Даже сама идея «истины» ненадежна до тех пор, пока мы не поймем, что любая Истина в некотором смысле является ложью. В этом отношении весьма полезно тщательно изучить "Книгу Лжей" (Liber 333), а также навести справки в "Konx Om Pax", "Тянь Дао" и «Введении» к данному тому.[183] Все это должно быть отражено в тексте ритуала и символически выражено выполняемыми действиями. IIВ древних книгах о Магии сказано, что всякая вещь, используемая Магом, должна быть «девственной», то есть не использовавшейся ранее никем другим и ни для какой иной цели. Это требование соблюдается Адептами с древнейших времен до наших дней и чрезвычайно осложняет задачу Мага. Ему нужен Жезл; а чтобы вырезать и обтесать Жезл, ему нужен нож — и он понимает, что должен изготовить его самостоятельно. Но, чтобы сделать нож, ему понадобится множество материалов и инструментов, для приобретения которых он должен будет применить добрую сотню других материалов и инструментов, добытых с помощью целого множества посторонних средств. Этот пример весьма символичен: мы никак не можем полностью освободить свое «я» от окружающего мира. Даже в Магии мы не обойдемся без помощи других людей.[184] Но, соблюдая заповедь «девственности», мы преследуем еще одну немаловажную цель. Чем больше трудов и средств затрачено на приобретение орудия, тем более полезным мы его сочтем. Самодельный сухарь вкусней чужого пирога. Нет никакого смысла нести эту книгу в мастерскую и заказывать убранство Храма в соответствии с приведенными здесь инструкциями. Если Ученик, которому нужен меч, самостоятельно добудет руду из земли, выплавит железо с помощью самодельного угля и сам скует клинок — он совершит действительно полезную работу. Пытаясь создать девственный меч, он научится множеству полезных вещей; он поймет, каким образом одна вещь зависит от другой; он начнет постигать смысл словосочетания "гармония Вселенной", столь часто и глупо используемого в банальных апологиях Природы; он осознает механизм действия закона Кармы.[185] Еще одно важное предписание древней Магии гласит, что всякий элемент Делания должен быть «единственным». Жезл должен быть срезан одним ударом ножа. Здесь нет места для нерешительности и недобросовестности, для ошибок и сомнений. Если вы наносите удар — бейте в полную силу! "И всякое дело, кое сыщут твои руки, делай изо всей мочи!". Если вы беретесь за Магию — не ищите компромиссов. Розовая водица не годится для свершения революций; модная шляпа неудобна для драки. Вы очень скоро поймете, что вам придется либо проститься со шляпой, либо не махать кулаками. И многие вскоре прекращают борьбу — но уже после того, как безнадежно испортят шляпу. Они вступили на магический путь необдуманно, не имея той непреклонной решимости, с которой автор данной книги, принося первую клятву, воскликнул: "PERDURABO!" — "Я выстою до конца!".[186] Они стартуют резво, но вскоре замечают, что испачкали туфли. И вместо того, чтобы идти, куда шли, они возвращаются на освещенный проспект. Над ними смеются мальчишки, но кто же в этом виноват, кроме них самих? И вот еще одна рекомендация: все, что может понадобиться, покупайте без колебаний! Не пытайтесь соизмерять стоимость несоизмеримых вещей.[187] Самое худшее из Магических Орудий стоит гораздо больше, чем все ваше имущество (то есть чем все, что вы по глупости считаете своим имуществом). Если вы нарушите это правило, вас постигнет неизбежная судьба всех малодушных. Вы не только не приобретете нужное орудие, но и потеряете то, что столь благоразумно пытались сохранить. Помните об Анании![188][189] С другой стороны, если вы купите, не торгуясь, вы обнаружите, что в придачу к покупке продавец вручил вам Фортунатову мошну.[190] До какой бы крайности вы не дошли, все ваши трудности разрешатся сами по себе. Ибо ни в эфире небесном, ни на земле, ни под землей, ни в кружащемся воздухе, ни в бушующем пламени, ни в заклинаниях, ни в молитвах Господу нет такой силы, которая отказалась бы удовлетворить потребность Мага! Он не имеет того, что имеет; но он станет всем, чем захочет стать. И ни Бог, ни Человек, ни все коварство Хоронзона[191] не сможет воспрепятствовать ему или хотя бы на мгновение сбить его с Пути. Этого требуют от нас и это обещают нам все Маги без исключения. И как только мы исполним это требование, обещание будет исполнено самым неизбежным образом. IIIКо всем действиям применимы одни и те же формулы. Процесс воззвания к любому богу (т. е. восхождения к этому богу) включает в себя три стадии: ОЧИЩЕНИЕ, ОСВЯЩЕНИЕ И ПОСВЯЩЕНИЕ. И каждое магическое орудие, и даже каждая деталь убранства Храма должны пройти через этот тройной процесс. Подробности процесса различаются весьма незначительно. Так, подготовка мага включает в себя очищение посредством целомудрия[192] и отстранения от всякой скверны. Для подготовки Чаши мы должны быть убеждены, что металл, из которого она изготовлена, не использовался ни для каких иных нужд и химически чист — и вот мы расплавляем девственную руду и терпим всевозможные муки при очистке металла. Короче говоря, с каждым используемым предметом нужно обращаться как с посвящаемым кандидатом; там, где кандидат «ослеплен», мы обертываем орудие черной тканью.[193] Клятва, которую приносит посвящаемый, заменяется «заклятием», имеющим похожую формулировку. Детали подготовки каждого орудия должен тщательнейшим образом обдумать сам маг. Маг относится к своим орудиям, как Бог относится к просителям, взывающим к Нему. Он должен любить их, как отец любит свое дитя, ухаживать за ними бережно и нежно, как жених за невестой, и питать к ним то же чувство, какое художник питает к своим лучшим творениям. Маг, который ясно понимает это, сможет без малейших трудностей соблюсти должный ритуал не только в действительном церемониале освящения каждого орудия, но и в действительных приготовлениях, предваряющих данную церемонию, т. е. (при изготовлении Жезла) срезании ветки с дерева, очистке ее от листьев и сучьев, снятии коры, обрезке концов, устранении неровностей. Этот процесс называется изгнанием. Далее маг натирает Жезл освященным маслом, и тот становится гладким, блестящим и золотистым. Затем он оборачивает его в шелк соответствующего цвета. Это Освящение. Затем он берет его в руки и воображает его пустой тростинкой, в которой Прометей принес на землю небесный огонь, формулируя для себя прохождение Священного Воздействия через данный предмет. Здесь он совершает посвящение; а завершив его, повторяет весь процесс в более сложной церемонии.[194] Возьмем совершенно иной случай — Начертание Круга. Маг синтезирует Киноварь из Меркурия и Серы, самостоятельно добытых путем возгонки. Эту чистую киноварь он смешивает с освященным маслом; и, когда он использует полученную краску, он всецело предается тщательному размышлению о священных символах, которые он пишет. Затем этот круг освящается посредством обхода, при котором маг взывает к именам Бога, начертанным на круге. Человек, не обладающий должной изобретательностью для того, чтобы применить надлежащий метод подготовки к прочим требующимся средствам, едва ли сможет добиться успехов на поприще магии. В связи с этим мы не будем тратить лишних страниц на подробные описания подготовки каждого инструмента. Впрочем, подробные инструкции, касающиеся Светильника и Орудий Четырех Элементов, приведены в Liber A, или Орудий (см. Приложение VII данной книги Примечания:1 [1] Пифагор не оставил после себя ни одной книги, и все тексты, которые приписывают ему, как правило, взяты у более поздних авторов, писавших о Пифагоре. Фраза, приведенная в качестве эпиграфа, означает: "Се Бог непогибающий, бессмертный, более не подверженный умиранию". — Прим. пер. 17 [17] Профессор Зигмунд Фрейд и его школа отчасти раскрыла этот корпус Истины, столетиями преподававшейся в Святилищах Посвященных. Однако неспособность понять Истину во всей ее полноте (о чем сказано в моей Шестой Теореме и ее Следствиях) привела Фрейда и его последователей к ошибочному утверждению о том, что настоящим судьей и руководителем человеческих поступков является так называемый "Цензор"*, откровенно суицидальный по своей сути. Поэтому официальный психоанализ продолжает содействовать обману, хотя в основе этой науки лежат наблюдения над катастрофой человека, неверно понимающего сообщения своего Бессознательного Я — эти "огненные буквы на стене", языком сновидений говорящие нам о сумме важнейших тенденций истинной природы нашей личности. В результате психоаналитики неверно истолковывают жизнь и опускаются до абсурдных утверждений о том, что человек по природе своей является антисоциальным, преступным и болезненно-животным существом. Вполне очевидно, что все эти недостатки Бессознательного, о которых говорят психоаналитики, сродни "первородному греху", о существовании которого столь настойчиво твердят богословы. (* — «Цензор», или «цензура» сознания — в учении Фрейда процесс, позволяющий сознанию подавлять бессознательны импульсы либидо; причина возникновения многочисленных неврозов и психических расстройств. — Прим. пер.) 18 [18] ТО МЕГА ТЕРИОН — (греч.) Великий Зверь. — Прим. пер. 19 [19] Зверь 666 — персонаж Откровения Иоанна, с которым отождествлял себя Кроули. — Прим пер. 171 [1] Смысл этой таинственнейшей формулы можно постичь с помощью Книги Алеф, Книги Закона и комментариев к ним. Она объясняет Бытие. 172 [2] Все это так, поскольку нам довелось быть Микрокосмом, закон которого — "любовь направляемая Волей". Но для единицы, достигшей Совершенства (в абсолютном нуле нулевой Степени), чтобы стать "разделенной ради любви, ради шанса объединения", законом является Магия. 173 [3] Ибо сущность Мага состоит в инстинктивном постижении основных принципов Вселенной. Инстинкт Мага — это подсознательное признание структурного тождества Макрокосма и Микрокосма. Равновесие есть условие всякого проявленного существования. 174 [4] Чаша и Жезл — имеются в виду магические орудия (подробнее см. Liber A vel Armorum в Приложении VII). — Прим. пер. 175 [5] См. Баг-и-Муаттар, V, параграф 2. 176 [6] Перстень не описан в Части II данной книги* — по причинам более или менее очевидным для читателей. Это символ Нут, то есть всей совокупности путей, на которых маг может вообразить и исполнить себя. (* — Часть II данной книги — имеется в виду работа «Магия» (подробнее см. в Комментарии к "Введению"). — Прим. пер.) 177 [7] Непреклонность к себе и другим — вот истинная доброта; ампутация больного органа спасает жизнь организма. 178 [8] См. Liber 418, Эфир 11. 179 [9] Это расширение материи Личного Я — Неделимая Точка, определенная упоминанием Четырех Сторон Света. Это формула, позволяющая Ему выразить свое Тайное Я; Его роса, упавшая на Розу, в должный срок превращается в Кумир Его Я. 180 [10] См. Liber LXV и VII. 181 [11] О значении этого слова см. в Каббале и учении, связанном с царями Едома. 182 [12] Клипот (др. — евр., "оболочки") — демонические Сефирот, расположенные ниже Сефиры Малькут, т. е. вне Древа Жизни. Древо Клипот в точности копирует структуру Древа Сефирот, но наполняет ее совершенно противоположным смыслом. Так, Сефире Кетер, символизирующей Единое Божество, соответствует Клипа демона Таумиэля — символ двух противоборствующих сил; Сефире Малкут (т. е. миру одушевленной материи) — Клипа Лилит, или царство ночи и демонов, и т. д. — Прим. пер. 183 [13] Математические доказательства данного тезиса см. у Пуанкаре*. Однако Духовный Опыт заходит гораздо глубже и разрушает Канон Закона Противоречий. Мастер Терион проделал огромную работу в этом направлении, особенно в период своего пребывания в 9 Степени = 2 квадрат. Подобные глубины недоступны для Ученика и могут серьезно смутить его. Для него гораздо полезнее временно признать Истину — в том смысле, в каком это принято в физике. (* — Пуанкаре, Жюль Анри (1854–1912) — французский математик и философ. В результате логического анализа общих утверждений пришел к выводу об относительности и субъективности всякой истины. Основоположник конвенционализма, т. е. учения о том, что всякая научная теория основана на соглашении об истинности ее основных утверждений, которого придерживаются ее сторонники. — Прим. пер.) 184 [14] Тем не менее, привычка во всем зависеть от других деморализует и губит человека. Маг должен знать все детали своей работы и всегда быть готов засучить рукава и самостоятельно сделать любую из них, какой бы банальной или второстепенной она ему ни казалась. Здесь можно вспомнить о том, что Абрамелин запрещает Соискателю выполнять любые унизительные задания. Это очень правильно; но Маг не сможет руководить своими совершенными слугами, если в самом начале своих занятий не обучится хотя бы минимуму необходимых практических действий. 185 [15] И, в особенности, тот факт, что всякая вещь включает в себя нечто и сама включена в нечто, присущее только ей одной. 186 [16] "Ибо перед выстоявшим до Конца в Конце не устоит Ничто". Liber 333, гл. Дзета. 187 [17] Каким бы точным ни было приближение, ни одна дробь не даст точного значения квадратного корня из двух. Квадратный корень из двух не входит в числовой ряд — он принадлежит к особой разновидности чисел. 188 [18] Обратите внимание на то, что ни одна вещь не может быть по-настоящему равноценна любой другой вещи; и стоимость их нельзя соизмерить в точности. Обмен имущества — не математическое уравнение. Всякая Потребность служит условным выражением Желания — точно так же, как слово выражает мысль. Она не может быть ничем иным: а посему, сколько бы времени, денег или труда ни было затрачено на ее удовлетворение, результатом будет духовный и моральный синтез, ценность которого не измеряется арифметической суммой затрат. 189 [19] Анания — один из христиан общины апостола Петра, утаивший часть своего имущества от добровольного пожертвования на нужды общины. Проницательный Петр мгновенно раскрыл его обман, и сказал, что, не имея желания жертвовать все имущество, он мог бы прямо заявить об этом; но, пытаясь обмануть апостола, он лжет самому Богу. Пораженный Анания тут же умер (Деяния Святых Апостолов, 5,1-11). — Прим. пер. 190 [20] Фортунатова мошна — волшебный кошелек римского богача Фортуната, в котором (если верить легенде) всегда появлялось столько денег, сколько было нужно его хозяину. — Прим. пер. 191 [21] Хоронзон — демон Хаоса, которого Кроули вызывал во время Алжирского Делания (1909 г.). — Прим. пер. 192 [22] Истинное определение этой добродетели см. в Книге Закона и Комментариях к ней. 193 [23] Это деталь "формулы Неофита". Но существуют и другие формулы. 194 [24] Я позабыл сказать, что весь предмет Магии является примером мифопеи* — в той ее форме, которую называют "болезнью языка". Тот, бог Магии, был всего лишь человеком, который изобрел письменность, и все его статуи недвусмысленно свидетельствуют об этом. «Grammarye», то есть «Магия» — всего лишь производное от «Грамма» (то есть "письмо"). И название старинного Магического Ритуала «Гримуар» — это всего лишь «Грамматика». Дикарям удивительно, что люди могут общаться на расстоянии; они приписывают множество других таинственных способностей людям, которые всего лишь умеют писать. Таким образом, Жезл — всего лишь перо, Чаша-чернильница, Кинжал — перочинный нож, а диск (Пантакль) — свиток папируса. А сам Папирус Ани** — всего лишь латинское название туалетной Бумаги. (* — Мифопея — мифотворчество. Называя это явление "болезнью языка", Кроули намекает на то, что сам язык побуждает нас к сотворению мифов. — Прим. пер.) (** — Папирус Ани — повествование о загробном суде над египтянином по имени Ани, созданное за полторы тысячи лет до нашей эры; хранится в Британском Музее. Чтобы понять каламбур Кроули, следует знать, что латинское «ani» — родительный падеж слова «anus», которое едва ли нуждается в переводе. — Прим. пер.) |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|