Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава V. ФОРМУЛА I.A.О

ו

Это изначальная и наиболее характерная формула Осириса, формула Искупления Человечества.[85] I — это Исида, или Природа, погубленная A — Апопом Разрушителем — и возрожденная Осирисом.[86] Та же самая идея отражена в розенкрейцерской формуле Троицы:

"Ex Deo nascimur.
In Jesu morimur.
Per Spiritum Sanctum reviviscimus".[87]

Кроме того, она идентична слову «Lux» — L.V.X — образуемому тремя ветвями креста.[88] Именно эта формулу подразумевают те древние и современные памятники, в которых фаллос почитается как Спаситель Мира.[89]

Учение о воскресении умерших в своем общепринятом виде — ложь и абсурд. Оно никоим образом не связано со Священным Писанием. Ведь Апостол Павел не отождествляет тело духовное, которое восстает из мертвых, с телом душевным, которое умирает.[90] Напротив, он неоднократно настаивает на различии между ними.

То же самое верно и для магической церемонии. Маг, поглощенный Божеством, действительно погибает. В Кругу остается лишь жалкий смертный автомат; и он не более подобен Богу, чем прах земной.[91]

Но, прежде чем заняться рассмотрением подробностей I.A.О. как магической формулы, следует отметить, что, по сути своей, это формула Йоги или медитации и, фактически, любого из ответвлений изначального мистицизма.

У истоков медитативной практики всегда лежит спокойное наслаждение,[92] тихий процесс естественного роста. Медитирующий живо заинтересован в своей работе; она кажется легкой; начать ее — одно удовольствие. Эта стадия представляет Исиду. Но рано или поздно за ней следует депрессия — эта Темная Ночь Души, бесконечная усталость и отвращение к работе. Даже самое простое и легкое действие становится почти невыполнимым. Такое бессилие наполняет душу страхом и отчаянием. Сила этого отвращения едва ли понятна для тех, кто его не пережил. Это период Апопа.

О том же учат Алхимики. Исходный продукт, с которым они работают — основной и простейший, однако «естественный». По прошествии различных стадий появляется "черный дракон";[93] но из него вырастает чистое и совершенное золото.

Аналогичную формулу мы находим и в легенде о Прометее; то же самое можно сказать и об Иисусе Христе и прочих мифических богочеловеках из различных уголков мира.[94]

Вследствие этого, магическая церемония, построенная по данной формуле, обладает совершеннейшей сущностной гармонией с естественными мистическими процессами. Мы обнаруживаем ее в основе многих важных церемоний посвящения — в частности, в посвящениях в Третью Степень масонства и в 5 Степень = 62 G.D. (описана в Equinox I, III). На основе той же самой формулы можно успешно построить и церемонию самопосвящения. Суть ее состоит в том, что посвящаемый сперва облачается в царские одежды, затем обнажает и умерщвляет себя, а затем восстает из мертвых к Знанию и Собеседованию Высшего Ангела-Хранителя.[95] Слово IAО этимологически тождественно Тетраграмматону; но их магические формулы совершенно различны, как можно понять из вышеприведенных описаний.

В своей книге "Многообразие религиозного опыта" проф. Уильям Джемс подразделил все религии на «единожды-рожденные» и "дважды-рожденные";[96] но религия, провозглашенная в Книге Закона, гармонично сочетает в себе религии обеих типов, поскольку выходит за их пределы. Здесь не делается попыток избежать смерти путем ее отрицания, как это принято у «единожды-рожденных»; но смерть не считается здесь и вратами в новую жизнь (как у "дважды-рожденных"). Для А. А. жизнь и смерть — одинаково важные события в ходе бытия, также, как день и ночь в истории планеты. Однако, чтобы сохранять такое отношение, мы глядим на эту планету со стороны.

Братья А.*.А.*. смотрят на то, что (с точки зрения других людей) можно назвать их «личностью», как на одно — или, точнее, на несколько явлений из определенной группы. Поэтому «личность» — это «ничто», сознание которого, с одной стороны, является целой вселенной (если смотреть на нее как на единичное пространственно-временное явление); но, с другой стороны, отрицает даже самое себя. Тело и разум человека важны для него настолько же, насколько телескоп важен для астронома. Если телескоп сломается, он уже не будет различать во Вселенной тех тонкостей, какие мог обнаружить с его помощью.

Здесь следует понять, что формула I.A.O. — это формула Тиферет.[97] Маг, применяющий ее, осознает себя человеком, готовым к страданию и жаждущим преодолеть свое нынешнее состояние, слившись с богом. I.A.О. может показаться ему Высшим Ритуалом и последней ступенью; но, как мы уже говорили, это только предварительный этап. Однако для обычного современного человека и он представляет немалое достижение; и для него существует еще более древняя формула, рассмотрению которой будет посвящена глава IV.

В семнадцатый год Эона МАСТЕР ТЕРИОН реконструировал слово I.A.О для того, чтобы оно могло соответствовать новым условиям существования Магии, которые навязаны ей прогрессом. Но Слово Закона — Телема, число его — 93; это число должно быть каноном для соответствующей Мессы. И вот Мастер расширил IAO, записав О буквой Айн, а затем добавив Bay в качестве приставки и окончания. В результате все слово выглядит так: Ваy-Йод-Алеф-Айн-Ваy (ויאעו), и число его равно 93. Подробно проанализировав это слово, можно показать, что оно служит наиболее пригодным иероглифом для Ритуала Самопосвящения в наш Эон Гора. Принципиальные пункты важнейших соответствий здесь таковы (более подробно см. в Liber 777):

1. Ату (Старший Аркан Таро)

2. №Ату

3. Еврейская буква

4. Число

5. Соответствия в природе

6. Прочие соответствия


1. Иерофант (Осирис на престоле, в короне и с Жезлом). Четверо Поклоняющихся: четыре стихии

2. V

3. Вау (гвоздь). Английское V, W или гласная между O и U — ма’аджаб и ма’аруф

4. 6

5. Телец (знак Земли, руководимый Венерой; в нем экзальтируется Луна — однако пол его мужской). Свобода, т. е. свободная воля | Солнце, Сын в Тетраграмматоне (см. гл. III). Пентаграмма, указывающая на Дух, который руководит и примиряет Четыре Элемента. Гексаграмма, объединяющая Бога и Человека. Сознание Руах.[98] Парцифаль[99] — сын вдовы: Гор, Исида и Осирис


1. —

2. —

3. —

4. -

5. -

6. Парцифаль — Король и Священнослужитель в Монсальвате,[100] совершающий чудо искупления; Гор — увенчанный победитель, занявший место своего отца. Христос-Дионис на Небесах-Олимпе, хранитель мира


1. Отшельник (Гермес со Светильником, Крыльями, Жезлом, Плащом и Змием)

2. IX

3. Йод (рука). Английское I или Y

4. 10

5. Дева (знак Земли, руководимый Меркурием. Который в нем экзальтируется; сексуально двойственен). Свет, т. е. Свет Мудрости; Сокровенное

6. Корень Алфавита. Сперматозоид. Юноша, получивший Жезл и отправляющийся навстречу приключениям. Парцифаль в пустыне. Христос, нашедший приют в Египте — и на Горе, искушаемый Дьяволом. Бессознательное Желание, или Слово


1. Глупец (Дитя в Яйце на Лотосе,[101] Бахус Дифуэс и т. д.)

2. 0

3. Алеф (бык). Английское А (в той или иной степени)

4. 1

5. Воздух (условие всяческой Жизни, беспристрастный переносчик; сексуально неразвит). Жизнь, т. е. орган ее возможного выражения

6. Свободное дыхание. Свастика. Призрак. Матка. «Чистый Глупец». Парцифаль, не знающий ничего. Гор. Христос-Дионис как невинное дитя, преследуемое Иродом-Гарой. Геркулес, удушающий змей. Бессознательное «Я», не определенное ни в каком направлении


1. Дьявол (Бафомет[102] на престоле; ему поклоняются Мужчина и Женщина. См. эскиз Элифаса Леви)

2. XV

3. Айн (глаз). Английское А или О (в той или иной степени); блеяние козы — a’a

4. 70

5. Козерог (знак Земли, руководимый Сатурном; в нем экзальтируется Марс; пол его мужской). Любовь, т. е. инстинкт удовлетворения Божества путем слияния Его со Вселенной

6. Парцифаль в Черном, готовый вернуться в Монсальват Королем: Гор в расцвете сил. Дионис с крестом-кифарой и тирсом


"Иота-Альфа-Дигамма"[103] изменяет свое значение в зависимости от Эона.

"Эон Исиды". Эпоха матриархата. Великое Делание считается делом простым и прямолинейным.

Отражение этой теории мы обнаруживаем в обычаях матриархата. Партеногенез[104] считается возможным. Дева (Йод — Дева) содержит в себе Принцип Роста — двуполое Герметическое семя. Оно становится Ребенком в Яйце (A — Харпократ) посредством Духа (A = Воздух-Ястреб, оплодотворяющий Мать); Ребенок же становится Сыном Солнца (Дигамма = буква Тиферет, 6, даже там, где она произносится как Омега, т. е. в коптском языке — см. Liber 777).

"Эон Осириса". Эпоха патриархата. Два пола. «I» воспринимается как Отец-Жезл (Йод Тетраграмматона). «A» — Дитя, преследуемое Драконом, который пускает воду из пасти своей, дабы пожрать его (см. Откр. XII). Дракон — это также Мать: Жестокая Мать[105] из работ Фрейда; а Дитя — Харпократ, преследуемый нильскими крокодилами. Здесь мы находим символику Ковчега, саркофага Осириса и т. д. Лотос — это Йони;[106] Вода — Амниотическая Жидкость. Чтобы жить собственной жизнью, ребенок должен покинуть Мать и, каким бы сильным ни было искушение, не возвращаться к ней, не искать у нее убежища. Кундри,[107] Арминда, Иокаста, Цирцея[108] — символы этой силы, искушающей Героя. При этом Герой может считать ее своей прислужницей,[109] когда на самом деле она овладевает им, исцелив его отца (Амфортас), отомстив за него (Осирис) или умиротворив его (Иегова).[110][111] Но, чтобы достигнуть мужской зрелости, он должен прекратить зависеть от нее — добыть Копье (Парцифаль), потребовать оружия (Ахилл), или вырезать себе палицу (Геракл),[112] или отправиться странствовать в безводную пустыню, подобно Кришне, Иисусу, Эдипу и т. п. — пока не наступит миг, когда «Принц» или странствующий рыцарь завоюет руку Принцессы и сядет на трон в чужой стране. Почти все легенды о героях воплощают эту формулу в ряде поразительно похожих символов. «Дигамма», Вау-Солнце — это Сын. Его считают смертным — но на основании каких признаков? Это явное извращение всяческой истины, ибо священные символы не содержат ни единого подобного намека. Эта ложь является сутью Великого Колдовства. Религия Осириса — фантазия, состряпанная из человеческого страха перед смертью и незнания природы. Идея партеногенеза все еще сохраняется, но уже представляет собой формулу воплощения полубогов или божественных царей; все они тем или иным образом должны пройти через умерщвление и воскрешение.[113]

"Эон Гора". Два пола в одном лице.

Дигамма Йота Альфа Омикрон Дигамма: 93, полная формула, признающая Солнце Сыном (Звездой) — предвечно-сущей проявленной Единицей, откуда все исходит и куда все возвращается. Великое Делание заключается в том, чтобы превратить начальную Дигамму-Дигамму Ассии (мира материальной иллюзии) в конечную Дигамму-Йоту[114] — Дигамму Ацилута, т. е. мира чистой реальности. Произнесение этого имени по буквам (Дигамма Дигамма + Йота Дигамма Дельта + Альфа Лямбда Пи + Омикрон Йота Ню + Дигамма Йота = 309 = ШТ = XX + XI = 31) дает тайный Ключ Закона.

Дигамма есть проявленная — Звезда

Йота есть тайная Жизнь — Змий

тайный Свет — Светильник

тайная Любовь — Жезл

тайная Свобода — Крылья

тайное Молчание — Плащ

Все эти символы указаны в Atu «Отшельник».

Существуют силы Йод, расширением которых служит Bay.

Йод — рука,[115] выполняющая Волю человека.

Она же — Дева; суть ее — в неоскверненности. Альфа — Дитя,[116] "давшее форму своему Отцу и сделавшее свою Мать плодородной" — Харпократ и пр., указанные выше; но она развивается в Омикрон — экзальтированного Дьявола (иначе — «другой» тайный Глаз), подробно описанного во многих местах формулы Посвящения Гора. Этот «Дьявол» называется Сатана или Шайтан; люди, не знающие формулы Посвящения, боятся его и называют злом. Таким образом они пытаются выставить Природу виновницей всех своих прегрешений (существующих только в их воображении). Сатана — это Сатурн, Сет, Абраксас, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонай и т. д.[117] Самое страшное обвинение в адрес Сатаны — назвать его Солнцем на Юге. Древние Посвященные жили в стране, кровью которой были воды Нила или Евфрата; юг был связан для них с губительным жаром и считался проклятой стороной света, где копья солнечных лучей были самыми смертоносными. И даже легендарный Хирам был повержен на землю и убит в полдень.[118] Козерог — знак, в который Солнце входит, достигая своего крайнего южного склонения в момент Зимнего Солнцестояния — в сезон, когда умирают растения Северного Полушария. Вот вторая причина проклинать юг; третья же заключается в тирании жарких и сухих ветров, несущих заразу; в грозном дыхании пустынь и океанов, внушающих ужас, а посему таинственных и недоступных. Таковы были приметы Юга, запечатлевшиеся в душах Первых Посвященных. Мы же, знакомые с астрономическими фактами, смотрим на их ненависть к югу как на глупое суеверие, внушенное нашим предкам-анимистам климатическими особенностями среды их обитания. Мы не усматриваем никакой вражды между Левым и Правым, Верхом и Низом и тому подобными противоположностями. Такие противопоставления истинны лишь в качестве относительных утверждений; это условности, произвольно выбранные для того, чтобы выражать наши понятия в форме плюралистической символики, основанной на двойственности. «Добро» должно быть определено с точки зрения человеческих идеалов и инстинктов. «Восток» сохраняет свое значение лишь на поверхности Земли; если же взглянуть со стороны Вселенной, то он смещается на один градус каждые четыре минуты. «Верх» у каждого человека свой, ибо два человека никоим образом не могут находиться в одной точке и на одной прямой, ведущей к центру Земли. «Сильный» — частное мнение по поводу наших мышц. «Истинный» — совершенно непостижимый эпитет, проанализировать который не удается даже самым способным философам.

Поэтому мы без малейших угрызений совести возрождаем так называемое "дьяволопоклонничество" — как идею, которая, согласно законам звука и в силу таких явлений, как речь и слух, связана с группой «Богов», чьи имена имеют основу «ШТ» (или "Д"), огласованную открытым «A». Ибо эти имена содержат в себе следующие свойства: смелость, откровенность, энергию, гордость, силу и торжество; это слова, выражающие творческую и отеческую волю.

Таким образом, «Дьявол» — это Козерог; это Козел, который взбирается на самые крутые горы; это Божество, которое, проявившись в человеке, делает его Эгипаном,[119] то есть Всем. Солнце входит в этот знак, когда возвращается, чтобы обновить год на севере. Он же связан со звуком О — звуком рева, гула и повеления; звуком мощного выдоха, регулируемого жестким обручем сомкнутых губ.

Он — Открытый Глаз Солнца в зените, от которого убегает всякая тень; Он — Тайный Глаз, порождающий образ своего Бога — образ Света — и дающий ему силу произносить пророчества, просветляющие разум.

А посему Он — Бог, созданный руками Человека; Бог экзальтированный и нетерпеливый. В полном сознании достигает Он своего полного роста, и Он готов отправиться в свое странствие ради искупления мира. Но Он не может проявиться в своем подлинном облике, ибо увидев Пана, мы обезумеем от ужаса. И Он должен скрываться под Своей изначальной маской.

Потому Он и принимает человеческий образ, что Он был в начале. Он живет человеческой жизнью; и в самом деле — он вполне человек. Но Его посвящение сделало Его хозяином Событий, ибо дало ему понять, что все с Ним происходящее есть исполнение Его истинной воли. Таким образом, последняя стадия Его посвящения выражена в нашей формуле в виде финальной буквы — Дигаммы.

Серии преобразований не затронули его сути, но объяснили ему самого себя. Таким же образом и Медь остается Медью после Cu + О(2) = СuО: + Н2SO4 = CuSO42O): + K2S = CuS(K2SO4): + нагрев в восстановительной среде = Cu(S).

Медь остается медью; но, благодаря реакции, мы изучили некоторые из ее свойств. Мы узнали, что она сохраняет свою целостность и неприкосновенность в любых обстоятельствах и любых обличьях. И, более того, мы узнали, что она может использовать свою энергию, реализовать возможности своей природы и исполнить свои формулы лишь в сочетании с другими реагентами. Существуя как отдельное вещество, медь подвергается их натиску и ощущает его как непостижимую и томительную боль, пока не поймет, что всякий опыт есть благо и самовыражение, и что ни одно событие не причинит ей вреда. Для того, чтобы жить, Человек должен умереть — это стало понятно уже в Эоне Осириса. Ныне же, в Эоне Гора, мы знаем, что всякое событие — смерть: субъект и объект удушают друг друга в объятиях "любви подчиненной воле"; но всякая такая смерть, сама по себе, есть жизнь. Смерть же есть средство, с помощью которого мы осуществляем себя в сериях эпизодов.

Следующий важный момент — завершение A (Диониса-младенца) посредством О (Парцифаля с Копьем и т. д.).

Первый процесс заключается в том, чтобы найти «I» внутри «В». Это посвящение, очищение, обнаружение Тайного Корня самого себя; это двуполая Дева, которая есть 10 (Малхут), но произносится как полные 20 (Юпитер).[120]

Далее Йод в Деве расширяется до Младенца в Яйце посредством формулирования Тайной Мудрости Истины Гермеса в Молчании Глупца. Он получает Глаз-Жезл, который наблюдает за действием и служит предметом поклонения.

Перевернутая Пентаграмма — Бафомет — Гермафродит в расцвете сил — это снова буква «В» (V), порождающая себя от себя.[121]

Обратите внимание, что здесь уже повсюду встречаются двуполые существа; таким образом, каждая личность обладает самопорождающим половым началом, в то время как Исида признавала лишь один пол, а Осирис мыслил себе два противоположных. И формула этого периода во всех случаях представляет собой Любовь; а конец — это начало на более высоком плане.

Чтобы Bay превратилась в Йод, ей нужно обрезать хвост. Чтобы сделать Алеф, нужно уравновесить четыре Йод; Айн — это перевернутый треугольник из Йод, напоминающий о формуле Нюит — Хадит — Ра-Хор-Хут. Алеф — вихревой элемент, подобный Свастике, — это созидательная энергия в уравновешенном действии.



Примечания:



1

[1] Пифагор не оставил после себя ни одной книги, и все тексты, которые приписывают ему, как правило, взяты у более поздних авторов, писавших о Пифагоре. Фраза, приведенная в качестве эпиграфа, означает: "Се Бог непогибающий, бессмертный, более не подверженный умиранию". — Прим. пер.



8

[8] В некотором смысле можно сказать, что Магия — это простонародное название Науки.



9

[9] Судьба шедевра Леонардо да Винчи, увядшего раньше срока — очевидно, имеется в виду фреска "Тайная вечеря", в значительной степени разрушившаяся из-за неудачного состава штукатурки. — Прим. пер.



10

[10] Возьмем, к примеру, такие понятия, как «иррациональное», «мнимое» и «бесконечное» число.



11

[11] Впрочем, они могут быть полезны при обсуждении логически абсурдных вопросов — в частности, тех, что возникали у схоластов в ходе дискуссий о «Боге».



12

[12] Тиндаль, Джон (1820–1893) — английский физик, прославившийся своими исследованиями по рассеянию света в мутных средах. — Прим. пер.



85

[1] Исида, или Природа, погубленная Апопом Разрушителем и возрожденная Осирисом — очередная шутка Кроули, равно как и весь дальнейший пассаж, иронизирующий над христианской идеей о воскресении из мертвых. — Прим. пер.



86

[2] Существует и совершенно иная формула, в которой I — Отец, О — Мать, а A — дитя; и еще одна, где I.A.O. — это три Отца различного рода, уравновешенные Н.Н.Н. — тремя Матерями, завершающими Вселенную. В третьем случае это истинная формула Зверя 666; I и О — противоположности, порождающие поле деятельности A. Но это уже более высокие материи, неуместные в данном элементарном руководстве. Интересующихся отошлем к Книге Самех, Пункт II, Отдел J.



87

[3] «В Господе рожденные, во Христе умершие, Духом Святым воскресаем» — нетрудно заметить, что при отождествлении этой трехчленной формулы с IAO Христос ставится в один ряд с Апопом. — Прим. пер.



88

[4] Слово LVX ("свет"), образуемое тремя ветвями креста — розенкрейцерский символ. — Прим. пер.



89

[5] Имеются в виду монументальные кресты и распятия. — Прим. пер.



90

[6] 1 Коринфянам, гл. 15: "Есть тела небесные, и есть тела земные; но иная слава небесных, иная земных… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении…. сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Ибо написано: первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий". — Прим. пер.



91

[7] И все же он служит Его орудием; Бог приобретает его, как астроном покупает телескоп. Полное разъяснение предметов, достигаемых с помощью уловки воплощения, см. в Книге Алеф, а также в Книге IV данной Книги*. (* — т. е. в Книге «Закон» (не путать с Книгой Закона!), завершающей серию трудов, в которую входит "Магия в теории и на практике". — Прим. пер.)



92

[8] Если его нет, то медитация идет неправильно.



93

[9] Черный дракон — одно из названий алхимического вещества, возникающего в результате путрефакции (т. е. гниения) исходного продукта. Утверждая, что чистое и совершенное золото возникает из "черного дракона", Кроули несколько упрощает реальную картину алхимического процесса: на самом деле путрефакция является начальной стадией чрезвычайно длительного и трудоемкого «делания», требующего многих лет неустанной работы. — Прим. пер.



94

[10] См. Дж. Дж. Фрэзер, "Золотая ветвь"; Дж. М.Робертсон, "Языческие Христы"; А.Кроули, «Иисус», и т. д., и т. п.



95

[11] формула I.A.O. остается действительной и для тех, кто уже принял точку зрения Закона Телема; но для них она заменяется формулой ГОРА — Коронованного и Побеждающего Ребенка. См. Приложения, Книгу САМEX. Ср. также с "Книгой Духа живых Богов", где этот ритуал приведен в расширенном виде, но с небольшими изменениями (Equinox I, III, стр. 269–272).



96

[12] «Единожды-рожденные» ("once-born") религии, согласно классификации У.Джемса, — это индуизм, буддизм и их производные, утверждающие, что человеческая душа, единожды родившись на свет, никогда не умирает, но всякий раз возрождается в новом теле. «Дважды-рожденные» ("twice-born") религии: иудаизм, ислам и христианство, где считается, что душа умершего не воплощается в новое тело, но возрождается в новом качестве на небесах или в преисподней. — Прим. пер.



97

[13] Здесь следует понять, что формула IAO — это формула Тиферет, то есть связующее звено между Верхом и Низом, каковое представляет собой данная Сефира (см. также прим. к гл. I). — Прим. пер.



98

[14] Сознание Руах (евр. «руах» — «ветер», «дыхание», "дух") — духовное сознание человека. — Прим. пер.



99

[15] Парцифаль — герой средневековых рыцарских романов и одноименной оперы Вагнера, сюжет которой прочно вошел в мифологию оккультизма. В изложении Вагнера легенда о Парцифале превратилась в аллегорическую историю Посвящения. Наивный молодой рыцарь Парцифаль, не знающий ни своего происхождения, ни своего настоящего имени, прибывает в замок короля Амфортаса, где хранится Святой Грааль — чаша, в которую св. Иосиф Аримафейский некогда собрал кровь Христа. Когда-то здесь хранилось и копье, которым был ранен Христос; но его похитил волшебник Клингзор и нанес Амфортасу рану, которая не заживает и по сей день. Клингзор превратил пустынную местность вокруг замка в райский сад, где живут прекрасные феи; и ни один рыцарь с тех пор не может добраться до замка, ибо неизбежно соблазняется их красотой и навсегда остается в саду. Парцифаль проник в замок только благодаря своей наивности и чистоте, однако он ведет себя невежливо, не может поддержать разговор и, наконец, убивает лебедя, которым любовались все рыцари. После этого его изгоняют из замка. Однако Клингзор знает, что именно Парцифалю суждено разрушить все его чары. Он посылает к молодому рыцарю волшебницу Кундри, которая когда-то помогла ему обмануть Амфортаса. Парцифалю удается устоять против эротических соблазнов волшебницы, и копье, брошенное Клингзором, повисает у него над головой. Взяв это копье, Парцифаль одним крестным знамением разрушает весь райский сад и оказывается в пустыне; и лишь после долгих скитаний он находит замок Амфортаса и исцеляет короля, прикоснувшись копьем к незаживающей ране.



100

[16] Монсальват (или Мунсальвеш) — родина Парцифаля. — Прим. пер.



101

[17] Дитя в Яйце на Лотосе — Харпократ, рожденный Исидой. — Прим. пер.



102

[18] Бафомет — идол, которому, согласно протоколам Инквизиции, поклонялись тамплиеры. По некоторым описаниям, представлял собой изображение двуполого человекообразного существа с козлиной головой. — Прим. пер.



103

[19] «Иота-Альфа-Дигамма» — архаичное греч. написание I.A.О.



104

[20] Партеногенез — однополое размножение. — Прим. пер.



105

[21] Жестокая Мать — архетипический символ грозной силы женского начала, воплощенный в образах страстных и жестоких богинь языческого мира (Геры, Кибелы, Кали и др.). — Прим. пер.



106

[22] Йони — индусский символ вагины как порождающего начала. — Прим пер.



107

[23] Кундри — демоническая соблазнительница из оперы Вагнера «Парцифаль». В первом действии появляется в облике уродливой нищенки, добровольно прислуживающей рыцарям; затем становится прекрасной феей и наконец, когда Парцифаль разрушил все чары Клингзора, снова превращается в нищенку. — Прим. пер.



108

[24] Арминда (правильнее Армина) — прекрасная сарацинка из "Освобожденного Иерусалима" Торкватто Тассо, возлюбленная рыцаря Ринальдо, из-за которой он покинул своих товарищей; Иокаста — мать Эдипа, ставшая впоследствии его женой; Цирцея (или Кирка) — волшебница, превращавшая мужчин в свиней. — Прим. пер.



109

[25] "Dienen, dienen"* — только и говорит она в последнем Акте. (* — нем. "служить, служить" — Прим. пер.).



110

[26]..когда на самом деле она овладевает им, исцелив его отца (Амфортас), отомстив за него (Осирис) или умиротворив его (Иегова) — в первом примере речь идет о волшебнице Кундри (см. выше): вылечив короля Титуреля, она соблазнила его сына Амфортаса и таким образом помогла Клингзору украсть чудесное копье Лонгина. — Прим. пер.



111

[27] История об Осирисе и Исиде подробно разобрана в Комментарии к Гл. I.; здесь следует добавить, что после своего воскресения Осирис отказался жить на земле и стал богом подземного царства. Что же касается умиротворения Иеговы, то здесь Кроули затрагивает весьма интересную и противоречивую концепцию Шехины. Изначально это слово означало «пребывание» и воспринималось как один из аспектов Бога, наиболее близкий земному миру; однако в писаниях каббалистов и хасидов Шехина превратилась в женскую ипостась Бога, которая заступается за людей и смягчает его гнев. В настоящее время эта идея усиленно пропагандируется еврейскими феминистками и, к ужасу всех правоверных раввинов, уже приобрела значительную популярность. — Прим. пер.



112

[28] 3аметьте, что все трое в этот период пребывают среди женщин как существа среднего рода; их оберегают от мужской жизни.



113

[29] Все эти идеи можно объяснить, обратившись к антропологии. Но наша задача — не столько оценить, сколько оправдать их, ибо обычаи и легенды отражают истинную природу рода человеческого.



114

[30] Йота есть тайная Жизнь — речь идет о символике Аркана «Отшельник», соответствующего этой букве. — Прим. пер.



115

[31] Йод — рука, поскольку таков буквальный перевод еврейского слова "TIT; она же — Дева, поскольку соответствует зодиакальному созвездию Девы. — Прим. пер.



116

[32] Альфа — Дитя — см. прим. к гл. IV.; согласно формуле IAO она развивается в Омикрон (то есть в Айн), знак экзальтированного Дьявола. — Прим. пер.



117

[33] Сатана — это Сатурн, Сет, Абраксас, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонай и т. д. — замечательная парадигма, в которой перечисление мифологических параллелей Сатаны плавно переходит в перечень имен, не имеющих ничего общего с данным персонажем. — Прим. пер.



118

[34] Хирам был повержен на землю и убит в полдень — эпизод из масонской легенды. Хирам Абифф руководил строительством Храма царя Соломона; он разделил всех работников на группы Входящих Подмастерьев, Товарищей Ремесленников и Мастеров Каменщиков. Каждой группе был дан тайный пароль, по которому ее члены могли легко опознать друг друга. Трое Ремесленников, недовольные своим положением, захотели выпытать у Хирама пароль Мастеров. В полдень Хирам всегда ходил молиться в недостроенный Храм; и вот злодеи подстерегли его у трех выходов Храма и нанесли ему три удара: линейкой в горло, угольником в грудь и молотом между глаз. Хирам умер, но не выдал пароля Мастеров. — Прим. пер.



119

[35] Эгипан — ипостась Пана, в которой он представлен как вместилище всей Вселенной. — Прим. пер.



120

[36]…двуполая Дева, которая есть 10 (Малхут), но произносится как полные 20 (Юпитер) — буква Йод обозначает число 10; но, если записать ее полное название еврейскими буквами (Йод-Вау-Далет), то их сумма будет равна 20. — Прим. пер.



121

[37] Буква «В» (V), порождающая себя от себя — образ, навеянный геометрической структурой перевернутой пентаграммы. — Прим. пер.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.