|
||||
|
Общее введение Существует огромное множество религиозных конфессий, духовно-философских школ, мистических традиций… Это разнообразие очень часто сбивает с толку многих людей, начинающих интересоваться своим внутренним миром и духовностью. Но все это происходит потому и лишь потому, что обычные люди не видят за внешними различиями обрядов, заповедей и разных принципов внутреннего содержания этих учений. Впрочем, это не удивительно: глаза наши ориентированы на восприятие внешней формы, на события в физическом мире, а мозг — он приучен обрабатывать сигналы от органов чувств. И нужна определенная духовная зрелость, чтобы достичь известного уровня автономности душевно-духовного мира, чтобы реально прочувствовать нетождественность всего плотского и духовного, чтобы видеть внешность и то, что скрывается за всем внешним. Но более зрелые и эволюционно более продвинутые люди даже интуитивно чувствуют — внутреннее содержание всех основных мировых религий и многих мистических традиций и школ, то есть «внутреннее ядро» одно и то же. Все мировые религии утверждают принцип Любви. Все мировые религии развивают принцип Любви. Все мировые религии ведут человека из царства материи в Царство Духа. «Чистое сердце является внутренней целью любой духовной практики» — сказал как-то Шри Сатья-Саи-Баба. И вы можете найти, в прямой или косвенной форме, эти слова в любой религиозной доктрине — от христианского Нового Завета до буддийских сутр или откровений Мохаммеда в Коране. Существуют, однако, и множество форм магии, которые предоставляет немало исключений из этого правила, да и само слово «магия» нередко воспринимается многими людьми однозначно — как прямая противоположность религии. Что ж, право на свое мнение имеет каждый человек; вопрос лишь в том, насколько это мнение соответствует реальности. Субъективная ценность того или иного положения, субъективное принятие или непринятие духовных истин или методических приемов никогда не означала объективной ценности ограниченных человеческих оценок; и немало зла было совершено в попытках навязать индивидуальную ценность субъективной значимости всем другим людям. Все, кто читал книги Кастанеды могли обратить внимание на тот факт, что по меньшей мере в учении мексиканских толтеков слово «магия» имеет совсем иной оттенок и смысловое содержание. Более того, в словах как самого дона Хуана, так и у продвинутых его учеников принцип Любви выдвигается едва ли не на первый план (чего упорно не замечают многие комментаторы кастанедовских книг!). Так является ли «магией» магия толтеков? И, если попытаться взглянуть более широко, то этот вопрос можно поставить и так — являются ли религией туземные верования тех народов, которые давно уже не играют существенной роли на мировой арене: религиозные воззрения аборигенов Малайзии, Гавайских островов и т. д.? Заметьте: само слово «религия» обычно ассоциируется на Западе с христианской церковью, проповедником в рясе с Библией под мышкой… Более эрудированные граждане могут, однако, вспомнить об индуизме с Брахмой-Вишну-Шивой, о буддизме. Для местных же верований совсем «отсталых» народов и малочисленных племен есть теперь специальный термин, который успокаивает сознание как обывателей, так и христианских священников — «шаманизм». Тем не менее, в связи с последними исследованиями шаманизма в разных странах, это проблема сейчас ставится едва ли не на первое место, превращаясь из сугубо этнографической в психологическую. Так было с самим Карлосом Кастанедой: начиная свое знакомство с доном Хуаном — индейцем из племени яки — он и не думал ни о какой религии, ни о какой духовности, пока дон Хуан не поставил Кастанеду лицом к лицу с собственным его убожеством как личности не заставил его задуматься о назначении человеческой жизни. Сравнительно новый научный термин — «синкретические учения», то есть учения, не дифференцированные на магию, религию и другие аспекты, включая даже шаманистическую медицину, фактически, тоже мало что объясняет. Хотя бы потому, что ученые никак не могут определить конечные результаты «синкретической религиозной практики». И куда попадет человек после земного своего существования — этого ученые тоже сказать не могут. Но, независимо от ученых, есть общественные потребности, есть нерешенные проблемы человеческого существования, и человек не может ждать, пока умники от науки выдадут ему рецепт вечного благополучия. В последние десятилетия появилось настолько много книг, посвященных учениям американских индейцев, феноменам филиппинских врачевателей или чудесам жрецов Гавайских островов, что можно даже говорить о новой читательской моде. Поэтому для тех, кто интересуется феноменами шаманизма как учениями, имеющими непосредственное жизненное значение, даже один лишь кропотливый анализ книг Кастанеды может помочь ответить на вопрос, в какой степени религиозны местные шаманистические культы. И наиболее ценными здесь будут, конечно, сугубо индивидуальные открытия всех пытающих практиковать, когда они воочию смогут увидеть сами, как религия может вырождаться в магизм, а магия — становиться способом духовного роста! Стоит, конечно, упомянуть и о пророчествах: когда еще не было книг Карлоса Кастанеды, в работах Алисы Бейли в 20-40-х годах неоднократно предсказывалось появление в ближайшем будущем духовного учения нерелигиозного характера. Говорилось, что скоро появятся некие качественно новые книги, которые не будут религиозными, но будут представлять собой подлинно духовные откровения о человеке и его назначении в жизни. Следовательно, естественным будет предположить, что эти духовные, но ортодоксально религиозные книги будут отражать в себе некое общее «ядро», принципиально сходное с тем, что наличествует как внутреннее содержание всех религий. То есть речь идет о существовании еще большего общего внутреннего духовного пространства, нежели просто общие элементы всех основных ортодоксальных религий. И, следовательно, несмотря на очень веские внешние различия и даже противоречия учения толтеков с господствующими сейчас религиями, все же, есть этот общее «ядро». К чему его можно свести? Как его можно охарактеризовать? — Если отвлечься от разнообразных названий, внешних вывесок и девизов, по которым мы легко сейчас можем различить разные конфессии, от ясно существование следующих общих элементов: а) многоуровневого конгломерата энергий, аурических полей и личностных принципов, называемых человеком; б) высшей Реальности, называемой «Богом», «Брахманом», «Аллахом», «Непостижимым» и т. п.; в) неизбежности изменений человека, в связи с этой Высшей реальностью и по отношению к Ней хотя бы как к своеобразной «точке отсчета»; все в этом мире меняется, и потому имеет важное значение проследить, что меняется и в каких направлениях… ВСЕ! Это — основные моменты. Есть Бог, есть человек и есть задачи, которые надо решить человеку в этой жизни. Огромное множество самых разнообразных теологических сложностей и хитросплетений — все это плоды человеческой мысли, привыкшей разделять и анализировать, и снова разделять… Как бы вы не называли разнообразные учения, религиозные и иные течения, от этих трех основных моментов не куда не избавиться. Разнообразны — измы часто делают человека неспособным распознать самое важное даже в том учении, которое он избирает для себя как единственное! Призраки райского загробного существования ослепляют недалеких людей, и они готовы поверить во что угодно, лишь бы им была обещана сладкая трансцендентная «халява». Но лишь те, кто достигли уже способности критически относиться к собственным достижениям — лишь они способны задуматься: «Действительно ли я попаду в рай?», «Действительно ли я веду жизнь истинного христианина (мусульманина, буддиста…)?»… Лишь такие люди могут как-то раз спросить себя — «А собственно за какие заслуги я должен попасть в рай?» И все это будут очень и очень правильными вопросами к самим себе! Самый базисный исходный момент, если вообще говорить о глубоком изучении книг Кастанеды или пытаться хоть как-то понять механизмы описанных там феноменов, состоит в осведомленности о многоуровневом строении человека, о многослойности его ауры. Эти сведения, хотя и представляют собой самый первый этап вдумчивого отношения и критического анализа всего читаемого человеком, очень важны, ибо незримо составляют важную часть фундамента мировоззрения. В конце концов, как устроен человек, какую структуру может иметь его «Я»? Из чего мы все состоим? — эти вопросы представляют из себя самый элементарный ликбез в духовных знаниях. Кроме того, сами книги Кастанеды в известной мере вносят немало путаницы в вопрос о структуре человека: многие могли заметить, что там практически нет традиционных описаний ауры, известных по показаниям экстрасенсов. Поверхностное изучение учения толтеков дает вывод: есть Плотное тело и есть кокон, с пучками энергий и светящейся сердцевиной… Так что если вы попытаетесь сравнить широко известную сейчас систему чакр и местонахождение Кундалини с данными об ауре человека из книг Кастанеды, то поначалу у вас может возникнуть немало вопросов и недоумений: ни о чакрах, ни о Кундалини там ничего не говорится! Поэтому основные тезисы, связанные с невидимой анатомией человеческой ауры, надо здесь привести хотя бы в мало-мальски систематизированном виде. Если вам знакома система терминов, связанная с оккультной анатомией человека, то вы смело можете дальше не читать, а прямо перейти к следующему разделу. Но, пока вы четко не усвоили общие свойства структуры человеческого-«я» и оккультную анатомию ауры — до тех пор вы будете постоянно сбиваться и путаться при изучении разных учений и доктрин. СЕМЕРИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК И СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОККУЛЬТНЫХ ТЕРМИНОВ Семь планов или Миров — это, в порядке возрастания тонкости (уровней вибрации или разреженности составляющих его частиц универсальной вселенской субстанции, т. е. Акаши в высшем смысле этого слова): 1. Физический Мир, с областью химического вещества и с областью эфиров, 2. Астральный Мир, 3. Ментальный Мир (с областью конкретного интеллекта, областью абстрактной мысли и собственно кармическим уровнем), 4. Буддхический Мир, 5. Атмический Мир, 6. Монадический Мир (Анупадака) и, наконец, 7. Мир Бога (Нирвана, или план Ади). Пять низших из перечисленных семи Миров составляют содержание-субстанцию семи тел человека, тогда как два высших мира — шестой и седьмой — представлены в человеке еще только в недифференцированном или «зародышевом» состоянии (Рисунок 1а). Семь тел человека Теософско-эзотерические данные о структуре человека сообщают о существовании у него семи «тел» или слоев-уровней плотности составляющих конституцию человека вселенской субстанции (см. Рисунок 1а и 1b): 1. Физическое плотное тело, составленное из области химического вещества Физического мира; 2. Физическое эфирное, или Праническое тело, составленное из частиц области эфиров Физического мира. Эфирное тело пропитывает собою Плотное тело, оживляя «куклу» из органических молекул. Границы Эфирного тела, или наиболее грубой составляющей ауры, отстоят от физического Плотного тела обычно на 15–30 см и полностью повторяют контуры этой плотной материальной оболочки, или «куклы». Поэтому Эфирное тело часто называют «эфирным дублем»; эфирные же меридианы Эфирного и низших слоев Астрального тела образованы той частью энергий этих тел, что канализированы, и они образуют в итоге нечто вроде сетки, или каркаса. Поэтому другими названиями этого уровня-слоя ауры являются также: «жизненное тело», «энергетический каркас», «эфирная паутина(сеть)», «аура здоровья». 3. Астральное тело, или «тело эмоций» — этот уровень ауры имеет еще более размытые очертания, отстоя от физического Плотного тела обычно на 60–80 см. Оно действительно напоминает некий полуразмытый «призрак», столь часто изображаемый в мультфильмах (см. Рисунок 1b). 4. Ментальное тело, или «тело мысли» — этот уровень или слой ауры отстоит примерно на 1–3 м от краев тела и достигает до 16 м в высоту (!), образуя в итоге тот самый «кокон», о котором так часто говорится в широко ныне известных книгах К. Кастанеды; этот кокон и служит чаще всего усредненной моделью человеческой ауры. 5. Каузальное тело, или «тело Кармы» — видится ясновидящему тоже как коконообразная структура, и потому его часто называют «кобальтовым телом», «Каузальным яйцом»… Но уровень ясновидения, позволяющий узреть его, должен быть очень высоким. И этого уровня обычно достигают единицы из миллионов, главным образом за счет молитвенного делания, строгого поста и воздержания; так что лишь они могут действительно «видеть Карму», а не принимать за нее отдельные пятна в Эфирном теле или на уровня низшего астрала. Это и есть уровень манипуляций новых видящих из традиции толтеков, т. е. тот уровень, который и описан подробно в книгах Кастанеды (!). Вообще говоря, в этой серии книг основное значение уделяется трем основным категориям — эфирному дублю, центрам излучения Астрального тела (прямая параллель с каббалистическими чакрами) и кокону Ментального тела. Вот почему в книгах Кастанеды практически нет тантрических чакр, Кундалини и многого иного… 6. Буддхическое тело, или «тело Духовного Разума» — шар Света огромных размеров, выступающий очень далеко за пределы Кармического и Ментального тела и, одновременно, проецирующийся также внутрь них, проникая все предыдущие слои, как газ проникает собой воду. 7. Атмическое тело — неописуемая сверхяркая точка Света, одновременно проецирующаяся и «вниз», в материю в области середины грудной клетки, и наружу как сверхмерная сфера. В области груди она может проявиться по милости Бога пророкам, и описана последними как имеющая размер «горчичного зерна», или же как лотосообразная структура. Эта «Искра Божья» называется по-разному — «Чашей», «Атмой», «духовным сердцем», «Параматмой», и она часто путается с Анахата-чакрой (одновременно существующей на более грубоматериальных уровнях Эфирного тела и Астрального тела). Каждое из этих тел, за исключением физического Плотного, воспринимается ясновидящим как самосветящееся, причем чем к более тонкому уровню (и, следовательно, выше) оно принадлежит, тем ярче сверкает эта оболочка «Я»… К области низшего-«я» относят четыре низших тела: Плотное, Эфирное, Астральное и Ментальное. К области высшего-«Я» относят Буддхические и Атмическое тело. Каузальное, или Кармическое тело находится как бы посредине, на границе, и его можно отнести к любой из двух категорий. Но чаще его все-таки относят к высшему-«Я», поскольку оно обусловливает «голос совести», а во-вторых оно входит в состав триединой Монады (Каузальное тело + Буддхи + Атма). Той самой Монады, которая у каждого человека в процессе перевоплощений и переходит из одной плотной телесной формы в другую. Иными словами, Плотное, Эфирное, Астральное и Ментальное тело выстраиваются и формируются заново в каждом новом воплощении, тогда как триада Атма-Буддхи-Каузал остается неизменной единицей, послевательно накапливающей эволюционный опыт. При окончательном Освобождении отбрасываются не только низшие четыре тела, но и Каузальное яйцо на высших уровнях Ментального плана. Деление на низшее-«я» и высшее-«Я», а также метафизические соответствия и отражения-связи между уровнями или слоями ауры хорошо иллюстрирует схема на Рисунке 2. В троичном делении — Дух, душа и тело — к области тела относят Плотное и Эфирное тела. К «душе» относят Астральное и Ментальное тела, а также Кармическое тело, а к области Духа относят Буддхи + Атму. Подлинная Божественная природа человека связана с Атмой, или «Искрой Божьей». Господь и Атма качественно одинаковы, как костер и искры от костра. Тот факт, что многие другие учения, особенно современная психологическая литература, имеют иные подразделения или выделяемые категории, этого троичного деления ума «отменить» не могут. Хотя бы потому, что многие классификации не взаимоисключают, но взаимодополняют друг друга, и по-своему ценны. Моя же здесь задача состоит вовсе не в том, чтобы копаться во частных аспектах и деталях или дискутировать, а в том, чтобы как можно более простым языком раскрыть нашу тему… Подобно вселенскому «Золотому Яйцу» (Хираньягарбха), усредненный вариант человеческой ауры — тоже яйцо. Правда, это аурическое «яйцо» — лишь схематическое изображение, или модель. На самом деле, семиричность «тел» человека, то есть принятое в теософии универсальное деление, подразумевает описанные выше слои-уровни ауры + Плотное тело. Универсальность подобного деления связана с двумя моментами: а) эта схема хорошо согласуется с другими религиозно-теологическими моделями, например, индийскими воззрениями разных школ, розенкрейцеровскими представлениями и т. п., позволяя объединить казалось бы самые разноречивые данные и совершенно различные термины в одну целостную систему представлений; б) каждый атом, вообще любой объект во вселенной имеет тонкие слои-уровни-оболочки и может быть представлен описанной семеричной схемой… Важный оккультный намек по этому поводу может быть найден и в системе мексиканских толтеков, когда дон Хуан несколько раз говорил Кастанеде, что каждый предмет имеет «тень» и что маги могут работать с «тенями» объектов… Важное замечание об интеллекте (уме). Древние индийские воззрения (а можно сказать более точно — знания) о человеке выделяли в нем три области ума: 1) область низшего животного, или инстинктивного ума, называемую в терминах «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской кама-манас-рупа. Она относится к низшим слоям, или уровням Ментального тела; инстинкт-рефлекс — вот основная функция этой области ума; 2) средняя область чистого интеллекта, или того, что обычно называется «разумом», чистый Манас; это Ментальное тело — уровни, более тонкие, чем кама-манас-рупа, но все же грубее Каузального тела, или «Кармического яйца»; функции этой области ума — абстрактная умственная деятельность, способность представлять предмет при его недоступности органам чувств, произведение логических операций… 3) область духовного ума, или духовного разума, относящегося к области Буддхи, или Буддхического тела. Благодаря развитию этой области разума человек может соотносить свои действия с принципами Добра и Зла, распознавать Добро и Зло, сознательно делать Добро. Перечисленные выше тела, составляющие семеричного человека, взаимопроникают друг друга, как масло проникает собой семя кунжута. Другая модель: бочка, заполняемая последовательно большими камнями, гравием, песком, водой и растворенным в воде газом. Каждое из перечисленных семи тел обладает известной степенью автономности, и каждое, таким образом, склонно внушать человеку: «ты — это я!» В итоге в различные моменты жизни человек склонен отождествляться со своим телом, желаниями или мыслями. Истинное «Я» человека — это его Атма. Все оболочки, или тела человека являются инструментами Атмы, и состояние каждой из них является следствием уровня осознанности Атмой самой себя и ее эволюционной зрелости. Атма называется также Искрой Божьей, Параматмой, Божественной Монадой, Зерном Духа Божьего…. Из маленькой искорки, недифференцированной и аморфной должно разгореться пламя, Божественное Пламя, в котором проявлена вся слава Господня. Все проявляемые человеком качества — от способности контролировать физическое тело до умственного развития — все они суть производные от достигнутого уровня и характера развития Атмы. Кокон Аурический кокон — одновременно и некий усредненный вариант всех слоев и уровней человеческой ауры, грубее и тоньше Ментального плана, и реальный вид ауры человека на уровнях Ментального и Каузального тел. На Ментального плане человеческие существа также представляются состоящими из неисчислимого количества энергетических нитей, или точнее — нитеобразных энергетических полей. Для видящих люди представляются либо продолговатыми, либо сферическими светящимися сплетениями бесчисленных, статичных, но вибрирующих энергетических полей. Эти поля в совокупности образуют на Ментальном плане почти полностью замкнутый на себя шар света, похожий на светящееся гигантское яйцо. Не-приступи-кольцо последнего, т. е. отчетливые внешние границы световой формы, составляют до 16 метров в высоту (при фичеческом-то росто около 170–180 см!). Кокон и его форма Маги древности описали человеческие существа как яркие образования, формой напоминавшей гигантские яйца. Эти образования назвали светящимися коконами. Когда видящий видит человеческую форму, он сначала видит один-единственный шар энергии — громадное светящееся образование. Однако, более детальный анализ показывает, что этот кокон или светящееся яйцо — асимметричен: передняя часть в его развита гораздо сильнее (за счет того, что называется «лицевой пластиной»), а задняя или спинная часть оказывается намного слабее и заметно более узкой. При всем этом, яйцевидная форма — лишь внешний кокон, скорлупа светимости, которая скрывает в себе крайне интригующую, захватывающую, гипнотизирующую сердцевину, состоящую из концентрических колец желтоватой светимости, цвета пламени свечи. Энергетические эманации внутри и эманации вовне — это те же волокна света. Все чувствующие существа — это пузырьки, сделанные из этих волокон, микроскопические точки света, прикрепленные к бесконечным эманациям. Все коконы — светящиеся, словно капля беловатого света, прикрепленные к бесконечным эманациям. Эта светимость живых существ составляется той особой частью эманаций Бога (в терминах толтеков — «Орла»), которая содержится внутри их светящихся коконов. Внешняя светимость притягивает внутреннюю; она, так сказать, ловит ее и фиксирует. Эта фиксация и определяет сознание всякого отдельного существа. Видящие могут также видеть, как эманации, внешние по отношению к кокону, оказывают особое давление на ту часть, которая внутри. Это давление определяет тот уровень сознания, который имеет данное существо. Эманации Орла — это нечто большее, чем волокна света: каждая из них является источником безграничной энергии. Поскольку некоторые эманации, внешние кокону, являются теми же самыми, что и внутри, их энергии подобны непрерывному давлению. Однако поверхность кокона, наподобие перепонки, изолирует эманации, которые находятся внутри него перепонки, и тем самым формирует направленное давление. Древние видящие увидели, что человеческое сознание — это свечение янтарного цвета, более интенсивное, чем остальная часть кокона. Это свечение находится на проходящей по всей его длине узкой вертикальной полосе правой части кокона, с края. Мастерство древних видящих состояло в перемещении этого свечения так, чтобы сдвинуть его с первоначального места на поверхности кокона внутрь по ширине. Двигающегося по улице человека видящий видит как светящийся яйцеобразный кокон, который при перемещении оставляет глубокую борозду в энергетическом поле Земли. Этот кокон как бы плывет, волоча за собой на подобии хвоста вспахивающий землю стержневидный корень. В энергетической вселенной толпы не существует. Там есть только отдельные индивидуумы, одинокие, окруженные безграничностью. Но эта картина оказывается все-таки субъективной, тогда как в более объективной форме ясновидец, которому удалось выйти на уровень Ментального плана или выше, может видеть огромное множество коконов, некоторые из которых имеют некое подобие якоря: это — воплощенные индивиды. Коконы в форме светящихся шаров встречаются чаще, чем в виде вытянутых вверх яиц, но иногда — даже попадается почти прямоугольная форма, подобная надгробной плите. Но иногда, попадаются люди, чью форму видящие созерцают как яйцо. Дон Хуан предполагал, что люди, обладающие в наше время яйцеобразной формой, больше соответствуют по своей структуре людям древности. У большинства людей энергетическое поле кокона разделено на две части — правую и левую. Однако у некоторых мужчин и женщин оно разделено на четыре, а иногда на три. Из-за своей большой сопротивляемости неблагоприятным внешним факторам, по сравнению со средними людьми, эти люди, после обучения видению могут стать нагвалями (лидерами магических групп, или «проводниками» в Тонкие миры). Нагваль-мужчина или нагваль-женщина видится как светящееся яйцо с четырьмя отделами. В отличие от обычных человеческих существ, которые имеют только два отдела, левый и правый, у нагваля левая и правая стороны разделены каждая еще две длинных секции, образующими нечто вроде зубцов или протуберанцев. В итоге кокон нагваля похож на четыре светящихся шара, сжатые вместе и даже вдавленные друг в друга. В то же время, каждому кокону, а значит — и сознанию человека, присущи однородность и внутренняя связь, сохраняющие устойчивость формы кокона. В санскритских терминах индийской йоги и тантры эта внутренняя связь и устойчивость человеческой формы, включая тонкие уровни, обеспечиваются Ахамкарой, или «яйностью». Иногда пишут «Аханкара», или «эго» но это значения не имеет… Значимо лишь то, что Ахамкара — комплексная функциональная структура, обеспечивающаяся как матрицей человеческой формы, или формообразующими прототипами, так и всей совокупностью связанных с ними энергетических полей. Эти прототипы формы, хотя и расположены в верхних уровнях Ментального тела, но сами являются отражением куда более тонких световых форм Монадических уровней… Слово «эго» в духовных дисциплинах обычно связывается с негативным смыслом, подразумевая то, что надо изжить. Но это не совсем так: Ахамкара напрямую связана и со здоровьем — физическим и психическим. Поэтому речь должна уйти не об уничтожении «эго», связанного с Ахамкарой, но о том, чтобы превзойти ограничения формы. Ключом к приобретению соответствующих характеристик однородности и внутренней связи является положение точки сборки, вернее, ее фиксация. Что касается восприятия, то правая часть кокона связана с логикой, со способностью интеллекта делать умозаключения; левая же часть — с иррациональным, абстрактным, духовным… Большинство, если не все сверхнормальные способности человека связаны именно с левой частью пузыря восприятия… Учитель помогает ученику полностью очистить, «отмыть» одну сторону (правую) пузыря восприятия и переместить все на другую (левую) сторону последнего. Точнее, речь идет о том, чтобы освободить вибрирующую энергию левой стороны, чтобы она могла действовать в гармонии с вращательной, рутинной энергией правой части, а не находиться под ее сугубо ограничительным контролем. Точка сборки Только очень небольшая группа энергетических полей внутри светящегося шара (т. е. начиная с ауры Ментального тела, Каузального и выше) освещена точкой интенсивной яркости, расположенной на поверхности шара. Она представляет собой округлое пятно особо интенсивной светимости размером с теннисный мячик, постоянно располагающегося внутри светящегося шара вровень с его поверхностью на расстоянии двух футов позади правой лопаточной кости тела человека, т. е. на уровне лопаток на расстоянии вытянутой руки от спины человека. Увидев, как работает это пятно, древние маги назвали его «точкой сборки». Она обусловливает наше восприятие, — именно там, в этой точке и собирается восприятие человеческих существ. Любое восприятие, каким бы оно ни было, формируется как раз в этом месте. Восприятие имеет место, если энергетические поля в этой маленькой группе, в непосредственном окружении точки яркости, простирают свой свет, освещая идентичные энергетические поля снаружи шара. Поскольку воспринимаются только те энергетические поля, которые освещаются точкой яркости, эта точка названа «точкой, где собирается восприятие или просто «точкой сборки» (см. Рисунок 3). Подобным пятном светимости повышенной интенсивности обладает любое живое существо. К тому, что мы обычно воспринимаем в качестве человеческого тела, точка сборки отношения не имеет. Точка сборки частью светящегося яйца — нашей энергетической сущности. Непосредственно через точку сборки проходят лишь очень немногие из миллионов светящихся нитей вселенной. Это и неудивительно, ведь размер точки сборки относительно мал по сравнению с целым. Точка сборки всегда окружена дополнительным сиянием сферической формы, немного больше нее по величине. Этим сиянием значительно усиливается свечение нитей, непосредственно проходящих через него. Точки сборки человеческих существ могут изменять свое положение. Поскольку, блеск точки сборки освещает любое энергетическое поле, вошедшее с ней в контакт, то при ее передвижении в новое место проясняются новые энергетические поля, которые становятся познаваемыми. При смещении же точки сборки и окружающего ее сияния с привычного места, у людей меняется осознание, поведение и в некоторой степени и сам способ восприятия. Чем больше сдвигается точка сборки из своего обычного положения, тем более странным становится поведение индивида, что, как понятно, следует из необычности осознания и восприятия. Фокусируя сферическое сияние на энергетических нитях вселенной, непосредственно сквозь это сияние проходящих, точка сборки человеческих существ автоматически без какого бы то ни было предварительно осознанного намерения собирает эти волокна, формируя из них устойчивую картину, воспринимаемого мира. Маги древности увидели миллионы сознательных энергетических волокон, проходящих через точку сборки и собирающихся в пучок под действием окружающего точку сборки сияния. Увидев, насколько меркнет это сияние у людей, находящихся без сознания или при смерти, и как оно полностью исчезает у мертвецов, древние маги пришли к убеждению, что это сияние и есть свечение осознания. Для видящего самая яркая часть точки сборки обращена наружу, если это женщина, и вовнутрь, — если это мужчина. С точки зрения мага-толтека обладать жизнью значит — обладать сознанием, то есть иметь точку сборки с окружающим ее свечением сознания. Маги рассматривают наличие восприятия как необходимое условие жизни. Однако, все это относится к подавляющему большинству воплощенных существ. У Посвященных, начиная с определенного уровня, структура ауры меняется радикальным образом. Мы представляем собой энергию, которая принимает соответствующую форму и находится в нужном месте благодаря фиксации точки сборки в некотором определенном месте. Если это ее положение изменяется, то и форма, и местонахождение энергии изменяются соответственно. Воздействие смещения точки сборки на энергетическую конфигурацию существ состоит в следующем. Точка сборки подобна светящемуся магниту: перемещаясь в пределах человеческой полосы (см. ниже), она притягивает эманации и группирует их. При смещении точки сборки в новое положение в этом месте формируется новый конгломерат светящихся энергетических волокон. Восприятие автоматически собирается там, где находится точка сборки, поскольку она всегда окружена свечением осознания. Однако в следствии того, что сборка осуществляется на новом месте и задействует новые волокна, собранный мир не может не отличатся от привычного нам повседневного мира. Два типа смещений точки сборки: первый тип — смещение в любое положение по поверхности светящегося шара или внутрь него. Такое смещение получило название сдвига точки сборки. Второй тип — смещение точки сборки наружу, за пределы светящегося шара. Это было названо движением точки сборки. Различием между сдвигом и движением определяется природа восприятия, формирующегося в результате смещения. Движение — это настолько глубокое изменение позиции, настолько глубокое, что точка сборки даже достигает других диапазонов энергии… В практическом отношении, различия в способностях управлять смещением точки сборки и движением точки сборки качественные, и они могут быть уподоблены различиям в способностях доехать до другого города или до другой планеты (как разница не столько в самих расстояниях, сколько в качествах этих расстояний). Поскольку сдвиг точки сборки является ее смещением в пределах светящегося шара, миры, воспринимаемые в следствии этого, какими бы странно причудливыми они не казались, принадлежат к человеческой сфере. Человеческая сфера составлена энергетическими волокнами, проходящими сквозь светящийся шар. В противоположность сдвигу, движение точки сборки является смещением ее в положение вовне светящегося шара, в результате чего задействуются другие энергетические волокна. Восприятие этих волокон вызывает к жизни немыслимые, непостижимые миры, в которых нет никаких следов чего бы то ни было, свойственного человеку. За счет чего она смещается? За счет воздействия импульсов от высших потоков энергии, которым управляет высшее-«Я», или Атма Адепта. Эти импульсы генерируют энергетические всплески внутри или вне нашей энергетической формы. Как правило, формирование потоков непредсказуемо и происходит по высшим законам, неподвластным интеллектуальной осмысленности. Они связаны с самой логикой эволюции Монады, со структурированием всего эволюционного опыта в серии воплощений. Однако маги могут не только интуитивно предвидеть характер и поведение энергетических потоков в ближайшем будущем, но и подчиняют их своему духовному намерению. Эти потоки энергий ощущает каждый маг. Их чувствует и любое человеческое существо, но обычные люди слишком заняты своими повседневными делами, чтобы обращать внимание на подобные ощущения. Легкий дискомфорт, мимолетная печаль, которая сменяется эйфорией… Поскольку ни печаль ни эйфория не имеют объяснимой причины, мы обычно не склонны относится к ним как к достоверному признаку того, что на нас накатывается неизвестное. Мы списываем это насчет необъяснимых и в общем-то не очень здоровых колебаний настроения. Когда точка сборки сдвигается за пределы энергетической формы, она вытягивает контур светящегося шара вовне, не разрывая его энергетических границ. Конечным результатом движения точки сборки является полное изменение энергетической формы человеческого существа. Вместо того, чтобы оставаться яйцом или шаром, она трансформируется в нечто, напоминающее по виду курительную трубку. Конец мундштука — это точка сборки, чашка — то, что осталось от светящегося шара. Если точка сборки продолжает движение, то в конце концов наступает момент, когда светящийся шар превращается в тонкую полоску энергии. Маги древности в совершенстве овладели искусством перемещения точки сборки — предметом весьма непростым и опасным. Человечество воспринимает известный нам мир в том виде, в котором мы его воспринимаем, только благодаря тому, что все мы обладаем одинаковыми характеристиками энергетической однородности и внутренней связи для адекватности восприятия. Сходность в восприятии известного людям мира существует только благодаря тому, что все мы обладаем одинаковыми характеристиками энергетической однородности и внутренней связи. Мы автоматически обретаем соответствующие энергетические характеристики в процессе воспитания и относимся к ним как к чему-то само собой разумеющемуся. Интеллектуальная разумность — всего лишь один из аспектов положения точки сборки; поэтому знание о том, что происходит в мире, здравомыслие, уверенность в себе — все эти предметы нашей гордости и предполагаемые мерила нашего здравомыслия — являются лишь следствием расположения точки сборки в ее обычном месте. Чем более жестко она там фиксирована, тем более мы самоуверенны, тем сильнее мы чувствуем, что знаем мир и способны предвидеть будущее. Более того, даже быть мужчиной или женщиной не означает окончательности этого состояния, а является результатом особого расположения точки сборки; для мага смена пола физической формы происходит в результате напряжения воли и тренировок. Человечество не знает, что точка сборки существует, и поэтому принимает последствия ее обычного расположения как нечто окончательное и неоспоримое. Именно эта неподвижность точки сборки делает наше ощущение мира настолько самодостаточным и тягостным, что мы не можем выйти за его пределы. Чувство собственной важности фиксирует точку сборки в одном положении, как бы намертво цементирует ее позицию подобно клею. Когда чувство собственной значимости уменьшается, например, через осознание иллюзорности видимого мира и развития духовных качеств высшщего-«Я», то энергия, обычно затрачиваемая на его поддержку, больше не расходуется. Накопленная таким образом энергия затем служит своего рода трамплином для отправления точки сборки в невообразимое путешествие в духовную Реальность, причем автоматически и непреднамеренно. Поэтому основное качество мага состоит в смирении перед Духом, в принятии мира таким, какой он есть… Тот аспект настройки, который удерживает точку сборки неподвижной, называется волей, а аспект, сдвигающий ее — намерением. То давление, которое оказывают эманации, внешние по отношению к кокону и называемые «большими эманациями», на эманации внутри него, одинаково для всех чувствующих существ, однако результат этого давления очень различен для них, поскольку их коконы реагируют на это давление совсем по-разному. Но в некоторых границах есть все же какая-то степень подобия. Более подробное изучение светящегося кокона человеческого существа показывает следующее. Светоносная форма человека подобна сфероиду или шару, внутри которого имеется диск более темного или старого шара. Если взять и разделить яйцеобразную форму кокона на 4 продольные секции (чисто условные), то широкая полоса между первой и второй секциями — будет образовывать внутри этого кокона нечто в виде диска, проходящего насквозь через весь кокон от передней до задней поверхности. Этот более темный диск внутри прозрачного кокона и является тем, что называется «человеческой полосой эманаций» (Рисунок 3). Когда маг-учитель (нагваль) надавливает на точку сборки, последняя перемещается внутрь этого диска. Повышенное сознание появляется, когда интенсивное свечение точки сборки освещает спящие эманации, проходящие внутри диска. Видение того, как свечение точки сборки перемещается внутри этого диска, создает чувство, что оно сдвигается влево по поверхности кокона. Однако, лишь прозрачность светоносного кокона создает впечатление сдвига влево, хотя в действительности всякое движение точки сборки происходит вглубь, к центру светоносного яйца вдоль толщины человеческой полосы. Поскольку этот сдвиг точки сборки вглубь кокона, ученик не утрачивает личностного самоосознания, хотя при этом и задействуются не используемые в обычном состоянии эманации. Однако, в пределах самой человеческой полосы эманаций, возможно явление под названием «боковым сдвигом точки сборки» — то есть сдвиг точки с одной стороны на другую по ширине человеческой полосы эманаций, а не вглубь. На обоих краях этой человеческой полосы эманаций находится громадный склад отбросов — неисчислимая куча человеческого хлама. Это очень сумрачный, зловещий склад (Эти «химеры восприятия» и видны очень часто после приема ЛСД или других наркотиков). На самом правом краю человеческой полосы обнаруживаются бесконечные видения физической активности, насилия, убийств, чувственных проявлений. На левом краю — духовность, религиозность, все, что связано с Богом (естественно, что это относится не к Самому Господу, а к примитивным человеческим представлениям о Господе, включая прежде всего религиозный фанатизм). При раскрепощении позиции точки сборки она обычно начинает двигаться в левом направлении как в наиболее естественном. Однако, нередко возникает «сдвиг вниз» — в область животных форм. У женщин это происходит чаще, чем у мужчин. Относительная легкость, с которой точка сборки движется в нижние позиции, делает их особенно заманчивой для некоторых магов — видящих. (Широко известные явления оборотней — особенно по средневековой Европе, как и раз и отражают реальные случаи чаще всего бессознательной трансформации людей в волков или лисиц; некоторые маги любят превращения в собаку или в ворона). Этот «сдвиг вниз» с полной трансформацией в животного происходит лишь после того, как точка сборки переходит некий критический порог, и тогда мир перестает быть тем, каким он выглядит для человека. Некоторые географические области не только помогают случайным движениям точки сборки, но также избирают особое направление этого сдвига. У детей вначале нет неподвижной точки сборки. Их внутренние эманации находятся в состоянии большой суматохи, и их точка сборки сдвигается всюду по человеческой полосе эманаций, что дает детям великую возможность фокусироваться на эманациях, которые позднее будут старательно затушеваны. Затем, по мере их роста, старшие окружающие, с помощью своей значительной власти над ними, принуждают детскую точку сборки стать более постоянной благодаря все более возрастающему по сложности внутреннему диалогу. Внутренний диалог — это процесс, постоянно укрепляющий положение точки сборки, намертво фиксируя ее в исходном положении. С одной стороны он имеет важный механизм психической саморегуляции, не позволяя «крыше съехать»; но с другой стороны, он самым консервативным образом блокирует прямую связь низшего-«я» с высшим-«Я», создавая постоянный «шум», помехи, подобно помехам в линии телефонной связи. У среднего человека это положение точки сборки произвольно и нуждается в постоянном подкреплении, что и обеспечивает внутренний диалог, или, как еще говорят «автотекст». Ключевым моментом всего, что делают видящие, является остановка внутреннего диалога. Как только установлено внутреннее безмолвие ума и эмоций, путы, приковывающие точку сборки к определенному месту, начинают рваться, и она получает свободу движения. Для существа шарообразной формы сферой человеческого является весь объем в пределах границы шара, сквозь который проходят энергетические волокна. В нормальном состоянии мы воспринимаем не всю сферу человеческого, но, наверное, не более одной тысячной ее общего объема. С учетом этого факта очевидным становятся невероятный масштаб достижения древних магов, умудрившихся растянуть себя в полосу, захватывающую в тысячи раз больше волокон, чем шар, и при это научившихся воспринимать все проходящие сквозь них волокна. Задача, которую поставили перед собой новые видящие — таким образом реорганизовать характеристики однородности и внутренней связи в коконе, чтобы превзойти ограничения и обычные возможности человеческой формы и покинуть этот мир, уйдя в тонкие миры, завоевав Свободу в этой трансформации самих себя. Искусство сновидения (контроль и использование снов) одновременно означает умение управлять смещением точки сборки. Искусство сталкинга (контроль поведения), наоборот, — этоумение фиксировать точку сборки в том месте, куда ее необходимо сместить. Фиксировать точку сборки на новом месте означает достигать состояния гармонии. Если точку сборки не удается зафиксировать, нет никакой возможности воспринимать гармонично. В таком случае мы будем воспринимать калейдоскопическую картину несвязанных друг с другом образов. * * * За время многолетней практики, новые видящие претерпевали опаснейшие трансформации аурического кокона, приучая себя к изменениям положений точки сборки и через достижение уровня третьего внимания, обретая свободу от уз плотной материальности. Однако, их обучение происходило при непосредственном контроле и руководстве со стороны видящих, способных в случае чего подстраховать ученика и уберечь его от разных неожиданностей и искажений… ИНВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МОНАДЫ Выше я уже сказал, что эволюция Монад имеет два основных этапа или направления — эволюцию и инволюцию. Эти моменты являются базисными для понимания учеником всего, что пишется в духовно-эзотерической литературе. При этом очень важно понять, что многократное перевоплощение одной и той же Монады — это основной механизм как инволюционных, так и эволюционных процессов. Фактически, из воплощения в воплощение переносится Атма+Буддхи+Каузальное тело (или, в санскритских терминах Атма-Буддхи-Манас). Информация об основных свойствах и достижениях Плотного. Астрального и Ментального тела хранится в Каузальном теле перевоплощающейся Монады в виде так называемых «постоянных атомов»: Физического Постоянного атома, Астрального Постоянного атома и Ментального Постоянного атома. Ядро Монады — Атмическое тело и пока не развитые еще более тонкие тела, обобщенно называемые «Атма» или высшим-«Я» — также хранят информацию о достигнутых эволюционных уровнях. Инволюционный путь в направлении все более грубой материальности был первым этапом эволюции Монад, отделившихся из Царства Божьего. Монада при своем движении вниз, во все более грубую материальность, начинает обрастать оболочками, которые одновременно являются ее инструментами. Это подобно тому, как сеятель приходит на свое поле с мотыгой и другими инструментами. Чем ниже погружается Монада вниз, в материю, тем больше у нее оболочек-инструментов. По мере своего нисхождения она все больше дифференцируется и усложняется «внутри себя внизу», и тем самым она может получить больше самого разнообразного опыта. В то же время, чем больше оболочек из грубой материи имеет Монада, тем все сложнее и сложнее для нее проявлять свои изначальные подлинно духовные качества. Это подобно тому, как музыканту становится все сложнее играть на скрипке, если на руку надета перчатка, на перчатку — варежка и т. д. Поэтому процессы инволюции осуществляются циклически, по кругам или точнее спиралям, когда после каждого «малого» погружения идет небольшое движение снова вверх для усвоения полученного опыта. Эта цикличность выражена в единицах от циклов «пралайи», или «растворения космической системы», своего рода «космического сна», вплоть до единичных перевоплощений и даже циклов дневного бодрствования и ночного сна. Спирали внутри больших спиралей — основная и всеобщая геометрическая модель развития во времени. Действуя в нижних мирах, отделившееся живое существо действует, и эти действия, в связи с космическим Законом Кармы, порождают все новые и новые разнообразные причинно-следственные зависимости. Это приносит Монаде разнообразный опыт, и в ходе этой космической эволюции «вниз» она как бы взрослеет и приобретает зрелость. Когда Монада достигает предельных уровней материализации «внизу» — человек забывает и о Боге, и о своей подлинно духовной внутренней природе, будучи всецело поглощен материальной жизнью. И тогда создаются условия для возвратного движения Монады обратно вверх, в то самое Царство Бога, из которого она когда-то изошла. Эти процессы существенно ускоряются религиями и другими духовными учениями. Искры Божьи отделились, чтобы, набравшись опыта овладения материей, вернуться обратно к Богу, вернуться в свой истинный дом. В чем выражается эволюционная зрелость Монады? — во многих признаках одновременно: это и духовная самоосознанность человека в процессе земной жизни, способности управлять своим поведением и вообще низшей материальностью Космического Физического Плана… Это — способности разотождествляться со всем, что не является духовным-«Я»… Признаков много, но общий результат сходен: человек начинает все больше и больше действовать в состоянии осознанности, понимать свои духовные задачи и цели очередного своего земного воплощения, любить Бога и стремиться вверх, в светлый Мир Бога… Так или иначе, в разных формах, но Монада все-таки начинает свой долгий путь наверх, обратно к Богу. При этом она, естественно, должна скомпенсировать всю негативную Карму, накопленную внизу, подобно тому, как нырнувший в грязную лужу должен сперва отмыться. Преодоление образовавшихся привязанностей ко всему материальному и даже душевных привычек (как более тонкой материальности, но все же материальности!) — все это происходит посредством и через отработку негативной Кармы. Поскольку область Кармы лежит выше Ментального тела, она не «просматривается» интеллектом. Отсюда, кстати, и пошла поговорка «человек предполагает, а Бог располагает»… Поэтому не следует уповать на какое-то сверхправильное учение или наиболее выгодную религию: без отработки накопленной негативной Кармы нельзя окончательно преодолеть ограничения материального существования и навечно войти в Царствие Небесное. И учение толтеков здесь не является исключением: нет такой религии или такой системы тренировок, которая просто так, без личностных на то усилий занимающегося, дарует своему приверженцу избавления от негативной Кармы. Учение и система практик толтеков позволяют отработать привязанности; они помогают избавлению от негативной Кармы, но посредством личных усилий практикующих, а не за счет фантазийного воображения, принимаемого за Веру. Эта коррекция Кармы этой жизни обеспечивается у толтеков двумя элементами — развитием безупречности и практикой перепросмотра (о чем мы будем говорить ниже). Однако, говорить о полном избавлении от Кармы всех занимающихся вряд ли можно: во-первых, подобными методами корректируется прежде всего Карма, накопленная только в этой жизни. Во-вторых, любые механистические практики могут лишь облегчить тяжелый кармический груз и создать предпосылки для отработки кармическизх задолжностей через сугубо личностные качества занимающегося. В-третьих, существует множество сугубо индивидуальных особенностей и среди толтеков, так что говорить об универсальной панацее здесь тоже вряд ли правомерно… За примерами здесь далеко ходить не надо: карма «достала» самого Кастанеду 27 апреля 1998 года, когда он, вместо того, чтобы превратиться в сверкающее световой кокон и, исчезнуть, т. е. «уйти» как это принято в магических линиях новых видящих, должен был просто умереть, оставив здесь труп из Плотного тела. Однако, в то же время, говорить, что Кастанеда умер обычной смертью, что он не достиг успехов — это тоже будет неправомерным: никакие усилия не пропадают даром, и если практика совершалась правильно, без ошибочных действий и существенных искажений, все благие последствия земного пути отражаются в состоянии Монады. Теософы говорят о том, что обычно требуется не менее двух-трех воплощений на то, чтобы от времени сознательного обращения к Свету действительно достичь Освобождения от необходимости вновь рождаться на земле. Однако, сосчитывать воплощения — не человеческая функция, и все Монады обладают разной скоростью эволюции и разными способностями к духовному обучению. Учение толтеков и перевоплощения. Хотя дон Хуан в книгах Карлоса Кастанеды нигде не сообщал о множественных перевоплощениях одних и тех же Душ (Монад), это вовсе не означает, что перевоплощений нет. Учение о реинкарнации не противоречит никоим образом учению толтеков. Хотя, впрочем, и не подтверждается там… Отсутствие каких-либо сведений о реинкарнации в кастанедовском десятикнижии объясняется четырьмя основными причинами одновременно: — книги Карлоса Кастанеды вовсе не обязательно должны соответствовать всему учению толтеков; особенно в его древних объемах, еще времен Атлантиды. Есть целые разделы древних знаний, которые и по сей день, да и в обозримом будущем тоже, остаются и должны оставаться сугубо тайными (эзотерическими в подлинном значении этого слова); — система тренировок под руководством дон Хуана, дона Хенаро или нагваля Элиаса в системах линий новых видящих делает вообще вопрос о реинкарнациях второстепенным и незначимым: каждое земное воплощение человека — это шанс к достижению Бессмертия; каждое воплощение — это ограниченная во времени возможность для ускоренной эволюции Монады и для восстановления утраченной изначальной целостности. «Какое вам дело до того, кем вы были в прошлых жизнях, какие подвиги или грехи вы тогда совершали?» — примерно так ставится вопрос во всех книгах Кастанеды. Параллельно стоит заметить, что и в современном христианстве отказ от концепции реинкарнации тоже стоит в стороне от догматической части вероучения: отказывайтесь от теории перевоплощения Душ или же нет — основные христианские догматы (о триединстве Отца, Сына и Святого Духа; о необходимости непрестанной молитвы и духовных усилий для вхождения в Царствие Небесное…) при этом практически не меняются! Протестантские и иные христианские течения нового времени искажали догматическое христианское богословие куда в большей степени, нежели это сделала бы теория перевоплощения Душ… — акцентацией сугубо практических аспектов, оставляющих минимум возможностей для бесконечного теоретизирования, демагогии и фразерства; — утерянными первичными знаниями и самостоятельными открытием и переоткрытием новыми видящими тонкоматериальных реальностей; фактически, все знания об Аватарах, или Божественных Воплощениях (включая даже те, что случались когда-то на территории юга США и в Мексике!) в традициях новых видящих были надежно утеряны еще очень и очень давно… Таковы основные, но вовсе не единственных причин того, что учение о реинкарнации никак не обыгрывалось в поучениях дона Хуана. Есть немалое число поклонников эзотерики, для которых свойственна привязанность к образам прошлых воплощений. Впрочем, наверное каждый мистик мог испытать особый вид внутренних вибраций и душевного трепета в связи с раскрывающимся постепенно знанием прошлых жизней: родная когда-то музыка, узнаваемые во время туристических поездок улицы иных городов… Полезно будет понять, что этот особый вид «эзотерической ностальгии» связан, конечно, со склонностью низшего-«я» пережевывать и мусолить прошлое, увековечить прошлое и настоящее навсегда. Одно из позитивных качеств системы толтеков связано именно с тем, что она не оставляет ученику практически никаких шансов застревать в этом прошлом, заниматься смакованием всего давно уже прошедшего когда-то… Во время медиумических контактов человека с разными астральными сущностями, со стороны духов очень часто передается дезинформация о прошлых воплощениях. Обычно духи стараются всячески приукрасить предыдущие инкарнации, «нашептывая», что дескать вы были Иоанном Крестителем, Ньютоном или даже …Иисусом Христом. На это обстоятельство обратил внимание, в частности, Раймонд Моуди в своих научных исследованиях: он один из первых заметил, что среди поклонников эзотерики, медиумизма и контактерства попадаются лишь знаменитости из прошлого, зато так мало тех, кто был в прошлых инкарнациях конюхом, прачкой или, скажем, мельником… Наоборот, опыты Моуди с регрессией в прошлые жизни во многом помогают восстановить здесь справедливость… Что касается реинкарнации, то стоит заметить: о ней прекрасно знают и ее учитывают другие американские индейцы — например, майя и северные племена кри и лакота в Канаде… Но дело конечно не в том, что люди думают или даже как считают, а в том, к каким результатам все это приводит в конечном итоге… О пользе и вреде знаний прошлых воплощений я скажу ниже, в разделе о совмещении несовместимого. Так или иначе, каждый человек рождается здесь потому, что когда-то не сдал экзамена на эволюционную зрелость. А вот как уже вы выберетесь из этого колодца магнетических привязанностей Души к нашей планетарной эволюции — это уже вопрос всей вашей нынешней эволюции! ЧТО ТАКОЕ «МАГИЯ»? Надо сразу сказать, что данный вопрос не только продолжает оставаться весьма туманным в массовом сознании, но и по существу является одной из сложнейших проблем любой теологии. Хотя бы потому, что практически все из существующих мировых религий используют в своей повседневной практике те или иные магические элементы, сознательно или неосознанно. На это обстоятельство в общественных масштабах первой обратила внимание Е. П. Блаватская (хотя она и явно перестаралась в своей критике религий). Все религии и существующие духовные учения — одно из выражений любви Бога к человечеству, заботы большего по отношению к меньшему, общего по отношению к частному… Однако, человеческое сознание не в состоянии вместить в себя всей Абсолютной Истины, и, выхватывая из последней те или иные аспекты, на земле формировались те или иные учения, более частные по отношению к невмещающемуся ВСЕМУ. Поэтому, наряду с религиозными доктринами и духовными течениями, еще в глубочайшей древности стали появляться и некие дериваты, обрывочные учения, которые, однако, казались вполне приемлемыми и ценными для определенных групп людей. Так, собственно говоря, и появились магические системы практик, причем эти отрывочные знания варьировали разных приверженцев изначально: то, что удавалось узнать от Наставников одному магу, хранилось в строгой тайне от других… Еще во времена Лемурии — Третьей коренной Расы — некоторые жрецы из числа земных людей стали использовать знания управления невидимыми силами в корыстных целях… Укореняясь, это явление и стало источником возникновения магии, когда основной ценностью духовного учения считалось получение сугубо утилитарных выгод из знаний метафизиченских соотношений «по-вертикали», т. е. связей между разными уровнями и планами Реальности. Если говорить широко и точно одновременно, магия — это искусство получать проявленные в Физическом мире результаты посредством некоторых операций, производимых в тонких мирах. Маг при этом может видеть сопутствующие эффекты на относительно тонких уровнях Астрального или Ментального плана, а может и не видеть (последнее встречается намного чаще и прежде всего относится к заклинаниям и заговорам); он может выходить из Плотного тела или не выходить… Такое определение магии (см. также «Современную магию» Дональда М. Крэга), кажется мне наиболее оптимальным, поскольку оно охватывает самый широкий спектр разнообразных типов магии и самих магических операций. Колдовство — примитивная магия, обычно относящаяся по своей направленности к черной магии, но работающая исключительно на уровне самых грубых энергетических слоев Эфирной области. Одно из определений магии К. Кастанеды — «вся магия это перемещение точки сборки» Книга 9 — не следует рассматривать не только как единственное, но даже слишком серьезно: оно не только одноаспектно, но и дает слишком много возможностей для субъективизма, приводит к самому примитивному солипсизму и агностицизму. Тем более, что смещение точки сборки есть орезультат магии, один из множества эффектов. Кармические последствия тоже являются результатом магии, но магия не определяется через свои кармические последствия. Вместе с тем, нельзя не отметить, что смещение точки сборки всегда связано с реальными изменениями в человеке, и здесь индивидуальные фантазии на тему магии исключены. Замечу также, что один из парадоксальных на первый взгляд выводов и следствий связан с тем фактом, что Божественное Воплощение (Аватар — в индийских терминах) подходит под определение мага. Более того, Он оказывается и йогом, и магом, и, одновременно, владыкой магических сил, поскольку не только в совершенстве владеет низшими энергиями, но еще и видит все планы, прозревая миры Духа и Материи насквозь, даже и каждый их отдельный слой в отдельности. На санскрите такое воплощение Бога на земле называют также Йогешварой, то есть «владыкой йогических сил». Но все же есть и коренное отличие Аватара даже от самого могущественного мага: последний владеет или одной способностью, или некоторым спектром сверхчеловеческих способностей, тогда как Аватар владеет всеми силами йоги и магии одновременно. Само определение приведенное выше определение магии не различает и не связывается с характером применяемых магом сил — восходящих (эволюционных) или инволютивных. В этой связи каждый святой есть одновременно немножечко маг, хотя обратное утверждение, что каждый маг развивает в себе элементы святости, неверно. На практике же любой человек, серьезно изучающий духовные знания, понимает, что границы того, что можно считать магией, весьма и весьма расплывчаты. Однако, суммируя отличия религии от магии, мы получим следующие важные положения: а) магия — это сокращенный, урезанный вариант религиозной практики, и потому ущербный в своих последствиях. б) магия — это нарушенные соотношения между духовными истинами разного порядка и уровня значимости: сведения о Боге, о высших качествах Бога и человека, тезис о необходимости сознательного служения Господу объявляются незначимыми и потихоньку сокращаются; зато, наоборот, утилитарные выгоды из метафизических знаний постепенно ставятся на первое место под предлогом удовлетворения людских чаяний и надежд; В этом, кстати, и проявляются эффекты «старения» и вырождения религий вплоть до темного язычества… в) девиз религии — «да будет Твоя воля, но не моя», тогда как в магии — «да будет воля моя, а до Твоей мне дела нет, некогда»… г) религия отличается от магии и по своим последствиям: все религии зовут человека вернуться к Богу, ведут к переходу Монад в Царствие Небесное, тогда как все магические системы и практики в самых разных своих проявлениях и конкретных формах имеют следствием застревание душ в материи; даже оздоровительные формы магии могут сопровождаться замедлением духовного роста — не могут нарабатываться такие духовные качества, как непривязанность, отрешенность… Так или иначе, важно не название, а содержание, что за ним скрывается. Например, астрология или хиромантия суть самая настоящая магия, если они используются для того, чтобы «бороться с жизнью», «обмануть судьбу», «перехитрить Карму». И та же астрология может быть ценным подспорьем для духовного человека, борющегося со своими недостатками. О парапсихологии уже я не говорю — в ее современном виде это есть самая настоящая магия: духовного там нет ничего, кроме туманных общих фраз и наивных упований на автоматическое развитие духовных качеств человека, якобы происходящее параллельно с ясновидением и т. п. То же самое можно сказать и о «советской йоге» — йога без Бога все равно что христианство без Христа. Магия может быть средством сознательного установления согласования и гармонии между разными аспектами, сферами и уровнями жизни (куда, кстати, более эффективным путем, чем демагогия, принимаемая за религиозность); магия может помогать навести мир в душе, устранить возрастающие противоречия между запросами тела, души и Духа. Но магия может быть также путем к духовной смерти, к застою в развитии, неверной дорогой извращенного ума… Как видите, все зависит от самого человека, и лишь сам человек извращает и задерживает свой Путь! Поэтому в одной и той же духовной традиции или системе могут быть священнослужители и жрецы, диаметрально противоположного характера деятельности. Особенно это относится к древним религиям и остаткам самых архаических культов. В новых же религиях — типа христианства — вся организация строится церковными иерархами так, чтобы исключить не только возможности перерождения религии в магию, но и против любого инакомыслия… Возьмем, к примеру, историю даосизма: даосизм древний — это персоналистическая религия; даосизм средневековья был уже имперсоналистическим, хотя и включал в себя пантеон полубогов и вознесшихся Мастеров, но «даосизм» некоторых новых «мастеров — суть магия с большими возможностями индивидуальных извращений. Важно понять: главное, что стимулировало развитие магических систем — это именно погоня людей за материальными эффектами, могуществом в разных его формах и проявлениях, что давало конкретное могущество и вполне ощутимые и определенные утилитарные выгоды. Поэтому я часто использую слово «магизм», чтобы одновременно обозначать сугубо утилитарные формы применения магии в отрыве от духовного и подчеркнуть их нетождественность со всеми древними религиями и духовными школами типа «магия толтеков», «магия даосов»… При этом магизмом могут быть как обрезанные и искаженные древние воззрения, так и сами поступки даже квалифицированных оккультистов. Слово «магизм» хотя и близко к оккультизму, но не тожественно: оккультизм есть в теории совершенно беспристрастная наука о законах Космоса и метафизических связях, а в практике — оккультизм бывает разный: как светлой направленности, так и темный. Магизм же всегда основан на привязанностях души, и потому всегда имеет следствием застревание Монады в промежуточной материальности низших четырех уровней. ЧТО ТАКОЕ «ДУХОВНОСТЬ»? Параллельно надо уточнить, что понимается под «духовностью». Если сравнить множество книг духовно-эзотерической направленности, то здесь можно видеть разнобой и даже большую путаницу. Известные сейчас мировые религии и духовность обычно противопоставляются магии как нечто абсолютно противоположное. Это правильно в одних отношениях (о чем уже говорилось выше) и совершенно неверно в других аспектах. Духовность человека — это одновременно существование в нем качеств Духа, т. е. имманентная внутренняя сущность человека как Искры Божьей (Атмы), и проявление им качеств Духа в повседневной жизни, когда человек проявляет эти глубинные свои духовные качества. Первый смысловой аспект можно считать статическим или потенциальным, а второй — динамическим. И действительно: вся духовность действительно может долгое время так и оставаться нереализованной! Вспомним о трех основных составляющих человеческого «я» — тело, душа и Дух. В те или иные моменты повседневной своей жизни, даже просто на работе, у человека могут доминировать телесные проявления, когда требуются физические усилия («волка ноги кормят»), или же душевные проявления, когда активизирован интеллект или эмоциональная сфера; и, наконец, сравнительно редки проявления собственно Духа — бескорыстные Любовь и Сострадание, непривязанность, отрешенность от всего материального. Как видите, все очень просто, и не нужно каких-то особых «-измов» или сложных теологических построений, чтобы понять, какие проявления — плотские, душевные или духовные — преобладают сейчас в вашей собственной жизни. Сложные психологические конструкции способны запутать кого угодно, но не решают за вас основных задач воплощения; даже астрология или нумерология — все они имеют лишь косвенное отношение к Духу. Или вы проявляете качества Духа, или нет. Духовные качества могут иметь прагматическое значение в земной жизни, но могут и не иметь этого утилитарного применения. Нагорная проповедь Христа есть одновременно и призыв к проявлению подлинно духовных качеств человеческого высшего-«Я», и, в то же время, оптимальное решение для большинства жизненных ситуаций. Каждая современная мировая религия призывает человека проявлять качества Духа, превзойти над ограничениями плотской жизни. Развернутый инвентарный перечень подлинно духовных качеств вы можете найти в 16-й главе Бхагавад-Гиты (приемлем любой перевод с санскрита!). Там все перечисляется: какие качества человека являются подлинно духовными, а какие имеют обратную направленность, справедливо считаются демоническими. Чтобы не быть голословным, я привел основные моменты в Приложении 2 — перечисление Божественных и демонических качеств и проявлений в человеке. Вопрос же — в чем именно состоит «духовное развитие»? — я специально пока не рассматриваю: в развернутом виде его можно анализировать только после выяснения целого ряда других аспектов. Конечно, духовное разитие есть развитие духовных качеств человека. Это скорее аксиома, чем что-то, нуждающееся в особых доказательствах. Но, учитывая сами методы практики и аспекты структуры ауры человека, эти два вопроса — «что такое духовность?» и «что такое духовное развитие?» — все же не одно и то же. Поэтому к анализу этих ключевых аспектов духовной науки мы еще не раз вернемся подробнее ниже, по ходу нашего дальнейшего изложения. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|